Уплата алиментов в добровольном порядке путем удержания из заработной платы 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС).

ГЛАВА 12. ПОРЯДОК УПЛАТЫ ИЛИ ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ

Помните, что после выдачи законному представителю судебного приказа, суд обязан направить копию этого документа обязанному лицу (лицам), которое вправе обжаловать данный приказ (если не желает платить алименты). Если это произойдет, законному представителю придется обращаться в суд в рамках искового производства, и только после удовлетворения иска он сможет обратиться в органы исполнительного производства для взыскания алиментов.

Для удостоверения соглашения у нотариуса, а также для обращения в суд понадобится следующий набор документов:

  • Паспорта супругов.
  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельства о рождении детей.
  • Прочие документы, подтверждающие родство родителей и детей.
  • При обращении в суд — правильно составленное исковое заявление (или заявление о выдаче судебного приказа).
  • Кроме того, в зависимости от обстоятельств могут понадобиться и иные документы. Их список можно уточнить непосредственно в нотариальной конторе или в суде.

    Порядок взыскания

    Алименты взыскиваются судебными и исполнительными органами. При наличии соглашения, условия которого не исполняются родителем (родителями), законный представитель детей может обратиться в службу судебных приставов и потребовать начать исполнительное производство по делу, так как алиментное соглашение имеет силу исполнительного листа.

    Если алименты оформлены посредством судебного решения, то порядок взыскания средств определяется судом и реализуется судебными приставами. По месту работы обязанного уплачивать алименты лица средства удерживаются из его заработной платы, в размере, указанном в исполнительном листе, который выдается после принятия судом решения. Администрация организации переводит определенную сумму на счет законного представителя детей. При обращении взыскания на имущество должника изъятая собственность реализуется с торгов, а вырученная сумма передается законному представителю детей.

    Алименты при рождении второго ребенка

    Если ранее родитель уплачивал алименты на одного ребенка, то при рождении второго в новом браке размер выплат, уплачиваемых на содержание первого, может уменьшиться. Оформлено это может быть как посредством изменения алиментного соглашения по согласованию с законным представителем первого ребенка, так и путем обращения в суд для изменения судебного решения. Важно иметь в виду, что рождение в новой семье алиментщика детей не означает, что размер выплат на ребенка от первого брака автоматически будет снижен. Первоочередными для суда являются интересы несовершеннолетних детей, поэтому плательщику необходимо предоставить веские основания для уменьшения размера алиментов.

    Бывает и так, что родитель, уплачивающий алименты на одного ребенка, попадает в ситуацию, когда он вынужден платить их также на второго в новом браке. Так как по закону на содержание двоих детей необходимо уплачивать 1/3 ( около 33%) дохода, то данная сумма будет делиться пополам между двумя детьми от разных браков. То есть, каждый ребенок будет получать по 1/6 (или примерно по 16,5%) дохода родителя. При этом суд вправе пересмотреть размер выплат, уменьшить или увеличить доли в зависимости от обстоятельств.

    Муж уменьшил алименты за счет детей в новом браке. Что делать, советует адвокат

    Адвокат комментирует историю читательницы: ее сестра столкнулась с тем, что бывший муж уменьшил алименты за счет детей в новом браке.

    В рубрике «Советы адвоката» мы отвечаем на ваши вопросы, относящиеся к области права и требующие квалифицированного разъяснения. Комментировать и разъяснять правовые аспекты будет Татьяна Семешко — адвокат Минской областной коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро. Если вы оказались в ситуации, которая требует консультации адвоката, — пишите нам на [email protected] (с пометкой «Адвокат»). Мы опубликуем вашу историю с комментариями Татьяны.

    — Коротко опишу ситуацию: сестра в разводе и у нее от первого брака есть дочь, в интересах которой взыскиваются алименты с бывшего мужа (отца ребенка). Как часто происходит, бывший муж сейчас во втором браке и в нем же растит еще двоих детей, а по итогу — троих. С уплатой алиментов претерпели всё: и неуплату, и уклонение по серой схеме заработной платы, так как бывший супруг находился в поисках работы или нелегально работал со всеми вытекающими, но не так давно устроился в неплохое место с неплохим заработком. И вот тут вишенкой на торт — его нынешняя супруга подает на алименты для двоих совместных детей. Теперь на племянницу идут 11% от з/п отца, и он никаким другим способом/образом участия в жизни ребенка не принимает. Я знаю, что по закону все правильно, но не понимаю: как так, ведь вторая супруга подала на алименты с целью минимизировать отчисляемые алименты! Во втором браке у них полноценная семья, проживают вместе и ведут совместное хозяйство, оба родителя работающие, инвалидов нет. Почему закон позволяет легально ущемлять интересы ребенка, растущего без участия отца? Не знаем, как быть в этой ситуации.

    Комментарий адвоката:

    В ч.2 ст. 182 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС Республики Беларусь) подчеркивается: дети, рожденные в браке и вне брака, пользуются равной и всесторонней защитой.

    Разберемся, какое значение этот принцип имеет к изложенной в обращении ситуации и к решению вопроса о размере взыскиваемых алиментов на несовершеннолетних детей в целом.

    Справочно: алименты на трех и более несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии соглашения о детях, соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен брачным договором, взыскиваются в размере 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц (ч.1 ст. 92 КоБС Республики Беларусь).

    В вашем письме указано, что детей у отца трое (дочь вашей сестры и еще двое детей, рожденных в новом браке). Следовательно, размер алиментов на них составляет 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителя в месяц. Итого — не менее 16 процентов на одного ребенка (50 разделить на 3). Вы же указываете, что после взыскания алиментов на еще двоих детей, бывший супруг вашей сестры уплачивает ей алименты в размере 11 процентов своего дохода. Это может свидетельствовать как о нарушении закона в данной части, так и о том, что вы неполно изложили информацию о сложившейся ситуации. Так или иначе, разрешить указанное противоречие в отсутствие дополнительной информации от вас не представляется возможным.

    Что касается того, насколько законным и обоснованным было обращение нынешней супруги в суд для взыскания алиментов на детей, необходимо отметить следующее.

    Само по себе нахождение в браке не препятствует взысканию с супруга средств на содержание общих несовершеннолетних детей.

    Обратите внимание: в качестве основания для взыскания в судебном порядке с родителя алиментов на несовершеннолетних детей закон указывает непредоставление им (родителем) содержания своим детям (ч.2 ст. 91 КоБС Республики Беларусь).

    При этом факт нахождения / ненахождения родителей в браке не учитывается.

    Следовательно, оценка законности и обоснованности вынесенного судом решения о взыскании алиментов в пользу супруги напрямую зависит от того, какие доказательства были представлены участниками процесса в подтверждение своих доводов и возражений.

    Важно: ваша сестра должна была быть привлечена к участию в рассмотрении судом данного гражданского дела.

    Следует знать: установив в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или при рассмотрении дела, что ответчик выплачивает алименты по решению суда на других детей либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам, судья обязан привлечь заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц на стороне ответчика. Норма закреплена в п. 27 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 20.12.1991 года № 12 «О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей».

    Если ваша сестра была привлечена к участию в этом деле, то именно на ней лежала обязанность представить доказательства того, что супруги проживают вместе, ведут совместное хозяйство, отец предоставляет содержание их общим детям и т.д. Иными словами, ей следовало доказать необоснованность предъявленного иска; отсутствие оснований для его удовлетворения.

    Обратите особое внимание: установив, что иск предъявлен в целях необоснованного снижения размера взыскиваемых алиментов на детей от других матерей или в целях уклонения ответчика от выполнения обязательств перед другими лицами, суд отказывает в таком иске (п. 27 вышеуказанного постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь).

    При этом из вашего обращения усматривается, что рассмотрение вышеуказанного дела окончено. Более того, на сегодня с бывшего супруга вашей сестры на содержание вашей племянницы уже взыскиваются алименты в меньшем размере. А это значит, что суд рассмотрел еще одно гражданское дело: по иску бывшего супруга к вашей сестре о снижении размера уплачиваемых алиментов.

    Справочно: в том случае, когда по нескольким решениям судом с ответчика присуждены алименты на детей от разных матерей (отцов) и в общей сложности сумма алиментов превышает размер, установленный ч.1 ст. 92 КоБС Республики Беларусь, плательщик алиментов может предъявить к каждому из взыскателей алиментов иск о снижении их размера. Суд в этом случае устанавливает новый размер алиментов в соответствующей доле, причитающейся на каждого из детей.

    Учитывая тот факт, что за советом вы обращаетесь после завершения двух судебных разбирательств, очевидно, что данная ситуация является более чем запущенной.

    Причем начинать обжалование необходимо с решения суда, которое состоялось раньше: о взыскании алиментов на детей в пользу нынешней супруги обязанного лица.

    Здесь возникает ряд вопросов:

    — была ли привлечена ваша сестра к участию в данном деле; воспользовалась ли она этим и приняла ли реальное участие в судебном разбирательстве;

    — если да, то какой была ее позиция; как она аргументировала ее; какие доказательства предоставила и были ли они достаточными; были ли иные доказательства, которые можно использовать для усиления позиции вашей сестры; при наличии таковых — почему они не были своевременно предоставлены суду;

    — если нет, то каковы причины того, что ваша сестра не была привлечена к участию в деле / не смогла принять участие в его рассмотрении;

    — обжаловала ли она впоследствии вынесенное судом решение; если да, то на какой стадии обжалования остановилась и почему; если нет, то по какой причине и т.д.

    Мой личный совет: в рамках моей колонки неоднократно акцентировалось внимание на том, что обязанность предоставлять доказательства в обоснование своих требований или возражений — это обязанность самих участников процесса. В обращении вы указываете: «не понимаю, как так, ведь вторая супруга подала на алименты с целью минимизировать отчисляемые алименты!». Обратите внимание: вывод очевиден для вас, для вашей сестры, возможно, для других ее родственников и знакомых. Однако, судя по той ситуации, в которой находится ваша сестра, она не посчитала нужным рассказать и доказать это главной инстанции — суду, в производстве которого находилось соответствующее гражданское дело.

    С учетом времени, в течение которого ситуация развивается бесконтрольно, и отсутствия достаточной информации в обращении, открытым остается вопрос о том, не упущена ли вашей сестрой возможность обжаловать соответствующее решение суда.

    Вместе с тем очевидно: продолжая бездействовать, она не изменит сложившуюся ситуацию. Мое убеждение: рано пенять на закон, который, как вы указываете, «позволяет так легально ущемлять интересы ребенка, растущего без участия отца». Вашей сестре следует дать правосудию возможность и основания для того, чтобы защитить интересы ее ребенка.

    Для достижения желаемого результата рекомендую прибегнуть к помощи адвоката.

    Чем поможет адвокат: обсудив сложившуюся ситуацию более детально, изучив имеющиеся документы и получив ответы на вопросы, оставшиеся за рамками обращения, адвокат порекомендует оптимальную для вас позицию, подскажет, как и какими доказательствами необходимо запастись для достижения максимального результата в вашем случае. Кроме того, в случае необходимости подготовит письменные документы: апелляционную жалобу, жалобу в порядке надзора, юридическое обоснование позиции, запросы, заявления, ходатайства и проч. Будет отстаивать избранную позицию, сможет вести дело в суде, а также выступать в качестве представителя в иных инстанциях.

    Важно знать: исходя из своего опыта работы, обращаю ваше внимание, что зачастую мелкие детали и незначительная информация, которым клиенты не придают значения, способны существенным образом повлиять на ход событий, а порой и изменить его коренным образом.

    Справочно: согласно ст. 124 ГПК Республики Беларусь, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возмещение понесенных ею расходов по оплате помощи представителя (адвоката) за счет другой стороны исходя из сложности дела и времени, затраченного на его рассмотрение.

    адвокат Минской областной коллегии адвокатов

    управляющий партнер адвокатского бюро «Ваш ЧАСТНЫЙ АДВОКАТ»

    Алименты на второго ребенка во втором браке в беларуси

    Онлайн консультация юриста по законодательству РФ

    Это бесплатно! Вы получите ответ в среднем за 3 часа!
    Узнать больше о Законуме

    Есть вопросы по законодательству Республики Беларусь? Добро пожаловать на PravoBy.com



    Регламент Консультации


    Вход в кабинет для юристов:

    Регистрация для юристов | Забыл пароль

    Задать вопрос Введите номер вопроса:

    Можно ли снизить алименты на ребенка от первого брака в случае рождения во втором браке двух детей?

    Здравствуйте уважаемые юристы. Я выплачиваю алименты на дочь от первого брака в размере 25%. Сейчас нахожусь во втором браке в котором у нас есть сын 2,5 года. В настоящее время жена находится в дикретном отпуске. Кроме этого она забеременнела и мы ждем рождения второго ребенка. Вопросы: Могу ли я снизить алименты выплачиваемые мной на дочку от первого брака? Как это правильно сделать? И какую роль в этом может сыграть вторая жена в состоянии беременности и нахождении в дикретном отпуске? Спасибо.

    Есть 2 варианта. В.1) Обратиться самому с исковым заявлением об уменьшении размера алиментов в суд по месту жительства первой супруги (она будет ответчиком по иску). На двоих детей вы должны платить 33%, на троих- 50%. По искам об уменьшении размера алиментов размер госпошлины определяется исходя из суммы, на которую уменьшаются платежи, но и не более чем за один год. Т.е. вы можете «попасть» на госпошлину, если у Вас нормальная зп.В.2.) Ваша супруга подает на алименты на Вас. В этом случае она освобождена от уплаты госпошлины. В суде необходимо ей будет утверждать, что она не ведет соместное хозяйство с Вами и что Вы добровольно детей содержать не хотите. И вообще, что Вы собираетесь разводится. По таких исках суда иногда отказывают ссылаясь установив, что иск предъявлен в целях необоснованного снижения размера взыскиваемых алиментов на детей от других матерей или в целях уклонения ответчика от выполнения обязательств перед другими лицами.Звоните. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    В соотв. со ст. 92 КоБС РБ, размер алиментов МОЖЕТ БЫТЬ УМЕНЬШЕН СУДОМ, если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты. Подсчитайте, так ли это, и если так — то в суд. Удачи. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Только дождитесь сначала рождения третьего ребенка (в смысле второго для вашей новой жены, а для вас третьего). :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Вопрос № 87533 Опубликовано 21.07.2010 в 22:14

    Несколько лет назад вторая жена подавала на меня в суд на алименты на моего второго ребенка и проиграла в том числе высшую инстанцию. Так все таки что мне делать что бы снизить алименты на первого ребенка?

    Смирнов Алексей :: Минск

    Дополнительный вопрос Опубликовано 22.07.2010 в 20:06

    Ей (второй жене) не нужно подавать в суд на алименты, поскольку есть масса доказательств того, что вы к примеру с ней живете, ведете совместное хозяйство, принимаете участие в содержании ребенка. Вам нужно подавать в суд самостоятельно на уменьшение размера выплачиваемых алиментов. В суд как заинтересованная сторона должна быть вызвана ваша вторая жена, поскольку ее дети менее обеспечены, чем ваш первый ребенок. Только точно подсчитайте, может даже при выплате алиментов на первого ребенка, двум другим денег хватит. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Выбирать из двух вариантов, которые я расписал. Первый дорогой, но надежный, второй бесплатный, но исход зависит от грамотной линии поведения в суде. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Ответов: 2

    Добрый день. Вы писали, что в соответствии со статьей 92 Кодекса о браке и семье размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты. Вопрос, а как посчитать, что дети обеспечены менее материально? Приведу пример. второй брак. Супруга в декрете, есть ребенок от второго брака. Заработная плата мужа грязными 10 млн. Алименты высчитываются до налоговых отчислений. Итого алименты 2,5 млн. Налог 1,2 млн. На руки чистыми (примерно) — 6,3 млн. На троих (в том числе и на ребенка) получается 2.1 млн? Т.е. меньше. Или надо считать по другому? И еще вопрос, при рассмотрении вопроса о снижении алиментов может ли суд учитывать кредитные обязательства на покупку жилья, в которой проживает семья? Спасибо.

    Баранов Алексей :: Минск

    в вашем примере, почему-то не фигурирует доход супруги? а как известно, родитель, находящийся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет получает пособие, в общем случае, в размере 1 БПМ (как у вашей супруги, не знаю, может еще и с надбавкой?). а с 1.8.12, его размер сост. почти 844 тыс. руб. в результате, на одного члена семьи у вас получается, без малого, те же 2,5. если у вас есть желание, то за эту малую разницу можете обратиться в суд. который кредитные обязательства не учитываюися никак. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Дополнительный вопрос Опубликовано 14.08.2012 в 10:07

    С мужем мы не проживаем в месте около 2 месяцев.Материальной помощи на ребенка он не оказывает.Я подала заявление в суд на выплату алиментов.Но у моего супруга есть ребенок от первого брака,на которого он уже выплачивает алименты в размере25%.Когда нас вызвали в суд,судья сказала что бы к следующему слушанию я предоставила доказательства о том,что мы не ведем совместный быт.Какие доказательства я должна предоставить.

    Дополнительный вопрос Опубликовано 14.12.2011 в 17:38

    свидетельские показания, что муж с вами не проживает 2 месяца, а все это время проживает в другом месте. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Ответов: 1

    Спасибо,а подскажите,кого я могу взять в свидетели? И не нужно ли в суде еще какие-нибудь доказательства?

    Хм. С трудом, поборов стеснение. собственно вам виднее, кого звать: васю или колю? Того, кто это может подтвердить в суде! А приводить доказательства можно любые. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Дополнительный вопрос Опубликовано 14.12.2011 в 23:04

    Я имела ввиду можно ли родственников приглашать в качестве свидетеля?

    можно, если они адекватны. :: Помогла ли вам эта информация? Да | Нет

    Дополнительный вопрос Опубликовано 15.12.2011 в 09:18

    прошу прощения, ошибся. Алименты высчитываются после налоговых платежей. Но вопрос остается в силе.

    Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке

    Часто бывает так, что после расторжения брака один из бывших супругов вступает в новый брак. Во втором браке, как и в первом, тоже рождаются дети, которых нужно обеспечивать.

    Это не значит, что после рождения второго ребенка отец может прекратить содержание первого ребенка – он по-прежнему нуждается в материальной помощи в виде алиментов.

    Но алиментные обязательства по отношению к детям от первого и от второго брака ложатся на плечи отца ощутимым финансовым бременем. Что делать? Можно ли уменьшить размер алиментов на второго ребенка во втором браке?

    Размер алиментов на ребенка от второго брака

    Расчет размера алиментов на детей производится следующим образом:

  • если размер алиментов определяется в доле от заработной платы или другого источника доходов, на содержание одного ребенка взыскивается ? доля, на содержание двоих детей — 1/3 доля, и 1/2 доля — на содержание троих и более детей.
  • в ряде случаев суд может установить размер алиментов в твердой (фиксированной) денежной сумме.
  • Дополнительный вопрос Опубликовано 14.08.2012 в 10:30

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: АЛИМЕНТЫ. Хорошая новость для мужчин!

    границей алиментов: Указ Президента Республики Беларусь, воздействие норм семейного законодательства определен в ст.2 КоБС Республики.

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Алименты задним числом. Легко!

    Уплата алиментов: вопросы и ответы

    Много лет назад читательница из принципа не стала требовать с бывшего мужа законные алименты. А теперь, когда дети уже учатся в университете, денег стало катастрофически не хватать. Можно ли взыскать алименты «задним числом» и заставить отца финансово участвовать в жизни совершеннолетних детей? Об этом расскажет адвокат.

    Напоминаем, что вы также можете рассказать нам о своей проблеме и получить консультацию адвоката в режиме онлайн. Для этого максимально подробно расскажите о том, что с вами случилось, и отправьте письмо в редакцию по адресу [email protected]

    — Мы с мужем развелись 11 лет назад. Алименты на детей он с первого дня не платит. Унижаться перед ним, выпрашивать эти деньги на детей я не стала принципиально. Благо, помогали родители, да и сама неплохо зарабатывала.

    Только один раз сказала ему на самых первых порах, когда мы разъехались, что все это я оставляю на его совести. И что он потом все поймет, когда в старости ни наша дочь, ни сын доброго слова ему не скажут, не то что не помогут. Дети у нас умные, они все видят и все понимают. И не простят ему, что все эти годы я каждый вечер валилась спать замертво, потому что безумно уставала на всех своих работах и подработках — все делала, лишь бы дети ни в чем не нуждались.

    Теперь же они выросли. Старшей 24, младший учится в вузе. И вроде все, можно было бы вздохнуть спокойно. Но к сожалению я должна признать, что вот теперь-то я и перестала справляться с их потребностями. Учеба в университете стоит очень дорого. А дочка надумала замуж выходить.

    Я с трудом закрываю вопрос с учебой сына, чудом пока не брала кредит — как-то удавалось выкручиваться. А вот свадьбу дочки я уже не потяну точно. Но и «не женитесь» — ведь тоже им не скажешь.

    Да и после свадьбы — ну разве я перестану детям копейкой помогать? Нет, конечно, но это уже ладно, это я смогу. Только если не понабираю сейчас кредитов.

    Вот я и подумала — ведь не может же быть такого, что как только ребенку исполняется 18, отец вообще ему ничего не должен? Они же не перестают быть родственниками. Поймите меня правильно — я в безвыходном положении, и теперь готова на суд, только чтобы дать детям то, что им нужно. У вас хочу узнать — правильно ли я рассуждаю?

    Комментарий адвоката:

    Татьяна Семешко — адвокат Минской областной коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Ваш ЧАСТНЫЙ АДВОКАТ»

    — Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС Республики Беларусь) на родителей возложена фактически безусловная обязанность содержать своих несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 91 КоБС Республики Беларусь).

    Справочно: несовершеннолетним считается лицо в возрасте до 18 лет.

    То есть по достижении ребенком 18-летия, он утрачивает право на содержание родителями как несовершеннолетний.

    На заметку: момент прекращения этой обязанности может наступить для родителя еще раньше, в частности, в случае приобретения ребенком полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, в связи со вступлением в брак).

    Как вы справедливо указываете в своем обращении, когда сначала вашей дочери, а затем и сыну исполнилось 18 лет, они не перестали быть детьми вашего бывшего супруга.

    Несмотря на то, что зачастую возможность обеспечивать себя полностью появляется у детей значительно позже, нежели в 18 лет, законодательство исходит из того, что именно по достижении этого возраста ребенок становится самостоятельным и может зарабатывать на свои нужды.

    В результате рассчитывать на помощь родителей могут только те совершеннолетние дети, которые оказались в исключительно тяжелых обстоятельствах. А именно родители обязаны принимать участие в их содержании только при одновременном соблюдении следующих обязательных условий:

    № 1. Ребенок должен нуждаться в помощи

    Что это значит: у него должно быть недостаточно средств к существованию (ч. 4 ст. 91 КоБС Республики Беларусь).

    Важно: получение ребенком пенсии, стипендии или пособия, а также наличие у него имущества, не приносящего дохода, не лишает его права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств тем не менее недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей (ч. 5 ст. 91 КоБС Республики Беларусь).

    № 2. Ребенок должен быть нетрудоспособным

    В соответствующих нормах КоБС Республики Беларусь не раскрывается это понятие. Однако, исходя из сложившейся практики, а также терминов и понятий, применяемых в законодательстве, нетрудоспособным в этом случае признается инвалид 1-й или 2-й группы.

    В подтверждение этого вывода ч. 3 ст. 91 КоБС Республики Беларусь утверждает: нетрудоспособные совершеннолетние дети имеют право на получение содержания от родителей независимо от времени и причины наступления у них инвалидности.

    При этом, если при указанных выше обстоятельствах родители не предоставляют содержание своим нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, то средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (ч. 2 ст. 91 КоБС Республики Беларусь).

    Справочно: по общему правилу, при взыскании алиментов с родителей на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, размер алиментов определяется в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определенному количеству базовых величин, подлежащей выплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения лица, с которого взыскиваются алименты, и лица, в пользу которого они взыскиваются (ст. 99 КоБС Республики Беларусь).

    Обращаю внимание тех, кто вправе рассчитывать на получение алиментов на этом основании, что понятия материального и семейного положения раскрывались раньше в статье «Советы адвоката: можно ли получить деньги на содержание от бывшего мужа?».

    Мой личный совет: к сожалению, есть вещи, которые необходимо делать своевременно. На протяжении длительного периода времени вы намеренно не пользовались тем правом, которым располагали по закону — получать помощь от бывшего супруга на содержание несовершеннолетних детей.

    На сегодня, судя по тому, что вы написали, основания для привлечения его к участию в расходах по содержанию ваших сына и дочери отсутствуют. В случае обращения в суд с подобными исковыми требованиями вы рискуете не только проиграть спор, но и понести неоправданные судебные расходы.

    Поэтому решать возникшую спорную ситуацию я рекомендую с помощью переговоров с бывшим супругом. Как ясно из вашего письма, последний раз вы обращались к нему с подобным вопросом 11 лет назад. Кто знает, быть может, его мнение и позиция изменились за прошедшие годы, или же, помня тот период времени, в течение которого он был освобожден от каких-либо имущественных обязанностей в отношении детей, он согласится помочь.

    Важно знать: исходя из своего опыта работы, обращаю ваше внимание, что зачастую мелкие детали и незначительная информация, которым клиенты не придают значения, способны существенным образом повлиять на ход событий, а порой и изменить его коренным образом.

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как не платить алименты I секрет от адвоката

    30, 40 КоБС РБ). Здесь, правда, все решает суд, и в выплате алиментов легко откажут, если твое поведение в браке покажется.

    Мифы о взыскании алиментов

    П.В. Рагойша
    главный советник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, кандидат филологических наук

    Комментарий к Закону Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье»

    Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» (далее – Закон), вступившим в силу 13 августа 2006 г., в действующий Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) внесен ряд концептуальных изменений, затрагивающих как права граждан, так и полномочия государственных органов в сфере брачно-семейных отношений. Настоящая статья посвящена анализу целей Закона и выявлению сущности предусмотренных им новаций.

    Вновь принятым Законом положения КоБС подвергаются корректировке уже в восьмой раз со времени его принятия (9 июля 1999 г.). Однако если ранее вносимые изменения и (или) дополнения решали лишь отдельные социальные и правовые задачи, не затрагивая основы отечественного семейного права, комментируемый Закон обеспечивает комплексную ревизию брачно-семейного законодательства. В результате реформируется почти половина нормативного содержания КоБС: изменения и (или) дополнения внесены в 113 из 241 его статей, а также названия трех глав. Кроме того, КоБС дополнен тремя новыми статьями.

    Цели и предмет правового регулирования Закона

    Основной целью Закона является установление гарантий и обеспечение равных возможностей реализации прав и законных интересов всех участников брачно-семейных отношений с учетом приоритета интересов несовершеннолетних детей. В рамках реализации данной цели, Закон оптимизирует правовое регулирование Брачного договора, условий заключения и расторжения брака, раздела имущества супругов и взыскания алиментов, совершенствует условия национального и международного усыновления, иного устройства ребенка на воспитание в семью.

    Не менее важной целью Закона является восполнение пробелов и оптимизация правового регулирования вопросов материнства, отцовства и установления происхождения детей. Конкретизируя момент возникновения прав и обязанностей родителей, совершенствуя нормы КоБС об установления отцовства, Закон впервые на постсоветском пространстве вводит в семейное право институт установления материнства и регламентирует его применение. Наряду с этим, Закон вводит не известный ранее отечественному праву институт суррогатного материнства, детально регламентируя брачно-семейные аспекты правоотношений в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий.

    Кроме того, ряд нормативных положений Закона направлен на достижение третьей его цели – совершенствования порядка и условий регистрации актов гражданского состояния и уточнение компетенции деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее – органы загса). Значительное количество вносимых в КоБС изменений и (или) дополнений направлено на уточнение используемой в нем терминологии, устранение ошибок и обеспечение внутренней согласованности его положений.

    Рамки данной статьи не позволяют уделить пристальное внимание всем новациям, предусмотренным Законом. В силу изложенного, остановимся на наиболее важных из них, непосредственно влияющих на правоприменительную практику.

    Брачный договорСо вступлением Закона в силу, право на заключение Брачного договора (ст. 13 КоБС) получили наряду с супругами и лица, вступающие в брак. При этом документального оформления желания вступить в брак не требуется, поэтому право на заключение Брачного договора не обусловлено последующим заключением брака и может быть реализовано в любое время как до заключения брака, так и в браке до его расторжения. Однако Брачный договор в любом случае вступит в силу не ранее дня заключения брака.

    Закон отдельно оговаривает возможность заключения Брачного договора несовершеннолетними лицами, вступающими в брак. Однако в этом случае необходимо согласие родителей (попечителей) несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностью.

    Указанные изменения в целом направлены на унификацию белорусского законодательства с законодательством иных государств СНГ. Вместе с тем, уникальность белорусской версии правового регулирования Брачного договора сохраняется в возможности заранее (т.е. до заключения брака) урегулировать данным договором любые как имущественные, так и неимущественные взаимоотношения между супругами в браке, если это не противоречит законодательству о браке и семье. Напомним, законодательство Российской Федерации, Украины и других государств СНГ относит к предмету Брачного договора определение лишь имущественных отношений супругов в браке и в случае его расторжения.

    Заключение брака

    Внесенным дополнением в ст. 14 КоБС Закон закрепляет право лиц, вступающих в брак, пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний. Порядок такого обследования установлен Инструкцией о порядке бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 70.

    Данная новация позволяет реализовать норму статьи 212 КоБС в части обязанности органа ЗАГС удостовериться, что лица, вступающие в брак, взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Вместе с тем, реализация права на прохождение медицинского обследования перед заключением брака в Беларуси (в отличие от, например, Молдовы) является делом добровольным, ознакомиться с заключением о состоянии здоровья будущего супруга возможно только с его согласия.

    Законом уточнены сроки заключения брака (ст. 16 КоБС). В обычном порядке брак заключается не ранее 15 дней и не позже 3 месяцев со дня подачи заявления в орган загса. При наличии уважительных причин с разрешения руководителя органа загса заключение брака может быть произведено до истечения 15-дневного срока. Вместе с тем, Законом впервые установлена возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для жизни лица, вступающего в брак, и другие особые обстоятельства). Анализ новеллы позволяет предположить, что в этом случае обоснованность сокращения срока заключения брака является предустановленной; отказ органа загса от заключения брака в день, указанный в заявлении, должен быть мотивирован.

    Весьма значимой как для лиц, вступающих в брак, так и для органов ЗАГС является новелла, касающаяся места заключения брака. До сих пор указанные отношения являлись в КоБС пробельными. Согласно части третьей статьи 16 КоБС в редакции Закона, местом заключения брака, как правило, является помещение органа загса. Однако по заявлению лиц, вступающих в брак, заключение брака может производиться по месту проживания одного из них, по месту предоставления стационарной медицинской помощи или в другом месте, если они не могут по уважительным причинам прибыть в орган загса. Поскольку КоБС не устанавливает иное, отдельное разрешение на заключение брака вне помещения органа загса не требуется, поэтому возможность «выездной» регистрации заключения брака определяется потенциальными возможностями органов загса. В силу изложенного, Закон позволяет произвести заключение брака с совершением гражданского обряда его регистрации, например, на лоне природы либо в ином экзотическом месте. Безусловно, в таких ситуациях орган загса имеет право на возмещение расходов и оплату стоимости дополнительных услуг, связанных с регистрацией брака.

    Разрешая коллизию личных неимущественных прав родителей и детей, Закон определяет, что разрешения родителей несовершеннолетних на их вступление в брак не требуется (ст. 18 КоБС). Снижение брачного возраста, как и ранее, производится органом загса в определенных Законом исключительных случаях.

    Следует также отметить введенный Законом запрет на заключение браков между иностранцами в органах загса. Отныне браки между иностранными гражданами на территории Республики Беларусь могут заключаться лишь в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств (ч. 3 ст. 229 КоБС).

    Права и обязанности супругов

    Решая задачу обеспечения равенства прав и обязанностей супругов, Закон впервые вводит в КоБС статью 20-1 «Равенство супругов в семейных отношениях», в соответствии с которой супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых. Указанной нормой впервые в национальной законодательстве декларируется право на материнство (отцовство), на реализацию которого должны быть направлены семейные отношения.

    Закон кардинальным образом меняет условия взаимного содержания супругов в браке и после его расторжения, обуславливая его заботой родителей о ребенке. Впервые право на содержание в течение трех лет после рождения ребенка обусловлено не рождением ребенка, а фактом осуществления ухода за ним. При этом устранена дискриминация по признаку пола: если ранее право на содержание имела лишь жена от мужа (бывшая жена от бывшего мужа), согласно внесенным изменениям в ст. 29 КоБС право требовать предоставления содержания от другого супруга имеет супруг, который находится в отпуске по уходу за ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Аналогично определяются правоотношения между бывшими супругами, при этом конкретизируется, что ребенок должен быть общий (ст. 30 КоБС).

    Изменениям подвергся также порядок раздела общего имущества супругов (ст.24 КоБС). Если ранее суд лишь в исключительных случаях мог отступить от начала равенства долей супругов, со вступлением Закона в силу суд в каждом случае исходя из обстоятельств дела вправе увеличить долю одного из супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей. При разделе имущества судом должны учитываться также общие долги супругов и права требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.

    Расторжение брака

    Излагая в новой редакции ст. 35 КоБС «Недопустимость расторжения брака», Закон впервые устраняет дискриминирующие положения о безусловном согласии жены на расторжение брака в течение 3 лет после рождения ребенка. Отныне для расторжения брака до достижения ребенком 3 лет необходимо письменное согласие того супруга, который проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Такого согласия не требуется, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записи акта о рождении ребенка.

    При расторжении брака и отсутствии Соглашения о детях суд не обязан теперь в каждом случае решать вопрос о месте жительства несовершеннолетних детей и порядке участия в их воспитании отдельно проживающего родителя. Согласно изменениям, внесенным Законом в ст. 39 КоБС, такие вопросы наряду со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей суд принимает к рассмотрению лишь в случае наличия спора между родителями. Тем самым сохраняется приоритет добровольного урегулирования отношений между матерью и отцом ребенка при расторжении брака.

    Установление происхождения детей

    Необходимость урегулирования возникающих новых общественных отношений, восполнения правовых пробелов обусловили то, что законодатель впервые за многие десятилетия столь глобально подошел к реформированию правового регулирования установления происхождения детей. При этом содержание соответствующей глава 8 КоБС концептуально переработано и изложено в новой редакции.

    Закон детально регламентирует основания возникновения прав и обязанностей родителей, нормативно определяя момент возникновения родительских правоотношений, определяет документы, удостоверяющие факты, на основании которых устанавливается происхождение ребенка (ст.ст. 50, 51 КоБС). Конкретизируя вопросы установления происхождения детей, родившихся в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, Закон впервые в белорусском законодательстве регламентирует правоотношения, связанные с суррогатным материнством (ст. 53 КоБС).

    При этом национальное регулирование института суррогатного материнства достаточно уникально: в отличие от законодательства Российской Федерации и ряда иных постсоветских государств, белорусский законодатель предусмотрел презумпцию материнства и отцовства генетических родителей. Кроме того, реализация права на материнство не увязывается с реализацией права на отцовство, поскольку прибегнуть к услугам суррогатного материнства при наличии медицинских показаний вправе как незамужние женщины, так и женщины, состоящие в браке. Таким образом, юридическим основанием для возникновения прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку, рожденному суррогатной матерью, для генетических родителей явится нотариально удостоверенный договор суррогатного материнства, заключаемый между суррогатной матерью и генетической матерью с согласия их супругов (при их наличии). Требования к содержанию и существенным условиям договора суррогатного материнства установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1470 «О существенных условиях договора суррогатного материнства».

    Закон вводит в теорию и практику отечественного права институт установления материнства (ст. 56 КоБС). До сих пор фактическое установление материнства формально осуществлялось в рамках судебного оспаривания записи о родителях, что нарушало логику возникновения брачно-семейных прав.

    Отныне список актов гражданского состояния, подлежащих обязательной регистрации, включает наряду с установлением отцовства и установление материнства, которое производится только в судебном порядке. Сфера применения этого института ограничена лишь случаями, когда мать ребенка неизвестна, а сведения о матери в книге записей актов о рождении внесены по указанию лиц, подавших заявление о рождении ребенка. Установление материнства возможно по заявлению одного из родителей или опекуна, попечителя ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

    Наряду с вышеизложенным, Закон вносит ряд изменений в нормы, регулирующие вопросы установления отцовства. Помимо более подробного регулирования порядка установления отцовства в административном порядке, Закон уточняет круг доказательств, подлежащих оценке судом при установлении отцовства в судебном порядке (ст. 57 КоБС). Отныне безусловному учету подлежат лишь доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от предполагаемого отца или признание предполагаемым отцом ребенка. Вместе с тем, суд может также принять во внимание совместное воспитание или содержание ребенка матерью и предполагаемым отцом ребенка, совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью и предполагаемым отцом ребенка до рождения ребенка.

    Взыскание алиментов на несовершеннолетних детейИнститут взыскания алиментов а несовершеннолетних детей значительному реформированию не подвергся. Однако стоит обратить внимание на ряд новаций, ужесточающих ответственность лиц, имеющих задолженность по уплате алиментов.

    В случае взыскания задолженности по алиментам, когда должник в период неуплаты алиментов не работал либо нет сведений о полученном им заработке, размер начисленных ежемесячных сумм задолженности не может быть ниже базовой величины, действующей на момент начисления задолженности по алиментам (ч. 4 ст. 110 КоБС). Если же должник на момент начисления задолженности не работает, а с момента увольнения прошло более трех месяцев, размер задолженности определяется исходя из средней заработной платы для данной местности (ч. 5 ст. 110 КоБС). Тем самым Закон понуждает должников к трудоустройству и повышает гарантии непрерывности получения содержания для взыскателя алиментов.

    Вместе с тем, Законом введена норма, позволяющая суду в исключительных случаях освободить от уплаты алиментов родителя, являющегося инвалидом 1-й или 2-й группы (ст. 92 КоБС).

    Усыновление. Опека и попечительствоВ рамках реализации поручений Президента Республики Беларусь об усилении гарантий защиты прав и интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон предусматривает корректировку норм КоБС, регулирующих национальное и международное усыновление, установление опеки и попечительства, создание приемной семьи.

    Законом введена минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым, составляющая 16 лет (ст. 126 КоБС). При меньшей разнице в возрасте усыновление возможно лишь в случае, когда в качестве усыновителя выступает отчим (мачеха) ребенка. Кроме того, Законом уточнена процедура отмены усыновления, усовершенствована система учета кандидатов в усыновители, определены принципы подбора детей для усыновления, установления опеки и попечительства, направления в приемную семью.

    Закон впервые закрепляет приоритет родственников ребенка перед другими кандидатами для семейного устройства ребенка на воспитание, однако только с учетом интересов ребенка (ч. 5 ст. 117, ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 173 КоБС). Вместе с тем, проект Закона ужесточает условия усыновления, установления опеки (попечительства) над детьми иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории иностранного государства.

    Наряду с введением обязательного письменного разрешения Министра образования на международное усыновление, опеку (попечительство), проект Закона увеличивает с 6 месяцев до 1 года срок нахождения детей на централизованном учете, по истечении которого допускается их усыновление, установление опеки (попечительства) над ними иностранцами и нашими гражданами, проживающими за рубежом (ст.ст. 233, 235 КоБС). Таким образом создан законодательный приоритет для развития национального усыновления и иных форм устройства детей на воспитание в семью на территории Республики Беларусь.

    Законом также уточнена компетенция Национального центра усыновления, определен характер его взаимодействия с органами опеки и попечительства, судами, порядок учета им кандидатов в усыновители.

    Регистрация актов гражданского состоянияВ целях совершенствования порядка и условий регистрации актов гражданского состояния, Закон регламентирует и уточняет условия регистрации рождения, установления материнства и отцовства, регистрации расторжения браков по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, аннулирования и изменения записей актов гражданского состояния, выдачи повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с требованиями Главы государства по дебюрократизации и устранении волокиты в работе государственных органов, Законом сокращен установленный КоБС срок регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества.

    Законом предельно уточнена компетенция органов загса, пределы соответствующих полномочий Домов (Дворцов) гражданских обрядов, сельских исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. Закреплено право органов загса на оказание дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния (ч.6 ст. 198 КоБС). Перечень таких услуг предписано установить Правительству Республики Беларусь.

    Существует мнение о коллизионности норм Закона с нормами принятого ранее Указа Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния» (далее – Указ). Отмечая некоторую терминологическую и структурную несогласованность указанных актов, позволим себе с таким мнением не согласиться. Указ, являясь специальным законодательным актом, регулирует скорее административные, чем брачно-семейные отношения, и логично дополняет соответствующие нормативные положения КоБС в части определения структуры, подведомственности и компетенции органов загса. В то же время, будучи принятым ранее Закона, Указ не предусматривает компетенцию органов загса по регистрации материнства. В связи с этим правоприменителю следует руководствоваться указанными актами системно. Вместе с тем, в целях унификации правового регулирования в КоБС и Указ целесообразно внести соответствующие изменения и дополнения. Соответствующий проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам, касающимся деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния», предусматривающий внесение необходимых корректив в КоБС, 30 ноября 2006 г. принят в 1-м чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

    В заключение отметим, что принятие комментируемого Закона имеет принципиальное значение, поскольку позволяет решить значительное количество правовых и социальных проблем, устранить законодательные пробелы и коллизии, обеспечить защиту и реализацию прав родителей и супругов на основе равенства, гарантировать преимущественную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Вступивший в силу Закон позволяет незамедлительно использовать заложенные в нем правовые механизмы, направленные на гуманизацию брачно-семейного законодательства и реализацию поставленных Главой государства целей по обеспечению демографической безопасности, укреплению института семьи, повышению ответственности родителей за рождение и воспитание детей как достойных граждан своей стран.

    КоБС РБ. Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей. Алименты на несовершеннолетних детей.