служебной дисциплины в органах внутренних дел, соблюдения требований сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий.

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ/Глава 7

УДК 342.9

Страницы в журнале: 26-30

Е.А. Тульская,

адъюнкт Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Россия, Москва [email protected]

Рассматривается дисциплинарная практика в сфере внутренних дел как объект правового регулирования, раскрывается сущность дисциплины в сфере внутренних дел, а также указываются средства обеспечения дисциплинарной практики. Обращается внимание на функции дисциплинарной практики.

Ключевые слова: полиция, полицейский, дисциплина, законность, правопорядок, поощрение, взыскание, стимулирование.

Дисциплинарная практика в сфере внутренних дел достаточно сложна и содержательна, она складывается из целого ряда составляющих, у каждой из которых своя функциональная и институциональная роль и которые так или иначе направлены на обеспечение законности и дисциплины в сфере внутренних дел. Обратим внимание, что как правило сфера внутренних дел ассоциируется с деятельностью полиции. Так, в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон № 3-ФЗ) содержится словосочетание «сфера внутренних дел», которое используется в самых различных контекстах. В частности, оно применяется по отношению к деятельности Министерства внутренних дел РФ (далее — МВД России), которое Законом № 3-ФЗ называется органом исполнительной власти, наделенным функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 3). Сфера внутренних дел не ограничивается деятельностью полиции и функционированием МВД России — правопорядок в данной области обеспечивают самые разные органы государственной власти и управления. Однако традиционно со сферой внутренних дел ассоциируется реализация полицейской функции. В этой связи представляется важным обеспечение в сфере внутренних дел режима законности и дисциплины. Это возможно с помощью различных правовых и организационных средств, одним из которых является дисциплинарная практика.

Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» определяет, что служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей, соблюдением правил ношения форменной одежды, исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя. Немаловажную роль в вопросах обеспечения дисциплины играет поддержание сотрудником необходимого уровня квалификации, формирование у сотрудников высоких личных и деловых качеств, ответственность руководителя за состояние служебной дисциплины среди подчиненных, обоснованное применение в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий, уважение чести и достоинства подчиненных и др.

Следует согласиться с тем, что от эффективной работы органов внутренних дел в целом и полиции в частности многое зависит. Как отмечает Н.А. Макарова, «органы внутренних дел представляют собой необходимый компонент жизни современного российского общества и государства. Именно качество их работы во многом позволяет сделать вывод об уровне развития социума, качество их деятельности предопределяет эффективное развитие общества» [5].

Дисциплина вообще как правовая и социальная категория является центральным компонентом дисциплинарной практики. Дисциплина — обязательный атрибут любой социальной системы, без надлежащей дисциплины никакой системе невозможно достичь поставленной цели. В этом смысле структура МВД России исключением не является. В системе МВД России предпринимаются существенные усилия для укрепления режима законности и дисциплины среди личного состава. Обозначенным вопросам уделяется много внимания и в теории административного права. Как отмечает Н.С. Куликова, «понятия “законность” и “служебная дисциплина” являются для теории административного права фундаментальными категориями. Без их практической реализации в правовой действительности невозможно сколько-нибудь нормальное функционирование власти в любом, даже самом далеком от демократических устоев государстве. Особенное значение обеспечение законности и дисциплины приобретает для тех органов государства, которые в силу выполняемых ими функций сами призваны бороться с правонарушениями» [4]. Полиция — один из самых универсальных субъектов обеспечения прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств. В этой связи является аксиомой тот факт, что эффективная работа по обеспечению правопорядка невозможна без должного режима законности и дисциплины в соответствующей системе.

Дисциплина — объект правового регулирования. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) определяет служебную дисциплину как соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законом, присягой сотрудника органов внутренних дел, дисциплинарным уставом, контрактом, приказами и распоряжениями руководства порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 47).

Очевидно, что категория дисциплины — ключевая в вопросах правового регулирования службы в органах внутренних дел. Исходя из этого не случайно, что вопросы дисциплины являются первостепенными для правового регулирования различных отраслей права. В правоприменительной практике можно встретить такие категории, как «трудовая дисциплина», «служебная дисциплина», «финансовая дисциплина», «партийная дисциплина». Выделяют также технологическую дисциплину, дисциплину цен и др. Как писал в свое время Д.А. Гавриленко, «дисциплина как категория общественного развития — это практическое соблюдение определенных правил поведения и основанных на них конкретных предписаний» [2]. Автор в дальнейшем развил сформулированное понятие. В связи с этим он включил в его содержание не только правовую, но и морально-этическую составляющую. Так, Д.А. Гавриленко и А.А. Подупейко пишут о том, что «дисциплина — это одна из форм общественной связи, которая объективно возникает между людьми и выражается не только в точном и неуклонном выполнении участниками общественных отношений правовых предписаний, но и в соблюдении других сложившихся в обществе социальных норм — норм морали, обычаев, традиций и т. д.» [3].

С данным подходом можно согласиться, поскольку в механизм регулирования общественных отношений объективно включаются не только правовые, но и иные социальные регуляторы. В этой связи в регулировании служебных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, имеет место и моральная составляющая, которая обладает как общим, так и корпоративным характером. Соблюдение требований профессиональной служебной этики в некоторых случаях повышает качество служебной дисциплины, и, как следствие этого, растет эффективность дисциплинарной практики. В ряде стран этическим нормам в регулировании служебных отношений уделяется серьезное внимание и даже формируется наука полицейской деонтологии. В этой связи Л.М. Яблонская пишет о том, что «полицейская деонтология является разновидностью деонтологии государственной службы, она является наукой о должном исполнении служебных обязанностей и поведении лиц, осуществляющих государственную правоохранительную службу в полиции» [9].

Как писал в свое время В.М. Николайчик, анализируя этические императивы в полиции США, они имеют первостепенное значение для американского полицейского: основная задача полиции — служить человечеству, охранять жизнь людей и их имущество, защищать невинных от обмана, уважать конституционные права всех людей на свободу, равенство и справедливость. Также этический кодекс полицейского США гласит: «Я буду соблюдать честность в мыслях и делах, как в личной жизни, так и на службе, неукоснительно соблюдая законы страны и правила моего полицейского управления» [7]. Применительно к регулированию подобного рода отношений в деятельности российской полиции в качестве примера можно привести Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол № 21); далее — Типовой кодекс).

Как следует из содержания Типового кодекса, его цель — установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного ведения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

Нужно также заметить, что категория «дисциплина» тесным образом взаимосвязана с понятием «самодисциплина». Такое логическое взаимодействие вполне оправдано, поскольку одно не существует без другого. Следовательно, вполне логичен вывод Е.Ю. Богдановой и И.А. Ряпухина, которые верно отмечают: «Служебная дисциплина в органах внутренних дел характеризуется дисциплинированностью и самодисциплиной сотрудника, то есть осознанным отношением к исполнению служебного долга, личной ответственностью за порученный участок работы. Самодисциплина также складывается на основе внутренних убеждений в необходимости соблюдения требований законов, а также подзаконных нормативных правовых актов» [1].

Действительно, внутренние убеждения, а также чувства влияют на появление позитивной мотивации у человека. Формирование позитивной, а как следствие и законопослушной личности, зависит от воспитания, образования, а в конечном итоге — от той социальной среды, в которой пребывает человек. То есть от обстановки в служебном коллективе, от сформированного морально-психологического климата в нем зависит уровень дисциплины и законности. Как писал И.Г. Староверов, «для воспитания молодых сотрудников определенное значение имеет морально-психологический климат, который существует в коллективе» [8]. Нужно отметить, что необходимый морально-психологический климат формируется, в частности, с помощью применения мер поощрения к заслуживающим того сотрудникам, а также использования мер дисциплинарного воздействия при наличии соответствующих оснований.

Таким образом, без дисциплины, в какой бы форме она ни существовала, невозможно обеспечить режим законности и правопорядка. Можно согласиться с А.В. Малько, который отметил: «Дисциплина выступает как цементирующее начало для любого государства, как средство организации социальных связей в целях обеспечения совместного внутреннего согласованного поведения участников общественных отношений. В этой связи для законопослушных граждан — это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей хаотичной и негарантированной жизни» [6]. Данный тезис подтверждает необходимость создания и поддержания режима дисциплины самыми различными социальными средствами, среди которых далеко не последнее место принадлежит правовым средствам, и в частности поощрению, награждению, а также мерам дисциплинарной ответственности.

Поощрение и награждение — это стимулирующие средства обеспечения дисциплины. Они занимают одно из ключевых мест в структуре дисциплинарной практики, реализуемой в сфере внутренних дел. Поощрение или, как иногда говорят, награждение, является достаточно сложным феноменом, и к его применению нужно подходить весьма обдуманно. Поощрение не ограничивает права гражданина, не влечет для него неблагоприятных последствий. Тем не менее при реализации поощрения, на наш взгляд, нужно соблюдать два важных требования: 1) поощрение должно быть своевременным; 2) поощрение должно быть по отношению к поощряемому лицу адекватным его статусу, а также поступку, который заслуживает поощрения. Сочетание обозначенных компонентов позволит повысить значимость поощрения как средства обеспечения дисциплины, а также улучшить качество дисциплинарной практики.

Поощрение имеет большое значение в системе милитаризированной службы и, в частности, в системе МВД России. Традиционно в МВД России или Министерстве обороны РФ функционирует содержательная ведомственная система поощрений и наград, получать которые очень почетно как самим сотрудникам и военнослужащим, так и гражданским служащим. Закон № 342-ФЗ определяет, что за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения: 1) объявление благодарности; 2) выплата денежной премии; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; 5) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; 6) награждение ведомственными наградами; 7) досрочное присвоение очередного специального звания; 8) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел; 9) награждение огнестрельным или холодным оружием (ст. 48).

Антиподом поощрения являются дисциплинарные взыскания, которые применяются также при наличии соответствующих оснований, а именно — за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных (служебных) обязанностей. Так, Закон № 342-ФЗ определяет, что на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел; 7) увольнение в связи с утратой доверия (ст. 50). Следует отметить, что в системе МВД России ведется достаточно тщательный учет примененных дисциплинарных взысканий, а также прилагаются максимальные усилия для предупреждения дисциплинарной деликтности. Обусловлено это тем, что нарушения служебной дисциплины делают кадровую политику в сфере внутренних дел нестабильной. В этой связи по каждому случаю нарушения дисциплины и законности проводится комплекс правовых, процессуальных, организационных, а также морально-психологических мероприятий.

Следует также подчеркнуть, что дисциплинарная ответственность, объективированным выражением которой является дисциплинарное взыскание, — «вещь» неприятная, в этой связи перед его применением необходимо провести служебную проверку, оценить все объективные и субъективные составляющие дисциплинарного проступка и определить наиболее оптимальную меру ответственности. Раскрытие ключевых объективных и субъективных компонентов дисциплинарного проступка, а также учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, способно повысить регулирующий потенциал дисциплинарной ответственности, а также укрепить основы дисциплинарной практики в сфере внутренних дел. Справедливо примененные меры дисциплинарной ответственности должны не угнетать сотрудника, а стимулировать его служебную деятельность, формировать позитивную мотивацию и ориентировать на добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей.

В этой связи необходимо максимально профессионально реализовывать как поощрения, так и наказания. Обозначенные элементы дисциплинарной практики, помимо всего прочего, являются также процедурами прохождения службы в органах внутренних дел. В завершение необходимо отметить, что дисциплинарная практика — это объект правового воздействия, однако кроме этого в регулировании отношений, связанных с ее обеспечением, важное место отводится этическим нормам, без которых исключительно формальные предписания утратят свою полноценную регулирующую роль. Что же касается самого понятия дисциплинарной практики, то оно может быть определено как совокупность общественных отношений, связанных с применением мер поощрения и дисциплинарных взысканий, с целью укрепления законности и служебной дисциплины в сфере внутренних дел.

С функциональной точки зрения дисциплинарная практика направлена на повышение эффективности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также на укрепление морально-нравственных основ службы в органах внутренних дел.

С институциональной точки зрения дисциплинарная практика является элементом государственно-служебных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел. Каждый из перечисленных аспектов дисциплинарной практики играет важную роль, а в своей совокупности они направлены на повышение качества работы органов внутренних дел.

Список литературы

1. Богданова Е.Ю., Ряпухин И.А. Проблемы обеспечения дисциплины в деятельности органов внутренних дел // Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе. Белгород, 2009.

2. Гавриленко Д.А. Вопросы правового регулирования дисциплины в органах внутренних дел // Совершенствование деятельности ОВД в условиях развитого социализма. М., 1978.

3. Гавриленко Д.А., Подупейко А.А. Служебная дисциплина в органах внутренних дел: сущность, значение и способы укрепления. Минск, 2000.

4. Куликова Н.С. Правовое регулирование обеспечения законности и дисциплины в административной деятельности полиции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2016.

5. Макарова Н.А. Об определении понятия «органы внутренних дел Российской Федерации» // Государство и право. 2016. № 9.

6. Малько А.В. Дисциплина и политика // Право и политика. 2001. № 3.

7. Николайчик В.М. Профилактика коррупции в полиции США // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. 1999. № 10.

8. Староверов И.Г. Проблемы укрепления дисциплины и законности в работе с кадрами в органах внутренних дел // Пути дальнейшего укрепления социалистической законности в деятельности ОВД. Ереван, 1974.

9. Яблонская Л.М. Деонтология полиции. Челябинск, 2008.

Статья 50. Дисциплинарные взыскания 1. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных.

Глава 7. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 34. Служебная дисциплина в органах внутренних дел

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.

Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются:
а)несоблюдение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
б)отсутствие сотрудника органов внутренних дел по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного рабочего времени;
в)нахождение сотрудника органов внутренних дел на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника органов внутренних дел от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
г)совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа (подразделения) внутренних дел либо организации и их структурных подразделений, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
д)разглашение сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, сведений конфиденциального характера или служебной информации ограниченного распространения, ставших известными сотруднику органов внутренних дел в связи с исполнением им служебных обязанностей;
е)небрежное хранение вверенного для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность
ж)отказ или уклонение от прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в случаях, если обязательность их прохождения установлена законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами;
з)неявка без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
и)умышленное уничтожение или повреждение имущества органа внутренних дел, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
к)непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником органов внутренних дел заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера;
л)сокрытие фактов обращения к сотруднику органов внутренних дел каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
м)публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении решений вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник органов внутренних дел замещает должность, если это не входит в его служебные обязанности;
н)нарушение сотрудником органов внутренних дел требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
о)совершение сотрудником органов внутренних дел, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя органа внутренних дел;
п)принятие сотрудником органов внутренних дел необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу органа внутренних дел.

Статья 34.1. Обязательность исполнения приказа начальника

Приказ начальника в органах внутренних дел Российской Федерации — служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел (далее в настоящей статье — подчиненные), об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.
Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих начальников.

Приказ, отдаваемый начальником, обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа.
Приказ может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия.
Отдавая приказ, начальник не должен допускать злоупотребление должностными полномочиями или их превышение.

Начальнику запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Начальник, перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае прямой начальник сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному начальнику.

Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы.

Начальник, чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к начальнику с просьбой повторить его.

Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.

Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому начальнику, отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ начальника, привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Начальник несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.

Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, или вышестоящий прямой начальник.

Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого начальника новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его. Начальник, отдавший новый приказ, сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

Статья 35. Обязанности начальника органов внутренних дел по поддержанию служебной дисциплины

Начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан:
создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;
воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
уважать честь и достоинство подчиненных;
не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.

Статья 36. Поощрения за успехи в служебной деятельности

За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений:
объявление благодарности;
выдача денежной премии;
награждение ценным подарком;
занесение в Книгу почета, на Доску почета;
награждение Почетной грамотой;
награждение нагрудным знаком;
награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;
награждение именным оружием;
досрочное присвоение очередного специального звания;
присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных в настоящей статье видов поощрений применяются также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Статья 37. Награждение почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации»

Награждение почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» производится Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения коллектива соответствующего органа внутренних дел.

Лица, награжденные почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации», имеют право на:
получение ежегодного отпуска в удобное для них время;
дополнительный ежегодный отпуск в размере десяти календарных дней;
установление ежемесячной надбавки в размере 5 процентов должностного оклада;
преимущества при решении вопросов о предоставлении или улучшении жилой площади, распределяемой органами внутренних дел, при получении путевок в санатории, дома отдыха и пансионаты, а также при предоставлении иных социальных гарантий, установленных для сотрудников органов внутренних дел.

Положение о почетном знаке «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 38. Взыскания за нарушение служебной дисциплины

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
понижение в должности;
снижение в специальном звании на одну ступень;
лишение нагрудного знака;
увольнение из органов внутренних дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения.

Взыскание в виде понижения в должности или увольнения из органов внутренних дел не применяется к сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации.

Статья 38.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Положением, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 38 настоящего Положения.

Статья 38.2. Увольнение в связи с утратой доверия

Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
а)непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
б)непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
в)участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
г)осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;
д)вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Сотрудник органов внутренних дел, являющийся руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник.

Статья 38.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

В акте о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 38.1 или 38.2 настоящего Положения.

Копия акта о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.

Если в течение одного года со дня применения взыскания сотрудник органов внутренних дел не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному частью первой статьи 38 настоящего Положения, за исключением увольнения из органов внутренних дел, или взысканию, предусмотренному статьей 38.1 настоящего Положения, он считается не имеющим взыскания.

Статья 39. Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий

Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно.

Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.

Сотрудники органов внутренних дел, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью.

Начальник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.

Поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно.

Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).

До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Перемещение по службе сотрудника органов внутренних дел, пониженного в должности, осуществляется в порядке, установленном статьей 16 настоящего Положения.

В случае применения дисциплинарного взыскания в виде снижения в специальном звании прежнее звание может быть восстановлено в порядке, установленном статьей 33 настоящего Положения.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органа внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Статья 40. Права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий

Права начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.

Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Дисциплинарные взыскания на сотрудников следственного аппарата органов внутренних дел налагаются начальниками, которым предоставлено право назначения их на должность, а в случаях, связанных с процессуальной деятельностью сотрудников, — по согласованию с руководителями соответствующих следственных подразделений.

Начальник, превысивший предоставленные ему права по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

Статья 41. Права сотрудника органов внутренних дел по обжалованию дисциплинарного взыскания

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом и настоящим Положением случаях — и в суд.

Статья 42. Утратила силу.

систематические. нарушения.служебной.дисциплины».даются.в. Дисциплинарное.взыскание.должно.быть.наложено.до.истечения. Дисциплинарное.взыскание.не.может.быть.наложено.во.время.бо- лезни.​сотрудника.ОВД.

Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2012 г. № 1377

Статья 47. Служебная дисциплина

1. Служебная дисциплина — соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

2. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

3. Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 300-ФЗ)


а) сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника.