3 закона № 98-ФЗ коммерческая тайна – это режим конфиденциальности В то же время государственные и муниципальные предприятия в процессе.

Содержание

Вы точно человек?

Глава 17. Коммерческая тайна и доступ к информации, принадлежащей частным лицам

Закон Туркменистана О коммерческой тайне от 19 декабря 2000 г. определяет правовые основы предоставления, использования, распространения, хранения и защиты информации, составляющей коммерческую тайну.
Коммерческая тайна — это информация, не являющаяся государственным секретом, связанная с экономической, финансовой, производственной, технологической и иной деятельностью предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя, разглашение (передача, утечка) которой   может нанести ущерб их деятельности и интересам. Эта информация должна  иметь действительную или потенциальную ценность для ее обладателей в силу ее неизвестности; не  являться общеизвестной  или общедоступной  согласно законодательству Туркменистана; обеспечиваться   соответствующими   мерами   защиты   ее конфиденциальности,   включая   разработку внутренних правил ограничения пользования, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации учета, хранения и применения.                         
Законодательство Туркменистана о коммерческой тайне основывается на Конституции Туркменистана (ст.28) и состоит из Гражданского кодекса Туркменистана, данного Закона, актов Президента Туркменистана и Кабинета министров Туркменистана, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Туркменистана по вопросам, связанным с коммерческой тайной.
Правовая защита коммерческой тайны иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, а также граждан иностранных государств, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность на территории Туркменистана,   обеспечивается  в cсоответствии   с законодательством Туркменистана.
Закон распространяется на граждан Туркменистана, а также на граждан иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, филиалы, представительства юридических лиц, находящиеся на территории Туркменистана, во владении, пользовании и распоряжении которых находится информация, составляющая коммерческую тайну.
Под разглашением коммерческой тайны понимаются умышленные действия лица, имеющего допуск к информации, составляющей коммерческую тайну, повлекшие за собой ее преждевременное открытие или бесконтрольное использование, либо распространение такой информации, в результате чего нанесен или может быть нанесен ущерб интересам предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя.
Не считается разглашением коммерческой тайны сообщение или предоставление   информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренных законодательством Туркменистана, если оказываются юридические,  бухгалтерские, консультационные или представительские услуги.
Основаниями   возникновения  права  на   информацию, составляющую коммерческую тайну, являются: создание информации своими силами и (или) за свой счет; договор на создание информации; договор, содержащий условия перехода права собственности на информацию к другому лицу. При этом информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью физического или юридического лица; если она создана им, приобретена на законном основании, получена в порядке наследования или дарения.
К информации, составляющей коммерческую тайну, могут относиться:
сведения о технологических, производственных, организационных, маркетинговых, интеллектуальных, рекламных и иных особенностях предприятия,   организации,   учреждения   или   индивидуального предпринимателя;                            
данные, являющиеся предметом профессионального, делового, производственного, банковского и другого интереса предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя;
сведения о структуре управления производством;        
сведения об источниках финансирования;
сведения о заключенных сделках, применяемых ценах;
сведения о потенциальных покупателях и поставщиках;
не запатентованные научно — технические разработки предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя;
базы данных и программ для ЭВМ, созданные работниками предприятий,   организаций,   учреждений   или   индивидуальным предпринимателем;
содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
иные сведения, отнесенные к коммерческой тайне в соответствии с законодательством Туркменистана.
В зависимости от степени важности информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь грифы «Для служебного пользования», «Конфиденциально», «Строго конфиденциально», «Только адресату» и иные.
Информация, составляющая коммерческую тайну, может быть на бумажном и магнитном носителе, в виде аудио-, видеозаписи, кино-, фотопленки.
К информации, которая не может составлять коммерческую тайну, относятся:
учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей, устав);
документы, дающие право на занятие предпринимательской (коммерческой) деятельностью, в том числе видами, подлежащими лицензированию (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам статистической отчетности, а также отчетности о финансово — экономической деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также других обязательных платежей в Государственный бюджет Туркменистана;                                 
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;   
сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдения правил охраны труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства Туркменистана и размерах причиняемого при этом ущерба.
Допуск к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется в соответствии с инструкцией, утверждаемой руководителем предприятия, организации, учреждения или индивидуальным предпринимателем. Перечень лиц и порядок их допуска к такой информации вправе регулироваться также договором между правообладателем и ее пользователем. Допуск лиц, с которыми заключен договор на пользование такой информацией может быть прекращен в случае однократного нарушения ими взятых на себя обязательств по неразглашению коммерческой тайны, а также при возникновении других обстоятельств, предусмотренных в договоре, являющихся основанием для прекращения допуска. Прекращение  допуска  к информации не освобождает работников предприятия, организации, учреждения от взятых ими обязательств по неразглашению коммерческой тайны.
Под предоставлением информации, составляющей коммерческую тайну, понимается передача этой информации правообладателем другому лицу только в случаях и по основаниям, установленным законодательством Туркменистана. Должностные лица и служащие органов государственной власти и управления при выполнении контрольных, надзорных и иных функций имеют право в пределах их компетенции, определяемой законом, получать информацию, составляющую коммерческую тайну. Передача информации, составляющей коммерческую тайну, иному лицу, не имеющему допуска к ней, может осуществляться по решению либо с согласия руководителя предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя безвозмездно либо на платной основе.    Информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется судам, а также органам и лицам, осуществляющим дознание или предварительное следствие в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
В соответствии с  законом  «О предприятиях» от 15 июня 2000 г. государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятий, обеспечивает им равные возможности доступа к материальным, финансовым, трудовым и иным ресурсам, способствует развитию свободной конкуренции, а также защиту информации, составляющей служебную или коммерческую тайну (ст. 4).
Гражданский кодекс обязывает кредитное учреждение хранить тайны, связанные с вкладом, и иные факты, связанные с деятельностью лица, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 847), и тех случаев, когда разглашение информации не может нанести ущерба владельцу счета. Банковская тайна (вклады, операции) также охраняется статьей 20 закона  «О коммерческих банках и банковской деятельности» от 8 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Туркменистана от 23.09.1994 г.). К сведениям о состоянии счетов и информации о банковских операциях юридических лиц могут быть допущены, кроме самих лиц, вышестоящие организации, государственные налоговые инспекции, суды, следственные органы и аудиторские организации. Информация о вкладах и операциях физических лиц может быть выдана только судам и следственным органам и только по делам, находящимся в производстве. Наказание за разглашение коммерческой тайны оговаривается в Уголовном кодексе (ст. 250). Преследуется незаконное получение (похищение, вымогательство, перехват связи и т.п.), а также разглашение и использование в корыстных целях сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайны.
Ограничения на сокрытие информации, об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, содержится в Уголовном кодексе. Ст. 28 Закона  «О печати…» запрещает редакциям и журналистам разглашать имя лица, предоставившего информацию на конфиденциальной основе, разглашать данные предварительного следствия без письменного разрешения органов дознания или прокурора, предрешать в публикациях результаты судебного разбирательства или иным способом воздействовать на суд.
Уголовный кодекс в ряде статей предусматривает наказание за совершение преступных деяний с использованием средств массовой информации. Среди них фигурируют: призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 175, часть 2), возбуждение социальной, национальной или религиозной вражды (ст. 177, часть 2), клевета (ст. 132, часть 2), оскорбление (ст. 133, часть 2), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.146, ч. 2).

В Украине термин «коммерческая тайна» был введен в правовой оборот Законом Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.1991 г.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Коммерческая тайна Ошибки компаний

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)

Правовой режим и защита коммерческой тайны в некоторых странах СНГ и Республике Молдова

Дата:  24.2.08 | Раздел: Защита коммерческой тайны

Правовой режим и защита коммерческой тайны в некоторых странах СНГ и Республике Молдова

Зарождение рыночной экономики и появление предпринимательства потребовало появления нового, ранее неизвестного советскому праву, института регулирования и защиты коммерческой тайны. Впервые это нашло свое отражение в ст. 27 закона СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. Положения этой статьи устанавливали право предприятий не предоставлять контрольным органам сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом перечень таких сведений составлял руководитель предприятия, а совет министров страны должен был определить, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. Ряд положений содержался также в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года, относившем секреты производства к охраняемым объектам интеллектуальной собственности, Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. и др. нормативных правовых актах.

В последующем, после распада СССР, правовое регулирование вопросов связанных с коммерческой тайной развивалось самостоятельно в каждой из стран бывшего советского союза.

Давайте более подробно рассмотрим правовой режим коммерческой тайны в некоторых странах СНГ.

Российская Федерация

Первоначально термин «коммерческая тайна» нашел свое отражение в различных нормативных актах например – Закон «О статусе народного депутата РСФСР», «О государственной налоговой службе», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О средствах массовой информации», «О частной детективной и охранной деятельности», «О недрах», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О федеральных органах государственной безопасности», «О космической деятельности», «О федеральных органах налоговой полиции» и др. Но ни один из этих законов не давал правового определения понятию «коммерческая тайна». Впервые такое определение появилось в первой части Гражданского кодекса РФ (вступил в силу 1 января 1995 года) – ст. 139 определила коммерческую тайну как «информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». Гражданский кодекс установил гражданско-правовую ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. С момента вступления в силу нынешнего Уголовного кодекса РФ (1 января 1997 года) предусмотрена уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны – ст. 183 УК предполагает в качестве наказания штраф до 500 МРОТ или лишение свободы сроком до трех лет.

В октябре 1995 года правительство разработало и внесло в Думу проект федерального закона, регулирующего институт коммерческой тайны. Необходимость внесения изменений и дополнений в законопроект (было внесено более 400 поправок в текст законопроекта) привела к тому, что закон был принят только в 1999 году. Однако президент Российской Федерации Борис Ельцин отказался его подписать, мотивируя это тем, что «вопросы защиты информации с ограниченным доступом в достаточной степени урегулированы действующим законодательством».

В последующем этот вопрос вновь возник в 2002 году когда выяснилось, что отсутствие соответствующего закона является одним из основных препятствий для вступления России в Всемирную Торговую Организацию. Новый проект закона «О коммерческой тайне» был разработан экспертами Минпромнауки, Минатома, Роспатента и Гостехкомиссии, в мае 2003 года его внесли на рассмотрение Госдумы. 23 мая депутаты одобрили проект в первом чтении. Правительственные эксперты определили коммерческую тайну как «научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическую и иную информацию», которая (в соответствии с Гражданским кодексом) должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам. Ст. 3 закона дает юридические определения таким понятиям, как «обладатель коммерческой тайны», «доступ к коммерческой тайне, разглашение, передача и режим коммерческой тайны». В ст. 5 перечисляются виды информации, которые не могут составлять коммерческую тайну. Закон подробно описывает (ст. 11) обязательные меры по охране коммерческой тайны. В частности, обладатель коммерческой тайны должен определить перечень составляющей ее информации и ограничить свободный доступ к ней, на материальные носители такой информации (или сопроводительные документы) необходимо нанести гриф «Коммерческая тайна» и указать ее обладателя (физическое или юридическое лицо). Органы власти всех уровней и органы местного самоуправления наделены правом безвозмездно получать информацию, составляющую коммерческую тайну, «в случаях, когда это необходимо для выполнения данными органами функций в рамках своей компетенции, установленной федеральными законами».

Украина
Термин "коммерческая тайна" был введен в правовой оборот Законом Украины "О предприятиях в Украине" о т 27.03.91г. Под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может причинять ущерб его интересам. Коммерческая тайна имеет следующие, присущие только ему, отличительные признаки. А именно: 1) предмет коммерческой тайны; 2) субъект коммерческой тайны; 3) запрет разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) наличие ущерба и неблагоприятных последствий для лица, причинившего ущерб владельцу коммерческой тайны.

Согласно Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" от 07.06.98г. разглашение коммерческой тайны это ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на это, с ведомостями, которые в соответствии с действующим законодательством Украины, составляют коммерческую тайну, лицом, которому ни сведения были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей, в случае если это причинило или могло причинить вред хозяйствующему субъекту (предпринимателю).

Надо отметить один из правовых пробелов допущенный законодателями соседнего государства. Так согласно закону Украины "О предприятиях в Украине" право определять круг сведений составляющих коммерческую тайну предоставлено предпринимателю. В тоже время согласно Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" такие сведения определяются в соответствии с действующим законодательством. Фактически законодательство предоставляет предпринимателю право самостоятельно определять круг сведений, которые являются коммерческой тайной. В то же время нормативными актами Украины устанавливаются только ограничения на отнесение информации к коммерческой тайне. Вышеуказанная ситуация, является примером того, что регулирование какого либо правового института различными нормативными актами, при отсутствии конкретной правовой нормы, а также практика применения отсылочных норм, приводит к существенными правовым пробелам, когда норма ссылается на несуществующие положения.

В Законе Украины "О предприятиях в Украине" установлены две формы разглашения сведений составляющих коммерческую тайну: передача и утечка сведений составляющих коммерческую тайну. Передача сведений составляющих коммерческую тайну — это незаконное ознакомление третьих лиц с сведениями, отнесенными субъектом предпринимательской деятельности к коммерческой тайне, лицом, которому такие сведения известны в связи с исполнением своих трудовых обязанностей или у которого имеется доступ к ним и связи с выполнением должностных обязанностей. Под утечкой сведений составляющих коммерческую тайну понимаются умышленные или неумышленные действия лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, которые способствуют ознакомлению с такими сведениями третьих лиц.

В настоящее время за нарушение прав владельца коммерческой тайны законодательством Украины установлены следующие виды ответственности:
Ответственность в рамках трудовых отношений. За несоблюдение режима работы с информацией, составляющей коммерческую тайну, к работникам субъекта предпринимательской деятельности может быть применена материальная и дисциплинарная ответственность. Привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности осуществляется на общих основаниях, с учетом особенностей правового статуса "коммерческой тайны".

Гражданско-правовая ответственность. Согласно статье 440 Гражданского кодекса Украины причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме. При этом, в соответствии со статьей 440 указанного кодекса, возмещение морального вреда не связано с возмещением материального, а размер возмещения определяется СУДОМ Моральный ущерб возмещается в денежной или иной материальной форме. В любом случае размер возмещения не может быть менее 5 минимальных размеров заработной платы.

Административная ответственность. Административная ответственность за нарушения, связанные с коммерческой тайной, устанавливается за получение, использование, разглашение коммерческой тайны ч. З ст. 164-3 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Установленное для нарушителя наказание -штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы.

Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" предусмотрена ответственность за неправомерный сбор коммерческой информации (ст.16), разглашение коммерческой тайны (ст.17), склонение к разглашению коммерческой тайны (ст18.), неправомерное использование коммерческой тайны (ст.19). Этим же законом регулируется порядок подачи и рассмотрения заявлений по указанным правонарушениям в Антимонопольный комитет Украины.

Уголовная ответственность. Уголовный кодексом Украины предусмотрены следующие преступления связанные с нарушением требований охраны коммерческой тайны:
Статья 148-6 незаконный сбор с целью использования или использование сведений, которые составляют коммерческую тайну. Установленное наказание: лишение свободы на срок до 3 лет или штрафом до пятисот минимальных размеров заработной платы;
Статья 148-7 разглашение коммерческой тайны. Установленное наказание: лишение свободы до 2 лет, или исправительные работы до 2 лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или штрафом до 50 минимальных размеров заработных плат.

Таким образом, очевидно, что в Украине уже давно назрела необходимость в принятии закона о коммерческой тайне, который смог бы эффективно урегулировать необходимые отношения в этой сфере и помимо этого устранил бы правовые пробелы и коллизии.
В республике Беларусь также отсутствует закон о коммерческой тайне.

Эти вопросы регулируются ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 ноября 1992 г. N 670 Об утверждении Положения о коммерческой тайне
Пункт первый положения определяет коммерческую тайну 1. Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
2. Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.

Статья 3 устанавливает следующие критерии
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Статья 8 Передача третьим лицам информации, являющейся коммерческой тайной, влечет за собой установленную законодательством ответственность при условии, что сведения содержались в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение и что разглашением был причинен ущерб.

Казахстан
В Республике Казахстан в настоящий момент нет закона о коммерческой тайне. Нормы, в той или иной степени, регулирующие этот вопрос содержаться в различных нормативных актах.
Так определение коммерческой тайны можно найти в Законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства» Статья 21 Закона устанавливает, что коммерческой тайной являются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью хозяйственного субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Причем состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими субъектами, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме.

Гражданский кодекс Республики Казахстан в статье 126 гарантирует защиту информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Законодательство также использует понятия: «информация с ограниченным доступом», «нераскрытая информация», «конфиденциальная информация, сведения», частью которых является понятие коммерческой тайны.

Статья 1018 Гражданского кодекса Республики Казахстан предоставляет законному владельцу нераскрытой информации возможность требовать:
• от лица, без законных оснований получившего, распространившего или использующего такую информацию – возмещения убытков, причиненных незаконным использованием;
• от лица незаконно использующего информацию – немедленного прекращения ее использования.

Вместе с тем законодательство в этой же статье устанавливает, что если лицо, незаконно использующее нераскрытую информацию, получило ее от того, кто не имел право ее распространять (например, от уволенного работника), но не знало и не должно было знать о том, что информация составляет чью-то тайну, то такое лицо является добросовестным приобретателем. А обладатель информации, которая была раскрыта, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных использованием нераскрытой информации только после того, как добросовестный приобретатель был уведомлен, что ее использование незаконно.

К тому же лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации (например, самостоятельно разработавшее технологии производства товаров), вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя информации и не отвечает перед ним за такое использование.

Это положение значительно усложняет защиту коммерческой тайны, предоставляя правонарушителям, законные способы уклонения от ответственности и фактически полностью возлагаю бремя доказывания.

В законодательстве есть положения запрещающим служащим государственных органов и ведомств, получивших вследствие исполнения своих служебных обязанностей доступ к коммерческой тайне. Вместе с тем реальная правоприменительная практика представляется весьма сомнительной.

Статья 200 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает уголовную ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена по службе или работе, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб. Такие действия наказываются штрафом в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 100 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без штрафа. Однако обязательным условием является причинение крупного ущерба, которым в данном случае признается ущерб, причиненный гражданину (в том числе индивидуальному предпринимателю) на сумму, в 100 раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации на сумму, в 500 раз превышающую месячный расчетный показатель. Доказывать размер ущерба также придется обладателю сведений, составляющих коммерческую тайну, что делает указанную статью УК практически неработающей.

Если размер ущерба не превышает указанного ограничения или этот размер не определен, речь может идти о привлечении виновного к административной ответственности в соответствии со статьей 158 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, которая за нарушение обязанности сохранения сведений, содержащих коммерческую тайну без согласия их владельца лицом, которому они стали известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью предусматривает штраф в размере до 50 месячных расчетных показателей.

Привлечение к уголовной или административной ответственности осуществляется по заявлению потерпевших ущерб организаций, собственника или индивидуального предпринимателя.

Дисциплинарная ответственность работников за разглашение и использование коммерческой тайны работодателя (начиная от выговора и заканчивая увольнением) предусмотрена Законом Республики Казахстан «О труде».

Турменистан

В Туркменистане соответствующий закон был принят относительно недавно в 2000 году.

Согласно статье 1. ЗАКОНА ТУРКМЕНИСТАНА от 19 декабря 2000 года №53-II «О коммерческой тайне»
Коммерческая тайна — это информация не являющаяся государственным секретом, связанная с экономической, финансовой, производственной, технологической и иной деятельностью предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб их деятельности и интересам.
Статья 3 закона устанавливает следующую сферу действия закона — Настоящий Закон распространяется на граждан Туркменистана, граждан иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, филиалы, представительства юридических лиц, находящиеся на территории Туркменистана, во владении, пользовании и распоряжении которых находится информация, составляющая коммерческую тайну (далее именуются правообладатели).Действие настоящего Закона распространяется также на лица, которым такая информация стала известна в установленном порядке.

Установлены в законе также и особые требования к информации составляющей коммерческую тайну. Так согласно статье 4 закона: Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
иметь действительную или потенциальную ценность для ее обладателей в силу неизвестности ее третьему лицу (лицам);
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Туркменистана;
обеспечиваться соответствующими мерами защиты ее конфиденциальности, включая разработку внутренних правил ограничения пользования, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации учета, хранения и применения.

Среди оснований возникновения права на информацию составляющую коммерческую тайну закон в статье 6 устанавливает следующие:
создание информации своими силами и (или) за свой счет;
договор на создание информации;
договор, содержащий условия перехода права собственности на
информацию к другому лицу (лицам).
При этом Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью физического или юридического лица, если она создана им, приобретена на законном основании, получена в порядке наследования или дарения. Помимо этого Информация, составляющая коммерческую тайну, может быть предметом различных договоров: инвестиционного, купли-продажи, о передаче научно-технической продукции, об оказании услуг, о разделе продукции и иных договоров.

Обязанность по защите сведений составляющих коммерческую тайну согласно статье 14 закона лежит на предприятиях организациях учреждениях и индивидуальных предпринимателях которые должны принимать соответствующие технические и организационные меры, необходимые для обеспечения сохранности информации, составляющей коммерческую тайну. При этом согласно закону в организациях и учреждениях могут создаваться соответствующие службы, функции и полномочия которых отражаются в положениях, инструкциях или приказах. Государство в свою очередь содействует в создании необходимых условий для обеспечения защиты и сохранности коммерческой тайны.

В соответствии с законом (статья 17) должностные лица, работники предприятий, организаций, учреждений, другие физические и юридические лица, нарушающие установленный настоящим Законом или правообладателем порядок использования, распространения, хранения и защиты информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.

Грузия
В Грузии также отсутствует закон о коммерческой тайне. Отсутствуют, какие либо положения и в законе Грузии «О предпринимателях» от 28 октября 1994 года. Правда в соответствии со ст. 1105 Гражданского кодекса Грузии “предприниматель, который владеет производственно-коммерческой тайной (ноу-хау), которая представляет собой особо ценную техническую, организационную или коммерческую информацию, что подтверждено определенными действиями, необходимыми и достаточными для ее сохранности, имеет особые права на эту информацию”. Таким образом в Грузии есть насущная необходимость в разработке и принятии специализированных нормативных актах которые могли бы адекватно регулировать правовой режим коммерческой тайны.

Армения
Армения также как и ряд других стран СНГ не обладает законом о коммерческой тайне. Отдельные правовые положения содержаться в различных нормативных актах

3АКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 50 «3АКОНА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дает следующее определение коммерческой тайны.
Коммерческой тайной предприятия являются предусмотренные его уставом, распорядком деятельности или другими внутренними документами проекты, образцы, патенты, другие объекты, данные, публикация, передача или сообщение которых в иной форме посторонним лицам могут нанести ущерб интересам или деловой репутации предприятия. Предметом коммерческой тайны не могут быть данные о предприятии, которые оно в установленном законодательством Республики Армения порядке обязано сообщать государственным статистическим органам или публиковать.

Предприятие самостоятельно устанавливает порядок хранения и передачи объектов или данных, являющихся его коммерческой тайной, который не должен противоречить законодательству Республики Армения.

Размер ответственности за разглашение или иное сообщение коммерческой тайны предприятия устанавливается законодательством Республики Армения.
Молдова

В Молдове уже в 1994 году был принят закон «О коммерческой тайне» (N 171-XIII от 6 июля 1994 г. Monitorul Oficial от 10.11.94 г., N 13) который устанавливал соответствующие положения.
Так согласно статье 1 закона под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственной тайной сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются собственностью субъекта предпринимательства либо находятся в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных им в соответствии с законодательством.

Законодательство также установило необходимые критерии коммерческой тайны. которые содержатся во второй статье закона:
Сведения, составляющие коммерческую тайну, должны соответствовать следующим требованиям:
а) иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта предпринимательства;
b) не являться общеизвестными или общедоступными согласно законодательству;
с) обозначаться соответствующим образом с принятием субъектами предпринимательства надлежащих мер по сохранению их конфиденциальности через систему классификации названных сведений, разработку внутренних правил их засекречивания, введение соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организацию секретного делопроизводства;
d) не составлять государственной тайны и не защищаться авторским и патентным правами;
е) не содержать сведений о негативной деятельности физических и юридических лиц, способной нанести ущерб интересам государства.

Исходя из вышеизложенного, мы видим исчерпывающий перечень ограничительных условий. Вместе с тем в нормативных актах не содержится разъяснений, какая конкретно информация может быть отнесена к коммерческой тайне. Единственный установленный критерий — это наличие действительной, или потенциальной ценности для субъекта предпринимательства. Фактически, предприниматель должен самостоятельно определить эти сведения, с учетом своей специфики. Необходимо чтобы эти сведения не только были определены, но и была разработана процедура допуска работников предприятия, а также третьих лиц, к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Выработан порядок использования, учета, хранения и маркировки документов и иных носителей информации, в том числе изделий и продукции предприятия, сведения о которых составляют коммерческую тайну. Эта система закрепляется положением о режиме коммерческой тайны на предприятии, приказом директора или иного полномочного руководителя юридического лица.
 
Закон о коммерческой тайне устанавливает также обязательства работников по сохранению коммерческой тайны (ст. 8 закона) Для практической реализации этого положения необходимо соблюдения следующих условий.
1. Наличие на предприятии соответствующего положения, о котором подробнее сказано выше, закрепленного внутренними нормативными актами предприятия.
2. Разъяснение работнику данного положения, его прав и обязанностей, а также проведение инструктажа о необходимости соблюдения мер по защите сведений составляющих коммерческую тайну.
3. После проведения инструктажа, работник дает обязательство, согласно которому он свидетельствует о том, что он ознакомлен с положением о коммерческой тайне и обязуется его соблюдать. Необходимо также отметить, что целесообразным является не однократный инструктаж, а регулярное или периодическое напоминание работникам предприятия основных правил и положений. При этом важно, что процесс не проводился формально.

В целях реализации этих положений на предприятии может быть создано специализированное подразделение по охране коммерческой тайны. Его правовой статус закреплен в ст. 9 Закона.

Как правило вопросы защиты коммерческой тайны находятся в введении службы безопасности предприятия или отделов режима и защиты информации. К сожалению далеко не все предприятия обладают необходимыми возможностями для создания таких подразделений. В этом случае, приказом руководителя предприятия, назначается ответственное лицо(лица), в обязанность которых, вменяется реализация положений о режиме коммерческой тайны, а также проведения необходимых контролирующих процедур.

Помимо работников предприятия доступ к коммерческой тайне могут получить и иные лица (например, деловые партнеры) В этом случае необходимо внесения пунктов о соблюдении режима коммерческой тайны в соответствующие договоры, либо проведение аналогичных для работников предприятия процедур, в отношении третьих лиц, непосредственно получающих доступ к коммерческой тайне.

Процедура доступа государственных контролирующих и иных органов к коммерческой тайне подробно освещена в части 2 и 3 стати 11 закона.

При этом согласно части 4 статьи 11 закона установлено, что иные органы и организации, в том числе средства массовой информации, правом истребования у хозяйствующего субъекта сведений, составляющих коммерческую тайну, не обладают.

Законодательство предусматривает дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность за разглашение сведений составляющих коммерческую тайну. Но, согласно статье 14 закона, установлено, что ответственность наступает при условии, что сведения содержались хозяйствующим субъектом в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу, без согласия на разглашение и, что разглашением был причинен ущерб.» Исходя из текста этой статьи, мы можем сделать вывод, что именно соблюдение вышеуказанных мер, позволяет, не только фактически повысить уровень защиты коммерческой тайны, но и предоставляет юридические основания для привлечения к ответственности лиц нарушивших ее режим. Согласно части второй статьи 15 закона, Работники хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также лица, незаконно получившие сведения, составляющие коммерческую тайну, или завладевшие ими, обязаны также возместить ущерб, причиненный хозяйствующему субъекту или субъекту предпринимательства. В тоже время, на практике, часто довольно сложно в полном объеме оценить реальный ущерб. Неправомерный доступ к коммерческой тайне может причинить не только конкретный материальный ущерб, но также существенно повредить деловой репутации юридического лица и привести к упущенной выгоде.

К сожалению, пока рано говорить о формировании правовой практики защиты коммерческой тайны. Правонарушения в этой сфере до сих обладают весьма высоким уровнем латентности, в том числе и в результате отсутствия необходимых знаний у предпринимателей. В результате предприниматели редко прибегают к судебной форме защиты коммерческой тайны, предпочитая решать этот вопрос другими, зачастую противоправными способами. Соответственно вопросы правого регулирования коммерческой тайны требуют более детального изучения с целью их унификации и выработки, более эффективных, мер защиты.

Анатолий Брединский
www.sec4all.net


Cтатья опубликована на сайте «Безопасность для всех»:
http://www.sec4all.net

Адрес статьи:
http://www.sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=212

Каков перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия; Что является коммерческой тайной предприятия по закону, а что служебной​.

Коммерческая тайна предприятия: защита и меры наказания

Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О коммерческой тайне

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности.

С т а т ь я 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне

Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов. В отношении сведений, составляющих коммерческую тайну и отнесенных в установленном порядке к государственной тайне, применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

С т а т ь я 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • обладатель коммерческой тайны — физическое или юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, правомерно владеющее информацией, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность, ограничивающее доступ к этой информации на законном основании и принимающее меры к охране ее конфиденциальности;
  • доступ к коммерческой тайне — ознакомление определенных лиц при условии сохранения конфиденциальности с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия обладателя коммерческой тайны или на ином установленном законом основании;
  • передача коммерческой тайны — доведение обладателем коммерческой тайны зафиксированной на материальных носителях информации, составляющей эту коммерческую тайну, до определенных лиц и принятие ими установленных законом или договором мер по охране ее конфиденциальности;
  • режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые к охране конфиденциальности информации обладателем коммерческой тайны, а также лицами, правомерно ее получившими;
  • разглашение коммерческой тайны — деяние (действие или бездействие), в результате которого информация, составляющая коммерческую тайну, становится известной (раскрытой) третьим лицам без согласия обладателя коммерческой тайны, а также вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

С т а т ь я 4. Отнесение информации к коммерческой тайне

1. К коммерческой тайне может быть отнесена научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял меры, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона.

2. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если она позволяет или может позволить обладателю коммерческой тайны при существующих или возможных обстоятельствах в силу неизвестности ее третьим лицам увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду.

3. Информация, которая не может составлять коммерческую тайну, определяется федеральными законами.

4. Право на отнесение информации к коммерческой тайне и определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации.

5. Права обладателя коммерческой тайны возникают с момента установления им режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона и не требуют государственной регистрации.

6. Одна и та же информация, правомерно полученная или самостоятельно созданная разными лицами, может одновременно составлять коммерческую тайну каждого такого лица.

ГЛАВА II. ОГРАНИЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

С т а т ь я 5. Информация, которая не может составлять коммерческую тайну

Информация не может составлять коммерческую тайну, если она представляет собой сведения:

  • содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, положениях о филиалах и представительствах юридических лиц;
  • содержащиеся в свидетельствах о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, лицензиях и иных документах на право занятия отдельными видами деятельности;
  • о составе федерального имущества и об использовании средств федерального бюджета, о составе имущества и об использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации, о составе муниципального имущества и об использовании средств муниципальных бюджетов;
  • о состоянии экологии, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и о других факторах, влияющих на обеспечение безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • о численности, составе, об условиях труда работников и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по другим выплатам социального характера;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и об их последствиях;
  • об условиях приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, о составе участников приватизации и средствах, вложенных этими участниками при приватизации;
  • о деятельности и об использовании средств и имущества благотворительных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • о перечне лиц, имеющих право без доверенности выступать от имени юридического лица (совершать сделки);
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлены федеральными законами.

С т а т ь я 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти и органам местного самоуправления

1. Обладатель коммерческой тайны обязан по требованию федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставлять им безвозмездно информацию, составляющую коммерческую тайну, в случаях, когда это необходимо для выполнения данными органами функций в рамках своей компетенции, установленной федеральными законами. Охрана конфиденциальности представленной информации в указанных органах осуществляется в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Обладатель коммерческой тайны предоставляет информацию, составляющую коммерческую тайну, по запросу суда (судьи), прокурора, а при наличии согласия прокурора — органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве.

2. На документах, предоставляемых органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам предварительного следствия и дознания и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть проставлен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и адрес места нахождения, а для физических лиц — имя гражданина и адрес места жительства).

ГЛАВА III. ОБЛАДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНОЙ

С т а т ь я 7. Права обладателя коммерческой тайны

Обладатель коммерческой тайны имеет право:

  • устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд;
  • разрешать и запрещать доступ к информации, составляющей его коммерческую тайну;
  • вводить информацию, составляющую коммерческую тайну, в гражданский оборот, в том числе передавать полностью или частично имущественные права на эту информацию по договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации, с включением в них условий об охране конфиденциальности этой информации;
  • передавать информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров;
  • требовать от юридических и физических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов предварительного следствия и дознания соблюдения ими обязанностей по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также гражданско-правовыми договорами, трудовыми договорами;
  • на судебную защиту и защиту в административном порядке прав в связи с разглашением, незаконным получением и незаконным использованием третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну;
  • требовать возмещение убытков, причиненных в связи с нарушением его прав обладателя коммерческой тайны.

С т а т ь я 8. Обладатель коммерческой тайны при выполнении служебных обязанностей

1. Обладателем коммерческой тайны в отношении информации, созданной работником в связи с выполнением им служебных обязанностей или по заданию работодателя, является работодатель, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

2. Условия выплаты и размер вознаграждения работника (автора), создавшего информацию, отнесенную к коммерческой тайне, в том числе способную к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С т а т ь я 9. Обладатель коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд

1. Обладателем коммерческой тайны в отношении информации, созданной при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, является исполнитель (подрядчик), если государственным контрактом не установлено, что им является государственный заказчик.

2. В случае если обладателем коммерческой тайны в отношении информации, созданной при выполнении работ для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, является не государственный заказчик, ее обладатель по требованию государственного заказчика обязан заключить с указанными им лицами договор о безвозмездном предоставлении права на использование информации, составляющей коммерческую тайну, при изготовлении товаров или выполнении подрядных работ для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации.

3. Режим коммерческой тайны и условия его применения устанавливаются исполнителем (подрядчиком) и государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом или отдельным соглашением, являющимся дополнением к этому контракту.

С т а т ь я 10. Имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну

Имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну, относящиеся к деятельности предприятия, входят в состав предприятия как имущественного комплекса и отражаются на балансе юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. ОХРАНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

С т а т ь я 11. Режим коммерческой тайны

1. Меры, принимаемые обладателем коммерческой тайны и контрагентом по охране конфиденциальности составляющей ее информации, должны включать:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение свободного доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением;
  • договорное регулирование отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну;
  • нанесение на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы грифа "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и адрес места нахождения, а для физических лиц — имя гражданина и адрес места жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем коммерческой тайны указанных мер.

Кроме указанных мер обладатель коммерческой тайны вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, и другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. Меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, признаются разумно достаточными, если:

  • исключается доступ к этой информации любых лиц без согласия обладателя коммерческой тайны;
  • обеспечивается возможность передачи и (или) использования этой информации работниками и контрагентами без нарушения установленного режима коммерческой тайны.

3. Принимаемые меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, не должны представлять опасность для жизни и здоровья людей и нарушать другие законные права и интересы физических и юридических лиц.

4. Режим коммерческой тайны не может использоваться для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, организаций и граждан.

Лицо, правомерно получившее информацию, составляющую коммерческую тайну, и передавшее эту информацию как конфиденциальную суду общей юрисдикции, арбитражному, третейскому суду или правоохранительному органу, если это необходимо для защиты указанных законных прав и интересов, освобождается от ответственности за разглашение такой информации.

С т а т ь я 12. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, при осуществлении трудовых отношений

1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

  • ознакомить работника с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов;
  • ознакомить работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с ответственностью за его нарушение;
  • создавать работнику необходимые условия для выполнения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

  • выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
  • не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов, и без их согласия не использовать ее для собственных нужд в период действия трудового договора, а также в течение трех лет после его окончания, если предусмотренным трудовым договором соглашением между работником и работодателем не установлен иной срок;
  • незамедлительно сообщать работодателю о ставших известными ему разглашении либо угрозе разглашения информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов, незаконном получении или незаконном использовании третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов;
  • возместить причиненные убытки в полном объеме, если он виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • передать работодателю при прекращении трудового договора имеющиеся в распоряжении работника материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов.

3. Трудовой договор с руководителем (заместителем руководителя, главным бухгалтером) организации может предусматривать его обязательства и ответственность по обеспечению охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну организации и (или) ее контрагентов.

С т а т ь я 13. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, при осуществлении гражданско-правовых отношений

1. Отношения между обладателем коммерческой тайны и его контрагентом регулируются федеральными законами и гражданско-правовыми договорами.

В указанных договорах должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе в случаях реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки гражданско-правовому договору.

2. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю коммерческой тайны о допущенном им или ставшем ему известным разглашении или угрозе разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами.

3. Обладатель коммерческой тайны, переданной им контрагенту, не может до окончания срока действия гражданско-правового договора разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, а также в одностороннем порядке прекращать ее охрану, если иное не установлено указанным договором или федеральными законами.

С т а т ь я 14. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в органах государственной власти и органах местного самоуправления

1. Руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им гражданами или организациями.

Должностные лица и другие работники органов государственной власти и органов местного самоуправления не вправе без согласия обладателя коммерческой тайны разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения служебных (должностных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать ее в корыстных или иных личных целях.

2. В случае нарушения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, должностными лицами и другими работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а причиненные обладателю коммерческой тайны убытки возмещаются из средств соответствующего бюджета.

3. Положения настоящей статьи распространяются на должностных лиц и других работников органов предварительного следствия и дознания, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

С т а т ь я 15. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне

1. За неправомерное отнесение сведений к коммерческой тайне лицо, принявшее такое решение, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За разглашение, незаконные собирание, получение или использование информации, составляющей коммерческую тайну, наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае причинения убытков обладателю коммерческой тайны в результате нарушения его прав эти убытки подлежат возмещению в полном объеме лицом, нарушившим права.

Президент
Российской Федерации

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Соглашение о конфиденциальности: Составляем в «Конструкторе договоров»

В 5 статье закона о КТ установлен перечень сведений, которые не могут иметь гриф «коммерческая тайна», для предприятий: 1) содержащиеся в.