Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы.

Вы точно человек?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц); оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Жалоба может быть подана посредством Федерального портала и Портала, в электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты [email protected]), по электронному адресу: www.rspb.ru.

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  3. Жалоба может быть подана заявителем посредством МФЦ.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме, информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского’ служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и Документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑ Петербурга, а также в иных формах;
  2. отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;

  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (191060, Смольный, Санкт‑Петербург, телефон: 576‑20‑50), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Ключевые слова: трудовые споры; способы разрешения трудовых споров; общий и особый способы урегулирования конфликтов Статья 382 устанавливает: органами по разрешению индивидуальных трудовых споров являются.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Индивидуальный СЛУЖЕБНЫЙ СПОР — комиссия по урегулированию на гражданской службе в органах и суде

Индивидуальные трудовые споры: порядок рассмотрения и обращения в суд

1. Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора (ст.399 ТК РФ) — эта форма может быть любой

Внимание! Дата составления протокола разногласий не признается началом коллективного трудового спора, т.к. не влечет автоматически возникновения спора. Для его начала необходимо выдвинуть требования работодателю и если в течение 3 рабочих дней работодатель должен дать ответ о принятом решении (ст. 400 ТК РФ): при отрицательном ответе или если ответ не получен в установленный срок начинается собственно коллективный трудовой спор 

Требования

утверждаются на собрании простым большинством голосов (считается правомочным, если на нем присутствуют более половины работающих), конференции (считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов) 

предъявляются конкретному работодателю 

излагаются в письменной форме (форма может быть любой)

направляются работодателю (Копия требований может быть направлена в соответствующий гос. орган по урегулированию КТС — гос. орган по урегулированию КТС обязан проверить получение требований другой стороной КТС – ст. 407 ТК РФ) – способ передачи требований законом не установлен 

Работодатель обязан (ст.399 ТК РФ):

— предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований 

— не вправе препятствовать его (ее) проведению 

Внимание! 

— непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований 

— создание препятствий проведению собрания (конференции) 

означает возможность привлечения работодателя к дисциплинарной и административной ответственности

2. Зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме.

В случае отсутствия такого доказательства это лишает работников возможности предъявить претензии к работодателю и привлечь его к ответственности за уклонение от соблюдения процедур рассмотрения коллективного трудового спора. 

Аналогичная процедура предусмотрена и для выдвижения и направления требований профессиональных союзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства. 

Внимание!

в случае уклонения работодателя или его представителя от получения требования работников на него может быть применено дисциплинарное взыскание. 

Копия требований может быть направлена в соответствующий гос. орган по урегулированию КТС.

3. ТК РФ устанавливает обязанность работодателя принять к рассмотрению требования работников и определяет достаточно жесткие сроки для реагирования на принятые меры. 

В течение 3 рабочих дней работодатель должен дать ответ о принятом решении (ст.400 ТК РФ): 

— Если работодатель дает положительный ответ, то не возникает и спора.

— Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срокначинается собственно коллективный трудовой спор.

День начала КТС (Ст.398 ТК РФ):

— день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) + предложение об образовании примирительной комиссии 

— несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст.400 своего решениятечение 3 рабочих дней со дня получения требований работников + представитель работников направляет руководителю предложение об образовании примирительной комиссии 

ТК РФ (ст. 400 ТК РФ) вводит также дополнительные положения, регулируя аналогичные процедуры для представителей работодателей (объединений работодателей), обязывая их принять к рассмотрению требования профессиональных союзов (их объединений). Однако срок для ответа в данном случае установлен более продолжительный — 1 месяц

1 указанной статьи, государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной.

Коллективные трудовые споры и порядок их уррегулирования

 

ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

При возникновении или прекращении трудовых отношений, а также в процессе их действия нередко возникают разногласия между работниками и работодателями. Причиной их возникновения является, как правило, нарушение норм законодательства. Подборка «Трудовые споры» поможет разобраться в причинах возникновения трудовых споров, порядке их рассмотрения (в том числе и в суде), возможностях решения и предотвращения споров.

1. Определение и классификация трудовых споров

Трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем (работодателями, их представителями) и работниками (их представителями) по вопросам трудовых отношений. Также стороной трудового спора может быть лицо, не состоящее в трудовых отношениях с нанимателем (трудовые споры могут возникать до заключения трудового договора, а также после его прекращения).

 

Причины возникновения трудовых споров
Объективные Субъективные
Вытекают из экономической сущности трудовых отношений, основанных на договоре найма рабочей силы, и связаны с несовпадением экономических интересов работников с интересами организации Недостаточное знание работником и нанимателем трудового законодательства
Нежелание соблюдать трудовое законодательство, недобросовестное отношение к исполнению своих трудовых обязанностей
Наличие пробелов в законодательстве, отставание норм от развивающихся трудовых отношений
Недостатки в организации труда и производства

 

Разногласия возникают в случаях, когда виновной стороной совершается трудовое правонарушение в отношении другой стороны или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

 

Справочно

Трудовым правонарушением называется виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами.

 

Классификация трудовых споров
По субъектам Индивидуальные и коллективные трудовые споры
По содержанию Споры об установлении условий труда (спор об установлении норм выработки) и споры о применении установленных условий труда (споры об увольнении, об оплате сверхурочных работ)
По юридической сути Споры искового характера, предметом которых является требование работника или группы работников о восстановлении или признании трудовых прав, которые нарушены.
Споры неискового характера, предметом которых являются вопросы установления новых условий труда или изменения существующих

 

Дополнительно по теме:

Особенности рассмотрения трудовых споров.

Коллективные трудовые споры.

2. Коллективные трудовые споры

2.1. Понятие и стороны

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст.377 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее — ТК).

Стороны коллективного трудового спора — наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов (ст.378 ТК). Интересы нанимателя представляет руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными правовыми актами (часть первая ст.355 ТК). Интересы работников — соответствующие профессиональные союзы и другие представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства (часть первая ст.354 ТК).

 

Признаки коллективных трудовых споров
Субъект разногласий Споры о праве и споры об интересах — стороны спора: работники (трудовой коллектив) в лице представительных органов (профсоюзы, объединения профсоюзов), наниматель
Предмет разногласий Споры о праве (по применению законодательства, коллективного договора, соглашения) — требование работников восстановить их права, предусмотренные в нормативных правовых актах, либо устранить препятствия в реализации этих прав.
Споры об интересе (об установлении новых условий труда, заключении, изменении, дополнении коллективного договора и др.) — обращение работников к нанимателю с просьбой (предложением, требованием) установить другие социально-экономические условия труда и быта. Наниматель вправе эту просьбу удовлетворить (но не обязан)
Орган рассмотрения Споры разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами
Юридическая суть Споры имеют неисковой характер, разрешаются в особых процессуальных формах
Принципы разрешения споров Доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон и т. д.

 

Дополнительно по теме:

Коллективный трудовой спор, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж (в вопросах и ответах).

2.2. Порядок рассмотрения

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров существенно изменился в связи с ликвидацией с 1 июля 2013 г. Республиканского трудового арбитража. В настоящее время вопросы урегулирования коллективных трудовых споров возложены на Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2013 № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров» (далее — Указ № 320) установлена обязанность нанимателя в случае возникновения коллективного трудового спора в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований работников уведомлять об этом Департамент государственной инспекции труда Республики Беларусь.

 

Порядок разрешения коллективного трудового спора

1. Примирительная комиссия (обязательный этап)

2. Участие посредника

3. Трудовой арбитраж

 

1. Каждый коллективный трудовой спор первоначально должен быть рассмотрен примирительной комиссией (часть пятая ст.379 ТК, часть вторая подп.1.4 п.1 Указа № 320).

Примирительная комиссия создается в трехдневный срок с момента начала коллективного трудового спора (с момента сообщения нанимателем об отклонении всех или части требований работников или несообщение нанимателем в течение 3 дней со дня подачи требований своего решения, а также с даты составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров) из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе.

Представители сторон, входящие в примирительную комиссию, обязаны не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избрать нейтрального члена, не входящего в представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в течение 5 дней с момента ее создания. Решение принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, исполняется в сроки, установленные решением. При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии трудовой спор прекращается (часть вторая ст.381 ТК).

2. При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между собой могут обратиться к посреднику или в трудовой арбитраж (часть третья ст.381 ТК, подп.1.5 п.1 Указа № 320). Привлекать посредника к участию в урегулировании коллективного трудового спора не обязательно. Посредник после консультаций со сторонами не позднее чем в пятидневный срок вносит предложение по разрешению коллективного трудового спора. При согласии сторон с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.

3. При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии или посредника стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж (часть третья ст.381 ТК, подп.1.5 п.1 Указа № 320).

Стороны заключают соглашение о создании трудового арбитража в письменной форме (часть вторая ст.383 ТК). При избрании трудового арбитра (трудовых арбитров) сторонам необходимо учитывать установленные законодательством требования (часть первая ст.384 ТК, часть первая подп.1.8 п.1 Указа № 320). Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора, ведутся областными и Минским городским исполнительными комитетами. Эти списки формируются с учетом предложений органов государственного управления, нанимателей, представительных органов работников по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров (часть десятая ст.384 ТК, подп.1.9 п.1 Указа № 320). В частности, со списком, который ведет Минский городской исполнительный комитет, можно ознакомиться на сайте http://minsk.gov.by/ru/org/8666/attach/e5002e8/.

Трудовой арбитраж выносит решение по коллективному трудовому спору не позднее чем в 15-дневный срок со дня избрания трудовых арбитров (трудового арбитра) (часть шестая ст.383 ТК, часть первая подп.1.14 п.1 Указа № 320). Если стороны заключили соглашение об обязательном характере решения трудового арбитража, каждая из сторон имеет право обратиться в суд за принудительным исполнением решения.

Стороны коллективного трудового спора могут обжаловать решение трудового арбитража по коллективным трудовым спорам путем подачи заявления об отмене решения трудового арбитража.

 

Обратите внимание!

Обжалованы могут быть решения трудового арбитража по коллективным трудовым спорам (часть восьмая ст.383 ТК, часть первая ст.4586 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, далее — ГПК):

• об исполнении коллективных договоров, соглашений;

• в организациях, в которых законодательством установлены ограничения в реализации права на забастовку (часть третья ст.388 ТК).

В других случаях возможность обращения сторон в суд за разрешением коллективного трудового спора не предусмотрена.

 

Дополнительно по теме:

Алгоритм рассмотрения коллективного трудового спора.

Коллективный трудовой спор. Комментарий к статье 377 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Стороны коллективного трудового спора. Комментарий к статье 378 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Предъявление и рассмотрение требований. Формы рассмотрения коллективного трудового спора. Комментарий к статье 379 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Трудовой арбитраж. Комментарий к статье 383 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Коллективный договор.

Соглашение о создании трудового арбитража (коллективный трудовой спор) (пример).

Письмо нанимателю от профсоюзной организации об освобождении от работы трудового арбитра (коллективный трудовой спор) (пример).

Соглашение с трудовым арбитром (коллективный трудовой спор) (пример).

Соглашение о выборе посредника (коллективный трудовой спор) (пример).

Соглашение с посредником (коллективный трудовой спор) (пример).

Протокол собрания профсоюзной организации об избрании представителей работников в состав примирительной комиссии (коллективный трудовой спор) (пример).

Соглашение о создании примирительной комиссии (коллективный трудовой спор) (пример).

Приказ о назначении представителей нанимателя в состав примирительной комиссии (коллективный трудовой спор) (пример).

Протокол собрания работников (о требованиях к нанимателю, их утверждении и направлении ему) (пример).

3. Индивидуальные трудовые споры

3.1. Понятие и стороны

Трудовой спор является индивидуальным, когда касается индивидуальных (личных) трудовых прав, обязанностей и интересов работника и нанимателя.

Индивидуальный трудовой спор — спор между работником и нанимателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов, коллективного договора и других соглашений о труде.

 

 Признаки индивидуальных трудовых споров
Субъект разногласий  Определенный работник, наниматель. Также стороной индивидуального трудового спора может быть иное лицо, не состоящее в трудовых отношениях с нанимателем, — до заключения трудового договора (часть третья ст.241 ТК), а также после прекращения трудового договора (п.3 части второй ст.241 ТК)
Предмет разногласий Субъективные права и законные интересы конкретного работника, содержащиеся в:
— законодательстве о труде;
— коллективных договорах, соглашениях;
— иных локальных правовых актах;
— трудовых договорах (ст.233, часть вторая ст.236 ТК)
Орган рассмотрения Комиссия по трудовым спорам (далее — КТС) и общие суды
Юридическая суть Чаще всего споры искового характера
Принципы разрешения споров Гласность, диспозитивность, состязательность и равенство сторон, право пользования юридической помощью

3.2. Порядок рассмотрения

Для разрешения трудовых споров законодательством установлен определенный порядок, который предусматривает процедуру и сроки подачи заявлений и исков, их рассмотрения, принятия решений, их исполнения.

 

Формы разрешения индивидуальных трудовых споров (с точки зрения подведомственности)
   

1. Общий порядок

Характеризуется последовательным рассмотрением трудового спора в КТС и в суде.
Обратиться в суд можно только после рассмотрения спора в КТС

 

2. Судебный порядок

Не требуется предварительное рассмотрение спора в КТС (ст.233 ТК)

 

3. Особый порядок

Отдельные категории трудовых споров либо трудовые споры некоторых категорий работников разрешаются в рамках специальных процессуальных форм (например, споры о досрочном освобождении от выборной должности работников общественных объединений) (ст.234 ТК)

 

В отношении отдельных категорий работников законодательством предусмотрено рассмотрение трудовых споров вышестоящими в порядке подчиненности органами, вышестоящими должностными лицами (ст.202, 204 ТК). Это не лишает права работников обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд.

Отдельные виды требований, претензий работников к нанимателю, например, о начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате, могут быть рассмотрены в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса (п.3 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.2011 № 1518)).

Рассмотрение трудовых споров в КТС.

До обращения в суд стороны должны рассмотреть индивидуальный трудовой спор в КТС, если одновременно выполняются следующие условия (части первая и вторая ст.236 ТК):

• в организации создана КТС;

• спор входит в компетенцию КТС;

• требование заявлено работником — членом профсоюза.

 

Справочно

Создание КТС возможно во всех организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при наличии в них профсоюза. Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на 1 год (часть первая ст.235 ТК).

 

Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом рассмотрения трудовых споров, за исключением тех, для которых законодательством предусмотрен иной порядок рассмотрения. Она рассматривает споры о (об) (ст.236 ТК):

1) установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;

2) переводе на другую работу и перемещении;

3) оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;

4) праве на получение причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда, и их размере;

5) выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

6) возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;

7) предоставлении отпусков;

8) выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.

 

Обратите внимание!

Комиссия по трудовым спорам не вправе рассматривать индивидуальные трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения по поводу установления, замены и пересмотра норм труда, споры о недействительности трудового договора (контракта) — разрешение данных споров относится только к компетенции суда.

 

Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на 1 год, члены КТС назначаются на весь срок полномочий комиссии. Полномочия представителей сторон подтверждаются доверенностями. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании исполняются поочередно представителями сторон, эти обязанности на одном и том же заседании не могут выполнять представители одной стороны.

Комиссию по трудовым спорам можно образовать не только в целом по организации, но и в структурном подразделении. Трудовой кодекс не конкретизирует эти подразделения, поэтому КТС можно создать не только в обособленном структурном подразделении организации, но и в любом управлении (отделе и т. д.). Комиссия по трудовым спорам подразделения действует по тем же принципам, что и КТС всей организации, с той лишь разницей, что она полномочна рассматривать индивидуальные трудовые споры только в пределах соответствующего подразделения.

Трудовой кодекс не регламентирует минимальное количество членов КТС или представителей от каждой из сторон, но число представителей сторон всегда должно быть равным.

Сроки при рассмотрении трудовых споров в КТС

Нарушение прав

3 месяца

 

Заявление в КТС

10 дней

 

Заседание и решение КТС

       
  3 дня

Вручение решения КТС сторонам

10 дней

 
   

Обжалование в суде

 

Исполнение решения КТС

 

 

Основанием для рассмотрения трудового спора в КТС является заявление работника, поданное в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. Форма и содержание заявления законом не установлены.

Согласно сложившейся практике в заявлении должно быть указано:

• наименование комиссии с указанием организации;

• фамилия, имя, отчество заявителя, его место работы и должность, а также место жительства;

• существо спора.

 

Обратите внимание!

Наниматель не наделен правом на обращение в КТС (часть вторая ст.236 ТК).

 

Трудовой спор рассматривается в 10-дневный срок со дня подачи заявления в присутствии работника и представителя нанимателя и оформляется протоколом.

Решение КТС принимается по соглашению между членами КТС. Если хотя бы один член КТС не согласен с мнением остальных, решение считается не принятым, поскольку стороны к соглашению не пришли.

Комиссия по трудовым спорам может вынести одно из следующих решений:

• об удовлетворении требований работника в полном объеме;

• о частичном их удовлетворении;

• об отказе в удовлетворении требований работника.

Решение КТС вручается сторонам в течение 3 дней со дня вынесения и может быть обжаловано сторонами в суде в течение 10 дней. Решение КТС должно быть исполнено обязанной стороной в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных для обжалования. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок КТС выдает удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании выданного и поданного в трехмесячный срок в суд удостоверения судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

Рассмотрение трудовых споров судом.

По признаку подведомственности различают споры:

1) непосредственно подведомственные суду (без предварительного рассмотрения в КТС);

2) условно подведомственные суду (подлежащие рассмотрению в суде лишь после обращения в КТС).

Условно подведомственны суду споры по заявлению о недействительности трудового договора; работника или нанимателя, если они не согласны с решением КТС; работника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный 10-дневный срок; прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Споры, непосредственно подведомственные судам, можно разделить на три группы:

 

Споры, непосредственно подведомственные судам
   
1. Споры:
а) по заявлениям работников:
— работающих у нанимателей, где КТС не созданы;
— о восстановлении на работе;
б) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба и т. д.;
в) предусмотренные частью второй ст.241 ТК
  2. Споры об отказе в заключении трудового договора с некоторыми категориями работников (лицами, приглашенными на работу в порядке перевода; молодыми специалистами, направленными на работу к определенным нанимателям, и т. д.)   3. Споры, не указанные в ст.241 ТК (работников, состоящих в трудовых правоотношениях с профсоюзами; работающих по трудовым договорам у граждан)

 

Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в следующие сроки (ст.242 ТК):

 

Период Событие
В течение 10 дней Со дня вручения копии решения КТС в случае обжалования
В течение 1 месяца Со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки
В течение 3 месяцев Со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав
В течение 1 года Со дня обнаружения причиненного работником материального ущерба организации

 

Обратите внимание!

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров, в том числе споров о возмещении морального вреда, если они вытекают из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и судебных издержек.

 

Иски должны подаваться в суд по месту жительства ответчика, а в отношении юридических лиц — по месту их нахождения, указанному в учредительных документах (ст.42, 46 ГПК). Дела по рассмотрению трудовых споров должны рассматриваться в течение 1 месяца со дня принятия заявления (ст.158 ГПК).

Принятие заявления и рассмотрение трудового спора в суде осуществляются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

По общему правилу решение суда по трудовым спорам должно быть исполнено по истечении 10 дней, предусмотренных для его обжалования в кассационном порядке. Для основных категорий дел: восстановление на работе, взыскание заработной платы (но не более чем за 1 месяц) — предусмотрено немедленное исполнение решения суда.

 

Дополнительно по теме:

Особенности рассмотрения трудовых споров.

Организация и деятельность комиссии по трудовым спорам.

Нарушение нанимателем установленного порядка изменения существенных условий труда: куда обратиться работнику.

Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Комментарий к статье 233 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Органы примирения, посредничества и арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров. Комментарий к статье 251 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Комментарий к статье 234 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий. Комментарий к статье 202 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Порядок приема заявлений, поступающих в комиссию по трудовым спорам, и срок рассмотрения трудовых споров. Комментарий к статье 237 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Внесудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров: создание, компетенция, порядок рассмотрения споров в комиссии по трудовым спорам.

Компетенция комиссии по трудовым спорам. Комментарий к статье 236 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Возможность отвода членов комиссии по трудовым спорам.

Может ли работник оспорить состав комиссии по трудовым спорам, если она включает рабочих со стороны профсоюза? Вправе ли работник на заседании комиссии использовать записывающее устройство, предварительно уведомив об этом членов комиссии?

Возможность медиации по индивидуальным трудовым спорам.

Сроки обращения за разрешением трудовых споров. Комментарий к статье 242 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Сроки обращения за разрешением трудовых споров.

Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам. Комментарий к статье 248 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Пропущены сроки по взысканию ущерба: как поступить нанимателю. Разбираем ситуацию.

Немедленное исполнение некоторых решений и постановлений по трудовым делам. Комментарий к статье 247 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам. Комментарий к статье 249 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Обжалование решения комиссии по трудовым спорам. Комментарий к статье 239 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Ограничения взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих трудовые споры. Комментарий к статье 250 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Алгоритм действий при обращении в суд за рассмотрением трудового спора.

Трудовой спор о законности увольнения работника: доказательства, необходимые нанимателю в суде.

Трудовой спор с работником: доказательства, необходимые нанимателю в суде.

Что является доказательством в суде при трудовом споре с работником?

Требование бывшего работника о неправомерности снижения надбавки за высокие достижения комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.

Требование бывшего работника о неправомерности лишения вознаграждения и премиальных выплат комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.

Требование бывшего работника о неправомерности лишения доплаты за совмещение должностей комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.

Требование бывшего работника о задержке окончательного расчета при увольнении комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.

Увольнение работника в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, трудового договора.

Индивидуальный трудовой спор (в вопросах и ответах).

Индивидуальные трудовые споры: порядок рассмотрения и обращения в суд.

Может ли быть обжалован отказ нанимателя в заключении трудового договора?

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна и трудовые отношения.

Увольнение в связи с истечением срока контракта. Особенности рассмотрения споров в суде.

Трудовой спор с учреждением здравоохранения: увольнение в связи с истечением срока контракта.

Трудовые споры с учреждениями здравоохранения: увольнение отца в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Трудовые споры с учреждениями здравоохранения: об отмене дисциплинарного взыскания и восстановлении на работе.

Ошибки, допускаемые нанимателями при увольнении за прогул, на примере трудового спора.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: непредоставление нанимателем льгот и гарантий.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: нарушения в отношении работников — не членов профсоюза.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: уведомление профсоюза при увольнении.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: гарантии при наступлении несчастных случаев на производстве.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: взыскание добровольно исполненных предприятием обязательств с виновного при наступлении несчастных случаев на производстве.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: соотношение генерального и тарифных соглашений и коллективного договора.

Применение положений коллективных договоров при рассмотрении трудовых споров: локальные нормативные правовые акты, ухудшающие положение работников.

Восстановление на работе. Правовое регулирование и судебная практика.

Материальная ответственность нанимателя за нарушение трудовых прав работников: задержка выдачи окончательного расчета и трудовой книжки.

Материальная ответственность нанимателя за нарушение трудовых прав работников: необоснованный отказ в приеме на работу.

Трудовые споры с работниками сельскохозяйственных предприятий.

Споры замещающих работников по увольнению по пункту 2 части второй статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь.

В какие сроки работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам?

Что понимают под индивидуальным трудовым спором?

В какой суд подается заявление по трудовому спору и каково его содержание?

Какие органы рассматривают индивидуальные трудовые споры?

Исковое заявление о прекращении дискриминации в сфере трудовых отношений и о возмещении морального вреда.

Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении по мотивам неудовлетворительного результата испытания при приеме на работу.

Исковое заявление о признании незаконным отказа в приеме на работу и об обязании заключить трудовой договор (пример).

Положение о комиссии по трудовым спорам (приложение к коллективному договору) (пример).

Положение о комиссии по трудовым спорам для открытого акционерного общества (пример).

Приказ о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам (пример).

Приказ об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания по решению комиссии по трудовым спорам (пример).

 

06.04.2020

 

Талина Лукьяненко, DipIAS ICFM, аудитор, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»

Разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи с единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора. направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров.