Наши требования на сегодняшний день – уволить Алиева из МВД без права работы Убийцам не место в органах полиции. Мы не для.

Содержание

СМИ узнали об отставке начальника оперативного управления МВД России

Бывший замначальника регионального ГУ МВД – начальник Главного следственного управления Вячеслав Воронцов стал директором по безопасности и режиму «РВК-Воронеж». Это компания, которая с 2012 года получила в концессию активы городского водоканала.

Президент Владимир Путин подписал указ об освобождении Вячеслава Воронцова от должности в МВД в конце декабря 2019 года. А новую работы бывший полицейский получил уже после новогодних каникул 2020 года – 14 января он приступил к работе в водоканале. Информация о назначении официально опубликована на сайте компании.

Наша справка

Вячеславу Воронцову 53 года. Он закончил Пензенский сельскохозяйственный институт и Институт МВД России. Также проходил обучение в Академии управления МВД России.

В органах внутренних дел Вячеслав Воронцов начал карьеру еще с 1992 года. С 2006-го по 2010-й был начальником управления организации дознания ГУВД по Московской области. В 2010 году получил должность первого замначальника ГСУ ГУ МВД по Московской области. А с июля 2014 года до конца 2019 года возглавлял главное следственное управление МВД по Воронежской области.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Работа в полиции (УВОЛИЛСЯ ИЗ ПОЛИЦИИ И РАССКАЗЫВАЮ МИНУСЫ)

Бывший сотрудник МВД: объявление № — вакансии. другие сферы деятельности в Маркете. Бесплатные объявления в Актау!

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Откровения бывшего сотрудника полиции. О работе и протестах

Работа Для бывших сотрудников мвд Одесса

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если организация не уведомит о найме такого сотрудника его работодателя по последнему месту службы, штраф за данное правонарушение составит:

  • для организации от 100 000 до 500 000 руб.;

  • для должностных лиц (например, руководителя) от 20 000 до 50 000 руб.

В соответствии с Указом Президента от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" сообщать бывшему нанимателю необходимо о приеме на работу государственных служащих , включенных в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 ( раздел I или II), а также в отношении государственных служащих, замещающих должности при приеме на которые соискатель обязан подавать декларацию о доходах и имуществе.

Приказом МВД РФ от 31.08.2009 N 680 "О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" утвержден перечень должностей, при замещении которых сотрудники, военнослужащие и государственные служащие МВД обязаны подавать сведения о доходах и имуществе, а соответственно, новый работодатель при приеме на работу указанных лиц обязан информировать МВД.

Поскольку в трудовой книжке работника не указаны должности, на которых проходила служба в органах МВД , у Вас есть два варианта поведения :

  • учитывая, что с момента увольнения со службы еще не прошло 2 года , несмотря на отсутствие конкретных должностей в трудовой книжке, направить соответствующее уведомление в МВД в целях исключения риска административной ответственности;

  • запросить у работника справку из МВД о последней должности , с которой он ушел в отставку, сверить указанные данные с Перечнем, утвержденным приказом МВД РФ от 31.08.2009 № 680 и принять решение о необходимости уведомления бывшего работодателя (нанимателя). Но в этом случае велик риск нарушения срока необходимого уведомления, а, как следствие, риск привлечения к административной ответственности.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Как принять на работу бывшего государственного (муниципального) служащего

Свои особенности имеет прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего в течение двух лет после его увольнения со службы. О заключении с ним трудового договора сообщите работодателю по последнему месту службы сотрудника. Для этого в течение 10 дней с даты заключения трудового договора направьте в его адрес письмо, составленное в , с учетом требований, приведенных в пунктах и постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 700. В частности, письмо должно быть оформлено на бланке организации, подписано руководителем (либо уполномоченным сотрудником, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя) и заверено печатью организации (кадровой службы). Такой порядок установлен . Данное правило уведомления предыдущего работодателя распространяется только на граждан, ранее замещавших должности государственной (муниципальной) службы, включенные в соответствующий перечень. Для федеральных государственных служащих такой утвержден . Для государственных служащих субъектов РФ (муниципальных служащих) соответствующие перечни должны разработать органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) (п. , Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925, ).

Внимание: за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего предусмотрена административная ответственность (ч. 5 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Если организация не уведомит о найме такого сотрудника его работодателя по последнему месту службы, штраф за данное правонарушение составит:

  • для организации от 100 000 до 500 000 руб.;

  • для должностных лиц (например, руководителя) от 20 000 до 50 000 руб.

Об этом говорится в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из ответа «»

  1. Правовая база:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 августа 2009 г. N 680

О ПЕРЕЧНЕ

ДОЛЖНОСТЕЙ В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ

И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ КОТОРЫХ СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ

СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,

ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" <*> приказываю:

———————————

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542.

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <*>.

———————————

<*> Далее — "Перечень".

2. Начальникам департаментов Министерства внутренних дел Российской Федерации, начальнику Департамента обеспечения безопасности дорожного движения — главному государственному инспектору безопасности дорожного движения Российской Федерации, начальнику Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Министерства внутренних дел Российской Федерации, первому заместителю начальника Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, первому заместителю главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальнику Главного штаба внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, начальникам подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, начальникам главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, учреждений материально-технического снабжения, образовательных, научно-исследовательских и медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации:

2.1. Ознакомить заинтересованных сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и федеральных государственных гражданских служащих с Перечнем под роспись.

2.2. Обеспечить включение в должностные обязанности (должностные регламенты, контракты) по соответствующим должностям положения о необходимости представления сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск и федеральными государственными гражданскими служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр

генерал армии

Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение

к Приказу МВД России

от 31.08.2009 N 680

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ,

ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ

КОТОРЫХ СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ

СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,

ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО

ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА)

И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

1. Должности всех наименований аппаратов Министра внутренних дел Российской Федерации и заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации.

2. Начальники, заместители начальников структурных подразделений <*>:

———————————

<*> Для целей настоящего Перечня под структурными подразделениями понимаются как самостоятельные подразделения, так и входящие подразделения (составные части самостоятельных подразделений).

департаментов и управления МВД России, подразделений (организаций), непосредственно подчиненных МВД России;

главных управлений МВД России по федеральным округам;

управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

управлений, отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям;

подразделений (организаций), непосредственно подчиненных управлениям (отделам) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениям (отделам) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, министерствам внутренних дел, главным управлениям, управлениям внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

органов управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, подразделений Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции;

иных подразделений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.

3. Следователи всех наименований:

следственного комитета при МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных Следственному комитету при МВД России;

органов предварительного следствия в системе МВД России: при главных управлениях МВД России по федеральным округам, при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

4. Дознаватели всех наименований:

управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

управлений, отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

5. Оперуполномоченные всех наименований:

департаментов и управления МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России;

главных управлений МВД России по федеральным округам;

управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

управлений, отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям;

подразделений, непосредственно подчиненных министерствам внутренних дел, главным управлениям, управлениям внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлениям (отделам) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениям (отделам) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

6. Юрисконсульты всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление полномочий по защите интересов Министерства, подразделений и организаций системы МВД России в судах, а также по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России, а также всех проектов соответствующих договоров, соглашений, контрактов.

7. Эксперты всех наименований:

подразделений (организаций), непосредственно подчиненных МВД России;

управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

8. Главные инспекторы:

главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу;

управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

9. Инспекторы всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций дорожного надзора, технического надзора, розыска автомототранспортных средств, технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств, регистрационно-экзаменационных, дорожно-патрульной службы, обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения:

Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, подразделений (организаций), непосредственно подчиненных департаменту;

органов управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

10. Начальники, заместители начальников подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

11. Инспекторы всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление лицензионно-разрешительных функций и функций контроля за частной детективной и охранной деятельностью:

Департамента охраны общественного порядка МВД России;

Центра обеспечения охраны общественного порядка МВД России;

Центра оперативного управления органами внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах МВД России;

управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Фильм про работу в прокуратуре — Неподкупный / Русские детективы новинки 2020

Самые новые вакансии: Для бывших сотрудников мвд в Одессе. Ведущие работодатели. Бесплатный, быстрый и удобный поиск среди +.

Что-то пошло не так 🙁

На митингах можно заметить людей в штатском, которые снимают протестующих на камеры. Время от времени похожие люди указывают полицейским, кого задерживать. Такие же сотрудники, но за закрытыми дверями заводят дела за репосты в социальных сетях. Все они работают в Центре «Э», о внутреннем устройстве которого известно не много. «Медуза» задала главные вопросы об антиэкстремистском подразделении его бывшему сотруднику , создателю популярного паблика для сотрудников МВД «Омбудсмен полиции».

Что такое Центр «Э»?

Название говорит само за себя — это Центр по противодействию экстремизму. Создали его 6 сентября 2008 года на базе похороненного . В Москве центр изначально был создан в центральном аппарате, а к 2012 году в связи с протестами их стали создавать и в управлениях внутренних дел по административным округам. Если говорить только об аппарате города, то там работают около ста человек. В каждом округе — еще примерно по десять сотрудников.

Со стороны кажется, что Центр «Э» — монолитная контора, которая занимается только репостами и борьбой с инакомыслием. Многие воспринимают его как некую политическую полицию. Отчасти это так — думаю, что сотрудники мониторят всех значимых оппозиционеров. Но отчасти нет. Например, в ЦПЭ есть отдел, который занимается координацией антитеррористической деятельности, — он никак не связан с протестами и оппозиционерами. Там люди борются с тем, что на сегодняшний день является, наверно, абсолютным злом.

У остальных отделов тоже есть свой профиль. Есть отделы по религиозному экстремизму, по национальному экстремизму, по пресечению экстремизма на массовых мероприятиях. Есть отдел по подрыву экономической деятельности экстремистских организаций — они занимаются случаями, когда какой-нибудь человек создает преступную организацию и зарабатывает миллионы под девизом «Отдай все и обретешь спасение». В этом отделе сидят люди с соответствующим опытом и экономическим образованием.

Еще есть очень странный отдел по пресечению деятельности запрещенных партий и объединений, которые продолжают ею заниматься под другой вывеской. Никто внутри самого центра не понимал, зачем они нужны. В итоге, чтобы как-то оправдать свое существование, они хватались за все политическое и пытались показать свою значимость везде, где только можно.

Чем на практике занимаются сотрудники центра?

Я числился в отделе по противодействию национальному экстремизму, но при желании можно было заниматься всем, чем хочется. Например, у меня есть опыт задержания педофила — заместителя главы судебных приставов Подмосковья .

Когда ловил педофилов, Каминов был одним из них. Они поймали его, облили мочой и выложили все это в интернет. Это опубликовал «Лайф», Следственный комитет по факту публикации в СМИ возбудил уголовное дело, но не мог расследовать его дальше, потому что следователи ничего не знали об этих активистах. Позвонили мне в ЦПЭ и попросили помочь. В итоге мы помогли — было отмечено, что раскрыли это преступление именно мы.

Но в целом работа устроена попроще, да и полномочия сотрудников ЦПЭ не особенно отличаются от других полицейских. Как правило, каждый день около 8:30 утра начальник центра собирает глав отделов и их замов — ставит общие вводные задачи. Потом, около 9 часов утра, начальники отделов проводят совещания с сотрудниками и ставят задачи им. Спрашивают, что у кого находится в работе, кто по каким потенциальным негодяям работает — сотрудники, как правило, работают по какому-нибудь человеку, о котором узнали из мониторинга или от своих источников. Информация о таких людях, конечно, поступает и через наблюдение в социальных сетях — сотрудники сидят в профильных группах, создают специальные аккаунты и так далее. Если в ходе сбора информации выясняется, что человек действительно что-то совершил, то предпринимаются соответствующие меры.

Еще одна составляющая работы — постоянный поток жалоб от людей на то, что происходит в соцсетях. Например, в «Одноклассниках» кого-нибудь обозвали «жидом», человек оскорбился и решил пожаловаться в органы. По таким жалобам сотрудникам нужно назначать экспертизы, по результатам которых решится, есть ли в высказывании какой-то экстремизм. Ведь опера не лингвисты и не могут сами решить, есть в посте что-то противоправное или нет. Особенно тяжело сотрудникам, когда начинается какой-нибудь флешмоб и все начинают жаловаться на один и тот же пост или на одного и того же человека. У меня в практике был случай, когда пришлось обработать 150 практически идентичных жалоб.

До 2013 года все проходило в подобном рабочем формате, но затем начало быстро деградировать. Деградация связана с усилением роли штабов в системе МВД. Штабы — это внутренние подразделения, которые напрямую не вносят вклад в борьбу с преступностью, но решают, кто и что должен делать. Эти штабы начали вводить планы по нашей работе — в итоге рядовые сотрудники стали выполнять странные задачи.

Например, лично меня отправляли в студенческие общежития, где живут студенты с Северного Кавказа, чтобы пообщаться с комендантом или старостой на предмет того, не происходит ли у них ничего противоправного. Хотя всем было понятно, что никто мне ничего не скажет. Поэтому это были походы в никуда — я приходил, брал объяснения, что у них все хорошо, и уходил.

Тогда же появились другие формальности, отнимающие время. Например, я должен был еженедельно направлять во «ВКонтакте» пять предписаний об удалении свастик, которые сам же должен был найти. При этом искать человека, который их выложил, было не нужно. Даже неважно было, удалили эти свастики или нет. Нужно было просто направить предписания и отчитаться о них.

Со временем подобной дурости становилось все больше. При этом не было такого, чтобы сотрудникам нужно было за определенный период найти какое-то фиксированное количество экстремистов, как это устроено в уголовном розыске или других подразделениях. Работа ЦПЭ оценивалась иначе — по балльной системе, введенной приказом министра внутренних дел. Допустим, подразделение задержало преступника — получило столько-то баллов в плюс, сбежал преступник — столько-то баллов в минус. И главным было выдержать нужный баланс этих баллов.

Кто работает в Центре «Э»? Это престижно?

Когда центр только создали, туда никто не хотел идти. Для сотрудников было очень показательно, что его создали на руинах УБОПа, который работал по похищениям людей, вымогательствам и так далее, а теперь люди сидят и занимаются какими-то репостиками в социальных сетях. Считалось, что это несерьезно — пальба из пушек по воробьям.

Поэтому в 2011 году, когда я только перешел туда, был очень большой некомплект — сами сотрудники говорили, что там перекати-поле, как в американских фильмах. Штатная численность из ста человек была забита на 50–60 процентов. А людей, понимающих специфику работы, было меньше десяти человек. Это были люди, которые действительно в чем-то разбирались: например, могли по одежде понять, к какой субкультуре или организации человек себя относит. Остальные вообще ничего не понимали.

В целом очень небольшое количество людей шло туда, потому что им было это интересно: например, сами были какими-нибудь футбольными фанатами. Остальные шли пересидеть до пенсии, кого-то ссылали туда в наказание. Очень показательно было то, что руководители подразделений сами ездили по институтам МВД и вербовали будущих выпускников себе на службу. Никакой очереди из потенциальных сотрудников за забором не стояло.

Со временем ситуация изменилась. На коллегиях МВД президент [Владимир Путин] неоднократно озвучивал необходимость усиления борьбы с экстремизмом. Роль ЦПЭ возрастала, поэтому сотрудники начали пользоваться приоритетом при проведении оперативно-разыскных или технических мероприятий, решении сложностей с бюрократией и очередями. Сейчас ЦПЭ везде дан зеленый свет.

В итоге сотрудники хотят теперь работать там. Во многом потому, что там нет такой нагрузки, как в районных отделах или уголовном розыске. Все-таки специфика работы немного другая. Если в том же уголовном розыске работа по раскрытию преступления строится от преступления к [совершившему его] лицу, то в ЦПЭ наоборот — от лица к преступлению. Бывает и так, что сотрудники узнают о каком-то подозрительном человеке, а уже потом он что-то совершает. Но задерживать заранее все-таки нельзя, потому что никто не знает, совершит ли в итоге человек что-то противоправное или нет. Тут очень легко скатиться к провокациям.

Как появляются уголовные дела об экстремизме?

Я бы поделил все громкие дела об экстремизме, которые вызывают в обществе раздражение, на две категории по причинам их появления. Первая — дело против действительно какого-то знакового персонажа, которого начинает «мочить» государственная машина. Мне никогда сверху не спускали приказ «замочить» кого-то неугодного, но я видел, как работают другие сотрудники, и допускаю, что такое может быть.

Вторая категория дел — голимая . В прямом смысле ее в ЦПЭ не было, но отчитываться сотрудникам о делах все равно нужно — то есть те же яйца, только в профиль. И мне кажется, что большинство дел относится ко второй категории. Вряд ли та же была кому-то нужна до того, как на нее возбудили дело. Подобные дела появляются потому, что сидят менты и думают: «О, блин, прикольно, есть картинка сохраненная, давайте сделаем и отчитаемся». Тем самым оправдывают нужность своего существования. Государство с них требует, они идут и делают.

Как сотрудники Центра «Э» относятся к уголовным делам за репосты?

В целом отношение такое: это просто работа. Большинство не задумывается над тем, что за какой-то пост или видеоролик можно человеку искалечить всю жизнь. Наверно, можно назвать таких сотрудников приспособленцами или временщиками. Они рассуждают по принципу: я сделаю то, что от меня требуют, лишь бы начальник на меня не орал.

В большинстве случаев сотрудники ЦПЭ — это опера, которые раньше работали в уголовном розыске или в каком-то подобном подразделении. Они работали по убийствам, кражам, разбоям. А здесь все просто — репостик во «ВКонтакте». Поэтому все хотят сохранить это теплое место и готовы делать что им говорят.

Как сотрудники относятся к власти и оппозиционерам?

Когда я работал там, то не слышал каких-то негативных отзывов о власти. Но не было и такого, чтобы нам навязывали, что есть какая-то конкретная категория врагов. Правда, по отдельным политическим деятелям говорили, что вот этот человек — агент Госдепа, у него на счетах миллионы бабла в иностранной валюте. Конкретных фамилий называть не буду, но они широко известны.

Более того, в центре были люди, которые представляли себе, что на дворе 1917 год, а они в кожаной куртке и синей фуражке. Очень хорошо помню, что когда прошли выборы Путина в 2012 году и его только-только избрали, у нас была обычная планерка. И один из руководителей на ней без тени улыбки и сарказма сказал: «Все, с завтрашнего дня свобода слова в нашей стране закончена». В его понимании ситуация обстояла так: выборы прошли, свободы слова больше не будет и сейчас мы, крутые чекисты, будем всех мочить.

Если говорить в целом, то к оппозиции отношение разное. Есть единицы, кто ненавидит ее. А если брать основную массу, то для большинства отделов оппозиция вообще не их тема. Например, отдел по антитеррору — они там ловят террористов, внедряются к ним, какое они имеют отношение к оппозиции?

Если смотреть на профильные отделы, которые работают по массовым мероприятиям и тому подобное, то там тоже больше слепой исполнительности, чем личного отношения. Начальник приходит и говорит: «Надо сделать вот это». И никто не задает вопросов, идут и делают. Уже в процессе работы это может перерасти в какую-то личную неприязнь. Потому что ты начинаешь работать по человеку, узнавать его и видишь, что он какой-то дурак и занимается чем-то нехорошим. Естественно, ты начинаешь испытывать что-то личное, потому что он может выкинуть что-то из ряда вон выходящее.

Какие задачи сотрудники Центра «Э» выполняют на митингах?

Сотрудники смешиваются с толпой, косят под митингующих. Главная задача — выявлять наиболее активных, зачинщиков, правонарушителей. Может быть, провокаторов. Кроме того, сотрудники ЦПЭ должны знать и опознавать политических деятелей. Мы же видим, что как только выходит какой-то известный человек, его сразу задерживают только из-за того, что это он.

Нет такого, чтобы сотрудники полиции в форме были у них в подчинении, но какая-то степень взаимодействия существует. Сотрудник ЦПЭ может указать на кого-то, кого он считает необходимым задержать, и его, конечно, задержат.

Также сотрудники ЦПЭ снимают происходящее на камеры. Это нужно для выполнения задач полиции. Например, заснять, если произойдет какое-то преступление, — затем это может стать частью уголовного дела. Возможно, кого-то потребуется идентифицировать. Может быть, определенный персонаж вызовет интерес. Никто не знает заранее, что произойдет.

При этом я не верю в теорию о том, что , снимающие акции протеста, помогают ЦПЭ. Мне кажется, что это конспирология, потому что я не понимаю — что мешает самим сотрудникам точно так же снимать на видео? Или зачем это блогерам? Конечно, не могу на сто процентов утверждать, что этого партнерства нет, но мне эта идея кажется очень странной.

Почему сотрудники Центра «Э» ходят на акции в штатском?

Один из принципов оперативно-разыскной деятельности — сочетание гласных и негласных методов, даже законом предусмотрена конспирация. У сотрудников Центра «Э» нет обязанности носить форму, поэтому они ходят в гражданке.

Другое дело, что несложно вычислить сотрудника в человеке, который стоит рядом с людьми в форме и общается с ними так, что видно: это не случайный прохожий. Тем более что они обычно ходят в джинсах, туфлях и с кожаной сумкой. Я называю это «Опер кожаная сумка».

Вызвано это двумя составляющими. Первая — организация конспирации хромает, как и весь процесс работы. Простой пример: однажды я пришел на работу — и браузер мне сообщил, что на работе запрещено сидеть в соцсетях. То есть издали тупой приказ, который запрещал это всем. Даже эшникам, которые сидят в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», потому что это их работа.

Такой же тупой приказ издали относительно того, что сотрудник должен находиться в управлении на Петровке либо в форме, либо в одежде делового стиля. Поэтому сотрудник ЦПЭ просто не может одеться так, чтобы смешаться с толпой, если перед митингом, например, запланирован сбор сотрудников в управлении на Петровке. Его туда просто не пустят в другом виде.

Вторая составляющая — кто-то думает, что он и так не палится. А кто-то понимает, что палится, но его это особо не парит.

Почему одни и те же сотрудники Центра «Э» годами ходят на митинги?

Я бы не сказал, что кто-то испытывает удовольствие от хождения на митинги или что это следствие отсутствия карьерного роста. Просто те сотрудники, которые занимаются этим не первый год, естественно, более опытны. И логично, что опытный сотрудник может быстрее сориентироваться в ситуации на митинге и более грамотно вести себя.

При этом ему будет сложнее смешаться с толпой, потому что его все уже знают. Со стороны это смешно смотрится, но никто не думает о том, что в толпе могут быть другие эшники, которых никто не знает. Может быть, в пяти метрах от известного эшника стоит тот, о существовании которого вы не знаете. Может быть, известные эшники приходят специально, чтобы собрать все внимание на себя.

Самый известный сотрудник Центра «Э» — Алексей Окопный. Кто он такой?

Это самый одиозный сотрудник центра. Раньше он работал в отделе по борьбе с партиями, запрещенными судом, где был старшим опером по особо важным делам. Они ходили на все оппозиционные мероприятия, чтобы как-то оправдать существование своего отдела, в итоге он где-то попал под камеры и засветился. Тем более что они все там особо не блещут конспирацией.

После этого он перешел в отдел по массовым мероприятиям, который сейчас он возглавляет. После митингов он ездит по отделам, опознает наиболее активных среди задержанных, чтобы они не оставались без соответствующего внимания органов. Также у него есть бэкграунд, связанный с , который ему будут всегда припоминать.

В понимании оппозиционеров он такой палач кровавого режима. В личном общении у меня с ним не было проблем, но мне кажется, что со временем вот эта борьба с оппозиционерами стала для него личным моментом. За много лет эта работа стала для него чуть-чуть больше, чем просто работой.

В целом, думаю, это вызвано тем, что, с одной стороны, оппозиционеры его всячески клеймят, а с другой — у него складывается очень удачная карьера, и, естественно, он благодарен государству и руководителям. Он лоялен на сто процентов. Он чувствует, что он — идейный служака и прославленный опер, который с самых низов пробился в начальники отдела в ГУВД.

Фальсифицируют ли сотрудники Центра «Э» экстремистские дела?

Гипотетически это возможно, но зачем? В силу специфики деятельности Центра «Э» фальсификации не особо нужны. Да и как технически это сделать? Допустим, речь идет про репост во «ВКонтакте». Раньше можно было сделать клон страницы, взять двух ручных понятых и обвинить человека в чем угодно. Но сейчас есть «закон Яровой», и в условиях, когда все посты хранятся, сфальсифицировать это уже нереально. То есть вот этот критикуемый закон может работать в пользу тех, против кого хотят сфабриковать дело.

Есть ли у сотрудников Центра «Э» профессиональная деформация?

Давайте пройдемся по отделам. Например, отдел по религиозному экстремизму — очень сомневаюсь, что кто-то из них может уверовать в убеждения, с которыми борется.

То же самое c антитеррористической деятельностью. Очень показательно, что когда он только был создан, у них на стене висела цветная распечатка фотографий террористов, как в американских фильмах. И они очень антуражно перечеркивали маркером эти лица, когда террористов ликвидировали. Хотя это происходило в ходе спецопераций, которые проводил не московский ЦПЭ. Думаю, это тоже какой-то элемент профдеформации, на самом деле.

А в целом у сотрудников ЦПЭ такая же профдеформация, что и в целом в полиции. Немного притупляется чувство жалости, чувство человечности. Ты не отдаешь себе отчет в том, что какими-то действиями, возможно, ставишь крест на чьей-то судьбе. На возможности жить нормально.

По сути, отношение к работе такое: это конвейер, сегодня этот, завтра следующий. То есть отношение такое: просто кто-то должен это делать. Партия сказала «Надо», комсомол ответил «Есть».

Этот материал — часть проекта «Голунов. Сопротивление полицейскому произволу». Мы рассказываем, как устроена правоохранительная система, как бороться с преступлениями полицейских, как не становиться легкой мишенью для силовиков. Все новые материалы появляются в телеграм-канале.

Записал Павел Мерзликин

Новые вакансии: Для бывших сотрудников мвд в Москве. Бесплатный и быстрый поиск среди + вакансий. Полная, временная и частичная.