Государственная регистрация прекращения права собственности на которые установлены органом нормативно-правового регулирования. Открыть.

О разграничении государственной собственности на землю

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). 

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Комментарий Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года
(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Земельное право. Лекция 1. Права собственности и иные вещные права на землю

Особенности правового регулирования земельных отношений на территории определения: земли, находящиеся в государственной собственности. Калининградской области, — земельные участки, право собственности на.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 8.2. Приобретение права собственности

Особенности правового регулирования вопроса частной собственности в современной России

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение данной темы является логическим продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права — права собственности.

Актуальность выбранной темы объясняется включением земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Помимо изучения основных теоретических положений, связанных с определением понятия права собственности на землю и его содержанием, определением субъектов этого права, рассмотрением различных оснований приобретения права собственности и способов его прекращения, необходимо уделять внимание содержанию и осуществлению права собственности на земельные объекты отдельными субъектами гражданского права, о чем и пойдет речь в данной работе.

Целью реферата является изучение понятия права собственности на землю, определения правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления права собственности различных субъектов, рассмотрение вопросов правового регулирования отдельных земельных объектов.

Итак, рассмотрим право собственности на землю более подробно.

ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Собственность как экономическая категория

Собственность как экономическая категория признается господ­ствующей в политической, экономической и в юридической науке.

   На форме зе­мельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отли­чающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

   Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражда­нин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.

   Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

   Отношения собственности на землю представляют собой неотъем­лемую составную часть экономических отношений собственности в целом.

   Каждой общественно-экономической формации соответствовала своя система отношений земельной собственности. На смену монополии исключи­тельной государственной собственности на землю в СССР, установ­ленной в 1917 г., пришло закрепленное новой Конституцией РФ мно­гообразие форм земельной собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы. Собственность — это необходимое ус­ловие как для экономической свободы и жизни отдельного человека, так и для экономической свободы и существования всего человечес­кого общества и государства.

   Понятие «собственность» можно рассматривать в юридическом и неюридическом смысле. Собственность в юридическом смысле (юридически значимое гос­подство над объектом) включает в себя отношения, характеризуемые определенными признаками.

   В этих отношениях иногда возникают противоречия интересов их участников, и они при своей остроте не могут разрешиться без правового вмешательства (судебный порядок разрешения спора между владельцами долевой собственности на землю).

   Противоречия в отношении собственности значимы для интере­сов государства, что и побуждает его применять правовое вмешатель­ство в эти отношения (не целевое использование сельскохозяйственной земли — основание принудительного прекращения прав на землю).

   Противоречие необходимо устранить, поскольку, будучи не уст­ранимым, оно может нанести ущерб общественным или государствен­ным интересам (причинение ущерба окружающей природной среде).

   Противоречие возможно устранить в силу того, что данный вид общественных отношений поддается правовому регулированию (особый правовой режим).

   Правовая форма экономических отношений собственно­сти становится объективно необходимой, волевые отношения собствен­ности не могут нормально развиваться и функционировать вне право­вой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны государ­ства.

   Необходи­мо рассмотреть соотношение конституционного и гражданско-правового по­нятий права собственности на землю и другие природные ресурсы.

   Пункт 2 ст. 36 Конституции РФ определяет параметры ограниче­нияосуществления правомочий собственника земли и других природ­ных ресурсов:

  • соблюдение экологических требований;

  • необходимость защиты прав и законных ин­тересов других лиц;

  • законодательное огра­ничение права собственности на землю в социальных целях, так как земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории;

  • свои полномочия земельный собственник осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом (п. 3 ст. 209 ГК РФ);

  • земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, не запрещенными законами о зем­ле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Содержание права собственности на землю

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

   В понятие «права собственности на землю» можно включить:

  • институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

  • земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

  • субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту,  на  взыскание убытков);

  • юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

   Право собственности на землю в объективном смысле представ­ляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

   Эти нормы содержатся и в других отраслях российского законода­тельства. При этом, если в земельном праве формулируется «конст­рукция» права собственности на землю, то в иных отраслях права содержатся нормы, обеспечивающие эту конструкцию.

   Право собственника на землю в субъективном смысле — это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

   В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия —  владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

   Для всех форм собственности характерен единый набор правомо­чий, но содержание и объем их различны.

   1. Владение — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

   В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

   Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

  2. Пользование — это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

  3. Распоряжение — это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

   Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

  • изменение фактического состояния земли (земельного участ­ка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой при­своение этому участку положения сельскохозяйственного угодья);

  • изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в час­ти размера поземельных платежей, идущих в пользу государства);

  • изменения в составе лиц, являющихся собственниками земель­ных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществ­ляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

   По действующему земельному законодательству, например, собствен­нику земельной доли принадлежит право выбора одного из десяти вариантов ее распоряжения: передача в аренду, дарение, передача по наследству, продажа, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно, передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельную долю в другом хозяйстве, получение земельного участка в счет доли для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства.

   Перечисленные три правомочия права собственности на землю в субъективном смысле встречаются в нормах различных отраслей права:

  • в нормах государственного права;

  • в нормах административного права устанавливаются правомо­чия министерств и ведомств по управлению государственными предприя­тиями;

  • в нормах гражданского права закрепляются порядок реализа­ции прав наследования земли, ее купли-продажи, залога и других сде­лок с землей;

  • в нормах финансового права определяются правила финанси­рования мероприятий по использованию земель, применения финансово-правовых санкций при реализации отношений собственности на земельные участки и т.п.;

  • в нормах уголовного права устанавливается ответственность за самовольное занятие земельных участков, нарушение правил владения и пользования ими (выращивание наркотикосодержащих культур, на­рушение правил безопасности при использовании угодий и т.п.), пра­вил при сделках с земельными участками и др.

Элементы права собственности на землю

При рассмотрении понятия «право собственности на землю» в ка­честве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов.

  1. Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении.

  2.  Субъекты права собственности на землю — это те лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка:

    • государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ;

    • муниципальные образования (в орга­низации ведения кадастра и землеустройства, в определении правово­го статуса тех или иных земель, в регистрации прав на земельные участки, в организации охранительных мероприятий и т.п.);

    • предприятия, учреждения, организации, которые имеют в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество и отвечают по своим обязательствам имуще­ством, могут от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные  и личные  неимущественные права,  нести обязанности,  быть истцами и ответчиками в суде (ст. 48 ГК РФ);

    • физические лица — граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

  3. Содержание права собственности на землю представляет со­бой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком.

   Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществ­ляются исключительно по его воле.

   Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и име­ющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.

   К общим правомочиям относятся права и обязанности на совершение определенных дей­ствий в отношении земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада как пай в производственные и потребительские кооперативы и др.) Собственники земельных долей имеют право про­давать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на зе­мельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т.п.

   Специальные правомочия собственников земли обусловлены тре­мя группами факторов: особенностями земельных участков, находящих­ся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами.

   Государство, закрепляя в нормах вариан­ты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуще­ствляет правовое регулирование отношений собственности на землю.

   Применение земельного законодательства служит формой государ­ственного управления, основанного на властно-организующих функциях государства.

   Государственное регулирование земельных отношений, основанное на частной и иных формах собственности на землю, в различных модифи­кациях характерно для всех современных зарубежных государств. При­чем, чем более развито государство, тем более жестко осуществляется регулирование частной собственности на землю, использование земли.

   Основными целями государственного регулирования отношений собственности на землю России является:

  • предотвращение создания крупных земельных латифундий (крупное частное земельное владение);

  • обеспечение экологических требований при хозяйственном ис­пользовании земли;

  • обеспечение целевого использования земельных участков в за­висимости от качественных характеристик, определяемых в соответ­ствии с земельным кадастром;

  • регулирование формирования рынка земли с целью предотвраще­ния спекуляции земельными участками.

   Право собственности как юридический факт можно рассматривать в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.

   Право собственности как правообразующее начало представляет собой основание возникновения земельных, гражданских, финансовых отношений.

   Право собственности как правоизменяющее начало характерно влиянием на уже сложившиеся правоотношения по поводу земельно­го участка.

   Право собственности как правопрекращающее начало выражается в том, что с возникновением права собственности прекращаются иные пра­воотношения по поводу земельного участка, имевшие место раньше.

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

   Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

   В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности:

  • частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

  • государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом;

  • муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

  • иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

   Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию.

Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц

Право частной собственности граждан на земельные участ­ки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременений и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ).

   Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

   Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку  4200 $).

   В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель:

  • приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

  • приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

  • приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий.

   Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ.

   Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

   Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату.

Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ).

   Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

   Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

   Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

   Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

   Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

   Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

   При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду.

Право общей собственности на землю

Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ).

   В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

   В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).

   Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными.

   При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности.

   В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника:

  • граждане — собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.;

  • предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо.

Право государственной собственности на землю

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

   Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.  

   Определены следующие уровнигосударственнойсобственности на землю.

   1.Федеральнаясобственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

   В состав федеральных земель входят:

  • земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ;

  • земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

  • земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

  • земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ;

  • иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

   Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

   Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем.

  — Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности.

  — Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением.

  — Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности.

  — Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками.

  Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

   а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению;

   б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим.

   3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю — это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ).

   К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

   Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу­дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

   В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ­ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет­ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен­ностью.

   Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно­сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают­ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна­чения.

   В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер­ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ­ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ­ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз­вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу­дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен­ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

   Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подведем итоги проделанной работы.

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

   В понятие «права собственности на землю» можно включить:

  • институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

  • земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

  • субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту,  на  взыскание убытков);

  • юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

   Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 10 сентября 2008 г.).

  2. Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки. «Журнал российского права», 2002, N 9.

  3. Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2001, № 11.

  4. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. 8-е изд., перераб. – М.:Юрайт-Издат, 2004.

  5. Земельное право современной России: Учебное пособие. Крассов О.И. М.; Дело, 2003.

  6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  7. Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации / Крашенинников П.В. М.; Статут, 2002.

  8. Право собственности: пределы и ограничения / Камышанский В.П., Филиппов П.М.. М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  9. Прохорова Н.А. Содержание права собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003, № 8 .

  10. Соколов А.В. Право частной собственности на землю в условиях реформирования земельных отношений в Российской Федерации // Иваново-Вознесенский юридический вестник. Иваново, 2002. Правовое регулирование оборота земель. № 6

  11. Станкевич Т.Б. Ограничение права собственности на землю: история и современность // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. Самара; Изд-во СГЭА, 2002 № 2.

Страницы: следующая →

123Смотреть все


Загрузить файл


Похожие страницы:

  1. Правособственностиназемлю (8)

    Реферат >> Государство и право

    … . 2. Правособственностиназемлю в системе вещных прав. В данном вопросе правособственностиназемлю будет рассмотрено в совокупности с другими вещными праваминаземлю. Это …

  2. Правособственностиназемлю (9)

    Контрольная работа >> Государство и право

    … категории крестьянства. Помещики сохраняя правособственностина все принадлежащие им земли, обязаны были предоставить …

  3. Понятие и содержание правасобственностиназемлю

    Реферат >> Государство и право

    правасобственностиназемлюПравособственностиназемлю в России и реформа 1.2 Субъекты и виды правасобственностиназемлю 1.3 Земля как объект правасобственности 1.4 Содержание правасобственностиназемлю 1.5 Защита правасобственностиназемлю

  4. Понятие и особенности правасобственностиназемлю

    Задача >> Государство и право

    … . Понятие и особенности правасобственностиназемлю. Правособственности является наиболее полным по содержанию правомна имущество. По своей …

  5. Основания возникновения правасобственностиназемлю

    Реферат >> Государство и право

    … , регулирующего порядок возникновения правасобственностиназемлю. 1. Основания возникновения правасобственностиназемлю. Возникновение правасобственностиназемлю из актов органов государственной …

Хочу больше похожих работ…

Особенность их заключается в отнесении их к недвижимым вещам, и отсюда особый правовой режим сделок с землей — необходимость.

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические аспекты развития частной собственности на землю в России 17

1.1. Дореволюционное реформирование частной собственности на землю (1861-1917) 17

1.2. Развитие права частной собственности на землю в России 43

Глава 2. Проблемы приобретения и реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами 74

2.1. Земельный участок как объект права собственности на землю. Понятие и содержание права собственности на землю 74

2.2. Основания приобретения и реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами 85

2.3. Особенности реализации права собственности на землю юридическими лицами, находящимися в процедуре банкротства 153

2.4. Особенности прекращения права частной собственности на землю.. 180

2.5. Ограничения права частной собственности на землю 213

Заключение 23 7

Библиографический список использованной литературы 243

Приложения 258

Введение к работе

Вовлечение в оборот земельных участков в качестве объектов недвижимости в России потребовало, с одной стороны, реформы гражданского законодательства и создания нормативной базы для реализации субъектом права собственности на земельный участок, а с другой стороны, расширения способов защиты приобретенного права от неправомерного ограничения.

В результате проведения приватизации государственного и муниципального имущества значительное число объектов недвижимого имущества перешло в частную собственность, что позволило субъектам гражданского права заключать с ними различные гражданско-правовые сделки, передавать по наследству, вносить в качестве вклада в имущественный капитал юридических лиц и отчуждать иным образом. Увеличению оборота недвижимости способствовало и повышение объемов нового строительства жилых и нежилых помещений, в том числе достройка «замороженных» ранее объектов недвижимости. С учетом вышеизложенного следует отметить, что возникают проблемы реализации права собственности на землю как физическими, так и юридическими лицами, вызванные несоответствием существующих правовых норм новым реалиям.

Однако эта реформа носила половинчатый характер: приватизация земли посредством «земельных долей» осложнила создание самого предмета оборота — земельного участка. Понятие «земельная доля» означает право на определенное количество гектар земли, но без выдела земельного участка в натуре. Только 5% общего числа земельных долей были выделены в натуре и превратились в реальную недвижимость. «Собственность» граждан на земельную долю не определена и ненадежна, собственник зависит от местных руководителей, которые распределяют участки в пользование.

Результатом стало то, что сегодня большие площади земель брошены (не используются более 40 млн. гектар земли из уже полученных земельных долей, значительная часть долей — 8,3 млн. гектар — просто не получена*(см. Приложение 2)).

Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

| виртуальная собственность на сельскохозяйственную землю заменяется

jреальной. Устанавливается порядок, по которому собственник может

оформить свои права на конкретный участок земли, определенный на

ч местности. Концептуально закон преследует цель в максимальной степени

распространить на использование и оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения общие правила гражданского законодательства. Можно предположить, что тот компромисс, который достигнут — наличие ограничений на приобретение значительных по площади земельных участков одним лицом — существенно не ограничит рынок земли.

По . официальным данным на 1 января 2004 года** площадь

*’ сельскохозяйственных земель в России составляла 406,5 млн. гектар.

Масштабы этого рынка, после вовлечения этих земель в оборот, сейчас даже трудно оценить. Легализация ясных ценовых ориентиров приведет к более рациональному использованию земли.

Необходимо констатировать, что вследствие перехода России к рыночной экономике актуальным является также рассмотрение реализации права собственности на земельный участок через призму гражданского законодательства о банкротстве. Реализация права собственности юридического лица, находящегося в процедуре банкротства затруднена,

ft

* Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2003». Сай СИ, «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование», № 4 (9) 2004 г. с.5-12.

** Государственный Комитет РФ по земельной политике «Государственный (национальный) Доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2004 г.» — М.:Открытые системы, 2005г.

что явилось результатом бессистемности вышеуказанных реформ. Все вышесказанное не только свидетельствует об актуальности избранной темы, но и создает условия для изучения и анализа положения дел в этой области, для разработки комплексной концепции, позволяющей реализовать субъекту право собственности на земельный участок.

Актуальность темы диссертационного исследования. Обращение к

^ исследованию особенностей реализации права собственности на землю

юридическими и физическими лицами актуально по целому ряду причин:

рассмотрение аспектов реформирования гражданских правоотношений в исторической динамике позволяет найти пути решения правовых проблем, возникающих в процессе правоприменительной практики;

основой к формированию практики реализации субъектами права собственности на землю, несомненно, является теоретическая база, складывающаяся из законодательных актов, подлежащих применению.

.. Начало применения 17 главы Гражданского кодекса Российской

Федерации положил вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный

h кодекс Российской Федерации, претендующий на соразмерность

экономическим и политическим реалиям, что ставит перед юристами-практиками ряд вопросов, требующих разрешения посредством теоретических измышлений, которые подкрепляются возникшей практикой применения норм.

— гражданско-правовые реформы, касающиеся реализации права

*?частной собственности на землю, проводимые в РФ, не принесли

ожидаемых результатов. Отсутствие правового анализа вносимых в

гражданское и земельное законодательство изменений, а также результатов

их применения, отсутствие единой федеральной концепции

реформирования гражданских отношений приводит к низкой

эффективности предпринятых мер.

Актуальность темы подтверждается также и тем, что многие из правовых проблем, связанных именно с реализацией права собственности на землю юридическими и физическими лицами, затрагивались частично и не были исследованы на достаточном уровне. Анализировались некоторые стороны, аспекты права собственности на землю. Настоящая диссертация

) является исследованием гражданско-правовых проблем, связанных с

реализацией права собственности на землю юридическими и физическими лицами.

^ Состояние вопроса.

При создании теоретической базы и понятийного аппарата диссертационного исследования использовались положения и выводы видных дореволюционных российских и советских юристов, работы которых были посвящены проблемам гражданского законодательства и договорного права. Труды таких видных дореволюционных российских ученых, как СЮ. Витте, Д.И. Мейер, Д.С. Розенблюм, Г.Ф. Шершеневич касались исключительно общих гражданско-правовых проблем, связанных

с уступкой прав, сделками купли-продажи недвижимого имущества, в

целом, и не затрагивали особенностей правового регулирования оборота права собственности на земельные участки — как имущественного права. Общие проблемы гражданско-правового регулирования права собственности и сделок с недвижимым имуществом раскрываются в трудах советских и российских ученых — цивилистов В.К. Андреева, В.В. Безбаха, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, А.Г. Гойхбарга,

О.С. Иоффе, А.Л. Маковского, А.И. Масляева, В.А. Рахмиловича,

Е.Н. Суханова, Ю.К. Толстого, Л.В. Щенниковой, В.Ф. Яковлева.

^ Настоящее исследование опирается на общую теорию частно-

правового и публично-правового регулирования гражданских правоотношений, возникающих по поводу земли разработанную специалистами по российскому гражданскому праву — Г.А. Аксененком, Г.С. Башмаковым, 3. С. Беляевой, С. А. Боголюбовым, Г. Е. Быстровым,

Н.Н. Ведениным, Г.А. Волковым, М. Ю. Галятиным, А. К. Голичненковым, Б. В. Ерофеевым, Ю.Г. Жариковым, И. А. Иконницкой, М. И. Козырем, О. С. Колбасовым, Н.И. Красновым, О.М. Оглоблиной, И.Ф. Панкратовым, Н.А. Сыродоевым.

В исследуемой сфере были изучены работы экономистов-аграрников -Н.С. Бондаря, Б.Д. Завидова, Ф.Р. Муратшина, А.А. Родина, СИ. Сая.

В трудах вышеуказанных ученых проанализированы содержание права собственности на землю, виды права собственности, основания возникновения, методы защиты права собственности на землю, изложены рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере прав собственности на землю.

На актуальность темы исследования указывает большое число публикаций, посвященных, в основном спорам, возникающим в результате изменения гражданского законодательства (например, В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович), касающихся введения в гражданский оборот земельных участков, в особенности земельных участков, имеющих сельскохозяйственное назначение. Однако фундаментальных работ, учитывающих современную специфику, связанную с изменением гражданского и земельного законодательства, раскрывающих теоретические и практические вопросы реализации права собственности на землю в России и за рубежом в последнее время опубликовано не было.

Острота проблемы реализации законодательства о земле, явившаяся результатом отсутствия взаимосвязи между теоретическими методами изменения и практическим исполнением законодательства, а также негативными последствиями, сопровождающими такое отсутствие, в целом, повлияла на выбор темы диссертационного исследования, определила ее цель и задачи.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является право собственности на землю юридических и физических лиц.

Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие по поводу реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами, а также разработка предложений по изменению законодательства с целью урегулирования правовых коллизий и не соответствий реалиям.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего

а исследования является обоснование необходимости и научно-практической

значимости изучения взаимосвязи между теорией и практикой реализации

hправа собственности на землю юридическими и физическими лицами как

самостоятельной проблемы гражданского права.

Из многочисленных вопросов данной проблематики выбраны особенности реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами, выявлена научная обоснованность их реализации в условиях рыночного реформирования гражданского законодательства.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие основные задачи:

%— через призму исторического опыта реформирования гражданского и

земельного законодательства выявить основные недостатки предыдущих изменений с целью оптимизации законотворческого процесса и соответствия изменений требованиям современных условий и субъектов правоотношений, возникающих по поводу земли;

— определить пути и способы развития высокой эффективности
землепользования, преодоления возникающих негативных последствий
реформирования по мере развития рыночных отношений, гражданского
оборота земельных участков;

к— провести оценку формирующейся практики реализации права

собственности на землю в условиях применения положений главы 17 ГК РФ и нового ЗК РФ;

— на основе комплексного анализа существующего гражданского и
земельного законодательства, разработать ряд предложений по

совершенствованию гражданских отношений для приведения в соответствие теории и практики реализации права собственности на землю юридических и физических лиц, обосновать рекомендации по изменению законодательства.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные достижения

ітеории познания, фундаментальные теоретические положения философии,

относящиеся к проблеме исследования. Решение сформулированных

уисследовательских задач, а также выводы диссертационного исследования

базировались на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов ведомств, касающиеся проблем взаимосвязи теории и практики реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами, а также в результате обобщения практики трансформации земельного законодательства, критическое осмысление работ ведущих специалистов

Іпо данной проблеме.

При разработке теоретических вопросов темы и практических рекомендаций автор опирался на научные труды отечественных и зарубежных ученых в области общей теории права, гражданского права, земельного права, экономики, философии и других наук гуманитарного профиля, имеющих значение для разработки в дальнейшем законодательной базы, обеспечивающей согласования теории и практики реализации права собственности на землю юридическими и физическими

лицами.
> Диссертантом были использованы исторический, формально-

логический методы исследования, специальные методы (экспертных оценок, наблюдение), математико-статистические методы и другие.

Эмпирическую базу исследования составили: данные официальной статистической отчетности (согласно Государственным национальным

докладам о состоянии земель в Российской Федерации с 1999-2004гт.) Использованы также опубликованные материалы судебной практики по России, ее субъектов и ряда зарубежных государств.

При подготовке диссертации использовался личный опыт работы
автора в качестве помощника конкурсного управляющего на предприятиях,
признанных несостоятельными (банкротами) с 2000 г.
іНаучная новизна исследования определяется своевременной

постановкой проблемы, проведением с учетом новых экономических,
V политических и социальных условий комплексного анализа теоретических

и практических проблем реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней рассмотрены особенности реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами в контексте новейших изменений гражданского и земельного законодательства.

В диссертации представлена значимая информация об основных
К подходах к решению проблемы взаимодействия теории и практики

реализации права собственности на землю, обращено внимание также на исторический аспект реформирования гражданского и земельного законодательства по вопросу предоставления права собственности на землю, в динамике показан процесс возникновения права частной собственности на землю.

Новизна исследования заключается также в применяемом подходе к
рассмотрению права собственности на землю и предложениях по
совершенствованию законодательства о праве собственности на землю
юридических и физических лиц, а также в системном обобщении и

обосновании основных направлений реформирования права собственности на землю юридических и физических лиц и эффективного механизма его реализации.

Основными выводами, которые выносятся на защиту, являются:

1. Вывод о том, что в истории российского реформирования гражданских
отношений можно выделить два пути решения вопроса о субъектах
земельной собственности. Первый — эволюционный путь, был присущ
реформам 1861 и 1906 гг., но по разным субъективным и объективным
причинам они оказались незавершенными. Второй путь был характерен для

іреформ 1917 и 1991 гг.- революционный, реализованный в первом случае

путем национализации земли, а во втором — разрушением

4 высокотехнологического индустриального земледелия. Таким образом,

при реформировании гражданских правоотношений, возникающих по поводу земли в России, для достижения оптимального результата, мы вправе определить тенденцию эволюционного типа преобразований с учетом всей системы мер правового, социально-экономического, природно-территориального, исторического, политического и национального характера.

2. Вывод о том, что наиболее качественные изменения в праве личной
К собственности на землю в России произошли в период с 1905 г. по 1917 г.

Немаловажную роль для успешного развития реформы, названной
Столыпинской оказал созданный в 1883 году крестьянский Поземельный
банк, который предоставлял кредиты общинам, товариществам и
отдельным крестьянам (см. Приложение 1/2). Следовательно, с целью
оптимизации процесса реформирования права частной собственности на
землю, по нашему мнению, следует активно использовать банковский
капитал во взаимосвязи с развертыванием земельного рынка:
-во-первых, со стороны государства, способствовать учреждению
иЗемельных банков, путем предоставления данным юридическим лицам

налоговых льгот или освобождения от налогов;

-во-вторых, земельный фонд вышеуказанных банков может состоять из земель, выкупающихся у предприятий, находящихся в процедуре банкротства;

в-третьих, предоставлять физическим и юридическим лицам, занимающимся сельским хозяйством, кредиты, например, под десять процентов годовых с целью выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность.

3. Сформулировано понятие «земельный участок», ввиду чего предлагается внести изменение в главу 17 ГК РФ, которая, по нашему мнению должна

і носить название «Право собственности и другие вещные права на

земельный участок», ст. 260 «Общие положения о праве собственности на

I* земельный участок», ст. 264 «Права на земельный участок лиц, не

являющихся собственниками земельных участков»;

4. Вывод о том, что собственность (в том числе и частная)
представляет собой экономическое отношение, складывающееся по поводу
какого-либо блага. То есть собственность — это не земельный участок, а
отношение к этому участку и по поводу него. В связи с этим в уточнении
нуждается п. 1 ст. 15 ЗК РФ. Точнее было бы определить: «В
собственности граждан и юридических лиц (частной собственности)

*ь находятся земельные участки, приобретенные гражданами и

юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ».

5. . Вывод о необходимости технического формирования единого
объекта недвижимости: земельный участок и расположенного на нем
строения, сооружения до совершения государством какой-либо сделки с
этими объектами. Это касается и части земельного участка прилегающего к
строению, сооружению, и являющегося необходимой территорией для их
использования. Целесообразно внести изменения в статьи 552 и 553 ГК РФ,

itа именно: 1) Пункт 2 ст. 552 ГК РФ следует сформулировать следующим

образом: «В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на соответствующий земельный участок».

2) Ст. 553 ГК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: «При продаже земельного участка, на котором находится принадлежащее продавцу здание, сооружение или другая недвижимость, покупателю передается в собственность земельный участок совместно с объектами недвижимости, расположенными на нем».

6. Вывод о том, что поскольку режим бесхозяйной вещи земельный
і участок приобретает в силу ст. 225 ГК РФ и ст. 53 ЗК РФ, следовательно, к

нему применимо основание приобретения права собственности в силу
К*приобретательной давности. Однако необходимо внести изменение в п. 2

ст. 214 ГК РФ, следующим путем: «Земля и другие природные ресурсы, не
находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо
муниципальных образований, являются федеральной собственностью (в
оригинале государственной собственностью)» с целью определения при
разграничении государственной собственности (на федеральную и
субъекта РФ) в какой государственной собственности должны находиться
не имеющие собственника земельные участки при реализации ст. 225 ГК
* РФ.

7. Поскольку земля, особенно, земельные участки
сельскохозяйственного назначения, в определенных случаях, относится к
невозместимым, незаменимым и невозобновляемым природным ресурсам,
сделан вывод о том, что необходимо внести ряд дополнений в ФЗ «Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

7.1. Недопустимо приватизировать вышеуказанные участки без сохранения их целевого назначения. Таким образом, п. 4 ст. 1

Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного
^ назначения» следует дополнить абзацем:

«Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения производится исключительно с сохранением целевого назначения участка».

7.2.Ввиду недопустимости двойственного эффекта взаимного инвестирования с иностранными государствами, ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует дополнить абзацем: «Договор аренды заключается с иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов иностранными юридическими лицами сроком до десяти лет».

7.3.С целью предотвращения злоупотреблений с земельными участками сельскохозяйственного назначения вне конкурсного порядка предоставления вышеуказанных земель в аренду, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует дополнить предложением:

…в официальном нормативно-правовом издании администрации субъекта Российской Федерации...».

  1. Разработан способ определения цены земельного участка, в праве общей собственности подлежащего выделению. В результате очевидна необходимость дополнения п. 1 ст. 13 в Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» абзацем: «Если рыночная цена выделяемого земельного участка в счет доли в праве общей собственности не известна, следует выделять участок, качественная оценка которого в баллогектарах равна сумме баллогектаров, указанных в свидетельствах о праве собственности на землю собственников земельных долей, выделяющих участок».

  2. Поскольку особенностью реализации права собственности на землю юридическими лицами является установление жестких временных рамок,

сделан вывод о внесении ряда изменений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

9.1. ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» путем увеличения срока, на которое может быть введено конкурсное управление для юридических лиц с балансовой стоимостью имущества более 1 млн. руб. по ходатайству арбитражного управляющего (одобрения кредиторов).

j9.2. Отменить действие п. 2 ст. 137 ФЗ «О несостоятельности

(банкротстве)», которая устанавливает преимущество удовлетворения

{*обязательных платежей перед обязательствами, обеспеченными залогом

имущества, с целью оптимизации условий для инвестирования в российскую экономику.

10. Вывод о необходимости расширения перечня оснований
прекращения права собственности на землю, ввиду чего ст. 44 ЗК РФ
«Право собственности на земельный участок прекращается при
отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам,
отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу

установленном гражданским законодательством», дополнить фразой: …а также в силу иных оснований, предусмотренных гражданским законодательством».

11. Сформулирован вывод о том, что в случае, когда установлен
публичный сервитут, ни в гражданском, ни в земельном законодательстве
понятие «соразмерности» платы не определено. Таким образом, если
размер вознаграждения сторонами изначально не предусмотрен, то автор
предлагает использовать определение платы по правилам п.З ст.424 ГК

нрф.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что конкретные данные и основанные на них выводы могут быть использованы в практической деятельности органов власти для разработки программ реструктуризации землепользования, создания

,V(|

юридической базы для рационального использования ресурсов, реализации более сильной правовой политики, а также в процессе преподавания юридических дисциплин, связанных с проблемами, возникающими по поводу реализации права собственности на землю юридическими и физическими лицами.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации прошли апробацию в процессе обсуждения на заседании кафедры гражданского права Государственного института интеллектуальной собственности, в четырех опубликованных работах автора общим объемом 3, 25 п.л.

Материалы диссертационного исследования использованы при проведении занятий со студентами Института языков и культур им. Л.Н. Толстого.

Структура диссертации. Включает введение, 2 главы, 7 параграфов, заключение, библиографический список использованной литературы и приложения.

Дореволюционное реформирование частной собственности на землю (1861-1917)

Покровского, общество, если оно не хочет прийти к итогу, подобному гибели римской цивилизации и распаду Римской империи, должно научиться управлять лежащими в его основе имущественными отношениями. А для этого надо «прежде всего, понять их, то есть понять их историческое происхождение, их сущность и отношение к высшим идеалам человечества» . Задача эта ложится главным образом на плечи политической экономии и гражданского права.

Гражданско-правовые институты землевладения и землепользования непрерывно претерпевают изменения практически в каждом государстве, это происходит под воздействием динамики правовых, социально-экономических, политических и других факторов. Однако, процессы смены владельцев, пользователей и собственников земельных участков дополняются крупными мероприятиями общенационального и регионального масштаба, именуемыми земельными реформами.

В России выделяется крестьянская земельная реформа второй половины XIX в., охватывающая как раскрепощение земли, так и освобождение крестьян от феодально-земельной зависимости. Вышеуказанная реформа осуществлялась волнообразно, поэтапно в силу сложности и масштабности земельного реформирования усложненных форм земельной собственности и их комбинации, дифференцированной по регионам огромного государства Российского. Земельный вопрос для преимущественно крестьянской России XIX и начала XX в. был центральным для народа, разночинной интеллигенции. К нему вновь и вновь возвращались писатели, государственные деятели, юристы, экономисты.

Раскрепощение земли означало прогресс в общественном развитии и одновременно создавало основу ускорения рыночных форм хозяйствования на земле, включало огромную массу крестьян землевладельцев в сферу купли-продажи земли, в конкурентные отношения предпринимательства, по кредитно-ссудным операциям.

Демократическому землевладению и землеустройству соответствует демократичный характер общества. Феодально-крепостническое землевладение обуславливает и соответствующий характер общественных отношений. Проблемы решения земельного вопроса стояли не только перед Россией прошлого, но и быстро развивающихся Европы и Северной Америки. В 1889 г. в США вышла книга Генри

Джорджа «Прогресс и бедность». Автор, доказывая распространившуюся бедность главным образом феодальной, частной собственностью на землю, владельцы которой аккумулировали земельную ренту для своего обогащения, обрекая безземельное население на нищету. Выход он видел в национализации всей земли.

Одной из характерных черт российской действительности было постоянное отставание от европейской цивилизации в решении такого насущного вопроса как гражданские отношения, возникающие по поводу земли. Воплощенный сконцентрировано в лозунге «Земля и воля», он и после отмены крепостного права оставался актуальным, так как сохранила свою остроту такая глобальная проблема как крестьянское малоземелье.

Самые крупные по масштабам внутренние катаклизмы в отечественной истории XVII — XX вв. так или иначе, одной из своих первопричин всякий раз имели какие-либо трудноразрешимые противоречия в сфере гражданских отношений по поводу земли. С попытками найти оптимальное решение земельного вопроса, а вместе с тем и обеспечить прогресс в сельском хозяйстве связаны наиболее яркие страницы в истории земельного реформаторства. Аграрные реформы XIX и XX в. по-своему отразили многогранность социально-экономического развития России.

Эволюция гражданского строя России представляет собой диалектическое взаимодействие двух векторов развития, отражающих цивилизационные особенности европейского и азиатского мира, что связано с «промежуточным» положением России между Европой и Азией, это предопределило ее тяготение как к европейским правовым и политическим ценностям, так и постоянную зависимость от традиции восточного деспотизма.

Развитие права частной собственности на землю в России

Изучение происхождения и этапов земельно-правового строительства необходимо для познания сущности, структуры, социального назначения процессов реформирования гражданского законодательства в целом. Однако одна лишь историческая последовательность не может быть исходной позицией теоретико-правового исследования, важную смысловую нагрузку выполняют юридические аспекты эволюции реформы гражданских правоотношений, возникающих по поводу специфического объекта гражданского оборота — земли.

Процесс современного реформирования законодательства о земле целесообразно разделить на два этапа:

— денационализация земли, прекращения исключительных прав собственности на землю государства;

— создание новых организационно-правовых форм хозяйствования.

Существовавшая ранее монополия государственной собственности на землю не оправдывала себя как единственный способ владения, пользования и распоряжения землей, задерживала развитие экономики страны. Требовалась модернизация самой сути земельных отношений и переход к качественно новым категориям в экономике, одной из которых становится рынок.

Возврат к рыночным отношениям в землепользовании начался с 1987 года. Особенность этого периода заключалась в переносе центра тяжести в правовом регулировании землепользования на совершенствование правового статуса землепользователей. В частности, Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года допустил аренду земли и регламентировал порядок ее реализации. Неэффективность сельского хозяйства актуализировала вопрос об изменении форм собственности.

Острейшие проблемы села, решение которых не терпело отлагательства, стимулировали необходимость проведения в стране земельной реформы.

Первоначально речь шла о реорганизации колхозно-совхозного строя, альтернативой ему могла стать система крестьянского (фермерского) хозяйства. Характерно, что в первые годы реформ термин «частная собственность» применительно к земле старательно обходился, могли говорить о владении, распоряжении, иногда — о личной собственности.

Начиная с 1989 года, изменение форм собственности считается единственной гарантией успеха перестроечной экономики. В то же время Г.Х. Попов, будучи депутатом СССР, считал, что немедленное изменение отношений землепользования является исключительно важным блоком перестройки всей экономики страны. Более конкретно поставил вопрос экономист В. Узун: «Выход из кризиса возможен только при условии, если будет узаконено многообразие форм собственности на землю (государственная, кооперативная, частная), и основная часть сельскохозяйственных угодий будет передана в собственность тех, кто ее обрабатывает Новизной их был провозглашавшийся институт пожизненно наследуемого владения землей. Владелец становился как бы собственником земельного участка без права распоряжения: продажи и залога. Введение пожизненно наследуемого владения в рамках конкретных правомочий владельцев отменяет исключительную государственную собственность. Разрешалась аренда и передача земли по наследству; декларировалась платность землепользования. Хотя вопрос о земельном налоге был проработан очень слабо, но арендная плата имела большое значение для дальнейшего хода реформ. Устанавливался порядок наделения землей фермерских хозяйств, работникам совхозов и колхозов предоставлялось почти безоговорочное право выхода из колхозного хозяйства для организации своей фермы без получения отдельной доли на каждого члена семьи. Статья 26 Основ 1990 года устанавливала: «…Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий, выходящих из их состава выделяется земельный участок».

Декларировалось формирование для горожан резервного районного фонда в целях бесплатного наделения земельными участками.

В отличие от более позднего российского законодательства в «Основах законодательства Союза ССР и Союзных республик» 1990 года закладывалась иная концепция земельного передела.

Предполагалось постепенное отсечение от колхозно-совхозных землепользователей массивов для предоставления их фермерам без верхних ограничительных размеров на одно хозяйство.

Перспективным было возникновение различных споров, связанных с изменением законодательства, в связи с этим, статья 52

Основ впервые устанавливала разрешение вышеназванных споров судами общей юрисдикции и государственным арбитражем.

Однако Основы земельного законодательства не учитывали различную степень готовности на местах к проведению земельной реформы и были излишне унифицированы, что почти сразу породило правовую коллизию. Принимавшиеся республиканские земельные законы во многих случаях резко отличались от них.

Земельный участок как объект права собственности на землю. Понятие и содержание права собственности на землю

Признание многообразия форм собственности внесло существенные изменения в регулирование гражданских отношений. Потребовалось, прежде всего, определить понятие и дать перечень объектов регулирования. Согласно п. 1 ст. 261 объектом права собственности определяется земельный участок , территориальные границы которого определены в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по землеустройству.

Не выделяя определения и не давая перечней объектов регулирования, ЗК РСФСР 1991 г. использовал в тексте три основных объекта: земля, земельный участок и земельная доля (земельный пай). В ЗК РФ 2001 г. сформулирована ст. 6, посвященная объектам земельных отношений, дано правовое определение земельного участка. В качестве объектов земельных отношений в ней указывается на такие объекты, как земля, земельный участок и часть земельного участка.

Земельный участок, согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ , является объектом земельных отношений. И с этой точки зрения он выступает как часть поверхности земли (включая почвенный слой), границы которой определены и удостоверены в установленном законом порядке. В ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» в понятие земельного участка также включено все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. В понятие, данное в указанной статье, включаются здания, сооружения, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры, зеленые насаждения и т.п.

В соответствии с упомянутым законом собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.

Составной частью земельного участка как недвижимого имущества в соответствии с гражданским законодательством являются расположенные на земельном участке здания, строения и сооружения, принадлежащие собственнику участка, а также следующие природные объекты:

— почвенный слой (п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ); замкнутые водоемы и непроточные водные объекты, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 40 Водного кодекса РФ, п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ);

— древесно-кустарниковую растительность (ст. 20 Лесного кодекса РФ, а так же п. 2 ст. 261 ПС РФ); общераспространенные полезные ископаемые, используемые для собственных нужд, пресные подземные воды, не числящиеся на государственном балансе, колодцы и скважины до первого водоносного слоя (ст. 19 ФЗ от 21.02.92 г. № 2395 «О недрах» , а также п. 1 ст. 40 ЗК РФ).

Что касается перечисленных природных объектов, то, как отмечает И.Ф. Панкратов, ст. 260 ПС РФ предусматривает возможность права собственности собственника на находящиеся на его земельном участке замкнутые водоемы, леса и другую лесную растительность.

Таким образом, как объект земельных отношений земельный участок может выступать объектом права собственности только в качестве индивидуально определенного земельного участка, имеющего признаки, выделяющие его из других объектов гражданского оборота своими физическими и правовыми параметрами, включая и уникальный кадастровый номер.

С этих позиций земля «как таковая» объектом права собственности быть не может. В этом смысле она и определяется как природный объект и природный ресурс (п. 1 ст. 6 ЗК РФ) и выступает объектом лишь в отношениях по охране и контролю (п. 1 ст. 43 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» ).

Как уже отмечалось, объектом права собственности являются не все земли вообще, а конкретный земельный участок. Это правило индивидуализации объекта гражданских отношений является общим для гражданского законодательства. Поэтому право собственности может распространяться только на вещи, определенные родовыми или индивидуальными признаками, что позволяет легко отграничить их от других подобных вещей и установить над ними господство собственника. Отграничение это осуществляется и через территориальные границы земельного участка, зафиксированные в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов (ст. 26 ЗК РФ), выдаваемых собственнику специально уполномоченными государственными органами.

Особенности гражданско-правового регулирования земельных отношений в 8 Князева Е.С. Особенности реализации права собственности на землю.