ответственности в отношении государственных гражданских служащих за привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения.

Содержание

Статья 51. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих области

Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Понятие дисциплинарного проступка и виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, определены в статье 57 Федерального закона от 27 июля г. Дисциплинарный проступок является основанием привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарным проступком, на основании ч. Субъектом дисциплинарной ответственности является только гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы ст. К служащему, который уволился с гражданской службы, не может быть применено дисциплинарное взыскание.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как наказать работника по закону – Елена А. Пономарева

Основания и порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Выделяют следующие виды юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего. Дисциплинарная ответственность государственного служащего. Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданского служащего является дисциплинарная ответственность.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего содержатся в ст. В соответствии со ст. Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на государственной гражданской службе, то в настоящее время применяется порядок, установленный ст.

В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано государственным служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Последнее может быть снято и до истечения года по инициативе органа либо руководителя, наложившего его, а также и по просьбе самого гражданского служащего. С дисциплинарной ответственностью может быть связана и административная ответственность государственного гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей. Административная ответственность государственного служащего. Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения.

Государственные служащие в основной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности.

В действующем на данный момент Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации должностные лица в качестве спецсубъекта выделены более чем в ста статьях. Рассмотрим прежде всего вопрос об основаниях административной ответственности государственных служащих. Фактическим основанием административной ответственности должностных лиц государственной службы являются административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Для характеристики особенностей административной ответственности именно должностных лиц представляется возможным использование предложенного Е. Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами: 1 прямое нарушение правил; 2 дача незаконных указаний подчиненным; 3 отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил.

Вторая и третья разновидности, очевидно, являются специфическими именно для должностных лиц. Субъектами административной ответственности в целом могут выступать как физические, так и юридические лица. К государственным служащим могут применяться те же административные взыскания, что и к обычным гражданам: предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмездное изъятие имущества, конфискация, исправительные работы, административный арест.

Для должностных лиц действующее законодательство предусматривает только два основных административных взыскания: предупреждение и штраф. Основная особенность административной ответственности должностных лиц заключается в повышенном размере применяемых к ним штрафам. Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений.

Но административная ответственность имеет и свои особенности:. Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции органы исполнительной власти.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения.

Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное умышленное или неосторожное действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Она наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности.

Если при дисциплинарной ответственности между лицом, применяющим взыскание, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается.

Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами судьями. Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. По сравнению с порядком рассмотрения уголовных и гражданских дел он проще, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях.

Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации например, в случаях экологических правонарушений.

Уголовная ответственность государственного служащего. Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях наравне со всеми гражданами , так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, большие штрафы, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог либо корыстный мотив получение взятки. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим.

Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим например, он присваивает полномочия служащего другого ведомства , так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника. В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления.

Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления гл. В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство ст. Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне ст.

Многие из этих составов распространяются на должностных лиц муниципальной службы. Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмотрены ст. Наиболее распространенное преступление злоупотребление должностными полномочиями предусмотрено ст.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты груда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Превышение должностных полномочий ст. Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности ст. Уголовно наказуемым является и служебный подлог ст. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Подвержено уголовно-правовому воздействию и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта ст. Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Материальная ответственность государственного служащего. Материальная ответственность в сфере государственной службы — это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовостановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение.

Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:. Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются:. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственного служащего материальной ответственности.

Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. Последняя является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в полном размере без каких бы то ни было ограничений, независимо от величины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета. Применение мер полной материальной ответственности является достаточно серьезной мерой.

В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации. Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок. Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространяющимися на всех рабочих и служащих, независимо от занимаемой ими должности, трудовое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающиеся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприятию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Более интересным представляется вопрос о возмещении должностным лицом государственного органа материального вреда, причиненного гражданам его незаконными действиями.

В Российской Федерации право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их государственных служащих закреплено в Конституции РФ. Однако нормативные акты указывают, что вред во всех случаях возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Субъектом ответственности, таким образом, выступает государство в целом, а не отдельные государственные служащие.

Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в случае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а не как государственного служащего.

Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.

Проступок госслужащего: важен срок обнаружения

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности? В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения статуса федерального государственного гражданского служащего далее также — гражданский служащий регулируются федеральным законом от 27 апреля г. Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего. Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

расторжение служебного контракта, какова процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и . Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности определен ст.

Ответственность гос служащих.

Купить систему Заказать демоверсию. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Статья До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Государственная и муниципальная служба

Для того, чтобы не допустить нарушений установленного законодательством порядка, необходимо обратить внимание на следующее. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел установлен Федеральным законом от Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю начальнику или непосредственному руководителю начальнику стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих (Шадрина Т.В.)

Выделяют следующие виды юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего. Дисциплинарная ответственность государственного служащего. Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданского служащего является дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего содержатся в ст. В соответствии со ст.

Ваш IP-адрес заблокирован.

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив норму соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность. Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги «Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме. Случаи нарушения трудовой дисциплины нередко встречаются не только в коммерческих организациях. Государственные гражданские и муниципальные служащие также довольно часто пренебрегают правилами внутреннего трудового распорядка и своими служебными обязанностями. Сегодня поговорим о дисциплинарной ответственности данной категории работников.

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1. Федеральный закон от N ФЗ (ред. от ) «О государственной Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Сергей Чаннов, доктор юридических наук, заведующий кафедрой служебного и трудового права Поволжского института им. В практике привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности существует целый ряд неоднозначно трактуемых вопросов, один из них — исчисление сроков. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих является специальным видом дисциплинарной ответственности и регулируется нормами Федерального закона от

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Международно-правовая ответственность

поощрений и награждений государственных гражданских служащих; порядка привлечения служащего к дисциплинарной ответственности (при.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 4.1. Права госслужащего, связанные с исполнением должностных обязанностей

Каков порядок привлечения государственных служащих к ответственности

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы и правовое содержание дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации 15

1.1. Служебная дисциплина на государственной гражданской службе 15

1.2. Понятие и сущность дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих 39

1.3. Дисциплинарная ответственность государственных служащих и повышение качества и эффективности государственного управления и гражданской службы 64

1.4. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих как принцип государственной гражданской службы РФ …75

Глава 2. Применение дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим Российской Федерации 85

2.1. Основания применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим 85

2.2. Классификация оснований дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих 117

2.3. Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим 135

Заключение 161

Список нормативных правовых источников и научной литературы 177

Приложение 203

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях реформирования и развития системы и структуры государственного управления вопрос ответственности государственных гражданских служащих приобретает особую актуальность. На эту проблему в своих выступлениях неоднократно указывал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев: «вопрос повышения ответственности начальников за качество и результаты работы давно назрел. Государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях и административную, и уголовную ответственность»1.

Ослабление служебной дисциплины, обусловленное

коррумпированностью части государственных служащих, свидетельствует о необходимости пересмотра существующего законодательства о государственной службе, дисциплинарных проступках, а значит и дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Реформирование государственной * службы невозможно без активного научного поиска новых и научно обоснованного совершенствования уже известных средств управления поведением государственных служащих. Одним из важнейших правовых средств, использование которых направлено на повышение уровня служебной дисциплины, является дисциплинарная ответственность.

В Указе Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» в качестве обоснования проблемы повышения ответственности подчеркнута

1 См., например, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. № 230; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 5038 (214).

необходимость совершенствования механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения. В качестве ожидаемых результатов программы обозначена разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, средств, обеспечивающих их соблюдение, а также создание и реализация мер по проверке соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих2.

Административная реформа привела к новому осмыслению
гражданской службы, связанному с установлением публично-правовых
императивов регулирования деятельности гражданских служащих и служебной
дисциплины. Действующий Федеральный закон от 27 июля 2004- г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» учитывает
это не в полной мере и дублирует положения трудового законодательства,
отдельные концептуальные положения остались в нем

неконкретизированными и требуют дальнейшего научного обоснования и разрешения.

Задача государства в связи с этим состоит в том, чтобы создать реально действующие механизмы, позволяющие сократить количество дисциплинарных проступков государственных служащих. Настоятельная потребность разработки комплексных мер по совершенствованию служебной дисциплины обусловила актуальность теоретического исследования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих сквозь призму изучения сущности данного правового института и практики его применения.

Степень научной разработанности темы. Генезис дисциплинарной ответственности служащих свидетельствует о том, что российское

2 Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе
«Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)»
// Собрание законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

3 Российская газета. 2009. № 132.

законодательство конца XIX века уже содержало большую часть из современных институтов. Виды дисциплинарных проступков, наказаний и процедур привлечения к ответственности, практически полностью воспроизведены в современных действующих законах. Существовавшая правовая реальность нашла отражение в трудах отечественных ученых XIX -XX веков4, и в работах ученых советского периода5.

Среди видных ученых XIX века, в разной степени освещавших вопросы государственного управления, ответственности необходимо выделить И.Е.Андреевского, П.Г.Виноградова, А.Д.Градовского, А.И.Елистратова, В.В.Ивановского, Н.И.Лазаревского, Н.М.Коркунова, Н.К.Нелидова, И.Т.Тарасова, Б.Н.Чичерина, Г.Ф.Шершеневича, работы которых нашли отражение вдиссертационном исследовании.

В качестве теоретической основы исследования общих вопросов понятия и сущности юридической ответственности выступили труды таких ученых как С.С.Алексеева, Б.Т.Базылева, С.Н.Братуся, В.П.Грибанова, Т.Д.Зражевской, О.С.Иоффе, В.Н.Кудрявцева, В. М.Лазарева, О.Э.Лейста, Р.З.Лившица, Д.А.Липинского, Н.С.Малеина, И.С.Самощенко, В.А.Тархова, М.Х.Фарукшина.

Отдельные проблемы дисциплинарной ответственности

государственных служащих . освещали Ю.С.Адушкин, Г.В.Атаманчук,
Д.Н.Бахрах, И.Л.Бачило, Ю.М.Буравлев, И.А.Галаган, Б.Н.Габричидзе,
А.А.Гришковец, С.Э.Жилинский, В.А.Козбаненко, А.Е.Лунев, В.М.Манохин,
А.Ф.Ноздрачев, Д.М.Овсянко, А.В.Оболонский, Ю.Н.Старилов,

См. например: Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.-Пг„ 1915. С.130; Евтихиев А. Ф. Законная сила актов администрации — Люблин, 1911. С.288; Елистратов А.И. Учебник русского административного права. М., 1911. С. 14-33; Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1 — Спб., 1914. С.136-137. 5 См. например: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. Правовые вопросы — М.: Юрид. лит., 1969. — 176 с; Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов, 1986. С. 38; Барабаш А.Т. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Киев, 1977. С. 16; Бачило И.Л. Право и механизм ответственности в управлении // Проблемы сравнительного правоведения. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1978. С.35-45.

М.С.Студеникина> Ю ^.Тихомиров, Н.Ю.Хаманева; Р.Л.Хачатуров,

Л.А.Чиканова; А.Г.Чернявский», А.И.Щербак, Ц.А.Ямпольская; и др.

Вопросы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих рассматривались совместно с проблемами государственного управления, его эффективности, с изучением состояния государственной гражданской службы, которыми занимались следующие ученые: А.П.Алехин, И.Н.Барциц, К.С.Бельский, В.Г.Вишняков, Б.П.Елисеев, А.А.Кармолицкий, Д.А.Керимов, Ю.М.Козлов, Л.М.Колодкин, Е.Г.Крылова, В.А.Прокошин, В.Е.Чиркин, И.Д.Хутинаев, Б.С.Эбзеев, В.Ф.Яковлев^ др.

При написании диссертации автор-также обращался к исследованиям специалистов в. области трудового права. (К.Ні Гусов; В.Н.Толкунова, Л.А.Сыроватская, В.Н.Скобелкин; Ю.П.Орловский), к трудам зарубежных ученых, среди которых следует выделить И.К.Блюнчли, Г.Брэбана, Ж.Веделя, Б.Гурнея, РІДраго и Л.Штейна.

Кроме того, были изучены диссертационные исследования, затрагивающие разные аспекты дисциплинарной* ответственности государственных служащих в советский* период, в* том числе работы В.А.Воробьева, Б.И.Жерлицына, Г.А.Нестеровой.

Среди современных исследований проблем ответственности государственных гражданских служащих, можно выделить кандидатские диссертации Е.Г.Бабелюк, Ю.Б.Носовой, Е.В.Сандальниковой, А.В.Сергеева, А.В.Чуева. В’ большей степени эти работы посвящены проблемам юридической ответственности гражданских служащих с позиций правового статуса гражданских служащих, механизма административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего: правовым нормам, правоотношениям и актам применения права. Вопросы служебной дисциплины, поведения гражданских служащих вне службы, сущность дисциплинарной ответственности гражданских служащих, ее функции и цели, дискреционные полномочия при применении дисциплинарной ответственности к государственным

гражданским служащим в них не отмечены, либо отражены фрагментарно, поэтому требуют дальнейшего изучения. Многие из уже предложенных понятий и категорий в силу изменения направлений государственного управления нуждаются в уточнении и переосмыслении. Таким образом, представленная диссертация призвана обобщить и развить уже существующие концепции, а также исследовать неизученные аспекты дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность гражданских служащих. Поскольку рассматриваемая проблема многогранна, в качестве предмета исследования выступили также разнообразные теоретические административно-правовые концепции, доктрины, выработанные общей теорией права, наукой трудового права, связанные с общими и частными вопросами дисциплинарной ответственности гражданских служащих, а также проблемами государственной гражданской службы.

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании вопросов дисциплинарной ответственности гражданских служащих, ее сущности и проблем ее применения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

раскрыть понятие служебной дисциплины государственных гражданских служащих, определить средства ее укрепления;

— провести анализ основных теоретико-методологических подходов к сущности юридической ответственности, сформулировать понятие дисциплинарной ответственности гражданский служащих, определить специфику ее функций и целей;

— оценить значение дисциплинарной ответственности государственных
гражданских служащих, ее влияние на эффективность и качество
государственной службы;

выявить основания дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, сформулироть понятие, дать общую характеристику состава дисциплинарного проступка;

предложить классификацию оснований дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих;

выявить существующие пробелы в законодательстве и проблемы правоприменительной практики, разработать, рекомендации по их устранению;

установить характер связи между основаниями- дисциплинарной ответственности и порядком ее применения;

определить направления совершенствования дисциплинарного производства, сформулировать соответствующие предложения:

Методологическая* основа диссертационного исследования. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих представляет собой сложный объект научного’ анализа,, поэтому его невозможно» провести без комплексного, междисциплинарного подхода. В ходе диссертационноп>исследования были использованыразличные методы .познания, включая системный, институционально-функциональный, исторический, обусловивший’ рассмотрение эволюции института дисциплинарной ответственности; сравнительно-правовой, посредством’ которого исследовались нормы различных отраслей права, определялась их взаимосвязь. В процессе исследования, также использовались специальные методы: формально-юридический и теоретико-прогностический, а также и иные методы-научного познания.

Нормативную базу диссертации- составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, принятые в-развитие

правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, иные нормативные правовые акты. В диссертации также исследованы нормативные акты об ответственности государственных служащих дореволюционного и советского периодов, акты зарубежного законодательства. Особое внимание уделялось решениям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что на основе теоретических выводов в области административного права, с учетом реализации мероприятий, запланированных федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)», рассмотрены вопросы повышения дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в условиях реформирования и модернизации системы государственной службы.

Требованиям новизны также отвечает авторская разработка предложений по совершенствованию правовых и организационных основ дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

Положения, выносимые на защиту:

1. В работе обоснована необходимость пересмотра действующего нормативного определения служебной дисциплины, содержащегося в пункте 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Понимание служебной дисциплины не должно зависеть от содержания должностного регламента или служебного контракта. Кроме того, в определении служебной дисциплины сделан акцент только на одной форме реализации — соблюдении, неоправданно неиспользуются другие формы реализации права. Понятие служебной дисциплины целесообразно наполнить самостоятельной правовой нагрузкой, отличающей это явление от трудовой дисциплины. Поэтому

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации // Российская газета. 2004. № 162.

служебную дисциплину на государственной гражданской службе предложено определить как надлежащее исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей по. обеспечению исполнения* полномочий государственных органов в соответствии со служебным распорядком государственного органа, должностным регламентом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа, а также обязательное соблюдение, как в рабочее, так и во внерабочее время, установленных запретов и ограничений, требований к служебному поведению.

2″. Дано- определение1 дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, под которой автор’ понимает ответственность государственного- гражданского служащего- перед, конкретным» гражданином, обществом и государством* за совершение проступка на государственной гражданской службе, так и вне ее, по результатам* рассмотрения которого в определенном законом- порядке представителем нанимателя государственного служащего налагаются особые санкции в результате государственного’принужденияі

З*. В исследовании сформулирован вывод, что Федеральныйзакон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не только не содержит определение дисциплинарной ответственности, но и подменяет общепринятое понятие «привлечение к ответственности» понятием «применение дисциплинарного взыскания». По мнению автора, тем самым процесс привлечения к ответственности- по существу сводится к процессу «применения наказания» и* «наложению взыскания». Дисциплинарная ответственность, безусловно, содержит в себе возможность принуждения и наказания как одного из проявлений этого принуждения, но не ограничивается им.

4. Ответственность государственных гражданских служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей рассмотрена в качестве одного из принципов государственной

службы, поскольку выступает важным условием совершенствования деятельности управляющей системы. Автор обосновал необходимость его закрепления в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Согласно определению дисциплинарного проступка, которое дано в
пункте 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации», «за
совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или
ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных
на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право
применить дисциплинарные взыскания» . В работе установлено, что такое
нормативное определение в ряде случаев не применимо к тем
правоотношениям, которые возникают в сфере дисциплинарной
ответственности. Несоблюдение ограничений и запретов целесообразно
прямо отнести к дисциплинарному проступку, как и несоблюдение
требований к служебному поведению гражданского служащего в том числе
вне служебного времени. Таким образом, под дисциплинарным проступком
государственного гражданского служащего предложено понимать
неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его
вине возложенных на него должностных обязанностей, запретов и отдельных
ограничений, а также требований к служебному поведению как во время
службы, так и вне ее. В связи с чем сформулированы изменения в статью 57
Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации».

6. В работе доказана необходимость установления связи между
основаниями дисциплинарной ответственности (отнесением
дисциплинарного проступка к той или иной категории) и порядком
назначения дисциплинарного взыскания. В связи с этим автором предложено

7 Федеральным закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации // Российская газета.2004. № 162.

проступки гражданских служащих, за совершение которых наступает дисциплинарная ответственность, разделить на: внутриорганизационные; должностные; нарушающие требования служебного поведения; нарушающие установленные ограничения и запреты. Законодательное разграничение внутриорганизационного и должностного проступка позволит применять разные виды дисциплинарных производств. В обычном (упрощенном) порядке, с правом представителя нанимателя принимать решение по делу, предложено рассматривать внутриорганизационные дисциплинарные проступки. Что же касается должностных проступков, нарушающих публичные интересы, то решение по таким делам должно приниматься коллегиально.

7. В результате рассмотрения проблемы свободного усмотрения при
применении дисциплинарной ответственности к государственному
гражданскому служащему, сформулирован вывод о том, что дискреционные
полномочия представителя нанимателя целесообразно сохранить только в
рамках дозволения, выбора варианта поведения из обозначенных в законе
возможностей. Это предопределяет необходимость детальной регламентации
процесса привлечения гражданского служащего к дисциплинарной
ответственности.

8. В диссертационном исследовании обозначена проблема
необходимости законодательного установления системы гарантий для
государственного гражданского служащего при применении дисциплинарной
ответственности. Основным принципом дисциплинарного производства
предложено считать принцип защиты гражданского служащего от
произвольных действий представителя нанимателя. Кроме того, обязанность
получения письменных объяснений у гражданского служащего,
совершившего дисциплинарный проступок, целесообразно дополнить не
только правом гражданского служащего на ознакомление с результатами
служебной проверки, но и обязанностью представителя нанимателя
ознакомить со всеми материалами такой проверки.

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в предложенных в диссертации выводах и положениях, которые могут быть использованы для совершенствования федерального законодательства о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, а также в области дальнейшего’ укрепления служебной дисциплины на государственной гражданской службе.

Диссертационное исследование содержит результаты анализа и обобщения российского законодательства по исследованной проблеме, основных теоретических, аналитических и прикладных аспектов исследования, в связи с чем положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в- последующих научных разработках по данной и смежной* с ней проблемам, а также послужить дополнительным учебным материалом при изучении спецкурса для студентов и аспирантов в образовательных учреждениях юридического и государственно-управленческого профиля.

Апробация результатов исследования. Диссертация, подготовлена в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», рассмотрена w обсуждена на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной^ и муниципальной службы. Результаты научного исследования, его теоретическое положения изложены в публикациях автора, прошли апробацию в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях Государственного университета управления «Российская государственность в начале XXI века: тенденции, проблемы, перспективы» (Москва, 2008), а также на междисциплинарных международных научно-практических конференциях РАГС и Северо-Западной академии государственной службы «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2007); «От кризиса к росту: стратегигия инновационного развития» . (Москва, 2009).

Структура диссертации, предопределена содержанием предмета и задачами исследования, а также избранной методологией научного анализа и логикой изложения диссертационного материала. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

Понятие и сущность дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Значение укрепления дисциплины на государственной службе: трудно переоценить., Значительную роль в этом играет институт дисциплинарной ответственности:государственных гражданских служащих.

Анализ любого правового явления, как и дисциплинарной ответственности государственных служащих, в целях его совершенствования невозможно провести без выявления эволюционных признаков; которые находят свое отражение в нормах права и в исторической юридической практике. О дисциплинарной ответственности служащих в целом, и дисциплинарной ответственности гражданских служащих в частности, стало возможно говорить лишь после окончательного формирования институтов государственной гражданской службы и отделения ее от военной. Первое формально-юридическое разделение службы на три вида произошло в Законе, от 24 января 1722 года под названием «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины»47, разделившем всех чиновников на военных, гражданских и придворных. Кроме того, Петр I утвердил Генеральный регламент 1720 г., согласно, которому служащие отраслевых коллегий, канцелярий и контор обязывались «дело свое знать», «верно и прилежно его отправлять», не допускать «лжи и обманства» в служебных отношениях, проявлять «послушание» в отношениях с начальством, вести добродетельный образ жизни48. Устав предписывал президентам и .вице-президентам коллегий строго контролировать службу и общее поведение чиновников, воспитывать их в духе «верности службе». В случаях,, когда «увещевание» не помогало и надежды на «исправление» служащего больше не оставалось, Генеральным регламентомі предусматривались санкции вг виде отстранения от должности и.лишения чина» .

В уставе перечислялись должностные правонарушения; за которые чиновники- привлекались к дисциплинарной ответственности, в том» числе: хищение-служебных документов, включение в доклады ложных сведений о положении дел, внесение в интересах тех или иных лиц «исправлений» в-официальные протоколы, несанкционированное распространение информации о принятых административными органами решениях, противозаконные действия на службе за взятки или по мотивам приятельства. Таким образом; была предпринята попытка оформления составов дисциплинарных проступков государственных гражданских служащих.

Значительное число нормативных актов, связанных с установлением ответственности в процессе административной деятельности государственных служащих, были приняты в царствование Екатерины Пи Александра І. В соответствии с ними служебные упущения, проступки и злоупотребления наказывались замечаниями, выговорами, штрафами, отстранением от должности, привлечением к суду.

Считается также, что в годы правления Николая I существенно оформился статус государственного гражданского служащего, как и нормативно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности . 1ак, в этот период были приняты Положение о дисциплинарных взысканиях за «упущения по службе» (1831г.), «Устав о службе гражданской по определению от Правительства» (1832 г.)».»

Отражая существующее положение дел, о дисциплинарной ответственности писали дореволюционные ученые. А.И. Елистратов отмечал, что «дисциплинарные взыскания налагаются не по суду, а властью начальства чиновника по службе» . В трудах Б.Н. Чичерина также можно найти описание дисциплинарной ответственности служащих: «за нарушение обязанностей должностные лица подлежат ответственности, которая может повлечь за собою наказание. Это совершается двояким образом: судебным и дисциплинарным. Судом наказываются нарушения обязанностей, которые составляют преступление, а дисциплинарною властью те, которые представляют только нарушение установленного порядка и правил»54.

Таким образом, институт дисциплинарной ответственности гражданских служащих имеет длительную историю, зародившуюся еще в дореволюционной России и сформировавшую понимание и сущность дисциплинарной ответственности.

В теории права понимание и сущность юридической ответственности и дисциплинарной ответственности в частности неоднозначны. Можно даже найти мнение, что общее понятие юридической ответственности — это научная абстракция. Ни в одном правовом акте российского законодательства нет определения ответственности, хотя данный термин встречается довольно часто, а, следовательно, в нем есть потребность. Очевидно, что проблема понятия «юридическая ответственность» — это, прежде всего, задача общей теории права. Не ставя перед собой цель изучения юридической ответственности в целом, исследуя вопросы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, рассмотрим существующие взгляды на данное правовое явление с точки зрения административного права.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих как принцип государственной гражданской службы РФ

Дляе понимания,- анализа » совершенствования законодательства о государственном управлении, государственной службе и дисциплинарной ответственности государственных служащих, для укрепления законности в управленческой деятельности необходимо понимание общих закономерностей и основных идей такого функционирования или понимание принципов государственной службы. Огромное значение имеет состав этих принципов и их законодательное закрепление. «Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные пединституты комплексного правового института государственной службы. Принципы определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы» . Прежний Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в пункте 10 статьи 5 ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей называл в качестве принцш государственной службы.

В действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данный принцип государственной службы исключен. Чем руководствовался законодатель при его исключении не совсем ясно. При этом действующее законодательство оперирует понятием не принципы государственной службы, а принципы построения и функционирования системы государственной службы.

В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений . С одной стороны, согласно административно-правовой доктрине принципы государственного управления это «сами объективные основы государственного управления»138. С этой точки зрения, в настоящее время безусловная ответственность чиновника не является основой управления. Вместе с тем, все больше мер принимается для того, чтобы правонарушения не оставались безнаказанными, поэтому в какой-то мере неотвратимость ответственности существует.

С другой стороны, под принципом государственной службы понимают сугубо субъективное представление о каких-либо элементах или взаимосвязях в системе государственного управления. Ответственность власти это как раз и есть субъективное желание любого члена гражданского общества. Считается, что принципы нормативно закрепляются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и основываются на базовых положениях правовой системы. Фактическое состояние правовой культуры государственных служащих далеко от желаемого, поэтому установление ответственности государственных служащих наоборот представляется объективно необходимым.

Весьма обоснованны утверждения,, что принципы — это «взаимообусловленность объективного и субъективного» . И то и другое присуще нашей правовой системе.

Есть и такие современные исследования, в которых под принципами государственной гражданской службы понимаются не принципы, определяющие внешний статус этого института по отношению к другим конституционно-правовым институтам, а принципы частных институтов государственной службы. К таковым относят, например, принцип обеспечения государственным служащим общепризнанных социальыо трудовых прав и свобод, принципы кадровой политики, принципы служебного поведения государственных гражданских служащих и др.140

Основания применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим

В теории права существуют разные взгляды на то, находится ли в основании ответственности один юридический факт — правонарушение или группа фактов. Высказываются мнения о том, что для возникновения отношений ответственности необходимо не только совершение правонарушения но и процессуальное решение, выражающееся- в акте применения права (таким решением может быть решение о возбуждении, например, дисциплинарного производства). По нашему мнению, возникновение материального правоотношения дисциплинарной ответственности связано исключительно с юридическим фактом совершения дисциплинарного проступка, а переход от одной стадии дисциплинарного производства к другой зависит от юридических фактов, закрепленных процессуальными нормами, которые влияют не на возникновение дисциплинарной ответственности, а на его изменение.

В соответствии с действующим законодательством дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок (англ. disciplinary offence, misdemeanour), согласно толковому словарю, -«нарушение дисциплины (воинской, трудовой, служебной и пр.), заключающееся в противоправном виновном превышении прав, неисполнении или ненадлежащем исполнении работником возложенных на него обязанностей, влекущее дисциплинарную ответственность»159. Дисциплинарный проступок, как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего, закреплен в качестве правового основания для применения мер ответственности Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»160. До его издания Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»161 содержал понятие должностного проступка. Считалось, что понятие должностного проступка государственного служащего выделилось из правового института должностных преступлений. В свое время проблему выделения должностного проступка из отрасли уголовного права обсуждали известные русские юристы: Н.М. Коркунов «, Н.С. Таганцев и некоторые другие ученые. В дальнейшем в нормативно-правовых актах советского права, регулирующего дисциплинарную ответственность, должностной и дисциплинарный проступок использовались как синонимы, указывая, что должностной (дисциплинарный) проступок это такое нарушение, которое по тем или иным причинам не является преступлением. Отождествление данных понятий в советский период объективно объясняется тем, что к категории государственных служащих принадлежали не только лица, обеспечивающие исполнение полномочий органов государственной власти, но также и учителя, врачи, работники культуры, служащие всех видов общественного транспорта и многие другие. Поэтому граница между дисциплинарным проступком и должностным фактически была стерта.

В трудовом праве под дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей1 . Д.Н. Бахрах, с точки зрения административного права, определяет дисциплинарный проступок как вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе165.

В отличии от советского, действующее российское законодательство содержит иное понимание государственной службы. Тем не менее, законодатель практически в полном объеме воспроизводит понятие дисциплинарного проступка из общего трудового права в статье 56 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, дисциплинарный проступок это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Таким образом, современный законодатель ушел от понятия должностного проступка, сведя все проступки государственного служащего в связи с выполнением обязанностей по должности к дисциплинарным.

Из дефиниции, обозначенной в законе, следует, что для наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих необходима совокупность таких элементов как вина, действие или бездействие, а также нарушение должностных обязанностей. Следовательно, государственный служащий не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности за несовершение действий, не входящих в круг его должностных обязанностей, и тем более за поступки, находящиеся за пределами служебных отношений. В этой связи определение круга должностных обязанностей и границ (пределов) служебных отношений представляют наибольший научный и практический интерес.

Примечательно, что учеными начала XX века проблема определения круга должнстных обязанностей исследовалась достаточно подробно, были предложены категории должностных обязанностей гражданских служащих. Так, Н.М. Коркунов писал, что «обязанности служащего могут быть сведены к трем категориям: 1) исполнение должности; 2) верность и подчинение монарху и начальству; 3) соблюдение достоинства власти и во внеслужебной деятельности..»166. В.В. Сокольский более подробно выделял обязанности гражданских служащих, выделяя «1) обязанности относительно Монарха (в особой верности государству, в нелицемерном, добросовестном и усердном исполнении обязанностей, хранении вверенной им и касающейся службы тайны, в знании и нерушимом хранении законов и уставов); 2)обязанности к другим служащим (обязанности относительно лиц начальствующих и обязанности относительно лиц подчиненных); 3) обязанности относительно частных лиц».167

Понятие должностных обязанностей Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не раскрывает. Статья 15 данного закона перечисляет основные обязанности гражданского служащего, среди которых содержится и указание на необходимость исполнения гражданским служащим должностных обязанностей применительно к исполнению должностного регламента (пункт 2 гласит, что гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом). Исходя из этого следует вывод, что к дисциплинарной ответственности возможно привлечь гражданского служащего в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения должностного регламента.

Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим

Анализ существующего административного законодательства, регулирующего применение дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, позволяет сделать вывод, что вопрос процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего решен фрагментарно. По сути, лишь две статьи (статья 58 и статья 59) Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» содержат соответствующие нормы. Большая часть вопросов по наложению дисциплинарного взыскания отнесена к свободному усмотрению представителя нанимателя. Достаточно дискуссионным является вопрос о необходимости детальной регламентации применения дисциплинарной ответственности государственных служащих. Быть может, существующее положение вещей отражает объективную реальность, а закон не может урегулировать все вопросы нашей жизни, и поэтому нужны «легальные механизмы гибкого реагирования на постоянно возникающие конкретные ситуации» . И, как писал И.Т. Тарасов, закон как общая норма нуждается в «приноровлении к местным и временным условиям»255.

Некоторые современные ученые справедливо видят в этом существенный пробел действующего законодательства, пагубно влияющий на состояние законности на государственной службе. «Прежде всего, это относится к не урегулированным правом, излишне обширным полномочиям руководителей (начальников), реализуемым на основе их личного усмотрения. Явный дефицит процессуальных норм в вопросах применения дисциплинарной ответственности следует рассматривать как существенный пробел ее правового регулирования, нежелательный во всех отношениях. С одной стороны, это ущемляет права служащих (особенного их низового звена), а с другой стороны, создает условия, можно даже1 сказать, провоцирует руководителей, особенно лишенньтх твердых моральных принципов, использовать предоставленные им полномочия не по их прямому назначению, а в неблаговидных целях».2 6

Еще в 1890 году, давая определение понятию дисциплинарного производства в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, авторы отмечали отсутствие законодательно установленного порядка наложения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное производство, по их мнению, это «порядок наложения дисциплинарных взысканий за нарушения; противополагается «формальному суду» и имеет своей особенностью отсутствие установленных- в обычном процессуальном порядке форм и обрядов» .

В идеальной модели поведения государственных служащих, закрепление «свободного усмотрения» в действиях нанимателя подразумевает предоставление органам государства и его должностным лицам свободы действий в границах, определенных законом. Это вполне согласуется с теорией свободного усмотрения, выработанной в свое время западногерманскими учеными. «Свободное усмотрение, по мнению Краутхаузена, это административно-правовые действия, совершенные в порядке личной ответственности и в соответствии с пониманием нормы права управомоченным лицом для выполнения поставленной законом цели»258. Таким же образом определяют «право» свободного усмотрения такие административисты Германии как Беттерман, Феликс, Форстхофф . В российской юридической литературе также поднимался этот вопрос, причем в начале XX века. Например, А. Ф. Евтихиев писал о связанности действий агентов государства юридическими нормами, т.е. о возможности так называемого свободного усмотрения.» Допустимым признавалось издание актов органов управления, основывающихся на «праве» свободного усмотрения, т.е. принятие решений, не регламентированных позитивным правом. А.И. Елистратов также писал о том, что «административное усмотрение или так называемая дискреционная власть администрации может иметь различный характер в зависимости от степени правовой связанности властвующих… Усмотрение при этом должно всегда оставаться в пределах права»261.

Однако практика показывает, что идеи указанной теории не вполне совмещаются с современной действительностью, в которой проявляется зачастую отсутствие и личной ответственности гражданских служащих и понимание ими целей определенных действий. Проблема осложняется еще и наличием в законодательстве оценочных понятий, которым не дано точного объяснения. К их числу в области дисциплинарной ответственности гражданских служащих можно отнести «ненадлежащее исполнение», уважительные причины, понятие «высокого профессионального уровня», требования корректности, нейтральности, «общественную необходимость», «целесообразность», «публичные интересы», «общественную безопасность».

3) рассмотреть порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих;. 4) выявить пробелы в.

Вы точно человек?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ ПРИКАЗ Москва 16 марта 2017 г. № 0030-пр Об утверждении порядка организации и проведения служебной проверки в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2017 г. Регистрационный № 47099 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6150, 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866; № 29, ст. 4295; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7333; № 50, ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744; № 50, ст. 6954; № 52, ст. 7571; № 53, ст. 7620, 7652; 2013, № 14, ст. 1665; № 19, ст. 2326, 2329; № 23, ст. 2874; № 27, ст. 3441, 3462, 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6315; № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545; № 49, ст. 6905; № 52, ст. 7542; 2015, № 1, ст. 62, 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3374; № 29, ст. 4388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15, ст. 38, № 23, ст. 3300, № 27, ст. 4157, ст. 4209), а также в целях совершенствования работы по организации и проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения служебной проверки в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.В.Фролова. Руководитель Л.Н.Глебова _____________ УТВЕРЖДЕН приказом Россотрудничества от 16 марта 2017 г. № 0030-пр ПОРЯДОК организации и проведения служебной проверки в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству I. Общие положения 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6150, 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866; № 29, ст. 4295; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7333; № 50, ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744; № 50, ст. 6954; № 52, ст. 7571; № 53, ст. 7620, 7652; 2013, № 14, ст. 1665; № 19, ст. 2326, 2329; № 23, ст. 2874; № 27, ст. 3441, 3462, 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6315; № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545; № 49, ст. 6905; № 52, ст. 7542; 2015, № 15 ст. 62, 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3374; № 29, ст. 4388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15, ст. 38, № 23, ст. 3300, № 27, ст. 4157, ст. 4209) (далее — Федеральный закон) в целях организации работы по проведению служебной проверки в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее соответственно — гражданский служащий, Россотрудничество), за исключением гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации. 2. Служебная проверка в отношении гражданского служащего проводится: по решению представителя нанимателя в лице руководителя Россотрудничества (далее — руководитель Россотрудничества); по письменному заявлению гражданского служащего. 3. Основаниями для проведения служебной проверки являются: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. 4. При проведении служебной проверки полностью, объективно и всесторонне устанавливаются: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. II. Организация служебной проверки 5. Организация проведения служебной проверки возлагается на структурное подразделение Россотрудничества, ответственное за работу государственной службы и кадров и профилактику коррупционных и иных правонарушений в Россотрудничестве. 6. Решение о назначении служебной проверки оформляется путем издания соответствующего приказа Россотрудничества. В приказе указываются: основание для проведения служебной проверки; должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка; состав Комиссии по проведению служебной проверки (далее — Комиссия) с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств (при наличии) членов Комиссии; сроки проведения служебной проверки. Возложение на одного из членов Комиссии полномочий руководителя Россотрудничества по затребованию от гражданского служащего документов, объяснений в письменной форме должно быть особо оговорено в приказе. 7. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, пребывания его в отпуске и других случаев его отсутствия на федеральной государственной гражданской службе (далее — гражданская служба) по уважительным причинам. Днем окончания служебной проверки является дата подписания заключения всеми членами Комиссии по результатам проведения служебной проверки (далее — заключение). III. Участники служебной проверки и их полномочия 8. В целях проведения служебной проверки формируется Комиссия, в состав которой входят представители структурного подразделения Россотрудничества, ответственных за работу государственной службы и кадров и профилактику коррупционных и иных правонарушений в Россотрудничестве, юридического подразделения Россотрудничества и выборного профсоюзного органа Россотрудничества. При необходимости в состав Комиссии могут включаться представители иных структурных подразделений Россотрудничества, обладающие необходимыми знаниями и опытом. 9. Председатель Комиссии организует работу Комиссии, полное, объективное и всестороннее изучение в ходе служебной проверки обстоятельств, послуживших основанием для ее проведения, направляет запросы о представлении необходимых документов, материалов с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к служебной проверке. 10. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к руководителю Россотрудничества с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. 11. Состав Комиссии для проведения служебной проверки, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне. 12. Председатель Комиссии: организует проведение служебной проверки членами Комиссии, оказывает им методическую помощь по сбору, обобщению и анализу материалов; координирует, организует взаимодействие работы членов Комиссии и осуществляет контроль за их работой; вносит предложения по изменению состава Комиссии в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, служебной командировкой и в других случаях отсутствия на гражданской службе кого-либо из членов Комиссии; направляет в установленном порядке запросы о предоставлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к служебной проверке; пользуется правами и исполняет обязанности члена Комиссии, предусмотренные пунктами 13 и 14 настоящего Положения. 13. Члены Комиссии с целью выяснения и установления фактических обстоятельств имеют право: получать письменные объяснения от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, иных лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, а также иную информацию по существу вопросов служебной проверки; знакомиться с документами, имеющими отношение к проверке, в случае необходимости приобщать их копии к документам служебной проверки; получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; при необходимости выезжать в установленном порядке и с разрешения руководителя Россотрудничества на место совершения проступка; готовить предложения о привлечении к ответственности гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок. 14. Члены Комиссии обязаны: соблюдать права и свободы гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке; в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения или нарушений служебной дисциплины немедленно докладывать об этом председателю Комиссии или руководителю Россотрудничества; обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о ее результатах. 15. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: ознакомиться с приказом Россотрудничества о проведении служебной проверки; давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства (письменные объяснения, заявления, ходатайства подаются на имя руководителя Россотрудничества либо председателя Комиссии) и другие документы; обжаловать решения и действия (бездействие) членов Комиссии руководителю Россотрудничества; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. IV. Проведение служебной проверки 16. Председатель и члены Комиссии: изучают нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам, относящимся к служебной проверке; собирают, обобщают и анализируют необходимую для подготовки заключения информацию. 17. При проведении служебной проверки гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предлагается дать объяснение по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. В случае отказа от дачи письменного объяснения составляется акт по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. 18. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится руководителем Россотрудничества. При временном отстранении гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности гражданской службы его непосредственным руководителем должны быть приняты меры, исключающие его доступ к служебным документам, служебному компьютеру, другие возможности влияния на объективность проводимой служебной проверки. V. Оформление результатов служебной проверки 19. Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением. 20. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: основания проведения служебной проверки; состав Комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, инициалов председателя и членов Комиссии); фамилия, имя и отчество (при наличии), должность гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, а также его стаж службы в Россотрудничестве (в том числе в замещаемой должности), информация о наличии (отсутствии) дисциплинарных взысканий; факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; заключение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) гражданского служащего состава дисциплинарного проступка, тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень вины гражданского служащего; выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или неприменении к нему дисциплинарного взыскания. 21. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем Комиссии, членами Комиссии, руководителем подразделения Россотрудничества по вопросам государственной службы и кадров и представляется руководителю Россотрудничества для принятия соответствующего решения. 22. Председатель и члены Комиссии обеспечивают объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений по результатам служебной проверки. 23. При несогласии с выводами и предложениями, изложенными в заключении, председатель и члены Комиссии подписывают заключение, изложив свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к заключению по результатам служебной проверки. 24. По решению руководителя Россотрудничества копия заключения по результатам служебной проверки или выписка из него может быть направлена в заинтересованные структурные подразделения Россотрудничества для сведения. 25. В случае если служебная проверка проводилась в отношении нескольких гражданских служащих, копии заключения по результатам служебной проверки оформляются в соответствующем количестве экземпляров. 26. Материалы служебной проверки формируются в номенклатурное дело, к которому приобщаются: копия приказа Россотрудничества о назначении служебной проверки; документы (или их копии), содержащие сведения, послужившие поводом для назначения проверки; объяснения гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, и иных лиц; копия приказа Россотрудничества о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (при наличии); акт об отказе гражданского служащего давать письменные объяснения (при наличии); копия заключения по результатам служебной проверки; копия приказа Россотрудничества о применении дисциплинарного взыскания (при наличии); иные документы, имеющие отношение к служебной проверке. 27. Сформированное дело хранится в подразделении Россотрудничества, ответственном за профилактику коррупционных и иных правонарушений в Россотрудничестве, в течение срока, определяемого номенклатурой дел. 28. Подготовка проекта приказа Россотрудничества о применении дисциплинарного взыскания осуществляется структурным подразделением Россотрудничества по вопросам государственной службы и кадров. 29. Копии приказов Россотрудничества о проведении служебной проверки, о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, заключение по результатам служебной проверки приобщаются к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. 30. Если в ходе служебной проверки или по ее результатам установлено, что в действиях (бездействии) гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, усматриваются признаки состава преступления или административного правонарушения, соответствующие материалы служебной проверки незамедлительно направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом за подписью руководителя Россотрудничества. _____________ Приложение № 1 к Порядку организации и проведения служебной проверки в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденному приказом Россотрудничества от 16 марта 2017 г. № 0030-пр Рекомендуемый образец Руководителю Россотрудничества ________________________________ (Ф.И.О.) от _____________________________ (Ф.И.О., должность, наименование структурного ________________________________ подразделения Россотрудничества, номер телефона) ОБЪЯСНЕНИЕ "__" ________ 20__ г. Я, ___________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) по существу предмета служебной проверки могу пояснить следующее: ___________________________________________________________________ (текст пояснения) ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________________________________________________________________ (подпись, фамилия, инициалы, должность федерального государственного гражданского служащего Россотрудничества, получившего объяснение) _____________ Приложение № 2 к Порядку организации и проведения служебной проверки в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденному приказом Россотрудничества от 16 марта 2017 г. № 0030-пр Рекомендуемый образец АКТ Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что федеральный государственный гражданский служащий Россотрудничества ___________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) федерального государственного гражданского служащего Россотрудничества, в отношении которого проводится служебная проверка на основании приказа Россотрудничества) ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ от "__" ________ 20__ г. № _____ __________________________________________________________________, (отказался от дачи письменного объяснения/ознакомления с заключением/от подписи в заключении/ ___________________________________________________________________ от проставления даты ознакомления с заключением по результатам служебной проверки и т.п.) мотивировав свой отказ ____________________________________________ ___________________________________________________________________ (указываются мотивы отказа либо делается запись "ничем свой отказ не мотивировав") Председатель комиссии: ___________________________________________________________________ (должность, подпись, фамилия и инициалы) Члены комиссии: ___________________________________________________________________ (должность, подпись, фамилия и инициалы) ___________________________________________________________________ (должность, подпись, фамилия и инициалы) ___________________________________________________________________ (должность, подпись, фамилия и инициалы) "__" __________ 20__ г. С актом ознакомлен(а) _____________________________________________ (должность, подпись, фамилия и инициалы ___________________________________________________________________ федерального государственного гражданского служащего Россотрудничества) _____________
Привлечение к ответственности за дисциплинарные проступки Коробченко В.В., Иванкина Т.В. Правовая природа ответственности гражданских служащих служащих, а также основания и порядок применения к ним мер.