Техника безопасности и охрана труда на промышленных предприятиях. Почему нужно соблюдать технику безопасности, за что.

Охрана труда на предприятии

Конституция Украины гарантирует каждому право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Для того чтобы эта норма не осталась декларативной, действующее законодательство обязывает всех работодателей осуществлять расходы на охрану труда: проведение аттестации рабочих мест, обязательные медицинские осмотры работников, обеспечение их специальной одеждой, прочими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, спецпитанием и т. д. Строго следят за соблюдением требований законодательства и контролирующие органы. А раз так, то работодателям необходимо знать, какие положения нормативных актов по охране труда следует учитывать в своей деятельности, чтобы избежать претензий как проверяющих, так и своих работников.

Перечень использованных документов

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Основы законодательства о здравоохранении — Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-ХII.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 889 — Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 1788 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 442 — Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442.

Порядок № 826 — Порядок проведения расходов на погребение в случае смерти пострадавшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, утвержденный постановлением КМУ от 11.07.2001 г. № 826.

Порядок № 1112— Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.2004 г. № 1112.

Порядок № 1266 — Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Порядок № 1465 — Порядок проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденный постановлением КМУ от 27.09.2000 г. № 1465.

Порядок № 1631 — Порядок выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами, утвержденный постановлением КМУ от 15.10.2003 г. № 1631.

Перечень № 994 — Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.

Перечень № 1238 — Перечень профессий и видов деятельности, для которых является обязательным первичный и периодический профилактический наркологический осмотр, утвержденный постановлением КМУ от 06.11.97 г. № 1238.

Перечень № 1602 — Перечень услуг здравоохранения (в том числе медико-санитарной помощи, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы), операции по предоставлению которых учреждениями здравоохранения, имеющими специальное разрешение на предоставление таких услуг, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 05.10.98 г. № 1602.

Список № 1 — Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36.

Список № 2 — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36.

Список № 1290-1 — Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290.

Список № 1290-2 — Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, дающая право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290.

Методрекомендации № 41 — Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные постановлением Минтруда Украины от 01.09.92 г. № 41.

Порядок № 731/П-13 — Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 г. № 731/П-13.

Перечень № 4/П-1 — Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.77 г. № 4/П-1.

Правила № 4/П-1 — Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.77 г. № 4/П-1.

Порядок № 24 — Порядок назначения, перечисления и проведения страховых выплат, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 27.04.2007 г. № 24.

Порядок № 132 — Порядок разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда Украины от 21.12.93 г. № 132.

Типовое положение № 15 — Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 26.01.2005 г. № 15.

Типовое положение № 55 — Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденное приказом Госгорпромнадзора Украины от 21.03.2007 г. № 55.

Типовое положение № 56 — Типовое положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госгорпромнадзора Украины от 21.03.2007 г. № 56.

Типовое положение № 255Типовое положение о службе охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 15.11.2004 г. № 255.

Положение № 9 — Положение о разработке инструкций по охране труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 29.01.98 г. № 9.

Положение № 53 — Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госгорпромнадзора Украины от 24.03.2008 г. № 53.

Положение № 92 — Положение о порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 30.03.2004 г. № 92.

Положение № 170 — Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 29.10.96 г. № 170.

Перечень № 15 — Перечень работ с повышенной опасностью, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда Украины от 26.01.2005 г. № 15.

Перечень № 263/121 — Перечень работ, где существует необходимость в профессиональном отборе, утвержденный совместным приказом Минздрава Украины и Госнадзорохрантруда Украины от 23.09.94 г. № 263/121.

Порядок № 246 — Порядок проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденный приказом Минздрава Украины от 21.05.2007 г. № 246.

Положение № 124/345 — Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное совместным приказом Минздрава Украины и МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.

Гигиеническая классификация — Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденная приказом Минздрава Украины от 27.12.2001 г. № 528.

Инструкция № 12 — Инструкция о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденная приказом Минздрава Украины от 17.01.2002 г. № 12.

Инструкция № 658-66 — Инструкция по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденная приказом Минздрава СССР от 31.12.66 г. № 658-66.

Перечень № 4430-87 — Перечень химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденный приказом Минздрава СССР от 04.11.87 г. № 4430-87.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Основным нормативно-правовым актом, который определяет основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, а также регулирует отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине, является Закон об охране труда.

Кроме того, система нормативных актов в сфере охраны труда (далее — ОТ) включает в себя множество других документов, начиная с КЗоТ, Закона № 1105, нормативно-правовых актов КМУ, Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор) и других органов, осуществляющих государственный надзор за ОТ, и заканчивая общими и специальными стандартами предприятия. Отметим, что приказом Госпромгорнадзора от 20.06.2006 г. № 102 утвержден Государственный реестр нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

Таким образом, перечень документов, на которые следует ориентироваться руководителям предприятий и специалистам отдела охраны труда при анализе состояния рабочих мест и оборудования на соответствие безопасным условиям труда, разработке должностных инструкций и инструкций по охране труда, является очень обширным. Попытаемся сориентироваться в этом многообразии нормативно-правовых актов и остановимся на основных вопросах, связанных с охраной труда на предприятии.

Отдельные нормы Закона об охране труда необходимо учитывать еще при регистрации предприятия. Речь идет о требованиях абзаца четвертого ст. 21 Закона об охране труда, относительно необходимости получения работодателем разрешения на начало работы и некоторые виды работ предприятия, деятельность которого связана с выполнением работ и эксплуатацией объектов, машин, механизмов и оборудования повышенной опасности.

Перечень работ повышенной опасности (88 видов работ), а также Перечень объектов, машин, механизмов и оборудования повышенной опасности (27 объектов) приведен в приложениях кПорядку № 1631.

Согласно Порядку № 1631 субъект хозяйственной деятельности, который намеревается начать (продолжить) выполнение работы повышенной опасности по Перечню работ повышенной опасности (приложение 1 к Порядку № 1631) или эксплуатацию объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности по Перечню объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (приложение 2 к Порядку № 1631) или проводить обучение работников по вопросам ОТ других субъектов хозяйственной деятельности, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности, должен получить соответствующее разрешение Госгорпромнадзора или его территориального органа. При этом, как предусмотрено ст. 21 Закона об охране труда,отсутствие разрешения может повлечь отмену государственной регистрации предприятия при условии, если в течение месяца с момента проверки, выявившей отсутствие такого документа, работодатель не получит необходимое разрешение.

Кроме того, получать разрешение на эксплуатацию «опасного» оборудования необходимо каждый раз, когда предприятие решает расширить производство, модернизировать или вводить в эксплуатацию новые объекты повышенной опасности.

Для получения разрешения в Госгорпромнадзор или его территориальный орган по местонахождению предприятия необходимо подать лично или выслать по почте заявление установленного образца (приложение 3 к Порядку № 1631). Кроме того, к заявлению прилагаются следующие документы (см. табл. 1.1):

Таблица 1.1

Условия выдачи разрешения

Необходимые документы

1

2

Разрешение на начало (продолжение) выполнения работы повышенной опасности

Заключение экспертизы относительно возможности субъекта хозяйственной деятельности обеспечить соблюдение требований законов и других нормативно-правовых актов по вопросам ОТ и промышленной безопасности во время выполнения указанной в заявлении работы

Разрешение на эксплуатацию объекта повышенной опасности

Заключение экспертизы относительно соответствия объекта требованиям нормативно-правовых актов по ОТ и промышленной безопасности (с учетом результатов сертификации в системе УкрСЕПРО в случае ее проведения) и возможности субъекта хозяйственной деятельности обеспечить соблюдение требований законодательства во время его эксплуатации

Эксплуатационная документация (копии инструкции по эксплуатации, паспорта, и т. п.) на украинском или, в виде исключения, русском языке (для объекта, который изготовлен за рубежом)

Разрешение на проведение обучения по вопросам ОТ

Заключение экспертизы Главного учебно-методического центра или экспертно-технического центра Госгорпромнадзора относительно способности субъекта хозяйственной деятельности проводить обучение по вопросам ОТ

Обращаем внимание: согласно последнему абзацу п. 4 Порядка № 1631 Госгорпромнадзор или его территориальный орган не вправе требовать предоставления информации и документов, не предусмотренных в приведенном перечне

Госгорпромнадзор или его территориальный орган в течение 30 рабочих дней после регистрации заявления предприятия выдает соответствующее разрешение установленной формы или сообщает в письменном виде об отказе, причем отказ должен быть должным образом обоснован.

Так, в соответствии с п. 7 Порядка № 1631 решение об отказе в выдаче разрешения принимается Госгорпромнадзором или его территориальным органом в таких случаях:

— непредоставление субъектом хозяйственной деятельности необходимых документов и (или) неправильное их оформление;

— предоставление недостоверных данных или заключения экспертизы, которое утверждено или составлено более чем за год до даты регистрации заявления;

— выявление по заключению экспертизы несоответствия объекта экспертизы требованиям законов и других нормативно-правовых актов по ОТ и промышленной безопасности.

Разрешение Госгорпромнадзора действительно на всей территории Украины. Срок его действия ограничен и составляет:

на начало выполнения работы повышенной опасности или эксплуатации объекта — 3 года;

на продолжение выполнения работы повышенной опасности или эксплуатации объекта — 5 лет;

на обучение по вопросам ОТ — 5 лет.

О получении разрешения субъект хозяйственной деятельности должен уведомить территориальный орган Госгорпромнадзора по месту выполнения работы повышенной опасности или эксплуатации объекта, в том числе обособленными подразделениями (п. 12 Порядка № 1631).

В случае потери (повреждения) разрешения на основании заявления субъекта хозяйственной деятельности и копии разрешения, хранящейся в Госгорпромнадзоре или его территориальном органе, выдается его дубликат. В период оформления дубликата разрешения субъект хозяйственной деятельности имеет право выполнять работу повышенной опасности или эксплуатировать объект на основании зарегистрированного в Госгорпромнадзоре или его территориальном органе заявления.

Разрешение может быть аннулировано приказом выдавшего его органа и изъято у субъекта хозяйственной деятельности на основании письменного уведомления в случае:

а) подачи субъектом хозяйственной деятельности или уполномоченным им лицом заявления об аннулировании разрешения;

б) принятия решения об отмене государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности;

в) выявления недостоверных сведений в документах, предоставленных субъектом хозяйственной деятельности для получения разрешения;

г) выдачи должностными лицами Госгорпромнадзора или его территориального органа предписания о повторном нарушении условий разрешения;

д) аварии, взрыва, пожара, несчастного случая и т. п., если в акте расследования этого происшествия указано, что одной из его причин является несоблюдение условий разрешения;

е) создания препятствий при проведении должностными лицами Госгорпромнадзора или его территориального органа проверок соблюдения условий разрешения.

Субъект хозяйственной деятельности в течение 5 рабочих дней после получения уведомления об аннулировании разрешения должен возвратить разрешение в орган, который его выдал.

Госгорпромнадзор в установленном порядке обобщает информацию по всем выданным и аннулированным разрешениям, в том числе территориальными органами, и обнародует ее на собственном официальном веб-сайте* согласно законодательству. Информацию об аннулированных разрешениях Госгорпромнадзор в течение 30 календарных дней направляет в редакцию журнала «Охрана труда» для публикации в очередном номере.

* www.dnop.kiev.ua.

Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области ОТ. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления ОТ, а именно:

1) создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов ОТ, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение;

2) разрабатывает с участием сторон коллективного договора и реализует комплексные меры по достижению установленных нормативов и повышению существующего уровня ОТ;

3) обеспечивает выполнение необходимых профилактических мероприятий в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по ОТ и т. п.;

5) обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования и устройств, мониторинг за их техническим состоянием;

6) обеспечивает устранение причин, приводящих к несчастным случаям, профессиональным заболеваниям, и осуществление профилактических мероприятий, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

7) организует проведение аудита ОТ, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования и устройств, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по ОТ в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их итогам принимает меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

8) разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты по ОТ, действующие в пределах предприятия (далее — акты предприятия) и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах согласно нормативно-правовым актам по ОТ, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по ОТ;

9) осуществляет контроль за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ согласно требованиям по ОТ;

10) организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области ОТ;

11) принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования при возникновении на предприятии аварий и несчастных случаев.

Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Кроме того, следует отметить, что в случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда работодатель обязан уведомить об этом соответствующий орган государственного надзора за ОТ. Он может обратиться в указанный орган с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на конкретном производстве или рабочем месте к нормативным требованиям. Соответствующий орган государственного надзора за ОТ рассматривает ходатайство работодателя, проводит в случае необходимости экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии оснований может, в порядке исключения, принять решение об установлении другого срока применения требований нормативных актов по ОТ. При этом работодатель обязан безотлагательно уведомить заинтересованных работников о решении указанного органа государственного надзора за ОТ.

В свою очередь, работник обязан:

1) заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на территории предприятия;

2) знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по ОТ, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

3) проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

Организация ОТ на предприятии включает в себя несколько этапов:

— создание службы ОТ;

— разработка и утверждение документов по ОТ;

— обучение вопросам ОТ;

— создание комиссии по вопросам ОТ.

Одной из обязанностей руководителя, предусмотренных ст. 13 Закона об охране труда, является создание соответствующих служб и назначение должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов ОТ.

Для реализации этой нормы Закона на предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу ОТ. Такая служба создается и действует в соответствии с Положением о службе охраны труда, разрабатываемым работодателем на основании Типового положения № 255 с учетом специфики производства и видов деятельности предприятия, численности работников, условий труда и других факторов.

На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы ОТ могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку.

На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы ОТ могут привлекаться сторонние специалисты на договорных началах, имеющие производственный стаж работы не менее трех лет и прошедшие обучение по ОТ.

Как видим, вопросами ОТ на предприятии могут заниматься лица, имеющие соответствующую подготовку. В соответствии с разделом 5 Типового положения № 15 специалисты служб ОТ предприятий, учреждений и организаций должны проходить обучение в соответствующих учебных заведениях. Кроме того, один раз в три года такие лица должны проходить проверку знаний.

Основные функции и задачи службы ОТ на предприятии описаны в разделах 2 и 3 Типового положения № 255. Так, задачами службы ОТ предприятия являются:

— разработка эффективной системы управления ОТ на предприятии и содействие усовершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника, обеспечение профессиональной поддержки решений работодателя по этим вопросам;

— организация проведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы жизни или здоровью работников;

— изучение и содействие внедрению в производство достижений науки и техники, прогрессивных и безопасных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

— контроль за соблюдением работниками требований законов и других нормативно-правовых актов по ОТ, положений (в случае наличия) отраслевого соглашения, раздела «Охрана труда» коллективного договора и актов по ОТ, действующих на предприятии;

— информирование и предоставление разъяснений работникам предприятия по вопросам ОТ.

Кроме того, служба ОТ:

1) разрабатывает совместно с другими подразделениями предприятия комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня ОТ, планов, программ улучшения условий труда, предотвращения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предоставления организационно-методической помощи в исполнении запланированных мероприятий;

2) разрабатывает проекты приказов по вопросам ОТ и вносит их на рассмотрение работодателю;

3) проводит совместно с представителями других структурных подразделений и при участии представителей профсоюза предприятия или, при его отсутствии, уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ проверки соблюдения работниками требований нормативно-правовых актов по ОТ;

4) составляет отчетность по ОТ согласно установленным формам;

5) проводит с работниками вступительный инструктаж по ОТ;

6) ведет учет и осуществляет анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, причиненного ими вреда;

7) обеспечивает надлежащее оформление и хранение документации по вопросам ОТ, а также своевременную ее передачу в архив для длительного хранения согласно установленному порядку;

8) составляет при участии руководителей подразделений предприятия перечни профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране (безопасности) труда, действующие на предприятии, предоставляет методическую помощь во время их разработки;

9) информирует работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов и актов по ОТ, действующих на предприятии;

10) рассматривает:

— вопросы о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, которая стала причиной отказа работника от выполнения порученной работы, в соответствии с законодательством (в случае необходимости);

— письма, заявления, жалобы работников предприятия, касающиеся вопросов соблюдения законодательства об ОТ;

11) организовывает:

— обеспечение подразделений нормативно-правовыми актами и актами по ОТ, действующими на предприятии, пособиями, учебными материалами по этим вопросам;

— работу кабинета по охране труда, подготовку информационных стендов и т. п.;

— совещания, семинары, конкурсы по вопросам ОТ;

— пропаганду по вопросам ОТ с использованием информационных средств;

12) принимает участие в:

— расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве в соответствии с Порядком № 1112;

— составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно наличия профзаболеваний;

— проведении внутреннего аудита ОТ и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по ОТ;

— работе комиссий по приему в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией или техническим перевооружением объектов производственного и социально-культурного назначения, отремонтированного или модернизированного оборудования в части соблюдения требований охраны (безопасности) труда;

— разработке положений, инструкций, раздела «Охрана труда» коллективного договора, актов по охране (безопасности) труда, действующих на предприятии;

— составлении перечней профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры;

— организации учебы по вопросам ОТ;

— работе комиссии по проверке знаний по вопросам ОТ;

13) обеспечивает организационную поддержку работы комиссии по вопросам ОТ предприятия (в случае ее наличия).

Служба ОТ осуществляет контроль за:

— выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, коллективным договором и мероприятиями, направленными на устранение причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

— проведением идентификации и декларированием безопасности объектов повышенной опасности;

— наличием в подразделениях инструкций по ОТ в соответствии с перечнем профессий, должностей и видов работ, своевременным внесением в них изменений;

— своевременным проведением необходимых испытаний и технических осмотров оборудования;

— состоянием предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем;

— своевременным проведением учебы по вопросам ОТ, всех видов инструктажа по ОТ;

— обеспечением работников в соответствии с законодательством спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;

— организацией хранения, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

— санитарно-гигиеническими и санитарно-бытовыми условиями работников в соответствии с нормативно-правовыми актами;

— своевременным и правильным предоставлением работникам льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечением их лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, предоставлением оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения и т. п. в соответствии с требованиями законодательства и коллективного договора;

— содержанием в надлежащем безопасном состоянии территории предприятия, внутренних дорог и пешеходных дорожек;

— организацией рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ;

— использованием целевых средств, выделенных для выполнения комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня ОТ;

— применением труда женщин, инвалидов и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

— выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора за ОТ и представлением страхового эксперта по ОТ;

— проведением предварительных (во время приема на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц в возрасте до 21 года.

Работодатель должен определить структуру службы ОТ, ее численность, основные задачи, функции и права ее работников в соответствии с законодательством.

Для организации полноценной работы службы ОТ на предприятии может быть создан кабинет промышленной безопасности и охраны труда. Рекомендации по организации работы кабинета промышленной безопасности и охраны труда утверждены Госгорпромнадзором 16.01.2008 г.

Служба ОТ предприятия подчиняется непосредственно работодателю. Поэтому отменить предписания специалистов службы ОТ может только руководитель предприятия.

Ликвидация службы ОТ допускается только в случаеликвидации предприятияили прекращения использования наемного труда физическим лицом.

На предприятии разрабатывается нормативная, распорядительная, отчетная и учетная документация по вопросам ОТ.

Нормативная документация по ОТ представляет собой обязательные для исполнения правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы. Разрабатывается нормативная документация предприятия с учетом требований Порядка № 132.

Так, в соответствии с п. 2.1 этого Порядка разработка нормативных актов по ОТ осуществляется на основании приказа руководителя, которым определяются конкретные сроки, исполнители и ответственный за разработку необходимых документов. Для разработки наиболее важных и сложных проектов может создаваться комиссия или рабочая группа.

В случае необходимости собственник предприятия может на договорной основе привлечь к разработке проекта внутреннего документа по ОТ специалистов сторонних организаций.

Перед утверждением руководителем предприятия проект нормативного акта по ОТ обязательно согласовывается со службой ОТ и юрисконсультом. В случае необходимости он также согласовывается с другими заинтересованными службами, подразделениями и должностными лицами предприятия, перечень которых определяет служба ОТ.

На предприятиях, где служба ОТ не создана, проект нормативного документа согласовывается с должностным лицом, на которое приказом руководителя возложены обязанности по исполнению функций этой службы.

Согласованные документы утверждаются приказом руководителя либо голосованием на общем собрании трудового коллектива (если документ относится к компетенции трудового коллектива).

Одним из самых важных нормативных документов по ОТ на предприятии являются Инструкции по охране труда.

Инструкция по охране труда представляет собой нормативный акт, содержащий обязательные для соблюдения работниками требования по ОТ при выполнении ими работ определенного вида или по определенной профессии на рабочих местах, в производственных помещениях, на территории предприятия и строительных площадках или в других местах, где по поручению собственника или уполномоченного им органа выполняются эти работы, трудовые или служебные обязанности.

Инструкции делятся на:

1) инструкции, относящиеся к государственным межотраслевым нормативным актам об ОТ;

2) примерные инструкции;

3) инструкции, действующие на предприятии.

Инструкции, относящиеся к государственным межотраслевым нормативным актам об охране труда, разрабатываются для персонала, который проводит взрывные работы, обслуживает электрические установки и устройства, грузоподъемные машины и лифты, котельные установки, резервуары, находящиеся под давлением, и для других работников, правила безопасности труда которых установлены межотраслевыми нормативными актами об ОТ, утвержденными органами государственного надзора за ОТ.

Соблюдение требований этих инструкций является обязательным для работников соответствующих профессий или при выполнении соответствующих видов работна всех предприятиях независимо от их подчиненности, формы собственности и вида деятельности.

Примерные инструкции утверждаются министерствами или другими органами исполнительной власти, производственными, научно-производственными и другими объединениями предприятий, имеющими соответствующие полномочия, по согласованию с органами государственного надзора за ОТ, к компетенции которых относятся эти инструкции или отдельные их требования, и Национальным НИИ охраны труда. Эти инструкции могут использоваться как основа для разработки инструкций, действующих на предприятии.

Инструкции, действующие на предприятии, относятся к нормативным актам об ОТ, действующим в пределах конкретного предприятия. Такие инструкции разрабатываются на основании действующих государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об ОТ, примерных инструкций и технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства и требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации предприятий — изготовителей оборудования, используемого на данном предприятии. Они утверждаются работодателем и являются обязательными для соблюдения работниками соответствующих профессий или при выполнении соответствующих работ только на этом предприятии.

Инструкциям, которые разрабатываются и утверждаются на предприятиях, присваиваются порядковые номера службами ОТ этих предприятий. В названии такой инструкции кратко указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена, например: «Инструкция по охране труда для электросварщика», «Инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом».

Эти инструкции должны соответствовать действующему законодательству Украины, требованиям государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об ОТ: правил, норм, стандартов, других нормативных и организационно-методических документов об ОТ, на основании которых они разрабатываются. Кроме того, инструкции должны содержать только те требования по ОТ, соблюдение которых является обязательным для самих работников. Нарушение работником этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, за которое к нему могут быть применены взыскания в соответствии с действующим законодательством.

Инструкции, действующие на предприятии, разрабатываются с учетом требований Положения № 9.

Инструкции должны содержать следующие разделы:

— общие положения;

— требования безопасности перед началом работы;

— требования безопасности во время выполнения работы;

— требования безопасности после окончания работы;

— требования безопасности в аварийных ситуациях.

При необходимости в инструкцию можно включить и другие разделы.

Разработка (пересмотр) необходимых инструкций, действующих на предприятии, осуществляется непосредственными руководителями работ (начальником производства, цеха, участка, отдела, лаборатории и других соответствующих им подразделений предприятия), которые несут ответственность за своевременное выполнение этой работы.

Пересмотр инструкций, действующих на предприятии, производится в сроки, предусмотренные государственными нормативными актами об ОТ, на основании которых они разработаны, но не реже одного раза в 5 лет, а для профессий или видов работ с повышенной опасностью — не реже одного раза в 3 года (п. 6.1 Положения № 9).

Для новых производств, вводимых в действие впервые, допускается разработка временных инструкций, действующих на предприятии. Временные инструкции подлежат оформлению, согласованию и утверждению в порядке, установленном Положением № 9. Такие инструкции могут разрабатываться как по профессиям, так и по видам работ и вводятся в действие на срок до приема указанных производств в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.

Инструкция, действующая на предприятии, вступает в силусо дня ее утверждения, если иное не предусмотрено приказом работодателя, но вместе с тем она должна быть введена в действие до внедрения нового технологического процесса (начала выполнения работ), оборудования или до начала работы нового производства и только после соответствующего обучения работников.

Инструкции, введенные в действие на данном предприятии, регистрируются службой ОТ в журнале регистрации (приложение 6 к Положению № 9).

Введенные в действие инструкции выдаются (тиражируются) или приобретаются в виде брошюр (для выдачи работникам на руки) или односторонних листов или плакатов (для вывешивания на рабочих местах или производственных участках).

Выдача инструкций руководителям структурных подразделений (служб предприятия) осуществляется службой ОТ с одновременной регистрацией в журнале учета выдачи инструкций (приложение 7 к Положению № 9).

Организация изучения инструкций работниками обеспечивается работодателем в соответствии с Типовым положением № 15 (подробнее о порядке обучения вопросам ОТ на предприятии читайте в п. 2.3 данного спецвыпуска).

Кроме того, следует отметить, что постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций возлагается на работодателя. Общественный контроль за соблюдением всеми работниками требований инструкций осуществляют трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных и профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.

Отчетная документация представляет собой формы официальной статистической отчетности.

Учетная документация отражает всю деятельность по ОТ на предприятии и состоит из журналов, перечней, графиков, протоколов, планов, схем и т. д.

Вся документация должна храниться в службе ОТ предприятия в надлежащем порядке, удобном для использования при необходимости или в случае контроля предприятия органами государственного надзора.

Работникипри приеме на работу и в процессе работыдолжны проходить за счет работодателя инструктаж и обучение по вопросам ОТ, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правилам поведения в случае возникновения аварии. Такие обязанности по организации и проведению обучения работников по вопросам ОТ возлагаются на работодателя ст. 153 КЗоТ и ст. 18 Закона об охране труда.

В свою очередь, в соответствии со ст. 14 Закона об охране труда работник обязан знать и исполнять требования нормативно-правовых актов по вопросам ОТ.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона об охране труда:

— работники, занятые на работах с повышенной опасностью* или там, где существует необходимость в профессиональном отборе**, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по ОТ;

* По Перечню № 15.

** По Перечню № 263/121.

должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически (один раз в три года) проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам ОТ с участием профсоюзов.

При организации и проведении обучения должностных лиц предприятий и работников по вопросам ОТ необходимо руководствоваться Типовым положением № 15, который определяет порядок и виды обучения, инструктажей, порядок проверки знаний по вопросам ОТ всех категорий работников. Требования этого документа являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности.

Организация обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда на предприятии

На предприятиях на основе Типового положения№ 15, с учетом специфики производства и требований нормативно-правовых актов по ОТ, разрабатываются и утверждаются соответствующие положения предприятий об обучении по вопросам ОТ, а также формируются планы-графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам ОТ, с которыми должны быть ознакомлены работники.

Организацию обучения и проверки знаний по вопросам ОТ работников, в том числе во время профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации на предприятии осуществляют работники кадровой службы или другие специалисты, которым работодателем поручена организация этой работы. Ответственность за организацию и осуществление инструктажей, обучение и проверку знаний работников по вопросам ОТ возлагается на работодателя.

Лица, совмещающие профессии, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам ОТ как по их основным профессиям, так и по профессиям по совместительству.

Перед проверкой знаний по вопросам ОТ для работников организуется обучение (лекции, семинары и консультации). При этом проверка знаний работников по вопросам ОТ проводится по нормативно-правовым актам по ОТ, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности.

Проверка знаний работников осуществляется комиссией по проверке знаний по вопросам ОТ (далее — комиссия) предприятия, состав которой утверждается приказом руководителя. Председателем комиссии назначается руководитель предприятия или его заместитель, в служебные обязанности которого входит организация работы по ОТ, а в случае необходимости создания комиссий в отдельных структурных подразделениях их возглавляет руководитель соответствующего подразделения или его заместитель. В состав комиссии предприятия входят специалисты службы ОТ, представители юридической, производственных, технических служб, представитель профсоюза или уполномоченное наемными работниками лицо по вопросам ОТ. Кроме того, в состав комиссии предприятия могут привлекаться страховые эксперты по ОТ соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и преподаватели ОТ, проводившие обучение. Участие представителя специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за ОТ или его территориального управления в составе комиссии обязательно только во время первичной проверки знаний по вопросам ОТ у работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности.

Следует обратить внимание на то, что комиссия считается правомочной, если в ее состав входят не менее трех человек. При этом все члены комиссии в порядке, установленном Типовым положением № 15, должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам ОТ.

Формой проверки знаний по вопросам ОТ работников являются тестирование, зачет или экзамен. Тестирование проводится комиссией при помощи технических средств (автоэкзаменаторы, модульные тесты и т. п.), зачет или экзамен — по экзаменационным билетам в виде устного или письменного опроса.

Лицам, которые во время проверки знаний по ОТ показали удовлетворительные результаты, выдается удостоверение о проверке знаний по вопросам ОТ (приложение 2 к Типовому положению № 15). При этом в протоколе и удостоверении в краткой форме указывается перечень основных нормативно-правовых актов по ОТ и по безопасному выполнению конкретных видов работ, в объеме которых работник прошел проверку знаний. Работникам, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам ОТ на своем предприятии, выдача удостоверений является обязательной только тем, кто выполняет работыповышенной опасности.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам ОТ работники в течение одного месяца должны пройти повторное обучение и перепроверку знаний.

Обращаем внимание, что не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам ОТ.

Организационное обеспечение работы комиссии (организация проведения проверки знаний по вопросам ОТ, оформление, учет и хранение протоколов проверки знаний, оформление и учет удостоверений о проверке знаний по вопросам ОТ) возлагается на субъекта хозяйствования, которым проводилось обучение по вопросам ОТ. Срок хранения протоколов проверки знаний по вопросам ОТ — не менее 5 лет.

Специальное обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда

Как было отмечено выше, должностные лица и другие работники, занятые на работах, указанных в Перечне № 15 и Перечне № 263/121 (далее — работы повышенной опасности), проходят ежегодноспециальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по ОТ.

Специальное обучение по вопросам ОТ может проводиться как непосредственно на предприятии, так и другим субъектом хозяйственной деятельности, который проводит соответствующее обучение в порядке, установленном Типовым положением № 15. При осуществлении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно на предприятии специальное обучение по вопросам ОТ является составляющей указанной профессиональной подготовки.

Специальное обучение по вопросам ОТ проводится работодателем на предприятии по учебным планам и программам, которые разрабатываются с учетом конкретных видов работ, производственных условий, функциональных обязанностей работников и утверждаются приказом.

Проверка знаний по вопросам ОТ после проведения специального обучения проводится комиссией предприятия. В случае невозможности создать комиссию по проверке знаний по вопросам ОТ на предприятии проверка знаний проводится комиссией родственного предприятия или территориального управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за ОТ.

Лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица до начала выполнения своих обязанностей и периодически (один раз в три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Согласно п. 3.14 Типового положения № 15 результат проверки знаний по вопросам ОТ по работам с повышенной опасностью, а также там, где имеется необходимость в профессиональном отборе, к выполнению которых допускается работник, оформляется протоколом заседания комиссии по проверке знаний по вопросам ОТ (приложение 1 к Типовому положению№ 15).

Работникам, выполняющим работы повышенной опасности, в том числе тем, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам ОТ на своем предприятии, обязательновыдается удостоверениео проверке знаний по вопросам ОТ по форме, приведенной в приложении 2 к Типовому положению № 15 (пп. 3.14 — 3.15 Типового положения № 15).

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда должностных лиц

Согласно п. 5.1 Типового положения № 15 должностные лица, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам ОТ, при приеме на работу и периодически (один раз в три года) обучаются в соответствии с Типовым тематическим планом и программой обучения по вопросам ОТ должностных лиц (приложение 4 к Типовому положению№ 15).

Перечень должностных лиц, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам ОТ, приведен в приложении 3 к Типовому положению № 15.

Следует отметить, что руководители объединений предприятий, руководители предприятий (численностью свыше 1000 работников), руководители и специалисты служб ОТ, члены комиссий по проверке знаний по вопросам ОТ этих предприятий; технические эксперты по промышленной безопасности; руководители и преподаватели кафедр ОТ высших учебных заведений, руководители и штатные преподаватели отраслевых учебных центров проходят обучение в Главном учебно-методическом центре Госгорпромнадзора.

Специалисты научно-исследовательских, конструкторских, проектных и технологических отделов, занимающиеся проведением экспертизы проектно-конструкторской документации, на которую распространяются требования нормативно-правовых актов по ОТ, а также выполняющие разработки по вопросам ОТ; руководители предприятий численностью менее 1000 работников, руководители и специалисты служб ОТ, члены комиссий по проверке знаний по вопросам ОТ таких предприятий проходят обучение по вопросам ОТ в отраслевых учебных центрах или учебных заведениях и учреждениях, которые в установленном Типовым положением № 15 порядке проводят соответствующее обучение.

Должностные лица, кроме указанных выше, проходят обучение и проверку знаний по вопросам ОТ относительно работ, входящих в их функциональные обязанности, непосредственно на предприятии.

Должностные лица малых предприятий, где нет возможности провести обучение непосредственно на предприятии и создать комиссию по проверке знаний по вопросам ОТ, проходят обучение в учебных заведениях и учреждениях, получивших соответствующее разрешение на обучение по вопросам ОТ. Проверка знаний по вопросам ОТ таких должностных лиц проводится комиссией, созданной местным органом исполнительной власти или территориальным управлением специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за ОТ при участии представителей других органов государственного надзора за ОТ.

Лица, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, и должностные лица, служебные обязанности которых связаны с:

— руководством и контролем за выполнением работ с повышенной опасностью;

— строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим переоснащением, консервацией и ликвидацией объектов повышенной опасности;

— разработкой проектов, технологических регламентов и другой технической документации для работ повышенной опасности;

— подготовкой персонала для обслуживания машин, механизмов и оборудования повышенной опасности;

— разработкой нормативно-правовых актов по вопросам изготовления, монтажа и эксплуатации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и объектов повышенной опасности,

во время обучения согласно Типовому положению№ 15 проходят обучение и проверку знаний по вопросам ОТ в объеме выполняемой ими работы.

Кроме того, отметим, что при переводе работника на другую работу или назначении его на другую должность, которая требует дополнительных знаний по вопросам ОТ,проводятся внеочередное обучение и проверка знаний должностных лиц, а также специалистов по вопросам ОТ. Внеочередное обучение с целью ознакомления с новыми нормативно-правовыми актами по ОТ может проводиться в форме семинаров.

Обращаем внимание, что должностные лица, в том числе специалисты по вопросам ОТ предприятий, где произошел несчастный случай (профессиональное отравление) групповой или со смертельным исходом, должны в течение месяца пройти внеочередное обучение и проверку знаний по вопросам ОТ в порядке, установленном Типовым положением № 15, если комиссией по расследованию установлен факт нарушения ими требований нормативно-правовых актов по ОТ.

Организация проведения инструктажей по вопросам охраны труда

Как было указано выше, работники при приеме на работу и периодически должны проходить на предприятии инструктажи по вопросам ОТ, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, а также по правилам поведения и действиям при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийного бедствия. По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам ОТ делятся на вступительный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вступительный инструктаж проводится (п. 6.3 Типового положения № 15):

— со всеми работниками, принимаемыми на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности;

— с работниками других организаций, прибывающими на предприятие и принимающими непосредственное участие в производственном процессе или выполняющими другие работы для предприятия;

— с учащимися и студентами, прибывшими на предприятие для прохождения трудового или профессионального обучения;

— с экскурсантами в случае экскурсии на предприятие.

Вступительный инструктаж проводится специалистом службы ОТ или другим специалистом в соответствии с приказом (распоряжением) по предприятию, который в установленном Типовым положением№ 15 порядке прошел обучение и проверку знаний по вопросам ОТ. Такой инструктаж проводится в кабинете ОТ или в специально оборудованномдля этогопомещении с использованием современных технических средств обучения, учебных и наглядных пособий по программе, разработанной службой ОТ с учетом особенностей производства. Программа и продолжительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия.

Обращаем внимание, что запись о проведении вступительного инструктажа делается не только в журнале регистрации вступительного инструктажа по вопросам ОТ (приложение 5 к Типовому положению № 15), хранящемся в службе ОТ или у работника, отвечающего за проведение вступительного инструктажа, но и в приказе о приеме работника на работу.

Первичный инструктаж в соответствии с п. 6.4 Типового положения № 15 проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте с работником:

— вновь принятым (постоянно или временно) на предприятие или к физическому лицу, использующему наемный труд;

— переводимым из одного структурного подразделения предприятия в другое;

— который будет выполнять новую для него работу;

— командированным с другого предприятия, принимающим непосредственное участие в производственном процессе на предприятии.

Кроме того, первичный инструктаж проводится также с учащимися, курсантами, слушателями и студентами учебных заведений до начала трудового или профессионального обучения, а также перед выполнением каждого учебного задания, связанного с использованием различных механизмов, инструментов, материалов и т. п.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально или с группой лиц одной профессии по действующим на предприятии инструкциям по ОТ согласно выполняемым работам.

Повторный инструктажпроводится на рабочем месте индивидуально или с группой работников, выполняющих однотипные работы, по объему и содержанию перечня вопросов первичного инструктажа. Повторный инструктаж проводится в сроки, определенные нормативно-правовыми актами по ОТ, действующими в отрасли, или работодателем с учетом конкретных условий труда, но не реже (п. 6.5 Типового положения № 15):

а) на работах с повышенной опасностью — одного раза в 3 месяца;

б) для остальных работ — одного раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж(п. 6.6 Типового положения № 15)проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете ОТ при:

— введении в действие новых или пересмотренных нормативно-правовых актов по ОТ, а также при внесении изменений и дополнений в них;

— изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на состояние ОТ;

— нарушениях работниками требований нормативно-правовых актов по ОТ, которые привели к травмам, авариям, пожарам и т. п.;

— перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — свыше 60 дней.

Кроме того, внеплановый инструктаж с учащимися, студентами, курсантами, слушателями проводится при проведении трудового и профессионального обучения при нарушениях ими требований нормативно-правовых актов по ОТ, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т. п.

Внеплановый инструктаж может проводиться индивидуально с отдельным работником или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж(п. 6.7 Типового положения № 15)проводится с работниками при:

— ликвидации аварии или стихийного бедствия;

— проведении работ, на которые согласно законодательству оформляются наряд-допуск, приказ или распоряжение.

Целевой инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объем и содержание целевого инструктажа определяются в зависимости от вида работ, которые будут выполняться.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажипроводит непосредственный руководитель работ (начальник структурного подразделения, мастер) или физическое лицо, использующее наемный труд. Их проведение завершается проверкой знаний в виде устного опроса или при помощи технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда лицом, проводившим инструктаж.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умений и навыков по безопасному выполнению работ после первичного, повторного или внепланового инструктажей в течение 10 дней дополнительно проводятся инструктаж и перепроверка знаний. Но при неудовлетворительных результатах проверки знаний после целевого инструктажа допуск к выполнению работ не выдается. Перепроверка знаний при этом не разрешается.

О проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей и допуске к работе лицо, проводившее инструктаж, вносит запись в журнал регистрации инструктажей по вопросам ОТ на рабочем месте (приложение 6 к Типовому положению № 15). Страницы журнала регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. В случае выполнения работ, требующих оформления наряда-допуска, целевой инструктаж регистрируется в этом наряде-допуске, а в журнале регистрации инструктажей — не обязательно (п. 6.10 Типового положения № 15).

Перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от повторного инструктажа, утверждается работодателем. В этот перечень могут быть включены работники, участие в производственном процессе которых не связано с непосредственным обслуживанием объектов, машин, механизмов, оборудования, применением приборов и инструментов, хранением или переработкой сырья, материалов и т. п.

Стажировка (дублирование) и допуск работников к работе

Вновь принятые на предприятие работники после первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной работы должны под руководством опытных квалифицированных работников пройти стажировку в течение не менее 2 15 смен или дублирование в течение не менее 6 смен. Стажировка или дублирование проводятся, как правило, во время профессиональной подготовки на право выполнения работ с повышенной опасностью в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ОТ.

Работники, функциональные обязанности которых связаны с обеспечением безаварийной работы объектов повышенной опасности или с выполнением отдельных работ повышенной опасности (тепловые и атомные электрические станции, горнодобывающие предприятия, другие подобные объекты, нарушение технологических режимов которых представляет угрозу для работников и окружающей среды), до начала самостоятельной работы должны проходить дублирование с обязательным прохождением в этот период противоаварийных и противопожарных тренировок согласно плану ликвидации аварий.

Допуск к стажировке (дублированию) оформляется приказом. В приказе определяется продолжительность стажировки (дублирования) и указывается фамилия работника, ответственного за проведение стажировки (дублирования). Перечень должностей и профессий работников, которые должны проходить стажировку (дублирование), а также продолжительность стажировки (дублирования) определяются руководителем предприятия в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ. Продолжительность стажировки (дублирования) зависит от стажа и характера работы, а также от квалификации работника. Работодателю предоставляется право своим приказом освобождать от прохождения стажировки (дублирования) работника, который имеет стаж работы по соответствующей профессии не менее 3-х лет или переводится с одного подразделения в другое, где характер работы и тип оборудования, на котором он будет работать, не меняются.

Стажировка (дублирование) проводится по программам для конкретной профессии, которые разрабатываются на предприятии согласно функциональным обязанностям работника и утверждаются руководителем предприятия (структурного подразделения). Стажировка (дублирование) проводится на рабочих местах своего или другого подобного по технологии предприятия. В процессе стажировки работники должны выполнять работы, которые по сложности, характеру, требованиям безопасности соответствуют работам, предусматриваемым функциональными обязанностями этих работников.

После завершения стажировки (дублирования) и при удовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам ОТ приказом (распоряжением) работодателя (или руководителя структурного подразделения) работник допускается к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажей. В противном случае, если работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку по противоаварийным и противопожарным тренировкам, стажировка (дублирование) новым приказом может быть продлена на срок не более двух смен.

Согласно ст. 16 Закона об охране труда на предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам ОТ. Такая комиссия создается и действует на основании Положения о комиссии по вопросам ОТ предприятия, которое, в свою очередь, разрабатывается на основании Типового положения № 55.

Следует отметить, что комиссия состоит из представителей работодателя (специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия) и профессионального союза, а в случае его отсутствия — уполномоченных наемными работниками лиц, осуществляющих свои полномочия согласно Типовому положению № 56.

Численность уполномоченных по вопросам ОТ определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения непрерывного общественного контроля за состоянием безопасности и условий труда в каждом производственном подразделении (п. 1.6 Типового положения № 56). Обращаем внимание, что уполномоченным по вопросам ОТ не может быть избран работник, который согласно должностным обязанностям отвечает за обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

Решение о целесообразности создания Комиссии, ее количественном и персональном составе принимается трудовым коллективом на общем собрании (конференции) по представлению работодателя и профессионального союза. На основании Типового положения № 55 при участии представителей каждой стороны разрабатывается Положение о комиссии по вопросам ОТ предприятия, которое утверждается постановлением общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Основными задачами Комиссии являются:

— защита законных прав и интересов работников в области ОТ;

— подготовка на основании анализа состояния безопасности и условий труда на производстве рекомендаций работодателю и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в области ОТ на предприятии;

— согласование через двусторонние консультации позиций сторон в решении практических вопросов в области ОТ для обеспечения объединения интересов работодателя и трудового коллектива, каждого работника, предотвращения конфликтных ситуаций на предприятии;

— выработка предложений по включению в коллективный договор наиболее важных вопросов по ОТ, определение достаточных ассигнований на комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов и повышению существующего уровня ОТ и эффективный контроль за целевым расходованием этих средств;

— защита прав и интересов пострадавших работников при рассмотрении вопросов о назначении им страховых выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; предоставление дополнительных льгот и компенсаций согласно положениям коллективного договора за счет работодателя.

При выполнении этих основных задач Комиссия имеет право:

— обращаться к работодателю, трудовому коллективу, профсоюзному комитету или другому уполномоченному на представительство трудовым коллективом органу, соответствующим службам предприятия с предложениями по регулированию отношений в сфере ОТ;

— создавать рабочие группы из числа членов Комиссии для разработки согласованных решений по вопросам ОТ с привлечением специалистов различных служб предприятия, специалистов экспертных организаций, служб ОТ органов исполнительной власти, страховых экспертов, технических инспекторов труда профсоюзов (на договорных началах между работодателем и соответствующей организацией);

— получать от работников, руководителей структурных подразделений и служб предприятия и профсоюзного комитета информацию и иметь доступ к документации, необходимой для выполнения задач, предусмотренных Типовым положением № 55;

— осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по ОТ непосредственно на рабочих местах, обеспечением работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой и использованием санитарно-бытовых помещений и т. п.;

— ознакомляться с любыми материалами по ОТ, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;

— свободного доступа на все участки предприятия и обсуждения с работниками вопросов ОТ;

— согласно п.п. 3.5.3 Порядка № 24 принимать решения о проценте уменьшения размера единовременного пособия пострадавшему (но не более чем на 50 %), если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья работника наступило не только по вине работодателя, а и в результате нарушения пострадавшим нормативно-правовых актов по ОТ.

Члены Комиссии исполняют свои обязанности, как правило, на общественных началах. При привлечении к отдельным проверкам, проведению обучения они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не менее одного раза в квартал. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов от каждой стороны.

Согласно п. 3.6 Типового положения № 55 решение Комиссии оформляется протоколом и имеет рекомендательный характер. В случае несогласия работодателя с решением Комиссии он должен предоставить в течение 5 дней со дня получения указанного решения письменное аргументированное объяснение.

Комиссия не менее одного раза в год отчитывается о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Общее собрание (конференция) трудового коллектива вправе вносить изменения в состав Комиссии, а также распустить Комиссию в случае признания ее деятельности неудовлетворительной и провести новые выборы.

Согласно ст. 1 Закона об охране труда под охраной труда понимается система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Одним из основных активов нашего предприятия являются его сотрудники. Большая часть их деятельности осуществляется на промышленных объектах.

Охрана труда и промышленная безопасность

А.В. Беляева, гр.401

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УСЛОВИЯМИ И ОХРАНОЙ ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ

Актуальность данной темы вызвана высоким ростом производственного травматизма в промышленности России. Несмотря на то, что коэффициент производственного травматизма (числа пострадавших на 1000 работников) уменьшается (по России с 5,5 в 1995 г. до 1,04 в 2008), увеличился коэффициент тяжести  травматизма — 39,78. По уровню травматизма с летальным исходом Россия в 3-3,5 раза опережает Германию, США и Японию, а каждый седьмой человек трудится в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

Именно по этим причинам, на наш взгляд, необходимо улучшить условия и охрану труда по следующим направлениям:

—обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования и других технических средств (для этого требования безопасности должны учитываться на стадии проектирования, изготовления оборудования, при его монтаже, эксплуатации и модернизации);
—обеспечение безопасности производственных процессов (технологических процессов, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других видов работ);
—безопасная организация производства и труда (безопасное состояние зданий, сооружений, территории предприятия, безопасное обслуживание и содержание рабочих мест, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, обучение безопасным приемам и методам труда, совершенствование охраны труда, распространение передового опыта в области охраны труда);
—обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических параметров производственной среды (оптимальное состояние температуры, влажности и чистоты воздуха на рабочем месте, его освещенности, допустимые уровни шума и вибрации, вредных излучений);
—создание благоприятных психофизиологических условий труда, режимов труда и отдыха, темпа и ритма работы, организация лечебно-профилактического обслуживания персонала;
—профессиональный отбор работников по ключевым профессиям (личностей безопасного типа).

С целью улучшения основных направлений повышения качества трудовой деятельности целесообразным становится пересмотр законодательной базы по охране труда, а также эффективное использование международных стандартов по этому вопросу.

Так, промышленные компании могут оцениваться по состоянию условий и охраны труда на основе Международной системы рейтинга безопасности (ISRS), разработанной в США. По системе ISRS основными элементами оценки эффективности работы компании в сфере условий и охраны труда являются деятельность администрации, обучение персонала, регулярные инспекции, расследование и анализ несчастных случаев и аварий, контроль за производством, состояние системы охраны здоровья и соблюдения гигиены, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, политика найма, расстановки и продвижения кадров, межличностные отношения. Проверка осуществляется аудиторской компанией и включает встречи с работниками и краткое сообщение о цели аудита, опрос персонала по технике безопасности и охране труда, изучение документации по охране труда, подготовку итогового отчета. По результатам аудита компании выставляется оценка (от одной до пяти звезд). Высокая оценка способствует формированию благоприятного имиджа компании, улучшению отношений со страховыми компаниями, профсоюзами, учитывается при получении льготных кредитов.

Отечественные методы оценки условия и охраны труда сводятся к разработке карты условий труда на рабочем месте, которая состоит в определении уровня отрицательного влияния на работника по всем рабочим местам и по каждому виду неблагоприятного производственного воздействия. Окончательная балльная оценка рассчитывается по времени пребывания на конкретном рабочем месте. На основе полученных данных определяется размер доплат за вредные и тяжелые условия труда.

Изложенный метод внедрен на ряде энергопредприятий и металлургических заводов, где получил положительную оценку.

Карта фактических значений вредных производственных факторов позволяет сравнить условия труда не только на всех рабочих местах, но и в различные (зимний, летний) периоды, на работающем оборудовании и на оборудовании, находящемся в ремонте. Целесообразно составлять отдельно карты фактических значений вредных производственных факторов для летнего и зимнего периодов работы оборудования, а также для оборудования, находящегося в ремонте.

Итак, подводя итог, необходимо сказать: нужно научиться не бороться со случаями травматизма на предприятиях, а предотвращать их. С этой целью рациональное управление условиями и охраной труда на производстве должно входить в приоритеты управленческой деятельности. Это позволит повысить качество трудовой жизни работников, создаст предпосылки для роста продолжительности их жизни и решения демографических проблем в стране.


Загрузить файл


Похожие страницы:

  1. Факторы и резервы роста производительности труданапромышленномпредприятии

    Курсовая работа >> Экономика

    … выявлению факторов и резервов роста производительности труданапромышленномпредприятии и сделать основные выводы. 1. Сущность … – улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха; – совершенствование систем оплаты труда, повышение их …

  2. Планирование фонда оплаты труданапромышленномпредприятиина примере ОАО Гидроагрегат

    Курсовая работа >> Экономика

    предприятия (производственных фондов, транспортных средств, коммуникаций, зданий и сооружений, охранынапредприятии обычно создается резервный фонд оплаты труда. II. Существующие системы оплаты труданапромышленномпредприятиинасовершенствованию

  3. Совершенствование системы охранытруданапредприятии

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    охранытруда; Проанализировать систему охранытрудана конкретном предприятии; Разработать мероприятия и рекомендации по совершенствованию системы охранытруданапредприятииСовершенствование управления условиями и охраной труда в промышленных компаниях …

  4. Безопасность и охранатруданапредприятии (1)

    Дипломная работа >> Безопасность жизнедеятельности

    … И ОХРАНЫТРУДАНАПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ИХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 3.1.Теоретические основы охранытруда………………………………………44 3.2.Оценка безопасности и охранытруданапредприятии……………………47 3.3.Пути совершенствованияохранытруданапредприятии

  5. Безопасность и охранатруданапредприятии (2)

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    … безопасности и охранытруданапредприятии и пути их усовершенствования. 3.1. Теоретические основы охранытруда. 3.2. Оценка безопасности и охранытруданапредприятии. 3.3. Пути совершенствованияохранытруданапредприятии. Заключение …

Хочу больше похожих работ…

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Семинар «Организация службы охраны труда на предприятии» — ЦОПО

Техника безопасности и охрана труда на промышленных предприятиях. Почему нужно соблюдать технику безопасности, за что.

4.1. Структура органов по охране труда на предприятии.

Охрана труда в промышленности

Возникновение аварий и несчастных случаев в промышленной сфере нередко оканчивается производственными травмами. Кроме высокого риска получения травм работникам приходится сталкиваться и с вредными производственными факторами на рабочих местах.

Поэтому для руководства должна стоять задача по уменьшению числа травм среди коллектива, а также недопущение роста количества профзаболеваний. В связи с этим, вопрос охраны труда в этой отрасли имеет очень большую значимость.

Система охраны труда базируется на нормативной документации и законодательной базе. Работодатель должен соблюдать требования Трудового Кодекса, Закона «Об охране труда», санитарных правил, иных норм и правил по охране труда и производственной санитарии. А работники промышленных предприятий не только имеют право на безопасные условия труда, но и обязаны соблюдать требования по соблюдению правил безопасности и несут ответственность в пределах своих полномочий.

Как обеспечиваются безопасные условия труда?

1. Определение вредных условий

В промышленной отрасли для организации безопасной работы руководство должно проверять рабочие условия на предмет вредности. Для этого с определенной периодичностью проводятся следующие мероприятия:

  • аттестация рабочих мест;
  • определение уровня шума и вибрации;
  • проверка и выявление уровня освещенности;
  • замеры уровня электростатического поля;
  • определение показателя загрязненности окружающего воздуха на рабочих местах.

Все измерения проводятся только при помощи соответствующего лабораторного оборудования, специальных приборов.

2. Обучение персонала

С персоналом на промышленном предприятии должна обязательно проводиться различная работа по повышению уровня знаний:

  • обучение правилам безопасной работы;
  • освоение пожарно-технического минимума;
  • обучение правилам по оказанию первой помощи пострадавшему до приезда врача;
  • обучение способам устранения последствий, возникших после аварийной ситуации.

В основе корпоративной концепции предприятия должно лежать, в том числе и формирование у персонала понятий о безопасности рабочих условий, как сохранить свое здоровье и жизнь, а также окружающую среду.

3. Применение средств индивидуальной защиты

Чтобы сотрудник был защищен во время работы, руководство должно позаботиться о снабжении персонала средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и всеми необходимыми для труда инструментами и приспособлениями.

В зависимости от вида производственных обстоятельств, на предприятии, занимающемся промышленностью, должны быть различные средства защиты:

  • средства, обеспечивающие защиту кожи, слуха и зрения;
  • приспособления, которые способны поглощать шум;
  • для сварки: специальные щитки, костюмы и рукавицы;
  • при работе с химическими или горючими веществами: специальная одежда и очки;
  • форма с накладками, которые отражают свет и пр.

Чтобы предупредить возникновение несчастных случаев на производстве руководитель должен контролировать и своевременно выявлять нарушения, связанные с приемом на рабочем месте запрещенных препаратов (алкоголя, наркотиков, психотропов и т.п.) и/или с нахождением работника на рабочем месте под влиянием этих препаратов, проводить для этого профилактические мероприятия.

Компенсация за работу во вредных условиях

Если рабочие условия комиссия при проведении аттестации рабочих мест признает вредными, то работникам положен ряд льгот: дополнительные выплаты и дни к основному отпуску, возможность работать по сокращенному рабочему дню, выйти раньше на пенсию, а также получать молочную продукцию.

Эти меры предпринимаются не просто из-за требования законодательства, но и с целью того, чтобы трудящиеся могли восстановиться и полноценно продолжать работу в коллективе.

Вопрос охраны труда в промышленной отрасли неразрывно связан с производственными процессами. Основные критерии и мероприятия, с помощью которых работодатель осуществляет обеспечение безопасного труда в этой отрасли изложены в законодательстве (Закон «Об охране труда»).

Для каждого руководителя одной из главных задач на производстве должна быть организация здоровых и безопасных условий труда для собственных работников, недопущения травматизма, проф. заболеваний и связанных с ними потерь рабочего времени, снижения производительности труда, а также трагедий в отдельно взятых семьях работников.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Инженер по охране труда. Права и обязанности

Соблюдение техники безопасности на территории промышленного предприятия важный аспект безопасности и бесперебойности работы.