государственных долговых обязательств Российской Федерации, для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

  • Дефолт — (англ. default) невыполнение каких либо требований, установленных законом. Суверенный дефолт (государственное банкротство) полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; форма кризиса государственных финансов.… …   Политология. Словарь.

  • дефолт — ДЕФОЛТ, а, м. или в зн. межд. Всё, конец, провал. Полный дефолт: двойка! У меня в семье дефолт: разводимся. Вот дефолт, твою мать! От спец. «дефолт» (англ. defolt), ставшего одним из расхожих слов в прессе конца 90 ых гг …   Словарь русского арго

  • Дефолт — – отказ оплатить долг или проценты по нему. Принято различать дефолт государства, компании или частного лица. Невыполнение обязательств государством называется государственным, или суверенным, дефолтом. Отказ платить по долгам предприятия может… …   Банковская энциклопедия

  • Дефолт — неспособность выполнить условия фьючерсного контракта по правилам биржи. По английски: Default Синонимы: Неисполнение обязательств См. также: Дефолты Поставки по фьючерсным контрактам Финансовый словарь Финам. Дефолт Дефолт неспособность… …   Финансовый словарь

  • дефолт — банкротство, неплатежеспособность, отказ Словарь русских синонимов. дефолт сущ., кол во синонимов: 4 • банкротство (9) • …   Словарь синонимов

  • ДЕФОЛТ — (англ. default) нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа. В широком смысле слова этим термином обозначают… …   Юридическая энциклопедия

  • Дефолт — от англ. default прекращение выплаты процентов на ценные бумаги, по кредитам, процентов по облигациям, а также прекращение обслуживания и выплат по долгам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Дефолт — (default) невыполнение обязательств, отказ от оплаты долга. В частности, суверенный Д. это отказ государства от выполнения взятых на себя долговых обязательств перед другими государствами, международными финансовыми организациями и частными… …   Экономико-математический словарь

  • дефолт — дефолт. Произносится [дэфолт] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • дефолт — Невыполнение обязательств, отказ от оплаты долга. В частности, «суверенный Д.» это отказ государства от выполнения взятых на себя долговых обязательств перед другими государствами, международными финансовыми организациями и частными… …   Справочник технического переводчика

  • Отказ или отсрочка от выполнения тех иных обязательств государства это выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без.

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Переходят ли долги по наследству?

    57. Управление государственным (муниципальным) долгом. Реструктуризация долга. Обслуживание долга.

    ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ

    Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
    Государственный (муниципальный) долг — это долговое обязательство Российской Федерации (субъекта федерации и органов местного самоуправления) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
    ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И УПРАВЛЕНИЕ.
    Г осударственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом. Виды государственного долга представлены на рис. 7.4.

    Рис. 7.4. Виды государственного долга

    Г осударственный долг подразделяется: по объему долга: капитальный и текущий.
    Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.
    Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. в зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.
    Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами страны.
    Внутренние займы выпускаются в национальной валюте; в зависимости от уровня субъекта: различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.
    Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами: размещением долговых ценных бумаг; получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.
    Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга в виде долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство.

    Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач: финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения; регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на экономический рост, платежный баланс.
    ГЦБ имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми корпоративными ценными бумагами: самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему; наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
    Основные виды ГЦБ в России приведены в табл. 7.1.
    Таблица 7.1
    Виды государственных ценных бумаг

    Эмитент Срок обращения
    краткосрочные среднесрочные долгосрочные
    Федеральные органы государственной власти Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) Облигации федерального займа (ОФЗ) Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
    Казначейские обязательства (КО) Облигации внутреннего валютного займа
    Муниципальные органы власти Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО) Муниципальные среднесрочные облигации (МСО)
    Муниципальные
    векселя
    Муниципальные жилищные сертификаты

    Г осударственный долг Российской Федерации не может превышать срок 30 лет и выступает в различных формах: кредитов, полученных Правительством Российской Федерации; государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации; гарантий Правительства Российской Федерации, в том числе в форме договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией; соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
    Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования сроком не более 10 лет в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.
    Российские долговые обязательства можно объединить в 4 группы.
    Первая группа — перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов.
    Вторая группа — кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров — кредиторов на неофициальной основе.
    Третья группа — задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.
    Четвертая группа — долги международным валютно-финансовым организациям (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития).
    Всемирным Банком сформированы критические показатели внешней задолженности: ВВП на душу населения — 785 долл. в год на человека; отношение долга к ВВП — не более 50 %; отношение суммы долга к размерам экспорта — не более 275%; отношение сумм обслуживания долга к экспорту — не выше 20%.
    Российской Федерацией сформированы предельные объемы государственных внешних заимствований: государственные внешние заимствования Российской Федерации не должны превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
    Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств.
    К основным методам управления государственным долгом относятся следующие:
    *рефинансирование — это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов на тех же условиях. Рефинансирование осуществляется тремя способами: заменой обязательств по сумме эквивалентным погашаемым; заменой на обязательства с более длительным сроком; размещением новых обязательств за счет средств погашения старых обязательств на иных условиях;
    *консолидация — это увеличение срока действия уже выпущенных займов; унификация — это объединение нескольких займов в один.
    *отсрочка — это перенос срока погашения займа или всех ранее выпущенных займов;
    *конверсия — изменение доходности займа, то есть повышение или понижение доходности;
    *выкуп — оплата долгов раньше срока погашения;
    *аннулирование — это отказ государства от выполнения долговых обязательств;
    *реструктуризация — погашение долговых обязательств с одновре-менным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
    Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу.
    Управление внешним долгом имеет свою специфику, оно осуществляется на следующих стадиях: привлечения внешних займов; использования внешнего долга; погашения внешнего долга.
    Управление на стадии привлечения займов осуществляется посредством установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий.
    Управление на стадии использования внешнего долга осуществляется в трех формах: финансовое размещение — финансирование инвестиционных проектов и развития экономики — это самый эффективный способ размещения внешнего долга; бюджетное использование — финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга; смешанное бюджетно-финансовое размещение.
    Управление на стадии погашения внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств; золотовалютных резервов; выпуск новых заимствовании; конвертация задолженности в корпоративные ценные бумаги.
    Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ, контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляет Парламент.
    Контрольные вопросы Раскройте сущность и функции кредита. Формы кредита. Определите назначение учреждений парабанковской системы РФ. Охарактеризуйте формы государственного долга. Назовите методы управления государственным долгом. Каковы критические показатели внешней задолженности по классификации Всемирного банка?
    Тематика контрольных и курсовых работ Развитие              потребительского кредитования в России. Активные операции и пассивные операции коммерческого банка на фондовом рынке. Центральный              банк России — основа банковской системы РФ. Анализ              деятельности Центрального банка при формировании денежнокредитной политики государства.
    Тестовые задания Государственный кредит — это:
    а)              финансовые ресурсы, находящиеся во временном пользовании государства;
    б)              кредит, где заемщиком выступает хозяйствующий субъект;
    в)              государственные финансовые ресурсы, находящиеся во временном пользовании хозяйствующих субъектов и населения. Отличие государственного кредита от банковского состоит:
    а)              в обеспечении бесперебойности расширенного воспроизводства;
    б)              в поступлении средств в распоряжение органов государственной власти, являющихся дополнительными финансовыми ресурсами;
    в)              в погашении процентов за счет полученной дополнительной прибыли от аккредито-ванного мероприятия. Займы, предоставляемые на срок от 3 до 5 лет:
    а)              краткосрочные;
    б)              среднесрочные;
    в)              долгосрочные. Выбор метода кредитования относится к:
    а)              процессу кредитования;
    б)              принципам кредитования;
    в)              системе кредитования. Обеспеченность кредита относится к:
    а)              процессу кредитования;
    б)              принципам кредитования;
    в)              системе кредитования. Кредитование по обороту и по остатку относится к:
    а)              методу кредитования по остатку;
    б)              методу кредитования по обороту;
    в)              оборотно-сальдовому методу кредитования. Консолидация займов означает:
    а)              снижение размера процентов по займам;
    б)              объединение нескольких займов в один;
    в)              увеличение сроков займов. Государственный кредит не предоставляется на условии:
    а)              возвратности;
    б)              платности;
    в)              бессрочности. Функция              государственного кредита:
    а)              регулирующая и контрольная;
    б)              фискальная;
    в)              стимулирующая. Рефинансирование              государственного долга — это:
    а)              увеличение сроков займа;
    б)              размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам;
    в)              изменение уровня доходности по займу.
    Государственный долг — это:
    а)              метод распределения доходов между предприятиями, гражданами и государством.
    б)              сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам.
    в)              сумма денег, выделяемая на определенные цели на конкретный срок.
    г)              особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые              одним государством
    другому на началах взаимности. Капитальный государственный долг включает в себя:
    а)              основной долг;
    б)              проценты по кредиту;
    в)              сумму основного долга и проценты по нему. Не является методом управления государственным долгом:
    а)              унификация;              г)              лимит;
    б)              рефинансирование;              д)              отсрочка;
    в)              консолидация;              е)              отказ от уплаты долга.

    Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

    Источник: Белоножко М.Л.. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия». — 208 с.. 2014

    Еще по теме ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ:

    1. 2.3. Государственные ценные бумаги
    2. Государство как субъект инвестиционной деятельности
    3. § 2. Ответственность в правомерном поведении: понятие и особенности
    4. 3.3.3. Межбюджетные отношения на субрегиональном уровне
    5. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»
    6. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
    7. § 3. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
    8. § 2. Бюджетное право и его источники. Бюджетное правоотношение
    9. § 2. Понятие, виды и структура государственного долга. Методы управления государственным долгом
    10. Правовые основы государственного кредита
    11. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования
    12. Государственный кредит. Государственный долг
    13. Государственные ценные бумаги

    — Регулирование и развитие инновационной деятельности — Антикризисное управление — Аудит — Банковское дело — Бизнес-курс MBA — Биржевая торговля — Бухгалтерский и финансовый учет — Бухучет в отраслях экономики — Бюджетная система — Государственное регулирование экономики — Государственные и муниципальные финансы — Инновации — Институциональная экономика — Информационные системы в экономике — Исследования в экономике — История экономики — Коммерческая деятельность предприятия — Лизинг — Логистика — Макроэкономика — Международная экономика — Микроэкономика — Мировая экономика — Налоги — Оценка и оценочная деятельность — Планирование и контроль на предприятии — Прогнозирование социально-экономических процессов — Региональная экономика — Сетевая экономика — Статистика — Страхование — Транспортное право — Управление затратами — Управление финасами — Финансовый анализ — Финансовый менеджмент — Финансы и кредит — Экономика в отрасли — Экономика общественного сектора — Экономика отраслевых рынков — Экономика предприятия — Экономика природопользования — Экономика труда — Экономическая теория — Экономический анализ —

    — Исторические дисциплины — Маркетинг и менеджмент — Пищевая промышленность — Политология — Право — Психология — Транспорт — Учебники по бизнесу — Философия — Экологические дисциплины — Экономика —

    Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств. Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с.

    Глава 1. Экономическое содержание государственного долга

    Содержание государственного кредита и его роль

    Оглавление

    Цель  — одна из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами. Входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Поэтому изучение основ государственного кредита, его условий и взаимоотношения государств в области кредита является одним из важнейших и необходимых разделов дисциплины.

    Задачи

    1. Определение сущности и значения государственного кредита.
    2. Изучение основных функций, выполняемых государственным кредитом.
    3. Раскрытие содержания государственного долга, его видов и способов погашения.
    4. Рассмотрение порядка управления государственным долгом как системы мероприятий, инструментов и методов.

    1. Понятие, функции и роль государственного кредита

    Государственный кредит в современных условиях — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды — как кредиторы. Посредством кредита государство привлекает дополнительные ресурсы для осуществления развития экономических и социальных функций в условиях рыночного хозяйства, расходы по которым постоянно возрастают. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

    Функции государственного кредита раскрывают его экономическую сущность. Являясь элементом финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

    Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. Субъектами кредитных отношений при этом являются: со стороны государства — субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. При этом инструментами, посредством которых осуществляются кредитные отношения, становятся ценные бумаги (достаточно активное участие государства и его территориальных подсистем в рынке ценных бумаг), когда государство посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке, осуществляет заимствования.

    Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

    Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. В целом, государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

    Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие источников привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

    Еще одна функция государственного кредита заключается в учете и контроле за целевым, рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

    Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

    • представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;
    • позволяет равномерно и достаточно справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
    • позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;
    • выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

    2. Виды государственных займов

    Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ публичный долг, в зависимости от заемщика, подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

    Государственным долгом РФ  являются долговые обязательства РФ: 

    • перед физическими и юридическими лицами;
    • иностранными государствами;
    • международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. 

    Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

    Долговые обязательства РФ существуют в формах:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ. 

    Государственный долг субъекта РФ  — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

    Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

    • кредитных соглашений и договоров;
    • государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
    • договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

    Муниципальный долг  — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

    Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

    • кредитных соглашений и договоров;
    • займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
    • договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

    Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ, в зависимости от валюты возникающих обязательств и месту размещения обязательств, выделяют внутренний и внешний долг.

    Внутренний государственный долг  — это обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачивается такой долг в российской валюте (рублях).

    Внешний государственный долг  — это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

    По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на: 

    краткосрочные  — со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года;

    среднесрочные  — со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет;

    долгосрочные — со сроком обращения бумаг свыше пяти лет.

    По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на: 

    закладные займы  — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом;

    беззакладные займы  — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

    По форме выплаты дохода займы подразделяются на: 

    • процентные займы  — доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Это основной тип займа, так как в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга промышленно развитых стран;
    • дисконтные займы — доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
    • выигрышные займы  — доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша;
    • индексационные займы  — доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

    В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства делят на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения:

    • обязательства с правом досрочного погашения. Их выпуск означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств;
    • если обязательства выпускаются без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

    По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:

    • займы, подлежащие оплате единовременно;
    • займы, подлежащие оплате частями.

    При условии того, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:

    • погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
    • погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Такая форма наиболее удобна, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта, когда по мере его реализации идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
    • погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

    По способу дохода инвестора займы делят на: 

    • займы с постоянным фиксированным доходом, которые предоставляют инвестору гарантированный доход, а эмитенту — заранее известную стоимость обслуживания долга;
    • займы с переменным уровнем дохода, когда изменение дохода зависит от изменения какого-либо экономического индикатора (ставки по межбанковским кредитам в стране).

    По направлению использования заемных средств займы делятся на: 

    • целевые, привлеченные по которым средства должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются;
    • нецелевые займы, привлеченные по ним средства могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

    3. Управление государственным долгом

    Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

    В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

    Обслуживание государственного долга предполагает:

    1. Осуществление операций по размещению долговых обязательств.
    2. Выплату доходов по долговым обязательствам.
    3. Погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

    Погашение государственного долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

    Обслуживание государственного долга РФ производится банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство прибегает к следующим способам регулирования долга:

    Рефинансирование  — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

    Конверсия  — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

    Консолидация  — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

    Унификация займов  — это объединение нескольких займов в одни, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. 

    Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

    Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

    Эти операции осуществляются только в отношении внутренних займов.

    Отсрочка погашения внешнего займа проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

    Аннулирование государственного долга  — это полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

    Основная задача управления государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Здесь применяются конверсионные финансовые методы урегулирования внешней задолженности.

    Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. В России применяются следующие варианты:

    Долг в обмен на экспорт. Здесь подразумевается не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Такой вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а также сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, финансирование инвестиций.

    Долг в обмен на собственность. Такой вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов.

    Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. Тогда внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

    Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Такой вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

    Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Эта операция заключается в следующем: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк), и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

    Реструктуризация долга. Согласно Бюджетному кодексу — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Оно может быть осуществлено с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

    Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ или от ее имени — Правительству РФ, либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

    Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. 

    В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых РФ государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.

    Выводы

    Таким образом, при раскрытии темы было определено следующее:

    Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.

    Государственный кредит выполняет следующие основные функции:

    • распределительную;
    • регулирующую;
    • контрольную.

    Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. 

    Он подразделяется на: 

    • государственный долг;
    • государственный долг субъекта РФ; 
    • муниципальный долг.

    Также выделяют: внешний и внутренний государственный долг, который может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В теме также раскрыто содержание и других классификационных признаков государственного долга.

    В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

    Обслуживание государственного долга предполагает:

    1. Осуществление операций по размещению долговых обязательств.
    2. Выплату доходов по долговым обязательствам.
    3. Погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

    Погашение государственного долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

    Государственный долг регулируется следующими способами: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация займов, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование государственного долга, долг в обмен на экспорт, долг в обмен на собственность, долг в обмен на налоги, выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте, долг в обмен на наличные, реструктуризация долга.

    Вопросы для самопроверки

    1. Дайте характеристику государственного кредита. На каких основных принципах он основан?
    2. Перечислите функции, выполняемые государственным кредитом и дайте их характеристику.
    3. Какие виды государственного долга вы знаете?
    4. Как классифицируют государственный долг в зависимости от валюты займа?
    5. Какие займы выделяют по сроку заимствования?
    6. Как классифицируют государственный долг по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов?
    7. Какие займы выделяют по форме выплаты дохода?
    8. Какие еще классификационные признаки выделяют при рассмотрении государственного долга? Приведите их характеристику.
    9. Что понимается под управлением государственным долгом?
    10. Как вы понимаете обслуживание государственного долга. Что оно в себя включает?
    11. Как осуществляется погашение государственного долга?
    12. Какими способами правительство регулирует внутренний долг?
    13. Какие конверсионные финансовые методы урегулирования внешней задолженности вы знаете? Приведите их краткую характеристику.

    Библиография:

    1. Нешитой  А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 572 с. 
    2. Семенов  В.М., Асейнов  С.А. Финансовые термины: Краткий словарь. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 224 с. 
    3. Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 512 с. 
    4. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — М.: Финансы и статистика, 2005.
    5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — Финансы и статистика, 2005.
    6. Фетисов  В.Д, Фетисова  Т.В. Финансы и кредит. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399 с. 
    7. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. — 376 с. 
    8. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с. 

    Версия для печати

     

    Хрестоматия

    Название работы Аннотация

    Хрестоматия 1.

    Хрестоматия 2.

    Хрестоматия 3.

     

     

    Практикумы

    Презентации

    Название презентации Аннотация
       

     

    Тьюторы

     

    Тесты

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Путин и Набиуллина загоняют в долги. Народ на пределе!

    Своевременное выполнение долговых обязательств, устойчивое положение страны полный отказ государства от выплаты долговых обязательств.