Статья 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Статья 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных​.

прокуратура информирует

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на вознаграждение за труд. За невыплату и задержку заработной платы законом предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд. Право каждого работника на своевременное получение заработной платы закреплено в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы в соответствии с частями 6-7 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Юридическому лицу грозит штраф от тридцати до ста тысяч рублей. Вопрос привлечения к административной ответственности находится в компетенции Государственной инспекции труда в Калининградской области (по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ) и суда (по части 7 статьи 5.27 КоАП РФ). Статья 145.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность работодателя за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности. Уголовную ответственность может повлечь за собой не только полная невыплата заработной платы, но и частичная. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. За частичную невыплату заработной платы свыше 3 месяцев УК РФ предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, или лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 1 года, либо принудительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 1 года. При полной невыплате заработной платы свыше 2 месяцев предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Если же приведенными выше деяниями причинены тяжкие последствия, то совершение такого преступления повлечет за собой наложение штрафа в сумме от 200 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового. При этом необходимо учитывать, что не каждый факт невыплаты заработной платы является преступлением. Для привлечения работодателя к уголовной ответственности за совершение указанного преступления необходимо наличие у него прямого умысла на невыплату заработной платы и иных выплат, а также совершение преступления из корыстной или иной личной заинтересованности. Вопрос привлечения к уголовной ответственности отнесен к подследственности Следственного комитета Российской Федерации.


Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

http://procnov.ru/explain/2500-ob-otvetstvennosti-za-narushenie-srokov-vyplaty-zarabotnoy-platy.html

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: статья 145 1 УК

Статья 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Статья 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных​.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Педофил» за 120 миллионов. Часть 1

Алгоритм действий работника при невыплате заработной платы

Транскрипт

1 Разъяснения Разъяснения о компетентности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности по уголовным делам (по результатам анализа характера и причин жалоб, поступивших в СУ СК России по Ленинградской области в 2011 году) В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 28 декабря 2010 г. 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" к компетенции Следственного комитета Российской Федерации относится расследование тяжких и особо тяжких преступлений против личности, общественной безопасности и государства. Наиболее распространенными преступлениями, относящимися к подследственности Следственного комитета Российской Федерации являются: Убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 111 ч. 4 УК РФ); похищение человека (ст. 126 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (ст. 135 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Наряду с этим, к подследственности Следственного комитета Российской Федерации 1 / 5

2 относятся все преступления, совершенные лицами особого правового статуса, перечисленными в ст. 447 УПК РФ (к таковым относятся: член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций; Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы; Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокурор; Председатель Следственного комитета РФ; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ). Помимо этого, к числу распространенных преступлений, относящихся к подследственности Следственного комитета Российской Федерации являются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ Следственный комитет Российской Федерации рассматривает сообщения о преступлении своей подследственности (полный перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации перечислен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и указан на нашем сайте в графе «документы»). Типичными ошибками граждан при обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области являются: Обращения, в которых выражается несогласие с процессуальными решениями, принятыми должностными лицами различных правоохранительных органов (прокуроров, их заместителей, следователей, руководителей следственных органов), ответами на обращения, поступившими к таким должностным лицам, в связи с чем ставится вопрос о возбуждении в отношении данных должностных лиц уголовного дела. При отсутствии в данных заявлениях сведений о признаках конкретного преступления, они не требуют проверки следственными органами в порядке ст. ст УПК РФ. Если в такого рода обращениях идёт речь о нарушениях, по Вашему мнению, допущенных при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел со стороны работников ОВД (незаконные, по Вашему мнению, решения на действия 2 / 5

3 (бездействие) должностных лиц ОВД), то данные обращения необходимо направлять в прокуратуру для проверки законности этих решений или действий (бездействия). После проведения прокурором проверки по данному факту, в случае выявления признаков преступлений, материал направляется прокурором в следственный орган для проведения проверки в порядке ст. ст УПК РФ. Кроме того, зачастую в следственные органы поступают обращения, в которых сообщается о нарушениях, допущенных, по Вашему мнению, сотрудниками органов внутренних дел, а также другими должностными лицами, наделёнными соответствующими правами, при их привлечении к административной ответственности. Надзор за органами, осуществляющими функции, связанные с привлечением граждан к административной ответственности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором. Исходя из этого, обращения вышеуказанной категории следует направлять для рассмотрения по поднадзорности в соответствующие городские (районные) прокуратуры. Наряду с этим, в следственные органы поступают обращения, в которых сообщается об имеющихся, по Вашему мнению, фактах фальсификации доказательств в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. Обычно речь идёт о каких-либо представляемых документах или экспертных заключениях. При этом к моменту поступления таких обращений дела могут как быть ещё не рассмотрены судом, так и по ним уже могут состояться соответствующие решения (приговоры, постановления), и в их основу положены указанные Вами доказательства. В данном случае следует учитывать, что в случае обнаружения в действиях сторон, других участников процесса, должностного или иного лица признаков преступления при рассмотрении дела, суд сообщает об этом в органы предварительного следствия. При наличии сведений о том, что само судебное решение (приговор), по Вашему мнению, неправосудно, следственные органы лишь разъясняют порядок обжалования приговоров, судебных решений по гражданским делам в кассационной инстанции и надзорном порядке. Как правило, в подобных обращениях, помимо приведённых доводов содержатся просьбы о внесении надзорных представлений на приговоры, решения судов различных инстанций. При данной категории обращений, в соответствии с положением Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (глава 2, ст. 28) полномочия по опротестованию судебных решений относятся к исключительной компетенции прокурора (его заместителя). Зачастую в территориальные следственные отделы поступают обращения, в которых выражается несогласие с какими-либо действиями должностных лиц администраций муниципальных образований и различных организаций. Как правило, речь в данных заявлениях идёт о допущенных, по Вашему мнению, нарушениях пенсионных прав, жилищных прав, нарушениях в сфере ЖКХ. Обычно выражается несогласие с проведёнными должностными лицами проверками Ваших заявлений, и поступают просьбы о возбуждении по 3 / 5

4 данным фактам в отношении должностных лиц уголовного дела. Поскольку в таких обращениях не содержится данных, свидетельствующих о совершении должностными лицами какого-либо преступления, а Ваши доводы сводятся к несогласию с направленными в Ваш адрес ответами и принятыми решениями — оснований для проверки таких заявлений следственными органами в порядке, предусмотренном ст. ст УПК РФ не имеется. В случае несогласия с ответами и решениями должностных лиц, в чью компетенцию входит рассмотрение поставленных Вами вопросов, Вы вправе обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд, если считаете действия должностных лиц неправомерными и нарушающими Ваши права и свободы. В настоящее время не теряют своей актуальности обращения, в которых сообщается о нарушении трудового законодательства, в том числе невыплате или несвоевременной выплате заработной платы. Как правило, такие обращения содержат лишь информацию о нарушении прав гражданина при осуществлении трудовой деятельности, и не содержат данных, свидетельствующих о совершении в отношении них какого-либо преступления. С учётом того, что надзор за соблюдением прав и свобод граждан в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором, указанные обращения подлежат направлению в прокуратуру района. После проведения прокурором проверки по данному факту и в случае обнаружения в ходе проверки в действиях работодателя признаков преступления, подследственного в соответствии со ст. 151 УПК РФ органам Следственного комитета Российской Федерации, материал направляется прокурором в адрес следственных органов. Если Вы считаете, что в отношении Вас совершено преступление, относящееся к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, то Вам следует обращаться в территориальные следственные отделы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области, адреса которых указаны на нашем сайте. Обращаем Ваше внимание, что следственными органами Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области расследуются уголовные дела о преступлениях своей подследственности, совершенных на территории Ленинградской области (с картой Ленинградской области Вы также можете ознакомиться на нашем сайте). Адрес страницы: 4 / 5

5 Powered by TCPDF ( 5 / 5

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Статья 144 1 УК РФ как не схлопотать за увольнение предпенсионера

Ст. 145 УПК РФ ч.1 п.3 — о передаче сообщения по подследственности в Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат 2.

Главные новости Калужской области

Действующим законодательством, статьей 145.1 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.

Часть 1 данной статьи Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Частью 2 ст. 145.1 УК РФ установлена ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере меньшем установленного федеральным законом минимального размере оплаты труда, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Таким образом, сумма невыданной заработной платы и иных выплат социального назначения, а также число работников, в отношении которых имела место невыплата, на квалификацию преступления не влияют.

Частью 3 ст. 145.1 УК РФ также предусмотрена ответственность за данные деяние, предусмотренные частями 1 и 2 статьи, если они повлекли тяжкие последствия. Наличие или отсутствие тяжких последствий определяет суд. Тяжкие последствия имеют место, если между невыплатой заработной платы и наступлением тяжких последствий имеется причинно-следственная связь. К таким последствиям могут быть отнесены массовое увольнение работников по причинам, связанным с невыплатой заработной платы, дезорганизацию работы предприятия, массовые протесты и забастовки, препятствующие нормальной производственной деятельности предприятия, тяжелое заболевание работника или членов его семьи в связи с отсутствием средств на питание и лечение, выселение их из жилых помещений вследствие образования задолженности по квартплате, смерть человека или самоубийство вследствие лишения лица средств к существованию и иные.

Обязательное значение для квалификации действий виновного лица имеет определение мотива невыплаты заработной платы. Диспозицией статьи установлено, что данное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. Отсутствие таковой исключает уголовную ответственность.

Корыстный мотив может быть выражен в желании руководителя извлечь материальную выгоду, например, путем присвоения удержанных выплат, получения процентов от финансовых операций с удержанной суммы, а также материальных ценностей.

Иная личная заинтересованность имеет место в случаях, когда руководители за счет средств фонда заработной платы оплачивают проценты по кредитам, потребленную электроэнергию и т. д., стремясь сохранить свою репутацию надежного партнера, успешного руководителя, показать перед кредиторами свою платежеспособность.

В соответствие с требованиями уголовно-процессуального закона РФ проведение доследственных проверок по сообщениям о совершении указанных преступлений, возбуждение и расследование уголовных дел осуществляется Следственным комитетом РФ.

По данным фактам следователями следственных отделов следственного управления СК РФ по Иркутской области проводятся проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144-145 УПК РФ, и при установлении в действиях руководителя организации, работодателя, состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, возбуждаются и расследуются уголовные дела.

Как правило, сообщения о фактах нарушения закона об оплате труда поступают в следственный отдел Следственного комитета РФ от заявителей (работников предприятий), также такие сообщения могут поступать в органы следствия из Государственной трудовой инспекции и от прокурора. О задержках зарплаты на предприятии контролирующие и надзорные органы могут узнать по сообщениям обратившихся к ним работников, перед которыми у работодателя имеется задолженность по заработной плате, иным выплатам, а также из других источников.

В этом случае сотрудниками Следственного комитета РФ в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществляется проверка сообщения о происшествии, по результатам которой принимается одно из предусмотренных ст. 145 УПК РФ решений, в том числе о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, а в случае установления, что местом совершения преступления является территория, находящаяся в ведении другого следственного отдела, – передача сообщения по подследственности. Поступающие в органы внутренних дел сообщения о фактах невыплаты заработной платы в порядке ст. 145 УПК РФ передаются по ведомственной подследственности, в соответствие с требованиями ст. 151 УПК РФ, в органы Следственного комитета РФ.

Принимая решение об отказе в возбуждении уголовного дела, следователь руководствуется предусмотренными ст. 24 УПК РФ основаниями. Так, при установлении по результатам проверки отсутствия в действиях работодателя состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ (например, вследствие отсутствия у последнего корыстной и иной личной заинтересованности в невыплате работникам заработной платы), следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ. Но такой отказ не лишает потерпевшего права на рассмотрение данного вопроса в рамках гражданского судопроизводства.

Также, помимо уголовной, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за невыплаты заработной платы.

Срок невыплаты зарплаты является одним из основных критериев разграничения административной и уголовной ответственности, в то же время этот критерий далеко не единственный. Нередко при наличии признаков объективной стороны преступления, то есть невыплаты заработной платы свыше двух месяцев, в действиях руководителей предприятий отсутствует умысел, корыстная или личная заинтересованность в этой невыплате. В последнее время нестабильность ситуации в сфере оплаты труда в значительной степени обусловлена снижением спроса на товары и услуги, в ряде случаях — реальным отсутствием денежных средств у предприятий.

Принятые по результатам проведенной следственным органом СК России проверки решения, в случае несогласия с ними, заявитель вправе обжаловать в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ прокурору, и в порядке ст. 125 УПК РФ – в суд.

В соответствие с положениями главы 16 УПК РФ действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа, прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке участниками уголовного процесса, а также иными лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

 

1 отдел управления по надзору
за уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: СООБЩЕНИЕ В ПОРЯДКЕ СТ.144,145 УПК О ПРЕСТУПЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ КОМИССИИ ЭКСПЕРТОВ

«В прошлом году скандал с невыплатой зарплаты тагильским рабочим 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат), отнесены к подследственности Следственного.