ПИСЬМО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ ОТ N / «О НАПРАВЛЕНИИ Вопросы-ответы бюджетных организаций Непростой вопрос учета счета «Принятые денежные обязательства на текущий.

Содержание

Вопросы по применению федеральных стандартов

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/

Представление недостоверной бюджетной отчетности влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. в силу ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поэтому при составлении отчетных форм следует быть предельно внимательными и указывать в них информацию, достоверно отражающую факты финансово-хозяйственной жизни учреждения и соответствующую нормам законодательства РФ, в том числе положениям Инструкции № 191н. В помощь бухгалтерам при составлении годовых отчетных форм по итогам 2017 года Федеральное казначейство выпустило Письмо от 20.10.2017 № 07-04-05/08-807, в котором привело самые распространенные ошибки, допускаемые при формировании бюджетной отчетности. В рамках этого материала предлагаем провести анализ наиболее часто встречающихся при составлении отчетных форм ошибок.

Пунктом 8 Инструкции № 191н установлено что в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, такой отчет не составляется. Соответствующая информация подлежит отражению в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период (ф. 0503160). Если в пояснительной записке указано о непредставлении форм с нулевыми показателями, нет необходимости формирования отчета в статусе «Показатели отсутствуют». Ниже рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при составлении отчета о движении денежных средств (ф. 0503123), отчета об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (ф. 0503127), отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130).

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)

При заполнении отчета (ф. 0503123) часто допускаются следующие нарушения.

Отсутствие показателей по графе 5 отчета, входящего в состав годовой бюджетной отчетности.

В соответствии с п. 1.2.1 Письма Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 (далее – Письмо № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308) графа 5 разд. 1 – 3 отчета (ф. 0503123) в составе квартальной бюджетной отчетности не заполняется, однако при составлении годовых отчетных форм в ней должны быть отражены показатели, сформированные у учреждения за аналогичный период прошлого финансового года.

Отсутствие детализации показателя по строке 980 «Возврат дебиторской задолженности прошлых лет» разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям» по соответствующим кодам раздела, подраздела расходов.

Пунктом 1.2.1 названного выше письма установлено, что показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет, отраженные по строке 980, подлежат детализации в графе 4 по коду раздела, подраздела, по которому получателем бюджетных средств осуществляется наибольший объем расходов бюджета.

Незаполнение строки 440 разд. 3 при наличии изменения остатка по счету 3 210 00 000 в разд. 2 сведений об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178).

В силу п. 150 Инструкции № 191н по строкам 441 и 442 отчета (ф. 0503123) отражаются суммы денежных средств, поступивших во временное распоряжение, и суммы денежных средств во временном распоряжении, возвращенных владельцу или перечисленных по назначению, соответственно. При наличии в учете показателя по счету 3 210 00 000, сформированного на отчетную дату, его нужно отразить в отчете (ф. 0503123) по строкам 441 и 442 разд. 3 (п. 3.3 Письма № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).

Отсутствие равенства показателя строки 900 и суммы показателей строк 220 и 310 либо незаполнение данных по строке 900 «Расходы».

Контрольными соотношениями к показателям бюджетной отчетности установлено, что значение строки 900 должно быть равно сумме показателей строк 220 и 310 разд. 2 и 3 соответственно. При этом итоговый показатель строки 900 должен быть также равен сумме показателей строк, составляющих строку 900. Несоблюдение данного несоответствия либо отсутствие информации по строке 900 свидетельствует о неправильном заполнении отчета (ф. 0503123).

Отчет об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (ф. 0503127)

Порядок заполнения этой отчетной формы изложен в п. 60 – 67 Инструкции № 191н, а также разъяснен в письмах Минфина (в частности, в письмах от 27.04.2017 № 02-06-10/25785, от 21.07.2016 № 02-06-10/4375 и Письме Минфина РФ № 02-07-07/5669, Федерального казначейства № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 (далее – Письмо № 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120)). Среди нарушений, которые выявляются контролерами при проверке форм отчетности, в том числе отчета (ф. 0503127), можно выделить следующие.

Указание в разд. 2 отчета (ф. 0503127) в отрицательном значении сумм дебиторской задолженности прошлых лет, восстановленной на счетах получателей бюджетных средств.

Такие суммы в обязательном порядке перечисляются получателями бюджетных средств в доход бюджета, поэтому они не должны отражаться в разд. 2 отчета (ф. 0503127).

Несоответствие показателя строки 200 «Расходы бюджета, всего» отчета (ф. 0503127) показателю строки 900 «Расходы, всего» разд. 4 отчета (ф. 0503123).

Контрольными соотношениями, размещенными на сайте http://www.roskazna.ru/, установлено соответствие показателей вышеназванных строк. Расхождение между ними обосновывается в пояснительной записке (ф. 0503160) (п. 1.2.8.3 Письма № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).

Несоответствие показателей отчета (ф. 0503127) и отчета (ф. 0503123) (несоответствие суммы показателей с аналитической группой подвида доходов в разд. 1 и показателя строки 030 отчета (ф. 0503123)).

Согласно контрольным соотношениям к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство, сумма показателей по кодам доходов бюджета с аналитической группой подвида доходов 110 в разд. 1 отчета (ф. 0503127) должна соответствовать показателю строки 030 отчета (ф. 0503123).

Несоответствие показателей графы 5 разд. 2 отчета (ф. 0503127) данным отчета о состоянии лицевого счета получателя на отчетную дату на сумму нераспределенного остатка ЛБО на счете 01 распорядителя.

В графе 5 разд. 2 получатель бюджетных средств отражает показатель лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению главным распорядителем бюджетных средств за отчетный период, с учетом изменений (показатель дебетового оборота по счету 1 501 15 000). Данные в части нераспределенных бюджетных назначений (бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств) согласно п. 1.4.3 Письма № 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 отражаются только распорядителем бюджетных средств, главным распорядителем бюджетных средств в дополнительно формируемых отчетах (ф. 0503127).

Читайте также

  • Разъяснения по составлению месячной и квартальной бюджетной отчетности
  • Особенности формирования показателей некоторых форм бюджетной отчетности, утвержденных Инструкцией № 191н
  • Учитываем разъяснения Минфина при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие
  • Новое в бухгалтерском учете и отчетности учреждений с 2017 года
  • Отчет об обязательствах

Показатели по графе 5 отражаются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в дополнительно формируемых отчетах (ф. 0503127) в соответствии с пп. «в» и «г» п. 1.4.3 Письма № 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120.

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Порядок формирования данной отчетной формы установлен п. 68 – 75 Инструкции № 191н. При отражении в отчете (ф. 0503128) операций по отложенным обязательствам, обязательствам годов, следующих за отчетным финансовым годом, рекомендуем также обратиться к Письму № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308. В отчете (ф. 0503128) показатели по денежным обязательствам формируются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 X2 000 «Принятые денежные обязательства», которые сформированы по результатам отражения учреждением в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни (обязательств).

Среди ошибок, допускаемых учреждениями при формировании отчета (ф. 0503128), можно назвать следующие.

Отражение в графе 6 кредитовых оборотов по счету 1 502 07 000 «Принимаемые обязательства».

В этой графе показываются не кредитовые остатки по счету 1 502 07 000, как того требуют положения п. 71 Инструкции № 191н, а кредитовые обороты по данному счету.

Отражение в графе 6 информации об уменьшении показателя по счету 1 502 17 000 при расторжении контракта.

Из разъяснений, приведенных в Письме № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, следует, что показатели графы 6 формируются без учета информации:

  • об увеличении цены контракта (в случае изменения существенных условий контракта согласно законодательству РФ), в том числе контрактов, заключенных до отчетного финансового года;

  • об уменьшении цены контракта, заключенного в отчетном финансовом году (при изменении существенных условий контракта в силу законодательства РФ, а также при расторжении контракта, заключенного в отчетном финансовом году (показатели изменения (уменьшения) обязательств отражаются с применением корреспонденций по счету 1 502 17 000 «Принимаемые обязательства текущего финансового года»)).

Данная информация отражается в графе 7 отчета (ф. 0503128).

Превышение показателя графы 9 «Денежные обязательства» отчета (ф. 0503128) над показателем графы 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего».

Превышение показателя графы 9 над показателем графы 7 возможно только в случае наличия на отчетную дату дебетового остатка по счету 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В этом случае возможно превышение показателя на сумму дебиторской задолженности, сформированной в отчетном периоде (на сумму увеличения дебетового остатка по счету 1 303 02 000). Во всех остальных случаях превышение показателя графы 9 над показателем графы 7 является недопустимым.

Контрольными соотношениями, размещенными на сайте http://www.roskazna.ru, установлено, что в случае превышения показателя принятых бюджетных обязательств над суммой доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также при превышении показателя принятых денежных обязательств над суммой принятых бюджетных обязательств в пояснительной записке (ф. 0503160) следует указать причины такого превышения.

Наличие показателей по строке 911 разд. 3 в графах 4 – 6, 8 – 10, 12.

По этой строке отражаются данные по отложенным обязательствам. В графе 7 разд. 3 отчета (ф. 0503128) показываются кредитовые остатки, сформированные на конец отчетного финансового года у учреждения (по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»). При этом показатель по счету 1 502 99 000 отражается в графе 7 разд. 3 отчета (ф. 0503128) в объеме резерва предстоящих расходов (счет 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), созданного по данным обязательствам. Показатель графы 7 должен быть равен показателю графы 11. По строке 911 разд. 3 в графах 4 – 6, 8 – 10, 12 показатели должны отсутствовать. Наличие в этих графах числовой информации является недопустимым и свидетельствует о неправильном заполнении отчета (ф. 0503128).

Необеспечение равенства показателя графы 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» и разности показателей, отраженных по графам 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 10 «Исполнено денежных обязательств».

Контрольными соотношениями, размещенными на сайте http://www.roskazna.ru/, предусмотрена необходимость соблюдения равенства значений (графа 11 = графа 7 – графа 10) при заполнении отчета (ф. 0503128).

Принятие обязательств по выплате заработной платы (денежного довольствия) свыше доведенного объема лимитов бюджетных обязательств.

Обязательства по выплате заработной платы (денежного довольствия) принимаются на весь годовой объем лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, в связи с чем объем принятых бюджетных обязательств по заработной плате (денежному довольствию) должен соответствовать объему доведенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. В случае превышения размера принятых обязательств по выплате заработной платы (денежного довольствия) в пояснительной записке (ф. 0503160) необходимо отразить причину данного отклонения.

Указание в отчете (ф. 0503128) показателей со знаком минус.

Отражение в графах 5 – 12 отчета (ф. 0503128) отрицательных показателей недопустимо (п. 1.7 Письма № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).

Несоблюдение следующего соответствия показателей.

Показатель графы 12 «Не исполнено принятых денежных обязательств» отчета (ф. 0503128)

=

Показатель графы 9 «На конец отчетного периода, всего» отчета (ф. 0503169), строка «Всего»

Сумма:
– показателя строки «Итого по синтетическому коду счета 1 205 00 000»;
– показателя строки «Итого по синтетическому коду счета 1 209 00 000»;
– суммы показателей соответствующих строк по счету 1 303 00 000

Из положений п. 1.2.3 Письма № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308 следует, что субъект бюджетной отчетности должен обеспечить идентичность (равенство) указанных выше показателей.

Баланс получателя бюджетных средств (ф. 0503130)

При заполнении этой отчетной формы встречаются следующие нарушения.

Неправильное отражение в балансе (ф. 0503130) стоимости земельных участков.

Несмотря на то, что по правилам, установленным инструкциями № 157н, 162н, земельные участки, в том числе те, на которых расположены здания и которые переданы учреждениям в бессрочное пользование, учитываются на счете 0 103 00 000 и отражаются по кадастровой стоимости по строке 070 баланса (ф. 0503130), некоторые учреждения ведут их учет на забалансовом счете 01. Соответственно, эти объекты отражаются не в балансе (ф. 0503130), а в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Иногда земельные участки не показываются на балансовых счетах по причине отсутствия информации об их кадастровой стоимости в регистрационных документах. Отсутствие в регистрационных документах такой информации не дает субъекту учета права не отражать событие о поступлении указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете (Письмо Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-05/59444).

Неотражение по строке 090 капитальных вложений в отношении имущества, переданного учреждению в период составления отчетных форм.

В Письме № 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 сказано, что вложения в нефинансовые активы (счет 0 106 00 000) отражаются по строке 090.По этой строке показывается общий объем капитальных вложений (по совокупности объектов). Информация, отраженная по строкам 090 – 094, в отношении объектов нефинансовых активов, по которым числятся незавершенные капитальные вложения в связи с созданием объекта недвижимости (строительством, реконструкцией, модернизацией (техническим перевооружением)) или его приобретением, должна быть сопоставима с информацией, приведенной в сведениях (ф. 0503190) (форма и порядок ее заполнения установлены Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н). При этом обособление каких-либо расходов, формирующих капитальные вложения (например, процентов по кредиту), отдельными строками в сведениях (ф. 0503190) не предусмотрено.

В случае оформления после отчетной даты (но до представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных вложений по которым завершено до 01.01.2018, такое событие признается существенным и подлежит отражению в отчетности за 2017 год:

  • на счетах бюджетного учета, если документы поступили в момент формирования отчетных форм, и в пояснительной записке (ф. 0503130);

  • в пояснительной записке (ф. 0503130), если документы поступили в учреждение до момента отправки отчетности учредителю, но после того, как она была сформирована.

Отражение стоимости здания до момента государственной регистрации прав на него по строке 100 баланса (ф. 0503130).

По данной строке отражаются нефинансовые активы в пути, учитываемые на счете 0 107 00 000.Отражение зданий (помещений) до государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества по строке 100 баланса (ф. 0503130) не допускается. Учет здания (помещения) до получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание (помещение) у принимающей стороны, ведется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», при условии что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено. При этом, если государственная регистрация права у принимающей стороны на указанный объект завершена после 01.01.2018, но до срока представления отчетности такое событие признается существенным. Поступление объекта имущества отражается на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» в отчетности за 2017 год. В случае если документы о государственной регистрации объекта поступили в учреждение поздно, информация о регистрации объекта приводится в текстовой части пояснительной записки.

Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а государственная регистрация названного права у принимающей стороны на данный объект не завершена, он учитывается у принимающей стороны на счете 1 101 10 000.

Отражение отрицательных показателей по строкам 260, 470, 490, 530.

По этим строкам в балансе (ф. 0503130) отражаются показатели, сформированные по счетам 1 206 00 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000. Правила ведения бюджетного учета не предполагают наличие кредитовых остатков по счету 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», дебетовых остатков по счетам 1 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами». Соответственно, наличие показателей по указанным счетам со знаком минус является недопустимым.

Отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по строкам 260, 310 баланса (ф. 0503130).

По названным строкам отражаются показатели по счетам 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами». Методологией учета, приведенной в Инструкции № 162н, не предусмотрено отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по счетам 1 206 00 000, 1 208 00 000, в отношении которой получатель бюджетных средств осуществляет мероприятия по восстановлению расходов бюджета (возврату в бюджет ранее произведенных расходов), в том числе:

  • по осуществленной в рамках государственных (муниципальных) контрактов, соглашений предварительной оплате, подлежащей возврату контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений);

  • по восстановлению в бюджете расходов по результатам претензионной работы, включая возврат излишне выплаченной заработной платы, задолженности уволенных сотрудников по подотчетным суммам.

Указанная дебиторская задолженность по восстановлению расходов бюджета подлежит отражению на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

В связи с вышесказанным наличие по строкам 260, 310 просроченной дебиторской задолженности недопустимо.

* * *

В завершение отметим, что в Письме Федерального казначейства № 07-04-05/08-807 обозначен ряд ошибок, допускаемых получателями бюджетных средств при заполнении таблиц пояснительной записки (ф. 0503130). Многие учреждения относятся формально к составлению этой формы отчетности, тогда как заполнение всех разделов пояснительной записки является обязательным в силу норм Инструкции № 191н.

пояснительная записка дебиторская задолженности капитальные вложения

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как узнать «СПРАВЕДЛИВУЮ» цену за долю?//Ответ на письмо.

Обязательства, не принятые к учету в соответствии с нормами бюджетного обязательств денежных обязательств Федеральное казначейство.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Письмо Татьяны: обналичка, финансовая безграмотность и проверки

Ответы на вопросы

 

По завершении финансового года в бухгалтерском учете бюджетных учреждений необходимо закрыть ряд счетов и определить финансовый результат. До закрытия финансового года следует провести подготовительную работу, чтобы обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчетности. Основные вопросы, касающиеся финансирования и закрытия финансового года в бюджетном учреждении, рассмотрим в данной статье.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  1. Учреждение, финансируемое субсидиями на выполнение государственного задания, обязано до 31 декабря включительно рассчитаться по своим обязательствам:
  • начислить и выплатить зарплату по бюджетному виду деятельности и перечислить страховые взносы;
  • произвести все выплаты в пределах полученных годовых ассигнований по плану финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), в разрезе статей КОСГУ;
  • закрыть кредиторскую и дебиторскую задолженность.

2. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на финансовый год, и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. Остаток неиспользованных субсидий не является переходящим на следующий финансовый год, не позднее двух последних рабочих дней подлежит перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (ст. 24 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК РФ).

Бухгалтерские записи по возврату неиспользованных субсидий:

Дебет счета 4.401.10.130 Кредит счета 4.303.05.730 — начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

Дебет счета 4.303.05.830 Кредит счета 4.201.11.61 — перечислены с лицевого счета учреждения остатки суммы субсидии в доход бюджета.

3. После 25 декабря получатели бюджетных средств утрачивают право на принятие денежных обязательств, определенное ст. 225 БК РФ. Сокращение срока принятия денежных обязательств по сравнению со сроком завершения финансового года вызвано необходимостью завершить в оставшееся время до окончания года остальные процедуры санкционирования и расходования бюджетных средств.

В срок до 28 декабря орган, исполняющий бюджет, должен завершить подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, а в срок до 31 декабря включительно — оплатить их.

4. Статьей 242 БК РФ установлены особенности закрытия счетов от предпринимательской деятельности, на которых по состоянию на 31 декабря числится остаток денежных средств. В отличие от остатков финансирования из бюджета, остаток средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской деятельности, изъятию не подлежит и зачисляется в полном объеме на лицевом счете в федеральном казначействе на следующий год.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассмотрим подготовительные мероприятия, которые нужно последовательно провести в бюджетном учреждении перед закрытием финансового года.

Инвентаризация

1. Проводим инвентаризацию имущества организации, проверяем и корректируем данные об излишках и недостачах.

2. Проводим инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, до конца года рассчитываемся по кредиторской задолженности, взыскиваем дебиторскую задолженность.

3. До закрытия счетов текущего финансового года проводим расчеты по налогам и сборам, проверяем корректность и правильность всех расчетов.

Результаты инвентаризации оформляют документально, изменения вносят в баланс на основании произведенных проводок по корректировке данных.

Определение доходов и расходов по предпринимательской деятельности

Информация о доходах от предпринимательской деятельности формируется на счете 2.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг».

Начисление доходов от оказания платных услуг отражается следующей проводкой:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130 — на основании акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) и договора.

По завершении отчетного периода (месяца) обобщающая информация о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг собирается на счете 0.109.00.000. Этот счет детализирован следующим образом:

0.109.60.200 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг» (к прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида государственных услуг);

0.109.70.200 «Накладные расходы»;

0.109.80.200 «Общехозяйственные расходы»;

0.109.90.200 «Издержки обращения».

По завершении месяца накладные и общехозяйственные расходы распределяют по видам услуг и относят на счет 0.109.60.200 (в разрезе КОСГУ):

Дебет счета 0.109.60.200 Кредит счета 0.109.70.200 (0.109.80.200).

Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, подарки и т. д.), сразу относят на финансовый результат — счет 2.401.20.000 (в разрезе КОСГУ).

Расходы формируются отдельно по источникам финансирования — за счет предпринимательской деятельности (КФО 2), субсидий на выполнение государственного задания (КФО 4).

Определение полученных субсидий и расходов по бюджетной деятельности

В учете бюджетных учреждений бухгалтерские операции по отнесению фактической себестоимости оказанных услуг, выполненных работ в рамках исполнения государственного задания отражаются на счете 4.109.60.200.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи, подстатьи КОСГУ и в порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

С 2016 года доходы учреждений от поступлений субсидий на выполнение государственного задания должны отражаться по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (табл. 1). Раньше использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Поступление доходов в виде субсидий на государственное задание отражается проводками:

Дебет счета 4.205.31.560 Кредит счета 4.401.10.130 — начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя;

Дебет счета 4.201.11.510 Кредит счета 4.205.31.660 — поступили денежные ассигнования на расчетный счет в виде субсидии.

Приказом Минфина России от 24.12.2015 № 209н внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Проводки по субсидиям приведены в соответствие с кодом КОСГУ 130, по которому теперь отражается доход от субсидий на госзадание (вместо счета 4.401.10.180 применяется счет 4.401.10.130, вместо счета 4.205.80.000 — счет 4.205.31.000).

Расходы, произведенные за счет субсидий, формирующие себестоимость услуг (работ), отражаются на счете 4.109.60.200.

Исключением из этого правила является перечень расходов, которые не подлежат включению в фактическую себестоимость за счет средств субсидий. Такие расходы сразу списываются в Дебет счета 4.401.20.200 «Расходы текущего финансового года» и отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ.

Кроме того, непосредственно в Дебет счета 4.401.20.271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» списываются суммы амортизации, начисленной по основным средствам, так как суммы амортизации и расходы по приобретению ОС, кроме малоценных быстроизнашивающихся предметов, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение государственного задания.

 

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2018.

Скачать бесплатно демо-номер журнала

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Уголовная амнистия 2020. Коронавриус. Петиция Президенту РФ

Учет принятых денежных обязательств Ответ: Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении.

Статьи по Бухучету

Отчетность бюджетных организаций в связи с коронавирусом

Вышли Письма Минфина России, Казначейства России от 31.03.2020 № 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств».

Учитывайте при подготовке отчетности на 1 апреля 2020 года.

Формирование и представление бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений:

  1. Отчет (ф. 0503738-НП)составляется и представляется на 1-е число каждого месяца, за исключением отчетности на 1 апреля 2020 года, в соответствии с пунктами 47.1, 48.1, 49.1 Инструкции № 33н.
  2. ​Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется.

Состав бюджетной отчетности на 1 апреля 2020 года:

  • Справка (ф. 0503125).
  • Отчет (ф. 0503127).
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) — текстовая часть.
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
  • Сведения (ф. 0503178).
  • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

Дополнительно составляются и представляются:

  • Сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).
  • Отчет (ф. 0503127 Z).
  • Отчет (ф. 0503127 ПРП 600).
  • Сведения (ф. 0503178 Z).

Далее вспомним основные правила составления отчетности и учтем очередные изменения Инструкций.

Состав форм отчетности за I квартал 2020 года

С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.

По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
  2. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
  3. Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
  • сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:

  1. Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
  2. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
  3. Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Приказ Минфина России от 31.01.2020 № 13н изменил Инструкцию 191н. Новая редакция действует с 22 марта 2020 года, т.е. отчетность за I квартал составляем уже с учетом поправок.

Из представленного списка квартальных отчетных форм изменились:

  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) — технические поправки;
  • Справка об изменении валюты баланса (ф. 0503173) — появилась еще одна графа.

Изменения в Инструкцию 33н внес Приказ Минфина России от 30.01.2020 № 11н, на дату выхода статьи приказ находился на юридической регистрации. Его положения в основном касаются форм годовой отчетности — бухгалтеры их учли, когда составляли отчетность за 2019 год.

Изменения справки по консолидируемым расчетам

ф. 0503125

  • Суммы задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов (МБТ), подлежащих возврату в бюджет, отражаются на счетах 120551000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 120561000 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
  • Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, нужно вернуть в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены (ст. 242 БК РФ). Срок возврата — в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Правила формирования бухгалтерских остатков на этих счетах для определения сумм возвратов изложены в Письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению межбюджетных трансфертов». Напомним основные этапы расчетов в учете получателя средств:

  1. В момент возникновения права на получение трансферта, предоставленного с условиями при передаче активов, администратор доходов, получивший трансферт, отражает:
    Д-т 1 205 51 (61) 561 К-т 1 401 40 151 (161);
  2. При получении трансферта:
    Д-т 1 210 01 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  3. При выполнении условий предоставления МБТ получатель признает доходы текущего финансового года по полученным межбюджетным трансфертам:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 401 10 151 (161)
  4. В случае неиспользованного остатка средств трансферта на конец года получатель закрывает расчеты по МБТ и восстанавливает в учете кредиторскую задолженность к возврату:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  5. В случае неиспользованного остатка средств трансферта на конец года при подтверждении потребности (при наличии принятых и не исполненных денежных обязательств по целевым расходам (принятой кредиторской задолженности) кредиторская задолженность восстанавливается путем уменьшения доходов текущего финансового года.
    Д-т 1 401 10 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  6. Возврат остатка МБТ в следующем финансовом году:
    Д-т 1 205 51 (61) 561 К-т 1 210 02 151 (161)

Единая методология бухгалтерского (бюджетного) учета, изложенная проектом Инструкции 162н, предполагает:

  • начисление администратором доходов бюджета от предоставления МБТ (администратором возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возврата неиспользованных остатков целевого межбюджетного трансферта по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140151, 040140161) и кредиту счета 030305731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 303 05 731
  • возврат остатка будет отражаться:
    Д-т 1 303 05 831 К-т 1 210 02 151 (161)

Консолидации сумм задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в бюджет, предоставивший целевой межбюджетный трансферт, подлежат не только показатели счетов 120551000 и 120561000, как это было в 2019 году, но и счета 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» — по правилам 2020 года. Именно такая поправка и была внесена во все соответствующие пункты Инструкции 191н.

Сведения об изменении валюты баланса

ф. 0503173, ф. 0503773

В отчетности за 2019 год форма ведений об изменении валюты баланса на основании требований к составлению и представлению годовой отчетности дополнена графой 10 с кодом причины «Исправление ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля».

  • Письма Минфина России № 02-06-07/103995, Федерального казначейства № 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019, № 02-06-07/103996, Казначейства России № 07-04-05/02-29166 от 31.12.2019 (см. изм. от 20.02.2020).

Приказами 11н и 13н новая графа официально добавлена.

Напомним, периодичность представления Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не только годовая:

  • при проведении в течение финансового года реорганизации, ликвидации субъекта отчетности, исправления в течение финансового года ошибок прошлых лет, а также пересчета показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования отчетности Сведения (ф. 0503173, ф. 0503773) формируются и представляются в течение финансового года на дату реорганизации, ликвидации и (или) по решению субъекта отчетности о раскрытии информации об исправлении им выявленных ошибок (п. 170 Инструкции 191н, п. 72 Инструкции 33н).

Если субъект отчетности в течение I квартала выявит и исправит ошибку прошлых лет, то в составе отчетности уже за I квартал необходимо будет представить и Сведения об изменении валют баланса.

Ошибкой прошлых лет признается ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности за этот период (п. 33 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Ситуация: учреждение уже сдало отчетность за 2019 год — ошибки за 2019 год оно будет исправлять в период (на дату), когда обнаружит ошибки, применяя специальные счета исправления ошибок прошлых лет, предусмотренные Инструкцией 157н.

Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД

ф. 0503737

В отчетности за I квартал 2020 года Отчет ф. 0503737 представляется по правилам и форме предыдущей редакции Приказа Минфина России от 16.05.2019 № 73н. Здесь без изменений.

Но с 2020 года изменились требования к составлению Плана ФХД. Теперь порядок его составления, утверждения, внесения в него изменений регулирует Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н (в ред. от 07.02.2020). Одно из наиболее важных отличий нынешней формы Плана ФХД от формы прошлого года — появилась специальная группа строк для отражения плановых показателей уплаты налогов, базой которых являются доходы (НДС, прибыль, УСН).

В разделе 1 «Поступления и выплаты» новой формы плана ФХД предусмотрены строки:

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Аналитический код Сумма
на 20__ г. текущий финансовый год
Выплаты, уменьшающие доход, всего 3000 100      
в том числе:
налог на прибыль
3010        
налог на добавленную стоимость 3020        
прочие налоги, уменьшающие доход 3030        

Показатели этих строк отражаются со знаком «минус», так как уплата налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций — это выплаты, уменьшающие доходы учреждения, а не его расходы.

Именно с минусом итоговые плановые назначения будут отражаться и в самом Отчете об исполнении Плана ФХД:

Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД

1. Доходы учреждения

(фрагмент)

Наименование показателя Код строки Код аналитики Утверждено плановых назначений Исполнено плановых назначений Отклонения
через лицевые счета ….. Итого
1 2 3 4 5   9 10
Доходы — всего 010            
Прочие доходы   180 -1000,00 -1000,00   -1000,00 0,00

Вывод: принципиальных изменений в составе форм и порядке составления отчетности за I квартал нет. Напомним об обязательности представления Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760). Требования к ее нетабличной информации закреплены ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Обратите внимание: 25 марта 2020 года Минфин России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместил:

1. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». 

В связи с ситуацией с новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса приказ Минфина России ‎от 25.03.2011 № 33н дополнят пунктом 4:

  • «4. Настоящий Приказ не применяется при составлении квартальной бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года в части формирования и представления следующих форм:
    • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
    • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
    • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
    • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)».

2. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Приказ дополнят пунктом 2.1:

  • «2.1. Составление и представление бюджетной отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года осуществляется с учетом следующих положений:
  • главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета:
  • Отчет (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (далее — Отчет (ф. 0503128-НП) не составляется и не представляется;
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) составляется в соответствии с пунктами 63 — 65 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в текстовой части в случае необходимости пояснения отдельных показателей бюджетной отчетности;
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) составляются по группе граф «Причины отклонений от планового процента»;
  • Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) составляются по разделу 1 «Счета в кредитных организациях» по бюджетной деятельности;
  • для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации:
  • сводный Отчет (ф. 0503128-НП) не составляется и не представляется;
  • Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360) составляется в текстовой части в случае необходимости пояснения отдельных показателей бюджетной отчетности;
  • Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364) не составляется и не представляется;
  • дополнительные сведения, раскрывающие информацию о ходе реализации государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) за счет средств субсидии на иные цели и субсидии на цели осуществления капитальных вложений, не составляются и не представляются;
  • консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений не представляется».

    5 189 просмотров

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ответы на часто задаваемые вопросы пользователей программы «1С БГУ 2.0»

Принятие и подтверждение денежных обязательств. 1) Если ассигнования на реализацию ранее принятого расходного обязательства не были В данном письме органам казначейства указывалось срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу​.