Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне определяет алгоритмы работы с информацией.

Коммерческая тайна

Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ
О коммерческой тайне

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2018 г.)

 

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

 

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

 

Статья 2. Утратила силу.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Блок «Бизнес — справки»- это информация более чем о 40 000 организациях Казахстана (адреса, телефоны, реквизиты и т.д.), в которых представлены государственные органы и коммерческие предприятия Казахстана.

Доступ к блоку «Бизнес-Справки» вы можете получить следующими способами:

Перед отправкой SMS сообщения ознакомьтесь с условиями предоставления услуги. Внимание! Платежи принимаются только с номеров, оформленных на физ.лицо. Услуга доступна для абонентов Актив, Кселл и Билайн.

 Стоимость услуги —   тенге  с учетом комиссии. 

Если вы не получили SMS с pin-кодом, звоните в абонентскую службу компании «Wooppay» по телефонам
+7 7212 981090 круглосуточно 24/7, и в службу поддержки +7 7172 795004, +7 7273 441414.
По остальным вопросам обращайтесь в компанию «ИнфоТех&Сервис» по тел.: +7 (727) 222-21-01

<< Назад

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В чем опасность Статьи 51 Конституции РФ/???

139 ГК РФ, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», а также несколько норм Трудового кодекса РФ (статьи 57, 81.

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ(Э.П. Гаврилов)

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

1. Развитие науки и техники, особенно в эпоху рыночных отношений, показывает, насколько важной может быть информация. Она всегда играла первостепенную роль не только в простом человеческом общении, но и во всех сферах жизнедеятельности общества. Но эта роль со временем обрела коммерческое содержание. Достоверность и оперативное получение информации сегодня являются залогом правильности и своевременности принятия любого решения. Это позволило услугам по доставке отдельных видов информации стать очень прибыльным бизнесом и, в определенной степени, привело к отождествлению таких, казалось бы, несовместимых по содержанию понятий, как «информация» и «товар».

Перефразируя слова выдающегося цивилиста В.А. Дозорцева, внесшего значительный вклад в развитие юриспруденции в России, отметим, что появление системы коммерческого распространения сведений, данных как таковых, опирающейся на появившуюся для удовлетворения общественных потребностей систему специализированных для этой деятельности организаций, которые образуют особую отрасль экономики (ее по праву можно называть «информационной индустрией»), привело к появлению особой ветви общественных отношений, получившей название «информационные отношения».[1]

Объектом информационных отношений является нематериальный результат труда, сведения, знания как таковые, независимо от их использования[2]. При этом, как отмечает В.А. Дозорцев, потребность в получении информации существует не только в отношении конфиденциальных сведений, но и в отношении сведений общедоступных, доступ к которым затруднен в силу фактических обстоятельств.[3]

Обзоры рынка, новости политики и экономики, прогнозы погоды, сводки по пожарам, дорожно-транспортным и другим происшествиям, различные статистические показатели и многое другое – сегодня существует множество различных информационных продуктов и услуг. В сфере их создания (предоставления потребителям) уже заняты десятки миллионов людей, основная цель деятельности которых – обеспечить потребителю информации комфорт в ее получении.

Процесс формирования новых общественных отношений зачастую связан с необходимостью переосмысления действующих юридических норм[4]. Это может привести к сужению или, наоборот, расширению сферы их применения, а также к возникновению новых правовых институтов. На определенной стадии развития общества сбор, обработка и предоставление информации становятся настолько важным элементом общественной жизни, что возникает необходимость предусмотреть специальные правовые меры, обеспечивающие интересы лиц, занятых в этой сфере[5]. Тем более, что несоизмеримые объемы и разновидности потребляемой обществом информации обусловили не только возникновение новых видов деятельности и профессий, которые непосредственно связаны с поиском, сбором, обработкой и другими действиями в отношение информации. Постоянно растущая потребность общества в информации послужила причиной именовать современное общество информационным.

За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных правовых актов, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, потребления и использования различных видов информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами.

Существенный шаг в этом направлении сделан в связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания РФ 9 июля 2004 г. Федерального закона «О коммерческой тайне», который был одобрен Советом Федерации 15 июля и подписан Президентом РФ 29 июля 2004 г. (далее по тексту – Закон).

Этот Закон с нетерпением ждали и возлагали на него большие надежды как предприниматели, так и служащие государственных ведомств, представители силовых структур. Законопроект неоднократно возвращался на доработку, но тем не менее, после его принятия многие положения Закона остались недостаточно проработаны. Некоторое несоответствие в нормах Закона указывало на то, что законодатель больше заботился о «красивости» языка, о доступности положений Закона обывателям, нежели о последовательности в соблюдении утвержденной терминологии. Закон вступил в силу – это главное, так как он является системообразующим нормативным правовым актом и устраняет многие противоречия в своей области права.

С введением в действие 1 января 2008 г.[6] части четвертой Гражданского кодекса РФ, полностью посвященной правам на различные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе ноу-хау), комментируемый Закон претерпел существенную трансформацию, затронувшую как концептуальные его положения (ради которых, собственно, Закон и принимался), так и формулировки отдельных норм.

В своей первоначальной версии комментируемый Закон содержал достаточное количество декларативных положений, которые не имели существенной роли для правоприменителя, но, вместе с тем, закладывали теоретические основы отрасли права, подчеркивали актуальность Закона для своего времени, его значимость в процессе регулирования определенных видов отношений в обществе.

Так, в уже не действующей редакции ч. 1 ст. 1 законодателем были четко обозначены три основные цели правового регулирования Закона:

обеспечение баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг;

предупреждение недобросовестной конкуренции;

определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Данный перечень целей, имея чисто декларативный характер, уже включал в себя краткое содержание Закона и являлся своеобразной шпаргалкой правоприменителю, указывая на принципиально важные для понимания моменты, в частности:

1) у информации (по крайней мере у определенного ее вида) есть обладатель;

2) отношения по поводу информации являются регулируемыми, т. е. должны строиться в соответствии с законом;

3) одним из обладателей информации является наше государство, интересы которого защищены законом и должны учитываться, равно как и интересы любого другого субъекта;

4) в свою очередь, государство не должно препятствовать другим обладателям информации осуществлению прав и законных интересов, а должно содействовать поддержанию баланса таких интересов;

5) недобросовестная конкуренция в информационных отношениях является недопустимой и преследуется по закону;

6) существует группа сведений, доступ к которым нельзя ограничивать (они перечислены в ст. 5).

Сферой регулирования Закона были первоначально названы отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (так называемый «Вводный закон») были переформулированы цели и сфера применения комментируемого Закона.

Теперь порядок правовой охраны секретов производства определяют положения гл. 75 ГК РФ[7]. Как следствие, в комментируемом Законе упразднены вышеназванные цели принятия комментируемого Закона. Однако декларативный характер ч. 1 ст. 1 не изменился, в ней перечислены виды отношений, регулируемых Законом: отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2. Вид носителя, даже весьма специфический, на котором содержится информация, составляющая коммерческую тайну, не может служить препятствием для действия норм комментируемого Закона. Этот вывод четко следует из содержания п. 2 ст. 1. Положения Закона распространяются на указанную информацию независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Вместе с тем носитель любой информации также является объектом правоотношений. Поэтому статус информации и правовое положение носителя, на котором она зафиксирована, могут быть связаны (см. подр. п. 3 комментария к ст. 3 Закона).

3. В соответствии с ч. 3 ст. 1 действие норм комментируемого Закона не охватывает сведения, составляющие государственную тайну. В отношении таких сведений применяются положения законодательства РФ о государственной тайне.

Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности» и Законе РФ «О государственной тайне», а также включает в себя положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Государственную тайну составляют следующие группы сведений:

1) в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения (Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов утверждены постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. № 264);

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства (определения понятиям силы и средств гражданской обороны даны Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»);

об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну, утвержден постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 210);

3) в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения (статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью определены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»);

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи, шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений определены в ст. 6 Закона РФ «О государственной тайне».

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне, создан специальный коллегиальный орган – Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71.

При осуществлении своей деятельности Межведомственная комиссия имеет право, в том числе, формировать перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; формировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и т. д. Кроме того, Межведомственная комиссия осуществляет функцию по рассекречиванию документов, созданных КПСС.

Граждане вправе обжаловать в суд решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в носители сведений, составляющих государственную тайну. Должностные лица, принявшие такие решения, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Интересными представляются Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П и определения от 10 ноября 2002 г. № 314-О и от 10 ноября 2002 г. № 293-О, согласно которым распространение положений ст. 21 («Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне») и 21.1 («Особый порядок допуска к государственной тайне») Закона РФ «О государственной тайне» на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и представителей, участвующих в арбитражном процессе, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ.

Исходя из положений ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» в отношении организаций под конфиденциальной.

О законодательстве в области защиты информации

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

 

Комментарий к статье 4

 

  1. Комментируемая статья регламентирует право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну (ч. 1), а также определяет способы получения такой информации – законный способ (ч. 3) и незаконный способ (ч. 4).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, включающее в себя права на определение перечня и состава такой информации, принадлежит обладателю такой информации. Понятие же “обладатель информации, составляющей коммерческую тайну” определено в п. 4 ст. 3 комментируемого Закона как лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

В части 1 комментируемой статьи также уточнено, что речь идет о правах на определение перечня и состава информации, составляющей коммерческую тайну, с учетом положений комментируемого Закона. При этом подразумеваются, прежде всего, положения ст. 5 данного Закона, определяющие перечень сведений, в отношении которых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны.

В содержащемся в ч. 1 комментируемой статьи регулировании видится преемственность с приведенными выше (см. коммент. к ст. 3 Закона) положениями п. 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), предусматривающими, что физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии что такая информация: a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией; b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность; c) является предметом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

  1. В части 2 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливалось, что информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. Еще ранее в ч. 3 ст. 151 ОГЗ СССР предусматривалось лишь то, что лицо, самостоятельно и добросовестно получившее информацию, представляющую собой ноу-хау, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

Часть 2 комментируемой статьи признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в т.ч. главу 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”. Содержавшееся в ч. 2 комментируемой статьи регулирование перенесено в следующие положения п. 2 упомянутой выше статьи 1466 части четвертой ГК РФ: лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.

3 – 4. Положения ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи определяют соответственно законный и незаконный способы получения информации, составляющей коммерческую тайну.

Так, согласно ч. 3 данной статьи считается полученной законным способом такая информация, составляющая коммерческую тайну, которая получена от ее обладателя на основании договора или другом законном основании.

Часть 4 данной статьи, определяя незаконный способ получения информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, называет два вида таких случаев: 1) получение такой информации осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации; 2) получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Примечательно, что как в ч. 3, так и в ч. 4 комментируемой статьи использовано понятие получения информации, составляющей коммерческую тайну, в то время как в ст. 3 комментируемого Закона, определяющей понятийный аппарат данного Закона, содержатся определения несколько иных понятий – “доступ к информации, составляющей коммерческую тайну” (п. 5), “передача информации, составляющей коммерческую тайну” (п. 6) и “предоставление информации, составляющей коммерческую тайну” (п. 8). Такая ситуация представляется не вполне удачной.

Также примечательным и также не совсем удачным представляется то, что упоминания о законном способе получения информации, составляющей коммерческую тайну, содержатся лишь в ст. 3 комментируемого Закона, определяющей понятийный аппарат данного Закона, а также то, что незаконное получение информации, составляющей коммерческую тайну, упоминается лишь в п. 6 ч. 2 ст. 6.1 данного Закона при формулировании прав обладателя такой информации. В других положениях комментируемого Закона говорится о незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, или незаконном установлении режима коммерческой тайны.

Как представляется, при закреплении положений ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения преемственности с примечанием к упомянутому выше пункту 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), в котором определено, что для целей данного пункта выражение “способ, противоречащий честной коммерческой практике” подразумевает как минимум такую практику, как расторжение договора, подрыв доверия или содействие подрыву доверия, и включает приобретение закрытой информации третьими лицами, которым было известно или не было известно в результате грубой небрежности, что приобретение такой информации подразумевает такую практику.

 

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

 

Комментарий к статье 5

 

В комментируемой статье определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, а точнее, – сведений, в отношении которых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны. Определение понятия “предпринимательская деятельность” следует из положений п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ, устанавливающих, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Исходя из пункта 11 комментируемой статьи речь идет о сведениях, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами. Таким же образом в пункте 2 ст. 1465 части четвертой ГК РФ (пункт введен Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ) предусмотрено, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом. До введения в действие указанной части Кодекса пункт 1 ст. 139 части первой ГК РФ (статья признана утратившей силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) в рамках соответствующей регламентации предусматривал, что сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В части 4 ст. 8 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” определен перечень информации, к которой не может быть ограничен доступ. Этот перечень по отдельным позициям “перекликается” с перечнем сведений, определенным положениями комментируемой статьи. Так, согласно указанной части не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

В отношении сведений, перечисленных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее:

1) сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

Общие положения об учредительных документах юридических лиц закреплены в ст. 52 части первой ГК РФ, согласно п. 1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <12>) которой: юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками); хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила данного Кодекса об уставе юридического лица.

——————————–

<12> www.pravo.gov.ru. 2014. 5 мая.

 

“Соответствующими” реестрами, о которых говорится в рассматриваемом пункте, являются Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Открытыми являются не только документы, подтверждающие факт внесения записей в данные реестры, но и сами данные реестры. Как предусмотрено в п. 2 ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ <13>), данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

——————————–

<13> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 июня.

 

Согласно абзацу 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) <14> содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем 2 данного пункта. В абзаце же 2 данного пункта (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ <15>) предусмотрено, что сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ; данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 указанной статьи;

——————————–

<14> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565.

<15> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3880.

 

2) сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 23 части первой ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В пункте 3 указанной статьи установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Правоспособность юридического лица согласно п. 3 ст. 49 части первой ГК РФ, согласно абз. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Как предусмотрено там же, право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;

3) сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов.

Основные положения об унитарном предприятии закреплены в ст. 113 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), в п. 1 которой предусмотрено следующее: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество; имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия; в организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия; в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Общие положения о государственном учреждении, как и о муниципальном учреждении, содержит статья 123.22 части первой ГК РФ, в т.ч. следующие: государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1); порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2); казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4); бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в т.ч. приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено; по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (п. 5); автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества; по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п. 6);

4) сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, определяет Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности” <16>, что и закреплено в его ст. 1.

——————————–

<16> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

 

Положения рассматриваемого пункта взаимосвязаны с положениями п. 9 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ <17>), предусматривающими, что информация об уровнях и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является открытой для ознакомления, за исключением информации, отнесенной в установленном законодательством РФ порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну;

——————————–

<17> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4220.

 

5) сведения о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.

В соответствии с ч. 2 ст. 135 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <18>) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

——————————–

<18> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

 

Согласно определениям, данным в ч. ч. 1 и 2 ст. 209 данного Кодекса: охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1); условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2).

В статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 348-ФЗ) <19> наряду с прочим даны следующие определения: несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

——————————–

<19> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2010. N 50. Ст. 6606.

 

6) сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Сроки выплаты заработной платы определены положениями ч. ч. 6 – 9 ст. 136 ТрК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ): заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6); для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы (ч. 7); при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ч. 8); оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ч. 9).

Сроки расчета при увольнении определены в ст. 140 данного Кодекса: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника; если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ч. 1); в случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 2);

7) сведения о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.

При этом необходимо иметь в виду, что законодательством РФ установлены сроки, по истечении которых лицо считается не привлекавшимся к ответственности соответствующего вида. Так, согласно части 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В части 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 218-ФЗ <20>) установлено, что судимость погашается: а) в отношении лиц, условно осужденных, – по истечении испытательного срока; б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания; в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания; г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания; д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении десяти лет после отбытия наказания. Как предусмотрено в ч. 4 указанной статьи, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. В соответствии с ч. 5 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ <21>) если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

——————————–

<20> www.pravo.gov.ru. 2013. 23 июля.

<21> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 декабря.

 

Статья 4.6 КоАП РФ определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Согласно указанной статье (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ <22>) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления;

——————————–

<22> www.pravo.gov.ru. 2013. 24 июля.

 

8) сведения об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.

Согласно определению, данному в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” <23>, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России (федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

——————————–

<23> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

 

Статья 15 названного Закона регламентирует информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества. Положениями п. 1 данной статьи (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ <24>) предусмотрено следующее: под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в т.ч. информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи; указанная информация о приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети Интернет, определенных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а также на официальном сайте России в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ;

——————————–

<24> www.pravo.gov.ru. 2011. 6 декабря.

 

9) сведения о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

В данном пункте воспроизведены положения п. 2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” <25>, устанавливающие, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

——————————–

<25> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Как определено в п. 1 ст. 2 названного Закона, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В соответствии с п. 3 ст. 50 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов, к которым относятся в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в т.ч. политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в т.ч. некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в т.ч. товарищества собственников жилья; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России; 6) общин коренных малочисленных народов России; 7) фондов, к которым относятся в т.ч. общественные и благотворительные фонды; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в т.ч. государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в т.ч. общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний;

10) сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Исходя из общих положений п. 1 ст. 53 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) об органах юридического лица речь идет о единоличных органах юридического лица, действующих от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Согласно подпункту “л” п. 1 ст. 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения, как фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

11) сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Соответственно, перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определен в комментируемой статье открытым (как и приведенный выше перечень информации, определенный в ч. 4 ст. 8 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”). Примером такого “иного” акта, о котором идет речь в рассматриваемом пункте, является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” <26>, согласно ч. 11 ст. 13 которого режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

——————————–

<26> www.pravo.gov.ru. 2011. 7 декабря.

 

Изложенный пример приведен в разъяснениях, данных в п. 19 Постановления Пленума ВАС России от 8 октября 2012 г. N 61 “Об обеспечении гласности в арбитражном процессе” <27>. Там же отмечено, что сведения, доступ к которым не подлежит ограничению, кроме того, определяются в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” <28>. К этому же Постановлению отсылают разъяснения, данные в п. 10 Постановления Пленума ВС России от 13 декабря 2012 г. N 35 “Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов” <29>.

——————————–

<27> ВВАС РФ. 2012. N 12.

<28> СП РФ. 1992. N 1 – 2. Ст. 7.

<29> РГ. 2012. 19 декабря. N 292.

 

Пунктом 1 названного Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731 <30>) в целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

——————————–

<30> СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.

 

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежах;

сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п. 2 названного Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 в тех же целях государственным и муниципальным предприятиям запрещено до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Просмотров: 1425

Tags: Комментарий

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ. Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ).