Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 N 15АП-13339/2018

Сотрудники ФНС отказали в регистрации, не провели сверку расчетов или привлекли компанию к ответственности. Если компания не согласна с действиями контролеров, в налоговую инспекцию подают жалобу. Воспользуйтесь образцами жалоб и узнайте, что учесть при подготовке документа.

Образцы жалоб для подачи в налоговую инспекцию

ФНС России контролирует, как соблюдают налоговое законодательство. У ведомства широкие полномочия: допускать новые компании до регистрации, проверять хозяйственную деятельность и т. д. При выявлении нарушений компанию оштрафуют, доначислят налог и применят иные меры.

Если налогоплательщик не согласен с контролерами, он вправе обжаловать спорное решение. Так, жалобу в налоговую инспекцию подают, когда:

  • у компании есть возражения по неуплате налогов, которую выявили по итогам проверки;
  • ИФНС направила отказ в регистрации – например, новой компании или по смене юр. адреса;
  • произошла задержка оплаты вычета;
  • пришел отказ в проведении сверки расчетов по выплатам в бюджет;
  • налоговики совершили иные неправомерные действия или допустили бездействие.

Жалобу направляют в налоговую инстанцию, которая выше уровнем, чем вынесшая спорное решение. Если обращение касается действий инспектора, документ направляют начальнику данной ИФНС. Если нужно опротестовать распоряжение начальника ИФНС, жалобу пишут в вышестоящий орган.

Если с обжалованием обратились после того, как спорный акт вступил в силу, такую жалобу в ФНС называют апелляционной. Подача приостанавливает вступление в силу спорного акта. Перечислите в документе все нарушения, которые допустили контролеры. Если впоследствии придется обратиться в суд, сослаться можно будет только на те нарушения, которые отразили в жалобе.

Вышестоящая инстанция удовлетворит жалобу и отменит спорное решение, если компания сможет привести весомые доказательства в свою пользу. В частности, если Минфин высказал позицию, на которую компания может опереться. Письма Минфина публикуют на сайте ФНС, для инспекций такие письма обязательны. Также помогут судебные акты ВС РФ, которые подтверждают правомерность действий компании. Контролеры обязаны принимать решения, которые согласуются с мнением ВС РФ (письмо Минфина от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571). Кроме того, налоговики учитывают практику судов (письмо ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/[email protected]). 

Что учесть при подготовке жалобы в налоговую

В главе 19 НК РФ изложили правила, по которым налогоплательщик должен обжаловать решения инспекции. В частности, присутствуют требования к оформлению и подаче (ст. 139 – ст. 139.3 НК РФ). При подготовке документа убедитесь, что соблюдены все мелочи. Даже незначительное нарушение может стать причиной отказа в рассмотрении жалобы. Обязательно укажите:

  1. Наименование и адрес компании-налогоплательщика.
  2. Данные об инстанции, в которую подают жалобу, а также об инстанции и должностном лице, в отношении которых ее составляют.
  3. Что обжалуют: акт налоговой, действия или бездействие сотрудников инспекции.
  4. На каких основаниях компания считает акт или действия налоговиков неправомерными, а свои права нарушенными. В этой части жалобы в ФНС компания должна обосновать свою позицию (письмо Минфина от 16.10.2015 № 03-02-07/1/59374). В том числе понадобятся ссылки на нормы права, подзаконные акты, разъяснения Минфина или акты ВС РФ. Здесь же доказывают обстоятельства в пользу компании и приводят схемы расчетов. Проработайте содержание этой части жалобы с учетом Информации ФНС России от 09.02.2011.
  5. В чем состоят требования компании.
  6. В какой форме компания хочет получить решение по жалобе в налоговую инспекцию. Допускают два варианта: в виде бумажного документа или в электронном виде. Электронный документ направляют на электронную почту или в личный кабинет на сайте ФНС (ч. 2 ст. 139.2 НК РФ).  

В комплекте с жалобой направляют приложения – все документы, которые необходимы для рассмотрения. Компания вправе подать жалобу в письменной или электронной форме (ч. 1 ст. 139.2 НК РФ). Соблюдайте порядок и сроки, которые указаны в ст. 139 и ст. 139.1 НК РФ. В рамках этих сроков налогоплательщик может снова подать жалобу, если ее оставили без рассмотрения из-за формальных нарушений. У него есть возможность исправить недочеты и обратиться повторно.

Если какие-либо документы не удается подать своевременно, у компании есть возможность сделать это позже. Но нужно успеть до момента, когда обращение рассмотрят. Кроме того, потребуется обосновать задержку (ст. 140 НК РФ, письмо ФНС России 04.07.2013 № СА-4-9/12019).

Если вышестоящая инстанция рассмотрела обращение и не удовлетворила его, компания вправе написать в Центральный аппарат ФНС России. Это можно сделать и в случае, когда уже начали налоговый спор в суде.

Как юристу защитить бизнес

Контроль налоговых органов усиливается с каждым годом, в 2017-2018 году многие компании это почувствовали. Если раньше только лишь крупные предприятия подвергались серьезным проверкам, то сейчас даже компании, применяющие спецрежимы или малый бизнес не застрахованы от проведения налоговых проверок, в том числе выездных. Налоговики не едниственные, кто проверяет компанию. Проблема в том, что проверки контролирующих органов затрагивают разные отделы компании, а юристы узнают о случившемся пост-фактум, когда директор вызывает и просит «что-нибудь с этим сделать». Хорошо если вызывает в свой кабинет, а не на свидание в СИЗО.

Что делать, если к вам в офис пришли с проверкой расскажут преподаватели Высшей школы юриста в новой программе Все о проверках. Как юристу защитить бизнес

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Возражения на апелляционную жалобу

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Восстановление срока на подачу апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба на решение налоговой

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Отзыв на апелляционную жалобу. Подается непосредственно в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (по почте/нарочным/в электронном.

Отзыв на апелляционную жалобу

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2018 г. N 15АП-13339/2018

Дело N А32-26448/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ламбрианиди А.А.,
при участии:
заинтересованного лица — Бастрыгиной А.А. по доверенности от 28.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.07.2018 по делу N А32-26448/2017 (судья Купреев Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южное богатство»
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю
о признании бездействии незаконным, об обязании совершить действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Южное богатство» (далее — общество, ООО «Южное богатство») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее — налоговый орган, ИФНС России N 2 по г. Краснодару, инспекция), выразившегося в непринятии налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, об обязании внести в базу сведения, указанные в поданной заявителем 25.01.2017 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, и не начислять заявителю штраф за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2018 бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару, выразившееся в непринятии представленной ООО «Южное богатство» налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, признано незаконным. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару принять налоговую декларацию ООО «Южное богатство» по НДС за 4 квартал 2016 года, представленную в электронном виде 25.01.2017. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России N 2 по г. Краснодару обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что реальность финансово-хозяйственных операций с основным поставщиком ООО «Южное богатство» не подтверждена, счета-фактуры являются недействительными, т.к. подписаны неустановленными лицами, а также отсутствует возможность установления факта отражения в декларации от 21.05.2017 достоверных данных налогового учета ООО «Южное Богатство». Кроме того, налоговый орган выражает несогласие с результатами почерковедческой экспертизы, поскольку для ее проведения были отобраны только экспериментальные образцы.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Южное богатство» с 11.03.2016 имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС N 2 по г. Краснодару.
Согласно пункту 5 статьи 174 Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма и порядок заполнения налоговой декларации утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».
Согласно пункту пункт 6 раздела II «Общие требования к порядку заполнения декларации» порядка налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, представляют в налоговый орган декларацию по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме по установленным форматам с усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику (пункт 5 раздела I порядка).
Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде (пункт 8 раздела I порядка).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее — административный регламент).
В пункте 28 административного регламента установлены следующие основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета): отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации — заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
25.01.2017 ООО «Южное Богатство» в ИФНС России N 2 по г. Краснодару в электронном виде направлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2016 года. Данная налоговая декларация представлена от имени директора ООО «Южное богатство» Кириченко Анатолия Сергеевича и заверена его электронной цифровой подписью.
Согласно акту экспертного исследования от 19.04.2017 N 28, выполненному центром судебной экспертизы «Аналитика», подписи от имени Кириченко А.С., изображения которых расположены в электрофотографической копии сертификата ключа проверки электронной подписи ООО «Южное Богатство» от 01.04.2016, расположенные в строках «Сертификат получил(а)», «Согласие предоставил(а)», выполнены не Кириченко А.С., а другим (другими) лицом (лицами) (л.д. 101-111 т.д.1).
На основании данного экспертного исследования инспекцией сделан вывод об отсутствии возможности установления фактического отправителя налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, а также установления факта отражения в указанной декларации достоверных данных налогового учета ООО «Южное Богатство».
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2017 по ходатайству ИФНС России N 2 по г. Краснодару по делу назначена почерковедческая экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
На разрешение эксперта поставлен вопрос о том, выполнена ли подпись на декларации по НДС за 4 квартал 2016 год и подпись на жалобе от 28.03.2017, поданной в Управление ФНС России по Краснодарскому краю, директором ООО «Южное богатство» Кириченко А.С. или иным лицом.
В судебном заседании 27.02.2018 получены экспериментальные образцы подписи директора ООО «Южное богатство» Кириченко А.С., которые совместно с материалами дела направлены в экспертную организацию для исследования.
30.03.2018 ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в материалы дела представлено экспертное заключение от 26.03.2018 N 00163/4-3/1.1, в котором указано, что подписи, расположенные: в строке «Директор ООО «Южное Богатство» на 4 листе жалобы от имени ООО «Южное Богатство» в адрес начальника УФНС России по Краснодарскому краю от 28.02.2017 с вх. N 022033 и под рукописными записями «Копия верна» в левых нижних углах листов копий страниц NN 001,002,003 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (налоговый период (код) 24 отчетный год 2016) ООО «Южное Богатство» выполнены одним лицом — Кириченко Анатолием Сергеевичем (л.д. 14-18 т. д. 4).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» заключение экспертов подлежит оценке в качестве иного письменного доказательства, содержащего сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, в совокупности с другими доказательствами по настоящему делу. Аналогичные положения содержатся в пункте 12 Постановления Пленума ВАС N 23 от 04.04.2014 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».
Поскольку процедура назначения и проведения экспертизы осуществлена в соответствии с законом, заключение эксперта соответствует предъявляемым законом требованиям, а неясностей, исключающих однозначное толкование выводов экспертов, судом не установлено, судебная экспертиза, результаты которой отражены в заключении эксперта N 00163/4-3/1.1, является надлежащим доказательством по настоящему делу.
Довод жалобы о несогласии с результатами почерковедческой экспертизы, поскольку для ее проведения были отобраны только экспериментальные образцы отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Исходя из представленного заключения количество и качественное содержание документов, содержащих свободные и экспериментальные образцы подписи Кириченко А.С., для эксперта оказались достаточными. Выводы эксперта не позволяют судить о недостаточности информации для эксперта для целей проведения экспертизы и ответа на поставленные арбитражным судом вопросы.
Несогласие с результатами судебной экспертизы не свидетельствует об ошибочности выводов эксперта. Эксперт самостоятелен при определении методов проведения исследований при условии, если при их использовании возможно дать ответы на поставленные вопросы.
Отводов эксперту, а также ходатайство о проведении повторной экспертизы в суде первой инстанции заявлено не было.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что обществом был соблюден порядок представления налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в ее принятии.
Доводы налогового органа о том, что реальность финансово-хозяйственных операций с основным поставщиком ООО «Южное богатство» не подтверждена, счета-фактуры являются недействительными, а также отсутствует возможность установления факта отражения в декларации от 21.05.2017 достоверных данных налогового учета ООО «Южное Богатство», обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства являются основанием для проведения налогового контроля в рамках налоговой проверки и не могут служить основанием для отказа в принятии налоговой декларации, представленной в соответствии с установленным порядком.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару, выразившееся в непринятии налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, незаконным и возложил на налоговый орган обязанность по принятию налоговой декларации.
В удовлетворении требований общества об обязании налоговый орган внести в базу сведения, указанные в поданной заявителем 25.01.2017 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, обоснованно отказано судом первой инстанции, поскольку сведения о данных, отраженных в налоговой декларации, вносятся инспекцией по результатам налоговой проверки, которая на момент вынесения решения по настоящему делу не проводилась.
Как верно указал суд первой инстанции, суд не вправе вмешиваться в деятельность налоговых органов по проведению проверок и обязывать инспекцию внести в карточку лицевого счета налогоплательщика данные по налоговой декларации без проведения камеральной налоговой проверки.
Требование общества об обязании не начислять заявителю штраф за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость также обоснованно признано судом первой инстанции неподлежащими удовлетворению, поскольку в случае принятия налоговым органом решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 4 квартал 2016 года налогоплательщик не лишен права обжаловать указанное решение в порядке, установленном законом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2018 по делу N А32-26448/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий судья
М.В.ИЛЬИНА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе! Поиск по сайту. Адвокатское бюро «Антонов и партнеры.