Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с.

Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам и судом.

Комиссия по трудовым спорам по своей юридической природе представляет собой орган, формируемый на паритетных началах. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

Комиссии по трудовым спорам рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Статья 387 ТК РФ предусматривает порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Комиссия обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. По заявлению работника спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Для объективного и всестороннего рассмотрения дела на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, затребованы необходимые документы и расчеты. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде. Как правило, решение имеет мотивировочную и резолютивную части (ч. 2 ст. 388 ТК РФ).

Заверенные копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

В соответствии с действующим законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают районные (городские) суды. В рамках общего порядка разрешения трудовых споров районный (городской) суд выступает по отношению к комиссии по трудовым спорам в качестве второй инстанции в случаях обращения к нему с заявлением:

  • работника, заявление которого не было рассмотрено в 10-дневный срок в комиссии по трудовым спорам;
  • работника, работодателя или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они несогласны с решением комиссии по трудовым спорам;
  • прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам и иным нормативным правовым актам.

Суд не наделен действующим законодательством правом пересмотра решений комиссий по трудовым спорам по собственной инициативе, например в порядке надзора. В то же время законодательство относит к компетенции суда непосредственное разрешение ряда трудовых споров в качестве первой инстанции. Так, непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

  • работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного имуществу работодателя.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются также споры:

  • об отказе в приеме на работу. Например, по заявлению лиц, приглашенных в порядке перевода от другого работодателя по заявлению иных лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством был обязан заключить трудовой договор (скажем, с лицом, направляемым службой занятости для трудоустройства в счет квоты);
  • по заявлению лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;
  • по заявлению лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17.03.2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что лицо, считающее, что его права нарушены, может по собственному усмотрению выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора. Он вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Рассмотрение трудовых споров в суде в целом подчиняется общим требованиям гражданского судопроизводства. Процедура рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством.

За разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае пропуска по уважительным причинам установленных сроков (например, в случае болезни, переезда в другую местность) они могут быть восстановлены судом. Днем увольнения считается последний день работы. Однако срок для обжалования увольнения начинает свое течение в соответствии с ч. 2 ст. 14 ТК РФ на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.

Согласно ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, если иск связан с работой в филиале или представительстве организации, иск может быть подан по месту нахождения филиала или представительства.

Судья вправе отказать в приеме заявления в случаях: наличия вступившего в законную силу решения суда по тому же вопросу, неподведомственности спора вообще суду или по территориальному признаку.

При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Представители прокуратуры и профессионального союза могут выступать как участники процесса. Но если даже заявление подано профсоюзом или прокурором в защиту прав работника, они не становятся стороной спора, и работник, в защиту которого они выступили, должен подтвердить требования. Работодатель (физическое лицо либо организация) в основном выступает в качестве ответчика, и лишь в случае предъявления иска к работнику о возмещении причиненного им материального ущерба работодателю он выступает в качестве истца.

В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов. К издержкам применительно к трудовым спорам могут быть отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам; расходы, связанные с производством осмотра на месте; расходы, связанные с исполнением решения суда.

На основании всестороннего изучения всех материалов, показаний сторон и других участников процесса судом выносится решение. В решении формулируется вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске. При удовлетворении исковых требований суд четко формулирует, какие действия следует произвести ответчику во исполнение решения.

Если истец отказался от иска в процессе судебного разбирательства или спор завершился мировым соглашением, суд выносит не решение, а определение, в котором фиксируется отказ от иска или утверждается мировое соглашение.

Решение районного (городского) суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней. Жалоба подастся через суд, вынесший решение.

Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения. Исполнение судебного решения — это реальное осуществление содержащихся в нем предписаний. Решения судов по трудовым спорам подлежат исполнению по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Статья 396 ТК РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. В случае несогласия с решением суда работодатель имеет право обжаловать решение суда, однако это не влияет на исполнение решения о восстановлении на работе. Не позднее чем на следующий рабочий день после вынесения решения суда о восстановлении на работе работодатель должен издать приказ о восстановлении, а работник должен приступить к исполнению своих обязанностей. При задержке работодателем исполнения такого решения (например, неиздание приказа работодателем о восстановлении работника на работе) орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде: Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в судах по заявлениям работника.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Трудовые споры с работодателем: как выиграть суд с работодателем?

Индивидуальные трудовые споры: порядок рассмотрения и обращения в суд

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС) и судами (ст. 233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Однако это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, департамент государственной инспекции труда, профсоюзы.

Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан, в т.ч. должностных лиц.

Первоначальное рассмотрение трудовых споров

По общему правилу трудовой спор первона­чально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. Если работник либо наниматель с решением КТС не со­гласны или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ст. 241 ТК определяет ряд тру­довых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обра­щения в КТС. Например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др. В случае отсутствия в организации КТС работ­ник также обращается непосредственно в суд за разрешением спора.

В порядке, предусмотренном ТК, рассматрива­ются споры между работником и нанимателем, вы­
текающие именно из трудовых правоотношений. Другие (споры, например, об оплате за прожива­ние в ведомственном общежитии) не являются тру­довыми, поскольку они не регулируются нормами трудового права.

Особый порядок рассмотрения трудовых споров для некоторых категорий работников

Для некоторых категорий работников установ­лен особый порядок рассмотрения трудовых спо­ров. К таким работникам, в частности, относятся граждане Республики Беларусь, работающие в ди­пломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредито­ванных в Республике Беларусь.

В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует респуб­ликанский орган государственного управления в области иностранных дел. Защиту трудовых и связанных с ними прав данных работников осуще­ствляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совмест­но с республиканским органом государственно­го управления по труду в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установ­ленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться в суд за защитой.

Споры о досрочном освобождении от выбор­ной оплачиваемой должности работников обще­ственных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с устава­ми данных объединений и действующим законода­тельством.

Порядок рассмотрения споров государст­венных служащих установлен Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон).

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государ­ственной службой, в т.ч. по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реа­лизации прав государственного служащего, пере­вода на другую государственную должность, дис­циплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 20 Закона).

В то же время необходимо отметить, что зако­нодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмот­рения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами.

Создаем комиссию по трудовым спорам

Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллек­тивных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза). С другой стороны, создание КТС воз­можно в любой организации независимо от фор­мы собственности при наличии в ней профсоюза. КТС также может создаваться в структурных под­разделениях организации. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяются пись­менным соглашением между профсоюзом и нани­мателем либо коллективным договором.

КТС создается сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д.

Примерную форму Положения о комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21-24 журнала.

Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участво­вать в формировании КТС. В данном случае воз­можны 2 варианта:

1. создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов;

2. создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсо­юз — такое же количество своих представителей.

В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, состоящая из представи­телей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник.

Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз — решением профкома.

Примерная форма приказа о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам приведена на с. 24 журнала (приложение 1). Форма выписки из протокола заседания проф­союзного комитета о выделении представителей в состав примирительной комиссии — на с. 24-25 журнала (приложение 2).

Членом КТС от профсоюза может быть любой работник — член данного профсоюза.

Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданны­ми в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон.

Примерную форму доверенности смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журна­ла (приложение 4).

Подписи должны быть удостоверены печатя­ми соответственно предприятия и профсоюза. По мнению автора, требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей яв­ляется лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко пропи­сана в части второй ст. 236 ТК.

В каждом заседании комиссии должно участ­вовать равное количество представителей от каж­дой стороны (например, по 3 человека от нанима­теля и от профсоюза).

Обязанности председателя и секретаря на ка­ждом заседании выполняются поочередно пред­ставителями сторон. Например, на одном засе­дании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секре­таря — представитель нанимателя. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя пере­дается представителю нанимателя, а обязанности секретаря — представителю профсоюза. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители од­ной стороны.

Вопросы, входящие в компетенцию комиссии по трудовым спорам

КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотре­нию трудовых споров, возникающих между работ­ником и нанимателем, кроме тех, для которых уста­новлен иной порядок их рассмотрения, например рассматриваемых непосредственно судом. В КТС также не могут разрешаться вопросы, которые оп­ределяются нанимателем самостоятельно либо по соглашению с профсоюзом, например заключение или изменение коллективного договора, установ­ление норм труда, должностных окладов, тариф­ной ставки 1-го разряда и т.д.

В компетенцию КТС входит рассмотрение тру­довых споров о (об):

-установленных расценках и нормах труда;

-условиях для их выполнения;

-переводе на другую работу и перемещении;

-оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;

-совмещении профессий (должностей) и за­местительстве;

-оплате труда за работу в сверхурочное и ноч­ное время;

-праве на получение и размере причитающих­ся работнику премий и вознаграждений, преду­смотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;

-выплате компенсаций и предоставлении га­рантий;

-возврате денежных сумм, удержанных из за­работной платы работника;

-предоставлении отпусков;

-выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно­профилактического питания (ст. 236 ТК).

Указанный перечень вопросов не является ис­черпывающим.

КТС может рассматривать также споры о:

-переводе на другую работу и выплате сред­него заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;

-взыскании заработной платы, включая над­бавки, предусмотренные системой оплаты труда;

-размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;

-применении дисциплинарных взысканий;

-неправильных или неточных записях в тру­довой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;

-выплате выходного пособия, денежной ком­пенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.

Права работника

Работнику, не являющемуся членом профсою­за, предоставлено право выбора — обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предваритель­ного внесудебного порядка разрешения спора. С другой стороны, и КТС не вправе отказать работ­нику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза.

Правом на обращение в КТС обладает только работник. Нанимателю такое право не предоставле­но. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находят­ся в трудовых отношениях с нанимателем. Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, воз­никших до прекращения трудового договора.

Порядок работы с заявлением работника в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений. Порядок ведения делопроизводства КТС предусматривается согла­шением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст. 235 ТК). Поэтому це­лесообразно разработать в организации положе­ние о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.

Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не определены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника в ко­миссию. В последнем случае содержание требова­ния записывается в специальном журнале.

В письменном заявлении следует указать: на­именование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и долж­ность; местожительство; суть спора. В конце за­явления ставится личная подпись обратившегося гражданина.

Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если тру­довой спор не подведомствен КТС. Заявление изу­чается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотре­ния КТС и по нему вынесено решение либо комис­сия не пришла к соглашению.

КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено). При пропус­ке срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависи­мости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении.

Дан­ный вопрос решается в каждом конкретном слу­чае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Ува — жительной причиной считается болезнь, препят­ствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС. Не являются уважительными причинами незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защи­той своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС.

Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Комиссия извещает работника, подавшего за­явление, и нанимателя о дате и времени рассмот­рения трудового спора. Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника, за исклю­чением случая, если имеется письменное заявле­ние работника с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание ко­миссии рассмотрение заявления откладывается.

При вторичной неявке работника без уважи­тельной причины комиссия может вынести реше­ние о снятии данного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.

КТС вправе вызывать на свое заседание сви­детелей, специалистов, представителей различных общественных организаций. По требованию ко­миссии наниматель обязан представить необходи­мые расчеты и документы.

На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто — от нанимателя, кто — от профсоюза), краткое содер­жание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание реше­ния по рассматриваемому спору. Ведет протокол секретарь комиссии. Протокол подписывают пред­седатель и секретарь. Примерную форму прото­кола заседания комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26-27 журнала (приложение 5).

Законом определен 10-дневный срок для рас­смотрения спора КТС. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.

Решение КТС принимается не простым боль­шинством голосов, а по соглашению между пред­ставителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст. 238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нани­мателя и профсоюза). Поэтому, на наш взгляд, для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны на­нимателя, так и со стороны профсоюза.

Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е. 4 человека. Для исключения случаев равного разде­ления голосов при голосовании число представите­лей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам при рассмот­рении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:

-об удовлетворении требований работника в полном объеме;

-о частичном их удовлетворении;

-об отказе в удовлетворении требований.

В решении КТС должны указываться: нанима­тель; Ф.И .О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст. 238 ТК).

Примерную форму решения комисии по тру­довым спорам смотрите в рубрике «Полезная до­кументация» на с. 27-28 журнала (приложение 6).

Мотивированность решения означает обосно­вание его нормами действующего законодательст­ва, коллективным договором, правилами внутрен­него трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным об­стоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруд­нения при его исполнении. В решении по денеж­ным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

Решение КТС имеет обязательную силу и ут­верждению нанимателем или профсоюзом не под­лежит. Подписывается оно председателем и секре­тарем соответствующего заседания. Копии реше­ния КТС в 3-дневный срок вручаются работнику и нанимателю.

Данное решение наниматель или работник могут обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Основания и мотивы обраще­ния в суд могут быть различными (например, несо­гласие с размером подлежащих взысканию денеж­ных сумм и др.).

Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам

Срок исполнения решения КТС установлен ст. 248 ТК. Решение подлежит исполнению нанимате­лем не позднее 3 дней по истечении 10 дней, пре­дусмотренных на его обжалование. Срок начина­ется с момента вручения нанимателю копии реше­ния КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору. Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переве­ден, подлежит немедленному исполнению.

Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам

Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном по­рядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. Удо — стоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.

Удостоверение не может быть выдано до ис­течения 10 дней, предусмотренных на обжало­вание решения. Не выдается оно и в том случае, если работник или наниматель обратились с за­явлением о разрешении трудового спора в суд.

В удостоверении на принудительное испол­нение решения КТС должны быть указаны: на­именование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора.

Формулировка решения в удостоверении должна точно соответствовать решению КТС.

Например: «обязать нанимателя оплатить Ф.И.О. за сверхурочную работу в двойном раз­мере согласно ст. 69 Трудового кодекса Респуб­лики Беларусь». Удостоверение подписывается председателем и секретарем КТС. Примерную форму удостоверения см. в рубрике «Полез­ная документация» на с. 28 журнала (приложе­ние 7).

Следует еще раз обратить внимание на нали­чие в удостоверении даты его выдачи, посколь­ку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного испол­нения решения.

Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории которого расположена организация, в данном случае — должник.

Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту располо­жения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстано­вить этот срок.

Пропуск данного срока по неуважительным причинам и отказ в его восстановлении влекут утрату юридической силы удостоверения как ис­полнительного документа.

Компетенции, последовательность процедуры, регламент и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 ТК РФ.

Порядок рассмотрения трудовых споров в судах

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц); оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Жалоба может быть подана посредством Федерального портала и Портала, в электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты [email protected]), по электронному адресу: www.rspb.ru.

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  3. Жалоба может быть подана заявителем посредством МФЦ.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме, информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского’ служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и Документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑ Петербурга, а также в иных формах;
  2. отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;

  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (191060, Смольный, Санкт‑Петербург, телефон: 576‑20‑50), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Статья ТК РФ предусматривает порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Комиссия обязана.