https://ru.wikipedia.org › wiki › Непризывные_вооружённые_силы.

Я могу не служить в армии, если получу вид на жительство в другой стране?

Страны с обязательным призывом в армию

В каких странах есть сейчас призыв в армию? Мы исследовали этот вопрос и составили полную таблицу и карту всех стран мира, отсортировав их по наличию или отсутствию в них обязательного воинского призыва. Таблица ниже регулярно обновляется, ежегодно мы проверяем актуальность данных по каждой стране. В последний раз данные обновлялись в 2019 году. Источник данных — официальные сайты вооруженных сил стран (The State of Military Conscription Around the World), а также Википедия.

Контрактная армия — показатель развитой страны, и если мы посмотрим на список государств, где все еще сохранился призыв, то заметим, что большинство из них относится к странам так называемого третьего мира. Как видно из таблицы ниже, во многих развитых странах обязательный призыв в армию уже отменен. Кроме того, имеется тенденция: ежегодно количество стран, где призыв все еще является обязательным — сокращается. Демилитаризация — уже поглотила практически всю Европу, от призыва отказались почти все кроме нескольких стран из северной части Европы. Важно также понимать, что если в стране нет обязательной срочной службы в армии, это не значит, что нельзя пойти на службу. В большинстве стран существует добровольная служба за редким исключением (в списке также указаны страны, у которых нет вооруженных сил вообще). Также любопытный факт: в большинстве стран с призывной армией максимальный возраст призывников составляет 27 лет.

Смотрите также: рейтинг стран по военной мощи

Мир меняется, появляются новые угрозы и вызовы, и российская армия меняется вслед за ними. Новый облик Вооруженных Сил России, в которых ты.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Призыв в армию: чем может обернуться нежелание служить Родине? — Россия 24

Российская армия: социальные проблемы и способы их решения

Отмена срочной военной службы в Украине: Мотивы, ожидания, последствия

Министр обороны Украины Андрей Загороднюк 10 ноября 2019 года озвучил в СМИ амбициозные планы по отмене призыва на срочную службу. Такие попытки в Украине уже были до 2014 года. Но может ли страна отказываться от призыва сейчас?

Переход на контрактную армию был задекларирован в предвыборной программе президента Владимира Зеленского, это вызвало в его адрес шквал критики и обвинений в популизме. Споры на эту тему не затихают до сих пор, а недавнее заявление министра обороны придало дискуссии остроту и актуальность.

«Мы движемся к профессиональной армии согласно стандартам НАТО, которая будет подготовленной и оснащенной», – заявил руководитель Минобороны, но тут же отметил, что переход будет происходить постепенно. Отказ от срочного призыва станет лишь частью реформы ВСУ, включающей социальную и правовую защиту военных, обеспечение их жильем, питанием, медицинским обслуживанием. Реформа затронет также резервистов и территориальную оборону. При заметном уменьшении количества солдат и офицеров должны существенно возрасти их профессионализм и готовность выполнять поставленные задачи. По мнению министра, сейчас в Украине весьма благоприятный климат для реформирования Вооруженных Сил, в связи с чем он пообещал уже в следующем году представить «дорожную карту» по отмене срочной службы.

Комментируя слова руководителя Минобороны, нардеп Ирина Верещук, соавтор законопроекта «О воинской обязанности и военной службе», отметила: «Мы сейчас должны сделать так, чтобы уберечь жизни военнослужащих и побеждать на поле боя… Профессиональная армия не будет больше заниматься призывом. Для этого нет необходимости, потому что воюют сейчас боевыми дронами, IT-технологиями».

В Украине уже совершались попытки перевода ВСУ на контракт: в 2005 году было сформировано несколько подразделений контрактников, назывались различные даты полного перехода к профессиональной армии. Эта тема звучала практически в каждой предвыборной кампании. 

В октябре 2013 года тогдашний президент Виктор Янукович подписал указ об отмене обязательного призыва на срочную службу. Но уже в мае 2014 года, и. о. президента Украины Александр Турчиноввернул всеобщий призыв в связи с агрессией РФ.

Множество военных экспертов как в Украине, так и за ее пределами, приводят аргументы как за, так и против отмены срочного призыва в армию.

Но нужно отметить, что в настоящее время призывники составляют до 10% от численности силовых структур Украины и не принимают участия в боевых действиях. Именно поэтому, как отметил сотрудник киевского Центра Разумкова Алексей Мельник, «отказ от призыва не должен сказаться на обороноспособности государства».

Общеизвестно, что современная военная техника становится все более сложной в использовании, и потому ею должны управлять профессионалы-контрактники. К тому же при таком уровне вооружений отпадает необходимость в многочисленной по составу армии. «Достаточно сильного ядра в размере 130-150 тыс. военных. Вокруг него мощные силы территориальной обороны и резерв, и крайнее звено – это готовность самого общества реагировать на вызовы, которые сейчас существуют. Та же Швейцария или Финляндия могут нарастить собственные силы до 500 тыс. человек за 3-4 дня», – считает главный редактор журнала Ukrainian Defense Review Антон Михненко.

Большинство государств сейчас направляют усилия на оптимизацию имеющихся ресурсов и получение максимального эффекта от их использования. «Во времена холодной войны Советский Союз имел большую по численности армию и полагался на призыв. В 2014 году Украина была в похожем положении: на бумаге существовала большая армия, а в реальности она оказалась не готовой к участию в инициированном Россией вооруженном конфликте», – напомнилМартин Хурт, научный сотрудник Международного центра обороны и безопасности (ICDS) в Таллинне.

Чтобы понять, в каком направлении необходимо двигаться Украине, реформируя свою армию, стоит взглянуть на мировую практику. Специалисты исследовательского центра Пью в США выяснили, что срочный военный призыв существует в той или иной форме только в 60 странах из 191. В 108 государствах нет закона об обязательной военной службе, а 23 государства (например, Исландия, Гаити, Гренландия, Коста-Рика) вообще не имеют вооруженных сил. В разных странах воинская обязанность принимает разнообразные формы, срок службы колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Есть страны, где можно официально отказаться от срочной службы за деньги, как, например, в Греции, Грузии или Турции.

В то же время, в воюющем Израиле призываются все юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья. Студенты, получившие отсрочку, обязуются отслужить после окончания университета 3 года срочной службы и еще четыре после получения офицерского звания. При этом Минобороны полностью оплачивает им учебу, проживание и ежегодный отпуск. Таким образом, армия получает в свое распоряжение интеллектуальную элиту молодежи, ведь отслужив 7 лет офицерами, многие и дальнейшую жизнь связывают с армией. При этом любой демобилизованный получает значительные денежные средства на обучение в вузе или на открытие собственного бизнеса.

В Южной Корее, также имеющей конфликтного соседа, служат все. Если есть проблемы со здоровьем, призывнику найдут место в тылу, но от службы не освобождается практически никто.

Вооруженные силы Китая самые многочисленные в мире – 2,2 миллиона человек, а в военное время может быть мобилизовано до 10% от 1,3 миллиарда населения страны. При таком людском ресурсе в Китае нет необходимости в принудительном призыве на военную службу. Наоборот, чтобы надеть погоны, нужно сдать экзамены.

Почти во всех странах Латинской Америки существует срочная служба в армии. В Перу и Чили солдат набирают добровольно, а в Венесуэле, Боливии, Мексике, Аргентине и Бразилии идет полномасштабный призыв. Самый необычный призыв в Мексике, там он проходит с помощью лотереи.

После войны во Вьетнаме в США в 1970 году было решено изменить систему комплектования армии. Но США не отменили призыв, а придумали интересный способ. Нюанс в том, что с началом каждого призыва, например, украинский министр обороны указывает план призыва, т.е. сколько человек должно быть мобилизовано. Его американский коллега просто пишет ноль, так называемый «нулевой призыв». Но если ситуация заставит правительство прибегнуть к мобилизации, «ноль» будет тут же исправлен на нужное число, и не нужно тратить время на разработку проекта, его чтение и голосование в Конгрессе.

Германия, Великобритания, Франция и некоторые другие страны «старой Европы» уже давно имеют профессиональные армии, а в начале 2000-х годов многие европейские страны сократили численность армий и перевели их на контрактную основу. Это было связано с минимизацией внешнеполитических рисков. По такому пути пошли Македония, Черногория, Румыния, Болгария, Польша, страны Балтии, Швеция. Но в 2014 году, с началом военной агрессии России против Украины, призыв возобновили в Швеции, Литве, Латвии, объясняя это необходимостью повышения обороноспособности страны перед лицом российской угрозы.

Смысл в том, что армии тех европейских стран, где существует призыв, опираются на профессиональные кадры, а срочники, составляющие малую часть личного состава, получают довольно высокую заработную плату и имеют возможность освоить новую востребованную специальность.

После отказа от призыва в развитых европейских странах оказалось не так много желающих поступать на военную службу по контракту, даже если государство обещает неплохие деньги и всевозможные льготы. С готовностью идут служить в армию только выходцы из семей мигрантов с низким уровнем жизни, которые понимают, что престижная офисная работа им не светит.

Сейчас ряд политиков Германии и Франции активно обсуждают вопрос о введении так называемой «всеобщей национальной службы», то есть о возвращении к призыву молодежи обоих полов на 12 месяцев. Им предоставят право выбора между службой в армии, во вспомогательных армейских структурах, или в гражданских учреждениях. Таким образом, любой молодой человек вне зависимости от пола, национальности и социального происхождения должен отдать государству гражданский долг. Принимая во внимание увеличение числа мигрантов в Европе, армейская служба к тому же будет способствовать социализации и трансляции в массы мигрантской молодежи национальной идентичности. В армии усвоение таких месседжей будет происходить более эффективно и быстро, чем «на гражданке», надеются европейские политики.

Итак, возвращаясь к Украине, проанализируем, чем же является на самом деле заявление министра Загороднюка – очередным проявлением популизма или желанием реальных реформ в армии?

Эксперты считают, что отмены призыва при Зеленском не будет. Более того, с 2020 года ожидается увеличение наказания для уклонистов: усиленный розыск за неявки по повесткам и ужесточение ответственности за попытки избежать срочной службы. Ведутся также разговоры о снижении призывного возраста до 18 лет, а не 20, как раньше.

Министр цифровой трансформации Михаил Федоров заявил, что в следующем году планируется создать электронные базы призывников, что, по его мнению, наладит работу военкоматов и уменьшит вероятность коррупции.

Таким образом, у нынешней власти пока что слова расходятся с делами.

Почему же украинские призывники стараются обойти военкомат десятой дорогой? Проблема уклонистов существовала всегда. Однако сейчас одной из главных причин отказа молодых людей от призыва является неадекватная политика государства в вопросах войны и мира. «Когда государство «косит» от войны, напрасно ждать от призывника, что он не будет «косить» от армии», – подчеркнул Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. Для решения проблемы с уклонистами, по его мнению, нужно менять порядок ведения учета и призыва, «создать систему моральных и материальных стимулов, которые бы обеспечивали привлекательность службы в армии на фоне других предложений на рынке труда».

Необходимо повышать профессионализм в армии на всех уровнях: это и вопросы призыва, и подготовки офицеров, сотрудников военкомата, контрактников. При полном переходе на контрактную основу Вооруженным силам придется активно заняться рекрутингом, рекламой, а это совершенно новая сфера деятельности для армии. Чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда, Министерству обороны придется предлагать соискателям не только достойную заработную плату, но и социальный пакет, хорошие бытовые условия, работу с современной техникой. Все это требует немалых финансовых вливаний, но инвестированные в контрактника средства, по крайней мере, не будут потрачены зря, ведь он прослужит несколько лет, а призывника за год срочной службы все равно не удается качественно подготовить к военной службе, на его место придет новичок, и все придется начинать сначала.

Именно это и является основным вызовом для Украины: «Необходима модернизация всего общества, тогда как армия должна научиться ценить индивидуальность каждого бойца — вместо того, чтобы набирать тысячи призывников», — резюмировал эстонский эксперт Мартин Хурт. И пока этого не произойдет, военкоматы так и будут загонять призывников в армию «палками».

 Таким образом, сегодня Украина пока не готова отказаться от призыва на срочную службу, однако реформы и шаги, направленные на постепенный переход к профессиональной армии, будут способствовать росту ее боеготовности и реальному приближению к стандартам НАТО. По самым оптимистическим прогнозам, на реформу украинской армии может уйти от нескольких лет до десятилетия, с учетом российской агрессии на территории Украины.

Татьяна Гаевая

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

читайте также

«Они считают, что русскоязычные не должны лечиться или мыть руки?» — Рабинович об отсутствии инструкции по коронавирусу на русском языке Рабинович: Оппозиция настаивает на том, чтобы в стране ввели чрезвычайное положение Рабинович: Земля Украины осталась сегодня в собственности украинского народа благодаря позиции «Оппозиционной платформы — За жизнь» Рабинович: Кабмин на борьбу с коронавирусом выделяет 100 млн грн, а Коболеву — почти 800 млн грн

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Можно ли выехать заграницу без военного билета?

Непризывные вооружённые силы (добровольные вооружённые силы) — вооружённые силы, формируемые на добровольной основе, без применения института воинского призыва, либо (в целом ряде стран) на срочную службу в армию попадают по конкурсу, так что фактически служба добровольная.

Осенний призыв 2019: права и обязанности призывников

В каких странах мира существует призывная армия, откуда она взялась и есть ли у нее будущее в XXI веке? Какие категории граждан подлежат призыву на военную службу? Можно ли отказаться?

В рамках совместного с Московским Университетом имени С. Ю. Витте проекта «Законы мира» Дискурс разобрался, как сегодня устроена военная обязанность и призыв в армию в разных странах мира.

В середине XX века многим казалось, что катастрофические последствия двух мировых войн надолго отобьют у человечества желание решать политические конфликты военными способами. Может создаться впечатление, что после 1945 года начался один из самых мирных периодов в истории человечества. В действительности, однако, за последние 72 года в мире произошло огромное количество вооруженных конфликтов — другое дело, что их форма принципиально изменилась и на смену тотальной и массовой войне пришли межэтнические конфликты, контртеррористические операции, «гуманитарная война» и городская герилья.

Неудивительно, что призывная армия стала казаться многим людям атавизмом: раз радикально изменилась война, значит и армия должна измениться, чтобы лучше соответствовать современным условиям. Дескать, давно понятно, что призывную армию надо отменить, и только отсутствие денег не позволяет сделать это прямо сейчас.

До недавнего времени многие эксперты были уверены, что еще чуть-чуть, и как минимум все развитые страны (чей бюджет теоретически позволяет содержать профессиональную армию) окончательно откажутся от призыва. Завершение холодной войны повлекло за собой масштабные военные реформы почти во всех странах НАТО. К 2006 году от призыва отказались 20 стран-участниц альянса из 26, чуть позже за ними последовали Литва, Швеция и Польша.

Но вскоре выяснилось, что вопрос о призывной армии окончательно закрывать рано даже в Европе. За последние годы ситуация существенно поменялась: с 2015 года в Чехии и Латвии обсуждают возвращение призыва, а в 2016 его вернули в Литве, в 2017 — в Швеции. Во время президентской гонки этого года о возможности возвращения призыва во Франции говорил и победивший на выборах Макрон.

Разобраться в этих тенденциях будет проще, если в общих чертах представить себе историю вопроса.

I.Появление воинской обязанности и призывной армии

В той или иной форме обязанность лично защищать свою родину существовала везде и всегда. Пожалуй, наиболее древней формой организации обороны является ополчение. C возникновением государств встает необходимость в более крупных и организованных военных формированиях. И вот во II тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте проходят первые известные нам рекрутские наборы в армию.

Следующий важный рубеж в трансформации воинской обязанности — появление прототипа призывной армии в городах-государствах Древней Греции. С началом железного века, в конце VIII вв. до н. э. происходит «гоплитская революция»: благодаря распространению шлема с султаном‌ и широкого круглого щита резко возрастает роль тяжелой пехоты. Стремян еще не существовало и плотный строй копейщиков оказался намного эффективней доминировавшей до этого легкой конницы. Многие историки считают, что это стало одним из решающих факторов в становлении Древней Греции архаического периода и трансформации городов-государств в полисы с особой формой политического устройства. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, отметим лишь, что именно в этот период концепция военной обязанности, предполагавшая обязательную военную подготовку с 18 до 20 лет и дальнейшее участие в военных походах, связывается с идеей гражданства, т. е. оборона отечества становится привилегией полноправных граждан.

Древний Рим продолжает развивать эту традицию. Еще до установления Республики царь Сервий Туллий вводит воинскую обязанность для всех граждан, владеющих недвижимостью. Во II вв. до н. э. эти правила меняются: мало того, что стало необязательно владеть недвижимостью, появилась возможность получить римское гражданство по результатам 25-летней выслуги. Только в I в. до н. э. происходит переход к добровольной комплектации армии, которая впервые становится полностью профессиональной. А с введением круглогодичной военной службы и платы воинам окончательно размылся фундаментальный принцип военной организации, унаследованный римлянами от полисной системы — концепции гражданства, в основе которого лежит обязанность нести военную службу.

Рождением призывной армии в современном её понимании считают французский закон 1793 года о всеобщей воинской повинности (Levee en masse), принятый Конвентом через 4 года после Великой Французской революции. До революции армия комплектовалась на основе найма и была полностью профессиональной. Теперь же она стала полностью призывной, причем призыв стал всеобщим (все холостые, дееспособные граждане мужского пола от 18 до 25 лет) и обязательным (без права заместительства). Это не просто создало новый тип «революционного гражданства» в противовес гражданству по крови или месту проживания, но и позволило претворить в жизнь передовые военные технологии того времени: новый боевой порядок, предполагающий сочетание стрелковой рассыпной цепи и колонн (подробнее о возникновении призыва см. статью Наталии Даниловой). Кстати, говоря, именно переход Франции на всеобщую воинскую повинность и позволил Наполеону собрать армию, которая оказалось очень успешна в войне против профессиональных армий старого типа. В частности, благодаря почти десятикратному численному преимуществу армия Наполеона наголову разбила непобедимую до этого прусскую армию, спровоцировав её реформу с переходом на призывную основу. Формирование призывной армии происходит рука об руку увеличением масштабов и длительности военных конфликтов, централизацией власти и формированием национальных суверенных государств.

Призывная армия оказалась настолько эффективной, что к 1914 из всех крупных армий только британская и американская не провели соответствующие реформы. Законодательство, регулирующее призыв, отличалось от страны к стране, но, в целом, выстраивалось в логике, восходящей к военной системе древнегреческих полисов.

Военные технологии тоже не стояли на месте. К началу XX века появляется автоматическое оружие и авиация, а развитие баллистики и технических характеристик тяжелого вооружения позволяет перевести артиллерию на стрельбу с закрытых позиций. Благодаря промышленной революции оказалось возможным развернуть производство оружия, боеприпасов и военной техники в небывалых доселе масштабах. Совокупность этих факторов радикально поменяла характер военных действий и обусловила переход к т. н. «второму поколению» современных войн по классификации Уильяма Линда. Следующая крупная европейская война — Первая мировая — стала одной из самых кровопролитных за всю историю человечества. И призывная система этому только поспособствовала.

Европейские государства с призывной системой были хорошо подготовлены к ней. Благодаря большому резерву заранее подготовленных солдат, в августе 1914 г. правительству Германии потребовалось всего 12 дней, чтобы мобилизовать более двух с половиной миллионов человек, увеличив численный состав армии с 808,280 до 3,502,700 солдат. В ответ на это даже США и Великобритания были вынуждены впервые в истории объявить массовый призыв. На 1917 год Россия мобилизовала 14 млн. человек; потеряла 2 млн. убитыми и ранеными и столько же пленными. Суммарно воюющие страны мобилизовали более 70 миллионов человек, из них погибло от 9 до 10 миллионов.

Вторая мировая война отличалась от Первой по вооружению и типу ведения боевых действий, но тоже представляла серию крупных военных столкновений между армиями массового призыва. Но с её окончанием фактически исчезли вооруженные конфликты национальных государств. Наступило время военных конфликтов «четвертого поколения»: гражданских войн, межэтнических и территориальных конфликтов, контртеррористических операций и операций по восстановлению общественного порядка.

И в таких условиях всеобщий призыв оказался далеко не так эффективен. «Восстановление общественного порядка» в Алжире в 1954–1962 представляло собой подавление городской герильи силами французской призывной армии. Несмотря на военную победу Франции, итогом конфликта стал внутриполитический кризис и признание независимости Алжира.

Самый яркий пример применения призывной армии в конфликтах нового типа — «гражданская война» во Вьетнаме. Через два года после начала террора в Южном Вьетнаме туда были переброшены первые части армии США — две вертолётные роты, чтобы увеличить мобильность правительственной армии. Пытаясь выиграть в партизанской войне, США постепенно увеличивали военное присутствие, и через три года, в 1965 начали полномасштабное вмешательство. Череда военных операций затянулась на 7 лет. Ситуация спровоцировала сильный общественный резонанс и волну массовых антимилитаристских протестов. По разным оценкам, защищая военно-политические интересы своего государства во Второй Индокитайской войне, пропало без вести, умерло от ран и болезней от 40 до 60 тысяч американцев, причем около 60% погибших были моложе 21 года. При этом вооруженная до зубов и прекрасно оснащенная призывная армия США проиграла эту войну.

На рубеже семидесятых в Канаду от призыва сбежало более 30.000 молодых американцев. Американский писатель Том Вейнер утверждает, что 209 517 американцам были предъявлены обвинения в нарушении призывного законодательства и еще 360 000 человек нарушили законодательство, но смогли избежать ответственности. Чтобы впоследствии декриминализовать статус этих людей, в 1974 году президент Джимми Форд предложил всем уклонистам и дезертирам пройти 24-месячную гражданскую службу, чтобы заслужить помилование. Это не сработало. Только в 1977 году президент Картер, выполняя свое предвыборное обещание, объявил об амнистии для всех «вьетнамских» уклонистов.

Приведенные данные доказывают, что существенная часть общества не хотела воевать во Вьетнаме. Многие были готовы к судебному преследованию, только бы не оказаться на войне. Так, например, знаменитый боксер Мохаммед Али в 1967 году отказался проходить военную службу по религиозным соображениям‌ и был осужден.

Описанные выше случаи не только наглядно продемонстрировали возможные политические издержки применения призывной армии вне войн между национальными государствами, но и спровоцировали общественное обсуждение, результатом которого стала сильная либерализация призывного права.

II. Воинская обязанность в современных странах

Ключевые тенденции, которые можно наблюдать в развитии воинской обязанности, связаны с изменением характера конфликтов — поскольку сегодня они становятся в основном локальными, то эффективность армии зависит от профессионализма, а численность перестает играть сколько-нибудь заметную роль. Соответственно, имеет место курс на профессионализацию армии, а в наиболее радикальном случае — на ее приватизацию в виде различных частных военных корпораций. С другой стороны, как мы видели, призывная армия тесно связана с институтом гражданства и понятием суверенитета, поэтому полный отказ от нее наносит удар по национальному государству в его классическом понимании (именно эта связка армии с гражданством задает проблематику дискуссиям о том, какие категории граждан обязаны или могут быть призваны в армию, как и поискам альтернативных форм прохождения службы, о которых мы расскажем ниже). На данный момент все страны мира можно условно поделить на три основные группы:

1. страны, в которых призыв никогда не проводился, и существующая правовая система вообще не предполагает такой возможности;

2. страны, в которых есть возможность призыва, но он не проводится в мирное время;

3. страны, в которых призыв проводится и в мирное время.

Давайте посмотрим на карту мира через призму подобного разделения.

1. Где не призывают?

В первую категорию попадают как страны, у которых попросту нет собственной армии (Исландия, Гаити, Гренландия, Коста-Рика и Панама), так и страны, в которых исторически сложилась исключительно контрактная армия и никогда не было опыта проведения призыва. В основном, это небольшие страны и страны, военный потенциал которых имеет исключительно региональное значение. Например, в Саудовской Аравии никогда не существовало призыва. Армия королевства контрактная и полностью укомплектовать ее удаётся только благодаря привлечению большого количества пакистанцев и приезжих из других мусульманских государств. В ЮАР Нельсон Мандела перевел всю армию на контрактную основу и принятая в 1996 году Конституция не предусматривает военные обязанности граждан.

Однако к первой группе стран относятся также Индия и Япония, страны с большим народонаселением, являющиеся одними из крупнейших экономик мира.

Сначала разберемся с Индией: почему третья по численности армия мира никогда не комплектовалась призывниками, а государственное законодательство даже не предполагает такой возможности? Во-первых, это связано с тем, что военная служба в индийской культуре всегда была в почете, поэтому с учетом демографической и социальной ситуации в стране, сложно представить себе недостаток добровольцев. Во-вторых, Махатма Ганди, основоположник современного независимого индийского государства, выстраивал свою политическую борьбу вокруг практики ненасилия. Соответственно, было бы странно требовать от граждан Индии обратного.

Несколько по-другому дело обстоит в Японии. В результате поражения во Второй Мировой войне страна с необыкновенно богатыми военными традициями была вынуждена полностью распустить армию и отказаться от войны как суверенного права нации. Это закреплено в 9 статье Конституции Японии, в которой, кстати, прописано и ограничение на создание наступательных вооруженных сил. Но уже в 1954 в стране появляются Силы самообороны. С начала 80-х они начинают участвовать в международных миротворческих операциях, постепенно выходя за рамки изначальных ограничений, а в сентябре 2016 года парламент Японии окончательно разрешает их использование в военных конфликтах за рубежом. Армию начали снова называть армией. Но никакого призыва в нее нет, и вряд ли получится его ввести, как минимум до внесения изменений в Конституцию.

2. Где призывают только в случае войны?

Вторая группа стран отказалась от содержания призывной армии в мирное время, но их законодательство предполагает возможность призыва в военное время и в случае наступления чрезвычайного положения. К примеру, в Канаде призыв ни разу не проводился в мирное время. В Австралии призыв тоже может быть объявлен только в военное время, причем на это потребуется специальное одобрение парламента. В Великобритании призыв вводился только на короткие промежутки, в первую очередь из-за мировых войн XX века, а последние призывники демобилизовались из армии еще в 60-х.

Но в большинстве стран этой группы призыв формально существует и в мирное время, просто он «приостановлен». Это нужно для того, чтобы сохранить воинский учет и иметь наготове базу потенциальных призывников.

В США призыв, отмененный после войны во Вьетнаме, в 1980 вернул президент Картер. Сейчас все граждане мужского пола с 18 до 26 лет обязаны встать на учет в Системе воинской повинности. Наказание за уклонение от регистрации — пятилетнее тюремное заключение и штраф в $ 250 000, но на деле никто не проводил за это нарушение более 5 месяцев в тюрьме.

Во Франции призыв в мирное время приостановлен в 2001 году. Он заменен ежегодным Днем подготовки к национальной обороне, участие в котором обязательно для всех мужчин и женщин от 16 до 18 лет.

В Голландии призыв формально существует (согласно ст. 98 Конституции Нидерландов армия может комплектоваться призывниками), но с 1996 года он не проводится.

В Германии призыв приостановлен с 2011 года. Вместе с тем, статья 12а Конституции ФРГ гласит, что все граждане мужского пола могут быть призваны в армию, пограничную службу или в структуры гражданской обороны по достижению 18 лет, поэтому теоретически призыв может быть восстановлен в любой момент.

3. Где есть призывная армия?

Наконец, третья группа стран продолжает призывать своих граждан на военную службу и в мирное время.

Из стран НАТО на данный момент призыв сохраняется в Дании (все годные по медицинским показаниям мужчины старше 18 должны пройти 4-месячную службу), Эстонии (мужчины от 18 до 28 лет обязаны проходить 8-месячную или 11-месячную службу), Греции (мужчины от 19 до 45, 8-месячная служба в армии или 12-месячная служба на флоте или в ВВС), Норвегии (все граждане от 19 до 44), Швеция и Литва вернули призыв в последние годы.

Еще один интересный факт. В 2013 в Австрии и Швейцарии провели референдумы по вопросу отмены военного призыва. Результаты могут удивить многих: против (т.е. за сохранение призыва в прежнем виде) высказались 59% проголосовавших австрийцев и 73% проголосовавших швейцарцев. В Швейцарии воинская обязанность для всех мужчин зафиксирована в 59 статье Конституции. Хотя призывают мужчин, достигших 20-летия, первые стадии военного обучения швейцарцы проходят уже в 16 лет. В армию призывают на срок от 18 до 21 недели. После прохождения обязательной службы граждане до 34 лет (офицеры до 50) остаются в запасе и должны проходить регулярные воинские сборы длительностью до 21 дня. Суммарно надо отслужить 300 дней (офицерам 600). Можно подать специальную заявку, чтобы отслужить все необходимое время за один раз. Формально, за уклонение от призыва можно угодить за решетку на срок до 18 месяцев, но де-факто уклонистам дают от 8 до 12 месяцев тюрьмы.

Призыв по большей части сохраняется и в странах Азии. В частности, призывниками до сих пор комплектуется самая большая армия мира — китайская. На военный учет ставят мужчин в возрасте от 18 до 22, годных по медицинским показателям. Они остаются в запасе до 45 лет. С 2011 года срок призывной службы в армии Китая составляет 2 года. Освобождают от военной службы единственных кормильцев в семье, а также из-за наличия судимостей определенного типа. Но многие исследователи пишут, что размер населения и престиж военной службы позволяет обеспечить фактическое заполнение армии добровольцами-контрактниками. Вместе с тем уклонистам грозит серьезное наказание — от крупного штрафа до трудового лагеря.

В Южной Корее военная обязанность гражданина закреплена 39 статьей Конституции. Призывают мужчин от 18 лет до 31 года на 24 месяца. Уклонистов продолжают искать до 36 лет. Военнообязанные остаются в запасе до 40 лет. Студентам дают отсрочки, а единственной возможностью полностью избежать призыва являются медицинские противопоказания. В их перечень включен и гомосексуализм, который в Южной Корее считается заболеванием. За уклонение можно сесть в тюрьму на срок от 2 до 10 лет, а в военное время — от 5 до 10 лет.

Большая часть стран Латинской Америки в той или иной степени сохраняет призыв. Если в Перу и Чили возможность призыва мужчин предусмотрена, но обычно солдат набирают добровольно, то в Венесуэле, Боливии, Мексике, Аргентине и Бразилии существует полномасштабный призыв.

В Мексике граждан призывают на 12 месяцев, выбирая их с помощью лотереи. Призывной возраст с 18 до 40 лет. Призывники служат только в армии, флот и ВВС комплектуются на добровольной основе. Существуют отсрочки для студентов, граждан, живущих за рубежом или отбывающих тюремное заключение в год, когда им исполняется 18, и для тех, кто должен содержать семью. Освобождение от призыва возможно по медицинским причинам, в случае, если гражданин живет вне страны или более чем в 20 километрах от границ тренировочных центров.

В Бразилии призывают новобранцев на 12 месяцев (в некоторых случаях срок может быть продлен до 18 месяцев). Все мужчины обязаны встать на учет по достижению 18 лет и могут быть призваны, начиная с 19 лет. Без справки о постановке на воинский учет невозможно получить легальное разрешение на работу. Существуют отсрочки от службы для студентов, освобождены от воинской службы единственные сыновья в семье, единственные кормильцы в семье, сироты, те, чье место жительства не попадает ни в одну из зон призыва, священники или признанные негодными по медицинским причинам.

В странах Ближнего Востока тоже в основном существует обязательный призыв. В Турции, например, согласно 72 статье Конституции «служба государству является правом и обязанностью каждого турка». Призывают мужчин в возрасте от 19 до 40 лет. Граждан без высшего образования призывают на 12 месяцев рядовыми. А тем, у кого за плечами есть хотя бы 4 года в университете, предлагают выбор: 12 месяцев службы офицером или 6 — рядовым. В Турции гибкая система отсрочек: студенты могут не идти в армию до 28 лет, имеющие учёную степень — до 35, живущие за рубежом — до 38 лет. За уклонение от призыва можно попасть в тюрьму на срок от месяца до 10 лет, в зависимости от того, насколько долго призывник бегал от военкомата.

Россия также принадлежит к числу таких стран.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (Конституция РФ Статья 59 Пункт 1), а «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (Конституция РФ Статья 59 Пункт 2). В России на военный учет ставят всех граждан мужского пола с 18 до 27 лет, проживающих на территории РФ, не освобожденных от исполнения воинской обязанности и не отбывающих наказание в виде лишения свободы. Эти граждане попадают под военный призыв и должны либо пройти годовую военную или гражданскую службу сроком от 18 до 22 месяцев, либо попадают в запас по медицинским показаниям или после прохождения обучения на военных кафедрах. В зависимости от звания, военнообязанные остаются в запасе до достижения возраста от 35 до 70 лет. Существует широкий круг оснований, по которым можно получить отсрочку от военной службы. Среди них прохождение обучения, наличие нескольких детей или ребенка-инвалида, статус единственного кормильца семьи или депутата ГД и другие обстоятельства. Полностью освобождают от службы по медицинским основаниям, при наличии ученой степени или в случае гибели родственника во время прохождения военной службы или из-за ранения, полученного в процессе её прохождения.

Куда движется Россия?

24 октября этого года президент РФ Владимир Путин заявил, что в России, со временем, будет отменена призывная армия. Об этом же он писал в своей программной статье, вышедшей в Российской газете в феврале 2012 года.

В марте 2017 года председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов сообщил, что к концу 2016 года количество военнослужащих по контракту впервые превысило число призывников. То же самое утверждал глава Минобороны Сергей Шойгу на совещании по итогам 2015 года. А по словам статс-секретаря Минобороны Николая Панкова, это «историческое событие» произошло осенью 2014. Т.е., пора бы уже привыкнуть, что отказ от призывной армии — традиционное электоральное обещание российских политиков. Еще в 1996 году Б. Н. Ельцин включил отказ от призывной армии к 2000 году в свою предвыборную программу. Через полгода после избрания был выпущен указ о профессиональной армии (указ № 722), декларирующий переход к службе на профессиональной основе. Появился и указ № 723, согласно которому в горячие точки могли посылать только контрактников. Но на деле в дальнейшем призывное законодательство было ужесточено. В апреле 1998 года вступил в силу новый закон о воинской обязанности и военной службе. В нём вводилась уголовная ответственность за неявку призывников в военкомат по повестке и отменялись некоторые существующие до этого отсрочки. В июле 1998 Б. Н. Ельцин подписал Концепцию государственной политики по военному строительству на период до 2005 года, в которой нет ни слова про отмену призыва. А в ноябре того же года указы № 722 и № 723 переписывают. Конкретные сроки полного перехода на контрактную армию исчезают, а в 1999 срочники едут воевать на вторую чеченскую.

И только в 2003 году в России всё-таки началась полноценная военная реформа. На большой пресс конференции в 2004 президент РФ Владимир Путин обещал обеспечить «такое состояние [армии], чтобы срочники не служили в горячих точках». Срок службы сокращают сначала с двух лет до полутора, а с 2008 — и до одного года. Но в августе 2008 года в вооруженном конфликте в Южной Осетии участвуют (и погибают) российские призывники. В начале Генштаб всё отрицает, но 20 августа подтверждает эту информацию, и указывает, что призывники участвуют в боевых действиях на абсолютно законных основаниях. И действительно, согласно указу Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» командование может отправить срочников в горячие точки уже после полугодового обучения, а в 2013 году Указ Президента РФ № 129 снизил этот срок до 4 месяцев. Реальность отправки призывников в зоны боевых действий в последнее время вновь обсуждается уже в рамках военной операции в Сирии.

III. Женский призыв

Несмотря на то, что во многих странах независимо от наличия призывной военной службы женщина может вступить в ряды вооруженных сил на добровольных началах, существуют государства, в которых на них возложена военная обязанность наряду с мужчинами. Наиболее известным примером является Израиль.

В связи с тем, что с момента своего создания государство Израиль противостояло коалиции арабских стран, имеющих существенно большие вооружённые силы, военный призыв в стране распространяется и на женщин‌, и на мужчин. В Израиле в армию призывают всех мужчин-евреев и всех женщин-евреек в возрасте от 17 до 50 лет. Военнослужащие остаются в запасе до 42 лет (офицеры до 52), женщины-военнослужащие до 24 лет. Мужчин призывают на 32 месяца, а женщин — на 24. Для резервистов обязательно прохождение военных сборов. От военной службы освобождаются матери, беременные и замужние женщины, ученики ортодоксальных религиозных школ — иешив, граждане с судимостью и не подходящие по медицинским основаниям. Религиозные девушки из ортодоксальных семей, а также девушки, чьим моральным убеждениям военная служба противоречит, вправе отказаться от воинской обязанности и поступить на альтернативную гражданскую службу.

Обычно израильские девушки проходят службу в качестве технических специалистов, медиков, связистов, шоферов и т. д. До недавнего времени участие в боевых действиях для девушек было запрещено. В 1995 году Высокий суд справедливости рассмотрел дело Алисы Миллер против Министерства Обороны, начальников Генштаба и отдела кадров ЦАХАЛ о невозможности подать заявку на курс обучения пилотов. Суд принял решение в пользу девушки и постановил, что ВВС Израиля должны быть доступны для женщин. Поправка к закону, принятая в 2000 году, предусматривала равенство мужчин и женщин и гласила, что любая должность в ЦАХАЛе должна быть доступна для женщин, если гендерные отличия не являются помехой при ее исполнении. В 2000 года в Израиле сформирован пехотный батальон «Каракал», имеющий смешанный гендерный состав.

Призывают женщин на военную службу и в одной из самых милитаризованных стран Юго-Восточной Азии — Мьянме. Согласно закону о воинской службе каждый гражданин Мьянмы обязан защищать ее независимость. Призыву подлежат женщины с 18 до 27 лет (до 35 лет для профессиональной деятельности). Срок службы составляет 24-36 месяцев. Призыв не распространяется на монашек, домохозяек (включая женщин с детьми в разводе), инвалидов и тех, кто был признан негодным медицинской комиссией. Кроме того, в Мьянме существует практика неофициального призыва. По данным Human Rights Watch Мьянма занимает первое место в мире по количеству детей-солдат.

Призывают ли женщин в Европе? В 2014 году в Норвегии впервые среди стран НАТО был законодательно закреплен воинский призыв для женщин. С лета 2016 года военнообязанными считаются как мужчины, так и женщины в возрасте от 19 до 44 лет. За прошлый год 845 женщин 1997 года рождения получили призывную повестку (для сравнения, в том же году призвали чуть более 1700 мужчин). Швеция и Литва вернули призыв в последние годы, причем сразу в гендерно-нейтральной форме, т. е. включив в него женщин. В 2016 году в Швейцарии из-за нехватки добровольцев государственная экспертная комиссия посоветовала расширить призыв и на женщин.

Данный тренд не является исключительно европейским. С 2015 года Северная Корея тоже требует от женщин, чтобы они служили в армии сразу после окончания средней школы и до достижения ими 23 лет (что меньше десятилетнего срока службы для мужчин). Отсрочка от армии предоставляется только одаренным ученицам спецшкол, при этом обычные девушки могут получить высшее образование только после прохождения службы в армии. В Венесуэле парламент согласовал расширение военного призыва на женщин еще в 2009. Мнение о том, что военная обязанность для женщин является частью гендерного равноправия, было недавно озвучено Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой: «Может, не все меня поддержат, но я считаю, что девчонки у нас ущемлены в праве служить срочную службу солдатом. Им не разрешают, это неправильно». Впрочем, пока что российским девушкам призыв не грозит, так как в Минобороне России данное заявление посчитали нецелесообразным, указав на то, что женщина может беспрепятственно поступить на службу по контракту.

IV. Свобода совести и альтернативная служба в армии

В 1910 году Луи Лекуана призвали в армию. Первым заданием двадцатидвухлетнего юноши из неграмотной крестьянской семьи должен был стать разгон забастовки железнодорожных рабочих. Луи Лекуан не стал выполнять приказ и провел полгода за решеткой. Через два года демобилизовался из армии и занялся пропагандой антимилитаризма. В итоге из-за своих убеждений и уклонения от призыва во время Первой и Второй мировых войн он провел в заключении 12 лет.

В 1961 году, во время войны в Алжире 73-летний Лекуан начал многодневную голодовку. Эту историю подхватила возмущенная пресса и премьер-министр Франции Жорж Помпиду лично пообещал ему внесение на рассмотрение парламента законопроекта о введении альтернативной гражданской службы. Но закон был принят только спустя два года после угрозы Лекуана возобновить голодовку. Кроме того, в этом же году были амнистированы более 200 человек, отбывающих наказание за сознательный отказ от военной службы.

Не всем странам потребовался опыт двух мировых войн, чтобы задуматься о законодательной регуляции возможности отказа от военной службы по религиозным убеждениям. По тем или иным причинам, некоторые страны начали вводить подобное законодательство уже в начале XX века. По причине большого количества отказников и дезертиров, не желающих проходить военную службу в силу вероисповедания, Великобритания, Дания и СССР законодательно закрепили альтернативную гражданскую службу еще в начале ХХ века. Например в Великобритании, благодаря авторитету религиозных общин, 16 тысяч человек во время Первой мировой отдавали долг родине в рамках гражданской службы или служили в армии на должностях, не связанных с участием в боевых действиях.

СССР вошел в этот ряд, во-первых, благодаря курсу молодого государства на декларацию базовых прав и свобод человека, а во-вторых, за счёт активной деятельности толстовцев. 4 января 1919 г. вышел Декрет «Об освобождении от воинской повинности», согласно которому Народный Суд мог предоставить возможность выполнения санитарных и иных общественно полезных работ лицам, которые по религиозным убеждениям не могут проходить военной службу. Первая редакция декрета предполагала рассмотрение каждой заявки Объединенным советом религиозных общин и групп. Совет мог также представлять в суд особые ходатайства о полном освобождении от службы без замены на общественные работы, «если может быть специально доказана недопустимость такой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы, а равно личной жизни соответствующего лица». Заключения совета в обязательном порядке должны были содержать выводы об исключении возможности участия в военной службе определенным религиозным убеждением, а также о добросовестности намерений заявителя. Объединенный совет религиозных общин и групп под председательством толстовца В. Г. Черткова не только рассматривал ходатайства, но и организовал активное распространение декрета среди религиозных групп.

После Второй мировой войны в мире имело место глобальное расширение влияния многочисленных пацифистских организаций и закрепление свободы совести в основных международных документах о правах человека.

В Международном пакте о гражданских и политических правах прямо не говорится о возможности выбора АГС на основании религиозных убеждений. При этом он фиксирует понятие «conscientious objector» — отказника совести, человека, который не готов нести военную службу по религиозным или этическим соображениям. Поэтому после его принятия

в 1966 году участились факты отказа от военной службы на основании статьи о свободе совести (хотя в силу он вступил в только через десять лет, в 1976). В 1993 г. Комитет ООН по правам человека выпустил замечание общего порядка к статье 18, которым признал, что право на отказ от военной службы по соображениям совести прямо вытекает из статьи 18, поскольку обязанности в отношении применения оружия могут находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом исповедовать религию или убеждения. В отношении таких лиц не должно быть никакой дискриминации.

В государстве, где служба с оружием в руках является священным долгом гражданина, массовые сознательные отказы от нее бросают вызов устоявшейся системе отношений и требуют, в конечном итоге, пересмотреть понятия «службы» государству и его «защиты». В итоге понятие воинского долга переросло в «службу интересам государства», включив в себя «защиту социально незащищенных граждан». Тем самым идея службы национальному государству вышла за рамки воинской обязанности.

В основном АГС предполагает под собой трудовую деятельность в социальных сферах, сельском хозяйстве, ЖКХ и т. п., а также помощь населению в случае катастроф. Кроме того, в ряде стран, в том числе России, АГС можно пройти в подведомственных Министерству обороны организациях, при этом характер деятельности должен быть гражданским и не связанным с ношением оружия и принятия присяги. В некоторых странах АГС можно пройти даже в НКО: примером служит Финляндия, в которой можно отдать долг родине работая в Ассоциации молодежных цирков или Обществе финской бани.

Европарламент неоднократно заявлял, что альтернативная гражданская служба не должна рассматриваться в качестве военной или служить наказанием за убеждения человека. При этом в большинстве стран, где закреплена возможность альтернативной гражданской службы, срок ее прохождения больше военной в 1,5-2 раза.

Это объясняется, во-первых, тем, что условия прохождения военной службы более жесткие, а во-вторых тем, что выражая готовность проходить длительную АГС, призывник подтверждает добросовестность своих намерений. Например, на сегодня это является единственным условием «проверки убеждений» в Швейцарии, где до 2009 года существовал специальный экзамен на приверженность к пацифистским убеждениям.

В некоторых странах существует возможность прохождения АГС за рубежом. В 70-е годы в Германии такая практика была направлена на примирение со странами, пострадавшими от гитлеровского режима.

Во Франции опыт заграничных миссий АГС перерос в международное студенческое волонтерство.

В Испании, Франции и Германии (до приостановления призыва) альтернативная служба была очень популярна, количество призывников, выбравших АГС, составляло до 35% от общего числа призывников. Поэтому среди причин окончательной отмены военной обязанности называют именно рост числа людей, отказывающихся от военной службы в пользу АГС.

В данных примерах АГС стала эффективным экономическим механизмом решения национальных проблем в сфере социального обеспечения, в периоды, когда бюджета не хватало на содержание большого штата сотрудников. Так, в Германии неоднократно озвучивалось мнение о том, что давно запланированный переход на профессиональную армию был затянут из-за престижности АГС, которая к тому же сокращала бюджетные расходы на социальную сферу.

В скандинавских странах и Швейцарии, где воинская служба считается престижной и по своей организации предполагает возможность учитывать религиозные убеждения гражданина (например, служить без оружия), АГС была введена значительно позже.

В Израиле АГС, изначально распространявшаяся на религиозных девушек и ультраортодоксов, сейчас скорее имеет вид программы адаптации и социализации репатриантов и арабской молодежи.

В России срок АГС составляет 21 месяц (18 при прохождении АГС в рядах Вооруженных сил РФ). Проходить АГС можно как в социальных учреждениях, так и в организациях Вооруженных сил Российской Федерации в качестве гражданского персонала. Перечни специальностей ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации. Обычно АГС проходится за пределами субъекта РФ — места проживания гражданина.

Несмотря на то, что возможность прохождения альтернативной гражданской службы в России была закреплена в Конституции, соответствующий федеральный закон был принят лишь в 2002 году (при этом в первом чтении законопроект был одобрен еще в 1994 году). Принятие закона об альтернативной службе было условием вступления Российской Федерации в Совет Европы.

Часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации закрепляет право на альтернативную гражданскую службу в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а также в иных установленных федеральным законом случаях, связанное с конституционной гарантией свободы совести и вероисповедания. Данное право закреплено также в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (пункт 4 статьи 3). Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года N 16-П данное право является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т. е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Наиболее спорным вопросом, связанным с поступлением на АГС, является необходимость доказывать добросовестность намерений отказника и наличие в его убеждениях протеста против военной службы (в т. ч. невозможности принимать военную присягу). Существует мнение, что данное положение противоречит ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации («Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»), однако согласно комментариям к ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» призывной комиссии нужно доказать не наличие тех или иных убеждений, а непринятие ими насилия или военной службы.

Наряду с «европейской» моделью АГС, основанной на выражении свободы совести через отказ от военной службы по убеждениям, в т. ч. религиозным, стоит выделить «азиатскую» модель. В ней АГС может, с одной стороны, защищать членов признанных государством религиозных организаций, с другой — выступать негативной санкцией (лица, имеющие судимость, могут быть призваны только на АГС) или мерой для лиц, не имеющих возможность служить в армии «по семейным обстоятельствам». Также зачастую в «азиатской» модели возможность прохождения АГС реализуется на платной основе, а отчисления поступают в Министерство обороны (единовременная выплата или удерживание части заработка).

Условный пацифист в данной модели не сможет защитить свои убеждения. Даже если он получает возможность прохождения АГС по семейным обстоятельством, он поддерживает армию финансово.

В Южной Корее АГС можно пройти только по состоянию здоровья. Верховный и Конституционный суды Кореи не признают право отказа от несения военной службы по соображениям совести. Так, в 1969 году Верховный суд постановил, что члены секты свидетелей Иеговы, отказывающиеся от воинской обязанности, подлежат наказанию в соответствии с Законом о военной службе, а так называемое «решение об отказе от военной службы по соображениям совести» не охватывается правом на свободу совести, гарантируемым статьей 19 Конституции.

Комитет ООН по правам человека регулярно публикует Соображения, возлагающее на правительство республики Корея ответственность за преследование людей, которые пытаются воспользоваться правом на отказ от военной службы по убеждениям, а также призывает разработать надлежащие нормы, обеспечивающие соблюдение указанных Предписаний.

Помимо альтернативной гражданской службы в ряде стран предусмотрена достаточно спорная возможность выплаты долга родине деньгами. По сути это дальнейшая трансформация концепции службы национальному государству, сводящая гражданской долг — тот самый фундаментальный контракт с государством — к измеримой деньгами величине. У этого решения есть свои плюсы: в каждой стране с действующим призывом в том или ином объеме существует черный рынок, позволяющий за деньги оформить себе отсрочку или освобождение. Если уж люди и так готовы платить, чтобы не идти в армию или на АГС, то лучше, чтобы эти деньги легально пополняли бюджет, а не оседали в карманах организаторов коррупционных схем.

В Турции неоднократно предпринимались попытки легализации освобождения от военной службы путем специальных взносов. Закон, принятый в декабре 2014 года, ввел единовременную схему выплат, которая позволила гражданам Турции от 27 и старше освободиться от призыва на военную службу в обмен на сумму в 18 000 лир. Впрочем, несмотря на то, что указанная сумма меньше, чем установленная в 2011 г., среднестатистический турецкий гражданин не может позволить себе такую выплату.

C 2016 года стоимость освобождения от армии для граждан Турции, постоянно пребывающих за рубежом, снизилась с 6000 евро до 1000. Данное правило распространяется только на турецких граждан старше 38 лет, которые минимум 3 года живут и работают за пределами страны (для этого необходимо предоставить специальные документы: вид на жительство, разрешение на работу и т. д.).

В 2004 году Парламентом Греции были приняты поправки в Закон 4321/2005, устанавливающие возможность гражданам старше 35 лет пройти 45-дневные военные сборы, а оставшуюся часть срока службы покрыть специальной выплатой из расчета 810 евро за 1 месяц службы.

С 2016 года в Кыргызстане действует институт сборов мобилизационного резерва, пришедший на смену первичным военным сборам. Он позволяет гражданам, перешагнувшим порог призывного возраста, пройти военные сборы продолжительностью 30 дней, по итогам которых быть зачисленным в запас первой категории. Денежный взнос за прохождение таких сборов составляет 500 расчетных показателей (расчетный нормативный денежный показатель для определения размера штрафов, взысканий, выплат и т. д., не связанных с оплатой труда; в 2018 году его размер в зависимости от региона составляет от 

2882 до 4791 киргизских сомов). Кроме того, по достижению 25 лет граждане Кыргызской республики могут совершить взнос размером 250 расчетных показателей и считаться зачисленными в запас второй категории без прохождения военных сборов.

Прохождение сборов мобилизационного резерва позволяет в дальнейшем претендовать на замещение должностей, предусматривающих прохождение военной службы.

Месячную службу в мобилизационном призывном резерве имеют право пройти и граждане Узбекистана. По достижению 27 лет граждане, прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в резерв Вооруженных сил. Размер денежных взносов и порядок их внесения лицами, зачисленными на службу в мобилизационный призывной резерв, определяются отдельным положением, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан. Указанные средства направляются в целевом порядке на повышение денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной военной службы, а также на проведение военных сборов лиц, зачисляемых на службу в мобилизационный призывной резерв.

Право откупа от призыва на военную службу существует также в Монголии. Сумма откупа составляет около 2.5 тыс. $.

Во всех указанных странах поступившие в бюджет средства расходуются на модернизацию армии, дополнительные выплаты служащим, обмундирование и содержание и т. д.

В России законодательная инициатива об официальном «откупе» от службы вносилась неоднократно, однако в большинстве случаев это были абсолютно нежизнеспособные предложения, такие как пожизненный 13% «солдатский налог» (законопроект Франца Клинцевича, 2012) или взнос в размере 1 млн. рублей (2010, ЛДПР).

V. Будущее призывной армии

Попробуем подытожить наш экскурс истории и форм воинской обязанности, и попытаться ответить на вопрос, в каком виде армия будет существовать завтра? Как сторонники, так и противники призыва обычно рассматривают его в трех аспектах: социальном, экономическом и военном.

Начнем с социального аспекта. Согласно устоявшемуся мнению, служба в армии формирует в призывниках из разных социальных слоев чувство национального (интернационального или межрасового — такая задача стоит перед армией, например, в Малайзии) единства и патриотическое отношение к родине. Всеобщий призыв помогает ассимилировать иммигрантов и представителей маргинальных меньшинств. Так, после объединения Германии в ней отстаивали сохранение призыва во многом ради интеграции восточных немцев из ГДР. Во Франции призыв существовал до 2011 года во многом для ассимиляции иммигрантов из бывших колоний даже после событий в Алжире.

Считается, что призывная армия является дополнительным социальным лифтом, позволяющим дополнить образование или даже заменить его. В этом смысле призыв сильнее всего нужен представителям самых бедных слоев общества, так как они в меньшей степени имеют доступ к качественному образованию. В рамках срочной службы призывники осваивают профессиональные компетенции, которые должны помочь началу их карьере на «гражданке», или получают образовательные льготы после окончания службы. В РФ давно существует возможность поступить в ВУЗ вне конкурса по рекомендации от командира воинской части. В Израиле с этого года министерство обороны оплачивает учебу в университете.

На этот аргумент противники призыва отвечают статистикой. Социологи подсчитали, что в Британии мужчина, который отслужил два года, зарабатывает в среднем на 4-7% меньше того, который не служил. То же самое подтверждают и американские исследования: через десять лет после окончания вьетнамской кампании средний доход белых ветеранов армии США был на 15% меньше дохода людей того же возраста, которые во Вьетнаме не были. В Нидерландах годовая служба в призывной армии в мирное время приводила к разнице дохода на 8%. Результаты другого исследования вообще говорят о том, что в армии легко можно научиться плохому: в Аргентине, среди тех, кто отслужил, частота преступлений была выше до 3,5% (в первую очередь росло количество преступлений против собственности и вооруженная преступность). Причем нельзя списать это на то, что в армию попадали только выходцы из социально неблагополучных групп населения: до 1995 года в Аргентине призывников выбирали на основании слепой лотереи по трем последним цифрам паспорта.

Противники призыва также отмечают, что в большинстве стран мира армия непрозрачна и неподконтрольна обществу. Из-за этого нередки случаи «неуставных отношений»: рукоприкладства, попустительства жестокому и, в некоторых случаях, преступному поведению солдат в отдельных военных частях, появление этнических или религиозных диаспор и тд. В контрактной армии эти проблемы тоже существуют, но профессиональный военный де-факто защищен от подобного произвола намного лучше.

Деньги — еще одна сторона вопроса. Защитники призыва ссылаются на высокую стоимость полного перехода на контрактную армию. Некоторые исследователи парируют: по их мнению распределенные издержки (например, на амортизацию оружия и амуниции) значительно выше в призывных армиях, несмотря на низкую оплату труда солдат срочной службы. Так или иначе, с экономической точки зрения призыв — это натуральный налог в форме обязательной и, в большинстве случаев, плохо оплачиваемой трудовой службы. Не будет ли проще собирать с людей больше налогов в денежном эквиваленте и сделать армию контрактной? И да, и нет.

С одной стороны уже Адам Смит критиковал призывную армию, ссылаясь на то, что разные люди хороши в выполнении разных задач: не каждый гражданин будет хорошим солдатом. Зачем заставлять его, если будучи успешным гражданским специалистом, он заплатит государству больше налогов деньгами? С другой, существует ряд стран, экономическая ситуация в которых не предоставляет политической возможности увеличивать сбор налогов в денежном выражении. В таких случаях перспективы отхода от призывной модели кажутся туманными.

Военная эффективность призывной армии в наши дни тоже ставится под большое сомнение. В постиндустриальных войнах выигрывают за счет точных и быстрых операций с применением сверхсовременного высокотехнологического оружия. В таких условиях практически невозможно подготовить достаточно квалифицированных солдат за короткий период срочной службы. Кроме того, от уровня их подготовки напрямую зависит количество боевых потерь в реальных вооруженных конфликтах, что подводит нас к другому минусу призывной армии — политическим рискам её использования в военных операциях за рубежом: войны в Алжире, Вьетнаме, Афганистане и в Персидском заливе вызывали резкое общественное осуждение и приводили к внутриполитическим кризисам.

Чтобы выигрывать в подобных военных конфликтах за рубежом, не провоцируя неудобную общественную дискуссию, крупные страны в последние тридцать лет начали прибегать к использованию нового типа военных организаций — частных военных компаний. Среди наиболее известных британская компания Sandline International (которая участвовала в конфликтах в Папуа-Новой Гвинее в 1997, в Сьерра-Леоне в 1998 и в Либерии в 2003), американская Academi (она же Blackwater; широко использовалась во время войны в Ираке). В России за последнее время известность приобрела т. н. «группа Вагнера» (которая по данным Фонтанки.ру принимает участие в военной операции в Сирии). Деятельность ЧВК во многих странах пока не до конца урегулирована законодательно. Например, в РФ их деятельность формально нелегальна. В 2008 принципы работы частных военных компаний были зафиксированы в Документе Монтрё, который подписали 17 стран, среди которых США, Китай, Германия, Франция и Великобритания.

Кроме того, ЧВК по своей сути — являясь частными корпорациями — не могут выступать единственным или даже ключевым элементом защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны. Правительства европейских стран, вернувших призыв, уверены, что для этого не подойдет и полностью контрактная армия: добровольцев не хватает для поддержания необходимого количества военных кадров даже в мирное время. Англосаксонские государства в силу своего географического и экономического положения могут позволить себе обходиться силами полностью контрактной армии, как и страны, которые находятся в центре Европы, окруженные союзниками по НАТО. Но страны, рядом с границами которых находятся очаги политической нестабильности, территориальные или военные конфликты той или иной степени интенсивности, чаще всего (и самым главным исключением является Индия) не могут позволить себе полного перехода на контрактную армию.

Текст: Виталий Генаров, Александра Миндрина, Григорий Ломизе

Иллюстрации: Ольга Аверинова

Консультация и помощь в создании материала: Липунов Валерий Иванович — декан юридического факультета МУ им. С.Ю. Витте, Колонтаевская Ирина Федоровна — заведующая кафедрой гражданского права и процесса МУ им. С.Ю. Витте.

Отсрочка от армии – это законное временное освобождение от призыва в ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, постоянно проживающий в другой стране (имеет там вид на жительство).