В бухгалтерском учете бюджетного учреждения числится просроченная кредиторская задолженность по счету 4 Однако.

Содержание

Кредиторская задолженность бюджетного учреждения

Как рассчитать сумму неустойки и какие при этом следует сделать бухгалтерские проводки?

Какие документы подтверждают ведение раздельного учета НДС

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1048 «О переносе выходных д

Пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в 2010 году: новые правила

Списание дебиторской задолжности в бюджетном учреждении

Условиями государственного (муниципального) контракта предусмотрено, что за каждый день просрочки ис…

Read more …

Какие документы подтверждают ведение раздельного учета НДС Опубликовано: 12.11.2007 Автор: Радна…

Read more …

Дата официальной публикации:17 октября 2012 г. Опубликовано: 18 октября 2012 г. …

Read more …

Пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в 2010 году: новые правила (Полност…

Read more …

Нарушения, допускаемые при расчетах с поставщиками и подрядчиками С. Валова, редактор журнала «…

Read more …

Типовые прикладные решения для российских организаций на платформе «1С:Предприятие 8»

О выпуске продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Распространение платформы и прикладных решений (конфигураций) системы программ 1С:Предприятие 8

Условия поддержки программных продуктов фирмы «1С»

Купить 1С:Бухгалтерию 8

Типовые прикладные решения для российских организаций на платформе «1С:Предприятие 8» Назначен…

Read more …

  О выпуске продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»   В свя…

Read more …

Распространение платформы и прикладных решений (конфигураций) системы программ 1С:Предприятие&nbsp…

Read more …

Условия поддержки программных продуктов фирмы «1С» Фирма «1С» осуществляет поддержку зарегистрирова…

Read more …

Купить 1С:Бухгалтерию 8 Если вы являетесь пользователем учетных решений «1С» предыдущих вер…

Read more …

Списание кредиторской задолжности в бюджетном учреждении

Задолженность от А до Я

К нам в редакцию часто поступают вопросы, связанные с учетом безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей. Разобраться в этом непростом вопросе нам помогут К.В. СЕРГЕЕВА, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета и Г.А. БЕЗРУЧЕНКО, эксперт по бюджетному учету, фирма «1С».

Как известно, несвоевременное списание безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей приводит к искажению данных бюджетной отчетности, а следовательно, к их недостоверности.

Прежде чем отразить в бюджетном учете списание указанных задолженностей, необходимо их «выявить», то есть определить, какую числящуюся в учете задолженность можно признать безнадежной (нереальной для взыскания) или невостребованной.

Критерии признания
В части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей необходимо ориентироваться на нормы гражданского законодательства.

Гражданский кодекс предусматривает следующие основания признания задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).

Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признают те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).


Внимание
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, регулирует только порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания (погашения).
Первое, что следует сделать, — определить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств:

  • критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской — к невостребованной;
  • перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию.

Срок исковой давности
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим пункт 2 статьи 314 Гражданского кодекса: обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной).

Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает Гражданский кодекс и другие законы (ст. 198 ГК РФ). В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бюджетного учета.

Согласно статье 203 Гражданского кодекса течение срока исковой давности прерывается в случае:

  • предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (однако если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается);
  • совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.

К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», письмо УФНС по г. Москве от 2 августа 2006 г. №20-12/68343):

  • претензии;
  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • изменение договора, из которого следует, что должник признает наличие долга;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга;
  • подписание акта сверки задолженности, то есть письменное подтверждение признания наличия задолженности, и т. п.

Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, то есть срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается.

Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило вышеперечисленные действия, и без какого-либо ограничения.


Внимание
Возникновение безнадежной дебиторской задолженности является выведением части активов из хозяйственного оборота. Поэтому необходимо контролировать своевременность погашения дебиторской задолженности, вести работу по взысканию просроченной задолженности и не допускать по необъективным причинам истечения срока исковой давности.

Инвентаризация
Безнадежная дебиторская и невостребованная кредиторская задолженности выявляются по результатам инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, проверяя документы о состоянии расчетов, должна установить (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В соответствии с Рекомендациями по применению регистров бюджетного учета (приложение 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н) сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, включая дебиторскую (кредиторскую) задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

Сведения о дебиторской задолженности по доходам у администратора поступлений (в органе государственной власти), включая суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов по доходам (ф. 0504091). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Бюджетный учет
Списание задолженности производятся по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации. Решение о списании задолженности с учета должно быть в обязательном порядке согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.

Дебиторская задолженность
При наличии соответствующих оправдательных документов бухгалтер должен списать с балансового учета безнадежную дебиторскую задолженность. Согласно пункту 148 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция), списание задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам отражают следующим образом:

Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит 0 207 00 000
«Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам».

Аналогично, по нашему мнению, отражается списание иной безнадежной дебиторской задолженности*:

Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит 0 205 хх 660 (0 206 хх 660, 0 208 хх 660, 0 209 хх 660).


* Аналогичный порядок списания задолженности по таможенным и иным платежам приводится в пунктах 29, 72, 99 Инструкции о порядке ведения бюджетного учета начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 31 октября 2006 г. № 1078.

Одновременно задолженность неплатежеспособных дебиторов принимают к учету на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», где она учитывается в течение пяти лет с момента списания с баланса для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 236 Инструкции). Аналитический учет по счету 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц.

Суммы, полученные в погашение задолженности, списывают с забалансового счета и перечисляют в доход соответствующего бюджета.

Обратите внимание: администратором поступлений списание безнадежной дебиторской задолженности по налогам и сборам производится в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса.

Предпринимательская деятельность
При осуществлении предпринимательской деятельности следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, приравниваются к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ)**.


** Более подробно о налогообложении дебиторской и кредиторской задолженностей читайте в № 3/2007.

Как уже было отмечено, определение безнадежных долгов приведено в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса. По другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 6 февраля 2007 г. № 03-03-07/2).

Следует отметить следующий момент: по разъяснениям налоговых органов при исчислении базы по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2007 года организация вправе была учесть в составе внереализационных расходов суммы убытков по безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности, которые подтверждены актом сверки задолженности с покупателем, датированным 2004 годом, если в последующие годы такие сверки не производились.

В письме УФНС по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/036354 приведен перечень документов, которыми должны быть подтверждены суммы и даты образования безнадежных долгов для целей налогообложения:

  • договоры, в которых указаны даты сроков платежей;
  • товарные накладные;
  • акты выполненных работ либо оказанных услуг;
  • акты приема-передачи товаров;
  • акты выверки задолженности с организациями- дебиторами;
  • акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода 2007 года, свидетельствующие о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
  • приказы руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.

Кредиторская задолженность
На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (приложение 1 к Инструкции) списание кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков, по которой истек срок исковой давности, отражается следующей записью:

Дебет 0 302 хх 830

Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами».

В аналогичном порядке оформляют списание невостребованной депонентской и иной кредиторской задолженности.


Внимание
Для целей налогообложения прибыли доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако при определении налогооблагаемой базы не учитываются суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Предпринимательская деятельность
При списании невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках предпринимательской деятельности, особое внимание необходимо уделить НДС, который был предъявлен поставщиком товаров (работ, услуг).

Расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным расходам, если кредиторская задолженность по такой поставке списана в отчетном периоде (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанная норма применяется к суммам НДС, которые до списания кредиторской задолженности не были приняты к зачету в установленном порядке.

Сумма НДС при списании кредиторской задолженности определяется по ставке, действовавшей в момент образования задолженности. К примеру, если списывается задолженность, относящаяся к 2003 году, то НДС на расходы следует списывать по ставке 20 процентов (а не 18, как сейчас).

Учитывая необходимость списания НДС, бухгалтерские записи в рамках осуществления предпринимательской деятельности будут выглядеть следующим образом:

1. Дебет ФКР* 2 302 хх 830
Кредит КД 2 401 01 173

— списана невостребованная кредиторская задолженность на основании оправдательных документов;


* При осуществлении приносящей доход деятельности в 4–17 разрядах счета бюджетного учета указываются нулевые значения.

2. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КР 2 210 01 660

— списан НДС, предъявленный постащиком и не принятый к вычету;

3. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КД 2 303 03 730

— начислен налог на прибыль с разницы между суммой списанной задолженности и суммой НДС.

Если предъявленный поставщиком НДС был в установленном порядке принят к вычету, то для целей налогообложения у учреждения не возникает внереализационных расходов (соответственно записи № 2 не будет). В этом случае налог на прибыль начисляется и уплачивается в бюджет со всей суммы внереализационного дохода, отраженного на счете 2 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (с суммы проводки № 1).

Вопрос в тему
Вопрос: Расчеты за фактически оказанные услуги (коммунальные услуги, связь, страхование, охрану объекта, обслуживание вычислительной техники и т. д.) мы производим на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ в месяце, следующем за отчетным, в течение пяти дней, как предусмотрено условиями договоров. В бюджетном учете все операции, связанные с услугами, мы отражаем в момент совершения оплаты (в период с 10 по 25 число или по мере получения документов по оплате). Территориальное управление Росфиннадзора проводило ревизию финансово-хозяйственной деятельности нашего учреждения и отметило в акте несвоевременность отражения кредиторской задолженности. По их мнению, получив документы на оплату услуг (например, в январе за декабрь, в феврале, за январь или декабрь и т. д.), необходимо вернуться к месяцу предоставления услуг (декабрь, январь) и отразить в этом месяце (в декабре, январе) кредиторскую задолженность в сумме предоставления услуг. Правы ли ревизоры?

Ответ: Согласно Инструкции по бюджетному учету расчеты с поставщиками за оказанные услуги и подрядчиками за выполненные работы отражают на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения» (0 401 01 221, 0 401 01 222, 0 401 01 223, 0 401 01 224, 0 401 01 225, 0 401 01 226, 0 401 01 290) (п. 182 Инструкции по бюджетному учету).
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н, в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) по строке 150 приводятся:

  • по бюджетной деятельности — суммы начисленных расходов по данным счетов 1 401 01 200 «Расходы учреждения» и 1 401 02 200 «Расходы резервного фонда»;
  • по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 2 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.

Принцип начисления предполагает отражение расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Следовательно, суммы оказанных услуг нужно отражать в том отчетном периоде (месяце), к которому они относятся, вне зависимости от сроков и условий оплаты, установленных в договоре с поставщиком.

Документом, подтверждающим факт оказания услуг, является акт (или, в соответствии с условиями договора, заменяющий его документ). Именно на его основании и отражаются суммы начисленной кредиторской задолженности за оказанные услуги (выполненные работы) и признается факт расхода в бюджетном учете и отчетности.

Вместе с тем документы от поставщика могут поступать в учреждение в соответствии с условиями договора в разное время (например, до 5 или 10 числа месяца, следующего за отчетным). В связи с этим возможны следующие варианты отражения расходов в учете в зависимости от того, установлена фиксированная стоимость услуг за месяц или стоимость услуг можно определить только после получения акта (по факту).

1. Если акт (например, за услуги, оказанные в июне) поступает после окончания отчетного периода, но до представления в установленном порядке бюджетной отчетности, то суммы расходов отражают в том отчетном периоде, к которому они относятся (в июне). В данном случае не имеет значения, установлена фиксированная месячная стоимость услуг или стоимость услуг определяется по «факту их оказания». При этом, чтобы не было вопросов со стороны проверяющих органов относительно даты акта (акт может быть датирован, к примеру, 5-м июля) и даты начисления расходов (30 июня), целесообразно составить Справку (ф. 0504833) от 30 июня, которая и будет являться первичным документом для начисления расходов в учете.

2. Если акт при фиксированной стоимости услуг за месяц (коммунальные платежи, охранные услуги, арендная плата и т. п.) поступает в учреждение после представления отчетности, то в ней также следует отразить начисленный расход с оформлением Справки (ф. 0504833).

3. Если стоимость услуг определяется по факту их оказания (на конец отчетного периода учреждение не может знать стоимости оказанных услуг) и акт поступает после представления отчетности, то только в таком случае в силу обстоятельств учреждение вправе отразить расходы в следующем отчетном периоде. Вместе с тем, поскольку Инструкцией по бюджетному учету указанный порядок не регламентирован, учреждение должно иметь документы, подтверждающие факт получения акта после даты представления отчетности. Кроме того, такой порядок начисления расходов должен быть обоснован и раскрыт в положении об особенностях ведения бюджетного учета и согласован с главным распорядителем средств бюджета. (п. 181 Инструкции по бюджетному учету). Суммы оказанных услуг отражают по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета

Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 11

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Кредиторская задолженность в бюджетном учреждении

ДЕБЕТ 2 91 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»; • погашение задолженности бюджетного учреждения по​.

Как может возникнуть кредиторская задолженность у казенного учреждения?

Для определения срока исковой давности по кредиторской задолженности учреждение обязано провести инвентаризацию обязательств. Процедура позволяет четко разделить, какие долги относятся к текущим, а какие – к просроченным. Рассмотрим, как формируются в учете проводки по погашению и по списанию кредиторской задолженности.

В случае непогашения обязательств перед кредиторами возникает кредиторская задолженность. Списание кредиторки в бюджетных учреждениях выполняется по общим правилам. В этой статье мы разберемся, что такое просроченная кредиторская задолженность и текущая. Проводки приведены отдельно с учетом специфики бюджета.

Что входит в кредиторскую задолженность

Независимо от сферы деятельности кредиторка означает долги по принятым обязательствам. Любая бюджетная структура закупает у поставщиков ТМЦ, основные средства; начисляет зарплату персоналу; платит налоги государству. Для понимания структуры общего долга проводится анализ кредиторской задолженности. К примеру, это обязательства следующего характера:

  • Перед поставщиками – за различные поставленные товары, материалы, имущество, оказанные услуги и работы.
  • Перед персоналом – в части начисленной, но не выданной зарплаты, премии, отпускных, больничных и прочих видов выплат.
  • Перед бюджетом РФ и внебюджетными фондами – по начисленным налогам, сборам, другим фискальным платежам в ИФНС, ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и т.д.
  • Перед финансово-кредитными учреждениями – за предоставление услуг по РКО, кредитам, займам и пр.

В зависимости от срока погашения кредиторку подразделяют на текущую и просроченную. К первой относятся обязательства с неистекшим сроком оплаты. Точные условия расчетов определяются в договоре. Если же момент оплаты уже наступил, а долг не погашен, возникает просроченная задолженность. В бухгалтерском учета учреждения при списании просроченной кредиторской задолженности используется забалансовый счет 20. Порядок отражения операций необходимо утвердить в учетной политике.

Определить срок исковой давности по кредиторской задолженности

Счета учета кредиторской задолженности

Для контроля за состоянием кредиторки необходимо организовать не только синтетический учет, но и аналитический. Согласно требованиям Инструкции 157н от 01.12.10 г. аналитика организуется в разрезе видов расчетов, договоров, наименований валюты, сроков погашения. Для указанных целей учреждением могут использоваться следующие виды счетов бухучета:

  • 30100 – для отражения операций по долговым обязательствам, включая государственное заимствование.
  • 30200 – для отражения операций по обязательствам перед физлицами, включая зарплату, пособия, довольствование и др.
  • 30300 – для отражения операция по налогам, страховым взносам, прочим платежам в бюджет РФ.
  • 30406 – для отражения операций по прочим расчетам с кредиторами.
  • 30402 – для отражения депонированных операций.
  • 30403 – для отражения различных удержаний из зарплаты и прочих видов выплат персоналу.
  • 30404 – для отражения внутренних расчетов между ведомствами.
  • 20800 – для отражения операций с подотчетниками.

Погашена кредиторская задолженность: проводки

Когда говорят, что кредиторка погашена, имеется в виду исполнение обязательств должником. При этом задействуются соответствующие счета бухучета в бюджетных учреждениях.

К примеру, для отражения расчетов за поставленные ТМЦ используется счета разд. 3 «Обязательства» Инструкции № 174н от 16.12.10 г. В частности, это такие счета как 030210000, 030220000, 030230000 и т.д. Согласно п. 127 аналитика организуется по видам операций на счетах 030211000 (для зарплаты), 030221000 (для услуг связи), 030223000 (для коммуналки), 030231000 (для приобретения объектов основных средств), 030234000 (для приобретения ТМЦ) и т.д.

Рассмотрим пример составления проводок при погашении кредиторской задолженности по счету заработной платы. Предположим, в учреждении начислили заработок персоналу на общую сумму в 300000,00 руб. Из них:

  • На 39000,00 руб. – был удержан НДФЛ по ставке в 13 %.
  • На 90600,00 руб. – начислены с заработка страховые взносы на ОСС, ОПС, ОМС и травматизм по совокупной ставке в 30,2 %.

В учете учреждения бухгалтер выполнит следующие проводки по кредиторке:

  • Д 430211830 К 420111610 на 261000,00 руб. – перечислены средства на карточки персонала.
  • Д 430301830 К 420111610 на 39000,00 руб. – перечислен подоходный налог в бюджет РФ.
  • Д 0303ХХ830 К 420111610 на 90600,00 руб. перечислены взносы по обязательному страхованию в бюджет РФ.

Просроченная кредиторская задолженность

Просроченная кредиторская задолженность, то есть с истекшим сроком погашения, признается в случае неисполнения должником договорных обязательств. Как правило, в контрактах участники сделки обозначают точные сроки расчетов. При отсутствии подобного пункта признать долг просроченным возможно только по истечении срока исковой давности. В ГК РФ этот период определен как 3 года (стат. 196).

По завершении искового срока непогашенное обязательство можно списать (исключение – долги по фискальным платежам). Для этого руководитель учреждения издает распоряжение. В документе указывается основание для образования кредиторки. Дополнительно нужно подготовить:

  • Подтверждающий образование кредиторки первичный документ.
  • Инвентаризационные документы с обозначенной суммой долга.
  • Бухсправка с обозначением даты и источника образования обязательств.

Просроченная кредиторка списывается на доходы учреждения по истечении 3 лет с даты ее образования. При этом обязательно учесть эту сумму на забалансовом сч. 20. Последующее списание с забалансового учета допускается после 3-летнего периода наблюдения. Если же в течение этого срока кредитор выставит требования, сумма долга подлежит восстановлению на балансовом счете.

Списание просроченной кредиторской задолженности: проводки

На списание просроченной кредиторской задолженности проводки оформляются согласно п. 129 Приказа № 174н. В казенных учреждениях производятся следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Списана невостребованная кредиторская задолженность:

– по долговым обязательствам;

1 301 ХХ 830

1 401 10 173

– по принятым обязательствам перед контрагентами;

1 302 ХХ 830

– по платежам в бюджеты (в т. ч. налогам, сборам);

1 303 ХХ 830

– по доходам;

1 205 ХХ 560

– по подотчетным суммам;

1 208 ХХ 560

– по депонированным суммам;

1 304 02 830

– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат

1 304 03 830

2.

Одновременно отражена сумма кредиторской задолженности за балансом

Увеличение забалансового счета 20

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Мероприятия по погашению кредиторской задолженности

частичная оплата задолженности;; уплата процентов за просрочку платежа;; изменение договора, из которого следует, что должник.

Бюджетный учет кредиторской задолженности

Бухучет по П(С)БУ и МСФО

Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и списание


Бюджетное учреждение берет на себя обязательства перед различными поставщиками и подрядчиками относительно уплаты им средств за предоставленные товары, работы, услуги. Однако не всегда выходит рассчитаться за них. Рассмотрим, что делать учреждению в случае возникновения такой задолженности.


Нормативно-правовая база

Основными документами, на основании которых бюджетные учреждения отражают в учете и отчетности информацию об обязательствах, являются:

Определение обязательства

По определению, приведенному в ч. 1 ст. 509 Гражданского кодекса (далее – ГК), обязательством является обязанность одной стороны (должника) совершить в пользу второй стороны (кредитора) определенное действие. Это может быть передача имущества, выполнение работы, оказание услуги, уплата денег и т. п. Кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.

На основании норм ч. 1 ст. 509 ГК и п. 7 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса обязательства разделяют на бюджетные финансовые обязательства и обязательства.

Так, согласно п. 1.4 Порядка № 309 бюджетным финансовым обязательством является обязательство распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) уплатить средства за какое-либо осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода.

Обязательством является любое размещение заказа, заключение договора или выполнение других аналогичных операций, осуществленное распорядителем или получателем бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с нарушением норм бюджетного законодательства.

Пункт 4 разд. І НП(С)БУГС 134 определяет финансовое обязательство как контрактное обязательство:

  • передать денежные средства или другой финансовый актив;
  • обменяться финансовыми инструментами на потенциально невыгодных условиях.

Финансовые обязательства относят к финансовым инструментам (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУГС 134).

Виды обязательств

В целях бухучета п. 2 разд. ІІ НП(С)БУГС 128 делит обязательства на следующие виды:

  • долгосрочные;
  • текущие;
  • непредвиденные обязательства;
  • доходы будущих периодов.

Текущим является обязательство, на которое начисляют проценты и которое подлежит погашению в течение 12 месяцев с даты баланса.

Долгосрочным считают обязательство, если срок его погашения – более 12 месяцев и до утверждения финотчетности существует договор о переоформлении этого обязательства на долгосрочное (п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 128).

Для отражения в учете кредитов и займов, полученных субъектами госсектора согласно законодательству, обязательств по долгосрочным ценным бумагам, по операциям по аренде, другим долгосрочным финансовым обязательствам Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов № 1203), предназначен счет 60 «Долгосрочные обязательства». Текущую задолженность отражают на субсчетах счета 61 «Текущая задолженность по кредитам и займам».

Обязательство, которое не соответствует критериям признания, является непредвиденным обязательством, и субъекты госсектора его не признают, а отражают на забалансовых счетах 053 «Непредвиденные обязательства распорядителей бюджетных средств» в сумме ожидаемого погашения (п. 6 разд. ІІ НП(С)БУГС 128).

Доходы, полученные в отчетном периоде, которые подлежат включению в доходы в будущих отчетных периодах, относятся к доходам будущих периодов. К таким доходам относятся, в частности, доходы в виде полученных авансовых платежей за переданные в аренду основные средства и прочие необоротные активы (авансовые арендные платежи), подписка газет, журналов, периодических и справочных изданий, абонентская плата за пользование средствами связи и т. п. Учет таких обязательств ведут на субсчете 6911 «Доходы будущих периодов».

Кредиторская задолженность

В случае невыполнения бюджетными учреждениями своих обязательств у них возникает кредиторская задолженность (далее – КЗ).

Такая задолженность может быть:

  • за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги;
  • по всем видам платежей в бюджет, в частности налогам с работников;
  • по оплате труда, включая депонированную зарплату;
  • по внутриведомственным расчетам;
  • прочая задолженность по текущим обязательствам.

Сумму КЗ, возникающую на 30-й день после истечения срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена, – после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, считают просроченной КЗ (п. 1.2 Порядка № 372).

КЗ, срок исковой давности которой истек, является просроченная КЗ, относительно которой кредитором утрачено право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Важно! КЗ с истекшим сроком исковой давности перечислению в бюджет не подлежит.

Напомним, что согласно ст. 257 ГК общая исковая давность установлена продолжительностью три года.

Списание КЗ

Как правильно списывать КЗ с баланса бюджетных учреждений, прописано в разд. IV «Бухгалтерский учет обязательств» Порядка № 372.

КЗ, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) списывают ежеквартально (п. 4.2 Порядка № 372). Для определения такой задолженности комиссия, назначенная распорядительным документом руководителя учреждения, проводит инвентаризацию расчетов. Проверки может осуществлять как отдельно созданная комиссия, так и инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации КЗ, равно как и ДЗ, определен в п. 7 разд. ІІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

Обычно учреждения проводят одновременно инвентаризацию ДЗ и КЗ. Также следует обратить внимание на некоторые нюансы инвентаризации и списание именно КЗ.

По результатам проверки составляют акт инвентаризации, в котором указывают:

  • наименование проинвентаризированных субсчетов;
  • суммы выявленной несогласованной КЗ;
  • суммы безнадежных долгов;
  • КЗ, относительно которой срок исковой давности истек.

По результатам инвентаризации составляется Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (см. фрагмент1).

К Акту инвентаризации расчетов прилагают Справку о дебиторской и кредиторской задолженностях, относительно которых срок исковой давности истек, с указанием наименования и места нахождения таких кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (см. фрагмент). Типовая форма справки утверждена приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572.

Акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию, составляют отдельно (см. фрагмент). В бюджетных учреждениях такой акт утверждается руководителем бюджетного учреждения.

По результатам актов инвентаризации главные распорядители средств отражают в бухучете списание КЗ, срок исковой давности которой истек, на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Распорядители средств нижестоящего уровня передают утвержденный акт учреждению вышестоящего уровня для принятия решения относительно целесообразности списания.

После рассмотрения представленных актов учреждение вышестоящего уровня принимает решение о списании с учета подведомственного учреждения КЗ, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений), и издает соответствующий распорядительный документ.

Этот документ является основанием для списания КЗ и отражения в бухучете операций по списанию для распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

КЗ по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетные учреждения списывают ежеквартально. Решение о списании принимает руководитель учреждения самостоятельно. Списание проводят на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Информацию о списании с учета КЗ по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетные учреждения доводят до сведения учреждения вышестоящего уровня (п. 4.6 Порядка № 372).

Суммы КЗ по депонированной зарплате, стипендиям, пенсиям, пособиям и другим выплатам населению, срок исковой давности которых истек, списывают по общему порядку. Средства по этим выплатам, которые учитываются на депозитном счете в органах Казначейства, учреждение должно перечислить в соответствующий бюджет.

Бухгалтерский учет

Для учета текущей КЗ Планом счетов № 1203 назначены следующие счета:

  • 60 «Долгосрочные обязательства»;
  • 61 «Текущая задолженность по кредитам и займам»;
  • 62 «Расчеты за товары, работы, услуги»;
  • 63 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 64 «Прочие текущие обязательства»;
  • 65 «Расчеты по оплате труда»;
  • 66 «Обязательства по внутренним расчетам».

Расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами и внутренние расчеты отражают развернуто: кредитовое сальдо – в составе обязательств, а дебетовое – в составе оборотных активов.

Согласно п. 6.5 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219, списание КЗ, срок исковой давности которой истек, показывают по кредиту субсчета 5512 «Накопленные финансовые результаты исполнения сметы». То есть на сумму такой задолженности увеличивают результат исполнения сметы предыдущих отчетных периодов.

Учет расчетов с разными предприятиями, учреждениями и организациями, которые являются кредиторами субъекта госсектора, ведут в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с кредиторами», типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755. Ведомость составляют отдельно по каждому кредитору и в разрезе кодов экономической классификации расходов. Записи в накопительной ведомости осуществляют по каждой операции, подтвержденной первичным документом.

Отразим в бухучете списание КЗ по результатам инвентаризации.

Пример

Во время проведения инвентаризации расчетов на балансе учебного заведения выявлены:

1) КЗ по депонированной стипендии студенту Скачко П. И. в сумме 825 грн, срок исковой давности которой закончился в марте 2019 года. КЭКР 2720 «Стипендии»;

2) КЗ, срок исковой давности которой истек в мае 2019 года (образовалась вследствие неуплаты за ремонт оборудования электротехнической лаборатории ООО «Сич»). КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Сумма долга составляет 6 132 грн.

3) КЗ, срок исковой давности которой еще не истек (образовалась вследствие неуплаты средств за оказание услуг по теплоснабжению КП «Энергия», предельный срок оплаты истек в апреле 2019 года). КЭКР 2271 «Оплата теплоснабжения». Сумма начисленной платы за теплоэнергию составляет 87 520 грн.

Мероприятия по погашению задолженности были проведены. Установлено, что предприятие ликвидировано. Поэтому в июле 2019 годе было принято решение о списании задолженности.

В бухучете указанные выше операции отражаются так:

(грн)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47903-0


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский
учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1.1

2016 год. Начислена стипендия студенту Скачко П. И.

801

662

825

1.2

Отнесена на счет депонентов не полученная в срок стипендия

662

671

825

1.3

Перенесен остаток кредиторской задолженности на 01.01.17 г.

671

6412

825

1.4

2019 год. Списана задолженность по депонированной стипендии, по которой истек срок исковой давности

6412

5512

825

2.1

2016 год. Выполнены работы по ремонту оборудования электротехнической лаборатории

811

675

6 132

2.3

Перенесен остаток кредиторской задолженности на 01.01.17 г.

675

6415

6 132

2.4

2019 год. Списана сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, на основании приказа руководителя учреждения

6415

5512

6 132

3.1

Получены услуги по теплоснабжению в 2018–2019 годы

8013

6211

87 520

1из2

1из1

1из1

бухучеткредиторская задолженностьпогашение задолженностипримерзадолженностьбюджетное учреждениеобязательствафинансовая отчетностьбухгалтерские проводкипогашение кредиторской задолженностипросроченная задолженность

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Тема 9. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769)

Рассмотрим проводки по списанию кредиторской задолженности в бюджетном учреждении. Списание отложенной оплаты труда: Дт ​ Кт.