К субъектам публичных форм собственности на землю относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (государственная.

Содержание права собственности на землю

15. Государственная собственность на землю.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

16. Право муниципальной собственности на землю. Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

17. Основания(способы) возникновения и прекращения права собственности на землю.Объекты права собственности на землю – часть земли как пространственного базиса, которая в установленном законом порядке перешла или находится во владении, пользовании и распоряжении определенного субъекта.Основания возникновения права собственности на землю – обстоятельства (юридические факты), с которыми закон связывает возникновение права собственности на землю (для граждан такими обстоятельствами являются: 1) решения местной администрации о предоставлении земельного участка и 2) гражданско-правовые сделки с землей – купля-продажа, мена, дарение, наследование и др.).Основания для отказа в выдаче свидетельства о праве собственности на землю – прямой запрет в законодательстве Российской Федерации на предоставление земельных участков в собственность, изменение целевого назначения земельного участка, а также выдача свидетельства без разрешения органа исполнительной власти субъектов РФ.Основания прекращения права собственности на землю – предусмотренные в земельном законодательстве обстоятельства (юридические факты), с которыми связывается прекращение права собственности: изъятие земельного участка путем выкупа; продажа земельного участка, а равно совершение других сделок, связанных с переходом права собственности на землю; невыкуп земельного участка по закладной, путем продажи его с торгов по решению арбитражного суда (в случае, когда было обращено взыскание залогодержателя на земельный участок); в результате совершения земельного правонарушения, влекущего по закону на основании решения суда изъятие земельного участка; в результате демаркации границ, т.е. передачи земельного участка соседнему государству на основании международного договора.

18. Ограничение оборотоспособности земли. 1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;4) объектами организаций федеральной службы безопасности;5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно — территориальные образования;8) исправительно — трудовыми учреждениями и лечебно — трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;9) воинскими и гражданскими захоронениями;10) инженерно — техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

19. Содержание права собственности на землю. Ограничение правомочий собственника и их социальная природа. Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.Предусмотрены, в частности, следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;4) иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами.Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

который, рассматривая содержание права государственной собственности на землю, пришел к выводу, что право владения как самостоятельный.

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.

Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.

У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.

Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Правомочие владения означает возможность реально обладать землей, управлять ею, обеспечивать сохранность, представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над имуществом. Собственник регистрирует земельный участок, учитывает, отграничивает его от других. Другие лица, кроме собственника, могут владеть данным участком лишь на основе иных титулов (пользователя, арендатора и т. п.).

Правомочие владения создает необходимые юридические предпосылки для осуществления двух других правомочий собственника — пользования и распоряжения землей.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли. Условия и порядок пользования землей определяются законодательно.

Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.

Иностранные государства, юридические лица и граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 Кодекса о земле).

Для граждан и юридических лиц, являющихся собственниками земли, правомочие пользования землей, как и владения, подразумевает обязанность использовать землю по назначению. Неиспользование земли в течение установленного законом срока или нецелевое ее использование запрещены законом и являются основанием для прекращения права на земельный участок.

В процессе использования земли собственник земельного участка имеет право самостоятельно хозяйствовать на ней; использовать имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресные подземные воды, водные объекты; возводить жилье, производственные или иные строения и сооружения с соблюдением требований законодательства; осуществлять мелиоративные работы в соответствии с природоохранными требованиями; производить посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений.

В случае сдачи земельного участка в аренду в порядке, установленном законом, собственник имеет право на получение арендной платы в размере, предусмотренном договором между собственником земельного участка и арендатором.

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуются через управление землями, в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.

Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.

Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче их в залог, аренду (ст. 87 Кодекса о земле), по наследству (ст. 58). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным и гражданским законодательством. Так, застройка участков должна проводиться с соблюдением градостроительных, строительных и иных норм и правил; собственник земли приобретает права собственности и на возведенное им строение (п. 2 ст. 264 ГК). Однако, собственник не вправе изменить целевое назначение земли. Осуществляя свои права, он должен не ущемлять права других лиц (п. 3 ст. 210 ГК).

Право собственности на землю подлежит охране. Под охраной права собственности на землю понимают систему организационных, правовых и экономических мер, направленных на защиту правомочий собственника.

К числу нарушений права собственности на землю можно отнести незаконные сделки, самовольный захват земель, невыполнение обязанностей. Средства защиты от таких нарушений бывают вещно-правовые и обязательственно-правовые. Вещно-правовые состоят в праве собственника требовать назад свое имущество, устранения нарушения. Обязательственно-правовые средства защиты права собственника обычно фиксируются в договорных обязательствах. Г осударство гарантирует права собственника, предусматривая материальную компенсацию при изъятии участка для государственных или общественных нужд (ст. 68 Кодекса о земле).

В целом следует отметить, что институт права частной собственности в Беларуси развит пока слабо, далеко не в полной мере используются все преимущества частной собственности как стимулирующего начала в рыночной экономике. Большинство стран, не только классических капиталистических, но и стран СНГ, отдает предпочтение этому виду прав даже применительно к землям сельскохозяйственного назначения (табл. 2).

Основной формой землепользования в странах Европы является аренда. В таких странах, как Г ермания, Швеция, Кипр, Босния и Г ерцеговина арендой наряду с частной собственностью исчерпывается весь список прав на землю. Право пользования имеет в разных странах разное содержание в части правомочий, но обычно не является предметом гражданского оборота, т.е. не может быть продано, заложено.

Доминирование частной собственности в странах Европы объясняется рыночным характером экономики: чем меньше ограничений на вещные права на землю, тем больше спрос на них. Ограничения по составу субъектов права частной собственности, как правило, отсутствуют для граждан страны, резко ограничены (кроме Венгрии) для иностранных граждан, чаще отсутствуют для иностранных юридических лиц с местной регистрацией. По размеру земельного участка нет ограничений в Польше, Литве, Эстонии, до 30 га — в Болгарии, до 50 га — в Латвии, до 10 га — в Румынии. Ограничения в отдельных странах обосновываются обычно социальными факторами, которые действуют и в Республике Беларусь.

Структура прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения в отдельных странах

Таблица 2

Страна В государственной собственности В частной собственности
Физических лиц Юридических лиц
Чехия 20,0 19,0 61,0
Латвия 4,6 91,1 4,5
Венгрия 1,9 48,2 50,0
Словакия 17,6 4,8 77,6
Словения 16,0 71,0 13,0
Польша 18,0 75,0 13,0
Россия 71,0 29,0
Таджикистан 92,0 8,0
Украина 20,0 80,0
Киргизия 76,0 24,0

В ближайшее время и в Беларуси, возможно, будет увеличено количество целевых назначений участка, позволяющих иметь землю в частной собственности, так как это будет способствовать росту экономики в целом.

4.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Основания возникновения права частной собственности на землю

Содержание права государственной собственности объектов, составляющих исключительную собственность государства: земля, ее недра​, воды.

15. Государственная собственность на землю.

Конспект лекций предназначен для изучения курса "Земельное право" студентами, обучающимися по специальности 02.11.00 "Юриспруденция". Вместе с тем, для надлежащего освоения положений дисциплины "Земельное право", в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов, применения знаний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом земельного законодательства и указанной в конспекте учебной литературы.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

– правоотношения в области охраны земель; – правоотношения юридической ответственности. 2. Субъекты земельных правоотношенийОбъекты земельных правоотношений Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотно- шений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае – как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей. Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специ- альные наименования. Так, субъектами правоотношений собственно- сти являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения – владельцы, пользования – землепользователи, аренды – арендаторы и арендодатели. Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. Особым участником земельных пра- воотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образова- ния. Не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов. Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носите- ли прав и обязанностей должны обладать свойством, которое обей те- орией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности. Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает поня- тие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязаннос- ти, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений». Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля. 21 В земельном законодательстве юридическое понятие земли рас- крывается при помощи квалификации земель на категории по призна- ку целевого назначения. Такая квалификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных катего- рий земель. В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь категорий и включают: – земли сельскохозяйственного назначения; – земли поселений; – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио- вещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми- ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; – земли особо охраняемых территорий и объектов; – земли лесного фонда; – земли водного фонда; – земли запаса. Во-вторых, объектом реальных земельных правоотношений выс- тупают земельный участок, доля в праве общей собственности на зе- мельный участки либо часть земельного участка. Земельный участок – это юридически и физически индивидуаль- но обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Земельный участок (ст. 6 ЗК РФ) – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостовере- ны в установленном порядке. Земельный участок может быть дели- мым и неделимым. В-третьих, земля юридически является также недвижимым иму- ществом. При совершении действий с землей как недвижимым иму- ществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный участок либо доля в праве общей собственности из земель с\х назна- чения, а юридические права на них. 3.Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений Возникновению, изменению и прекращению земельных правоот- ношений предшествуют юридические факты – события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юридичес- 22 кие последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотноше- ний. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и дей- ствия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев, возникнове- ние, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий. Одним из которых является не- обходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с зем- лями. Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основа- нием для этого являются решения соответствующих государственных органов. Земельные правоотношения прекращаются при наличии различ- ных случаев и условий, предусмотренных законодательством. В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на зе- мельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использова- ние земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользова- теля, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земель- ного налога, изъятие земельного участка для государственных и му- ниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель с\х назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отноше- ний, когда субъектом является служебный земельный надел и некото- рые другие. Основная литература: 1. Земельный кодекс Российской Федерации. 2. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г. 3. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г. 23 Дополнительная литература: 1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г. 2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002г. 3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г. Контрольные вопросы: 1. Понятие земельных правоотношений, содержание и виды. 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений. 3. Основания изменения и прекращения земельных правоотношений. ТЕМА № 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Учебные вопросы: 1. Современная земельная реформа. 2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание. 3. Право государственной собственности на землю. 4. Право муниципальной собственности на землю. 5. Право частной собственности на землю. Общая собственность. 1. Современная земельная реформа С образованием России как независимого государства новой де- мократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь ради- кальная зкономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственнос- ти, означающая передачу принадлежащих государству объектов в соб- ственность граждан и негосударственных организаций. Важнейшей частью экономических преобразований стала земель- ная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от ис- ключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель. Правовую основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпри- нимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. законы «О земель- ной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали пер- воначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль 24 для формирования приватизации земель сыграли указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституцион- ных прав граждан на землю» (1996). Мероприятия на краткосрочную перспективу по дальнейшему ре- формированию земельных отношений определены в Федеральной це- левой программе «Развитие земельной реформе в РФ на 1999-2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694. В соответствии с Постановлением Россия прошла лишь первый этап земельных преобразований, связанный с принципиальны- ми, глубинными изменениями в формах собственности на землю. Це- лью следующего этапа провозглашено повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестици- онного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощ- ный ссамостоятельный фактор экономического роста. 2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в раз- витии данного института стало юридическое признание земли, собствен- но как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений. Содержание права собственности на землю состав- ляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юриди- ческий аспект. Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, нахо- диться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполага- ет возможность собственника извлекать пользу из земельного участ- ка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей. Право распоряжения, или право опре- делять юридическую судьбу земельного участка, включает право от- чуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в 25 некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наслед- ству, а также право залога. Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обя- зательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения установлены ст. 5 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий под- ход, в соответствии с которым, допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обяза- тельного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государ- ственной, муниципальной и иных формах собственности». Использу- емое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, прида- ют ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временны- ми, территориальными и иными критериями. На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности па землю: – государственная; – муниципальная; – частная. Степень правовой разработанности каждой различается, что сви- детельствует о том, что институт права собственности на землю нахо- дится на стадии формирования и не достиг своего полного развития. 3. Право государственной собственности на землю Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Госу- дарство как субъект права государственной собственности представ- лено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомо- чия собственности. 26 Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право госу- дарственной собственности существует в виде: – федеральной собственности; – собственности субъектов РФ (т.н. субъектной). Объектом права государственной собственности выступают ин- дивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в соб- ственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности: – го- сударственную, – федеральную собственность на землю, – также соб- ственность субъектов РФ. На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная собственность не разграничена между РФ, субъекта- ми РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграничен- ной) собственности с особым правовым режимом. Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собствен- ностью осуществляется соответственно органами государственной вла- сти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется. 4. Право муниципальной собственности на землю Право муниципальной собственности на землю – правомочия вла- дения, пользования, распоряжения земельными участками, принадле- жащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального об- разования полномочия собственника реализуют органы местного са- моуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления земельные участки во временное и постоянное владе- ние и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки. Объектами права муниципальной собственности являются земель- ные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме это- 27 го, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выку- па) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муници- пальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхо- зяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК). В муниципальной собственности могут находиться земельные уча- стки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципаль- ных образований, так и за их пределами. Территорию муниципального образования составляют: – земли городских; – сельских поселений; – прилегающие к ним земли общего пользования; – рекреационные зоны; – земли, необходимые для развития поселений; – и другие земли в границах муниципального образования неза- висимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок установления и изменения границ муниципальных обра- зований определяется законами соответствующих субъектовРФ. Осо- бый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Основное назначение муниципальных земель – обеспечение про- живания, работы и отдыха населения. 5. Право частной собственности на землю. Общая собственность Право частной собственности означает принадлежность правомо- чий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права част- ной собственности на землю.. Соответственно по субъектам право частной собственности де- лится на два вида: – право частной собственности физических лиц; – право частной собственности юридических лиц. Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые, фактически не 28 ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения мо- гут быть приобретены в частную собственность в пределах установ- ленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в по- селениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ). Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они дол- жны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприя- тия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ). Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок – купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собствен- ности на земельный участок, находящийся в государственной или му- ниципальной собственности (приватизации). Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной ре- гистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации. Право общей собственности на земельные участки означает при- надлежность правомочий владения, пользования, распоряжения кон- кретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособствен- никами. Общая собственность существует в виде долевой или совмест- ной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фик- сируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во вто- ром случае доля каждого не определяется (ст. 244 ГК). Объектами права общей собственности выступают земельные уча- стки, образуемые путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собствен- ности земельных участков (долей). 29 Основная литература: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Земельный кодекс Российской Федерации. 4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г. 5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г. Дополнительная литература: 1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г. 2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Мос- ква, 2002 г. 3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г. Контрольные вопросы: 1. Понятие и особенности права собственности на землю. 2. Субъекты и объекты права собственности на землю. 3. Содержание права собственности на землю. 4. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. ТЕМА № 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Учебные вопросы: 1. Общая характеристика, система и структура государственного земельного управления. 2. Система органов государственного земельного управления. 3. Функции государственного земельного управления 1. Общая характеристика, система и структура государственного земельного управления Государственное земельное управление – часть управленческой деятельности государства в целом, это организующая исполнительно- распорядительная деятельность компетентных государственных орга- нов по практическому осуществлению целей и задач, стоящих перед государством и выраженных в законодательстве. Одновременно, спе- цифика земельных правоотношений придает государственному управ- лению в данной области особенные черты, отражающиеся на содержании функций государственного земельного управления, сис- теме и структуре государственных органов. Субъектом отношений 30

© 2005-2010 ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

Земельное право: Конспект лекций

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Регистрация права собственности на земельный участок

Понятие и содержание права государственной собственности на землю в России Соотношение понятий «достояние» и «собственность»