Формы социального партнерства Социальное партнерство участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерства

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН 27 апреля 1999 г. N 40-3 О социальном партнерстве (В редакции Закона Нижегородской области от 20.05.2003 г. N 35-З) Настоящий Закон устанавливает правовые основы формирования, функционирования и развития системы социального партнерства, права и обязанности, а также ответственность участников социального партнерства в Нижегородской области с целью регулирования социально-трудовых отношений и достижения общественного согласия. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие понятия: Социальное партнерство — основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, опирающаяся на нормы международного права, законодательство Российской Федераций и Нижегородский области с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым вопросам, обеспечения общественного согласия, достижения и заключения сторонами соглашений, коллективных договоров, принятия совместных решений. Система социального партнерства в области — совокупность постоянно действующих органов, формируемых сторонами социального партнерства определенного ими порядка взаимодействия и функционирования данных органов и принимаемых совместных документов (соглашений, договоров). Стороны социального партнерства — работники, работодатели, а также Администрация области и органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей. Объектом (предметом) социального партнерства являются взаимообусловленные интересы субъектов социального партнерства, принятые ими взаимные обязательства и способы их реализации, исходя из задач и принципов социального партнерства в области. Организация — предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности. Работники — физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта). Работодатели — организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией) либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях. Представители работников — органы профессиональных союзов (их объединения, ассоциации, -уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации, уполномоченные собранием (конференцией). Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением. Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления — руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица. Нижегородское трехстороннее региональное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в области, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории области, взаимные обязательства сторон социального партнерства. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные соглашения — правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли. Территориальные соглашения — правовые акты, устанавливающие условий труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями. Социально-трудовые отношения — взаимоотношения работника и работодателей, возникшие в процессе трудовой деятельности и регулируемые законодательством о труде. Статья 2. Правовая основа социального партнерства 1. Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие Законы Нижегородской области, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом. 2. В правовую основу социального партнерства области входят также генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные и территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации области. 3. Если международные договоры Российской Федерации, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, федеральные законы содержат иные правила, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правили международных договоров, федеральных законов. Статья 3. Принципы и механизм реализации социального партнерства Социальное партнерство строится на следующих основных принципах: уважение и учет интересов участников переговоров; заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе; соблюдение социальными партнерами и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации и Нижегородской области; полномочность социальных партнеров и их представителей; равноправие сторон и доверие в отношениях; невмешательство в дела друг друга; свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства; добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования; регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств; обязательность исполнения достигнутых договоренностей; систематичность контроля за выполнением примятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решении; ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений; соблюдение предусмотренных законом примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров. Механизмом реализации являются: заключение и реализация на уровне организаций коллективных договоров; заключение и реализация на областном, отраслевом и территориальном уровнях соглашений; взаимные консультации и переговоры, направленные на взаимное согласование политики области в социально-экономической и трудовой сферах; содействие в реализации принятых социальных программ. Статья 4. Сфера действия Закона Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, их объединения, работников, действующие территориальные и первичные профсоюзные организации, территориальные объединения профсоюзов в области, органы государственной власти, органы местного самоуправления, заключившие соглашения. Статья 5. Задачи системы социального партнерства Система социального партнерства в области создается для выполнения следующих основных задач: обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в области; обеспечение эффективного механизма регулирования социальнотрудовых отношений; дальнейшее развитие и сотрудничество областных объединений работодателей, профсоюзов и иных представительных органов работников и работодателей, усиление их роли как социальных партнеров в решении социальнотрудовых проблем на областном уровне; поэтапное повышение социальных гарантий граждан области; социальная защита наиболее уязвимых групп населения области; обеспечение роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики; разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области и настоящим Законом; предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению трудовых конфликтов. ГЛАВА II. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ Статья 6. Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 1. Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений создается для: сотрудничества в выработке и реализации социально-ориентированной политики экономических преобразований в области; непосредственного ведения переговоров по подготовке и заключению трехстороннего соглашения между администрацией области, профсоюзами (их объединениями, ассоциациями) и работодателями (их объединениями, ассоциациями), осуществления контроля за ходом выполнения соглашения; разрешения разногласий, возникающих в ходе подготовки, заключения и реализации отраслевых соглашений; разработки и осуществления мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях. 2. Комиссия формируется на принципах паритетности и полномочности представительства равноправия и взаимной ответственности сторон. Состоит из равного числа представителей администрации области, профсоюзов и работодателей и функционирует в пределах срока действия заключенного соглашения. 3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением, утверждаемым Администрацией области, областным советом профсоюзов и объединениями работодателей области. 4. Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений: оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных, территориальных соглашений; участвует через создаваемые рабочие органы и группы в разработке областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных и территориальных соглашений; принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые направляются для рассмотрения органами государственной власти области; профсоюзами (их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), действующими на территории области; осуществляет контроль за выполнением условий трехстороннего регионального соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных и территориальных соглашений, коллективных договоров, а также соглашений вышестоящего уровня; вносит предложение о приостановлении или отмене решений региональных органов исполнительной власти в случае нарушения ими трудовых прав работников, принципов согласованной социальной политики, положений регионального соглашения; выполняет роль посредника при разрешении разногласий, возникающих по поводу заключения и реализации соглашений; вносит предложения Законодательному Собранию области о принятии законов и иных нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы; участвует в обсуждении проектов законов области, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений; взаимодействует по заключению соглашений с аналогичной Российской трехсторонней комиссией, а также территориальными, отраслевыми, профессиональными комиссиями. 5. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Нижегородской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 24 ноября 1995 года) и Федеральным законом от 23 ноября 1995 год N 175-Ф3 "0 порядке разрешения коллективных трудовых споров". Статья 7. Отраслевые (межотраслевые), профессиональные и территориальные комиссии 1. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться как на областном уровне, так и на уровне муниципальных образований Нижегородской области. Комиссии состоят из равного числа представителей объединения (объединений) профессионального союза, представителей иных уполномоченных работниками органов в соответствии с законом, выражающих интересы работников отдельных отраслей; представителей объединения (объединений) работодателей соответствующего уровня отдельных отраслей социально-трудовой сферы; представителей органа государственной власти, органа осуществляющего организацию и координацию отдельной отрасли. 2. Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в пределах соответствующего муниципального образования Нижегородской области. Комиссии состоят из представителей соответствующих профессиональных союзов (их объединений), а также иных уполномоченных работниками органов в соответствии с законом, представителей объединении (объединений) работодателей, представителей органа местного самоуправления. Представители субъектов являются членами комиссии. Количество членов комиссии не может превышать десяти человек. 3. Порядок формирования отраслевых (межотраслевых), территориальных комиссий, а также представительство в них каждой из сторон определяются в соответствии с их уставами и законодательством. 4. Каждая из сторон указанных комиссий равноправна в своей деятельности и вне зависимости от числа представителей при решении вопросов обладает одним голосом. 5. Образование отраслевых (межотраслевых), территориальных комиссий может инициироваться представителями, каждой из предполагаемых сторон и оформляется совместным решением сторон социального партнерства с приложением списка персонального состава членов комиссии. 6. Отраслевые (межотраслевые), территориальные комиссии, как правило, являются постоянно действующими представительными органами, срок полномочий которых устанавливается соглашением сторон. 7. Положений об отраслевых (межотраслевых), территориальных комиссиях и их полномочиях разрабатываются и утверждаются их сторонами в соответствии с федеральным и областным законами. 8. Профессиональные комиссии формируются и осуществляют свою деятельность по правилам отраслевой (межотраслевой) комиссии в соответствии с федеральным и областным законом. ГЛАВА III. СОГЛАШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 8. Нижегородское трехстороннее региональное соглашение Трехстороннее региональное соглашение: заключается администрацией области, областным советом профсоюзов, иными общественными организациями и объединениями работодателей; разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений: заключается до принятии областного бюджета на соответствующий период; распространяется на работников, работодателей, Администрацию области, органы местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение. Условия, содержащиеся а трехстороннем региональном соглашении не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными соглашениями на соответствующий период. Условия, содержащиеся в трехстороннем региональном соглашении, учитываются при принятии нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений в области. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении трехстороннего регионального соглашения осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Принятый Нижегородской трехсторонней комиссией проект трехстороннего регионального соглашения в десятидневный срок выносится на рассмотрение полномочных органов сторон соглашения для подписания проекта соглашения. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет. Соглашение в течение десяти дней публикуется в средствах массовой информации. Статья 9. Областные (городские) отраслевые (межотраслевые), профессиональные, территориальные и иные соглашения Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные соглашения заключаются Администрацией области в лице соответствующих структурных подразделений, областными комитетами профсоюзов, объединениями работодателей области. Содержание соглашений определяется сторонами на основе предварительных консультаций между ними. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные соглашения могут предусматривать следующие положения: форму, систему и размер оплаты труда (тарифную ставку первого разряда рабочего основной профессии), различные виды доплат, пособий, денежных вознаграждений; порядок индексации тарифных ставок и окладов; основные условия материального стимулирования работников организаций, направленные на усиление их заинтересованности в эффективности производства; дополнительные требования к условиям и охране труда, другие вопросы социальной направленности. Тарифные ставки, предусмотренные в областных отраслевых (тарифных), профессиональных соглашениях, являются базовыми для организаций данных отраслей (профессий), расположенных на территории области, и используются ими при заключении коллективных договоров. Территориальные соглашения заключаются в городах и районах на дву-трехсторонней основе между местными администрациями, общественными советами по координации деятельности профсоюзных организаций, объединениями работодателей. Иные соглашения заключаются в городах и районах на двутрехсторонней основе местными администрациями в лице соответствующих структурных подразделений, профсоюзными органами, городскими, районными объединениями работодателей. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные, территориальные и иные соглашения распространяются на работников и работодателей, Администрацию области, органы местного самоуправления. Все виды соглашений заключаются после принятия трехстороннего регионального соглашения. Условия, содержащиеся в областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных. территориальных и иных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по савнению с законодательством, генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным соглашением, трехсторонним региональным соглашением на соответствующий период. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные, территориальные и иные соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов и бюджета на территориальном уровне, а также при заключении коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории района, города. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных, территориальных и иных соглашений производится в соответствии с Федеральным законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению. Администрация области в лице руководителя комитета по труду департамента по труду и социальной защите населения по договоренности с другими сторонами соглашения имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвующим в заключении областного (городского) отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежат к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению. Администрация города, района либо и ее лице местный орган по труду в течение десяти дней после подписания территориального соглашения предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении данного документа, присоединиться к нему. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет. Статья 10. Коллективный договор Коллективный договор заключается между работниками организации и работодателем. Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Нижегородской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и других органов социального партнерства преимущественным правом на рассмотрение в Администрации области, отраслевых и функциональных органах областной, городских и районных администраций, объединениях работодателей, профсоюзов вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников. Статья 11. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяются различные соглашения, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников. Организации профсоюзов и их объединения, организации работодателей и их объединения, не участвовавшие в переговорах по заключению трехстороннего (отраслевого (межотраслевого), территориального) соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны. Порядок подписания соглашений определяется сторонами. Статья 12. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров Для уведомительной регистрации в порядке, определяемом постановлением Администрации в семидневный срок направляются представителями работодателей заключенные и подписанные сторонами: соглашения всех уровней в комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения администрации области; коллективные договоры в органы по труду по месту нахождения организации. Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашения, коллективные договоры. ГЛАВА IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья 13. Ведение коллективных переговоров Стороны имеют равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению регионального, областного отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального, территориального соглашения, коллективного договора вправе выступить любая сторона. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры. Если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения выступают инициаторами ведения коллективных переговоров, то работодатели, их объединения, Администрация области, органы местного самоуправления обязаны вести с ними такие переговоры о заключении соглашения, коллективного договора на согласованных сторонами условиях. Статья 14. Получение информации Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать друг от друга в десятидневный срок полную и достоверную информацию по социальнотрудовым вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации от 11.03.92 N 2490-1 (в редакции от 24.11.95), от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне", от 20.02.95 N 24-Ф3 "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 15. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон. Стороны соглашений, коллективных, договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей. ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья 16. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность а соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области настоящим Законом. Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре. В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить орган системы социального партнерства полномочиями по применению согласованных мер ответственности (санкций), включая денежные выплаты за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров. Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом системы социального партнерства в порядке, определяемом Положением об этом органе, и оформляется протоколом. Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон) то ответственность за неисполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Другая сторона (стороны) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора. Статья 17. Ответственность должностных лиц государственных органов (органов местного самоуправления), лиц, представляющих работодателя Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за виновное нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору. Сторона (стороны), а также соответствующий орган системы социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения. Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его получения, в течение которого стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении. Части 4,5,6 и 7 (Утратили силу — Закон Нижегородской области от 20.05.2003 г. N 35-З) Статья 18. Ответственность работников профсоюзов За нарушение или невыполнение обязательств профсоюзов по соглашению, коллективному договору работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые обязанности которых входит обеспечение исполнения заключенного соглашения, коллективного договора, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в установленном порядке. Статья 19. Ответственность за разглашение государственной, служебной и коммерческой тайн Лица, представляющие работников, работодателей, представители Администрации области, органов местного самоуправления за разглашении сведений, полученных ими (доступных им) в связи с подготовкой или выполнением соглашений, коллективных договоров, если эти сведения являются государственной, служебной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 20. Выполнение обязательств Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. И.о. Председателя Собрания Губернатор области А.Н. Листков И. П. Скляров

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Трудовое право. Тема 4. Социальное партнерство.

трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Статья 404 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Консультант

Осуществляет:

подготовку проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам   направленным на создание условий для развития социального партнерства, урегулирование коллективных трудовых споров, организацию альтернативной гражданской службы, восстановлению трудового стажа;

подготовку ответов на запросы государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и граждан по вопросам коллективно — договорного регулирования трудовых отношений и разрешения коллективных трудовых споров, организации альтернативной гражданской службы;

консультирование органов местного самоуправления муниципальных образований и организации по вопросам организации социального партнерства, подготовки, заключения и контроля за выполнением территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений;

консультирование с объединениями работодателей и организаций профсоюзов, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по вопросам социального партнерства и социально-трудовой сферы в автономном округе;

уведомительную регистрацию соглашений заключенных с участием органов государственной власти автономного округа, выявление условий соглашения, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение;

уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров в организациях финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

проверку в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора;

проверку доведения требований работников и их представителей до работодателя по поводу установления и изменения условий труда, заключения или изменения и выполнения коллективных договоров в случае, направления этих требований работниками и их представителями в Департамент;

методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

выявление, анализ и обобщение причин возникновения коллективных трудовых споров, подготовку предложений по их устранению;

координацию действий исполнительных органов государственной власти Ханты — Мансийского автономного округа — Югры по организации альтернативной гражданской службы;

разработку положений, методических рекомендаций, пособий, сборников, буклетов по направлению деятельности;

работу с письменными обращениями граждан и организаций по вопросам социального партнерства, коллективным договорам и соглашениям;

подготовку в установленной сфере его деятельности информационно-аналитических материалов и статистических отчетов

Организует:

формирование и оформление дела постоянного срока хранения «Протоколы заседаний Комиссии при Правительстве автономного округа по установлению стажа работы работниками при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций и документы к ним (повестки, справки, информации, обоснования, решения)»

Обеспечивает:

выполнение функций, возложенных на отдел;

объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в пределах компетенции отдела;

в пределах компетенции отдела исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, которые содержатся в указах, распоряжениях и в директивах Президента Российской Федерации, а также оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение» или в виде резолюций, поручений Правительства Российской Федерации, поручений федеральных министерств и ведомств, поручений полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, поручений, содержащихся в правовых актах Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа, а также поручений и резолюций Губернатора автономного округа и нормативных правовых актов;

внесение данных в автоматизированную систему «Обеспечение организации, контроля и надзора в сфере альтернативной гражданской службы и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, участвующих в организации альтернативной гражданской службы»;

размещение следующей информации на официальном сайте Департамента:

— приказы, изданные Департаментом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, сведения об альтернативной гражданской службе;

— административные регламенты и модельные акты муниципальных нормативных правовых актов;

— сведения об альтернативной гражданской службе (поддерживается в актуальном состоянии);

своевременное представление:

— сведения о государственных услугах:

уведомительная регистрация соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровне социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (ежеквартально);

регистрация в уведомительном порядке коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй статьи 407 Трудового кодекса Российской Федерации (ежеквартально);

— форма-подтверждения планового задания по приему граждан, направляемых для прохождения альтернативной гражданской службы;

— предложений в перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 982н (ежегодно);

— отчет по статистической форме № 1-АГС «Сведения о численности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу» (10 февраля, 10 августа);

— информация о развитии социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (ежегодно)

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Рассмотрение коллективных трудовых споров

соглашений, заключенных на региональном уровне социального партнерства Содействие в урегулировании коллективных трудовых споров на.

Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 212

Общие положения о социальном партнерстве в сфере труда описаны статьях 23-28 Трудового кодекса РФ и ряде нормативно-правовых актов.

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:
федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Нормативно-правовые акты:

— Федеральный закон от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
— Федеральный закон от 27.11.2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
— Федеральный закон от 01.05.1999 года № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне»;
— Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги ведения базы данных по учету трудовых арбитров, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от        21 ноября 2011 г. № 1375н;
—  Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 2 марта 2012 г. № 192н;
— Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации в уведомительном порядке коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 180н.

В частности, к социально-партнерскому урегулированию трудовых споров относятся рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по.