судебно-экспертной деятельности, производством судебных экспертиз, образовательной и научной деятельностью в области судебной экспертизы.

Лицензирование судебно-экспертной деятельности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

Принят Государственной Думой                               5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации                                    16 мая 2001 года

(В редакции федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 05.02.2007 № 10-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 28.06.2009 № 124-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, — медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, — медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация — медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также — руководитель) — директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;

судопроизводство — регулируемая законодательством Российской Федерации о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

судебная экспертиза — предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

образцы для сравнительного исследования — объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;

повреждение объекта исследования — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;

уполномоченные федеральные государственные органы — федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, и федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 224-ФЗ) 

Статья 10. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.  (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 12. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.  (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.  (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

ГЛАВА II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Руководитель обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ)

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Руководитель вправе:

возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой ма

Независимость судебно-экспертной деятельности на Украине зависит от заменить действующий Закон Украины «О судебной экспертизе» 1994 года​.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 🔴 ст 23 Обязанности судебного эксперта // Проект закона о судебно-экспертной деятельности

Зависимая экспертиза

               А.И. Швед, кандидат юридических наук, доцент, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь

Определение судебно-экспертной деятельности и ее задач на современном этапе представляет важную проблему, которая имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В теоретическом аспекте судебно-экспертная деятельность рассматривается как объект особой области научных знаний – теории судебной экспертизы. Отсутствие определения объекта существенно сдерживает развитие методологии, в том числе изучение закономерностей, определяющих предмет теории.

       В практическом значении судебно-экспертная деятельность рассматривается как объект правового регулирования, который в Республике Беларусь к тому же выделен как самостоятельный объект единой государственной политики. Формирование особой системы государственных органов в лице Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь предполагает и соответствующий объект государственного регулирования, который нуждается в конкретизации. Тенденция широкого применения в нормативных правовых актах терминов «судебная экспертиза» и «судебно-экспертная деятельность» для обозначения особой группы общественных отношений проявляется на всем постсоветском пространстве. В частности в Республике Казахстан, Российской Федерации, Украине приняты соответствующие законы, определяющие унифицированные подходы правового регулирования в данной сфере. В рамках Евразийского экономического сообщества разработан типовой проект Закона «О судебно-экспертной деятельности» [1].

       В Республике Беларусь в данном направлении работа еще не завершена. Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь в настоящее время готовится проект концепции Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности», в которой эти понятия должны найти свое отражение [2].

       И в научной литературе и в обыденном представлении многих практикующих юристов судебно-экспертная деятельность отождествляется с проведением экспертиз в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, хозяйственно-процессуальным и административно-процессуальным законодательством. Следует при этом отметить, что процессуальное законодательство не использует термин «судебная экспертиза». Законодатель предусмотрел экспертизу как одно из средств доказывания (источника доказательств). Помимо процессуального законодательства ряд иных нормативных правовых актов использует такой же термин, который имеет иное значение.

       Помимо исторически сложившейся традиции именования экспертизы судебной имеется теоретическое обоснование, которое возникло в процессе формирования теории судебной экспертизы. Важным этапом развития данной теории стала концепция судебной экспертологии, предложенная А.И. Винбергом и Н.Т. Малаховской [3, 4, 5]. В обоснование идеи судебной экспертологии приводились в том числе доводы о необходимости формирования отдельных областей научных знаний, аналогичных судебной медицине – судебная химия, судебная биология и т.д. Данная идея так и не реализована. Вместе с тем это закрепило традицию на уровне терминологии современной теории судебной экспертизы.

       В настоящее время термин «судебная экспертиза» является базовым в теории и собирательным в отношении экспертиз, проводимых в рамках всех существующих видов судопроизводства. В различных справочных, научных и учебных изданиях по тематике судебной экспертизы еще можно встретить названия видов экспертиз без указания «судебная», вместе с тем это является, скорее, исключением, для которого в справочной и учебной литературе остается все меньше места. Данный термин унифицируется в законодательстве Республики Беларусь.

       Унификация реализована в нормативных правовых актах Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь в части перечней видов экспертиз, а также в нормативных актах Министерства образования Республики Беларусь в части перечней специальностей и квалификаций высшего образования и переподготовки. Вместе с тем, определения термина «судебная экспертиза» законодательство Республики Беларусь не содержит. В то же время для экспертиз процессуальное законодательство (все действующие процессуальные кодексы) предусматривает общие цели и задачи [6].

       Е.Р. Россинская правильно отмечает, что «основания и порядок назначения судебной экспертизы, права и ответственность эксперта, условия назначения повторных и дополнительных экспертиз во всех кодексах достаточно близки» [7, с.6]. Некоторые особенности процессуального регулирования в различных видах судопроизводства обнаруживаются в порядке назначения экспертиз, проверки, оценки и использования результатов судебной экспертизы. Причем для ряда особенностей, предусмотренных различными процессуальными кодексами, нет объективных оснований. Например, так называемая экспертная инициатива – исследование по вопросам, которые перед экспертом не ставились – в соответствии со ст. 236 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь является правом эксперта, а согласно ст. 226 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь – его обязанностью [8, 9]. Таким образом, отдельные особенности процессуальной регламентации порядка проведения экспертиз обусловлены скорее несовершенством процессуального регулирования и отсутствием единых взвешенных подходов, чем видовыми особенностями судопроизводства. Следует также отметить, что к порядку проведения экспертиз, применению методик экспертного исследования, оформлению его результатов правовыми актами Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь предъявляются единые требования. Это указывает на актуальность законодательного закрепления понятия «судебная экспертиза» и дальнейшей унификации подходов к процессуальному регулированию данного правового института.

       Производным от собирательного термина «судебная экспертиза» является термин «судебно-экспертная деятельность», который также активно применяется в нормативных правовых актах. Данный термин является наиболее проблемным в плане определения, так как в теории судебной экспертизы он не раскрыт. Очевидно, что его содержание шире содержания термина «судебная экспертиза». Определение судебно-экспертной деятельности нормативно закреплено абзацем четвертым пункта 422-4 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». К такой деятельности относится «возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по делам, рассматриваемым в суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности» [10].

       Необходимо отметить, что это определение дано исключительно в пределах регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности, поэтому и судебно-экспертная деятельность рассматривается только как специфическая деятельность субъектов хозяйствования. При этом в сферу правового регулирования, а значит и определяемого термина, исходя из предмета правового регулирования Указа, не входит: деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, системы государственных органов, реализующих единую государственную политику в данной сфере (Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь), деятельность научно-исследовательских и образовательных учреждений, экспертов, вовлекаемых в сферу судопроизводства на основе разовых поручений (постановлений, определений о назначении экспертизы, вынесенных в порядке проведения экспертиз вне экспертного учреждения). Безусловно, такие недостатки в правовом регулировании существенно снижают определенность в выборе средств и методов реализации государственной политики в рассматриваемой сфере.

       Представляется целесообразным при разработке концепции Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности» уточнить данное понятие, раскрыв различные уровни судебно-экспертной деятельности. В частности, судебно-экспертная деятельность должна включать деятельность судебных экспертов, судебно-экспертных учреждений, государственных органов. Кроме того современные тенденции правового регулирования деятельности государственных судебно-экспертных учреждений указывают на необходимость учета, помимо проведения судебных экспертиз, таких форм деятельности, как производство экспертиз и исследований вне процессуального порядка, ведение экспертно-криминалистических учетов и коллекций. Указанные обстоятельства требуют дополнительного анализа в ходе разработки проекта Закона.

 А.И. Швед, кандидат юридических наук, доцент, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь

Литература:

1. О типовом проекте законодательного акта «О судебно-экспертной деятельности» [Электронный ресурс]: Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, 11 апреля 2013 г. № 15-6 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2016.

2. Клинчук, А.В. Концептуальные основы регулирования судебно-экспертной деятельности / А.В. Клинчук, Л.О. Занимон // Судебная экспертиза Беларуси. – 2016. — № 1 (2). – с. 12-14.

3. Винберг, А.И. Судебная экспертология – новая отрасль науки /А.И. Винберг, Н.Т. Малаховская // Социалистическая законность. – 1973. – №11. – с. 49-51.

4. Винберг, А.И. О закономерности научных основ судебных экспертиз /А. И. Винберг, Н.Т. Малаховская // Социалистическая законность. – 1976. – № 1. – с. 62-64.

5. Винберг, А. И. Судебная экспертология (общетеоретические и методические проблемы судебных экспертиз)/ А. И. Винберг, Н.Т. Малаховская. – Волгоград, 1979. – 183 с.

6. Рубис, А.С. Стратегические цели и направления формирования системы судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь / А.С. Рубис // Законность и правопорядок. – 2009. – № 2. – С. 63-67.

7. Настольная книга судьи: судебная экспертиза / Е.Р. Россинская [и др.]. – М.: Проспект, 2016 – 464 с.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 1999 г., № 295-З, принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.; одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2016.

9. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 января 1999 г., № 238-З, принят Палатой представителей 10 декабря 1999 г.; одобр. Советом Респ. 18 декабря 1999 г.// КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2016.

10. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сентября 2010 г., № 450 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2016.

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 🔴 Жалоба на проект ФЗ О судебно-экспертной деятельности

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ ЧАСТНОЙ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ЧАСТНЫЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Киселевич И. В. Судебная экспертиза – правовой инструмент доказывания

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет правовую основу, организационные принципы и основные направления судебно-экспертной деятельности в Кыргызской Республике, а также регулирует правоотношения, возникающие при осуществлении судебно-экспертной деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее в проведении исследований и даче заключения экспертом по вопросам, которые требуют специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному, гражданскому и административному делу.

Вывод судебного эксперта — изложенное в письменном виде умозаключение судебного эксперта по конкретному вопросу, полученное им в результате анализа проведенных исследований объектов экспертизы, основанное на его внутреннем убеждении, сформированном по результатам исследования на базе специальных познаний. Выводы могут быть категорические и вероятные.

Вероятный вывод судебного эксперта — обоснованное предположение (гипотеза) судебного эксперта об устанавливаемом факте. Самостоятельного доказательственного значения вероятный вывод не имеет.

Категорический вывод судебного эксперта — вывод, содержащий конкретное, однозначное умозаключение судебного эксперта о факте.

Дополнительная экспертиза — судебная экспертиза, проводимая в случаях, когда по результатам предыдущей судебной экспертизы судебный эксперт либо решил не все поставленные перед ним вопросы, либо необходимо решение дополнительных вопросов или исследование объектов, связанных с предыдущим исследованием, поручаемая тому же или другому судебному эксперту.

Заключение судебного эксперта — процессуальный документ и вид доказательства, в котором излагаются научно обоснованные выводы по поставленным вопросам и который оформлен в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Квалификация судебного эксперта — наличие у судебного эксперта необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и опыта для производства определенного вида судебных экспертиз.

Комиссионная экспертиза — судебная экспертиза, проводимая несколькими судебными экспертами одной специальности.

Комплексная экспертиза — судебная экспертиза, проводимая экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции.

Первичная экспертиза — судебная экспертиза, впервые проведенная по делу для разрешения вопроса.

Повторная экспертиза — судебная экспертиза, проводимая в случаях, когда заключение судебного эксперта по результатам предыдущей судебной экспертизы вызывает обоснованные сомнения в достоверности выводов судебного эксперта либо были нарушены процессуальные нормы производства первичной судебной экспертизы.

Повреждение объекта исследования — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.

Сертификат компетентности судебного эксперта — документ, выдаваемый физическому лицу, подтверждающий квалификацию по определенной экспертной специальности на проведение судебно-экспертного исследования.

Сертификация компетентности судебного эксперта — установление соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований, и определение его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия при производстве судебной экспертизы.

Специальность судебного эксперта — процесс и результат приобретения лицом, имеющим определенное образование и специальную экспертную подготовку, навыков исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или навыков применения методов исследования объектов этой экспертизы (методная специализация).

Судебно-экспертная деятельность — деятельность по организации и производству судебной экспертизы для обеспечения прав и законных интересов лиц, являющихся участниками уголовного, гражданского или административного процесса.

Судебный эксперт — не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, которому в соответствии с законодательством Кыргызской Республики поручено производство судебной экспертизы.

Судебно-экспертное исследование — процесс познания, завершающийся формулировкой вывода (заключения), исследование тех или иных материалов, производимое судебным экспертом. Экспертное исследование осуществляется на основе специальных знаний и в соответствии с компетенцией эксперта посредством применения к объектам, поступившим на исследование, соответствующих методов и методик.

Специальные знания — система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки и (или) профессионального опыта.

Статья 3. Законодательство о судебно-экспертной деятельности

Законодательство Кыргызской Республики о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию, назначение и производство судебных экспертиз, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 4. Принципы судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) независимости судебного эксперта;

4) объективности;

5) всесторонности и полноты исследований;

6) соблюдения профессиональной этики судебного эксперта;

7) допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами.

Нарушение требований настоящего Закона влечет ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, а также иных законных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 7. Независимость судебного эксперта

При производстве экспертизы судебный эксперт независим и не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших экспертизу, других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Запрещается судебным, правоохранительным и иным государственным органам, организациям, объединениям, а также физическим лицам вмешиваться в проведение судебной экспертизы.

В случае вмешательства в деятельность судебного эксперта лицо привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Судебный эксперт обязан проводить исследование на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение судебного эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить их на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 9. Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта

При производстве судебно-экспертных исследований должны соблюдаться нормы профессиональной этики судебного эксперта.

Статья 10. Допустимость использования средств и методов проведения судебно-экспертных исследований

Применение при производстве судебно-экспертных исследований научно-технических средств и методов допускается, если они:

1) прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам и принципам;

2) научно состоятельны;

3) обеспечивают эффективность производства судебной экспертизы;

4) безопасны.

Статья 11. Содержание судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность включает:

1) производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским и административным делам;

2) проведение научных исследований в области судебной экспертизы и научно-методическое обеспечение;

3) формирование основных направлений развития теории и практики судебной экспертизы;

4) осуществление единого методического контроля за качеством экспертных исследований независимо от ведомственной принадлежности судебного эксперта.

Статья 12. Объекты исследований

1. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, трупы и их части, животные, образцы для сравнительного исследования, системы, технологии, информационные массивы, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц.

2. При проведении исследований вещественные доказательства и документы, с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, не влечет возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертными организациями или экспертом.

3. В случае если транспортировка объекта исследований в судебно-экспертную организацию невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 13. Судебно-экспертные организации

1. Судебно-экспертные организации могут быть государственными и негосударственными.

2. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные учреждения (подразделения правоохранительных органов) уполномоченных государственных органов, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, органов дознания, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

3. Негосударственными судебно-экспертными организациями признаются организации, судебно-экспертная деятельность которых является основной. В штате судебно-экспертной организации должны состоять эксперты, для которых данное место работы является основным и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке.

Данные организации для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие национальным стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченными государственными органами.

Негосударственные судебно-экспертные организации проводят все виды судебных экспертиз, кроме экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.

Негосударственные судебно-экспертные организации не проводят следующие виды экспертиз:

1) баллистическую экспертизу;

2) экспертизу следов человека;

3) экспертизу целого по частям;

4) взрывотехническую экспертизу;

5) пожарно-техническую экспертизу;

6) экспертизу наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

7) экспертизу люминофоров;

8) стационарную судебно-психиатрическую экспертизу;

9) экспертизу трупов;

10) экспертизу по правонарушениям профессиональной деятельности врачей;

11) автотехническую экспертизу — по уголовным делам;

12) транспортно-трассологическую экспертизу — по уголовным делам;

13) строительно-техническую экспертизу — по уголовным делам.

Негосударственные судебно-экспертные организации должны использовать только то наименование, которое указано в их учредительных документах, и в своем наименовании использовать слова «негосударственная судебно-экспертная».

4. Государственные и негосударственные судебно-экспертные организации одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

5. Государственные судебно-экспертные организации проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них уполномоченными государственными органами.

6. Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта и не проводимых судебно-экспертными организациями, по решению лица или органа, назначивших судебную экспертизу, кроме судебных экспертов могут привлекаться в установленном законодательством порядке и другие специалисты, обладающие соответствующими знаниями.

7. Деятельность судебно-экспертных организаций по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 14. Судебный эксперт

1. В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт или другое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями.

Государственным и негосударственным судебным экспертом является работник судебно-экспертной организации, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Государственный судебный эксперт не является государственным служащим, за исключением экспертов подразделений правоохранительных органов.

2. Лицо, привлеченное для участия в деле в качестве судебного эксперта, не состоящее в штате какой-либо судебно-экспертной организации, производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения органа (лица), ее назначившего, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость.

В течение 3 лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:

1) судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;

2) уволенное с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов, судебно-экспертных организаций в связи с совершением дисциплинарного проступка;

3) лишенное сертификата компетентности на занятие судебно-экспертной деятельностью;

4) действие сертификата компетентности на занятие судебно-экспертной деятельностью которого прекращено.

4. Судебный эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела только по вопросам, относящимся к предмету порученной ему судебной экспертизы и имеющим значение для дачи заключения.

Органы дознания, следствия, суд и стороны в судебном разбирательстве вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.

Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованием.

Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.

Статья 15. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

1. Экспертом может быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий специальными знаниями.

2. Должность эксперта в государственных и негосударственных судебно-экспертных организациях может занимать гражданин, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые 5 лет.

Статья 16. Сертификация судебного эксперта

1. Судебные эксперты подлежат сертификации компетентности каждые 5 лет.

Прием квалификационных экзаменов и выдача сертификата компетентности судебного эксперта по определенной экспертной специальности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями.

2. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 17. Экспертно-квалификационные комиссии

1. Экспертно-квалификационная комиссия принимает решение о выдаче, отказе в выдаче, приостановлении, прекращении действия либо лишении сертификата компетентности государственного судебного эксперта или судебного эксперта негосударственной судебно-экспертной организации.

2. Экспертно-квалификационная комиссия имеет постоянный состав, образующийся из представителей судебно-экспертных учреждений и судебных экспертов, имеющих стаж экспертной работы не менее 5 лет.

3. В комиссии образуются секции по отдельным родам (видам) судебных экспертиз либо конкретным экспертным направлениям.

4. В состав комиссии могут быть включены представители экспертных служб иных органов исполнительной власти, научных учреждений и высших учебных заведений.

5. Порядок деятельности экспертно-квалификационной комиссии определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 18. Государственные реестры судебных экспертов и методик судебно-экспертных исследований

1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками судебно-экспертных организаций, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели, порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Следователь, прокурор, орган дознания, суд поручают производство судебной экспертизы судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов, за исключением случаев, предусмотренных в части 6 статьи 13 настоящего Закона.

3. Сведения о приостановлении, прекращении действия и лишении сертификата компетентности судебного эксперта вносятся в Государственный реестр судебных экспертов.

4. Сведения о методиках судебно-экспертных исследований, отвечающих требованиям настоящего Закона, вносятся в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований, цели, порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

ГЛАВА 2

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 19. Обязанности руководителя судебно-экспертной организации

1. Руководитель судебно-экспертной организации обязан:

1) по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данной организации, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

2) разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

3) по поручению органа (лица), назначившего судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и отказ от дачи заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу;

4) обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

5) по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу;

6) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

7) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут нарушить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

2. Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

1) соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

2) сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

3. Руководитель не вправе:

1) истребовать без постановления (определения) о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

2) самостоятельно без согласования с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данной организации;

3) давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Статья 20. Права руководителя судебно-экспертной организации

Руководитель вправе:

1) возвратить без исполнения постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данной организации нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

2) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данной организации, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

3) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;

4) организовывать производство судебной экспертизы с участием других организаций, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

5) передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения организации, которую он возглавляет;

6) требовать от органа (лица), назначившего судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных:

а) с компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данной судебно-экспертной организацией;

б) с транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

в) с хранением объектов исследований в судебно-экспертной организации после окончания производства судебной экспертизы;

г) с ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данную судебно-экспертную организацию объектов повышенной опасности, если орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, не сообщил руководителю об известных ему специальных правилах обращения с указанными объектами или если они были в ненадлежащей упаковке;

д) с проездом эксперта к месту расположения недвижимого или нетранспортабельного объекта.

Статья 21. Права и обязанности эксперта

1. Эксперт вправе:

1) ходатайствовать перед руководителем соответствующей судебно-экспертной организации о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;

2) делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

3) давать заключение и ответы на языке, которым свободно владеет, и пользоваться услугами переводчика, назначенного лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом;

4) знакомиться с материалами дела, касающимися предмета судебной экспертизы, и подавать ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;

5) изменять в заключении формулировку вопроса, изложенного в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы, не меняя сути задания. После воспроизведения вопроса в первоначальной формулировке указывается, как этот вопрос понимается судебным экспертом в соответствии с его компетенцией и специальными знаниями;

6) самостоятельно выбирать методику экспертного исследования и, при необходимости, проводить научные исследования и эксперименты в целях надлежащего производства данной судебной экспертизы;

7) просить суд об ограничении времени его присутствия в судебном заседании в пределах, необходимых для исследования доказательств, имеющих значение для дачи заключения, или заявлять о необходимости проведения такого исследования в условиях судебно-экспертной организации;

8) знакомиться с протоколом его допросов и высказывать замечания, подлежащие внесению в протокол, излагать собственноручно свои ответы при допросе;

9) совещаться с другими судебными экспертами, если судебная экспертиза проводится комиссионно;

10) излагать особое мнение в производстве судебных экспертиз;

11) указывать в своем заключении, включая постановку дополнительных вопросов по собственной инициативе, на установленные при производстве судебной экспертизы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

12) с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;

13) обжаловать в порядке, установленном законом, действия и решения следователя, прокурора, суда или иных лиц, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права и законные интересы судебного эксперта;

14) истребовать возмещение расходов, связанных с производством судебных экспертиз;

15) отказаться от производства судебной экспертизы, если:

а) имеется угроза жизни и здоровью судебного эксперта вследствие отсутствия необходимых условий проведения исследований;

б) нарушен принцип независимости судебного эксперта;

в) современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

16) сообщить о невозможности дачи заключения при условиях, указанных в статье 30 настоящего Закона.

Эксперт также имеет и другие права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

2. Эксперт не вправе:

1) исследовать вещественные доказательства и материалы дела, не указанные в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;

2) хранить материалы уголовного, гражданского и административного дела, по которому проводится судебная экспертиза, вне служебного помещения;

3) самостоятельно привлекать других судебных экспертов или лиц к производству порученной ему судебной экспертизы;

4) вступать без согласия органа (лица), назначившего судебную экспертизу, в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

5) самостоятельно собирать и изымать материалы, относящиеся к делу, но не представленные ему в установленном законом порядке;

6) давать заключения, объяснения, предложения по вопросам, разрешение которых выходит за пределы его компетенции;

7) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа (лица), ее назначившего;

8) уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу.

3. Эксперт обязан:

1) принять к производству порученную ему руководителем соответствующей судебно-экспертной организации судебную экспертизу;

2) провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, входящим в его компетенцию;

3) информировать орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, обо всех установленных им фактах, свидетельствующих о необходимости расширения объема исследования, в том числе, как с привлечением новых судебных экспертов, так и путем организации производства других экспертиз;

4) не допускать порчи и повреждения вещественных доказательств, обеспечивая их максимальное сохранение в тех случаях, когда они вызваны характером исследования;

5) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также данные материалов дела;

6) обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Статья 22. Ответственность судебного эксперта

1. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании оценки результатов проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями и несет за него персональную ответственность.

2. За ненадлежащее и (или) несвоевременное выполнение возложенных на него обязанностей судебный эксперт может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. При выявившейся некомпетентности по имеющейся экспертной специальности эксперт может быть лишен сертификата компетентности.

Статья 23. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

1. Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы и обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

2. В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

ГЛАВА 3

ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Статья 24. Основания для назначения и производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации

1. Основанием для назначения судебной экспертизы является необходимость установления обстоятельств дела путем проведения исследования на основе специальных знаний, за исключением случаев обязательного назначения судебной экспертизы, предусмотренных процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Необходимость назначения судебной экспертизы определяется следователем, прокурором, органом дознания, судом самостоятельно либо по ходатайству заинтересованных лиц, исходя из наличия конкретных материалов или материалов дела. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления (определения).

Основаниями для производства судебной экспертизы являются постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, вынесенное в соответствии с процессуальным законодательством Кыргызской Республики, и поручение ее производства конкретному судебному эксперту или судебно-экспертной организации.

2. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, получает образцы для сравнительного исследования и приобщает их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Кыргызской Республики. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.

3. В случае если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган (лицу), который ее назначил, либо определенное время хранятся в судебно-экспертной организации.

Вопросы, поставленные на разрешение перед судебным экспертом, формулируются исходя из компетенции рода назначаемой судебной экспертизы и основываются на конкретных, известных на момент назначения судебной экспертизы обстоятельствах дела. Вопросы должны быть конкретны и в своей совокупности носить исчерпывающий характер.

4. Производство судебной экспертизы в судебно-экспертной организации проводится в сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 25. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз

1. При недостаточной ясности или полноте заключения, а также возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту.

2. В случае сомнения в правильности заключения эксперта может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту или другим экспертам.

3. При назначении повторной судебной экспертизы сомнения в правильности первичного заключения могут быть вызваны:

1) противоречием заключения материалам дела;

2) противоречиями между заключениями нескольких судебных экспертов;

3) нарушением процессуального закона при производстве первичной судебной экспертизы;

4) внутренней противоречивостью заключения (сообщения о невозможности дачи заключения);

5) неполнотой исследования объекта;

6) неприменением в необходимых случаях более эффективных современных методов, методик экспертного исследования.

4. Назначение повторных судебных экспертиз по иным основаниям не допускается.

5. В постановлении (определении) о назначении повторной судебной экспертизы обязательно должны быть указаны как основание, так и мотивы, которые побудили следователя, прокурора, орган дознания или суд прибегнуть к повторному экспертному исследованию. В числе материалов, направляемых на судебную экспертизу, в обязательном порядке должно быть заключение первичной судебной экспертизы.

Статья 26. Производство комиссионной судебной экспертизы

1. Комиссионная экспертиза назначается в случаях необходимости производства сложных экспертных исследований и проводится несколькими экспертами одной специальности (профиля).

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной экспертной специальности.

2. Комиссионный характер экспертизы определяется органом (лицом), ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертной организации.

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

3. В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение экспертов или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

Статья 27. Производство комплексной судебной экспертизы

1. Комплексная экспертиза назначается в случаях, если для проведения исследований необходимы познания разных отраслей знаний. Она проводится экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции.

2. Если для решения вопроса путем комплексной судебной экспертизы необходимо участие сотрудников различных судебно-экспертных организаций, то организация производства происходит через орган (лицо), назначивший судебную экспертизу. В постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы в обязательном порядке назначается ведущая организация, которая занимается организацией производства судебной экспертизы. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, направляет в ведущую организацию все исследуемые материалы. Постановление (определение) о назначении комплексной судебной экспертизы направляется всем участникам производства судебной экспертизы.

3. Организация и производство комплексной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертной организации либо на руководителей нескольких судебно-экспертных организаций.

4. Руководитель экспертной организации вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной экспертизы по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении экспертизы материалам и организовать ее производство.

5. При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

6. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них вправе дать отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.

Статья 28. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в судебно-экспертной организации

1. При производстве судебной экспертизы могут присутствовать участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Кыргызской Республики, и на это дано письменное разрешение органа (лица), назначившего судебную экспертизу. В этом случае во вводной части заключения делается обязательная отметка о статусе участника процесса и факте его присутствия.

2. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать необходимые пояснения, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

3. При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза проводится комиссионно, присутствие участников процесса не допускается.

4. В случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, вмешивается в деятельность судебного эксперта, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

5. При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебно-медицинская экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

Статья 29. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

1. После производства необходимых исследований эксперт (эксперты) составляет письменное заключение по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке результатов исследований, в соответствии с его специальными знаниями.

2. Заключение составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, второй экземпляр остается в судебно-экспертной организации или у судебного эксперта и хранится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Каждая страница заключения подписывается судебным экспертом (экспертами). Если судебный эксперт является сотрудником судебно-экспертной организации, его подпись после выводов заверяется печатью судебно-экспертной организации.

4. Заключение судебного эксперта состоит из вводной, исследовательской частей и выводов, а также подписки о предупреждении судебного эксперта (экспертов) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и отказ или уклонение от дачи заключения и разъяснении ему прав и обязанностей судебного эксперта в соответствии с процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

1) время и место производства судебной экспертизы;

2) основания для производства судебной экспертизы;

3) сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу;

4) сведения об эксперте или экспертах (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

5) вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

6) объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

7) сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

8) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

9) оценка результатов.

Структура и содержание заключения эксперта, в том числе особенности оформления результатов производства комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной судебной экспертизы, определяются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 30. Сообщение о невозможности дачи заключения

1. Сообщение о невозможности дачи заключения составляется в случаях:

1) если поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний судебного эксперта;

2) ввиду непригодности или недостаточности для дачи заключения предъявленных судебному эксперту материалов;

3) если современный уровень научных разработок методик и методов исследования не позволяет однозначно решить поставленный вопрос;

4) отсутствия научно разработанной методики решения поставленного вопроса;

5) если выявленные совокупности признаков противоречивы и недостаточны для решения вопроса по существу.

2. Сообщение о невозможности дачи заключения состоит из вводной, мотивировочной и заключительной частей, а также подписки о предупреждении судебного эксперта (экспертов) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и отказ или уклонение от дачи заключения и разъяснении ему прав и обязанностей судебного эксперта в соответствии с процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

3. По материалам сообщения о невозможности дать заключение может назначаться повторная судебная экспертиза.

Статья 31. Возврат материалов без исполнения

1. Возвращение материалов без исполнения производится по следующим основаниям:

1) недостатки в процессуальном оформлении материалов, предъявляемых на судебную экспертизу;

2) отсутствие соответствующих специалистов, оборудования, препаратов, о чем сразу уведомляется орган (лицо), назначивший судебную экспертизу;

3) наличие письменного требования следователя, прокурора, органа дознания, суда в случае отпадения необходимости в производстве судебной экспертизы.

2. Возвращение материалов без проведения исследования по основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, не допускается.

Статья 32. Гарантии правильности и объективности заключения судебного эксперта

Правильность и объективность заключения судебного эксперта гарантируется:

1) обязанностью судебного эксперта провести полное и всестороннее исследование по существу задания и дать письменное заключение с изложением в понятной участникам процесса форме хода и результатов исследования;

2) персональной уголовной ответственностью судебного эксперта за правильность выводов и содержание заключения;

3) подлинностью и полнотой материалов и информации, представляемых для производства судебной экспертизы;

4) правом судебного эксперта требовать представления дополнительной информации и сведений в случае неполноты или противоречивости исходных данных и правом судебного эксперта отказаться от дачи заключения в предусмотренных законодательством Кыргызской Республики случаях;

5) правом судебного эксперта переформулировать вопросы задания судебной экспертизы и решать иные вопросы, поставленные по его инициативе;

6) правом следователя, прокурора, органа дознания и суда на конечную оценку заключения судебного эксперта, как доказательства;

7) правом следователя, прокурора, органа дознания, суда допроса судебного эксперта, назначения дополнительной и повторной судебных экспертиз;

8) правом лиц, заинтересованных в исходе дела, заявлять ходатайства об отводе или назначении судебных экспертов, назначении повторных и дополнительных судебных экспертиз;

9) независимостью судебного эксперта (при производстве экспертизы) от судебных, следственных, иных государственных органов и их должностных лиц, а также других физических, юридических лиц.

ГЛАВА 4

ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 33. Финансирование судебно-экспертной деятельности

1. Деятельность государственных судебно-экспертных организаций финансируется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

2. Государственные судебно-экспертные организации вправе оказывать услуги, связанные с осуществлением судебно-экспертной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Оплата стоимости судебных экспертиз, проводимых иными судебно-экспертными организациями и судебными экспертами, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 34. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

1. Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций осуществляется уполномоченными государственными органами.

2. Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются на государственные судебно-экспертные организации.

Статья 35. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций

1. Организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных организаций информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз, образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные организации обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

2. Государственная судебно-экспертная организация вправе ходатайствовать перед судом, органом дознания, следователем о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.

ГЛАВА 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 36. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертные организации вправе в соответствии с законодательством Кыргызской Республики устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Статья 37. Проведение судебной экспертизы по поручению компетентного органа иностранного государства

1. Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым имеется вступивший в установленном законом порядке в силу международный договор, участницей которого является Кыргызская Республика. В этих случаях применяется законодательство страны исполнителя судебной экспертизы, если иное не предусмотрено вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика.

2. Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы.

Статья 38. Проведение судебной экспертизы с привлечением судебных экспертов иностранного государства

1. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, вправе ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, по собственной инициативе либо по ходатайству руководителя судебно-экспертной организации.

2. Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном процессуальным законодательством страны исполнителя судебной экспертизы, а также настоящим Законом.

3. Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляются по договоренности сторон.

ГЛАВА 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 2 июля 2013 года N 55

Правительству Кыргызской Республики привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики А.Атамбаев
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 мая 2013 года
В статье раскрываются статус судебной экспертизы, её регламентация в года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в.