Преступность несовершеннолетних — это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность.

Виды ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий.

Тематический классный час

«Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них»

Цель: знакомство с видами правонарушений несовершеннолетних и ответственностью за них.

Задачи: проанализировать состояние правонарушений несовершеннолетних, их причины;

 обозначить роль родителей в профилактике правонарушений подростков.

Форма проведение: беседа-диалог.

Участники: классный руководитель, учащиеся, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних.

Подготовительный этап

  1. Подготовить информацию о состоянии правонарушений в школе, районе, городе
  1. Анкетирование учащихся:

Согласны ли вы с приведенными ниже утверждениями?

(1 — да, 2 — скорее да, 3 — скорее нет, 4 — нет, 5 — я не понимаю, что имеется в виду).

  1.   Я могу принимать самостоятельные решения.
  2.   Я не очень замкнут.
  3.   Я не очень целеустремленный.
  4.   Я искренен.
  5.   Я терпим.
  6.   Я ответственен.
  7.   Я недостаточно верю в себя.
  8.   Я знаю свои способности.
  9.   Я недоволен собой.

  10.Я не умею расслабляться.

       11.Я не сдерживаю обещаний.

12.  Я не могу принимать критику.

13.  Мне наплевать на одноклассников.

14.  Мне наплевать на мнение взрослых и на их дела.

15.  Я обращаю внимание на поведение людей.

16.  Я знаю, где мое место (в классе, в семье).

17. Мои товарищи не принуждают меня делать что-то.

18.  Я не очень доверяю людям.

   19.  Я пытаюсь понять взрослых.

Оформление кабинета, оборудование, инвентарь

Презентация на интерактивной доске:

 Слайд № 1  «Право — это все то, что истинно и справедливо» (Пословица).

Слайд № 2   «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев, русский философ).

Слайд № 3  «Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством» (Г. Филдинг).

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

        В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления сегодня актуальна. В период становления рыночных отношений резко возрастают противоречия между повышением благосостояния, ролью в социально-политической и экономической жизни общества одной категории граждан и резким понижением социального статуса другой категории людей. Но это не единственная причина правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

II. Выступление социального педагога на тему «Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними»

Слайд № 4     По мнению опытного социального педагога Л.В. Савченко, существуют возрастные особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без учета которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений.

Слайд № 5    К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание.

Слайд № 6       К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Убеждения — это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.

Слайд № 7  Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более — суждений.

         Следователи по делам несовершеннолетних часто не разграничивают понятия «причина» и «условие» совершения преступления. Одни именуют причины, способствующие совершению преступления, условиями, другие причины и условия называют одним общим термином — «обстоятельства, способствующие совершению преступлений». Подмена одного понятия другим, непонимание их сущности приводят к тому, что в результате расследования обычно выявляются и устраняются только условия, способствующие совершению преступления, в то время как порождающие преступление причины, оставаясь вне поля зрения следователя, могут привести к новым правонарушениям.

             Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и  порождает его. Условия же  сами не могут породить следствие, но, сопутствия причинам и способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения следствия.      

Слайд № 8.    Преступление — результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничиваются установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следователи в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия, способствовавшие совершению преступления.

В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:

Слайд № 9

  1. непосредственная причина совершения подростком преступления;
  2. причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;
  3. объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;
  4. условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.

Слайд № 10. Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, — это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.

В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.

Слайд № 11.  Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности — от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.

 Слайд № 12.  Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и т. п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям других.

Слайд № 13.  Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.

Слайд № 14.      Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.

Слайд № 15.  Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов —  озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.

Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

Слайд № 16.   Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя — отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т. п.

Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.

Слайд № 17.  Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень,

наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т. п.), а также разного рода психические аномалии.

Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.

Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену и т. д.). Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.

Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.

Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.

Значительная роль в предупреждении правонарушений подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это — обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т. д.

Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.

III. Выступление инспектора по деламнесовершеннолетних «Виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних и ответственность за их совершение»

Все административные правонарушения перечислены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Вот некоторые из них: (слайд № 1) мелкое хулиганство (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т. д.), мелкое хищение чужого имущества, распитие алкогольной продукции, потребление наркотических средств, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, занятие проституцией и другие.

К административной ответственности привлекаются совершившие административные правонарушения лица по достижению 16 лет. Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется оно в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По закону могут быть следующие виды наказаний: (слайд № 2) предупреждение (выражается в официальном порицании); административный штраф (денежное взыскание); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию) и др.

После совершения административного правонарушения составляется протокол. В протоколе (слайд № 3)  указывается дата, место его составления: должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества. Адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело; а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.  

При составлении протокола правонарушителю и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Об этом в протоколе делается отметка.

Копия протокола об административном правонарушении после его составления вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, и потерпевшему — по его просьбе.

Если протокол невозможно составить на месте выявления правонарушения и если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть принудительно доставлен (препровожден) в милицию.

В том случае, если имеется возможность составить протокол на месте выявления административного правонарушения, например: установлена личность нарушителя, имеются необходимые документы, обстановка на месте совершения правонарушения не создает препятствий, протокол о правонарушении может быть составлен на месте без применения доставления.

(слайд № 4) При доставлении несовершеннолетнего органами внутренних дел необходимо: установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях (опекунах, попечителях), выяснить обстоятельства совершения правонарушения; оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности; направить в лечебные учреждения в случае нахождения в состоянии наркотического опьянения или одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае телесных повреждений (при необходимости); передать несовершеннолетнего родителям или законным представителям и т. п. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Рассмотрением дел об административных правонарушениях несовершеннолетних занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КпДН). Исключение составляют лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения. Их рассматривают КпДН в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

(слайд № 5)  Преступлением признается запрещенное Уголовным кодексом РФ деяние (действие или бездействие), представляющее опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.

Преступления бывают умышленными или совершенными по неосторожности.

Прежде чем признать человека виновным в совершении преступления, необходимо выяснить, имел ли он умысел его совершить.  (слайд № 6)  Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознает общественную опасность совершаемых им действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (статья 25 УК РФ).  (слайд № 7)  В случае совершения преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявляло необходимую внимательность и предусмотрительность (статья 26 УК РФ).

Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступления, но ужесточает наказание за повторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садистские преступления, соучастие, за групповые преступления. (слайд № 8) Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (статья 32 УК РФ). Соучастие возможно только в умышленных преступлениях. (слайд № 9) Соучастниками преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответственность соучастников в преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (статья 33 УК РФ).

Групповыми признаются преступления, совместно совершенные двумя или более исполнителями, объединившимися в группу без предварительного или с предварительным сговором.

(слайд № 10)  Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть осужден за совершение преступления. Законодатель предполагает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки. Однако если ребенок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

(слайд № 11)  Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищения человека, изнасилования, разбоя, грабежа, кражи, вымогательства, угона автомобиля, хулиганства при отягчающих обстоятельствах, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, повлекшего тяжкие последствия или совершенного опасным способом, хищения огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых и наркотических веществ, терроризма, захвата заложника, заведомо ложного сообщения об акте терроризма, вандализма, а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (статья 20 УК РФ).

В Уголовном кодексе есть Общая часть, в которой даются понятия преступления, соучастия, вины, перечисляются меры наказания и т. д., и Особенная часть, в которой содержатся определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие ответственность за них.

(слайд № 12) Наказание применяется не только в целях восстановления справедливости, но и как средство исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений (раздел III УК РФ). Уголовный кодекс устанавливает для несовершеннолетних, например, следующие виды наказаний: штраф; обязательные работы; исправительные работы; лишение права заниматься определенной деятельностью; арест; лишение свободы на определенный срок.

(слайд № 13)  К несовершеннолетнему, который впервые совершил тяжкое преступление, могут быть применены вместо мер уголовного наказания принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, возложение обязанностей загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

При наличии исключительных обстоятельств, относящихся к личности несовершеннолетнего, суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.

(слайд № 16)  Кража — это тайное, то есть скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие ее, могут быть наказаны либо штрафом (до 500 минимальных окладов), либо исправительными работами (до 1 года), либо арестом (до 4 месяцев), либо лишением свободы (до 3 лет). Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проникновением в жилище, помещение или хранилище, влечет за собой более строгое наказание — до 6 лет лишения свободы (статья 158 УК РФ).

(слайд № 17)  Грабеж — это открытое хищение имущества подростком, наказание может быть назначено в виде исправительных работ (до 1 года), либо ареста (до 4 месяцев), либо лишения свободы (до 4 лет) (статья 161 УК РФ). Более суровое наказание (до 7 лет лишения свободы) влечет за собой совершение грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия группой лиц по предварительному сговору, а также с незаконным проникновением в чужое жилище, помещение или хранилище.

Уголовное наказание преследует цель исправления нарушителя и учитывает к тому же возрастные особенности несовершеннолетних, поэтому уголовное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на смягчение ответственности подростков.

К примеру, несовершеннолетним не могут быть назначены такие виды наказания, как лишение свободы сроком на 10 лет, ограничение свободы, конфискация имущества, смертная казнь и некоторые другие. Штраф может быть назначен только при наличии у осужденного подростка самостоятельного заработка или имущества, которое можно с него взыскать.  (слайд № 18)Для подростков до 18 лет предусмотрены сокращенные сроки отбывания таких наказаний, как арест (от 1 до 48 месяцев), исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного до 1 года, а также обязательные работы, назначаемые в форме посильной для несовершеннолетнего работы в свободное от учебы или основной работы время на срок от 40 до 160 часов. При этом арест назначается только тем лицам, которые достигли к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста.

IV. Обсуждение ситуации

Для обсуждения предлагается ситуация:

«Знакомый несовершеннолетних Алексея и Владика давно наблюдал за квартирой, которая большую часть времени была свободна. Он знал, что квартира неплохо обставлена, в ней есть драгоценные вещи. В один из дней ребята подошли к дверям квартиры…»

Важно ли чем закончилась эта история? Ясно одно: преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, поскольку в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совершении преступления. В качестве организатора преступления выступает знакомый, который предложил исполнителям (Алексею и Владику) совершить преступление. Он нашел квартиру и, видимо, знал, что в ней никого нет. Таким образом, он должен нести ответственность как организатор данного преступления, независимо оттого, было оно доведено до конца или нет. Кроме того, если он достиг 18 лет, то он должен нести ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, если будет установлено, что он сделал это путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, который привел ребят к совершению преступления (ч. 1 ст. 150 УК РФ).

Ребята могут быть признаны виновными за совершение грабежа, то есть открытое похищение имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище (п. «а», «б» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Данное преступление доведено ими до конца — они украли кошелек в присутствии хозяйки и вынесли его из квартиры. Здесь налицо все признаки преступления и признаки состава преступления: ребята посягали на собственность хозяйки квартиры. Они сделали это умышленно, так как знали и понимали, для чего идут в эту квартиру. И даже когда увидели хозяйку, все равно довели свое преступление до конца. Для соучастия не имеет значения, кто конкретно взял кошелек. Главное, что необходимость украсть вещи из квартиры охватывалась умыслом обоих исполнителей. Наконец, все являются субъектами преступления, поскольку достигли возраста уголовной ответственности.

Данное преступление относится к числу тяжких. За него установлено суровое уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом либо без такового.

        В то же время при назначении наказания суд учитывает характер, степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Организатор преступления, как говорилось выше, должен понести более суровое наказание, ребята — исполнители преступления понесут более мягкое наказание, так как они совершают преступление впервые, несовершеннолетние.

V. Информация о состоянии правонарушений в школе, районе, городе Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, порнобизнес, незаконный оборот оружия, боеприпасов, криминальную торговлю автомобилями и запчастями. Растут число и тяжесть насильственных и корыстно-насильственных преступлений, преступлений, совершенных в группах, под руководством взрослых. Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений — на 108%, тяжких телесных повреждений — на 80%, грабежей — на 37%. Наблюдается увеличение числа преступлений, совершенных девочками-подростками. Естественно, что сказывается резкое падение уровня жизни подавляющей части населения, социальная незащищенность, неуверенность в завтрашнем дне, увеличивающийся разрыв между политикой государства и интересами его рядовых граждан. Дети это видят и ощущают на себе. По данным криминологических исследований, около 80% от числа доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних — дети в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотических веществ и токсических средств.

VI. Подведение итогов

Дополнительный материал

(слайд № 19)

     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

(Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.;

в редакции федеральных законов от 21 марта 2005 года № 21-ФЗ,

от 22 апреля 2005 года № 38-ФЗ).

{Извлечения)

РАЗДЕЛ 1

Глава 2

Статья 2.1. Административное правонарушение  (слайд № 20)

1.        Административным правонарушением признается противоправное,
виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за
которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федера-
ции об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

2.        Юридическое лицо признается виновным в совершении администра-
тивного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.2. Формы вины  (слайд № 21)

  1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3.Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность  (слайд № 22)

  1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
  2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7. Крайняя необходимость   (слайд № 23)

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 3.2. Виды административных наказаний  (слайд № 24)

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1.    предупреждение;
  2.    административный штраф;
  1.    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  2.    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  1.    административный арест;
  1.  административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного   гражданина или лица без гражданства;
  1.    дисквалификация.
  2.    административное приостановление деятельности.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правонарушения подростков: какими они бывают

Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, его формы и виды число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними с психическими.

Вы точно человек?

Страница 1 из 4

Данилова Марина Владимировна,
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
кандидат педагогических наук, доцент,
г.Владимир
Клюева Валерия Викторовна,
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
Гуманитарный институт,
кафедра социальной педагогики и психологии, студент,
г.Владимир

Анализ ситуации правонарушений среди несовершеннолетних

Криминальная обстановка по России остается сложной и требует принятия эффективных мер профилактики. Необходимо отметить, что с одной стороны за последние пять лет число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии, снизилось. Так, например, количество совершаемых преступлений в 2012 году ниже на 20%, в том числе тяжких – на 18%, особо тяжких более чем на 20%. Но с другой стороны ситуация остается достаточно сложной, процент совершаемых преступных деяний высок. Несовершеннолетними или при их участии на данный момент совершается каждое восемнадцатое преступление, что составляет 5,6% от общего числа преступлений. За распитие спиртных напитков в органы внутренних дел ежегодно доставляют более 80 тыс. лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. На учете стоит более 330 тыс. несовершеннолетних и около 150 тыс. родителей. К уголовной ответственности каждый год привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте 14-18 лет [1,c.4]. По данным Росстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2011 году составило 9834, в 2012 году – 9181. Число преступлений совершенных несовершеннолетними и при их участии: 2011 году – 11136, 2012 году – 10471 [5].

Правонарушение – любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права. 

Любое правонарушение характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние [3, c.168].   

Критерии

                            Виды

Характер и степень общественной опасности

— преступления небольшой тяжести;

— преступления средней тяжести;

— тяжкие преступления;

— особо тяжкие преступления [4].

Сфера нарушений

-гражданские (причинение вреда личности, имуществу гражданина или организации);

-административные (нарушение правил дорожного движения);

-дисциплинарные проступки (прогул)

[2,c.573].

Форма вины

— умышленные;

— совершенные по неосторожности.

Исключаются следующие преступные деяния: необходимая оборона, крайняя необходимость (устранение опасности, угрожающей жизни, здоровью), физическое, психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа (исключение: заведомо преступный приказ) [2,c.573].

 

 

Виды правонарушений                                     

Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. За такие преступления, как убийство, кража, разбой, похищение человека, умышленное причинение вреда здоровью, вымогательство, захват заложника, вандализм, угон автомобиля, уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста.

Как показывает анализ исследований и статистических данных, характерными видами правонарушений среди несовершеннолетних являются: распитие спиртных напитков в общественных местах, кража, грабеж, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо назначено наказание, а при освобождении от наказания судом возможно помещение их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа [4].

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правонарушение среди подростков

предотвращении преступлений и правонарушений, совершаемых формы неизбежно будут отличаться от форм, применяемых другими правонарушений для несовершеннолетних, шире, чем для взрослых (​например, прогулы.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

(Рекомендуется для родителей и подростков 5-8 классов)

Одним из основных условий успешного развития нашей страны на долгие годы является воспитание достойной смены, граждан страны, которые будут гордиться тем, что они Россияне.

Именно поэтому важнейшим приоритетом власти является обеспечение Конституционных прав граждан, на безопасную и комфортную жизнь, на что неоднократно акцентировал внимание органов представительной и исполнительной власти Президент России. От этого зависит и авторитет власти, и доверие к ней населения.

Каждый человек хочет, чтобы, его права никто не нарушал, и чувствовать себя в безопасности. Нам хочется верить, что большинство людей в мире, в нашей стране, в нашем городе – добропорядочные граждане, которые руководствуются принципами морали и нравственности, поступают по совести, учитывают мнения других людей, не нарушают их права, исполняют закон. Если бы каждый человек так жил и вёл себя, то не нужны были бы ни полиция, ни суды, ни тюрьмы. Но, к сожалению, эта картина далека от реальности. В мире постоянно совершаются различные преступления и правонарушения.

По данным Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области по итогам 9 месяцев 2017 года несовершеннолетними на территории области совершено более 1400 преступлений. Число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, составило около полутора тысяч лиц, из них  учащимися школ   совершено   1100   преступлений,   студентами   ВУЗов   СПО   –   14, работающими подростками – 9.

Никто из нас не застрахован от совершения против нас какого-либо преступления. Предотвратить беду всегда лучше, чем искать потом выход из сложившейся ситуации. Есть такая пословица: «Предупреждён – значит вооружён».

Ребята,  вы  вступаете  в  сложный,  но  интересный  возраст  14-15  лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

К сожалению, подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно.

Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, практически никто внятно не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл».

А во многих статьях Уголовного Кодекса РФ говорится о более серьезной ответственности за преступления, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Часто подростки отвечают, что не знали, что это наказуемо, что этого делать нельзя.

Но незнание закона не освобождает от ответственности. Между тем, как  показывают  статистические  сведения  Главного  управления  МВД России по   Свердловской области, уровень подростковой преступности остается достаточно высоким.

Существуют специальные юридические термины, касающиесяответственности, в том числе несовершеннолетних.

Противоправное  действие  –  это  антиобщественное  деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За преступления подростки в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности и осуждены.

К ответственности подростки привлекаются с 16 лет в соответствии с требованиями Уголовного Кодекса Российской Федерации. А за такие преступления, как  злостное хулиганство, кража, изнасилование, убийство уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Что такое ответственность?

Ответственность   –   необходимость,  обязанность  гражданина  отвечать  за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Существует  4  вида  юридической  ответственности  в  зависимости  от  вида нарушениях:

1.Административная ответственность несовершеннолетних.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

К административным правонарушениям относятся:

—   появление   в   общественных   местах   в   состоянии  алкогольного  или наркотического опьянения;

— распитие спиртных напитков в общественных местах;

— совершение мелкого хулиганства;

— нарушение правил дорожного движения;

— нарушение противопожарной безопасности и др

За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:

  • штраф,
  • предупреждение,
  • исправительные работы.

Если подросток, не достигший 16  лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,

предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Пример:

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу.  Тот,  не  удержавшись,  упал  на  проезжую  часть  дороги  и  попал  под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Под какие юридические нормы попадает шутка» несовершеннолетнего Саши?

Статья 87 УК «Уголовная ответственность несовершеннолетних»: Несовершеннолетними  признаются лица,  которым  ко  времени  совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать лет.

Статья 88 УК «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним»:

– штраф;

лишение права заниматься определённой деятельностью;

–обязательные работы;

исправительные работы;

арест;

лишение свободы на определённый срок.

Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.

Срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Лишение свободы   отбывается   несовершеннолетними в воспитательных колониях общего режима.

3. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового   законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность. Регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:

  • возмещение вреда,
  • уплата ущерба.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие видов нарушений:

Существует три вида нарушений: «Проступок.   Правонарушение. Преступление».

Проступок – это нарушение правил поведения или вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение   закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько примеров:

Пример № 1.

Пятиклассник Дима не приступил к занятиям  в школе после каникул, говорит,  что  не  хочет  посещать  уроки.  Как  можно  расценить  поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Это проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил).

  • Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:

  • добросовестно учиться;
  • выполнять задания по теме занятий;
  • не  пропускать  без  уважительной  причины  занятия  и  не  покидать  их раньше окончания;
  • не опаздывать на занятия;
  • бережно  относиться  к  имуществу  учреждения  и  в  случае  его  порчи восстанавливать за счет средств родителей;
  • уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)

Пример №2.

Попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно расценить их поведение?

(В данном примере имеют место 2 административных правонарушения)

1. Административную ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся (несовершеннолетним) спиртного,

2. Сами учащиеся – за приобретение и распитие спиртного.

(Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».)

Пример № 3

Семиклассники Игорь, Женя и Максим поджидали ребят из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Как  можно  классифицировать  действия  Саши,  Жени  и  Максима,  как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили уголовное преступление)

Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В«Уголовном  Кодексе  Российской  Федерации»  описаны  все  виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Вывод.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный Кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

Источники:

1. «Обзор состояния подростковой преступности на территории Свердловской области за 9 месяцев 2017 года» ГУ МВД России по Свердловской области;

2.URL:http: klassnye-chasy.ru

3.URL:http://peshaschool.edu-nao.ru

4.URL:http://videouroki.net

5.URL:http://contest.miroznai.ru

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МУЛЬТФИЛЬМАХ

Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних на территории Заводского района г. Но и другие ее виды не так уж безобидны. Но! Существует ряд составов правонарушений и преступлений, предусматривающих Часто противоправные деяния совершаются подростками в группе.