Ча́стная со́бственность — одна из форм собственности, которая подразумевает Право частной собственности в правовой системе — одно из XVIII века было разрешено владеть землей на правах частной собственности Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред.

1. Понятие и общая характеристика права собственности на землю

Понятие права собственности на землю и иные природные ресурсы. Отношения собственности представляют собой отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ). Сущность этих отношений заключается в том, что какое-либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать ему в этом.

Отношения собственности включают в себя также и отношение лица к присвоенному имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому)*.

* Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения собственности. М., 1999. С. 302.

Право собственности на землю и иные ресурсы природы в объективном смысле, т.е. как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других ресурсов природы. Объективное право определяет содержание субъективного права собственности, тех правомочий, которыми обладает носитель субъективного права — собственник земли и тех обязанностей, которые закон возлагает на третьих лиц и на самого субъекта права собственности.

Субъективное право собственности на землю и иные природные ресурсы представляет собой установленную объективным правом меру возможного поведения носителя субъективного права, а также принадлежащее ему право требования к определенному лицу, обеспеченное возможностью притязания к лицу, нарушающему правомочия носителя субъективного права*.

* Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961. С. 32, 33.

Особенности субъективного права собственности на землю и иные природные ресурсы (как, впрочем, и на любое иное имущество) заключаются в следующем. Право собственности — первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Субъективное право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом — землей и иными природными ресурсами. Право собственности на землю предполагает возможность собственника по своему усмотрению использовать принадлежащий ему земельный участок в пределах, установленных законом.

Право собственности на землю и иные природные ресурсы является наиболее полным имущественным правом, предусмотренным гражданским и земельным законодательством и законодательством о природных ресурсах. В основе этого права лежит принцип дозволения совершать любые действия, не запрещенные законом, с учетом принципа публичного характера регулирования отношений собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Общие, наиболее важные положения, касающиеся регулирования отношений собственности на землю и иные природные ресурсы, получили отражение в Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 36 Конституции предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Общие положения о праве собственности на землю закреплены в гражданском законодательстве, в том числе в гл. 17 ГК, которая пока еще не действует, поскольку не принят новый Земельный кодекс РФ.

Специфика отношений собственности на землю и иные природные ресурсы отражена в земельном законодательстве и законодательстве о природных ресурсах.

Содержание права собственности на землю и иные природные ресурсы. В абстрактном виде содержание права собственности на землю и другие природные ресурсы сформулировано в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Содержание права собственности, независимо от того, какое имущество (движимое или недвижимое, в том числе земельный участок, либо водный объект, или участок леса и т.д.) является объектом права собственности, закреплено в ст. 209 ГК. В гражданском праве право собственности рассматривается как наиболее полное по объему вещное право (титул), которое предоставляет его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Правомочия собственника земельного участка (и иных природных объектов) заключаются в следующем. Правомочие владения — право фактически обладать своим земельным участком, основанное на законных основаниях. Содержание правомочия пользования земельным участком состоит в возможности извлечения полезных свойств, получения прибыли от принадлежащей собственнику земли. Сущность правомочия распоряжения заключается в возможности определять юридическую судьбу имущества — земельного участка посредством совершения различных сделок или фактических действий с ним в пределах и с учетом ограничений, установленных земельным законодательством.

Право собственности на землю и иные природные ресурсы можно определить как титул, предоставляющий обладающему им лицу право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему частью природного объекта (земельным участком) по своему усмотрению, но в пределах, установленных законом.

Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника земли или иных природных объектов. Однако содержание правомочий собственника на землю и иные природные объекты, выражающееся в их правах и обязанностях, закрепленных в земельном законодательстве и законодательстве о природных ресурсах, имеет очевидную специфику.

Эта специфика, как уже говорилось выше, обусловлена, во-первых, публичным характером регулирования земельных отношений и отношений по поводу иных природных ресурсов и, во-вторых, природно-экономическими особенностями природных ресурсов. Например, одни природные ресурсы относятся к категории непотребляемых (земля), другие — к категории возобновляемых (лес, животный мир), третьи — к категории невозобновляемых (полезные ископаемые).

Содержание правомочий собственника природных ресурсов определяется в земельном, водном, лесном и других отраслях законодательства о природных ресурсах. Это обстоятельство отражено в гражданском законодательстве. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (т.е. согласно ст. 129 ГК — земельным законодательством и законодательством о природных ресурсах), осуществляются их собственником свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В ст. 52 и 53 ЗК отражено содержание правомочий собственника по владению и пользованию земельным участком. Прежде всего, следует заметить, что право пользования земельным участком является не только правом, но и обязанностью собственника. На всех собственников земельных участков возлагается обязанность эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением. Собственники земельных участков вправе: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения и т.д.

Особенностью содержания правомочия владения земельным участком, предусмотренного в земельном законодательстве, является то, что собственники земельных участков обязаны не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Имеет особенности и правомочие распоряжения земельным участком. Так, при продаже земельного участка его собственник не вправе изменять целевое назначение участка. Другой пример — право собственников земельных долей распоряжаться ими без согласия других сособственников (п. 4 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»). Существуют и иные особенности распоряжения земельными участками.

Аналогично решаются вопросы права собственности и в законодательстве об иных природных ресурсах. Статья 31 ВК РФ предусматривает, что содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским и водным законодательством. Гражданское законодательство определяет общее содержание права собственности на водные объекты, а водное — его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации правомочий собственника водных объектов. Основная особенность содержания права собственности на воды как объект природы состоит в том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.

Особенности содержания права собственности на леса выражены в ст. 18 ЛК РФ, согласно которой содержание права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, определяется лесным, гражданским и земельным законодательством. Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему лесов и имеет право на получение доходов от их использования. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

Так, на собственника лесов — Российскую Федерацию возлагается бремя содержания своего имущества. Регулирование такого рода деятельности предусмотрено в разд. III ЛК РФ «Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов» и в разд. IV «Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью».

Осуществление права собственности на леса, реализация собственником своих правомочий допускается с учетом глобального экологического значения лесов. Это условие представляет собой своеобразный экологический критерий пределов осуществления собственником своих правомочий.

Формы права собственности на землю и иные природные ресурсы. Действующее законодательство, несмотря на некоторую нечеткость ряда его положений, закрепляет единый институт права собственности на землю и иные природные объекты независимо от того, какому субъекту принадлежит это право.

После революции 1917г., отмены права частной собственности на землю и национализации земли и всех природных ресурсов в нашей стране сложилось представление о государственной собственности, в том числе и на землю, как высшей форме собственности, обладавшей наиболее высокой степенью социалистического обобществления. Государственная собственность была единственной формой собственности на землю. Только государство могло быть собственником земли и иных объектов природы, поэтому данная собственность имела исключительный характер. Приоритетный характер права исключительной государственной собственности привел к тому, что иные формы собственности: колхозно-кооперативная, личная собственность рассматривались как имеющие более низкий «ранг» по сравнению с государственной.

Эти представления, сохранившиеся в определенной мере и поныне, привели к тому, что в законодательстве используется формулировка «форма собственности» в зависимости от того, какому субъекту принадлежат соответствующее имущество, земля, иные природные ресурсы. Однако в действительности не существует никаких отличий в содержании права собственности на имущество, принадлежащее государству, муниципальному образованию или гражданину либо юридическому лицу. Все субъекты права собственности, в том числе и на землю, обладают одинаковыми правомочиями, используют одинаковый механизм защиты своего права собственности. Этот вывод подтверждается положением ст. 212 (п. 4) ГК о том, что права всех собственников защищаются равным образом.

В праве всех развитых стран мира общепризнано положение о том, что существуют две формы права собственности: публичная и частная. Публичной собственностью является все то имущество, включая землю и иные природные ресурсы, которое не относится к частной собственности. Публичная собственность — земли и объекты природы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Регистрация права собственности на земельный участок

земельные участки, защиту прав на землю и правовое регулирование охраны земли; Общая характеристика права собственности на землю.

Вы точно человек?

12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ

Конституция РФ провозглашает право собственности на землю и включает его в основные права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией (от. 17, 18 и 64 Конституции РФ).

Право собственности на землю – это право собственника земельного участка по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

Содержание права собственности на землю:

1) владение земельным участком. Это обладание им как своим. Для юридического лица это возможность числить его на своем балансе;

2) пользование землей. Это возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию.

В соответствии с ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд не только поверхность земельного участка и почвенный покров, но и имеющиеся на земельном участке полезные общераспространенные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

В соответствии с ЗК РФ собственник земельного участка должен возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания, строения, сооружения (если такое строительство соответствует целевому назначению участка и его разрешенному использованию) с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;

3) распоряжение земельным участком. Это возможность для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения земельным участком, отдавать его в залог и т. д.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и небыли соединены с лишением владения.

Основания возникновения права собственности на землю, регулируются ГК РФ и возникают из:

1) договоров;

2) акта государственного органа или органа местного самоуправления;

3) судебного решения;

4) по приобретательской давности.

Основания возникновения права собственности на землю предусмотрены ЗК РФ.

Право частной собственности на земельные участки может различать термины «приобретение» и «возникновение» права собственности на землю.

Понятие и общая характеристика прав собственности на землю

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность:

    1. либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю;
    2. либо в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций;
    3. либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют:

    • земли городских и сельских населенных пунктов;
    • прилегающие к ним земли общего пользования;
    • рекреационные зоны;
    • земли, необходимые для развития поселений;
    • другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. (ст. 19 ЗК РФ).

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. 

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. предоставление земельных участков для строительства;
    3. предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (например, ведение личного подсобного хозяйства);
    4. переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения;
    5. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Содержание права собственности на землю — правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.