Выполнение некоторых видов работ по строительству и реконструкции можно проводить без получения разрешения. Чтобы не оказаться в правовой.

Подготовительные работы можно вести без получения разрешения на строительство

Получение разрешения на строительство

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право проводить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, их капитальный ремонт.

Строительство новых зданий, проведение строительных работ осуществляются на основании разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строительной деятельности, регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 18.12.2006; далее — Закон № 169-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права реализуются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Таким образом, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Если строение, сооружение или иное недвижимое имущество создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то оно будет являться самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не имеет права распоряжаться данной постройкой, в том числе и сдавать ее в аренду (см. Постановления Апелляционной инстанции арбитражного суда Омской области от 10.10.2005 по делу № А-641/05, ФАС Московского округа от 17.03.2004 по делу № КГ-А40/1577-04).

Заказчик (застройщик) — гражданин или юридическое лицо, намеревающееся осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, — обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (п. 1 ст. 3 Закона № 169-ФЗ).

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Разрешение на строительство не требуется, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (п. 1 ст. 3 Закона № 169-ФЗ). Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешения на строительство, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Примерному положению о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утв. Приказом Минстроя России от 03.06.1992 № 131; далее — Примерное положение) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (далее -Госархстройнадзор), а в городах и районах, где они отсутствуют, — органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.

Разрешения на выполнение СМР подразделяются на два вида:

— на выполнение всех работ по объекту;

— на выполнение отдельных видов СМР: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов (п. 4 Примерного положения).

Срок действия разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.

По истечении срока действия специального разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции Госархстройнадзора в недельный срок. Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение СМР по объекту не началось (п. 5 Примерного положения).

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок (п. 6 Примерного положения).

Главой III Примерного положения установлен перечень представляемых заказчиком документов и материалов.

Для получения разрешения на выполнение всех СМР по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы (п. 7 Примерного положения):

— заявление на получение разрешения по форме Приложения № 1 Примерного положения;

— проектную документацию (согласованную и утвержденную) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;

— заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;

— строительный генеральный план, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;

— копию свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

— приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;

— прошнурованный журнал работ.

Кроме документов и материалов, указанных выше, инспекция Госархстройнадзора может дополнительно потребовать от заказчика:

— заключение органов охраны памятников истории и культуры о проведенных (в необходимых случаях) на участке предстоящего строительства исследованиях культурного слоя исторических населенных пунктов;

— заключение территориальной геологической организации об отсутствии или наличии на участке предстоящего строительства полезных ископаемых. При наличии полезных ископаемых на таком участке выдача разрешения на застройку производится в установленном законодательством порядке.

Порядок выдачи организации разрешения на выполнение СМР предусмотрен гл. IV Примерного положения.

Инспекция Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение СМР.

В случае положительного решения инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора и журнал работ с отметками о выданном разрешении.

Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.

При повторном обращении заказчика инспекция Госархстройнадзора рассматривает вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи дней с момента представления необходимых документов и материалов.

Копия выданного инспекцией Госархстройнадзора разрешения на выполнение СМР должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.

Заказчик обязан уведомить инспекцию Госархстройнадзора о начале выполнения СМР на объекте в срок не менее чем за неделю до начала работ.

В процессе строительства заказчик информирует инспекцию Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, существенные изменения проектных решений и т.д.).

Обратите внимание! За нарушение требований нормативных документов в области строительства ст. 9.4 Кодекса РФ об административных нарушениях (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ; далее -КоАП РФ) предусмотрена ответственность.

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных и строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.;

— на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Еще более строгая ответственность предусмотрена за то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения:

— наложение административного штрафа на граждан — в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пунктом 1 ст. 9.5 КоАП РФ установлено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство (в случае если для этого предусмотрено получение разрешений на строительство) влекут наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

При организации бухгалтерского учета операций, связанных с долгосрочными вложениями, организации руководствуются Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160; далее — ПБУ по учету долгосрочных инвестиций) (см. Письмо Минфина России от 15.09.2005 № 07-05-06/243 «О бухгалтерском учете расходов организации и операций, связанных с долгосрочными вложениями») в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету.

На основании п. 2.3 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций плату за получение разрешения на выполнение СМР по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта и отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

Для целей налогообложения прибыли плата за получение разрешения на строительство включается у заказчика в стоимость объекта (ст. 257 НК РФ).

Заместитель генерального директора

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»                                   В.В.Семенихин

журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" № 2, 2008 г.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Строительство дома без проекта. Разбор ошибок.

Осуществление строительной деятельности неразрывно связано с применением На вопрос о том, кто конкретно сейчас ведет строительство без без разрешения на таковое, работы на объектах ведутся без.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Получил разрешение на строительство дома ЛПХ! Цена и сроки!

Какой штраф за строительство без разрешения на строительство?

Разрешение на строительство

Разрешение на строительство в Украине

С введением в действие Закона Украины "О планировании и застройке территорий" утвержден новый порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ. Ранее это регламентировалось государственными строительными нормами ДБН А.3.1-2-93. Взамен их в декабре . в Министерстве юстиции Украины зарегистрировано новое "Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ", где установлены порядок и условия предоставления разрешения на строительство.

На какие виды работ необходимо получать разрешение
В соответствии с действующим в Украине законодательством и введенным в действие новым "Положением…" разрешение на строительные работы необходимо получать при выполнении работ по новому строительству, а также расширению, реконструкции, реставрации, техническому переоснащению и капитальному ремонту зданий и сооружений. Под расширением понимается строительство дополнительных помещений, зданий и сооружений, возводимых в рамках единого строительного комплекса. Под реконструкцией — строительные работы, связанные с изменением назначения объекта в пределах существующих строительных габаритов (составной частью реконструкции может быть капитальный ремонт объекта). Под реставрацией — полное или частичное восстановление объекта, в т. ч. памятника архитектуры (капитальный ремонт может быть составной частью реставрации).
Выполнение строительных работ без разрешения, а также работ не указанных в разрешении на строительство, в т. ч. после истечения срока разрешения (без перерегистрации) считается самовольным и влечет за собой ответственность согласно законодательству Украины.

Кто выдает разрешение
Разрешение на строительство выдается органами государственного архитектурно-строительного контроля Украины (Госархстройконтроля). Такое разрешение является юридическим документом, удостоверяющим право заказчика (застройщика) и генподрядчика на выполнение строительных работ, а также их финансирование, подключение объекта к инженерным сетям, выдачу ордеров на земляные работы. Разрешения могут выдаваться на выполнение всего комплекса работ или на отдельные виды строительных работ (подготовительные работы, земляные работы, нулевой цикл, прокладка коммуникаций и т. п.), а также на стройку в целом (комплекс зданий и сооружений) или отдельные объекты, здания и сооружения.

Какие необходимы документы для получения разрешения
Установлен следующий порядок регистрации объекта и выдачи разрешения на строительство, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности строительных организаций. Заказчик (застройщик) представляет в орган госархстройконтроля по месту строительства объекта следующие документы:
— заявление заказчика (застройщика) по установленной форме;
— документ, подтверждающий право заказчика (застройщика) на использование или собственность земельного участка, на котором будет размещен строительный объект;
— решение исполнительного органа соответствующего Совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта;
— утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию и заключение местного органа по делам градостроительства и архитектуры о согласовании проектной документации;
— приказ генподрядной строительной организации о назначении производителя работ с его подпиской и общий журнал работ;
— приказ заказчика о назначении работника технического надзора с его подпиской;
— приказ проектной организации о назначении авторского надзора с обязательством представителя авторского надзора и журналом авторского надзора в двух экземплярах;
— копии строительного генерального плана в двух экземплярах, согласованного органом по делам градостроительства и архитектуры и другими заинтересованными органами (госавтоинспекция, генподрядчик, заказчик, землепользователи соседних земельных участков, если во время строительных работ будет использоваться принадлежащий им участок земли);
— копию паспорта фасадов в двух экземплярах, согласованного с местным органом по делам градостроительства и архитектуры;
— пояснительную записку для регистрации;
— комплексный вывод государственной инвестиционной экспертизы.
В случае проведения реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения зданий и сооружений без изменения целевого назначения объекта, — заказчик (застройщик) представляет также копию документа, удостоверяющего право собственности на дом или сооружение, либо письменное согласие его владельца на проведение строительных работ.

Сроки и порядок рассмотрения документов
Вся необходимая документация направляется заказчиком (застройщиком) инспекции госархстройконтроля по месту административно-территориального расположения объекта.
Орган госархстройконтроля в месячный срок рассматривает вышеперечисленные документы и принимает решение о даче разрешения на строительство или отказе в выдаче разрешения. При положительном решении заказчику (застройщику) выдается разрешение на выполнение строительных работ с указанием срока его действия, основных этапов работ, наименованием генподрядчика, организаций, осуществляющих авторский и технический надзор. Одновременно в общий журнал работ, журнал авторского надзора, один экземпляр стройгенплана и пояснительную записку ставится штамп о регистрации объекта.
В случае отказа в предоставлении разрешения заказчику (застройщику) направляется письменный ответ с мотивированием причин принятого решения. В случае повторного обращения заказчика (застройщика) инспекция госархстройконтроля рассматривает вопрос о даче разрешения в срок, который не должен превышать 10 дней с момента предоставления документов.
При получении разрешения заказчик (застройщик), начав выполнение строительных работ на объекте, обязан в 7-дневный срок сообщить об этом инспекции госархстройконтроля.
По истечении срока действия разрешения на строительство заказчик (застройщик) должен продлить его в органах госархстройконтроля, в противном случае разрешение считается утратившим силу, а строительство — самовольным. При изменении генподрядной организации или передаче прав на строительство объекта другому заказчику, разрешение на строительство подлежит перерегистрации не позднее чем в двухнедельный срок.
В случае консервирования объекта заказчик (застройщик) обязан сдать инспекции госархстройконтроля разрешение на выполнение строительных работ и распорядительный документ о консервировании объекта согласно Порядку консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденному приказом Госстроя от 27.12.95 № 258 и зарегистрированному в Минюсте 13.03.96 под № 109/1134. Для получения разрешения на возобновление строительства объекта заказчик (застройщик) должен представить в инспекцию госархстройконтроля, кроме вышеуказанных документов, еще документ о техническом состоянии конструкций и возможности продолжения строительства, выданного проектной организацией, разработавшей проект. В случае, если на момент возобновления строительства, условия, на основании которых было выдано разрешение, не изменены, то разрешение возвращается заказчику (застройщику) по его заявлению с представлением документа о техническом состоянии конструкций и возможности продолжения строительства.

Виды строительных работ, не требующие разрешения
Есть некоторые виды строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение. Это:
— текущий ремонт зданий и сооружений без изменения назначения помещений;
— временные здания и сооружения, возведение которых не нуждается в выполнении работ по устройству фундаментов;
— обустройство детских площадок, площадок для отдыха людей, озеленение территории, строительство спортивных площадок во дворах, а также в пределах микрорайонов;
— устройство декоративного ограждения высотой до вокруг площадок летних кафе (летние площадки для торговли и обслуживания населения без навесов);
— восстановление просевшего или устройство нового мощения вокруг здания с целью охраны почвы под фундаментами от размывания или увлажнения;
— восстановление или устройство новых тротуаров;
— восстановление или устройство новых проездных дорог возле домов;
— капитальный ремонт и реконструкция воздушных линейных электросетей;
— защита сетей от злектрокоррозии;
— проведение работ, связанных с ликвидацией аварий (обвалов) и восстановлением функционирования объектов для обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях.

О порядке выдачи разрешения индивидуальным застройщикам
В связи с увеличением индивидуального строительства жилых зданий, хозяйственных и бытовых сооружений представляет интерес порядок получения разрешений на строительство в этих случаях.
Индивидуальным застройщикам разрешение на выполнение строительных работ выдается на основании заявления застройщика, документа о праве на землепользование, разрешения на строительство (выданное соответствующим органом исполнительной власти), проектной документации со штампом согласования местным органом по делам градостроительства и архитектуры, а также подписки исполнителя работ и приказа о его назначении в случае строительства подрядным способом. В соответствии с Законом Украины "Об архитектурной деятельности" при сооружении индивидуальных жилых зданий в два этажа и выше, а также при строительстве на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями в сейсмоопасных районах, — индивидуальный застройщик обязан обеспечить соответствующий технический и авторский надзор. Срок рассмотрения документов индивидуальных застройщиков в инспекции госархстройконтроля не должен превышать 15 дней.

Где и как можно обжаловать неправомерный отказ в выдаче разрешения
Неправомерные действия должностных лиц инспекций госархстройконтроля по вопросам регистрации объектов и выдачи разрешения на выполнение строительных работ могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке. Должностные лица инспекций госархстройконтроля, которые при выдаче разрешений на выполнение строительных работ требуют какие-либо другие документы, кроме вышеперечисленных, могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Также разрешение на строительство не требуется для строительства на строительство необходимо также получать и на строительные работы.

Штраф за строительство без разрешения на строительство

Административная ответственность за строительство объектов капитального строительства без разрешения

30.06.2017

Административная ответственность субъектов предпринимательства за осуществление строительства объекта капитального строительства при отсутствии разрешения установлена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный законом порядок в области строительства, который должен носить устойчивый характер, его соблюдение является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Процедура получения разрешения на строительство предусмотрена в целях обеспечения безопасности строительства объекта и его дальнейшей эксплуатации. В случае строительства без необходимого разрешения отсутствуют гарантии безопасности и надежности объекта, что в свою очередь может повлечь негативные последствия, в виде создания угрозы жизни и здоровья граждан либо причинения имущественно ущерба.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объекта капитального строительства, если при ее проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, осуществляются только при наличии соответствующего разрешения.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

В соответствии с п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик — это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства или реконструкции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» субъектами ответственности за административное правонарушение по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на осуществление указанных работ.

Таким образом, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ могут быть привлечены как застройщик (заказчик), так и подрядчик или субподрядчик, осуществляющие работы по строительству или реконструкции объектов капитального строительства с нарушением градостроительного законодательства, при отсутствии соответствующей лицензии.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Возврат к списку

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Градостроительный кодекс РФ. Разрешение на строительство 2019.

«До выдачи разрешения на строительство в порядке, предусмотренном строительства, реконструкции комплекса работ подготовительного периода деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до​.