Как провести инвентаризацию дебиторской и.

Содержание

Проведение инвентаризации расчетов

 

Практика показывает, что во многих организациях в ходе инвентаризации дебиторской задолженности специалисты допускают методологические ошибки. В связи с этим рассмотрим требования законодательства в отношении инвентаризации «дебиторки», представим методику проведения этого контрольного мероприятия, раскроем основные нюансы процесса.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Своевременно инвентаризировать дебиторскую задолженность необходимо по целому ряду важных оснований. Во-первых, это требование законодательства. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Во-вторых, актуальные данные нужны для целей управленческого учета. Невозможно делать правильные выводы и принимать верные решения, обладая устаревшей информацией. В-третьих, инвентаризация как одна из форм контроля величины дебиторской задолженности очень важна в целях поддержания необходимой величины оборотных средств предприятия.

Было бы нерационально делать разные инвентаризации для разных целей. Одну для бухгалтерского учета, вторую — для управленческого и т. д. Результаты инвентаризации должны быть оформлены безукоризненно, чтобы их признавали и третьи лица — контрагенты, налоговые органы, суды.

По каким бы основаниям ни проводилась инвентаризация расчетов, важно знать и выполнять требования законодательства на этот счет. Поэтому ознакомимся с соответствующими положениями нормативных актов.

Согласно п. 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (сразу по окончании пожара или стихийного бедствия);
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в п. 1.5 Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Важный момент: инвентаризацию проводят не только в случаях, установленных нормативными правовыми актами. Инвентаризацию на предприятии можно осуществлять и в иных случаях, а также в другие сроки.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации (ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ).

Руководитель в силу специфики деятельности своего предприятия и особенностей производственного процесса определяет, с какой частотой и в какие сроки целесообразно проводить инвентаризации, а также порядок их проведения.

Данный момент оговаривается в приказе об учетной политике предприятия. Это требование законодательства. Пункт 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 28.04.2017) предписывает экономическому субъекту при формировании учетной политики предусмотреть порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.

Для проведения инвентаризации на предприятии создают постоянно действующую (рабочую) инвентаризационную комиссию, состав которой утверждает руководитель организации. В состав комиссии можно включать работников бухгалтерии и административно-управленческого аппарата, экономистов, представителей службы внутреннего аудита или независимых аудиторских организаций.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для проведения инвентаризации необходимо присутствие всех членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

 

Инвентаризацию предваряет выпуск приказа о проведении инвентаризации. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждена специальная форма такого приказа — № ИНВ-22.

Важный момент: с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. В связи с этим предприятие может выпустить приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации в любой форме. Главное — соблюдать требования законодательства по наличию обязательных реквизитов документа.

В рассматриваемом приказе назначают председателя и членов инвентаризационной комиссии, указывают конкретный объект инвентаризации, сроки ее проведения и дату сдачи материалов в бухгалтерию.

Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Его нужно зарегистрировать в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Основная цель инвентаризации дебиторской задолженности — проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Дебиторская задолженность может возникать и учитываться на следующих бухгалтерских счетах:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Возникшие задолженности должны быть подтверждены первичными документами: договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), универсальные передаточные документы (УПД), ведомости по зарплате, платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, бухгалтерские справки и т. д.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И ПОДОТЧЕТНЫМ ЛИЦАМ

В ходе инвентаризации дебиторской задолженности по оплате труда помимо подтверждения обоснованности числящихся сумм устанавливают причины возникшей переплаты. Проверяют первичные документы, послужившие основанием для выплаты. В данном случае не нужно олицетворять инвентаризацию дебиторских долгов по оплате труда со сплошной проверкой расчетов по труду. Начисления и выплаты проверяются лишь в части, которая нужна для подтверждения обоснованности и реальности долгов.

Нужно выяснить, нет ли долгов за уволенными работниками, оценить реальность числящихся сумм и возможность их погашения путем возврата средств от работника или зачета с начислениями отчетного периода.

По подотчетным лицам контролируют даты выплат, целевое назначение. Проверяют, не числятся ли долги по подотчетным суммам за уволенными сотрудниками. Выясняют, не являются ли подотчетные авансы просроченными. Задолженность будет просроченной, если по ней истек срок представления авансового отчета.

Согласно п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (в ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Важный момент: срок для отчета устанавливает руководитель предприятия.

Комиссия изучает наличие документов, подтверждающих целевое использование выданных сумм, платежи в адрес сотрудника и возвраты средств, если таковые случались.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПОСТАВЩИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ

По авансам поставщикам проверяют соответствующие документы — основания подобных выплат (счета, договоры, служебные записки). Целесообразно проверить наличие всех необходимых согласований на предприятии согласно внутренним регламентам в отношении осуществленных платежей.

Сам процесс подтверждения обоснованности сумм по поставщикам и покупателям будет представлять собой формирование специальных документов — актов сверок в разрезе осуществляемых расчетов.

В акте сверок в хронологическом порядке указывают все операции по данному партнеру, договору с ним, иному основанию. Затем выводят итоговые суммы расчетов за сверяемый период. По поставщикам это суммы платежей и поступление товаров, работ, услуг, по покупателям — платежи и отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг. На основе этих данных выводят окончательную сумму задолженности в пользу одной или другой стороны.

Акт сверки подписывает руководитель предприятия, по доверенности — любое уполномоченное им лицо. Наличие доверенности по уполномоченному лицу очень важно. Так, в Определении ВАС РФ от 21.08.2013 № ВАС-11147/13 по делу № А67-6327/2012 указано, что в силу ст. 53 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) главный бухгалтер не является лицом, имеющим право выступать от имени предприятия без доверенности. Акт сверки может быть подписан в качестве уполномоченных лиц единоличным исполнительным органом ответчика либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности, в которой закреплены полномочия на то или иное действие.

При отсутствии в деле доверенности, подтверждающей полномочия главного бухгалтера на признание долга, его подпись на акте сверки не является признанием долга ответчиком, сам акт — основанием для перерыва течения срока исковой давности.

Если контрагент согласен с данными, приведенными в акте сверки, он тоже подписывает этот документ. Если есть расхождения, партнер указывает свои данные и свои итоги. В этом случае приходится проверять обоснованность его сумм и уточнять, не закралась ли ошибка в собственный учет.

Аналогичным образом проводят инвентаризацию сумм «дебиторки», числящейся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Целесообразно выделять задолженность, возникшую в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Дело в том, что только по такой задолженности Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) разрешает создавать резерв по сомнительным долгам. В целях возможного формирования подобного резерва лучше заранее предусмотреть обособленное выделение таких долгов.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ФНС РФ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Нельзя обойтись формальным подтверждением обоснованности сумм, учитываемых по данным субъектам. Нужно оценить, по каким причинам возникла переплата, есть ли возможность вернуть ее из бюджета или зачесть на другие налоги, стоит начинать длительный процесс возврата или переплата учтется в отчетных налоговых обязательствах.

Для сверки с бюджетом можно использовать справки, выданные налоговым органом (форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей приведена в Приказе ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме»). Можно заказать и акт сверки.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПРОЧЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В ходе инвентаризации проверяется обоснованность долгов персонала организации по выданным займам, по возмещению различного материального ущерба, причиненного организации, задолженность участников ООО (акционеров АО) по оплате доли (акций), по суммам излишне выплаченных дивидендов и т. д.

Выясняются сроки образования этих сумм, причины и реальность имеющихся долгов, а также возможность для их взыскания. В итоге инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность:

  • числящейся в бухгалтерском учете суммы дебиторской задолженности, в том числе задолженности по недостачам и хищениям;
  • сумм дебиторской задолженности, включая суммы «дебиторки» с истекшим сроком исковой давности.

 

К СВЕДЕНИЮ

Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ), а течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 200 ГК РФ).

 

Важно учитывать, что в соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (в ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга. Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Таким образом, нужно учитывать следующий факт: утверждая акт сверки и выполняя требования законодательства относительно проведения инвентаризации, организация обнуляет уже прошедший срок исковой давности.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если должник исключен из ЕГРЮЛ, то все имевшиеся у него обязательства в данный момент были прекращены, в связи с чем правовых оснований для исчисления сроков исковой давности после указанной даты не имеется (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2017 № Ф05-16302/2017 по делу № А40-106253/2016).

 

Помимо формального подтверждения обоснованности числящихся в учете сумм долгов в ходе инвентаризации необходимо выделить сомнительную дебиторскую задолженность. Признаки такой задолженности:

  • отсутствие контактов с контрагентом;
  • существенная задержка исполнения договорных обязательств;
  • появление в выписке из ЕГРЮЛ сведений о недостоверности данных;
  • большие суммы долгов перед ФНС России;
  • наличие блокировки расчетных счетов;
  • признаки компаний-«однодневок»;
  • отсутствие имущества и т. д.

В целях контроля срока исковой давности важно идентифицировать дату начала течения срока исковой давности, истекший срок исковой давности с учетом перерыва течения срока.

ПРИМЕР ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

По данным бухгалтерского учета в ООО «Универсал» числятся следующие суммы дебиторской задолженности в разрезе синтетических бухгалтерских счетов (табл. 1).

 

Таблица 1. Выписка из оборотно-сальдовой ведомости предприятия на 30.04.2019

Бухгалтерский счет

Дебетовое сальдо, руб.

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

1 720 165

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

4 757 874

68 «Расчеты по налогам и сборам»

310 000

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

302

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

18 475

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

94 000

Итого

6 900 816

 

06.05.2019 директор предприятия Иванов Р. И. издал приказ, согласно которому в срок с 6 по 10 мая 2019 г. рабочая инвентаризационная комиссия должна провести инвентаризацию расчетов в отношении сумм дебиторской задолженности предприятия. Документы должны быть сданы в бухгалтерию 10.05.2019.

Выполняя этот приказ, бухгалтер оформила с каждым контрагентом акты сверок.

 

 

На основании актов сверок, первичной документации было установлено следующее. По расчетам с поставщиками и подрядчиками есть ошибки в данных бухучета. Бухгалтерией не отражена в учете накладная, предъявленная поставщиком в апреле 2019 г. на сумму 74 590 руб. за поставленные материалы, необходимые ООО «Универсал» для оказания услуг.

Также выявлено, что задолженность в сумме 168 575 руб. является реальной, однако подписанных актов сверок с поставщиками по разным техническим причинам получить не удалось. Задолженность в сумме 203 450 руб. была классифицирована как нереальная (по причине истечения срока исковой давности по одному предприятию, исключения организации из ЕГРЮЛ — по-другому).

Еще 303 000 руб. были признаны сомнительным долгом, так как удалось установить, что должник просрочил сроки выполнения своих обязательств по договору. По данным открытых источников, у него существенная задолженность по налоговым обязательствам.

При инвентаризации дебиторов из разряда покупателей и заказчиков выяснилось, что сумма 1 710 000 руб., получение которой ожидали в июне 2019 г. (ее распланировали на закуп дополнительного объема товарных запасов), скорее всего, в эти сроки не поступит. Дело в том, что в адрес данного потребителя был выставлен иск сторонним контрагентом на сумму 33 млн руб., а также заблокирован его расчетный счет.

При инвентаризации расчетов с подотчетными лицами выяснилось, что 4800 руб. висят за уволенным сотрудником. Во время телефонного разговора этот должник в грубой форме отказался гасить задолженность. С учетом его антисоциального образа жизни, отсутствия постоянной работы члены комиссии сделали вывод о нецелесообразности взыскания этого долга через суд и предложили его списать.

Обобщенные рабочие материалы инвентаризационной комиссии представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Обобщенные рабочие материалы инвентаризационной комиссии

Бухгалтерский счет

Дебиторская задолженность, руб.

Разницы, подлежащие корректировке в бухучете

Числящаяся в учете

Фактически выявленная

Из суммы фактически выявленной

задолженность реальная, но не подтвержденная дебиторами

задолженность, нереальная ко взысканию

задолженность сомнительная

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1 720 165

1 645 575

168 575

203 450

303 000

278 040

Расчеты с покупателями и заказчиками

4 757 874

4 757 874

0

0

1 710 000

0

Расчеты по налогам и сборам

310 000

310 000

0

0

0

0

Расчеты по соцстрахованию и обеспечению

302

302

0

0

0

0

Расчеты с персоналом по оплате труда

18 475

18 475

0

0

0

0

Расчеты с подотчетными лицами

94 000

94 000

0

0

4800

4800

Итого

6 900 816

6 826 226

168 575

203 450

2 017 800

282 840

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

По проинвентаризированным долгам оформляют справку, которая является основанием для составления акта по форме № ИНВ-17 с результатами инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

По итогам проведенной инвентаризации и выявленных результатов в ООО «Универсал» оформили соответствующую документацию.

 

Д. В. Кислов, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2019.

Скачать бесплатно демо-номер журнала

Как провести инвентаризацию дебиторской и.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Инвентаризация активов

Инвентаризация задолженности: сверка расчетов с контрагентами

ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признано утратившим силу постановлением Губернатора Челябинской области

от 11.06.2003 N 242; НГР: ru74000200300125

В целях реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 г. N 797 и оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 20 марта 2003 года прилагаемые Методические указания по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Челябинской области:

1)при проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности руководствоваться настоящими Методическими указаниями;

2) создать районные инвентаризационные комиссии;

3) провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 01.01. 2003 г. в срок до 15 мая 2003 года;

4) дать предложения по реконструкции и частичному списанию дебиторской и кредиторской задолженности.

3. Комитету по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области (Букрин В.Б.) рассмотреть итоги инвентаризации и предложения муниципальных образований.

4. Информационно-аналитическому управлению (Фатыхов С.Г.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

5. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Букрина В.Б.

П.И. Сумин

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организации жилищно-коммунального комплекса

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Губернатора
Челябинской области
от 21.03. 2003 г N 104

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса (далее именуется Предприятия) и оформления ее результатов.

2. Для целей настоящих Методических указаний:

1) под дебиторской задолженностью Предприятия понимается:

задолженность бюджетов разных уровней по возмещению разницы в тарифах, а также по предоставленным льготам и субсидиям;

задолженность бюджетных организаций и учреждений, выделяемых данным потребителям для оплаты потребляемых ресурсов;

задолженность промышленных и прочих коммерческих потребителей за полученные жилищно-коммунальные услуги;

задолженность населения;

задолженность прочих потребителей.

2) под кредиторской задолженностью Предприятия понимается:

задолженность бюджетам всех уровней по обязательным платежам и начисленным штрафам, пеням;

задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионного, Социального страхования, Обязательного медицинского страхования, Дорожные и другие фонды);

задолженность предприятиям-поставщикам и подрядчикам (субподрядчикам) за поставляемые товарно-материальные ценности и

выполненные работы, оказанные услуги, включая штрафные санкции за

предыдущие периоды;

прочие виды задолженностей.

3. Инвентаризации подлежат все виды задолженностей Предприятия независимо от субъекта задолженности.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности производится по местонахождению Предприятия.

4. Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического объема дебиторской и кредиторской задолженности;

сверка фактического объема дебиторской и кредиторской задолженности с данными задолженности контрагентов Предприятия;

проверка полноты отражения в учете задолженностей.

II. Общие правила проведения инвентаризации

5. Инвентаризацию задолженности всем Предприятиям необходимо провести до 15 мая 2003 года.

6. Для проведения инвентаризации на Предприятии создается инвентаризационная комиссия.

7. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии — приказ, постановление, распоряжение (приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение 2).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

8. До начала проверки фактического объема дебиторской и кредиторской задолженности инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "…" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков на счетах дебиторской и кредиторской задолженности к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы по поступлениям и поставкам имущества сданы в бухгалтерию. Аналогичные расписки дают лица, получившие подотчетные суммы на какие-либо цели.

9. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

10. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускаются незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

11. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии.

12. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся документы, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

13. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности согласно приложениям 3-11.

III. Правила проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей

14. Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

15. Проверке должны быть подвергнуты счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам, "Расчеты с покупателями и заказчиками" по предоставленным, но не оплаченным услугам, "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и т.п. Они проверяются по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

16. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

17. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

18. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

1) правильность расчетов с финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

2) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

IV. Составление актов инвентаризации задолженностей

19. По окончании инвентаризации составляется акт инвентаризации задолженностей, в котором состав дебиторской и состав кредиторской задолженностей указываются раздельно.

В актах отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между данными бухгалтерского учета Предприятия и данными бухгалтерского учета дебиторов и кредиторов. Выявленные суммы задолженностей требуют согласования с дебиторами и кредиторами, что должно быть отражено в актах сверки задолженностей, свидетельствующих о взаимном их признании. При наличии расхождений между обеими сторонами они должны быть зафиксированы в актах сверки.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

20. Выявленные при инвентаризации остатки дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия по каждому контрагенту подлежат сверке с аналогичными показателями контрагента. Выявленные по результатам сверки расхождения и претензии подлежат взаимному урегулированию с контрагентом в каждом отдельном случае.

Те суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые в результате сверки с контрагентами оказались невыясненными, в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации относятся на финансовые результаты предприятия как внереализационные доходы или расходы.

21. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

В дальнейшем "инвентаризационные описи", "акты инвентаризации" именуются "описи"

Заместитель Губернатора области
В.Б. Букрин

Приложение 1

Приложение 1
к Методическим указаниям
по инвентаризации дебиторской
и кредиторской задолженности
предприятий и организаций ЖКХ

приказ (постановление, распоряжение) N

по_______________________________________________________________

(наименование организации)

от "__"_____________200__г.

Для проведения инвентаризации в ___________________________________

назначается инвентаризационная комиссия (постоянно действующая, рабочая) в составе:

1. Председатель (должность, фамилия, имя, отчество)

_______________________________________________________________________________________________________________

2. Члены комиссии (должность, фамилия, имя, отчество)

_______________________________________________________________________________________________________________________

Инвентаризация подлежит дебиторская и кредиторская задолженность

к инвентаризации приступить______________________

(дата)

и окончить_______________________

(дата)

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию_____________________

___________________________не позднее________________________200_г.

Руководитель

Приложение 2. Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

Приложение 2
к Методическим указаниям
по инвентаризации дебиторской и
кредиторской задолженности
предприятий и организаций ЖКХ

N п/п

Наименование
инвентаризуемой
организации

Фамилия
ответственного лица

Приказ

Состав
инвентаризационной комиссии

Дата

Номер

1

2

3

4

5

6

Расписка в получении приказа

Наименование инвентаризуемого объекта

Начало инвентаризации

Окончание инвентаризации (дата)

Согласно приказу

фактически

Согласно приказу

фактически

7

8

9

10

11

12

Отметка о результатах инвентаризации

Предварительный результат

Окончательный результат

дата

сумма

дата

Сумма

согласовано

не
согласовано

согласовано

не
согласовано

Начата ______ _________200__г.
Окончена _____ _________200__г.

Приложение 3. Сведения О задолженности бюджетов всех уровней предприятию на

Приложение 3
к Методическим указаниям по
инвентаризации
дебиторской и кредиторской
задолженности
предприятий и организаций ЖКХ
Форма N 1- дебиторская

"____"________________200__г.

_____________________________

название и адрес предприятия

______________________________

ИНН_____________________

_________руб.

Код строки

Планировалось выделить

Фактически выделено

Задолженность (кол. 3-кол.4)

Согласовано с дебиторами

Не согласовано с дебиторами

Расхождения (кол. 6-кол.7)

1

2

3

4

5

6

7

8

Направлено средств федерального бюджета, всего

в том числе:

на возмещение разницы в тарифах

на дотации по льготам

на субсидии

Направлено средств бюджета субъекта федерации, всего:
в том числе:
на возмещение разницы в тарифах

на дотации по льготам

на субсидии

Направлено средств местного бюджета, всего:
в том числе:
на возмещение разницы в тарифах

на дотации по льготам

на субсидии

ИТОГО:

Директор

Главный бухгалтер

"__"______________200__г.

Приложение 4. Сведения

Приложение 4
к Методическим указаниям по
инвентаризации
дебиторской и кредиторской
задолженности
предприятий и организаций ЖКХ
Форма N 2-дебиторская

о задолженности бюджетных организаций за полученные услуги______________________ на "__"________200__г.

(вид услуги)

_______________________________

название и адрес предприятия

_________________________________

ИНН ______________________

руб.

Код строки

Сумма предъявленных счетов к оплате

Фактически оплачено

Задолженность

Согласовано с
дебиторами

Не согласовано с дебиторами

Расхождения
(кол. 6-кол.7)

Всего кол. 3-кол.4

в т.ч. истекш. срок иск. давн.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета, всего

в том числе:

Министерство обороны Российской Федерации

При инвентаризации расчетов с поставщиками определяют сумму дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенной на 1 ноября отчетного.

Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

Наступает осень, а значит, пора готовиться к инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета. Как оприходовать неучтенные объекты нематериальных активов? Кем должны быть подписаны акты сверки расчетов? На эти и другие вопросы отвечает автор.

Инвентаризация дебиторской задолженности

Организация перечислила 100%-ю предоплату РУП "Белпочта" за подписку на 1-е полугодие 2016 г. на ряд бухгалтерских и других журналов, необходимых в работе специалистам, занятым в производственной деятельности. Перечисленная оплата, являясь предоплатой, учитывается на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" как дебиторская задолженность. По мере поступления изданий предварительно уплаченные за подписку суммы включаются в состав затрат по текущей деятельности.

Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.

1. Каков порядок оформления акта инвентаризации расчетов и составления акта сверки с должниками по дебиторской задолженности по подписке, числящейся на счете 60, при проведении годовой инвентаризации на 1 ноября 2015 г.?

При установлении в учетной политике сроков проведения инвентаризации следует помнить ограничения, предусмотренные законодательством. В частности, срок проведения инвентаризации обязательств и других активов должен быть установлен не ранее 1 декабря (п. 8 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180; далее – Инструкция № 180).

Инвентаризация обязательств в части расчетов с поставщиками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 к Инструкции № 180 (п. 62 Инструкции № 180).

В ходе инвентаризации обязательств |*| проверяют:

* Информация о том, каких ошибок можно избежать при проведении инвентаризации активов и обязательств, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

– правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм;

– правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

– правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов с поставщиками определяют сумму дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенной на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляют акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180).

В рассматриваемой ситуации акт сверки расчетов необходимо оформить с контрагентом – РУП "Белпочта".

Кроме акта инвентаризации расчетов в Инструкции № 180 приведена форма справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме 14-инв), в которой содержится развернутая информация о задолженности.

В случае неподписания акта сверки расчетов со стороны РУП "Белпочта" дебиторская задолженность РУП "Белпочта" отражается по гр. 4 акта инвентаризации расчетов "не подтвержденная дебиторами, руб.". В справке к акту инвентаризации расчетов в таком случае в графе "Документы, подтверждающие задолженность" указывают платежные документы.

2. Кем должен быть подписан акт сверки расчетов?

Так как распоряжаться денежными средствами организации вправе лишь ее руководитель, в акте сверки расчетов, являющемся финансовым обязательством, кроме наличия подписи главного бухгалтера должна присутствовать подпись ее руководителя как распорядителя средств организации.

При этом акт сверки расчетов, подписанный, с одной стороны, руководителем организации-кредитора, а с другой – главным бухгалтером организации-должника, которому ее руководителем выдана доверенность на подписание такого акта с организацией-кредитором (либо полномочия главного бухгалтера на подписание такого рода финансовых документов установлены учредительными документами организации), следует считать имеющим для организации-должника юридическую силу финансового обязательства и надлежащим доказательством признания долга. Также и акт сверки, подписанный главными бухгалтерами обеих организаций (взыскателя и должника), если они обладают соответствующими полномочиями на подписание акта сверки, является финансовым обязательством для организации-должника |*|. Во всех остальных случаях акт сверки, в котором отсутствует подпись руководителя хотя бы одной из сторон, не обладает юридической силой (Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.05.2009 № 02-43/1066 "О судебном приказе").

* Информация о том, когда задолженность становится безнадежной, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Ликвидация филиала и инвентаризация

Организация ликвидирует свой филиал.

Обязательно ли проведение инвентаризаци при ликвидации филиала?

Проведение инвентаризации целесообразно.

При ликвидации филиала целесообразно по решению руководителя организации провести инвентаризацию всех активов и обязательств для обеспечения достоверности данных при их передаче головной организации или иному подразделению. Обоснуем такой вывод.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон):

– при реорганизации или ликвидации организации;

– перед составлением годовой отчетности;

– при смене материально ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

– при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Инвентаризация |*| проводится (п. 4 Инструкции № 180):

* Важные детали, которые следует учесть при проведении годовой инвентаризации, доступны для подписчиков электронного "ГБ"

– обязательно в случаях, установленных Законом;

– по решению руководителя организации;

– по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;

– при коллективной (бригадной) материальной ответственности – в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);

– в иных случаях, установленных законодательством.

Таким образом, буквально при ликвидации филиала проведение инвентаризации в нормативных актах не предусмотрено. В то же время проведение инвентаризации обязательно:

– при смене материально ответственных лиц, а при ликвидации филиала вероятна их смена;

– при реорганизации юридического лица, что предполагает слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в рамках юридического лица.

В ходе инвентаризации выявлены неучтенные объекты нематериальных активов

При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2015 г. выявлены неучтенные объекты нематериальных активов (компьютерные программы), разработанные работниками организации за счет средств организации.

Каким образом отразить данные активы в бухгалтерском учете? Можно ли их стоимость отразить по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" по аналогии с безвозмездно полученными?

Активы отражают по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации |**|, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета этих активов (п. 73 Инструкции № 180).

** Важные вопросы годовой инвентаризации, о которых все знают, но многие забывают, доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации, включаются в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).

Нематериальные активы входят в состав инвестиционных активов (п. 2 Инструкции № 102).

Напомним, что к нематериальным активам относятся имущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. объектов авторского права, включая компьютерные программы, базы данных или их экземпляры, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством (подп. 7.1 п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25; далее – Инструкция № 25).

Первоначальную стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяют на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (пп. 12, 13 Инструкции № 25).

Следовательно, принятие к учету неучтенных нематериальных активов должно отражаться записью:

Д-т 04 – К-т 91.

Напомним, что стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, включают в состав внереализационных доходов. Такие доходы отражают на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете организации (подп. 3.11 п. 3 ст. 128 НК).

Периодичность инвентаризации денежных средств в кассе

С какой периодичностью в настоящее время необходимо производить внеплановую инвентаризацию денежных средств в кассе?

До 1 сентября 2014 г. в сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже 1 раза в квартал, следовало проводить внеплановую инвентаризацию с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег, находящихся в кассе. Такое требование содержал п. 63 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107, в редакции, действовавшей до указанной даты (далее – Инструкция № 107).

Действующая в настоящее время редакция Инструкции № 107 не содержит такого требования. При этом она устанавливает единый порядок ведения кассовых операций и порядок расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

Напомним, что инвентаризация денежных средств должна проводиться не менее 1 раза в год (п. 8 Инструкции № 180).

При инвентаризации наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, следует руководствоваться нормами п. 61 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185. В нем определено, что в сроки, установленные руководителями юридического лица, подразделения, но не реже 1 раза в квартал проводится внезапная инвентаризация с полным полистным (поштучным) пересчетом наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, в соответствии с Инструкцией № 180.

Таким образом, внезапная инвентаризация наличной иностранной валюты|*|, находящейся в кассе, проводится в сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже 1 раза в квартал.

* Информация о случаях использования иностранной валюты в отношениях с гражданами и юридическими лицами доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Как результат — возникает кредиторская и/или дебиторская задолженность. В частности, проверка сумм дебиторской и кредиторской.