Вред при незаконном задержании возмещается независимо от вины в случае признания административного задержания на срок не.

Содержание

Кудрявцев В.Л. Объективная сторона заведомо незаконного задержания

25 мая 2019

Судья Ленинского районного суда города ЕкатеринбургаОльга Стёпкина отказала в удовлетворении административного иска журналиста Андрея Щукина о признании его задержания незаконным. Щукин был задержан 9 сентября 2018 года при разгоне акции Навального в Екатеринбурге. На журналиста составили протокол как на участника уличной акции. Позднее суд признал Щукина невиновным. Корреспондент Викиновостей посетил заседание по административному иску и убедился как даже «оправданный» фактически не может опротестовать приказ о незаконности своего задержания.

Викиновости сообщали, что 9 сентября 2018 года власти в Екатеринбурге жестко разогнали акцию против пенсионной реформы. Были задержано более 180 человек. В отношении большинства из них были составлены протоколы об административном правонарушении по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — за нарушение порядка участия в несанкционированной уличной акции.

Судебные итоги этой акции Навального следующие (с учетом поправок со стороны апелляции): 129 человек получили наказание (из них 5 — аресты), 26 человек признаны невиновными (из них 11 несовершеннолетних «оправданы» комиссиями по делам несовершеннолетних).

Одним из «оправданных» стал журналист Андрей Щукин. Он был признан судом первой инстанции представителем прессы. В дальнейшем законность «оправдания» подтвердил Свердловский областной суд.

Андрей Щукин (юрист по образованию) решил в судебном порядке добиться признания устного приказа полиции о своем задержании незаконным. Тут стоит отметить, что в России задержанный на митинге, на которого составили протокол, должен обжаловать действия полиции сразу в трех судах.

В порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержанный оспаривает сам факт обоснованности составления на него протокола об административном правонарушении. В порядке гражданского судопроизводства гражданин может решить вопросы возмещения ему морального вреда от действий.

В порядке Кодекса административного судопроизводства гражданин может оспорить сам факт отдачи приказа об его задержании (доставлении) для составления протокола и условия содержания в полиции.

То есть три разных дела: по административному правонарушению, по законности приказа о задержании и по компенсации морального вреда от такого задержания. Все к разным судьям.

Суды Екатеринбурга при рассмотрении дел привлекаемых за акцию Навального в порядке КоАП РФ, отказывались рассматривать жалобы на порядок задержания, на срок и условия содержания в полиции. Мол — это пускай обжалуют в порядке иного судопроизводства.

Такой порядок приводит к тому, что подавляющее большинство задержанных на уличных акциях не обжалует действия властей. В лучшем случае подается жалоба на постановление об административном наказании — то есть на решение о штрафе или аресте.

На практике немногочисленные попытки граждан обжаловать действия полиции «в порядке иного судопроизводства» оказались тщетными. Викиновости сообщали, что Октябрьский районный суд города Екатеринбурга отказался рассматривать иск Алексея Торицына, в котором тот обжаловал законность своего задержания на акции Навального и условия содержания в полиции. Суд указал, что так как Торицын привлечен к административной ответственности за эту акцию, то он по сути обжалует постановление по делу об административном правонарушении.

С Андреем Щукиным ситуация оказалась интереснее. 13 декабря 2018 года (сразу после своего «оправдания») Щукин обратился в Верх-Исетский районный суд с административным иском. В нем журналист требовал признать приказ о своем задержании и доставлении в УМВД России по городу Екатеринбургу незаконным.

Щукин в иске ссылался на «оправдательное» решение по своего делу об административном правонарушении. В качестве административных ответчиков Щукин указал УМВД России по городу Екатеринбургу (в здании которого его держали несколько часов 9 сентября 2018 года) и Главное управление МВД России по Свердловской области.

Щукин пояснил корреспонденту Викиновостей мотивы своего иска:

я подал иск, чтобы признать незаконными действия УМВД по городу Екатеринбургу, чтобы у меня был официальный документ, который бы это подтверждал, чтобы привлечь виновных к ответственности, так как, задержание журналиста при выполнении его профессиональной функции строго запрещено. Я получил очень много отписок на свои жалобы, что типа я сам не представился сотрудникам полиции и у меня не было отличительного знака, но это не так, по факту все было иначе, меня задержали, продержали в автозаке без еды и воды более 10 часов и только потом начали задавать вопросы. Более того. в материалах моего административного дела видно как меня задерживали, меня просто схватили и повели, а Малишевский[1] сказал, что я из штаба Навального

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга 14 января 2019 года отказался рассматривать иск Щукина. Мотивировка — дескать Щукин обжалует по сути свой факт привлечения к административной ответственности. При этом Верх-Исетский суд проигнорировал тот факт, что Щукин этим самым судом уже «оправдан» и в принципе не может обжаловать «оправдательное» решение.

Щукин подал частную жалобу. Свердловский областной суд ее удовлетворил и указал Верх-Исетскому суду пересмотреть иск Щукина. Тогда Верх-Исетский районный суд вновь отказался рассматривать иск Щукина. На этот раз указал, что иск подан не по подсудности. Дескать административный ответчик УМВД России по городу Екатеринбургу находится в Ленинском районе города Екатеринбурга. Стало быть Щукин должен подавать в Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Почему Верх-Исетский суд просто не направил по подсудности или не указал на это обстоятельство в январе 2019 года, осталось неизвестным.

23 мая 2019 года судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Ольга Стёпкина провела рассмотрение административного дела Щукина.

Представитель УМВД России по городу Екатеринбургу (та же, что и на иске Торицына) просила в иске отказать. Ссылалась на две причины. Во-первых, Щукин пропустил без уважительной причины трехмесячный срок обжалования действий полиции. Мол этот срок начинается со дня, когда гражданин узнал о том, что его право нарушено.

Представитель УМВД России по городу Екатеринбургу заявила суду, что этот срок надо исчислять с 9-го или в крайнем случае с 10-го сентября 2018 года. То есть с момента, когда Щукин вышел из УМВД России по городу Екатеринбургу.

Представитель полиции пояснила, что не считает подачу иска Щукиным с неверным определением подсудности уважительной причиной для восстановления срока. Поэтому просит отказать Щукину в его ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обжалования.

Во-вторых, представитель полиции заявила, что данное дело надо рассматривать по КоАП РФ. Дескать Кодекс административного судопроизводства не распространяется на дела об административных правонарушениях. Представитель полиции заявила, что Щукин по сути обжалует «постановление о привлечении к административной ответственности».

Строго говоря, КоАП РФ не дает никому права обжаловать «оправдательное» постановление (если оно прошло две инстанции), так как его обжалование означает ухудшение положения «оправданного». Обжаловать в кассации можно только по мотивам улучшения положения привлеченного лица. Но тут представитель полиции не пояснила как Щукин должен по КоАП РФ обжаловать действия полиции.

Щукин поддержал свой иск и настаивал на его удовлетворении. Он в судебном заседании просил суд «не делать поспешных выводов» и отметил, что «не хотел бы доводить дело до Европейского суда по правам человека».

Судья выслушала обе стороны, огласила письменные материалы дела и ушла в совещательную комнату. Вернувшись, огласила резолютивную часть решения: в удовлетворении иска Щукина отказать. Щукин сообщил корреспонденту Викиновостей, что обжалует это решение и возможно даже подаст в Европейский суд по правам человека.

 

Примечания[править]

Источники[править]

Эта статья опубликована в Викиновостях и содержит эксклюзивный репортаж и исследования, написанные одним из участников нашего проекта специально для Викиновостей.

Если автор репортажа не указал свои источники, источником информации является он сам. Вы можете узнать, кто создал эту статью, из истории статьи: тот, кто её внёс эту правку, и является автором статьи. Если у вас есть замечания или предложения, первым делом напишите о них на странице обсуждения. Если у автора имелись в распоряжении не все факты, дополните статью известной вам информацией. Если с течением времени ситуация изменилась, напишите о новых фактах в новой статье. Если у вас есть вопросы к участникам русских Викиновостей, напишите на форум.

 

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.

Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости

Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.

Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.

Несколько советов по оформлению реплик:

  • Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
  • Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
  • Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
  • Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.

Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.

Добавить комментарий

 

 

 

Судья Ольга Степкина на заседании по иску Щукина

Андрей Щукин в заседании Ленинского районного суда города Екатеринбурга, 23 мая 2019 года

Представитель УМВД России по городу Екатеринбурга, которая выступала по делам Щукина и Торицына
Таким образом, задержание подозреваемого с точки зрения УПК РФ считается оконченным с момента фактического задержания лица по.

Статья 371. Заведомо незаконные задержание, привод или арест

Статья 301. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей

 

1. Заведомо незаконное задержание —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей —

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.


Комментарий к статье 301

Основным объектом данного преступления являются интересы правосудия. Дополнительный объект — интересы личности (конституционные свобода и неприкосновенность личности).

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в посягательстве на важнейшие конституционные права и свободы граждан. Тот факт, что лицо лишается свободы и личной неприкосновенности на основании незаконных решений органов, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, увеличивает степень общественной опасности и позволяет рассматривать данное деяние как преступление именно против правосудия.

Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей не только причиняет существенный вред интересам и престижу правосудия и правоохранительных органов, но и посягает на гарантированную конституционную свободу и неприкосновенность личности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, заключается в заведомо незаконном задержании.

Подобные меры процессуального принуждения предусмотрены как в уголовно-процессуальном (ст. ст. 91, 92 УПК РФ), так и в административном законодательстве (ст. 27.3 КоАП РФ). Исторически рассматриваемый состав преступления предусматривает уголовную ответственность именно за заведомо незаконное уголовно-процессуальное задержание.

Под задержанием подозреваемого согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ подразумевается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Основание задержания предусмотрено ст. 91 УПК РФ. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое с материалами дела должно быть представлено судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч. 3 ст. 108 УПК РФ).

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Порядок задержания подозреваемого предусмотрен ст. 92 УПК РФ.

В практической деятельности возможна ситуация, когда само задержание было произведено с соблюдением требований закона, но впоследствии подозреваемый не был своевременно освобожден. В данной ситуации также можно говорить о незаконном задержании.

На основании изложенного можно выделить следующие критерии незаконности задержания:

— отсутствие указанных в законе оснований для задержания;

— нарушение процессуального оформления задержания;

— задержание лица, подлежащего освобождению, свыше положенного срока.

Заведомо незаконное задержание — преступление с формальным составом.

В соответствии с вышеизложенным преступление будет окончено:

— в случае совершения задержания без достаточных к тому оснований — с момента фактического задержания (п. 15 ст. 5 УПК РФ);

— в случае производства задержания при наличии законных оснований, но нарушении порядка, предусмотренного ст. 92 УПК РФ, — спустя 3 часа после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, следователю или прокурору;

— в случае, когда подозреваемому не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, преступление считается оконченным через 48 часов с момента фактического задержания.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Это следует из используемого в диспозиции термина "заведомо", который указывает на тот факт, что лицо до начала деяния ясно представляет незаконный характер своего действия и тем не менее желает его совершить. Лицо осознает общественную опасность содеянного, осознает, что действует незаконно (интеллектуальный момент), и желает совершить указанные действия (волевой момент).

Мотивы задержания могут быть различными и на квалификацию не влияют.

Субъекты незаконного задержания в основном перечислены в ч. 1 ст. 91 УПК РФ, устанавливающей перечень органов и лиц, правомочных производить задержание, — орган дознания, дознаватель, следователь. Поэтому, например, не является субъектом незаконного задержания участковый уполномоченный милиции, если ему не поручено проведение дознания.

Начальник органа дознания является субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, в том случае, если он действует как дознаватель в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ.

Если в соответствии с ч. 2 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа принял уголовное дело к своему производству и производит предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ) и (или) руководителя следственной группы (ст. 163 УПК РФ), то он будет являться субъектом данного преступления.

В случаях, когда начальник места содержания подозреваемого в соответствии с ч. 3 ст. 94 УПК РФ не освободит по истечении 48 часов подозреваемого из мест содержания, он также будет являться субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания.

Судья, который заведомо незаконно продлил срок задержания на основании п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, подлежит ответственности по ст. 305 "Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта" УК РФ.

При решении вопроса о наличии субъекта заведомо незаконного задержания необходимо точно устанавливать должностное положение лица на момент совершения деяния. Так, к примеру, отсутствие соответствующих приказов о возложении на лицо полномочий следователя, дознавателя может свидетельствовать об отсутствии субъекта преступления.

При отграничении заведомо незаконного задержания, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, от иных составов преступлений следует помнить, что заведомо незаконное задержание в качестве преступления имеет место, если: 1) посягательство осуществляется на интересы правосудия; 2) задержание обладает необходимыми признаками уголовно-процессуального задержания и производится без предусмотренного законом основания; 3) субъект наделен правом задержания; 4) субъектом осознается незаконность действий и они совершаются им умышленно.

Часть 2 ст. 301 УК РФ устанавливает ответственность за заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей.

В ч. 1 ст. 97 УПК РФ указаны основания заключения под стражу.

Порядок заключения под стражу предусмотрен ст. 108 УПК РФ.

Исходя из положений вышеназванных норм закона можно сделать вывод о том, что незаконным заключение под стражу будет в случаях, когда:

а) заключение под стражу применено к лицу, в отношении которого заведомо незаконно осуществляется уголовное преследование;

б) заключение под стражу осуществлено при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 97 УПК РФ;

в) заключение под стражу применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше двух лет;

г) заключение под стражу избрано в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при отсутствии обстоятельств, перечисленных в п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ;

д) заключение под стражу применено в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести.

Из содержания ч. 3 ст. 108 УПК РФ следует, что при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

Рассмотрев ходатайство и признав изложенные в нем доводы убедительными, судья выносит постановление об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу (п. 1 ч. 7 ст. 108 УПК РФ), которое подлежит немедленному исполнению. Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление (ч. 10 ст. 108 УПК РФ).

С учетом вышеизложенного и положений п. 29 ст. 5 УПК РФ, согласно которому применение меры пресечения — процессуальное действие, осуществляемое с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения, преступление в виде заведомо незаконного заключения под стражу следует считать оконченным с момента вынесения судьей постановления об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

Указанный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N 4-П <1>, в котором указано, что постановление о заключении под стражу даже в случаях, когда оно не приведено в исполнение, затрагивает права и свободы гражданина, нарушает неприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывает давление на сознание и поступки человека.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764.

Субъективную сторону рассматриваемого преступления составляет прямой умысел, о чем свидетельствует указание законодателя на признак заведомости.

Мотивы совершения преступления на квалификацию влияния не оказывают, но могут учитываться при назначении наказания.

Если заключение под стражу было неумышленным (недобросовестное отношение к своим обязанностям, ошибочная оценка обстоятельств дела), то уголовная ответственность по ст. 301 УК РФ исключается. Но при наличии необходимых признаков возможна квалификация по ст. 293 "Халатность" УК РФ.

Уголовный кодекс РФ не указывает, кто может быть субъектом заведомо незаконного заключения под стражу. Но очевидно, что таким субъектом может быть то лицо, которое вправе произвести заключение под стражу.

Однако в соответствии со ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Конкретизируя положение данной статьи Конституции РФ, УПК РФ в ч. 1 ст. 108 устанавливает, что заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого в качестве меры пресечения применяется по судебному решению.

Следовательно, субъектом преступления может быть только судья. Дознаватели и следователи лишены права заключения под стражу, равно как и прокуроры лишены права санкционировать заключение под стражу.

В этой связи ст. 301 УК РФ в рассматриваемом случае следует признать специальной по отношению к общей норме (ст. 305 УК РФ), устанавливающей ответственность за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Согласно п. 42 ст. 5 УПК РФ содержание под стражей — это пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ четко указывает сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения, а также основания для ее отмены или изменения. Нарушение этих сроков, игнорирование оснований для отмены или изменения меры пресечения могут образовать состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 301 УК РФ.

Сроки содержания под стражей установлены ст. 109 УПК РФ.

Итак, избрание меры пресечения и продление срока содержания под стражей осуществляются в соответствии с ч. 3 ст. 108, ч. ч. 2, 3, п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК РФ.

Если мера пресечения в виде заключения под стражу на основании ст. 100 УПК РФ была избрана в отношении подозреваемого, то не позднее десяти суток с момента ее применения ему должно быть предъявлено обвинение. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Отмена или изменение меры пресечения осуществляется в соответствии со ст. 110 УПК РФ.

Содержание под стражей будет признано незаконным, если эта мера пресечения продолжает применяться:

— после истечения установленного законом срока и при отсутствии его продления;

— после того, как она была отменена или изменена;

— после того, как в ней отпала необходимость;

— при отсутствии законных оснований для продления.

Заведомо незаконное содержание под стражей — преступление с формальным составом.

Момент окончания преступления будет различным в зависимости от обстоятельств:

а) в случае содержания под стражей, после того как отпали законные основания для этого, преступление окончено:

— с момента истечения установленного законом срока задержания;

— сразу после вынесения постановления о его отмене или изменении;

— сразу после того, как в нем отпала необходимость;

б) в случае незаконного содержания под стражей, связанного с необоснованным продлением срока, преступление будет оконченным с момента вынесения постановления о продлении срока содержания под стражей.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность деяния, понимает, что действует незаконно, и желает совершить указанные действия. Мотивы, которыми руководствуется виновный, могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

Субъектом рассматриваемого состава преступления является начальник места содержания под стражей, который не освободил из-под стражи обвиняемого (подозреваемого) при наличии законных оснований для этого.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов Федеральной службы безопасности.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Действия дознавателя и следователя, которые заведомо незаконно возбудили перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей, следует квалифицировать по ст. 285 УК РФ.

Проанализированные выше составы преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 301 УК РФ, следует отличать от состава незаконного лишения свободы, предусмотренного ст. 127 УК РФ, прежде всего по субъекту — за последнее преступление может отвечать только частное лицо.

Квалифицирующим обстоятельством преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 301 УК РФ, является в соответствии с ч. 3 ст. 301 УК РФ наступление тяжких последствий. К таковым могут быть отнесены, например, длительное содержание под стражей невиновного человека, самоубийство подозреваемого (обвиняемого), а также его близких в качестве протеста по поводу незаконности примененных по отношению к нему мер, лишение его жизни другими задержанными или заключенными под стражу, наступление тяжкой болезни, в том числе психического заболевания, существенное нарушение конституционных прав граждан (жилищных, трудовых и т.п.), оставление членов семьи потерпевшего без кормильца и т.п.

Содеянное может быть квалифицировано по ч. 3 ст. 301 УК РФ только при наличии причинной связи между незаконными задержанием, заключением под стражу или незаконным содержанием под стражей и наступившими тяжкими последствиями.

Субъективная сторона квалифицированного состава преступления может характеризоваться виной в виде прямого или косвенного умысла, а также двумя формами вины.

 

когда действия должностных лиц можно считать незаконными, кому и в какой Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по.

Вы точно человек?

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАДЕРЖАННЫХ

Всем известна фраза «незнание закона не освобождает от ответственности». Правовая безграмотность нередко приводит к тому, что в случае задержания, предъявления обвинения, осуждения ни задержанный, обвиняемый, осужденный, ни его близкие родственники не знают:

• как правильно себя вести, чтобы не навредить;

• какими правами они обладают и как правильно ими воспользоваться;

• каким образом обжаловать те или иные незаконные действия;

• когда действия должностных лиц можно считать незаконными, кому и в какой форме написать жалобу.

Правовое регулирование

Правовое положение задержанных, подозреваемых, обвиняемых, осужденных определяется следующими нормативными актами:

• Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК);

• Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — УПК);

• Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь;

• Законом Республики Беларусь от 16.06.2003 № 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»;

• Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.01.2017 № 15;

• Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 № 174;

• Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.01.2004 № 3;

• Правилами внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов государственной безопасности Республики Беларусь, утвержденными постановлением Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 10.08.2012 № 37;

• Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания территориальных органов внутренних дел, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30.11.2016 № 315.

Классификация преступлений

Понятия «задержание», «обвиняемый», «подозреваемый», «осужденный» связаны с совершением преступления.

Под преступлением понимается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания. При этом не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания (ст.11 УК).

Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на:

преступления, не представляющие большой общественной опасности;

менее тяжкие;

тяжкие;

особо тяжкие.

 

Справочно

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 2 лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 6 лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 12 лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненного заключения или смертной казни (ст.12 УК).

Административное задержание

Помимо задержания за совершение преступления, лицо может быть подвергнуто административному задержанию в целях:

• пресечения противоправной деятельности;

• составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

• установления личности; обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

• пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

• обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации (п.2 ст.8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее — ПИКоАП).

Административное задержание осуществляется в соответствии с нормами ПИКоАП.

Понятие задержания

Задержание представляет собой (часть 1 ст.107 УПК):

1) фактическое задержание лица;

2) доставление его в орган уголовного преследования, то есть в орган дознания, к следователю или к прокурору. При этом органами дознания являются Министерство внутренних дел Республики Беларусь, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов внутренних дел, территориальные органы внутренних дел.

Органами дознания по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению, могут являться:

• органы государственной безопасности;

• в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь — военные коменданты военных комендатур в зоне ответственности военных комендатур, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учебных заведений, организаций Вооруженных Сил и гарнизонов, а в других войсках и воинских формированиях — командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, начальники военных учреждений;

• начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

• Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения;

• таможенные органы;

• органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

• органы государственного пожарного надзора;

• капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

• главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь (ст.37 УПК);

3) кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Лица, к которым может быть применено задержание

Законом строго определено, к каким лицам может быть применена такая мера, как задержание. К ним относятся:

лица, подозреваемые в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста. Необходимо обратить внимание на то, что не за все преступления предусмотрены такие виды наказания, как лишение свободы или арест. Так, например, совершение следующих преступлений:

— злоупотребление правами опекуна или попечителя;

— разглашение тайны усыновления;

— воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

— отказ в предоставлении гражданину информации,

не влечет в качестве наказания лишение свободы или арест, а, следовательно, к лицам, подозреваемым в совершении таких преступлений, не может быть применено задержание;

• лица, которым необходимо предъявить обвинение;

• лица, имеющие статус обвиняемого и нарушившие условия примененной к ним меры пресечения (часть 2 ст.107 УПК).

 

Справочно

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь в ст.116 содержит исчерпывающий перечень мер пресечения. К ним относятся: подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части; отдача несовершеннолетнего под присмотр; залог; домашний арест; заключение под стражу.

В качестве нарушения условия применения такой меры пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении, может быть рассмотрена неявка в назначенный срок по вызову органа, ведущего уголовный процесс;

 

• лица, осужденные, в отношении которых имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;

• лица, в отношении которых имеется просьба органа иностранного государства об их задержании;

• лица, находящиеся в международном розыске.

 

Обратите внимание!

Задержание производится при наличии предусмотренных законом оснований и в строго определенном законодательством порядке.

Отличие задержания от привода

Задержание необходимо отличать от привода.

Под приводом понимается принудительное доставление лиц, не явившихся без уважительных причин по вызову в орган, ведущий уголовный процесс (п.29 ст.6 УПК).

 

Основания задержания (ст.107 УПК): Основания привода (ст.130 УПК):
— непосредственно возникшее подозрение в совершении преступления;
— постановление органа уголовного преследования о задержании лица для предъявления обвинения;
— постановление органа уголовного преследования о задержании обвиняемого и применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
— постановление (определение) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
— обеспечение предусмотренного УПК порядка предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела;
— исполнение приговора

 

Обратите внимание!

Если задержание может быть применено только к подозреваемому или обвиняемому, то привод допускается также в отношении потерпевших, свидетелей и иных лиц, участвующих в уголовном процессе.

 

Задержание может производиться в любое время в течение суток. При этом лица, осуществляющие задержание, согласно законодательству не обязаны уведомлять о предстоящем задержании. Как правило, задержание для человека происходит неожиданно.

При этом привод не может производиться в ночное время. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, больные лица, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверяется врачом, работающим в государственной организации здравоохранения (части 3, 4 ст.130 УПК).

О том, осуществляется в отношении лица задержание или привод, лицу должно быть разъяснено. Вместе с тем, если лицо задерживается в период с 22:00 до 6:00, то имеет место задержание, так как привод, как указывалось выше, в ночное время не производится. Привод осуществляется для производства однократного действия с лицом, а задержание всегда связано с кратковременным содержанием лица под стражей.

Основания задержания

В соответствии с ст.11 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, предусмотренного УПК.

Основаниями задержания лица в связи с подозрением в совершении преступления являются (часть 1 ст.108 УПК):

1) если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения.

Например, сотрудниками внутренних дел при осуществлении охраны общественного порядка задержаны лица, которые в ходе драки причинили друг другу телесные повреждения, по подозрению в совершении такого преступления, как хулиганство;

2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо указывают на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст.109 УПК. Например, когда жертва изнасилования указывает на конкретное лицо.

Под захватом лица понимаются действия граждан по задержанию лица, совершившего преступление, либо для пресечения преступления и для передачи его органу власти;

3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния.

О причастности к совершению преступления могут указывать найденные при лице, в его жилище запрещенные предметы, например наркотические средства, особо опасные психотропные средства, весы со следами наркотических средств;

4) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.

В данном случае необходимо обратить внимание на то, что это основание является расплывчатым, поскольку может использоваться в любой ситуации, если лицо не имеет постоянного места жительства, проживает в другой местности или не установлена его личность.

Вместе с тем попытка лица скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования сама по себе является достаточным основанием подозревать его в совершении преступления.

Если отсутствуют все вышеуказанные основания для задержания, однако имеются достаточные основания полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования, оно может быть задержано органом уголовного преследования только при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции (часть 11 ст.108 УПК).

Фактическое задержание лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления могут производить действующие в пределах своей компетенции органы уголовного преследования и простые граждане.

 

Обратите внимание!

Каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения (часть 2 ст.109 УПК).

Сопротивление при задержании

Оказывать сопротивление при задержании не только бесполезно, но и неразумно.

В случае оказания сопротивления лицом, совершившим преступление, простые граждане, осуществляющие захват, могут применить меры подавления сопротивления в пределах мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (часть 3 ст.109 УПК).

Сотрудники внутренних дел в случае оказания сопротивления вправе применить физическую силу, специальные средства (наручники, резиновые палки), оружие.

При оказании сопротивления можно причинить вред и себе, и работникам органов уголовного преследования. В соответствии со ст.363 УК сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 2 лет. То же действие, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

Следует помнить, что для того, чтобы требовать от кого-то соблюдения законодательства, надо самому его строго соблюдать, а сопротивление при задержании, даже если полагаете, что основания для задержания отсутствуют, будет являться нарушением закона.

Личный обыск

В соответствии с  частью 2 ст.211 УПК при задержании допускается личный обыск.

Основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что у лица находятся орудия и средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ст.208 УПК).

При задержании личный обыск может быть проведен без вынесения постановления и без санкции прокурора, а также без участия понятых (часть 2 ст.211 УПК).

Приступая к обыску, лицу предлагают выдать добровольно подлежащие изъятию орудия и средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия подлежащих изъятию орудий и средств совершения преступления, предметов, документов и ценностей, дальнейшие поиски могут не проводиться (часть 6 ст.210 УПК).

При проведении обыска допускается изъятие только предметов и документов, которые могут иметь отношение к делу. Предметы, документы и ценности, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу (часть 13 ст.210 УПК).

Личный обыск проводится только лицом того же пола, что и обыскиваемый (часть 3 ст.211 УПК).

Лицом, проводящим обыск или выемку, составляется протокол (часть 1 ст.212 УПК).

Протокол личного обыска составляется в ходе производства обыска или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются место и дата производства личного обыска, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность и фамилия лица, составившего протокол, а также фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в производстве личного обыска (части 1-3 ст.193 УПК).

 

Справочно

Протокол обыска (пример) см. здесь.

 

Рекомендация. Если в процессе личного обыска возникают какие-то замечания относительно правильности действия лиц, производящих обыск, следует требовать внести данные замечания в протокол личного обыска.

В протоколе должно быть также указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы и ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы должны быть перечислены в протоколе с точным указанием количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости .

Если при проведении обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать предметы, документы и ценности, подлежащие изъятию, это отражается в протоколе с указанием принятых мер (части 2 и 3 ст.212 УПК).

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в личном обыске. Им разъясняется право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Все внесенные в протокол замечания, дополнения и исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц (часть 5 ст.193 УПК).

Копия протокола обыска вручается под расписку лицу, у которого он был проведен (часть 4 ст.212 УПК).

В случаях если имеются основания полагать, что при захваченном лице находятся оружие либо предметы, имеющие значение для уголовного дела, захвативший его гражданин может осмотреть одежду задерживаемого и изъять для передачи в орган уголовного преследования находящиеся при нем предметы (часть 3 ст.109 УПК).

Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола.

Если лицо доставлено в орган уголовного преследования гражданином, осуществившим его захват в порядке ст.109 УПК, то протокол составляется должностным лицом органа дознания, куда доставлено лицо.

Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные ст.41 УПК права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе (часть 1 ст.110 УПК).

В случае если у задержанного имеются заявления и (или) замечания относительно правильности и полноты записей в протоколе задержания, задержанный вправе внести данные замечания в протокол, и только после этого протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

Протокол задержания

В течение 3 ч. с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования орган дознания, следователь, прокурор принимают решение:

1) о задержании;

2) об освобождении задержанного.

Принятое решение оформляется постановлением и объявляется задержанному (часть 2 ст.110 УПК).

 

Справочно

Протокол задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления см. здесь.

 

Обратите внимание!

Однако если в течение 3 ч. с момента доставления в орган уголовного преследования не будет принято решение о задержании, вне зависимости от того, имеется или нет оформленное в установленном порядке решение об освобождении, задержанный должен быть освобожден, так как в течение установленного срока не вынесено постановление о задержании и не объявлено задержанному.

 

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 ч. с момента фактического задержания (часть 2 ст.108 УПК).

В течение 12 ч. с момента фактического задержания орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан уведомить о задержании лица и месте нахождения задержанного кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному (часть 1 ст.115 УПК).

О задержании несовершеннолетнего немедленно ставятся в известность родители или другие его законные представители (часть 3 ст.432 УПК).

По требованию иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, не позднее 1 суток с момента задержания сообщает о задержании такого лица в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанных иностранного гражданина или лица без гражданства (часть 2 ст.115 УПК).

О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 ч. с момента вынесения постановления о задержании (часть 3 ст.110 УПК).

Постановление о задержании является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в изоляторах временного содержания либо в следственных изоляторах.

 

Обратите внимание!

Постановление объявляется задержанному. С этого момента задержанный вправе требовать предоставления ему защитника, а орган уголовного преследования обязан его предоставить.

Сроки задержания

Обратите внимание!

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 72 ч. с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его применена мера пресечения (часть 2 ст.40 УПК).

 

Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.124, ст.126, частью 2 ст.139, частями 1 и 3 ст.285, ст.286, 289, частью 3 ст.357, ст.359, 360, 362, а также тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.285 и частью 3 ст.339 УК, не может длиться свыше 10 суток с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения.

В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.124, ст.126, частью 2 ст.139, частями 1 и 3 ст.285, ст.286, 289, частью 3 ст.357, ст.359, 360, 362, а также тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.285 и частью 3 ст.339 УК, — не позднее 20 суток с момента фактического задержания (части 4 и 5 ст.108 УПК).

В соответствии со ст.158 УПК при исчислении срока не принимаются во внимание тот час и сутки, которыми начинается течение срока.

Срок, исчисляемый часами, начинает течь по окончании часа, в котором совершено соответствующее процессуальное действие, и истекает в соответствующий час окончания срока.

Срок, исчисляемый сутками, начинает течь с ноля часов следующих суток и истекает в 24 ч. последних суток.

Права подозреваемого

Права подозреваемого содержатся в части 2 ст.41 УПК. Рассмотрим их подробнее.

 

Право подозреваемого Комментарий Рекомендация
1. Знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела или о признании его подозреваемым Каждый человек вправе знать, почему он задержан, и узнать он это может у лица, которое объявляет решение о его задержании или из постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела, или из постановления о признании его подозреваемым. Копии указанных постановлений должны быть предоставлены задержанному лицу.
В постановлении о возбуждении уголовного дела и постановлении о признании подозреваемым лицо ставит свою подпись и дату, которые свидетельствуют о том, что с данными постановлениями лицо ознакомлено. Также в указанных постановлениях, как правило, содержится графа «копию постановления получил», которую необходимо заполнить собственноручно и проставить дату получения копий
В случае если копии указанных постановлений не были вручены, задержанный вправе требовать их вручения. Такое требование можно выразить также посредством направления письменного заявления с просьбой вручить копию постановления о возбуждении в отношении задержанного уголовного дела
2. Немедленно по задержании или объявлении постановления о применении меры пресечения получить от органа уголовного преследования, осуществившего задержание или вынесшего постановление о применении меры пресечения, письменное уведомление о принадлежащих подозреваемому правах, предусмотренных ст.41 УПК Письменное уведомление представляет собой протокол о разъяснении прав, в котором перечисляются все права, указанные в УПК  Каждый задержанный должен изучить данный протокол, чтобы иметь представление о принадлежащих ему правах и избежать впоследствии неприятных ситуаций
3. Немедленно по задержании или объявлении постановления о применении меры пресечения получить от органа уголовного преследования копию постановления или протокола о задержании, копию постановления о применении меры пресечения, а также копию постановления о возбуждении уголовного дела В соответствии с законодательством протокол и постановление о задержании составляются и объявляются задержанному после доставления его в орган уголовного преследования. Все необходимые документы также вручаются в органе уголовного преследования Из анализа протокола о задержании, постановления о применении меры пресечения и постановления о возбуждении уголовного дела можно сделать вывод, на основании чего произведено задержание, в совершении какого преступления лицо подозревается, а также что послужило причиной применения меры пресечения. Наличие копий вышеуказанных документов на руках позволяет оценить правильность действий должностных лиц органа уголовного преследования и подать, в случае необходимости, обоснованные жалобы
4. Уведомить через орган уголовного преследования членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей О задержании лица и месте его нахождения уведомляются совершеннолетние члены семьи или близкие родственники либо предоставляется возможность такого уведомления самому задержанному Чтобы родственники не беспокоились, а также имели возможность помочь, в частности посредством заключения соглашения с адвокатом для оказания квалифицированной юридической помощи, необходимо настаивать на том, чтобы о местонахождении задержанного кто-нибудь из родственников был уведомлен. Если в этом отказывают, необходимо изложить свою просьбу в письменной форме, например указать на это в качестве замечания в протоколе о задержании либо ином предоставляемом на подпись документе.
  

Пример

Замечание: прошу вручить мне копию постановления о возбуждении уголовного дела, так как до настоящего времени оно мне вручено не было

5. В случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого юридическую консультацию адвоката за счет средств местного бюджета Независимо от того, в совершении какого преступления задержанное лицо подозревается, оно вправе получить бесплатную консультацию адвоката до начало первого допроса. Адвокат, дающий юридическую консультацию подозреваемому, считается на это время его защитником (ст.44 УПК). В процессе данной юридической консультации задержанное лицо может выяснить все юридически значимые для него вопросы, решить о том, необходим ли ему защитник в последующем Необходимо выяснить все вопросы, чтобы понять, что происходит, как правильно излагать свои показания, правильно сформировать свою позицию, а также выяснить суть всех предоставленных прав
6. Иметь защитника или нескольких защитников с момента объявления задержанному постановления органа уголовного преследования о возбуждении против него уголовного дела, о признании его подозреваемым, о задержании или постановления о применении меры пресечения; отказаться от защитника и защищать себя самостоятельно; прекратить полномочия своего защитника В качестве защитников в уголовном процессе участвуют адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь либо гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
  

Справочно

Реестр адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности см. в рубрике «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо».
  
Защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения (ст.44 УПК) (примечание).
Также иногда лицо может предполагать, что через определенное время его задержат органы дознания, и в связи с этим заранее заключить соглашение с адвокатом на оказание ему юридической помощи в случае необходимости. При задержании данное лицо вправе требовать приглашения защитника, с которым им заключено соглашение, непосредственно при самом задержании. Такой защитник, как правило, осведомлен обо всех значимых для задержанного обстоятельствах.
  

Справочно

Формы примерных договоров на оказание юридической помощи утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.04.2012 № 90.

От редакции «Бизнес-Инфо»

.

В качестве предмета договора может быть указано: оказание юридической помощи при задержании, включая участие при непосредственном задержании, проведении обысков, отобрании объяснений, а также в случае необходимости Ф.И.О. защитника, участвующего в ходе предварительного расследования, посещение последним ИВС и СИЗО для дачи консультаций

Никто не может быть лишен права на защиту. Если в реализации своего права на защиту задержанному препятствуют, необходимо написать жалобу с указанием на данное нарушение и просить в связи с этим признать задержание незаконным и освободить.
  

Справочно

Пример жалобы в суд на незаконное задержание гражданина сотрудниками органов внутренних дел см. здесь

 

Также подозреваемый имеет право:

беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед;

• по своему ходатайству быть допрошенным при участии защитника не позднее 24 ч. с момента фактического задержания;

давать показания или отказаться от дачи показаний. Задержанный вправе отказаться от дачи показаний без указания причин отказа;

• представлять доказательства;

• заявлять отводы и ходатайства, в том числе о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества;

знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, в которых он участвовал, и делать заявления и замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах; при участии в следственном или другом процессуальном действии требовать внесения в протокол указанного действия записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены;

• подавать жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс;

отзывать поданную им или его защитником жалобу;

обжаловать в суд задержание, заключение под стражу, домашний арест или принудительное помещение в судебно-психиатрический экспертный стационар для производства экспертизы;

получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс, а в случае, если подозрение не подтвердилось, быть реабилитированным.

Допрос

Допрос не может длиться непрерывно более 4 ч. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 ч. В случае медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача, работающего в государственной организации здравоохранения (часть 2 ст.215 УПК).

Рекомендация. Если допрос длился без перерыва сверх установленной законом продолжительности, на это необходимо обратить внимание и указать в качестве замечания в протоколе допроса.

Общие правила проведения допроса содержатся в ст.217 УПК.

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе. Показания в протоколе записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место при допросе. В протоколе должны найти отражение и те вопросы участвующих в допросе лиц, которые были отведены следователем, лицом, производящим дознание, или на которые отказался отвечать допрашиваемый, с указанием мотивов отвода или отказа (часть 1 ст.218 УПК).

Если в ходе допроса предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы и воспроизводились звуко- и видеозаписи, киносъемка следственных действий, а также показаний допрашиваемого, это должно быть обязательно отражено в протоколе.

После свободного рассказа допрашиваемый вправе записать свои показания собственноручно. По окончании допроса протокол предъявляется для прочтения допрашиваемому либо оглашается по его просьбе. Требования допрашиваемого внести в протокол дополнения и уточнения подлежат обязательному исполнению.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи удостоверяются допрашиваемым своей подписью в конце протокола.

Рекомендация. При ознакомлении с протоколом допроса необходимо его внимательно прочитать, проверить, правильно и дословно ли зафиксировано все, сказанное допрашиваемым лицом.

В случае если при прочтении выявлены несоответствия, на это необходимо обратить внимание лица, которое осуществляло допрос. При отказе внесения в протокол допроса исправления лицом, которое осуществляло допрос, задержанный вправе указать на это при подписании протокола следующим образом.

 

Пример

Мною прочитано, с моих слов записано верно, однако хочу дополнить (вариант: обратить внимание на то), что фраза «фраза» записана неверно.

 

Если допрос длился без перерыва сверх установленной законом продолжительности, на это необходимо обратить внимание и указать в качестве замечания в протоколе допроса.

 

Пример

После фразы: «Мною прочитано, с моих слов записано верно» указать «…Необходимо обратить внимание на то, что допрос длился непрерывно в течение шести часов подряд».

 

Допрашиваемым подписывается также каждая страница протокола.

В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол (часть 8 ст.218 УПК).

Лица, содержащиеся под стражей, вызываются на допрос через администрацию места заключения (часть 4 ст.216 УПК).

 

Справочно

На эту же тему см. «Что делать гражданину, если в отношении него органы внутренних дел при допросе применяют недозволенные методы?».

Особенности допроса несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности — более 4 часов в день (часть 1 ст.434 УПК).

 

Обратите внимание!

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого участие защитника, педагога или психолога обязательно.

 

Защитник, педагог или психолог вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (часть 2 ст.434, часть 2 ст.435 УПК).

При наличии у несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого родителей или других законных представителей их участие в уголовном деле обязательно. Однако неявка законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, надлежащим образом извещенного о месте и времени проведения допроса с участием несовершеннолетнего, не препятствует проведению допроса при наличии письменного согласия на это несовершеннолетнего подозреваемого (части 1, 5 ст.436 УПК).

Особенности задержания для предъявления обвинения

Задержание для предъявления обвинения не может длиться свыше 72 ч. с момента фактического задержания. Задержанному может не предъявляться обвинение в указанный срок, если до истечения 72 ч. с момента задержания он освобожден из-под стражи с применением меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или без применения в отношении его меры пресечения (часть 3 ст.111 УПК).

Задержание обвиняемого до заключения его под стражу производится при нарушении обвиняемым условий примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или данного им письменного обязательства являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства.

В этом случае орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление (определение) о задержании этого лица с одновременным решением вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание обвиняемого по вышеуказанному основанию допускается лишь в случае, когда УПК позволяет применить к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу. При этом задержание не может длиться свыше 72 ч. с момента фактического задержания (ст.112 УПК).

Особенности задержания осужденного

Задержание осужденного производится при вынесении судом постановления (определения) о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Данное постановление (определение) выносится судом на основании представления уполномоченного на то органа и представленных материалов, из которых следует, что осужденным не исполняются установленные для него судом обязанности и иные условия, условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Срок задержания в данном случае определяется судом в пределах 7 суток с момента фактического задержания (ст.113 УПК).

Освобождение задержанного

Задержанный подлежит освобождению, если:

• отказано в возбуждении уголовного дела или не принято решение о возбуждении уголовного дела в течение 12 ч. с момента фактического задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

• не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

• отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;

• орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований, установленных УПК;

• истек срок задержания.

Об освобождении лица выносится постановление. Освобожденное лицо не может быть задержано вновь по тому же подозрению (ст.114 УПК).

Обжалование задержания

Лица, содержащиеся под стражей, могут обжаловать задержание в следующем порядке:

 

Подать жалобу на задержание в суд через администрацию места предварительного заключения (ст.143 УПК)
Администрация места предварительного заключения обязана в течение 24 ч. после получения жалобы направить ее в соответствующий орган, ведущий уголовный процесс, о чем уведомляет лицо, подавшее жалобу, а также прокурора, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

Справочно

Защитники подают жалобы непосредственно в орган, ведущий уголовный процесс

Орган, ведущий уголовный процесс, обязан в отношении задержанного в течение 24 ч. с момента получения жалобы направить ее в суд с приложением материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность задержания
Суд вправе истребовать иные материалы, необходимые для разрешения жалобы. В случае поступления нескольких жалоб в отношении одного и того же лица они направляются в суд одновременно.
Судебная проверка законности и обоснованности задержания проводится в срок не более 24 ч. со времени поступления жалобы единолично судьей по месту предварительного расследования уголовного дела. Жалобы в отношении одного и того же лица рассматриваются в одном производстве
По результатам судебной проверки судья выносит одно из следующих постановлений (часть 5 ст.144 УПК):
об освобождении задержанного, в частности в случае нарушения права подозреваемого на защиту, необоснованности применения задержания об оставлении жалобы без удовлетворения
Постановление судьи по жалобе об освобождении задержанного вступает в законную силу по истечении 24 ч. с момента вынесения (часть 1 ст.145 УПК)

 

Подача жалобы не приостанавливает действие решения о задержании.

Рассмотрение жалобы производится в закрытом судебном заседании, в котором вправе принимать участие потерпевший, его представитель, защитник (если он участвует в деле), законные представители подозреваемого. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

В необходимых случаях для участия в рассмотрении жалобы судья вправе вызвать задержанного, лицо, содержащееся под стражей, домашним арестом.

 

Справочно

Пример жалобы в суд на незаконное задержание гражданина сотрудниками органов внутренних дел см. здесь.

 

Примечание. Лица участвуют в производстве по материалам и уголовному делу в качестве защитников:

• по приглашению подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей, а также близких родственников, других лиц по просьбе или с согласия подозреваемого или обвиняемого. Орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать кому бы то ни было приглашение определенного защитника;

• по приглашению представителя умершего подозреваемого, обвиняемого;

• по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс (части 1 и 2 ст.46 УПК).

 

31.10.2017

 

Татьяна Шпилевская, адвокат

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В Петербурге задержали мужчину, который представлялся сотрудником ФСБ

Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, — Формами лишения свободы являются как задержание лица в том месте, где преступление признается оконченным с момента фактического лишения.