Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той Особенности приобретения и прекращения права собственности на которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где Понятие и основания возникновения общей собственности. 1.

11 Субъекты и объекты права собственности на землю

Содержание и формы права собственности на землю

Право собственности является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством. При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации. Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль — земельное право — не должна.

В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. с. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.

Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

Для вступления во владение земельным участком существуют некоторые особенности. Так, совершенно не обязательно лицу появиться на земельном участке, чтобы считать себя владельцем но праву. Чаще достаточно получения на руки правоустанавливающих документов, подтверждающих его право на землю: передаточного акта по договору купли-продажи земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю.

Правомочие пользования

Пользование дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Порядок пользования земельным участком определен большим количеством нормативных актов, устанавливающих требования, разрешения и запреты, вне зависимости от того, использует землю собственник или лицо, обладающее иным правом на землю.

Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по се использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42).

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения (в их числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные); земли особо охраняемых территорий (в их числе земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Так, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Изменить установленный порядок пользования землями можно, только изменив категорию земель. Полномочия и порядок установления и изменения категорий земель определены в ст. 8 ЗК РФ.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие распоряжения

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность на землю

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Государственная собственность на землю

Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная собственность на землю

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Право муниципальной собственности на землю 1

изучить объект и субъект права собственности на землю; Понятие «​собственность на землю» может применяться в нескольких аспектах.

Понятие права собственности на землю

3.2. Субъекты и объекты права собственности на землю.

3.2.1 Право государственной собственности на землю.

Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 года одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь.

В ходе проведения земельной реформы монопольное положение государственной собственности на землю существенно изменилось. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю, что подчеркивает равноправие всех форм и видов права собственности на землю.

Субъект права государственной собственности на землю в законодательстве определенно не назван, однако анализ нормативных правовых актов показывает, что собственником государственных земель является Республика Беларусь. Несмотря на то, что применительно к земле принцип двухуровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст. 215) в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления, отсутствие в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» норм о коммунальной собственности на землю, позволяет говорить о нахождении всех государственных земель в республиканской собственности. Это находит подтверждение в нормах, которые регулируют переход земельных участков из частной собственности в государственную, в которых указывается на передачу земельного участка в собственность Республики Беларусь (п. 5 Положения о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 и др.)

Объектом права государственной собственности можно считать все земли Республики Беларусь, кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств, международных организаций. Земли, находящиеся в государственной собственности, разделяются на категории и виды в соответствии с законодательством, а при предоставлении другим лицам выделяются в виде земельных участков.

По правовому режиму государственные земли как объект права собственности разделяются на две группы:

земли, земельные участки, не подлежащие предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, перечень которых закреплен Кодексом о земле (ст. 13) и Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» от 15 июля 2010 г. № 169-З и правовые формы использования которых ограничены.

земли, которые находятся в собственности государства, но могут быть предоставлены в собственность иных субъектов и обеспечивают вовлечение государственных земель в гражданский оборот.

Ст. 12 Кодекса о земле устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в тех случаях, когда отсутствуют сведения о других субъектах права собственности. Это правило может быть применимо как к земельным участкам, относительно которых неизвестен их правообладатель-собственник, так и к землям, которые не индивидуализированы в виде отдельных участков.

3.2.2. Право собственности на землю иностранных государств, международных организаций.

Иностранные государства, международные организации могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Ст. 2 Кодекса о земле и ст. 1 ГК устанавливают приоритет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств, международных организаций.

С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности данных субъектов на землю в Республике Беларусь.

Этот вид права собственности на землю как совокупность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права и соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, которые являются неотъемлемыми признаками самостоятельного государства (ст.ст.1, 9 Конституции).

При предоставлении права собственности на землю иностранным организациям и международным организациям сохраняется юрисдикция Республики Беларусь на соответствующие участки, поэтому это право имеет целевой характер, связанный с использованием земельного участка для определенной цели.

В соответствии со ст. 12 Кодекса о земле для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г. № 563).

Земельно-правовой режим участка, предоставленного для размещения и деятельности постоянных органов внешних сношений иностранных государств на территории Республики Беларусь, в том числе предоставление земельного участка в собственность иностранного государства, не влияет на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными конвенциями о дипломатических и консульских сношениях.

Иностранным государствам земельные участки предоставляются в собственность на условиях взаимности.

Аккредитующее государство при приобретении здания (части здания) в собственность может также приобрести в собственность земельный участок, необходимый для обслуживания здания (части здания), если:

в соответствии с законодательством аккредитующего государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории данного государства;

одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь аккредитующее государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого государства для тех же целей.

Земельные участки для представительств могут быть приобретены аккредитующим государством или международной организацией на основании решения Президента Республики Беларусь. Договор о приобретении земельного участка этими субъектами заключается с Советом Министров Республики Беларусь. Передача земельных участков представительствам осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством.

3.2.3. Право частной собственности на землю.

Согласно ст. 12 Кодекса о земле, к субъектам права частной собственности на землю относятся:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане, лица без гражданства;

3) негосударственные юридические лица Республики Беларусь.

В отношении граждан  Республики Беларусь как субъектов права частной собственности на землю  устанавливается исчерпывающий перечень целей, а в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства – также условия приобретения земельного участка в частную собственность. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для следующих целей:

·               строительство и (или) обслуживание жилого дома. В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь жилой дом – здание, в котором более половины площади пола занято жилыми помещениями. Земельный участок для названной цели предоставляется для строительства одноквартирного жилого дома, состоящего из одной квартиры, вход в которую организован с придомовой территории. Жилищным кодексом участок земли, отведенный для строительства и обслуживания жилого дома, определяется как придомовая территория. Право собственности для данной цели может возникать в отношении земельного участка, на котором отсутствует жилой дом (в этом случае гражданин может самостоятельно строить жилой дом собственными силами или подрядным способом, а затем использовать участок для обслуживания этого строения), либо при приобретении уже построенного жилого дома (в этом случае целью землепользования является  обслуживание жилого дома);

·          обслуживание зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме. Согласно ст. 1 Жилищного кодекса блокированный жилой дом – это жилой дом, состоящий из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории. В данном случае земельный участок предоставляется только для обслуживания квартиры, уже зарегистрированной как объект недвижимого имущества;

·               ведение личного подсобного хозяйства. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» личное подсобное хозяйство граждан – форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, переданных им в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Эта деятельность не является предпринимательской. Указанная цель предполагает использование земельного участка, прежде всего, для производства сельскохозяйственной продукции, однако землепользователь также имеет право возводить в установленном порядке хозяйственные строения и сооружения, связанные с ведением личного подсобного хозяйства;

—          коллективное садоводство. В соответствии с Положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 коллективное садоводство – осуществляемая с использованием объектов общего пользования товарищества членами товарищества деятельность по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур на земельных участках, предоставленных для ведения коллективного садоводства. Коллективное садоводство ведется путем объединения граждан в некоммерческую организацию – садоводческое товарищество. В частную собственность передаются земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства членам товарищества – гражданам Республики Беларусь. Законодательство не предусматривает обязательной застройки данного участка, рассматривая это как право граждан, ведущих коллективное садоводство, которые могут ограничиться лишь выращиванием сельскохозяйственных культур;

·               дачное строительство. Дачное строительство может осуществляться гражданами Республики Беларусь в составе дачных кооперативов. Правовой режим земельного участка, предоставляемого в собственность для дачного строительства, имеет много общего с участком для коллективного садоводства, однако данный участок непосредственно предназначен для застройки – строительства дачного домика, к строительству которого предъявляются такие же требования, как и к строительству жилых домов.

Для приобретения иностранными гражданами, лицами без гражданства земельного участка в частную собственность должны выполняться следующие условия:

—                земельный участок получен по наследству;

—                наследуемый земельный участок принадлежал  наследодателю  на праве  частной собственности;

—                иностранные граждане, лица без гражданства, приобретающие земельный участок в собственность,  являются родственниками наследодателя. Под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследодателя.

Цель использования иностранными гражданами, лицами без гражданства земельного участка на праве частной собственности будет соответствовать той, для которой участок предоставлялся наследодателю.

Кодекс о земле не устанавливает конкретные цели, для которых  возможно предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь, следовательно, на данном праве им могут быть предоставлены земельные участки для любых целей, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности. Данное положение уточняется в Указе Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, в соответствии с которым Земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и по кадастровой стоимости этих участков, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Субъектом права частной собственности  согласно ст. 12 КоЗ являются негосударственные юридические лица, которые исходя из положений ГК, могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.

Объектом права частной собственности на землю являются индивидуально-определенные земельные участки. В частной собственности граждан, юридических лиц может находиться несколько земельных участков с учетом ограничений, предусмотренных земельным законодательством. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Размер земельных участков, находящихся у граждан на праве частной собственности, ограничен предельными размерами в зависимости от цели землепользования, указанными в ст. 36 КоЗ. Размер земельных участков, предоставляемых в собственность юридическим лицам, законодательно не установлен и определяется проектом отвода земельного участка, который разрабатывается организацией по землеустройству.

Глава 1. Понятие, формы, виды, субъекты и объекты права собственности на землю.Право собственности на землю как юридическая категория.

Раздел 3 — Земельного кодекса

Право собственности на землю в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю.

Право собственности на землю в субъективном смысле — совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей. Отношения собственности на земельные участки регулируются:

Конституцией РФ;

Гражданским кодексом РФ;

природно-ресурным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Субъектами права собственности на землю являются:

физические лица;

юридические лица;

иностранные граждане и организации;

Российская Федерация;

субъекты РФ;

муниципальные образования.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, находящихся в свободном обороте (свободно отчуждаются и переходят от одного лица к другому), изъятых из оборота (нахождение в обороте не допускается) или ограниченно оборотоспособных (ограничен круг участников оборота либо оборот допускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, в ст. 37 — особенности порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков; особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю.

Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Собственник земельного участка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).


ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 8.1. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества

тесной связи с правом территориального верховенства. Иногда понятия «​земля» и «территория» употребляются как имеющие одно значение. Полагаем.