Резюмируя, можно сделать вывод, что образование.

Учет кредиторской задолженности

Программа семинара «Дебиторская и кредиторская задолженность: учет, контроль, арбитражная практика»

Тема 1

Состав и правила оценки дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете и отчетности.

Тема 2

Правила оценки дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от валюты исполнения обязательств.

Тема 3

Раскрытие информации о дебиторах и кредиторах в бухгалтерской отчетности.

Тема 4

Учет долговых требований и обязательств по расчетным операциям за реализованные товары (работы, услуги) – с учетом коммерческого кредита, скидок, предоставления товаров в качестве бонуса и т.д.

Тема 5

Учет погашения дебиторской и кредиторской задолженности путем взаимозачета, перевода денежных средств в пользу третьих лиц, получения денежных средств со счетов третьих лиц.

Тема 6

Учет расчетов по претензиям и штрафам за нарушения долговых отношений.

Тема 7

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. Документальное оформление результатов инвентаризации. Срок исковой давности. Прерывание и прекращение срока исковой давности.

Тема 8

Учет и налогообложение операций по списанию просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Тема 9

Бухгалтерский и налоговый учет резерва по сомнительным долгам.

Тема 10

Бухгалтерский и налоговый учет кредиторской задолженности по полученным кредитам и займам.

Тема 11

Учет и налогообложение продажи (покупки) дебиторской задолженности (договор цессии).

Тема 12

Арбитражная практика по спорам, связанным с долговыми требованиями и обязательствами.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Премьер Дагестана провел совещание по вопросу образования кредиторской задолженности

Коды и наименования причин, повлиявших на наличие просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности Причины образования Код.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Учет кредиторской задолженности кратко

Актуальные вопросы управления задолженностью

Актуальные вопросы управления задолженностью

Бюджетный учет, N 3, 2011
М.Р.Губайдуллина

специалист отдела бюджетного
планирования Финансово-казначейского
управления Зеленоградского
административного округа Департамента
финансов города Москвы

С вступлением в силу основных положений Закона N 83-ФЗ исследование экономической природы дебиторской и кредиторской задолженности, а также порядка ее учета и анализа вновь приобрели свою актуальность. В связи с тем что просроченная задолженность государственного учреждения теперь является одним из критериев оценки эффективности деятельности как руководителя, так и учреждения, вопросам предупреждения, выявления и контроля за составом и размерами такой задолженности необходимо уделять особое внимание.

Нормативно-правовое регулирование

Несмотря на то что понятия дебиторской и кредиторской задолженности используются бухгалтерами бюджетной сферы достаточно часто, в настоящий момент отсутствует законодательное закрепление определения этих терминов.

В общем виде дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
_______________
Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

Самыми распространенными примерами возникновения дебиторской задолженности являются: невыполнение договорных обязанностей заказчиками; не поставленные под оплаченный ранее аванс активы; задолженность подотчетных лиц по выданным им денежным суммам; суммы излишне уплаченных налогов или излишне взысканных сборов и пеней и пр.

Образование дебиторской задолженности объективно объясняется двумя существенными факторами: для организации-дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств, а для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.

Понятие кредиторской задолженности найти в нормативно-правовых актах еще сложнее. В общем виде она представляет собой задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Возникает такая задолженность в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т.д.) не совпадает с датой их фактической оплаты. К ней относят: задолженность перед поставщиками за поставленные материальные ценности; невостребованные суммы депонентов; непогашенные виновными лицами суммы недостач и др.

К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим образование, учет и анализ задолженности, относят:

— Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Гражданский кодекс;

— Налоговый кодекс;

— нормативно-правовые акты Правительства РФ;

— приказы Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н (далее — Приказ N 162н), от 16 декабря 2010 года N 174н (далее — Приказ N 174н), от 23 декабря 2010 года N 183н (далее — Приказ N 183н);

— ведомственные распорядительные документы.

Гражданским кодексом регулируются общие вопросы оформления и исполнения договорных условий, основания списания задолженности, особенности исчисления срока исковой давности и иные вопросы, касающиеся возникновения и истребования задолженности.

Налоговым кодексом определены порядок учета списанной задолженности и включения ее в налоговую базу по различным платежам в бюджет.

Приказами N 162н, 174н, 183н утвержден порядок учета задолженности. Напомним, что в результате принятия Закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) началась смена типа ранее существовавших учреждений. После реорганизации учреждение по своей форме может стать казенным, бюджетным или автономным. Смена типа учреждения предполагает изменение порядка и форм финансового обеспечения его деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработки новых правил учета активов и обязательств учреждений.

Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее — Инструкция N 157н). В соответствии с Единым планом счетов значительных изменений порядок учета задолженности не претерпел: учет по-прежнему ведется на счетах 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 210 00 «Прочие расчеты с дебиторами», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 304 00 «Прочие расчеты с кредиторами», 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами».

Обратите внимание на пункт 6 Инструкции N 157н. Согласно ему теперь все государственные учреждения должны формировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и полномочий, выполняемых ими в соответствии с законодательством. При этом в ходе формирования учетной политики учреждение должно разработать и утвердить своими актами (приказами, распоряжениями и т.п) в числе прочих порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств (включая расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами), а также порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля (одним из методов которого может быть мониторинг задолженности учреждения).

Нормативно-правовыми актами Правительства РФ и ведомственными документами детализируются общие нормы выявления, учета, списания и иных вопросов управления задолженностью государственного учреждения. Например, порядок проведения инвентаризации, проведения мониторинга, авансирования за счет бюджетных средств и т.п.

Мониторинг задолженности

Рост дебиторской задолженности с одновременным ростом кредиторской задолженности может приводить к кризису неплатежей в масштабах учреждения, отрасли, региона. Кроме того, в результате возникновения дебиторской задолженности происходит отвлечение средств из хозяйственного оборота, а наличие просроченной кредиторской задолженности чревато прекращением трудовых отношений с руководителем учреждения. Поэтому необходимо принимать все возможные меры по своевременному выявлению и взысканию задолженности.

В настоящий момент отсутствует единая законодательно утвержденная методика выявления и анализа задолженности. Однако ряд субъектов РФ утвердил методические рекомендации по порядку мониторинга дебиторской задолженности и ее сокращению для соответствующих учреждений города, области или края. Целью таких документов является осуществление контроля за расходованием средств бюджета города, области или края, контроль за своевременным проведением расчетов по обязательствам, недопущение возникновения просроченной задолженности у государственных и муниципальных учреждений, создание условий для оперативной ликвидации просроченной задолженности в случае ее возникновения, а также повышение финансовой устойчивости бюджетов, повышение платежеспособности и кредитного рейтинга муниципальных образований, усиление контроля за использованием бюджетных средств, создание условий для оздоровления муниципальных финансов.

В различных субъектах применяются различные методы и способы работы с такой задолженностью. Так, например, в соответствии с приказом Минфина Республики Татарстан от 1 июля 2008 года N 21-53-53 при проведении мониторинга анализируется состояние дебиторской задолженности на отчетную дату, определяется ее изменение в разрезе кодов операции сектора государственного управления по сравнению с началом года, выявляются причины увеличения (уменьшения) задолженности. На основании данных мониторинга учреждения проводят анализ причин образования дебиторской задолженности, в том числе просроченной.

В Республике Татарстан учреждения проводят мониторинг дебиторской задолженности по форме отчетности 0503169а «Сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности» ежемесячно. При этом главные распорядители бюджетных средств республики осуществляют проверку сведений на предмет обоснованности возникновения дебиторской задолженности и достоверности отражения ее в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки главные распорядители вправе запрашивать информацию от учреждений. При этом учреждение для подтверждения просроченной дебиторской задолженности, в том числе нереальной к взысканию, обязано представить главному распорядителю документальное обоснование.

Проверенные данные главные распорядители представляют в Департамент казначейства Минфина Республики Татарстан.

Одновременно с этим по итогам проведенного анализа дебиторской задолженности главный распорядитель представляет в департамент:

— пояснительную записку с анализом динамики, структуры и причин возникновения дебиторской задолженности, в которой отдельно должны быть даны пояснения к суммам просроченной дебиторской задолженности с указанием даты возникновения, причин образования, а также приведен перечень дебиторов, имеющих наибольший удельный вес в общем объеме задолженности;

— предложения в письменном виде о мерах, направленных на снижение просроченной дебиторской задолженности;

— сводный график погашения просроченной дебиторской задолженности.

Результаты анализа дебиторской задолженности в форме аналитической записки с указанием причин роста (снижения) задолженности департамент направляет министру финансов Республики Татарстан.

Несколько иной порядок утвержден 26 декабря 2008 года Методологическим советом Ленинградской области по бюджетному учету. В соответствии с Рекомендациями по проведению детального анализа дебиторской задолженности для применения бюджетными учреждениями Ленинградской области проведение анализа состоит из следующих этапов:

— инвентаризация дебиторской задолженности;

— определение объема задолженности;

— выявление структуры дебиторской задолженности;

— сведения о дебиторе и причины возникновения дебиторской задолженности;

— размер дебиторской задолженности в разрезе сроков ее возникновения и погашения;

— принятие управленческих решений, в том числе проведение работы по взысканию дебиторской задолженности.

При этом инвентаризация должна проводиться в полном соответствии с приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания N 49) и другими нормативно-правовыми актами Минфина России не реже одного раза в год. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем учреждения, а перед составлением годовой бюджетной отчетности проведение инвентаризации дебиторской задолженности обязательно. Предметом инвентаризации дебиторской задолженности являются: объем, подтверждение реальности, обоснованность наличия, выявление сроков возникновения (последнего подтверждения).

Для подтверждения обоснованности числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета сумм дебиторской задолженности в ходе инвентаризации применяются акты сверки расчетов. Организация-дебитор, получившая акты сверки расчетов, должна подтвердить сумму задолженности, а в случае расхождения сумм указать свою сумму и вернуть один экземпляр акта, подписанный должностными лицами.

Полученные на основании проведенного анализа сведения о состоянии дебиторской задолженности вносят в форму «Сведения о состоянии дебиторской задолженности получателей средств областного бюджета Ленинградской области». Форма «Сведения о состоянии дебиторской задолженности» составляется на 1 января года, следующего за отчетным, перед составлением годовой бюджетной отчетности нарастающим итогом с начала года. В случаях, установленных локальными нормативными актами учреждения и (или) в целях принятия управленческих решений, форму «Сведения о состоянии дебиторской задолженности» можно составлять на требуемую отчетную дату. Форма составляется раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности.

На основании указанной выше формы принимаются управленческие решения о проведении соответствующих мероприятий, направленных на погашение дебиторской задолженности. При принятии решений по управлению и урегулированию дебиторской задолженности учреждений следует принимать во внимание, что финансовыми способами воздействия на дебиторов по взысканию просроченной дебиторской задолженности являются:

— предъявление претензионных писем, напоминаний об оплате с указанием общей суммы задолженности, срока и порядка уплаты;

— составление актов сверки расчетов;

— применение штрафных санкций;

— предложения о проведении взаимозачетов;

— продажа задолженности;

— уступка прав требования;

— предъявление иска к должнику в арбитражный суд;

— инициация процедуры банкротства неплатежеспособного дебитора.

Анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ дает возможность выявить общие подходы к мониторингу дебиторской задолженности:

— порядок проведения мониторинга, как правило, утверждается финансовым органом;

— основой для анализа являются данные бюджетного учета;

— в ходе мониторинга выявляются причины образования задолженности.

Еще одним инструментом контроля за величиной дебиторской задолженности является ограничение ее размеров на законодательном уровне. Так, например, в целях недопущения роста дебиторской задолженности и создания единых условий при осуществлении авансовых платежей за счет средств бюджета города Москвы выпущено постановление правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1229-ПП «Об авансовых платежах, совершаемых за счет средств бюджета города Москвы» (далее — Постановление N 1229-ПП). В соответствии с постановлением получатели средств бюджета города Москвы при заключении договоров (государственных контрактов) вправе предусматривать авансовые платежи в размерах, зависящих от видов товаров, работ, услуг (рисунок 1).

В соответствии с планом-графиком формирования правового обеспечения Закона города Москвы от 8 декабря 2010 года N 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год», утвержденным распоряжением правительства Москвы от 31 декабря 2010 года N 2652-РП, в указанный выше документ планируется внести изменения.

Аналогично методическим указаниям по мониторингу дебиторской задолженности некоторые субъекты РФ принимают такие акты и в отношении кредиторской задолженности. Так, постановлением правительства Ивановской области от 18 апреля 2008 года N 73-п утвержден порядок мониторинга, в соответствии с которым мониторинг кредиторской задолженности областного бюджета, бюджетных учреждений осуществляется ежемесячно, государственных унитарных предприятий — ежеквартально по утвержденным формам. В случае выявления просроченной кредиторской задолженности комиссия по урегулированию просроченной кредиторской задолженности разрабатывает план мероприятий по ее ликвидации.

В целях реализации положений Закона N 83-ФЗ с 2011 года в трудовом договоре руководителя бюджетного учреждения должно быть предусмотрено условие о расторжении договора при наличии у организации просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом-учредителем.

Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 года было поручено разработать и утвердить порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом. Примеры таких порядков приведены на рисунок 2.

Как видно из рисунка, задолженность, как правило, проверяется по четырем основным направлениям: оплата труда, налоговые и иные платежи, задолженность перед поставщиками и подрядчиками по всем имеющимся обязательствам. При этом в большинстве ведомств мониторинг проводится ежемесячно (в отдельных ведомствах — ежеквартально). Принципиальным отличием является лишь вопрос определения размера общей задолженности по всем имеющимся основаниям: одни ведомства считают само по себе превышение такой задолженности над стоимостью активов достаточно веским основанием для расторжения трудового договора с руководителем, другие устанавливают в качестве обязательного условия наличие такого превышения в течение трех календарных месяцев подряд, третьи не считают такую зависимость основанием для расторжения трудового договора.

По итогам мониторинга некоторые ведомства предусматривают иные, нежели увольнение, меры воздействия на руководителей. Так, например, приказом МЧС России от 6 декабря 2010 года N 626 в случае превышения учреждением предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности по одной или нескольким группам руководителем вышестоящего учреждения (органа), осуществляющего руководство учреждением, могут быть вынесены следующие решения:

— о предоставлении руководителю Учреждения дополнительных сроков для погашения имеющейся просроченной кредиторской задолженности и установлении графика ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации;

— о проведении служебного разбирательства по образованию кредиторской задолженности и подготовке по его результатам предложений о расторжении трудового договора с руководителем учреждения или утверждения графика погашения кредиторской задолженности с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.

Размер аванса

До 100 % от суммы договора, но не более принятого обязательства

До 50 % от суммы договора, но не более принятого обязательства

До 40 % от суммы договора, но не более 40 % принятого обязательства

До 30 % от суммы договора, но не более 30 % принятого обязательства или неисполненного остатка обязательства

Предмет договора (государ-
ственного контракта)

Об оказании услуг связи

О подписке на печатные издания и об их приобретении

Об обучении на курсах повышения квалификации, включая стажировку специалистов

О приобретении авиа- и железнодорожных билетов, а также билетов для проезда городским и пригородным транспортом

На оплату коммунальных услуг, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов государственной собственности города Москвы

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу [email protected]

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

всего за 49 руб.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ — Сергей Филиппов — Увеличить продажи

Кредиторская задолженность организаций на конец мая 2013 г. составила 63 2,4 млрд. руб., или 3,8% от общей суммы кредиторской задолженности.

Теоретические аспекты кредиторской задолженности, ее специфика и особенности

 

АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Задачи анализа и источники информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Анализ состояния расчетов организации с дебиторами и кредиторами очень важен, так как большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а следовательно, и на финансовое состояние организации оказывает увеличение или уменьшение задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике организации по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, организация может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

Особое значение анализ дебиторской и кредиторской задолженностей имеет для банков, инвестиционных фондов и компаний, которые, прежде чем предоставить кредит или осуществить финансовые вложения, с особой тщательностью анализируют бухгалтерскую отчетность клиентов, в т.ч. дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Эффективный анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью решают следующие задачи, стоящие перед организациями:

• обеспечение постоянного и действенного контроля состояния задолженности, своевременного поступления достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;

• соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения;

• обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;

• выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков;

• определение политики организации в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предусматривает рассмотрение ее абсолютной и относительной величин, оценку их изменений по данным горизонтального и вертикального анализов баланса. Увеличение статей задолженности возможно по разным причинам. Оно может быть вызвано неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров, неплатежеспособностью и даже банкротством некоторых потребителей, слишком высокими темпами наращивания объема продаж, трудностями в реализации продукции и т.д.

Целесообразно проводить анализ дебиторской и кредиторской задолженности по срокам образования (до 1 месяца, от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1 года, свыше 1 года), так как продолжительные неплатежи надолго отвлекают средства из хозяйственного оборота. В бухгалтерском балансе организации дебиторская задолженность подразделяется на два вида: задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Очевидно, учет суммы задолженности, проходящей по счетам, имеет смысл лишь до тех пор, пока существует вероятность ее получения. Разумно предположить, что эта вероятность зависит от продолжительности периода погашения задолженности.

Просроченная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе организации. Она включает в себя не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам и сданным работам, расчеты за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок, а также векселя, по которым денежные средства не поступили в срок, и т.п.

Таким образом, основными задачами анализа дебиторской и кредиторской задолженности являются:

• проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе организации сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

• проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

• проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

• проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;

• разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской и кредиторской задолженности.

Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных бухгалтерского баланса, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности

Анализ состава, динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности проведем на основании данных бухгалтерской отчетности и аналитического учета условной организации (открытое акционерное общество (ОАО) «РСМУ») за прошлый и отчетный годы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности открытого акционерного общества «РСМУ» за прошлый и отчетный годы

№ п/п Наименование показателя На 31.12 прошлого года На 31.12 отчетного года Прирост (+), снижение (-)
абсолютная величина, млн.руб. уд. вес, % абсолютная величина, млн.руб. уд. вес, % абсолютная величина, млн.руб. уд. вес, %

1

Дебиторская задолженность, в т.ч.:

5 092,0

100,0

5 433,0

100,0

341,0

1.1

покупателей и заказчиков

4 795,0

94,2

5 051,0

93,0

256,0

-1,2

1.2

поставщиков и подрядчиков

46,0

0,9

193,0

3,6

147,0

2,6

1.3

по налогам и сборам

4,0

0,1

4,0

0,1

0,0

0,0

1.4

прочая дебиторская задолженность

240,0

4,7

185,0

3,4

-55,0

-1,3

1.5

резерв по сомнительным долгам

7,0

0,1

0,0

0,0

-7,0

-0,1

Просроченная дебиторская задолженность

313,0

5 228,0

Х

4 915,0

2

Кредиторская задолженность, в т.ч.:

2 350,0

100,0

1 992,0

100,0

-358,0

2.1

поставщикам, подрядчикам, исполнителям

471,0

20,0

604,0

30,3

133,0

10,3

2.2

по авансам полученным

5,0

0,2

3,0

0,2

-2,0

-0,1

2.3

по налогам и сборам

1 280,0

54,5

738,0

37,0

-542,0

-17,4

2.4

по социальному страхованию и обеспечению

141,0

6,0

133,0

6,7

-8,0

0,7

2.5

по оплате труда

416,0

17,7

488,0

24,5

72,0

6,8

2.6

по лизинговым платежам

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.7

собственнику имущества

14,0

0,6

22,0

1,1

8,0

0,5

2.8

прочим кредиторам

23,0

1,0

4,0

0,2

-19,0

-0,8

  Просроченная кредиторская задолженность

 

Согласно данным таблицы 1 дебиторская задолженность возросла в отчетном году на 341 млн.руб., при этом просроченная — увеличилась на 4 915 млн.руб. Главенствующую позицию в структуре дебиторской задолженности занимает задолженность покупателей и заказчиков (соответственно на начало и конец отчетного года 94,17 и 92,97 %).

Кредиторская задолженность уменьшилась на 358 млн.руб. Изменение кредиторской задолженности обусловлено главным образом снижением задолженности по расчетам по налогам и сборам (на 542 млн.руб.), ростом задолженности перед поставщиками и подрядчиками (на 133 млн.руб.), а также расчетов по оплате труда (на 72 млн.руб.).

Проведем анализ дебиторской задолженности в разрезе счетов бухгалтерского учета за сентябрь отчетного года (см. таблицу 2).

Таблица 2

Дебиторская задолженность по времени возникновения открытого акционерного общества «РСМУ» за сентябрь отчетного года

млн.руб.

Наименование счета Всего, задол-женность Просроченная дебиторская задолженность в т.ч.
от 30
до 90 дней
от 90
до 180 дней
от 180
до
 360 дней
от 360 дней до 3 лет свыше 3 лет
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

3 023,0

23,9

6,3

5,8

11,7

0,0

0,0

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

1 204,6

14,2

0,0

9,9

2,9

1,4

0,0

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

799,0

129,6

12,6

88,8

11,4

16,9

0,0

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

114,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

340,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО:

5 481,1

167,7

18,9

104,4

26,0

18,4

0,0

 

По данным таблицы 2 отметим, что наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности занимает задолженность по счету 60, при этом наибольшая просроченная дебиторская задолженность проявилась по счету 76 (129,6 млн.руб. при общей задолженности 799,0 млн.руб.). Анализируя дебиторскую задолженность по времени возникновения, как по счету 76, так и по иным счетам, первое место занимает задолженность со сроком давности от 90 да 180 дней. Данная ситуация указывает на то, что ОАО «РСМУ» необходимо проводить более активную политику по взысканию и недопущению просроченной задолженности.

Проведем анализ кредиторской задолженности в разрезе счетов бухгалтерского учета и по времени возникновения за сентябрь отчетного года (см. таблицу 3).

Таблица 3

Кредиторская задолженность по времени возникновения открытого акционерного общества «РСМУ» за сентябрь отчетного года

млн.руб.

Наименование счета Всего в т.ч.
до 3 месяцев свыше 3 месяцев свыше 6 месяцев по авансам полученным просрочено по авансам полученным
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

391,6

123,5

268,1

0,0

0,0

0,0

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

3,6

1,8

0,9

0,0

0,0

0,9

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО:

395,2

125,3

269,0

0,0

0,0

0,9

 

По данным, приведенным в таблице 3, отметим следующее: основная кредиторская задолженность сосредоточена по расчетам с поставщиками и подрядчиками (391,6 млн.руб.), при этом большая часть суммы (268,1 млн.руб.) является просроченной свыше 3 месяцев. Следовательно, ОАО «РСМУ» несвоевременно оплачивает счета поставщиков. Положительным моментом является отсутствие задолженности по иным счетам (не указанным в таблице), в т.ч. и по счету 76.

Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Проведем анализ оборачиваемости кредиторской задолженности, так как для принятия управленческих решений руководству организации необходимо иметь в распоряжении информацию, сколько оборотов в течение анализируемого периода требуется организации для оплаты выставленных ей счетов или сколько дней для этого необходимо.

Для оценки оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается следующая группа показателей:

• средняя кредиторская задолженность (см. формулу (1)):

 

Скз = (КЗнач + КЗкон) / 2,
(1)

 

где Скз — средняя кредиторская задолженность;

КЗнач, КЗкон — соответственно кредиторская задолженность на начало и конец периода;

• оборачиваемость кредиторской задолженности (см. формулу (2)):

 

Окз = В / Скз,
(2)

 

где Окз — оборачиваемость кредиторской задолженности;

В — выручка от реализации продукции;

• период погашения кредиторской задолженности (Ппкз) (см. формулу (3)):

 

Ппкз = 360 / Окз.
(3)

 

Приведенные показатели рассчитаны в таблице 4.

Таблица 4

Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности открытого акционерного общества «РСМУ» за прошлый и отчетный годы

Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение
1. Средняя кредиторская задолженность, млн.руб.

2 350,0

2 171,0

-179,0

2. Выручка от реализации, млн.руб.

3 898,0

4 363,0

465,0

3. Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов

1,7

2,0

0,4

4. Длительность оборота кредиторской задолженности, дней

217,0

179,1

-37,9

 

На основании аналитических данных таблицы 4 можно отметить, что в отчетном году средняя кредиторская задолженность по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 179,0 млн.руб. Это можно объяснить тем, что в отчетном году ОАО «РСМУ» приступило к проведению программы реструктуризации долгов. Данные изменения носят положительный характер, так как наблюдается увеличение числа оборотов совершаемых кредиторской задолженностью и, как следствие, снижение продолжительности одного оборота.

Далее рассмотрим основные группы показателей, которые рассчитываются в процессе проведения анализа и характеризуют эффективность управления дебиторской задолженностью и ее качество:

• средняя дебиторская задолженность (см. формулу (4)):

 

Сдз = (ДЗнач + ДЗкон) / 2,
(4)

 

где Сдз — средняя дебиторская задолженность;

ДЗнач, ДЗкон — соответственно дебиторская задолженность на начало и конец периода;

• оборачиваемость дебиторской задолженности (см. формулу (5)):

 

Одз = В / Сдз,
(5)

 

где Одз — оборачиваемость дебиторской задолженности;

В — выручка от реализации продукции;

• период погашения дебиторской задолженности (Ппдз) (см. формулу (6)):

 

Ппдз = 360 / Одз;
(6)

 

• доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (ДЗакт) (см. формулу (7)):

 

ДЗакт = ДЗ / Та,
(7)

 

где Та — текущие активы;

• доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (ДДЗсомн) (см. формулу (8)):

 

ДДЗсомн = ДЗсомн / ДЗ,
(8)

 

где ДЗсомн — сомнительная дебиторская задолженность.

Данные для анализа приведены в таблице 5.

Таблица 5

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности открытого акционерного общества «РСМУ» за прошлый и отчетный годы

Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение
1. Средняя дебиторская задолженность, млн.руб.

5 092,0

5 262,5

170,5

2. Выручка от реализации, млн.руб.

3 898,0

4 363,0

465,0

3. Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов

0,77

0,83

0,06

4. Длительность оборота кредиторской задолженности, дней

470,27

434,22

-36,05

5. Текущие активы, млн.руб.

7 498,0

7 749,0

251,0

6. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов

0,68

0,68

0,0

7. Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов

0,0

0,0

0,0

 

При анализе таблицы 5 выявилась положительная динамика по сумме средней дебиторской задолженности, так же как и повышение доли дебиторской задолженности в оборотных активах организации. Данная ситуация не носит положительной оценки, так как средства организации в большей степени извлекаются из оборота.

Наблюдаемое увеличение числа оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью, и, как следствие, снижение продолжительности одного оборота носит положительный характер, вместе с тем увеличение доли сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме задолженности свидетельствует о снижении качества дебиторской задолженности.

В таблице 6 приведен сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Таблица 6

Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность
1. Темп роста, %

106,7

84,8

2. Оборачиваемость (в оборотах)

0,8

2,0

3. Оборачиваемость (в днях)

434,2

179,1

 

Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать следующий вывод: в организации преобладает сумма дебиторской задолженности, при этом темп ее прироста составил 106,7 % (против темпа прироста кредиторской задолженности в 84,8 %), что обусловлено тем, что скорость обращения дебиторской задолженности более низкая, нежели кредиторской. Данная ситуация ведет к дефициту платежных средств, что в свою очередь может привести к снижению платежеспособности организации.

Использование результатов анализа в планировании и при принятии управленческих решений

Дебиторская задолженность — права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение 1 года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь, из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

• выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (гарантиями, поручительством);

• уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);

• оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо на закупку материалов, либо на краткосрочные финансовые вложения).

В рассматриваемом примере (сентябрь отчетного года) общая сумма дебиторской задолженности ОАО «РСМУ» составляет 5 481,1 млн.руб. Особенность этого вида активов — задолженность преимущественно образована одним должником (4 487,0 млн.руб.). В финансовый план будущего года необходимо включить задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

• увеличить долю предоплаты;

• активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем расчет эффективности предложенных мероприятий. Данные для расчетов представим в таблице 7.

Таблица 7

Исходные данные для проведения анализа

млн.руб.

Показатель Факт за отчетный год План на будущий год Отклонение
1. Выручка от реализации

4 363,0

6 085,0

1 722,0

2. Дебиторская задолженность

5 262,5

2 215,5

-3 047,0

3. Запасы и материалы на складах

612,0

124,0

-488,0

4. Средняя стоимость оборотных средств

7 749,0

3 783,5

-3 965,5

 

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:

• коэффициент оборачиваемости (Коб) (см. формулу (9)):

 

Коб = Vр / СО,
(9)

 

где Коб — коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр — выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн.руб.;

СО — средняя величина оборотного капитала, млн.руб.;

• длительность одного оборота (Дл) (см. формулу (10)):

 

Дл = Т / Коб,
(10)

 

где Дл — длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;

Т — отчетный период, дней.

Рассчитаем указанные показатели:

• отчетный год:

Коб0 = 4 363 / 7 749 = 0,563;

Дл0 = 365 / 0,563 = 648 дней;

• планируемый год:

Коб1 = 6 085 / 3 783,5 = 1,608;

Дл1 = 365 / 1,608 = 227 дней.

Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота (ΔСО) определяется по формуле (11):

 

ΔСО = (СО1 — СО0) х Кvp,
(11)

 

где СО — величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0 — средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

Кvp — коэффициент роста продукции (в относительных единицах) (т.е. выручка планируемого года / выручку отчетного года = 6 085,0 / 4 363,0 = 1,39).

ΔСО = (3 783,5 — 7 749) х 1,39 = -5 530,6 млн.руб.

Прирост объема продукции за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:

ΔVр = (Кoб1 — Кoб0) х CO1 = (1,608 — 0,563) х 124 = 129,6 млн.руб.

Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле (12):

 

ΔР = Р0 х (Коб1 / Коб0) — Р0,
(12)

 

где Р0 — прибыль за базисный период;

Коб1, Коб0 — коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и прошлый периоды.

ΔР = 2 067,0 х (1,608 / 0,563) — 2 067,0 = 3 837,3 млн.руб.

Таким образом, как показывают произведенные расчеты, на представленном условном предприятии ОАО «РСМУ» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем) приведет к росту прибыли от реализации, повышению эффективности использования оборотных средств и, как следствие, улучшению финансового состояния, повышению деловой активности организации.

 

13.02.2015

 

Татьяна Пархимович, экономист

2) в зависимости от срока образования: краткосрочная (срок погашения такого долга – не более 12 месяцев);; долгосрочная (долг выдан.