Международные правовые акты по защите прав несовершеннолетних законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв.

Защита имущественных прав несовершеннолетних

Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних

Содержание занятия:

1. Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних

2. Защита прав несовершеннолетних

3. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

а) Международные правовые акты

б) Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

1. Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних

Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Но перед рассмотрением вопросов правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.

В российском праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

В международных актах используется термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.  в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном).

Гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» — в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет — и «несовершеннолетний» — в возрасте от 14 до 18 лет.

Аналогичным образом определяются данные понятия и в Уголовном кодексе РФ, часть 1 ст. 89 которого указывает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Указанные законодательные трактовки обусловлены различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

Семейный Кодекс уравнивает понятия «ребенок» и «несовершеннолетний». Так, в ст. 54 СК РФ определено, что «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)».

Статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет понятие «ребенок» «как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) .

Анализируя положения международных и российских нормативно-правовых актов следует заключить, что несовершеннолетний — это  лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

2. Защита прав несовершеннолетних

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетни-ми и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

—  максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

—  приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

—  создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

— законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров .

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к действующим социально-экономическими условиям.

3. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию правосубъектность. Под правосубъектностью понимают способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Таким образом, правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Структурно законодательство в части защиты прав и законных интере-сов несовершеннолетних можно изобразить в виде следующей схемы:

Квалифицированные специалисты-юристы проинформируют Вас не только о правах, которые возникают с момента рождения у каждого гражданина.

Приём граждан по вопросам защиты прав детей пройдёт в Пскове

Защита прав и имущественных интересов несовершеннолетних, недееспособных и безвестно отсутствующих граждан

В целях защиты прав и имущественных интересов несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан администрация города Рязани осуществляет выдачу разрешений на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных и безвестно отсутствующих граждан, а также отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством. Порядок выдачи указанных разрешений утвержден постановлением администрации города Рязани от 12.06.2012 № 3610.

Прием заявлений на выдачу разрешений осуществляется специалистами администрации города Рязани по адресу: г. Рязань, ул.Ленина, д.45 а, каб.100 а.

Прием граждан ведется с понедельник по четверг с 09.30 до 12.00 и с 14.30 до 17.00. Пятница неприемный день.

Перечень документов для выдачи разрешений

1. Для получения разрешения на сделку с имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих, а также на отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством, необходимо предоставить в администрацию города Рязани следующие документы (вместе с ксерокопиями):

1.1. Заявление о разрешении на совершение сделки с жилым помещением, которое подписывается всеми собственниками старше 14 лет и родителями (законными представителями) несовершеннолетних до 14 лет.

1.2. Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия:

— паспорта всех лиц старше 14 лет;
— свидетельства о рождении несовершеннолетних (до 18 лет);
— в случае расторжения брака между родителями — свидетельство о расторжении брака;
— в случае смерти кого-либо из родителей — свидетельство о смерти;
— в случаях установления опеки (попечительства) — постановление об установлении опеки (попечительства);
— доверенность на обращение в органы опеки и попечительства.

1.3. Справка о регистрации с места жительства с указанием лиц, зарегистрированных как в отчуждаемом, так и в приобретаемом жилом помещении с 04.07.1991 (или после последней сделки) по настоящее время. Справка предоставляется в подлиннике и должна быть адресована в органы опеки и попечительства.

1.4. Правоустанавливающие документы на жилое помещение (регистрационное удостоверение, свидетельство о праве на наследство, договор безвозмездной передачи, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, вступившее в законную силу судебное решение и т.п.).

1.5. Свидетельство о государственной регистрации права собственности (если жилое помещение приобреталось после 01.01.1999).

1.6. Технические паспорта (извлечения из технических паспортов) на жилое помещение.

2. При приобретении квартир в строящихся жилых домах необходимо предоставить:

— договор, заключенный со строительной компанией, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в установленном порядке;
— договор уступки права требования, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в установленном порядке;
— справку о строительной готовности жилого дома или акт приемки законченного строительством объекта;
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
— документы, подтверждающие внесение платы по договору;
— справку о регистрации несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных по новому месту жительства (на период до завершения строительства).

3. Для получения разрешения на продажу нежилых помещений, земельных участков, гаражей, акций, транспортных средств, регистрацию транспортных средств и т.д. в дополнение к документам, указанным в пунктах 1.1, 1.2, необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на вышеуказанные объекты.

4. Для получения разрешения на снятие денежных средств, получение компенсаций, распоряжение денежными вкладами в дополнение к документам, указанным в пунктах 1.1, 1.2, необходимо предоставить сберегательную книжку либо свидетельство о праве на наследство на вышеуказанное имущество, либо справку из банка о вкладе.

5. Для получения разрешения на приватизацию жилых помещений, в которых зарегистрированы исключительно несовершеннолетние, в дополнение к документам, указанным в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, необходимо предоставить справку из органов технической инвентаризации о том, что данное жилое помещение не зарегистрировано по праву частной собственности и справку о том, что несовершеннолетний ранее не использовал право приватизации.

6. Для получения разрешения на заключение договора коммерческого найма, договора ренты, договора аренды имущества, договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего в дополнение к документам, указанным в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, необходимо предоставить проект договора ренты, аренды, договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего.

Порядок выдачи разрешений на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, а также на отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством

1. Порядок выдачи разрешений на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, а также на отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством (далее — Порядок) разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами Рязанской области, муниципальными правовыми актами.

2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

— опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
— попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
— подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
— недееспособный — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
— специалисты администрации города Рязани — сотрудники управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, на которых возложены обязанности по осуществлению приема документов по вопросам, связанным с управлением и распоряжением имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, подготовке проектов соответствующих правовых актов администрации города Рязани;
— права и законные интересы — совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

3. Специалисты администрации города Рязани в пределах своей компетенции:

— осуществляют прием граждан по вопросам, связанным с управлением и распоряжением имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, с отчуждением жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством;
— готовят проекты правовых актов администрации города Рязани о разрешении отчуждения жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством, на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, сдаче его в наем (в аренду), безвозмездное пользование или в залог, а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетним, недееспособным, ограниченно дееспособным гражданам прав, раздел их имущества или выдел из него долей и любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан (далее — разрешение) и об отказе в выдаче разрешения.

4. Разрешение и отказ в выдаче разрешения оформляются в форме постановлений администрации города Рязани.

5. Документы, указанные в Перечне документов, необходимых для выдачи разрешения на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, а также на отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством, утвержденном администрацией города Рязани, подаются по месту жительства несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих и принимаются специалистами администрации города Рязани.

6. Заявления несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, родителей (законных представителей), опекунов (попечителей) несовершеннолетних, опекунов недееспособных граждан, попечителей ограниченно дееспособных граждан, доверительных управляющих имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими, подаются лично с предъявлением документов, подтверждающих личность, а в необходимых случаях, с предъявлением документов, подтверждающих полномочия (доверенности, постановления об установлении опеки, попечительства и другие документы, предусмотренные действующим законодательством).
Заявления регистрируются в журнале регистрации заявлений граждан.

7. Заявления граждан о выдаче разрешений подлежат обязательному рассмотрению в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

8. В целях защиты имущественных прав несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных, безвестно отсутствующих граждан сделки по отчуждению жилых помещений, затрагивающие их интересы, должны совершаться с условием одновременного либо предварительного приобретения жилых помещений, в которых они будут проживать и станут собственниками

9. При нахождении продаваемого и покупаемого жилого помещения в разных населенных пунктах разрешение выдается с условием предварительной покупки жилого помещения, предварительной регистрации договора купли-продажи жилого помещения либо при наличии предварительного договора купли-продажи жилого помещения, удостоверенного нотариусом.

10. В случаях, если условия совершения сделок с имуществом несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан, предлагаемые заявителями, влекут уменьшение имущества, ухудшение жилищных условий указанных категорий граждан, в случаях противоречий между их интересами и интересами законных представителей, при несогласовании условий сделки между законными представителями, а также в случаях нарушения Порядка, заявления выносятся на рассмотрение комиссии по защите имущественных прав несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан и рассматриваются с участием заявителей.

11. Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются уменьшение имущества или ухудшение жилищных условий несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан.

12. В случаях, когда после получения разрешения сделка не была совершена (по разным причинам), постановление администрации города Рязани подлежит признанию утратившим силу.

13. Специалисты администрации города Рязани осуществляют контроль за исполнением гражданами постановлений администрации города Рязани по вопросам отчуждения имущества несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных и безвестно отсутствующих граждан. Если в постановлении администрации города Рязани установлена необходимость предоставить отчет о его исполнении, граждане обязаны предоставить специалистам администрации города Рязани соответствующие документы в указанный срок.



В статье утверждается, что права и свободы человека и гражданина, их признание, уважение и защита — это основа, на которой базируется.

Защита прав и интересов несовершеннолетних

Основные права и обязанности несовершеннолетних

14.10.2019

Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве базового принципа охрану и защиту материнства и детства (ст. 38).

Права ребенка определены не только на уровне российского законодательства, но и в Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989. Положения Конвенции основаны на том, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, а также поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

К числу основных прав несовершеннолетнего относятся:

· жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

· знать своих родителей, право на их заботу, воспитание, совместное проживанием с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка;

· на имя, фамилию и отчество;

· на защиту, обеспечение его интересов;

· на всестороннее развитие, отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту ребенка;

· на медицинскую помощь;

· на уважение человеческого достоинства;

· на образование, в том числе дополнительное;

· на труд (трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения);

· на общение с родственниками;

· на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим интересы ребенка;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

· право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Кроме того, в соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложена обязанность по выявлению указанной категории детей, защите их прав и законных интересов, назначению им опекунов и попечителей, последующему контролю за условиями содержания и воспитания детей.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

О выявлении лиц, жестоко обращающихся с детьми и (или) вовлекающих их в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния, следует незамедлительно сообщить в органы внутренних дел.

Помимо прав несовершеннолетние также имеют ряд обязанностей, к числу основных из них относятся:

· слушаться своих родителей (законных представителей);

· учиться (при этом начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными),

· соблюдать устав, другие локальные акты образовательного учреждения;

· соблюдать нормы поведения в обществе,

· не нарушать требования закона,

· в случае осуществления трудовой деятельности – соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;

· юношам по достижении возраста 17 лет встать на воинский учет (с 1 января по 31 марта).

За неисполнение указанных обязанностей в предусмотренных законом случаях и с определенного возраста ребенок несет ответственность.

К примеру, в силу ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста 15 лет, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков может быть отчислен из образовательной организации.

За совершение административных правонарушений и преступлений ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.

Однако за отдельные виды преступлений (такие как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон транспортного средства, уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах и т.д.) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, — органом опеки и попечительства, прокурором или судом.

Так, в прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеется отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, работает телефон «горячей линии» по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних — 8 (3467) 35-29-40.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних                                                       

Возврат к списку

Защита прав и имущественных интересов несовершеннолетних, недееспособных и безвестно отсутствующих граждан В целях защиты прав и.