Кредиторскую задолженность прошлого года можно оплатить за счет средств субсидий на госзадание текущего года (п.

Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Средства для погашения кредиторской задолженности прошлого года допускается предусматривать как в форме субсидии на муниципальное задание, так и субсидии на иные цели.

То есть, за счет какого финансового обеспечения оплатить кредиторскую задолженность, сложившуюся по муниципальному заданию, решает учредитель. Если в соглашение на муниципальное задание текущего года включена оплата кредиторской задолженности прошлых лет, то оплатите ее за счет данной субсидии. Так же учредитель может направить на погашение кредиторской задолженности целевую субсидию.

Как учредителю предоставить финансовое обеспечение подведомственным бюджетным и автономным учреждениям

Субсидии на госзадание

Субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ доводите бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с госзаданием (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12.11.1996 № 7-ФЗ). Дополнительно подпишите с учреждением соглашение о субсидии.

Целевые субсидии

Чтобы предоставить бюджетному или автономному учреждению целевую субсидию, заключите с ним соглашение об этом.

С федеральными учреждениями заключайте соглашение электронно в системе «Электронный бюджет». Типовую форму для них утвердил Минфин приказом от 31.10.2016 № 197н. В соглашении укажите код целевой субсидии, которую представляете. Коды приведены в приложении 2 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 13.12.2017 № 226н.

Для региональных и местных учреждений формы соглашений утверждают органы власти на местах.

Об этом сказано в абзацах 6, 7 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пункте 3 приказа Минфина от 31.10.2016 № 197н.

    Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

    На уровне субъекта РФ Минфин рекомендует предусматривать в соглашениях условие о предоставлении целевых субсидий в объеме, который необходим учреждениям для текущих платежей. Основанием послужит заявка отдельного учреждения. Такое условие позволит повысить эффективность управления средствами бюджета. Об этом сказано в письме Минфина от 04.05.2012 № 02-03-09/1604.

    Бюджетный кодекс РФ

    Статья 78.1. Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

    1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
    Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

    Возможно, вас заинтересует: что означает кредиторская задолженность.

    Материал подготовлен и проверен экспертами системы Госфинансы

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Погашение кредиторской задолженности за счет дебиторской.

    До декабря текущего года мы намерены погасить задолженность полностью»​, 30 млн рублей на погашение долга прошлого года.

    Вы точно человек?

    Актуальные вопросы управления задолженностью

    Бюджетный учет, N 3, 2011
    М.Р.Губайдуллина

    специалист отдела бюджетного
    планирования Финансово-казначейского
    управления Зеленоградского
    административного округа Департамента
    финансов города Москвы

    С вступлением в силу основных положений Закона N 83-ФЗ исследование экономической природы дебиторской и кредиторской задолженности, а также порядка ее учета и анализа вновь приобрели свою актуальность. В связи с тем что просроченная задолженность государственного учреждения теперь является одним из критериев оценки эффективности деятельности как руководителя, так и учреждения, вопросам предупреждения, выявления и контроля за составом и размерами такой задолженности необходимо уделять особое внимание.

    Нормативно-правовое регулирование

    Несмотря на то что понятия дебиторской и кредиторской задолженности используются бухгалтерами бюджетной сферы достаточно часто, в настоящий момент отсутствует законодательное закрепление определения этих терминов.

    В общем виде дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
    _______________
    Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

    Самыми распространенными примерами возникновения дебиторской задолженности являются: невыполнение договорных обязанностей заказчиками; не поставленные под оплаченный ранее аванс активы; задолженность подотчетных лиц по выданным им денежным суммам; суммы излишне уплаченных налогов или излишне взысканных сборов и пеней и пр.

    Образование дебиторской задолженности объективно объясняется двумя существенными факторами: для организации-дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств, а для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.

    Понятие кредиторской задолженности найти в нормативно-правовых актах еще сложнее. В общем виде она представляет собой задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Возникает такая задолженность в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т.д.) не совпадает с датой их фактической оплаты. К ней относят: задолженность перед поставщиками за поставленные материальные ценности; невостребованные суммы депонентов; непогашенные виновными лицами суммы недостач и др.

    К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим образование, учет и анализ задолженности, относят:

    — Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

    — Гражданский кодекс;

    — Налоговый кодекс;

    — нормативно-правовые акты Правительства РФ;

    — приказы Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н (далее — Приказ N 162н), от 16 декабря 2010 года N 174н (далее — Приказ N 174н), от 23 декабря 2010 года N 183н (далее — Приказ N 183н);

    — ведомственные распорядительные документы.

    Гражданским кодексом регулируются общие вопросы оформления и исполнения договорных условий, основания списания задолженности, особенности исчисления срока исковой давности и иные вопросы, касающиеся возникновения и истребования задолженности.

    Налоговым кодексом определены порядок учета списанной задолженности и включения ее в налоговую базу по различным платежам в бюджет.

    Приказами N 162н, 174н, 183н утвержден порядок учета задолженности. Напомним, что в результате принятия Закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) началась смена типа ранее существовавших учреждений. После реорганизации учреждение по своей форме может стать казенным, бюджетным или автономным. Смена типа учреждения предполагает изменение порядка и форм финансового обеспечения его деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработки новых правил учета активов и обязательств учреждений.

    Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее — Инструкция N 157н). В соответствии с Единым планом счетов значительных изменений порядок учета задолженности не претерпел: учет по-прежнему ведется на счетах 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 210 00 «Прочие расчеты с дебиторами», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 304 00 «Прочие расчеты с кредиторами», 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами».

    Обратите внимание на пункт 6 Инструкции N 157н. Согласно ему теперь все государственные учреждения должны формировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и полномочий, выполняемых ими в соответствии с законодательством. При этом в ходе формирования учетной политики учреждение должно разработать и утвердить своими актами (приказами, распоряжениями и т.п) в числе прочих порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств (включая расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами), а также порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля (одним из методов которого может быть мониторинг задолженности учреждения).

    Нормативно-правовыми актами Правительства РФ и ведомственными документами детализируются общие нормы выявления, учета, списания и иных вопросов управления задолженностью государственного учреждения. Например, порядок проведения инвентаризации, проведения мониторинга, авансирования за счет бюджетных средств и т.п.

    Мониторинг задолженности

    Рост дебиторской задолженности с одновременным ростом кредиторской задолженности может приводить к кризису неплатежей в масштабах учреждения, отрасли, региона. Кроме того, в результате возникновения дебиторской задолженности происходит отвлечение средств из хозяйственного оборота, а наличие просроченной кредиторской задолженности чревато прекращением трудовых отношений с руководителем учреждения. Поэтому необходимо принимать все возможные меры по своевременному выявлению и взысканию задолженности.

    В настоящий момент отсутствует единая законодательно утвержденная методика выявления и анализа задолженности. Однако ряд субъектов РФ утвердил методические рекомендации по порядку мониторинга дебиторской задолженности и ее сокращению для соответствующих учреждений города, области или края. Целью таких документов является осуществление контроля за расходованием средств бюджета города, области или края, контроль за своевременным проведением расчетов по обязательствам, недопущение возникновения просроченной задолженности у государственных и муниципальных учреждений, создание условий для оперативной ликвидации просроченной задолженности в случае ее возникновения, а также повышение финансовой устойчивости бюджетов, повышение платежеспособности и кредитного рейтинга муниципальных образований, усиление контроля за использованием бюджетных средств, создание условий для оздоровления муниципальных финансов.

    В различных субъектах применяются различные методы и способы работы с такой задолженностью. Так, например, в соответствии с приказом Минфина Республики Татарстан от 1 июля 2008 года N 21-53-53 при проведении мониторинга анализируется состояние дебиторской задолженности на отчетную дату, определяется ее изменение в разрезе кодов операции сектора государственного управления по сравнению с началом года, выявляются причины увеличения (уменьшения) задолженности. На основании данных мониторинга учреждения проводят анализ причин образования дебиторской задолженности, в том числе просроченной.

    В Республике Татарстан учреждения проводят мониторинг дебиторской задолженности по форме отчетности 0503169а «Сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности» ежемесячно. При этом главные распорядители бюджетных средств республики осуществляют проверку сведений на предмет обоснованности возникновения дебиторской задолженности и достоверности отражения ее в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки главные распорядители вправе запрашивать информацию от учреждений. При этом учреждение для подтверждения просроченной дебиторской задолженности, в том числе нереальной к взысканию, обязано представить главному распорядителю документальное обоснование.

    Проверенные данные главные распорядители представляют в Департамент казначейства Минфина Республики Татарстан.

    Одновременно с этим по итогам проведенного анализа дебиторской задолженности главный распорядитель представляет в департамент:

    — пояснительную записку с анализом динамики, структуры и причин возникновения дебиторской задолженности, в которой отдельно должны быть даны пояснения к суммам просроченной дебиторской задолженности с указанием даты возникновения, причин образования, а также приведен перечень дебиторов, имеющих наибольший удельный вес в общем объеме задолженности;

    — предложения в письменном виде о мерах, направленных на снижение просроченной дебиторской задолженности;

    — сводный график погашения просроченной дебиторской задолженности.

    Результаты анализа дебиторской задолженности в форме аналитической записки с указанием причин роста (снижения) задолженности департамент направляет министру финансов Республики Татарстан.

    Несколько иной порядок утвержден 26 декабря 2008 года Методологическим советом Ленинградской области по бюджетному учету. В соответствии с Рекомендациями по проведению детального анализа дебиторской задолженности для применения бюджетными учреждениями Ленинградской области проведение анализа состоит из следующих этапов:

    — инвентаризация дебиторской задолженности;

    — определение объема задолженности;

    — выявление структуры дебиторской задолженности;

    — сведения о дебиторе и причины возникновения дебиторской задолженности;

    — размер дебиторской задолженности в разрезе сроков ее возникновения и погашения;

    — принятие управленческих решений, в том числе проведение работы по взысканию дебиторской задолженности.

    При этом инвентаризация должна проводиться в полном соответствии с приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания N 49) и другими нормативно-правовыми актами Минфина России не реже одного раза в год. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем учреждения, а перед составлением годовой бюджетной отчетности проведение инвентаризации дебиторской задолженности обязательно. Предметом инвентаризации дебиторской задолженности являются: объем, подтверждение реальности, обоснованность наличия, выявление сроков возникновения (последнего подтверждения).

    Для подтверждения обоснованности числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета сумм дебиторской задолженности в ходе инвентаризации применяются акты сверки расчетов. Организация-дебитор, получившая акты сверки расчетов, должна подтвердить сумму задолженности, а в случае расхождения сумм указать свою сумму и вернуть один экземпляр акта, подписанный должностными лицами.

    Полученные на основании проведенного анализа сведения о состоянии дебиторской задолженности вносят в форму «Сведения о состоянии дебиторской задолженности получателей средств областного бюджета Ленинградской области». Форма «Сведения о состоянии дебиторской задолженности» составляется на 1 января года, следующего за отчетным, перед составлением годовой бюджетной отчетности нарастающим итогом с начала года. В случаях, установленных локальными нормативными актами учреждения и (или) в целях принятия управленческих решений, форму «Сведения о состоянии дебиторской задолженности» можно составлять на требуемую отчетную дату. Форма составляется раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности.

    На основании указанной выше формы принимаются управленческие решения о проведении соответствующих мероприятий, направленных на погашение дебиторской задолженности. При принятии решений по управлению и урегулированию дебиторской задолженности учреждений следует принимать во внимание, что финансовыми способами воздействия на дебиторов по взысканию просроченной дебиторской задолженности являются:

    — предъявление претензионных писем, напоминаний об оплате с указанием общей суммы задолженности, срока и порядка уплаты;

    — составление актов сверки расчетов;

    — применение штрафных санкций;

    — предложения о проведении взаимозачетов;

    — продажа задолженности;

    — уступка прав требования;

    — предъявление иска к должнику в арбитражный суд;

    — инициация процедуры банкротства неплатежеспособного дебитора.

    Анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ дает возможность выявить общие подходы к мониторингу дебиторской задолженности:

    — порядок проведения мониторинга, как правило, утверждается финансовым органом;

    — основой для анализа являются данные бюджетного учета;

    — в ходе мониторинга выявляются причины образования задолженности.

    Еще одним инструментом контроля за величиной дебиторской задолженности является ограничение ее размеров на законодательном уровне. Так, например, в целях недопущения роста дебиторской задолженности и создания единых условий при осуществлении авансовых платежей за счет средств бюджета города Москвы выпущено постановление правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1229-ПП «Об авансовых платежах, совершаемых за счет средств бюджета города Москвы» (далее — Постановление N 1229-ПП). В соответствии с постановлением получатели средств бюджета города Москвы при заключении договоров (государственных контрактов) вправе предусматривать авансовые платежи в размерах, зависящих от видов товаров, работ, услуг (рисунок 1).

    В соответствии с планом-графиком формирования правового обеспечения Закона города Москвы от 8 декабря 2010 года N 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год», утвержденным распоряжением правительства Москвы от 31 декабря 2010 года N 2652-РП, в указанный выше документ планируется внести изменения.

    Аналогично методическим указаниям по мониторингу дебиторской задолженности некоторые субъекты РФ принимают такие акты и в отношении кредиторской задолженности. Так, постановлением правительства Ивановской области от 18 апреля 2008 года N 73-п утвержден порядок мониторинга, в соответствии с которым мониторинг кредиторской задолженности областного бюджета, бюджетных учреждений осуществляется ежемесячно, государственных унитарных предприятий — ежеквартально по утвержденным формам. В случае выявления просроченной кредиторской задолженности комиссия по урегулированию просроченной кредиторской задолженности разрабатывает план мероприятий по ее ликвидации.

    В целях реализации положений Закона N 83-ФЗ с 2011 года в трудовом договоре руководителя бюджетного учреждения должно быть предусмотрено условие о расторжении договора при наличии у организации просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом-учредителем.

    Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 года было поручено разработать и утвердить порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом. Примеры таких порядков приведены на рисунок 2.

    Как видно из рисунка, задолженность, как правило, проверяется по четырем основным направлениям: оплата труда, налоговые и иные платежи, задолженность перед поставщиками и подрядчиками по всем имеющимся обязательствам. При этом в большинстве ведомств мониторинг проводится ежемесячно (в отдельных ведомствах — ежеквартально). Принципиальным отличием является лишь вопрос определения размера общей задолженности по всем имеющимся основаниям: одни ведомства считают само по себе превышение такой задолженности над стоимостью активов достаточно веским основанием для расторжения трудового договора с руководителем, другие устанавливают в качестве обязательного условия наличие такого превышения в течение трех календарных месяцев подряд, третьи не считают такую зависимость основанием для расторжения трудового договора.

    По итогам мониторинга некоторые ведомства предусматривают иные, нежели увольнение, меры воздействия на руководителей. Так, например, приказом МЧС России от 6 декабря 2010 года N 626 в случае превышения учреждением предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности по одной или нескольким группам руководителем вышестоящего учреждения (органа), осуществляющего руководство учреждением, могут быть вынесены следующие решения:

    — о предоставлении руководителю Учреждения дополнительных сроков для погашения имеющейся просроченной кредиторской задолженности и установлении графика ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации;

    — о проведении служебного разбирательства по образованию кредиторской задолженности и подготовке по его результатам предложений о расторжении трудового договора с руководителем учреждения или утверждения графика погашения кредиторской задолженности с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.

    Размер аванса

    До 100 % от суммы договора, но не более принятого обязательства

    До 50 % от суммы договора, но не более принятого обязательства

    До 40 % от суммы договора, но не более 40 % принятого обязательства

    До 30 % от суммы договора, но не более 30 % принятого обязательства или неисполненного остатка обязательства

    Предмет договора (государ-
    ственного контракта)

    Об оказании услуг связи

    О подписке на печатные издания и об их приобретении

    Об обучении на курсах повышения квалификации, включая стажировку специалистов

    О приобретении авиа- и железнодорожных билетов, а также билетов для проезда городским и пригородным транспортом

    На оплату коммунальных услуг, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов государственной собственности города Москвы

    Метод оплаты:

    Что вы получите:

    После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

    При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу [email protected]

    Примеры

    аналогичных документов, доступных с полным текстом:

    Доступ к полной версии этого документа ограничен

    Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

    Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
    средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
    В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

    всего за 49 руб.

    Кредиторская задолженность прошлого года выделенной в году, путем погашения кредиторской задолженности, образовавшейся в году​.

    Вопрос-ответ

    В результате предпринимательской деятельности у экономических субъектов практически всегда существуют долги: либо они сами кому-нибудь должны, либо, наоборот, им кто-то должен. Такие долги обычно принято называть кредиторской или дебиторской задолженностью в зависимости от того, кто является должником.

    Под кредиторской задолженностью понимается задолженность субъекта перед другими лицами, в качестве которых могут быть организации, предприниматели, работники, учредители. Она отражается в бухгалтерском учёте как обязательства организации. Данная задолженность может возникнуть по расчётам:

    • с поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
    • с покупателями — по авансам, полученным в счёт предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по заключённым договорам;
    • с работниками — по оплате труда в виде начисленной, но не выплаченной суммы, а также в части перерасхода по подотчётным суммам;
    • с участниками (учредителями) — по выплате объявленных дивидендов;
    • с дочерними и зависимыми обществами — по всем видам операций, выполненных ими;
    • с займодавцами и кредиторами — по займам и кредитам;
    • с бюджетом и внебюджетными фондами — по налогам, сборам и страховым взносам и т. д.

    Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организаций» (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н) обязывает организацию при составлении бухгалтерской отчётности — как промежуточной, так и годовой — раскрывать показатели кредиторской задолженности (п. 20 ПБУ 4/99). В форме бухгалтерского баланса (утв. приказом Минфина России от 02.7.10 № 66н) предусмотрена специальная строка 1520 для расшифровки краткосрочной кредиторской задолженности. Суммы долгосрочной кредиторской задолженности при их несущественности учитываются при формировании показателя, заносимого по строке 1450 «Прочие обязательства» бухгалтерского баланса.

    В приведённом в упомянутом приказе Минфина России № 66н примере оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах имеется таблица 5.4, в которой предложено привести данные о кредиторской задолженности, срок погашения которой, установленный договором, истёк. Информация о просроченной дебиторской задолженности надлежит включить в таблицу независимо от того, является ли эта задолженность обеспеченной.

    Момент списания

    В бухгалтерском учёте кредиторская задолженность продолжает учитываться до даты её погашения. Если же организация по каким-либо причинам не погасила кредиторскую задолженность и при этом кредитор не предпринимал никаких действий для того, чтобы взыскать причитающуюся ему сумму, то наступает момент, когда экономический субъект вправе её списать. И осуществить это можно по истечении срока исковой давности.

    Напомним, что исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. При этом общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 195, 196 ГК РФ).

    Течение срока исковой давности начинается со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если в договоре указан срок исполнения обязательства, то срок исковой давности начинает течь со дня, следующего за днём исполнения. Если же срок исполнения договором не предусмотрен, то течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (ст. 200 ГК РФ).

    Обязательство, по которому не предусматривается срок его исполнения и не содержится условий, позволяющих определить этот срок, гражданское законодательство обязывает исполнить в разумный срок после его возникновения. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определён моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (п. 2 ст. 314 ГК РФ). С учётом этой нормы гражданского права по обязательствам, срок исполнения которых не определён договором, исчисление срока исковой давности начинается по истечении семи дней со дня предъявления кредитором требования об исполнении организацией своих обязательств. Документом, подтверждающим требование кредитора, будет являться полученное от него письмо, претензия, иск и т. д.

    Если кредитор не заявляет своих требований и не предпринимает никаких действий для того, чтобы взыскать с организации сумму задолженности, то исковая давность начинает течь по прошествии разумного срока исполнения обязательства. Разумный срок устанавливается организацией самостоятельно, исходя из здравого смысла и сроков исполнения обязательств по аналогичным договорам.

    Срок исковой давности при предъявлении иска кредитора прерывается (ст. 203 ГК РФ). Прерывают его и некоторые действия организации, свидетельствующие о признании долга. К таковым могут относиться (п. 20 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 12/15.11.01 № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»):

    • признание претензии;
    • частичное погашение задолженности как организацией, так и другим лицом при её согласии;
    • уплата процентов по основному долгу;
    • изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признаёт наличие долга, а также просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа);
    • акцепт инкассового поручения.

    Если с даты наступления срока исполнения обязательств прошло три года, но в течение этого периода стороны подписали акт сверки задолженности, данный акт является основанием для прерывания срока исковой давности (письмо Минфина России от 19.07.11 № 03-03-06/1/
    426).

    После перерыва срок исковой давности начинает исчисляться заново, а время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается (ст. 203 ГК РФ).

    Документы для списания

    Суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истёк, списываются по каждому обязательству на основании данных проведённой инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

    Напомним, что организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Однако руководителю организации предоставлено право устанавливать количество инвентаризаций в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д. (п. 27, 26 положения по ведению бухгалтерского учёта). С учётом этого при издании соответствующего приказа инвентаризация расчётов может проводиться в любое время. При этом в распоряжении целесообразно указывать на проведение частичной инвентаризации — только по расчётам с поставщиками и заказчиками, — а не общей.

    Если учётной политикой организации определено создание резервов по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте, то инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться на последний день каждого отчётного (налогового) периода. Поэтому в этом случае напрашивается одновременное проведение инвентаризации и в части кредиторской задолженности.

    Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) определён порядок её проведения. В ходе инвентаризации анализируются все расчёты с партнёрами по бизнесу по состоянию на ближайшую отчётную дату (последнее число текущего календарного месяца), выявляются суммы кредиторской задолженности, числящиеся сверх сроков исковой давности. По результатам её осуществления инвентаризационная комиссия оформляет акт инвентаризации расчётов с кредиторами.

    С момента начала действия Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» формы применяемых первичных учётных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта (п. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). При этом каждый первичный учётный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ.

    Хотя с 1 января 2013 года формы первичных учётных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, не являются обязательными к применению, на наш взгляд, для оформления указанного акта можно воспользоваться унифицированной формой акта инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88). В акте приводятся данные не только по просроченной кредиторской задолженности, но и по всей кредиторской задолженности. При этом указываются:

    • наименование кредитора;
    • счета бухгалтерского учёта, на которых числится задолженность;
    • суммы задолженности, согласованные и не согласованные с кредиторами;
    • суммы задолженности, по которым истёк срок исковой давности.

    Акт составляется на основании документально подтверждённых остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Оформляется он в двух экземплярах и подписывается членами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию, второй — остаётся в комиссии.

    К акту инвентаризации расчётов желательно приложить справку, которая является основанием для составления этого акта. Такая справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учёта. Для её составления используются данные регистров учёта, а также иных документов, обосновывающих суммы задолженности, в том числе и двухсторонних актов сверки с контрагентами. В справке следует привести реквизиты каждого кредитора, причину и дату возникновения задолженности, её величину. При использовании унифицированных форм первичных документов таковой может быть справка — приложение к форме № ИНВ-17.

    Бухгалтерский учёт

    Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н) предписывает включать в прочие доходы суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истёк. Включать эти суммы в доходы полагается в том отчётном периоде, когда это событие произошло. Величины же кредиторской задолженности определяются в суммах, в которых эта задолженность была отражена в учёте организации (п. 8, 10.4 и 16 ПБУ 9/99).

    Списанная кредиторская задолженность отражается в прочих доходах на дату проведения инвентаризации (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», п. 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99, п. 78 положения по ведению бухгалтерского учёта).

    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) прочие доходы отражаются по кредиту субсчёта 1 «Прочие доходы» счёта 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учёта расчётов. А таковыми могут быть следующие счета:

    • 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;
    • 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»;
    • 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»;
    • 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»;
    • 68 «Расчёты по налогам и сборам»;
    • 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»;
    • 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»;
    • 71 «Расчёты с подотчётными лицами»;
    • 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»;
    • 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

    Наиболее характерный вид кредиторской задолженности — это задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими материально-производственные запасы, оказанные услуги, выполненные работы.

    При списании просроченной кредиторской задолженности отсутствует необходимость восстановления ранее принятой к вычету суммы НДС по приобретённым товарам (работам, услугам). Ведь пунктом 3 статьи 170 НК РФ установлен закрытый перечень случаев, когда требуется восстановить налог. Рассматриваемый случай там не приведён. То, что у налогоплательщиков отсутствует обязанность восстановления суммы НДС, принятой к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности по этим товарам (работам, услугам), Минфин России подтвердил в письме от 21.06.13 № 03-07-11/23503.

    Пример 1

    По результатам инвентаризации, проведённой организацией на 30 сентября 2014 года, выявлена кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности за поставленные в июле 2011 года материалы. Их стоимость составляла 52 510 руб., в том числе НДС 8010 руб. С момента получения МПЗ оплата за них не была произведена, за прошедшее время претензии поставщиком не выставлялись. Срок исковой давности закончился 28 июля 2014 года.

    В бухгалтерском учёте организации при получении материалов в июле 2011 года были произведены следующие записи:

    Дебет 10 Кредит 60

    — 44 500 руб. — отражена задолженность за поставленные материалы;

    Дебет 19 Кредит 60

    — 8010 руб. — выделен НДС по поставленным материалам.

    Поскольку материалы приобретались для осуществления операций, облагаемых НДС, у организации имелся в наличии счёт-фактура, выставленный их продавцом, и они приняты к учёту, что подтверждалось соответствующими первичными документами, указанная сумма налога была принята к вычету, хотя оплата за материалы и не производилась:

    Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДС» Кредит 19

    — 8010 руб. — принята к вычету сумма НДС, выставленная продавцом материалов.

    В сентябре 2014 года при списании кредиторской задолженности по результатам проведённой инвентаризации осуществляется следующая запись:

    Дебет 60 Кредит 91-1

    — 44 500 руб. — списана кредиторская задолженность по материалам в связи с истечением срока исковой давности.

    Возникновение кредиторской задолженности может быть связано с полученной предоплатой под поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

    Моментом определения налоговой базы по НДС согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ является наиболее ранняя из следующих дат:

    • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Сумма НДС при получении предоплаты определяется расчётным методом с использованием налоговой ставки, рассчитываемой как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 статьи 164 НК РФ (то есть 10 или 18 %), к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

    Таким образом, при получении предварительной оплаты у продавца возникает момент определения налоговой базы по НДС. В связи с этим он обязан исчислить налог к уплате в бюджет по предоплате и составить счёт-фактуру в соответствующем порядке.

    Кредиторскую задолженность при получении организацией оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок этой организацией товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) финансисты рекомендовали отражать в бухгалтерском балансе в оценке за минусом суммы НДС, подлежащей уплате (уплаченной) в бюджет в соответствии с налоговым законодательством (раздел II Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2012 год, приведены в приложении к письму Минфина России от 09.01.13 № 07-02-18/01).

    Для обобщения информации о расчётах с покупателями и заказчиками на счетах бухгалтерского учёта инструкцией по применению плана счетов предусмотрено использование счёта 62. Этот счёт кредитуется в корреспонденции со счетами учёта денежных средств, расчётов на суммы поступивших платежей, включая суммы полученных авансов. При этом суммы полученных авансов учитываются обособленно.

    Задолженность перед бюджетом в виде исчисленного с полученной предоплаты НДС фиксируется по кредиту счёта 68. При этом организации самостоятельно определяют корреспондирующий с этим счётом счёт. Таковым можно выбрать счёт 62, предусмотрев к нему соответствующий субсчёт. Это может быть счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» либо счёт 76.

    Пример 2

    Организация получила в начале июля 2011 года предоплату за предстоящую поставку материалов в размере 45 430 руб. Согласно договору материалы должны были быть отгружены до конца этого месяца. Покупателю материалы поставлены не были, денежные средства не возвращены. Претензии от кредитора в течение 3 лет не поступали. По результатам инвентаризации, проведённой в конце сентября 2014 года, принято решение о списании кредиторской задолженности.

    При поступлении авансового платежа в июле 2011 года в бухгалтерском учёте были произведены следующие записи:

    Дебет 51 Кредит 62 субсчёт «Расчёты по авансам полученным»

    — 45 430 руб. — получена предоплата под предстоящую поставку материалов;

    Дебет 62 субсчёт «Расчёты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДС»

    — 6930 руб. (45 430 руб. : 118 × 18) — начислен НДС с авансового платежа.

    При списании же данной кредиторской задолженности в сентябре 2014 года осуществляется следующая запись:

    Дебет 62 субсчёт «Расчёты по авансам полученным» Кредит 91-1

    — 45 430 руб. — списана кредиторская задолженность, по которой истёк срок исковой давности.

    НДС, исчисленный и уплаченный с аванса, при списании кредиторской задолженности вычету не подлежит, поскольку такой вычет возможен только в случае расторжения договора и возврата суммы аванса либо реализации товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ). Поэтому учтённая на субсчёте «Расчёты по НДС с авансов полученных» счёта 62 сумма исчисленного НДС списывается в прочие расходы:

    Дебет 91-2 Кредит 62 субсчёт «Расчёты по НДС с авансов полученных»

    — 6930 руб. — отражена сумма НДС, исчисленного с полученного аванса.

    Кредиторская задолженность организации, как было сказано выше, может возникнуть по оплате труда сотрудникам или в связи с перерасходом подотчётной суммы. В некоторых случаях и такие задолженности приходится списывать.

    Напомним, что порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённый порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (утв. указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У) предписывает кассиру в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, проставить в расчётно-платёжной ведомости (платёжной ведомости) оттиск печати (штампа) или сделать запись «депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег. При этом им подсчитывается и записывается в итоговой строке сумма фактически выданных наличных денег и сумма, подлежащая депонированию, и сверяются указанные суммы с итоговой суммой в расчётно-платёжной ведомости (платёжной ведомости) (п. 6.5 порядка). После чего депонированные денежные средства сдаются в банк.

    Пункт же 6 статьи 226 НК РФ обязывает налогового агента перечислить в бюджет исчисленные и удержанные суммы НДФЛ не позднее дня получения в банке наличных на выплату зарплаты, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Причём данная норма, по мнению чиновников, должна применяться, в том числе если заработная плата не была выдана отсутствующим по различным причинам работникам.

    Таким образом, депонирование заработной платы не освобождает организацию от обязанности перечислить удержанный НДФЛ в бюджет не позднее дня получения в банке наличных на выплату зарплаты.

    Отметим, что некоторые арбитражные суды также приходят к такой позиции. Так, судьи ФАС Уральского округа согласились с налоговиками, которые при проверке НДФЛ начислили организации пени за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога в бюджет с депонированной заработной платы, поскольку:

    • законодатель связывает обязанность налогового агента по перечислению удержанного НДФЛ с днём фактического получения им в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а не с днём фактического получения заработной платы работником общества;
    • депонирование заработной платы не освобождает налогового агента от обязанности перечислить удержанный НДФЛ в бюджет;
    • заработная плата депонируется без учёта НДФЛ

    (постановление ФАС Уральского округа от 16.01.14 № Ф09-13857/13).

    Пример 3

    В июне 2011 года работник уволился из организации. В июле ею была начислена работникам премия за второй квартал этого года в сумме 946 270 руб., в том числе и бывшему работнику 14 470 руб. О начислении работнику было сообщено, в том числе и письмом (с уведомлением о вручении, которое было получено 4 августа). Но ни сразу, ни в последующие три года уволенный работник не обратился за получением причитающихся ему денежных средств. При осуществлении инвентаризации кредиторской задолженности в сентябре 2014 года организация, проверив истечение срока исковой давности и подтвердив его окончание 4 августа, списала депонированную сумму премии.

    При начислении премии бывшему работнику из неё было удержан НДФЛ в сумме 1881 руб. (((А руб. + 14 470 руб.) × 13 % – А руб. × 13 %), где А руб. — сумма дохода, облагаемая НДФЛ, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года по дату увольнения сотрудника, А руб. × 13 % — исчисленная сумма НДФЛ с указанного дохода). Причитающаяся работнику сумма премии 12 589 руб. (14 470 – 1881) была депонирована.

    Удержанный НДФЛ вошёл в общую сумму налога, удержанного с выплат премий работникам за второй квартал. Перечисление же её на счёт казначейства осуществлено в день получения денежных средств из банка в кассу организации.

    Начисление премии за второй квартал, её выплата и сдача в банк депонированной суммы премии бывшего работника в июле 2011 года сопровождались следующими записями:

    Дебет 20 Кредит 70

    — 931 800 руб. (946 270 – 14 470) — начислена премия за второй квартал работникам организации;

    Дебет 20 Кредит 76

    — 14 470 руб. — начислена премия за второй квартал бывшему работнику;

    Дебет 70 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДФЛ»

    — 121 134 руб. (931 800 руб. × 13 %) — удержан НДФЛ из премий, выплачиваемых работникам;

    Дебет 76 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДФЛ»

    — 1881 руб. — удержана сумма НДФЛ из премии уволившегося работника;

    Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДФЛ» Кредит 51

    — 123 015 руб. (121 015 + 1881) — перечислена в бюджет совокупность удержанных у работников сумм НДФЛ с выплачиваемой им премии за второй квартал;

    Дебет 50 Кредит 51

    — 823 255 руб. (946 270 – 123 015) — получены денежные средства для выплаты премии за второй квартал;

    Дебет 70 Кредит 50

    — 810 666 руб. (823 255 – 12 589) — выплачена работникам премия за второй квартал;

    Дебет 76 Кредит 76 субсчёт 4 «Расчёты по депонированным суммам»

    — 12 589 руб. — депонирована сумма премии, не выданная бывшему работнику;

    Дебет 50 Кредит 51

    — 12 589 руб. — сдана в банк депонированная сумма премии.

    Списание в сентябре 2014 года депонированной суммы премии сопровождается записью:

    Дебет 76-4 Кредит 91-1

    — 12 589 руб. — списана депонированная сумма премии уволенного работника.

    Поскольку денежные средства физическому лицу не выплачены, то перечисленная в своё время сумма НДФЛ становится излишне уплаченной в бюджет.

    Статьёй 231 НК РФ предусмотрен порядок возврата излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ. Возврат в таком случае осуществляется налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Так как премия работнику не выплачивалась, то получить от него такое заявление налоговый агент в принципе не может.

    Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы НДФЛ осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьёй 78 НК РФ.

    Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговому агенту предлагается представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учёта за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ.

    Увидев данные документы, налоговики, скорее всего, откажут в возврате, сославшись на то, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    Дебет 51 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДФЛ»

    — 1881 руб. — возвращена сумма излишне уплаченного НДФЛ;

    Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДФЛ» Кредит 91-1

    — 1881 руб. — учтена в прочих доходах сумма НДФЛ, удержанная с не полученной уволенным работником премии.

    Не столь уж часто, но случается, что у организации возникает просроченная кредиторская задолженность по выплатам дивидендов.

    Начисленные, но не выплаченные дивиденды акционер может потребовать от акционерного общества в течение трёх лет с даты принятия решения об их выплате либо большего срока, предусмотренного уставом общества, который не может превышать пять лет с даты принятия решения о выплате дивидендов. Срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит.

    По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределённой прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается (п. 9 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

    Для участника же общества с ограниченной ответственностью срок обращения увеличивается дополнительно ещё на 60 дней (или меньшее количество дней, отведённых на выплату дивидендов в соответствии с уставом общества или решением общего собрания участников общества о распределении прибыли между ними), поскольку отсчёт в аналогичной норме, установленной пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ведётся от истечения срока выплаты дивидендов (п. 3 ст. 28 закона № 14-ФЗ).

    С невыплаченных дивидендов общество в качестве налогового агента не удерживает:

    • налог на прибыль, если дивиденды выплачиваются юридическому лицу;
    • НДФЛ, если дивиденды выплачиваются физическому лицу, —

    поскольку такая обязанность у общества возникает только при фактической выплате доходов (дивидендов) акционеру (участнику).

    Списание кредиторской задолженности по не востребованным акционером (участником) в установленные сроки дивидендам отражается записью по дебету субсчёта 2 «Расчёты по выплате доходов» счёта 75-2 или по дебету счёта 70, если акционером (участником) общества является работник организации, и кредиту счёта 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»:

    Дебет 75-2 (70) Кредит 84

    — отражено восстановление части прибыли, не востребованной акционером (участником).

    Продолжение следует

    ВАЖНО:

    Если налоговому агенту удастся убедить налоговиков в том, что три года надлежит отсчитывать с даты, когда он узнал об излишней уплате налога, то есть с момента списания депонированной суммы, то не исключена вероятность отказа с аргументацией, что в НК РФ отсутствует положение по возврату налога по рассматриваемому случаю, когда удержание НДФЛ не производилось, поскольку физически не была осуществлена выплата дохода физическому лицу. Перечисленная в бюджет сумма налога в таком случае переходит в разряд НДФЛ, уплаченного за счёт собственных средств налогового агента, что не допускается пунктом 9 статьи 226 НК РФ.

    Если налоговики вернут сумму излишне уплаченного НДФЛ, то эту сумму организация должна будет учесть в прочих доходах.

    Под кредиторской задолженностью понимается задолженность субъекта перед другими лицами, в качестве которых могут быть организации, предприниматели, работники, учредители. Она отражается в бухгалтерском учёте как обязательства организации.

    Если с даты наступления срока исполнения обязательств прошло три года, но в течение этого периода стороны подписали акт сверки задолженности, данный акт является основанием для прерывания срока исковой давности (письмо Минфина России от 19.07.11 № 03-03-06/1/
    426).

    При издании соответствующего приказа инвентаризация расчётов может проводиться в любое время. При этом в распоряжении целесообразно указывать на проведение частичной инвентаризации — только по расчётам с поставщиками и заказчиками, — а не общей.

    Наиболее характерный вид кредиторской задолженности — это задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими материально-производственные запасы, оказанные услуги, выполненные работы.

    Возникновение кредиторской задолженности может быть связано с полученной предоплатой под поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

    Депонирование заработной платы не освобождает организацию от обязанности перечислить удержанный НДФЛ в бюджет не позднее дня получения в банке наличных на выплату зарплаты.

    Поскольку денежные средства физическому лицу не выплачены, то перечисленная в своё время сумма НДФЛ становится излишне уплаченной в бюджет.

    Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

    Ответил пользователь,. В случае если по завершении финансового года, на который установлено муниципальное задание, субсидия на.