Дисциплинарное производство — вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.

3.6. Дисциплинарное производство

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР В соответствии со статьями 17 и 18 Закона СССР "О статусе судей в СССР" Верховный Совет СССР п о с т а н о в л я е т: Утвердить Положение о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР (прилагается). Председатель Верховного Совета СССР М.Горбачев Москва, Кремль 2 ноября 1989 г. N 726-I ____________ УТВЕРЖДЕНО Постановлением Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года N 726-I П О Л О Ж Е Н И Е о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР I. Дисциплинарная ответственность судей 1. В соответствии со статьей 18 Закона СССР "О статусе судей в СССР" судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в Связи с виновным действием либо бездействием: а) за нарушение законности при рассмотрении судебных дел; б) за совершение другого служебного проступка; в) за совершение порочащего поступка. Отмена или изменение судебного решения сами по себе не влекут ответственности судьи, участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия. 2. Квалификационная коллегия судей Верховного Суда СССР рассматривает дела о дисциплинарных проступках: а) судей Верховного Суда СССР; б) председателей и заместителей председателей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов. Квалификационные коллегии судей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности судей военных трибуналов армий, флотилий, корпусов, соединений и гарнизонов, а также членов военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов. 3. Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит: Председателю Верховного Суда СССР — в отношении судей Верховного Суда СССР; Председателю Верховного Суда СССР, Министру юстиции СССР, председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, начальнику Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР — в отношении судей всех военных трибуналов; председателям военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов — в отношении судей соответствующих военных трибуналов, а также судей военных трибуналов армий, флотилий, корпусов, соединений и гарнизонов. Председатель Верховного Суда СССР и председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР могут возбуждать дисциплинарные производства по всем основаниям, указанным в пункте 1 настоящего Положения. Министр юстиции СССР, начальник Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР могут возбуждать дисциплинарные производства по основаниям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 1 настоящего Положения. Председатели военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов могут возбуждать дисциплинарные производства по всем основаниям, указанным в пункте 1 настоящего Положения. 4. Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки или отсутствия судьи на работе по уважительной причине, но не позднее одного года со дня его совершения. 5. Лицо, возбуждающее дисциплинарное производство, предварительно проверяет сведения, касающиеся оснований привлечения судьи к ответственности, и истребует от него письменное объяснение. О возбуждении дисциплинарного производства Председатель Верховного Суда СССР, председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР и председатели военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов выносят постановления, а Министр юстиции СССР и начальник Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР издают приказы. В постановлении и приказе должны быть указаны установленные предварительной проверкой основания возбуждения дисциплинарного производства. Постановление либо приказ направляются с необходимыми материалами на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей. До направления материалов дисциплинарного производства в квалификационную коллегию с ними должен быть ознакомлен судья, в отношении которого оно возбуждено. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения либо заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. 6. Постановление либо приказ о возбуждении дисциплинарного производства могут быть отозваны возбудившим его лицом до начала рассмотрения дела в квалификационной коллегии. Судья, в отношении которого постановление или приказ о возбуждении дисциплинарного производства отзывается, вправе потребовать рассмотрения дела квалификационной коллегией по существу. 7. До начала рассмотрения дела при необходимости производится дополнительная проверка оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, которую председатель коллегии поручает одному из членов коллегии. При этом в необходимых случаях истребуются дополнительные документы и материалы, равно как и судебные дела, при рассмотрении которых судья допустил нарушение закона. 8. Квалификационная коллегия рассматривает дисциплинарные дела в составе не менее половины ее членов. При отсутствии председателя квалификационной коллегии его обязанности выполняет его заместитель либо один из членов коллегии, который решает все вопросы, связанные с организацией работы коллегии. Члены военных трибуналов армий, флотилий, корпусов, соединений и гарнизонов, входящие в квалификационную коллегию, не могут участвовать в дисциплинарном производстве в отношении судей вышестоящих военных трибуналов и заместителей председателей, председателей военных трибуналов армий, флотилий, корпусов, соединений и гарнизонов. 9. Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в квалификационную коллегию. 10. При рассмотрении дисциплинарного дела квалификационной коллегией участие судьи, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, является обязательным. В рассмотрении дела вправе принимать участие другие судьи, а также должностное лицо, возбудившее дисциплинарное производство, либо его представитель. 11. Председательствующий объявляет об открытии заседания и оглашает состав квалификационной коллегии. Судья может до начала рассмотрения дела заявить отвод членам коллегии, который подлежит рассмотрению составом коллегии. Рассмотрение дисциплинарного дела начинается докладом председательствующего или одного из членов коллегии. Лицо, возбудившее дисциплинарное производство, вправе изложить свое мнение. Заслушивание объяснений судьи является обязательным. В ходе заседания судья, привлекаемый к ответственности, вправе в любой момент заявлять ходатайства и давать дополнительные объяснения. По усмотрению коллегии могут быть заслушаны сообщения других лиц, приглашенных как по инициативе судьи, так и квалификационной коллегии, оглашены документы и исследованы другие имеющиеся в деле и дополнительно представленные материалы. Решение выносится в совещательной комнате. В заседании коллегии ведется протокол. 12. Квалификационная коллегия может вынести решение: о наложении дисциплинарного взыскания; о прекращении дисциплинарного производства; о направлении материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право возбуждения вопроса об отзыве судьи или возбуждения в отношении него уголовного дела; о направлении материалов для постановки вопроса о понижении в должности (в отношении судьи военного трибунала). 13. Коллегия может налагать дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор. При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. 14. Квалификационная коллегия прекращает дисциплинарное производство ввиду: необоснованности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; пропуска сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения; нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случаях, когда найдет возможность ограничиться лишь рассмотрением материалов производства в заседании. 15. Решение по дисциплинарному делу принимается большинством голосов членов коллегии, участвовавших в рассмотрении дела, излагается в письменной форме и подписывается председательствующим и членами коллегии. При несогласии с принятым по делу решением член коллегии, оставшийся в меньшинстве, не подписывает решение коллегии и излагает свое особое мнение в письменной форме. Особое мнение прилагается к делу. Решение по дисциплинарному делу оглашается в заседании квалификационной коллегии. 16. В решении по дисциплинарному делу должны быть указаны: наименование коллегии, ее состав; место и время рассмотрения дела; фамилия, имя, отчество и должность судьи, привлекаемого к дисциплинарной ответственности; должность и фамилия лица, возбудившего дисциплинарное производство; обстоятельства дела; объяснения судьи и сведения, характеризующие его личность; мотивировка принятого решения с указанием на доказательства; мера дисциплинарного взыскания или основания прекращения дисциплинарного производства, а также порядок обжалования решения. 17. Копия решения по дисциплинарному делу в трехдневный срок с момента его вынесения направляется: судье, в отношении которого оно вынесено; лицу, возбудившему дисциплинарное производство, а в отношении судей военных трибуналов также председателю военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота и в Министерство юстиции СССР. Копия решения приобщается к личному делу судьи. 18. Если орган, перед которым в соответствии с решением квалификационной коллегии поставлен вопрос об отзыве судьи или о возбуждении в отношении его уголовного дела, а в отношении судей военных трибуналов — также о понижении в должности, не находит для этого оснований, то дисциплинарное производство возвращается в квалификационную коллегию и возобновляется. Время с момента вынесения первоначального решения до возвращения материалов не засчитывается в сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения. 19. Решение квалификационной коллегии судей Верховного Суда СССР о наложении дисциплинарного взыскания обжалованию не подлежит и является окончательным. Решение квалификационной коллегии судей военных трибуналов может быть обжаловано судьей, в отношении которого оно вынесено, в квалификационную коллегию судей Верховного Суда СССР в двухнедельный срок со дня его вынесения. Жалоба о пересмотре решения рассматривается квалификационной коллегией судей Верховного Суда СССР в месячный срок со дня поступления. Ее решение является окончательным. В заседании коллегии может присутствовать судья, подавший жалобу. 20. Квалификационная коллегия судей Верховного Суда СССР вправе: оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение и принять рассмотрение вопроса о дисциплинарной ответственности судьи к своему производству; отменить решение и прекратить дисциплинарное производство; изменить решение и наложить на судью более мягкое дисциплинарное взыскание. Копия решения, вынесенного по жалобе, направляется по правилам пункта 17 настоящего Положения. 21. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. По представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство, а в отношении судей военных трибуналов — также Председателя Верховного Суда СССР, Министра юстиции СССР, председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР, начальника Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР в случаях, когда они уполномочены на возбуждение дисциплинарного производства, а равно по инициативе самой квалификационной коллегии либо по ходатайству председателя военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота квалификационная коллегия, наложившая дисциплинарное взыскание, может по истечении не менее шести месяцев со дня наложения взыскания снять его досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей. II. Отзыв и досрочное освобождение судей и народных заседателей 22. В соответствии с Законом СССР "О статусе судей в СССР" судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР и военных трибуналов могут быть досрочно лишены своих полномочий за нарушение социалистической законности или совершение порочащего поступка, несовместимых с их высоким званием, а также в силу состоявшегося о них обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР могут быть отозваны Верховным Советом СССР, судьи военных трибуналов Президиумом Верховного Совета СССР, а народные заседатели военных трибуналов — собраниями военнослужащих и военных строителей, на которых они были избраны. 23. Право возбудить вопрос об отзыве принадлежит: Председателю Верховного Совета СССР — в отношении Председателя Верховного Суда СССР; Председателю Верховного Суда СССР — в отношении судей и народных заседателей Верховного Суда СССР и военных трибуналов за нарушение законности при рассмотрении судебных дел; Министру юстиции СССР — в отношении судей и народных заседателей военных трибуналов за совершение порочащего поступка; председателю военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота — в отношении судей и народных заседателей соответствующих военных трибуналов, а также военных трибуналов армий, флотилий, корпусов, соединений и гарнизонов по всем основаниям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Положения; командиру (начальнику) воинской части, учреждения, военно-учебного заведения, военно-строительного отряда (части), где избраны народные заседатели, — в отношении народных заседателей военных трибуналов из числа подчиненных им по службе за совершение порочащего поступка; коллективам военнослужащих, военных строителей — в отношении народных заседателей за совершение порочащего поступка. 24. Лица, возбуждающие вопрос об отзыве, организуют тщательную проверку материалов, послуживших основанием к постановке этого вопроса, сообщают судье или народному заседателю о возбуждении вопроса о его отзыве и мотивах отзыва, а также истребуют письменное объяснение. Материалы, послужившие основанием к возбуждению вопроса об отзыве судьи, направляются для дачи заключения: в отношении судей Верховного Суда СССР, председателей и заместителей председателей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов — в квалификационную коллегию судей Верховного Суда СССР, а в отношении остальных судей — в соответствующие квалификационные коллегии судей военных трибуналов. Заключение квалификационной коллегии судей Верховного Суда СССР обжалованию не подлежит, а квалификационной коллегии судей, созданной в виде Вооруженных Сил СССР, округе, группе войск, на флоте по вопросу об отзыве судьи военного трибунала, может быть обжаловано в квалификационную коллегию судей Верховного Суда СССР в порядке, предусмотренном пунктом 19 настоящего Положения. 25. Представление об отзыве судьи или народного заседателя Верховного Суда СССР вносится Председателем Верховного Суда СССР в Верховный Совет СССР вместе с заключением квалификационной коллегии судей Верховного Суда СССР. Представление об отзыве судьи военного трибунала вносится в Президиум Верховного Совета СССР Министром юстиции СССР с учетом мнения Председателя Верховного Суда СССР и заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Представление об отзыве народного заседателя военного трибунала за нарушение законности при рассмотрении судебных дел вносится на рассмотрение собрания военнослужащих, военных строителей председателем соответствующего военного трибунала, в состав которого избран народный заседатель, а по иным основаниям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Положения, — совместно председателем военного трибунала и командиром (начальником) воинской части, учреждения, военно-учебного заведения, военно-строительного отряда (части), где избран народный заседатель. Представление об отзыве народного заседателя рассматривается на собрании военнослужащих и военных строителей, на котором он был избран. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием. Присутствие на собрании народного заседателя, в отношении которого решается вопрос об отзыве, обязательно. 26. Вступление приговора в законную силу в отношении судьи или народного заседателя является самостоятельным основанием досрочного лишения полномочий. 27. Судьи и народные заседатели могут быть досрочно освобождены от исполнения своих обязанностей: по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы; вследствие избрания на другую должность или перевода, с их согласия, на другую работу; по собственному желанию; вследствие увольнения судей и народных заседателей военных трибуналов с действительной военной службы. Досрочное освобождение судей и народных заседателей Верховного Суда СССР производится Верховным Советом СССР. Досрочное освобождение судей военных трибуналов производится Президиумом Верховного Совета СССР, а народных заседателей — собраниями военнослужащих, военных строителей, на которых они были избраны. Представление о досрочном освобождении судей военных трибуналов вносится Министром юстиции СССР с учетом мнения Председателя Верховного Суда СССР. Представление о досрочном освобождении народных заседателей военных трибуналов от исполнения своих обязанностей вносится командирами (начальниками) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, военно-строительных отрядов (частей), в которых народные заседатели были избраны. ____________
привлечение работника к дисциплинарной ответственности технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие​.

3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности

В ходе профессиональной деятельности работники нередко допускают те или иные нарушения трудовой дисциплины, которые могут образовывать дисциплинарный проступок.

Для пресечения и предотвращения таких правонарушений работодатель должен быть осведомлен о возможных мерах дисциплинарной ответственности и порядке ее наложения на работника: когда есть право его уволить, а когда нужно ограничиться менее строгим наказанием. Вопросы применения дисциплинарных взысканий предлагается рассмотреть в настоящей статье.

Дисциплинарные взыскания

Вообще ответственность в трудовом праве представляет собой обязанность участника социально-трудового отношения претерпеть неблагоприятные последствия совершения действия или бездействия, причинившего вред другому участнику правоотношения. Разновидностью ответственности, применяемой в рамках трудового права, является дисциплинарная ответственность, под которой понимают обязанность работника ответить за допущенный им дисциплинарный проступок и понести меры взыскания, предусмотренные трудовым законодательством.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности служит совершение дисциплинарного проступка. В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок можно определить как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Объектом дисциплинарного проступка, то есть теми общественными отношениями, которые нарушаются в результате его совершения, является внутренний трудовой распорядок. По объекту дисциплинарные проступки можно разделить на четыре группы:

– посягательства на полное использование рабочего времени (прогул, опоздание);

– посягательства на бережное и правильное использование имущества работодателя;

– посягательства на порядок управления процессами производства в организации (неисполнение приказов, распоряжений);

–  посягательства, создающие угрозу жизни, здоровью, нравственности отдельного работника или всего трудового коллектива (нарушение правил охраны труда).

По своей объективной стороне дисциплинарный проступок может выражаться в противоправном неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей, то есть это может быть как действие, так и бездействие. В некоторых случаях для появления состава правонарушения требуется наличие последствий в виде причинения вреда и, соответственно, причинной связи между деянием и последствиями. Что касается субъективной стороны, то обязательно наличие вины, причем в любой форме – умысла или неосторожности. Неисполнение работником трудовых обязанностей по причинам, не зависящим от него, не является трудовым правонарушением.

Субъектом дисциплинарного проступка всегда выступает работник.

В отличие от преступления дисциплинарный проступок не характеризуется общественной опасностью, а представляет собой общественно вредное деяние. В качестве последствий он влечет применение мер дисциплинарного взыскания.

Статьей 192 ТК РФ предусматриваются следующие виды дисциплинарных взысканий:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям.

При этом указывается, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, то есть локальными нормативными актами.

Все меры дисциплинарной ответственности налагаются работодателем.

Самой строгой, крайней мерой дисциплинарного взыскания является увольнение. Оно возможно в следующих случаях:

1) неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК РФ);

2) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей(п. 6, 9 и10 ст. 81, п. 1 ст. 336 и ст. 348.11 ТК РФ), а именно:

– прогул (отсутствие на работе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

– появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

–  разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

– совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленное вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, должностного лица, органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

–  установление комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Кроме того, возможно увольнение по п. 7 и8 ч. 1 ст. 81 ТКРФ в тех случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, и аморальный проступок соответственно совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Отдельные основания увольнения по инициативе работодателя предусмотрены для руководителей организации, его заместителей и главного бухгалтера (п. 9 и10 ст. 81 ТК РФ):

–  принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

– однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируется ст. 193 ТК РФ. На основании трудового законодательства можно выделить следующие стадии дисциплинарного производства.

Возбуждение дисциплинарного производства. Работодатель опрашивает свидетелей и знакомится с предложением привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поступившим от лица, не обладающего правом налагать меры дисциплинарного взыскания. Работодатель должен затребовать от работника, предположительно совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется акт об отказе дать письменные объяснения. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Выбор руководителем конкретного способа воздействия на нарушителя и вынесение решения. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Необходимо соблюдать такие правила:

– дисциплинарное взыскание применяетсяне позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников. Днем обнаружения проступка считается день, когда о проступке стало известно непосредственному руководителю, независимо от того, имел ли он право применять меры дисциплинарного взыскания;

– дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а взыскание по результатам ревизии, проверки финансово‑хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

– за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Издание приказа (распоряжения) и привлечение к дисциплинарной ответственности. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственной инспекции труда и (или) органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Снятие дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня применения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, то есть оно автоматически снимается (без каких‑либо специальных приказов).

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (досрочное снятие дисциплинарного взыскания). О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается соответствующий приказ.

Обстоятельства, которые необходимо проверить при наложении дисциплинарного взыскания

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо уточнить следующие обстоятельства:

– в чем выразилось правонарушение и может ли это быть основанием для наложения дисциплинарного взыскания;

– совершен ли проступок без уважительных причин;

–  входило ли выполнение действий, которые работник не выполнил (выполнил ненадлежащим образом), в круг его обязанностей и каким документом эти обязанности предусмотрены;

– ознакомлен ли работник с локальным актом, где предусмотрены соответствующие обязанности, под роспись;

– предусмотрены ли меры дисциплинарного взыскания, применяемые к работнику, законом либо положением или уставом о дисциплине;

– соблюдены ли сроки и порядок наложения дисциплинарного взыскания;

–  тем ли должностным лицом наложено взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть наложено только руководителем. Другие лица могут налагать взыскание лишь на основании документов, где специально прописаны такие полномочия.

Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей по требованию представительного органа работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель должен применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Увольнение как мера дисциплинарного взыскания

Случаи, когда дисциплинарный проступок может повлечь за собой увольнение, четко регламентированы. На практике бывает, работодатель пытается уволить неугодного сотрудника по данным основаниям. Это может повлечь признание увольнения незаконным и, соответственно, выплату работнику компенсации за вынужденный прогул. Рассмотрим, когда можно применить такую меру дисциплинарного взыскания, как увольнение, более подробно.

Пункт 5 ст. 81 ТК РФ предусматривает расторжение трудового договора за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение по этому основанию будет правомерным, если есть одновременно следующие обстоятельства:

1) работник имеет дисциплинарное взыскание за последний рабочий год, оно не снято и не погашено, имеется приказ (распоряжение) о наложении дисциплинарного взыскания;

2) работник совершил дисциплинарный проступок, то есть трудовое правонарушение, – не исполнил свою трудовую обязанность без уважительных причин;

3) работодатель затребовал у работника письменное объяснение причин трудового правонарушения не позднее месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения (двух лет при ревизии);

4) работодатель учел предшествующее поведение сотрудника, его многолетнюю добросовестную работу, обстоятельства проступка.

В приказе об увольнении в данном случае должны быть указаны в качестве основания номера и даты приказов о ранее наложенных дисциплинарных взысканиях, суть проступка, дата и обстоятельства его совершения, последствия, отсутствие уважительных причин, отсутствие (наличие) объяснения работника. Также необходимо сделать ссылку на документы, подтверждающие совершение проступка. Увольнение членов профсоюза осуществляется с учетом мнения профсоюза. Другие меры дисциплинарной ответственности применены быть не могут.

Пункт 6 ст. 81 ТК РФ предусматривает в качестве основания увольнения совершение однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей и указывает на пять возможных вариантов таких нарушений. Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. По всем пяти подпунктам п. 6 ст. 81 ТК РФ должны быть соблюдены сроки и правила наложения дисциплинарных взысканий (ст. 192 и 193 ТК РФ). В пункте 6 ст. 81 ТК РФ предусматриваются следующие основания увольнения.

Во-первых, это прогул (пп. «а»), то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены). Таким образом, ТК РФ дал более жесткое, чем было раньше, определение прогула. Увольнение по этому основанию может быть произведено, как указано в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.04.2004 №2 (п. 39), за следующие нарушения:

а) оставление работы без уважительной причины лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении трудового договора, а равно до истечения двухнедельного срока предупреждения (см. ст. 80 ТК РФ);

б) невыход на работу без уважительных причин, то есть отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены);

в) нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места;

г) самовольное использование отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный).

Часто увольнение за прогул связано с отказом работника приступить к работе, на которую он переведен. Но если перевод на другую работу был произведен с нарушением правил перевода, такой отказ нельзя квалифицировать как прогул. При восстановлении судом работника, незаконно уволенного за прогул, оплата вынужденного прогула производится со дня издания приказа об увольнении: только с этого времени прогул является вынужденным.

Обычно к уважительным причинам отсутствия работника на рабочем месте суд относит подтвержденные документами или свидетельскими показаниями:

– болезнь работника;

– задержку транспорта при аварии;

– сдачу экзаменов или зачетов без надлежащего оформления учебного отпуска;

– заливы и пожары в квартире и другие обстоятельства.

Подпункт «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ предусматривает такое основание увольнения, как появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Работника, появившегося в любое время рабочего дня (смены) в состоянии опьянения, работодатель обязан отстранить от работы в этот день (смену). Отстранение работника оформляется приказом. Если сотрудник не был отстранен от работы, доказательствами данного основания служат медицинское заключение, составленный в это время акт, свидетельские показания и другие доказательства по ГПК РФ. В любом случае необходимо составить акт о совершении такого дисциплинарного проступка, как того требуют общие правила привлечения к дисциплинарной ответственности.

Подпунктом «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ введено новое основание увольнения, отнесенное к грубым нарушениям, – разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника. Работодатель может уволить работника за однократный проступок подобного рода. Так как абсолютное большинство работников не знает, что относится к коммерческой и служебной, а тем более иной тайне, этим основанием увольнения работодатели могут злоупотреблять. Поэтому по данному вопросу обязательно требуются дополнительные разъяснения – в частности, все ли работники организации отвечают за неразглашение коммерческой или служебной тайны или только те, в трудовых договорах которых указано соответствующее условие, является ли охраняемой законом тайной то, что указано в уставе организации, и т. д.

Подпункт «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ содержит такое основание, как совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, его растраты, умышленного уничтожения или повреждения, установленное вступившими в законную силу приговором суда или постановлением соответствующего административного органа(милиции, например). Если таких документов нет, а есть лишь, допустим, докладная вахтера о попытке вынести продукцию производства, работника по данному основанию уволить нельзя, иначе суд при рассмотрении спора об увольнении восстановит его на работе, то есть обязательно установление компетентными органами факта хищения. Месячный срок для увольнения в этом случае исчисляется с момента вступления в силу приговора суда или решения иного компетентного органа.

Подпунктом «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ предусмотрено в качестве основания установление комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия или заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. К тяжким последствиям относится несчастный случай на производстве, авария, катастрофа. Но указанные здесь последствия или заведомо реальную угрозу их наступления должен доказать при рассмотрении спора в суде работодатель.

Кроме уже названного, п. 7 ст. 81 ТК РФ закрепляет возможность уволить работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, засовершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. По этому основанию может быть уволен только работник, непосредственно обслуживающий денежные или товарные ценности, независимо от того, какой вид материальной ответственности (ограниченная или полная) на него возложен. В абсолютном большинстве это так называемые материально ответственные лица (по закону или по договору), то есть продавцы, кассиры, заведующие складами и т. п. (нельзя к ним относить сторожей: они охраняют материальные ценности, находящиеся под замком). Недоверие к работнику работодатель должен доказать фактами (акты об обсчете, обвешивании, недостаче и т. п.).

Пункт 8 ст. 81 ТК РФ предусматривает увольнение за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Аморальным является проступок, противоречащий общепринятой морали (появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, нецензурная брань, драка, унижающее человеческое достоинство поведение и т. д.). Проступок может быть совершен в быту (например, учитель бьет жену, истязает своих детей). При этом следует заметить, что учебно-вспомогательный персонал по данному основанию уволен быть не может. Необходимо установить факт проступка и обстоятельства, препятствующие трудовой деятельности.

Пункт 9 ст. 81 ТК РФ закрепляет право работодателя на увольнение руководителей организации (филиала, представительства), их заместителей и главных бухгалтеров за принятие ими необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации. Однако необоснованность решения – понятие субъективное, и на практике ее оценивает работодатель (единолично или коллегиально). Если работник своим решением предотвращает возможный больший вред имуществу организации, такое решение нельзя считать необоснованным. При возникновении указанной в п. 9 ситуации работодатель должен доказать вину работника при трудовом споре. Увольнение по указанному основанию является дисциплинарным взысканием, поэтому при нем должны соблюдаться ранее описанные правила.

Пункт 10 ст. 81 ТК РФ рассматривает в качестве основания увольнения руководителей организаций (филиала, представительства), их заместителей, главных бухгалтеров однократное грубое нарушение ими своих трудовых обязанностей. Это также дисциплинарное увольнение, при котором соблюдаются правила ст. 193 ТК РФ. Вопрос о том, является ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе. В соответствии с п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.20042 как грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.

Пункт 1 ст. 336 ТК РФ устанавливает право уволить педагогического работника за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения.

Кроме того, как совершившие дисциплинарный проступок могут быть уволены спортсмены за спортивную дисквалификацию на срок шесть и более месяцев, а также за использование, в том числе однократное, допинговых средств и (или) методов, выявленное при проведении допингового контроля в порядке, установленном согласно федеральным законам (ст. 348.11 ТК РФ).

  • И. Костин, эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник:Источник: Журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение».

дисциплинарное взысканиетрудовое право

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как избежать дисциплинарной ответственности.

5) нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве,​.

Глава 3. Дисциплинарная ответственность адвокатов

3.6. Дисциплинарное производство

Одним из видов юридической ответственности является дисциплинарная ответственность. Она представляет собой один из наиболее применяемых видов государственного принуждения.

При этом нормы, предусматривающие дисциплинарную ответственность, содержатся в нескольких отраслях законодательства (например, в трудовом законодательстве и исправительно-трудовом законодательстве).

Однако наличие нескольких общих признаков позволяет говорить о самостоятельном характере данного вида ответственности. Такими признаками являются:

1) возможность применить этот вид ответственности только к членам определенного организационно оформленного коллектива;

2) наличие служебного либо иного внутриорганизационного подчинения;

3) специфичность санкций, применяемых за совершение дисциплинарного правонарушения.

В своей совокупности названные признаки и позволяют четко отграничить дисциплинарную ответственность от иных видов ответственности.

В свою очередь, система видов дисциплинарной ответственности определяется особенностями субъектов этой ответственности и обусловлена следующими факторами:

– включением лица в тот или иной тип коллектива, например, воинский и т.д.;

– принадлежностью гражданина к организации определенного вида. Примером этого положения может служить особо регулируемая ответственность работников железнодорожного транспорта, работников прокуратуры;

– характером функций, выполняемых лицом в конкретной организации. Именно характер функций должностных лиц и определяет специфику дисциплинарной ответственности;

– по признаку пола. Так, действующее законодательство выделяет дисциплинарную ответственность женщин-военнослужащих, меры, которые могут быть к ним применены;

– специфичностью дисциплинарных взысканий, применяемых к определенным субъектам ответственности. Так, Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины предусматривает определенные виды взысканий, применяемых в учебных заведениях МВД (лишение увольнения из расположения учебного заведения).

С учетом этого и в соответствии с законодательным регулированием можно выделить следующую систему основных видов дисциплинарной ответственности.

1. Дисциплинарная ответственность на предприятиях, учреждениях, организациях.

2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих и служащих организаций, для которых дисциплина устанавливается применительно к воинской.

3. Дисциплинарная ответственность лиц, находящихся в учреждениях со специальным режимом или подвергнутых иным ограничениям прав.

В свою очередь, по ряду оснований каждый из названных видов ответственности может быть конкретизирован и дифференцирован.

Так, ответственность работников предприятия, учреждений, организаций (в т.ч. и общественных) может наступать по правилам внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности. Возможна дифференциация на ответственность должностных лиц и ответственность работников, попадающих под действие специальных уставов и положений о дисциплине.

Особое место занимают судьи. Это обусловлено характером деятельности данной категории лиц по отправлению правосудия, а также особой ответственностью их в связи с исполнением такого рода функций.

Дисциплинарную ответственность военнослужащих и служащих организаций, для которых дисциплина устанавливается применительно к воинской, целесообразно подразделить с учетом следующих факторов: а) виды воинского или специального звания; б) пол; в) иные особенности прохождения службы. Например, законодатель выделил определенные особенности применения дисциплинарных взысканий для военнослужащих-женщин, прапорщиков, мичманов, а также для учащихся учебных заведений МВД Украины.

Анализ действующего законодательства позволяет также выделить еще одну группу лиц, являющихся субъектами дисциплинарной ответственности. Речь идет о лицах, дисциплинарная ответственность которых сопряжена с нахождением в учреждениях со специальным режимом, т.е. лиц, отбывающих уголовное наказание.

Под дисциплинарным правонарушением следует понимать виновное, противоправное нарушение правил дисциплины и других обязанностей, возложенных на лицо в связи с его работой и иной деятельностью на предприятиях, учреждениях и организациях, а также с прохождением военной и иной государственной службы.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что главным основанием дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Наряду с этим, можно выделить и иные основания наступления такого рода ответственности. В частности, ст.15 КоАП Украины, регламентирующая ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, предусматривает положение о том, что за совершение административных правонарушений указанные лица несут ответственность по дисциплинарным уставам, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Решение вопроса о дисциплинарной ответственности предопределяет наличие определенных правоотношений, совокупность которых и охватывает в каждом отдельном случае понятие дисциплинарного производства. Дисциплинарное производство можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в связи с правоприменительной деятельностью по решению вопроса о дисциплинарной ответственности за допущенное правонарушение.

Как и другим видам производств в структуре административного процесса, дисциплинарному производству присуща стадийность. Дисциплинарное производство охватывается следующими стадиями: а) возбуждение производства и проверка обстоятельств дела; б) рассмотрение и разрешение дисциплинарного дела; в) исполнение решения по делу; г) обжалование вынесенного решения. Стадия обжалования носит факультативный характер.

Дисциплинарное производство может носить упрощенный характер, при котором после оперативного выяснения обстоятельств дела уполномоченное на то лицо сразу же выносит решение о наложении соответствующего дисциплинарного взыскания. Чаще всего такой характер производство приобретает в ходе решения вопроса о дисциплинарной ответственности военнослужащих.

Процессуальное регулирование хода и результатов дисциплинарного производства получило свое закрепление в ряде нормативно-правовых актов, касающихся дисциплинарной ответственности различных категорий лиц.

В КЗоТ Украины содержатся положения, регламентирующие права и обязанности собственника или уполномоченного им органа, с одной стороны, и работника, с другой стороны, касающиеся трудовой дисциплины, а также порядка применения мер дисциплинарного взыскания.

Действующим трудовым законодательством предусмотрена возможность за нарушение трудовой дисциплины только двух видов взысканий: а) выговора; б) увольнения.

В законе определены сроки для применения дисциплинарного взыскания и порядок их применения. Так, дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственно за обнаружение проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. При этом время, на которое работника освобождают от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождением его в отпуске, в указанный срок не засчитывается. Определено и ограничение во времени для наложения взыскания. Оно не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Одновременно в законе закрепляется право собственника или уполномоченного им органа вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа, а также положение, в соответствии с которым собственник или уполномоченный им орган должен потребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения до применения дисциплинарного взыскания.

Что же касается прав работника, то свое закрепление в КЗоТ Украины (ст.150) получило лишь право обжаловать дисциплинарное взыскание.

Законом определяются особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих. В соответствии с Законом Украины «О государственной службе» дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает.

К госслужащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: а) предупреждение о неполном служебном соответствии; б) задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

В случае невыполнения государственным служащим служебных обязанностей, которое привело к человеческим жертвам либо причинило значительный материальный или моральный вред гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан, при несоблюдении государственным служащим законодательство о государственной службе, о борьбе с коррупцией, при нарушении им этики поведения, а также по требованию государственного служащего снять безосновательные, по его мнению, обвинения либо подозрения, может проводиться служебное расследование. Порядок проведения такого расследования утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июня 2000 г. № 950.

Субъектами инициации проведения служебного расследования могут выступать высшие должностные лица Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, руководитель государственного органа, назначивший на должность государственного служащего, в отношении которого проводится служебное расследование, а также руководитель органа, в котором государственный служащий работает.

Главное управление государственной службы Украины может проводить служебное расследование по поручению высших должностных лиц Украины, и Первого вице-премьер министра. Руководитель Главгосслужбы принимает решение о проведении служебного расследования в случае непосредственного обращения государственного служащего.

Служебное расследование осуществляется специально создаваемой комиссией, председатель и челны которой определяются решением о проведении служебного расследования. Этим решением также устанавливаются цель и дата начала и окончания служебного расследования. При этом срок такого расследования не может превышать двух месяцев.

В случае, если решения о проведении расследования принято высшими должностными лицами Украины или Первым вице-премьер министром Украины, состав комиссии, цели, дата начала и окончания расследования определяются руководителем государственного органа, которому оно поручено. Должностное лицо, принявшее решение о проведении такого расследования, определяет и срок его проведения.

Члены комиссии несут персональную ответственность за полноту, всесторонность и объективность выводов служебного расследования и неразглашения информации, относящиеся к расследованию. В ходе служебного расследования государственный служащий может быть отстранен от исполнения полномочий по должности.

Члены комиссии по проведению служебного расследования вправе получать от государственных служащих, иных работников государственного органа, в котором работает государственный служащий, относительно которого проводится служебное расследование, устные или письменные объяснения, а также консультации специалистов по вопросам служебного расследования. Кроме этого, они могут знакомиться и изучать с выездом на место соответствующие документы, в необходимых случаях снимать с них копии и приобщать их к материалам служебного расследования, а также получать информацию, связанную со служебным расследованием у других юридических и физических лиц на основе запроса, сделанного руководителем государственного органа, который назначил служебное расследование.

Свое закрепление получили и права лица, относительно которого проводится служебное расследование. Так, оно вправе в любой момент принимать участие в нем, пояснять факты, делать заявления, представлять соответствующие документы, заявлять ходатайства об истребовании и приобщении новых документов, требовать дополнительного изучения объяснений лиц, причастных к этому делу.

Важной гарантией объективности служебного расследования служит закрепление положения о том, что участвовать в проведении расследования не могут должностные лица, в отношении которых обстоятельства свидетельствуют об их личной заинтересованности в результатах расследования.

С другой стороны, в случае необходимости к проведению служебного расследования могут привлекаться ученые, работники государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по согласованию с их руководителями.

По результатам служебного расследования составляется акт, в котором отражаются: факты и суть обвинений либо подозрений, которые стали основанием проведения расследования, должность, фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, срок службы в государственном органе и пребывания на занимаемой должности лица, относительно которого проводилось расследование, а также выводы служебного расследования, обстоятельства, которые смягчают либо отягчают ответственность либо снимают с государственного служащего безосновательные обвинения либо подозрения, причины и условия, которые способствовали нарушению, предпринятые или предложенные меры для их устранения. Указанный акт подписывается членами комиссии и представляется на рассмотрение руководителя, который назначил расследование. При этом члены комиссии вправе изложить свое особое мнение, которое прилагается к акту, а государственный служащий, относительно которого проводилось расследование, должен быть ознакомлен с актом.

Руководитель государственного органа, который назначил расследование, рассматривает акт служебного расследования в присутствии членов комиссии и лица, относительно которого проводилось расследование, и выслушивает их. Им в 10-дневный срок принимается решение, с которым ознакамливается государственный служащий. По материалам служебного расследования государственный служащий может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством.

Вопросы дисциплинарной ответственности и порядка наложения дисциплинарных взысканий получили свое закрепление в ряде нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на определенные категории лиц.

Так, в соответствии с Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины, дисциплинарные взыскания относительно работников прокуратуры применяются за невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей либо за проступок, порочащий его как работника прокуратуры. К числу дисциплинарных взысканий относятся: выговор; понижение в классном чине; понижение в должности; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»; увольнение; увольнение с лишением классного чина.

Дисциплинарное взыскание должно отвечать степени вины и тяжести проступка. Прокурор, который решает вопрос о наложении дисциплинарного взыскания, обязан лично выяснить обстоятельства проступка и получить письменное объяснение от лица, которое его совершило. В случае необходимости для выяснения соответствующих обстоятельств может быть назначена служебная проверка, срок которой не может превышать двух месяцев.

О наложении дисциплинарного взыскания издается приказ прокурора, который объявляется работнику прокуратуры под расписку. Копия приказа приобщается к личному делу. Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжалован работником Генеральному прокурору Украины в месячный срок со дня ознакомления с приказом. Генеральный прокурор принимает решение по жалобе в 10-дневный срок, а в случае проведения проверки – не позднее одного месяца со дня ее поступления.

Генеральный прокурор Украины имеет право отменить дисциплинарное взыскание, усилить либо смягчить его. О принятом решении уведомляется работник, обратившийся с жалобой. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

Вопросы дисциплинарной ответственности работников органов внутренних дел получили свое закрепление в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины.

На лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; задержка в присвоении очередного специального звания либо представлении к его присвоению на срок до одного года; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; понижение в специальном звании на одну ступень; увольнение из органов внутренних дел.

Определенной спецификой обладают взыскания, которые наряду с вышеназванными могут налагаться в учебных заведениях и подразделениях МВД Украины. К ним относятся лишение увольнения из расположения учебного заведения или подразделения на срок до одного месяца и внеочередное назначение в наряд по службе (за исключением назначения в караул либо дежурным по подразделению) или на работу до пяти нарядов. Кроме этого, на лиц рядового и начальствующего состава, награжденных нагрудным знаком органов внутренних дел, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде лишения этого знака. Уставом детально регламентируются права начальников относительно наложения дисциплинарных взысканий.

При назначении дисциплинарного взыскания принимаются во внимание характер проступка и его последствия, обстоятельства совершения, предыдущее поведение виновного, его отношение к службе, стаж службы и уровень квалификации. Перед наложением взыскания от виновного берется письменное либо устное объяснение. Уставом предусматривается ряд особенностей наложения дисциплинарных взысканий. В частности, наложение дисциплинарного взыскания на виновного, который находится в нетрезвом состоянии, а также получение от него объяснения откладываются до его вытрезвления. Наложение дисциплинарного взыскания на лиц рядового и начальствующего состава за проступки, совершенные во время дежурства, несения караульной либо патрульно-постовой службы, проводится только после смены с дежурства, караула, поста или после замены их другими лицами. Такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, внеочередное назначение в наряд, лишение увольнения из расположения учебного заведения или подразделения, могут объявляться как приказом, так и устно. Иные взыскания объявляются в приказе. О наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику лично, перед строем либо на собрании.

Более детальное закрепление получил порядок наложения дисциплинарных взысканий в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Украины.[91]

Отметим наиболее важные его положения. Прежде всего Уставом определяются суть воинской дисциплины, обязанности военнослужащих относительно ее соблюдения, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров относительно их применения. Виды дисциплинарных взысканий дифференцированы относительно категорий военнослужащих – рядовых, матросов, сержантов, старшин срочной службы и проходящих службу по контракту, военнослужащих-женщин, прапорщиков, мичманов, офицеров, генералов и адмиралов.   Особенности дисциплинарного производства в Вооруженных Силах Украины нашли свое проявление в следующем.

Принятию командиром решения о наложении дисциплинарного взыскания может предшествовать служебное расследование, назначаемое письменным приказом. Это расследование может быть проведено лично командиром либо поручено офицеру, прапорщику или мичману. В случае совершения правонарушения рядовым, матросом, сержантом или старшиной расследование может быть поручено также старшине или сержанту. Запрещается проводить служебное расследование лицам, которые являются подчиненными военнослужащего, а также лицам – соучастникам правонарушения или заинтересованным в результатах расследования. К участию в расследовании привлекается непосредственный начальник военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение. Срок служебного расследования не может превышать 5 суток со дня его назначения.

После рассмотрения письменного доклада по результатам служебного расследования командир проводит беседу с военнослужащим. Если его вина полностью доказана, принимается решение о наложении дисциплинарного взыскания. При этом учитывается характер и обстоятельства правонарушения, его последствия, предыдущее поведение военнослужащего, продолжительность службы и уровень знаний о ее порядке.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через 10 суток со дня, когда командиру стало известно о правонарушении, либо с момента окончания служебного расследования. Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его наложения старшему командиру. Важным представляется закрепление возможности обращения по этому поводу в суд. Старший командир имеет право отменять дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром, а также налагать своей властью более суровое взыскание. Он не имеет право отменять либо смягчать дисциплинарное взыскание по причине его строгости, если младший командир не превысил предоставленной ему власти. Если командир по тяжести совершенного правонарушения признает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной для наказания, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания властью старшего командира. Особенностями военной службы обусловлено положение Устава о том, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, который входит в состав суточного наряда (выполняет боевое дежурство), за правонарушения, совершенные им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

Дисциплинарное взыскание, как правило, исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее месяца со дня его наложения. После окончания месячного срока взыскание не исполняется, но заносится в служебную карточку военнослужащего.

Исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания в случае подачи жалобы старшему начальнику не приостанавливается до тех пор, пока не поступит распоряжение старшего начальника об его отмене.

Следует отметить, что применение одной из крайних мер дисциплинарного воздействия – ареста с содержанием на гауптвахте возможно в случаях, когда иные меры оказались недостаточными.

Специфика и порядок наложения дисциплинарных взысканий на лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, обусловлены особыми условиями содержания данной категории субъектов дисциплинарной ответственности, необходимостью поддержания надлежащего порядка в такого рода учреждениях. В соответствии с Исправительно-трудовым кодексом Украинской СССР за нарушение требований режима отбывания наказания к осужденным могут применяться следующие виды взыскания:

– предупреждение или выговор;

– внеочередное дежурство по уборке помещений и территорий места лишения свободы;

– разовое лишение осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовых колониях, посещения кино, концерта, участия в спортивных играх;

– лишение права на получение очередной посылки или передачи и запрещение на срок до одного месяца покупать продукты питания;

– отмена улучшенных условий содержания, предусмотренных ст.38 ИТК;

– водворение осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях, в штрафной изолятор с выводом или без вывода на работу либо учебу на срок до пятнадцати суток, а содержащихся в воспитательно-трудовых колониях – в дисциплинарный изолятор на срок до десяти суток;

– водворение осужденных, содержащихся в тюрьмах, в карцер без вывода на работу или учебу на срок до пятнадцати суток;

– перевод осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного и строгого режима, а также осужденных, содержащихся в обычных жилых помещениях в колониях особого режима, в помещения камерного типа на срок до шести месяцев.

Статья 68 ИТК определяет общие правила применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы. В частности, взыскание может быть наложено только на лицо, совершившее проступок, и не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась проверка, то со дня ее окончания, но не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Наложенное взыскание обращается к исполнению немедленно или во всяком случае не позднее одного месяца со дня его наложения. Если в течение месяца со дня наложения взыскания оно не было обращено к исполнению, то это взыскание не исполняется.

Меры взыскания в виде перевода осужденных в помещения камерного типа в колониях общего, строго и особого режима, а также перевод осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа в колониях особого режима, в одиночные камеры назначаются в случае безуспешности применения других мер воздействия.

Взыскание в виде лишения права на получение очередной посылки или передачи с одновременным запрещением на срок до одного месяца покупать продукты питания применяется в отношении лиц, имеющих право на получение посылок и передач; взыскание в виде запрещения на срок до одного месяца покупать продукты питания – в отношении лиц, не имеющих право на получение посылок или передач.

Также предусматривается, что осужденные, в порядке взыскания водворенные в штрафной или дисциплинарный изолятор либо в карцер, лишаются права на получение свиданий, посылок и бандеролей, отправку писем, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Им не разрешается пользоваться настольными играми и курить.

В штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в карцерах осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. Постельные принадлежности выдаются только на время сна, верхняя одежда – на время выхода из помещения.

В дисциплинарных изоляторах осужденным предоставляется ежедневная прогулка длительностью один час, а в штрафных изоляторах и карцерах – тридцать минут.

Подробнее порядок применения мер взыскания получил свое закрепление в Правилах внутреннего трудового распорядка исправительно-трудовых учреждений, утвержденных приказом министра внутренних дел Украины от 20.12.1991 г. Указанными Правилами предусматривается детальная регламентация применения дисциплинарных взысканий к осужденным. В частности, взыскания в виде водворения осужденных в штрафные или дисциплинарные изоляторы либо в карцеры оформляются постановлениями начальника исправительно-трудовых учреждений после получения и проверки объяснений осужденных по существу допущенных правонарушений.

Лица, водворенные в штрафные и дисциплинарные изоляторы или карцеры, из составов отрядов не исключаются.

При отсутствии начальников исправительно-трудовых учреждений в экстренных случаях, когда иными мерами пресечь грубое нарушение правопорядка невозможно, осужденные могут быть помещены в штрафные, дисциплинарные изоляторы либо карцеры по постановлению дежурных помощников начальников исправительно-трудовых учреждений до прибытия начальников, но не более чем на 24 часа.

Такая изоляция дисциплинарным взысканием не является, но в случае, если начальник учреждения принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения лиц, совершивших проступок, в штрафной или дисциплинарный изолятор либо в карцер, время нахождения в этой изоляции засчитывается в общий срок содержания в штрафном или дисциплинарном изоляторе либо в карцере.

Постановление о водворении в штрафной или дисциплинарный изолятор либо в карцер объявляется осужденным, к которым применены эти меры взыскания, должностными лицами, принявшими такое решение, или по их поручению начальниками исправительно-трудовых учреждений.

Прием осужденных в штрафные или дисциплинарные изоляторы либо в карцеры производится контролерами под руководством дежурных помощников начальников исправительно-трудовых учреждений и фиксируется в журнале. Осужденные подвергаются полному обыску. Они переодеваются в одежду, закрепленную за штрафными или дисциплинарными изоляторами либо карцерами.

После отбытия наказания в штрафном или дисциплинарном изоляторе либо в карцере осужденный немедленно освобождается из них, о чем делается отметка в журнале и постановлении, которое приобщается к личному делу осужденного. Освобождение осужденного из штрафного или дисциплинарного изолятора либо из карцера производится дежурным помощником начальника исправительно-трудового учреждения в присутствии начальника отряда (воспитателя).

Как уже отмечалось, особое место среди субъектов дисциплинарной ответственности занимают судьи. Этим обстоятельством в значительной степени обусловлена весьма детальная регламентация привлечения их к дисциплинарной ответственности. Это связано с той ролью, которая отводится судам, повышенной ответственностью судей, значением, придаваемым законодателем соблюдению дисциплины в органах правосудия.

Вопросы дисциплинарной ответственности судей нашли свое отражение в Законе Украины «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины».

Дела о дисциплинарных проступках судей рассматриваются квалификационной комиссией, состав которой определяется законом.

Выделяются следующие стадии дисциплинарного производства: проверка данных о дисциплинарном проступке судьи; возбуждение дисциплинарного производства; рассмотрение дисциплинарного дела.

В ходе проверки данных о дисциплинарном проступке судьи председатель квалификационной комиссии, его заместитель либо один из членов комиссии в месячный срок со дня поступления сведений о дисциплинарном проступке судьи проверяют эти сведения путем получения письменного объяснения от судьи и других лиц, истребования и ознакомления с материалами судебных дел, получения иной информации от каких-либо органов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждан. В случае, если проверка проводится относительно председателя или членов квалификационной комиссии, ее осуществляют по поручению комиссии три ее члена. По результатам проверки составляется справка, которая должна содержать изложение обстоятельств, установленных при проверке, выводы и предложения проверяющих и их подписи. Судья, в отношении которого проводится проверка, должен быть ознакомлен со справкой и материалами проверки. При этом он может давать дополнительные объяснения, заявлять ходатайства о дополнительной проверке отдельных обстоятельств.

В случае отказа судьи от ознакомления со справкой и материалами проверки об этом составляется протокол, подписываемый лицами, осуществлявшими проверку.

После этого все материалы проверки передаются в соответствующую квалификационную комиссию, которая решает вопрос о возбуждении дисциплинарного производства.

Основаниями возбуждения дисциплинарного производства относительно судьи являются: представления Минюста Украины и его органов по результатам проверки заявлений или сообщений граждан, представления председателя соответствующего либо вышестоящего суда, народных депутатов Украины, руководителей либо заместителей руководителя государственных органов, органов местного самоуправления, а также сообщения в средствах массовой информации. При наличии указанных обстоятельств дисциплинарное производство может возбуждаться постановлением председателя соответствующей квалификационной комиссии, председателями Верховного Суда и Высшего арбитражного суда Украины и их заместителями, Председателем Верховного Суда Автономной Республики Крым, председателями областных, Киевского и Севастопольского городских судов, председателями арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, председателями военных судов регионов и Военно-Морских Сил Украины либо решением квалификационной комиссии. Дисциплинарное производство относительно председателя либо члена квалификационной комиссии возбуждается решением соответствующей комиссии. Законом предусмотрено, что дисциплинарное производство возбуждается в 10-дневный срок со дня получения данных о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости проведения проверки – в срок не более 10 дней со дня окончания проверки.

Квалификационная комиссия рассматривает дело в 10-дневный срок со дня возбуждения производства. При рассмотрении дела комиссия обязана заслушать объяснение судьи, а также может заслушать других лиц, приглашенных по ходатайству как судьи, так и комиссии. В ходе заседания оглашаются документы и рассматриваются материалы, имеющиеся в деле. Неявка судьи на заседание комиссии без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела.

Решение по делу принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В нем необходимо указать название комиссии, фамилию, имя, отчество и должность судьи, который привлекается к дисциплинарной ответственности, обстоятельства дисциплинарного проступка, объяснения судьи и сведения, характеризующие его личность, мотивы принятого решения с указанием на доказательства, конкретное дисциплинарное взыскание, примененное в данном случае, либо основания прекращения дела, а также порядок и сроки обжалования решения.

Дисциплинарное взыскание к судье применяется не позднее шести месяцев после выявления проступка. При этом не учитывается срок временной нетрудоспособности судьи либо пребывания его в отпуске.

Определенный интерес представляют положения законодательства, регламентирующие порядок привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов.

Дисциплинарное производство относительно адвокатов осуществляется дисциплинарной палатой, которая образуется при квалификационно-дисциплинарных комиссиях в составе девяти членов – пяти адвокатов, двух судей и по одному представителю от управления юстиции Совета Министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и отделения Союза адвокатов Украины.

К адвокату могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как предупреждение, приостановление действия свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью на срок до одного года, аннулирование такого свидетельства.

Адвокат может быть подвержен дисциплинарному взысканию не позднее одного месяца со дня выявления проступка, и такое взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня его совершения. Следует отметить, что вопросы о дисциплинарной ответственности членов адвокатского объединения регулируются также уставом этого объединения. Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит председателю дисциплинарной палаты. При этом он предварительно рассматривает материалы, касающиеся оснований привлечения адвоката к ответственности, знакомит его с этими материалами и получает письменное объяснение. В необходимых случаях может проводиться дополнительная проверка оснований привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Осуществление этой проверки поручается одному из членов дисциплинарной палаты.

Дело о дисциплинарном правонарушении адвоката должно быть рассмотрено в месячный срок. При рассмотрении дела его участие обязательно. В ходе рассмотрения дела адвокат вправе в любой момент заявлять ходатайства и давать дополнительные объяснения, а дисциплинарная палата может заслушивать других лиц, приглашенных по инициативе как адвоката, так и самой палаты, исследовать материалы по делу, оглашать соответствующие документы. Решение по делу выносится в отсутствие адвоката, в отношении которого рассматривалось дело. Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в течение трех месяцев в Высшую квалификационную комиссию либо в суд.

Следующая глава >

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Водоохранная зона. Решение суда из Википедии

Автор предлагает усовершенствовать процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности путем внесения изменений в отдельные статьи.