Основными видами контроля являются: контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый.

4.1. Структура органов по охране труда на предприятии.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Содержание

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный.Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Третьей ступени оперативного контроля — строгий экзамен

Стандарт устанавливает требования по организации и проведению контроля соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД». Стандарт.

Проверка состояния охраны труда

        Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
        Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
        Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
        В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
        Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
        Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
        Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
        Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
        Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
        Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
        По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

        Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
        Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
        Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
        Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
        На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
        Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
        Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
        На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
        В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
        Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
        Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.


Полезная информация:
Основные виды контроля: наличие инструкций и плакатов по охране труда​, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты. Проводится руководителем предприятия (техническим директором), совместно с.

Требования охраны труда и ответственность за их нарушение

Государственное высшее учебное заведение

«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ПРЕДМЕТУ: «ОХРАНА ТРУДА»

НА ТЕМУ:

«КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Студента 4 курса ВХП 1/9-11

Данильчука Никиты

Преподаватель

Апалькова Татьяна Александровна

Контроль за охраной труда на предприятии

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.

Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

— проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

— измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

— регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

— регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

— обследования состояния здоровья работников;

— мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:

— проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;

— выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;

— выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;

— принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.

Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.

Основными видами контроля являются:

— административно-общественный (оперативный) контроль;

— ведомственный контроль;

— государственный контроль;

— общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило — двух-, трехступенчатый.

Первая ступень — проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.

На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).

Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;

— выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;

— выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.

По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.

На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;

— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

— организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;

— организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;

— проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.

Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.

Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:

— при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;

— при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;

— по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

— принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Примечание:

Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

охрана труд травматизм контроль

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят для:

— определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;

— определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

— рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;

— представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.

План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.

Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.