№3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции могут проверять документы, удостоверяющие Закон не обязывает граждан иметь при себе паспорт везде и всегда. Граждане могут предъявить сотруднику полиции иные удостоверяющие личность документы (водительские права, служебное удостоверение.

«Поверхностная проверка, административное задержание полицией Украины – а вы знаете свои права?»

Обязан ли водитель предъявлять документы инспектору?

1 апр. 2019

Практически все водители транспортных средств сталкивались со случаями, когда их останавливали сотрудники национальной полиции (ранее милиции) без каких-либо явных причин, просили предоставить документы, и в дальнейшем в случае если все в порядке желали водителю «доброго пути».

Но всегда ли обязан водитель предъявлять сотруднику полиции свои документы? В Постановлении по делу № 686/11314/17 от 15.03.2019г. Верховный Суд высказал свое мнение.

Немного теории. Всем известно, что сотрудник полиции имеет право останавливать транспортное средство лишь в строго определенных законом случаях, например при нарушении водителем Правил дорожного движения, или если транспортное средство пребывает в розыске и т.д. Все основания для остановки транспортного средства перечислены в ст. 35 ЗУ «О национальной полиции».

После остановки транспортного средства сотрудник национальной полиции обязан представиться, назвать свою фамилию, специально звание и по требованию лица предъявить удостоверение (ч.3 ст. 18 ЗУ «О национальной полиции). Также в соответствии с ч.2 ст. 31 данного закона сотрудник полиции обязан сообщить причину применения превентивных мер (причина остановки и проверки документов).

С правами и обязанностями сотрудника полиции вроде бы все ясно. Теперь по поводу водителя.

В соответствии с п.п. 2.4.  ПДД Украины по требованию полицейского водитель должен остановиться с соблюдением этих правил, а также предъявить для проверки документы, указанные в п. 2.1 (удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство и др.) дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность ТЗ, дать возможность осмотреть ТЗ в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований, в том числе с применением специальных устройств проверку технического состояния ТЗ, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю.

Аналогичные обязанности водителя закреплены и в Законе Украины «О дорожном движении». Так в ст. 16 данного закона закреплена обязанность водителя иметь при себе и по требованию полицейского предъявлять для проверки удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство, и в установленных законом случаях полис ОСГО.

Частью 1 ст. 126 КУпАП установлена административная ответственность водителя за управление транспортным средством лицом, которое не имеет при себе или не предъявило для проверки водительское удостоверение, техпаспорт и полис ОСАГО.

Так вот, главный вопрос состоит в том, обязан ли водитель выполнять свои обязанности, в данном случае предусмотренные п.п. 2.4 ПДР и ст. 16 ЗУ «О дорожном движении» в случае, если инспектором, к примеру, — не названа причина остановки; причиной остановки является отработка определённых «программ» без предъявления водителю соответствующих документов, или если причиной остановки является нарушение водителем ПДР, однако водитель отрицает данный факт и отсутствуют доказательства и т.д. Другими словами, имеет ли право водитель ставить под сомнение право сотрудника полиции остановить ТЗ и проверять документы, и ставиться ли в зависимость обязанность водителя предъявлять документы с наличием у сотрудника полиции права останавливать ТЗ.

Вопрос достаточно актуальный, и ответ на него непрост. Ранее считалось, что законом и ПДР четко установлены обязанности водителя по поводу остановки и предъявления документов по требованию инспектора. Если водитель считает, что инспектор не соблюдает требования закона водитель имеет право уже в дальнейшем, после предъявления своих документов пожаловаться в соответствующие инстанции.  Такой подход в принципе является нормальным, ведь если сотрудник полиции — это представитель власти и установить незаконность его действий может только вышестоящий орган или суд.

Вместе с тем, в указанном выше Постановлении ВС, суд стал на сторону водителя.

Согласно фабуле дела, патрульный остановил транспортное средство с целью проведения профилактической беседы и разъяснения водителю о нарушении последним п. 9.8 ПДР (движение без включенного ближнего света). Т.е. полицейский имел право остановить ТЗ и потребовать предъявления документов. Водитель же, предъявил лишь водительское удостоверение, регистрационный талон отказался предъявлять ввиду отсутствия доказательств совершения ним нарушения ПДР.

Сотрудник полиции составил протокол и вынес постановление о привлечении водителя по ч.1 ст. 126 КУпАП за управление ТЗ при отсутствии или непредъявлении регистрационного талона.

Водитель в свою очередь посчитал такие действия полицейского незаконными и обжаловал их в суд. Дело дошло до Верховного Суда. Следует учесть, что это одно из последних дел по КУпАП, которое дошло до кассационной инстанции, так как в соответствии с новой редакцией КАС Украины, рассмотрение таких дел завершается вынесением решения в апелляции.

Позиция ВС свелась к тому, что поскольку сотрудник полиции не привлек водителя к административной ответственности за нарушение п. 9.8 ПДР и отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства совершения водителем нарушения именно п. 9.8 ПДР, требования полицейского о предъявлении водителем документов являлись неправомерными. Следовательно, отсутствуют и надлежащие доказательства совершения водителем нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 126 КУпАП.

Что ж, данный случай показывает, что в суде можно добиться правды и доказать, что водитель не обязан предъявлять свои документы инспектору, если тот не может доказать факт нарушения водителем ПДД, однако стоит ли игра свеч. Ведь предъявление документов сотруднику полиции у вас займет не более минуты, а судебные разбирательства как минимум несколько месяцев.  Безусловно идти данным путем будет иметь смысл если отказ водителя предъявить документы обусловлен поведением сотрудника полиции, в том числе «хамским отношением» и т.п.

  Виталий Цвигун 

  руководитель судебной практики, адвокат АО «КФ «ДОМИНАНТА» 

Теги:

Рейтинг страницы: 3.4/5 на основе 5 оценок.

Другие новости

Що прогарантувала нам держава новим законом на період карантину?

30.03.2020 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів, спрямованих на забезпечення додаткових соціальних та економічних гарантій у зв’язку з поширенням  коронавірусної хвороби (COVID-2019)».

Закон відсьогодні вже вступив в силу, тож розглянемо детально про які додаткові соціальні та економічні гарантії в ньому йдеться.

Читать далее →

Чим загрожує недотримання умов карантину?

Борітеся – поборете. Мабуть немає такого українця, який би не знав автора славнозвісної поеми «Кавказ», слова якої цитують не лише учні на уроках української літератури, але тепер вже і Міністерство охорони здоров’я в своїх постах в фейсбуці.

В світлі останніх подій, пов’язаних з розповсюдженням вірусу COVID-19, не менш актуальною є тема відповідальності, до якої можуть притягнути як населення так і бізнес України у випадку недотримання умов карантину, яку ми і плануємо детально розглянути в даній статті.

Читать далее →

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Беспричинная проверка документов полицией, Москва, станция метро «Киевская»

13 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право проверить паспорт (или иные документы удостоверяющие личность).

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Беспричинная проверка документов: как законно не показывать документы полиции

Проверка документов в свете закона «О полиции»

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ И ЗАКОН

Сотрудник полиции проверяет у гражданина документы, удостоверяющие личность, — ситуация достаточно привычная, но давайте попробуем взглянуть на неё с «правового ракурса».

Мы с вами живём в правовом государстве, а, значит, все государственные служащие, в том числе и сотрудники полиции, должны осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом.

Случаи, когда страж порядка имеет право проверять документы у граждан, перечислены в пункте 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции). Поводом для этого может быть следующее: 1) имеются основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске; 2) есть повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; 3) имеются основания для задержания граждан в порядке, предусмотренном статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и (или) статьёй 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Иных причин для проверки сотрудниками полиции документов, удостоверяющих личность, федеральное законодательство не содержит.

Таким образом, требование сотрудника полиции предъявить документ, удостоверяющий личность, должно согласовываться с положениями пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции, в противном случае указанное требование является незаконным.

Представим себе ситуацию: полицейский проверил у подозрительного человека документы. Убедился, что никакого правонарушения гражданин не совершил, и вернул паспорт владельцу с извинениями. Нарушил ли постовой закон? Ответ однозначен: нет!

Вышеуказанная норма Закона о полиции не предполагает, что сотрудник полиции в момент проверки документов должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности лица к совершению правонарушения. Вполне возможно, что проверяемый попросту внешне похож на лицо, находящееся в розыске, а это уже основание для того, чтобы попросить его предъявить документы.

Не следует забывать и о том, что процедура проверки документов сопряжена с необходимостью обращения к гражданину. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о полиции при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим обязанности гражданина.

Велели паспорт показать

Законодательство Российской Федерации не налагает на гражданина обязанность иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в связи с этим отказ гражданина идентифицировать свою личность посредством предъявления сотруднику полиции указанных документов не может расцениваться как неповиновение законному требованию сотрудника полиции (19.3 КоАП РФ). Соответствующий вывод подтверждается судебной практикой (постановление Сыктывдинского районного суда от 2 февраля 2015 года по делу № 5-41/2015).

Безусловно, в этой статье уместно затронуть закономерный вопрос о том, какие же документы позволяют установить личность гражданина? Подавляющее большинство юристов при ответе на поставленный вопрос безапелляционно заявляют, что таким документом является исключительно паспорт гражданина Российской Федерации. Однако обоснованность такой позиции вызывает сомнения. В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и пункте 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, указано, что паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Использованное законодателем понятие «основной документ» вовсе не означает, что паспорт гражданина Российской Федерации одновременно является и «единственным документом», удостоверяющим личность. Различие этих понятий подтверждается статьёй 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Вместе с тем нормативный правовой акт, содержащий исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, в российском законодательстве отсутствует.

Права и парадокс права

Стоит также упомянуть про отдельную категорию документов, которые выдаются гражданам Российской Федерации с целью удостоверения их личности, однако по своей правовой природе они весьма специфичны и не могут в полной мере и на неопределённый срок заменить собой паспорт гражданина. В пункте
16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведён наиболее полный перечень соответствующих документов: 1) военный билет, временное удостоверение, выданное взамен военного билета, или удостоверение личности военнослужащего, для лиц, которые проходят военную службу (военный билет является документом, удостоверяющим личность гражданина, только в период прохождения им военной службы. — Прим. авт.); 2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; 3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); 4) справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

При наличии законных оснований сотрудники полиции также уполномочены на осуществление проверки документов, удостоверяющих личность, у лиц, не имеющих устойчивой правовой связи с Российской Федерацией. Документы, позволяющие установить личность иностранных граждан и лиц без гражданства, указаны в федеральных законах, определяющих правовой статус таких лиц.

Ошибочно отождествляются с документами, удостоверяющими личность: удостоверения государственного гражданского служащего, адвоката, студенческий билет и пенсионное удостоверение. Указанные документы выдаются с целью удостоверения правового статуса лица, его принадлежности к той или иной структуре или социальный группе.

Дискуссионным является вопрос о признании водительского удостоверения документом, удостоверяющим личность. Верховным судом Российской Федерации в определении ГКПИ 06-1016 указано, что водительское удостоверение «содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина». Данная позиция подтверждена Кассационной коллегией Верховного суда Российской Федерации в определении КАС 06-547. При этом информации о том, какие именно реквизиты являются «необходимыми», определение Верховного суда Российской Федерации не содержит. Одновременно с этим ни в одном документе, имеющем статус нормативного правового акта, включая Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водительское удостоверение не названо документом, удостоверяющим личность. В связи с этим складывается парадоксальная ситуация, из которой следует вывод о том, что любой документ, имеющий реквизиты, схожие с реквизитами водительского удостоверения, может приравниваться к удостоверению личности гражданина. Обозначенная проблема правоприменительной практики подтверждает необходимость законодательного утверждения перечня документов, удостоверяющих личность.

Зачастую конфликтные ситуации при проверке документов, удостоверяющих личность, возникают на почве расхождения мнений по вопросу о правомерности передачи документа в руки сотруднику полиции. Несмотря на то что законодательно процедура передачи документов, удостоверяющих личность, в руки сотрудников полиции не регламентирована, органы, осуществляющие надзор за законностью деятельности полиции, придерживаются по данному вопросу единообразной позиции. В ответ на обращение гражданина прокуратура города Санкт-Петербурга сообщила следующее: «Сотрудник ППС вправе изучать документы гражданина, получив их на руки. Такая процедура не может расцениваться как изъятие документов» (исх. № 35-116-2013 от 18 января 2013 года).

Юрисконсульт (ведущий) 4-го отдела

ПУ ГУ МВД России по г. Москве

К.А. ТИМОЩУК

Номер 13 (9467) 14 апреля 2015 года, Правовой ликбез

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: МОЖЕТ ЛИ ПОЛИЦИЯ ПРОВЕРЯТЬ ДОКУМЕНТЫ У ВСЕХ ПОДРЯД?

Мужчину попросили остановиться для проверки документов, на что В случае, если паспорт остался дома, полицейские имеют право.

«Предъявите документы». Как не стоит общаться с сотрудниками полиции

Правовая основа: Конституция Российской Федерации (статья 25) предусматривает право граждан на неприкосновенность жилища и устанавливает недвусмысленный запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключением являются установленные федеральным законом случаи или судебное решение. За незаконное проникновение предусмотрена уголовная ответственность.

Скачать инфографику для печати (2,2 MБ)

Полиция наделена правом на вхождение (проникновение) в жилые помещения в строго определенных случаях, когда такого рода действия способствуют защите законных интересов или охраны жизни и здоровья граждан.

При подготовке материала использована справка ООД «За права человека».

Оглавление

Когда полиция может войти?

Частный случай: осмотр или обыск?

Алгоритм действий: если вам в дверь звонит полицейский

Типовые причины визита полиции домой

Расследование преступления

Выявление административного правонарушения

Рейд управляющей компании

Что еще следует знать?

Когда полиция может войти?

Полиция имеет право беспрепятственно входить в любое время суток в помещения граждан и осматривать эти помещения, а при необходимости – произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в помещение, в следующих ситуациях (ст.15 ФЗ «О полиции»):

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Таким образом, если в вашей квартире не скрывается преступник, не совершается преступление, нет угрозы жизни или имуществу, а также не произошел несчастный случай, то полицейский может пройти к вам домой исключительно с вашего согласия.

Частный случай: осмотр или обыск?

Для перечисленных выше целей (ст. 15 ФЗ «О полиции») по закону полицейский уполномочен проводить исключительно осмотр помещения. Осмотр это следственное действие, цель которого — зафиксировать обстановку в квартире и изъять вещи со следами преступления. Осмотр жилища (даже как осмотр места происшествия) проводится только с вашего согласия или по решению суда. Может быть проведен до возбуждения уголовного дела. Обыск это следственное действие, цель которого — принудительное изъятие предметов или обнаружение человека. Обыск в квартире проводится на основании решения суда в рамках возбужденного уголовного дела. И обыск, и осмотр можно провести без вашего согласия по постановлению следователя в случаях, когда такое действие не терпит отлагательства (ч. 5 ст.165 УПК РФ). В такой ситуации следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о проведении обыска или осмотра, после чего суд проверит законность проведения следственных действий.  Решение суда о законности обыска/осмотра вы можете обжаловать в вышестоящий суд.  

Алгоритм действий: если вам в дверь звонит полицейский

Если в вашу дверь звонит полицейский, выполните несколько простых действий:

1. Удостоверьтесь, что к вам пришел именно полицейский, а не, например, сотрудник частного охранного предприятия (ЧОП). Попросите сотрудника представиться и предъявить служебное удостоверение в «глазок». Помните, полицейский должен быть легко узнаваем (ст.14 Европейского кодекса полицейской этики), кроме того, у сотрудника полиции имеется нагрудный знак, позволяющий его идентифицировать (п.5. ст.25 ФЗ «О полиции»).

2. Узнайте причину и цель визита сотрудника к вам домой, после чего примите решение: открывать или нет.

3. В случае, если визит полицейского не имеет законных оснований (см. выше), вежливо сообщите сотруднику полиции, что его действия неправомерны, а также оставьте жалобу по телефону 112. Если же цель визита правоохранителя – беседа, предложите оставить вам повестку или уточнить время и место приема.

4. Если для посещения есть основания, перед тем как войти в жилое помещение, полицейский обязан уведомить вас об этих основаниях. Если полицейский хочет пройти внутрь, уточните у него причину такого желания. В случае если сотрудник не может назвать законные основания, попросите его покинуть помещение, а также напомните, что необоснованное проникновение в жилище сотрудника полиции является уголовным преступлением – превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), поскольку наносит существенный вред вашему конституционному праву на неприкосновенность жилища.

Если полицейский продолжает настаивать – звоните по телефону 112.

5. Вы решили открыть дверь – воспользуйтесь дверной цепочкой. Попросите полицейского предъявить служебное удостоверение (п.5 ст.5 ФЗ «О полиции»). Перепишите данные, попросите полицейского подождать – сообщите о визите полиции своим близким или родным, продиктуйте им ФИО, звание и должность сотрудника.

6. В случае проникновении в жилое помещение сотрудник полиции обязан с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу (пп.2 п.5ст.15 ФЗ «О полиции»). О факте вхождения полицейский обязан уведомить непосредственного начальника (пп.4 п.5ст.15 ФЗ «О полиции»).

7. Как мы уже выяснили, законодательство позволяет полиции проникать в помещение только с определенными целями. Поэтому действия сотрудника, проникшего к вам в дом, должны быть ограничены рамками служебной необходимости. К примеру, если к вам в квартиру забежал преступник и полицейский, преследуя его, вынужден был проникнуть в ваше помещение, то сразу же после задержания он обязан покинуть квартиру.

Типовые причины визита полиции домой

Расследование преступления

Уголовно-процессуальное законодательство (ч.1 ст.176 УПК РФ) предусматривает возможность осуществления осмотра жилища в целях обнаружения следов преступления, а также  выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Такой осмотр жилища в случае, если оно является местом происшествия, может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч.2 ст. 176 УПК РФ).

В таком случае осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь обязан ходатайствовать перед судом с целью получения санкции на производство осмотра (ч.5 ст.177 УПК РФ). 

Кроме того, в рамках уголовного дела полиция может проводить и обыск жилища. Обыск производится на основании постановления следователя или суда в рамках возбужденного уголовного дела (с целью обнаружения предметов, вещей, ценностей, имеющих значение для уголовного дела, ч.2 ст.182 УПК РФ).

Выявление административного правонарушения

К примеру, ваши соседи обратились к участковому уполномоченному полиции, сообщив, что вы нарушили общественный порядок, слушая громкую музыку.

В такой ситуации полицейский может пройти к вам в квартиру исключительно с вашего согласия. При этом он вправе составить протокол об административном правонарушении и начать процедуру привлечения вас к административной ответственности в порядке, предусмотренном законом (см. нашу инструкцию).

В рамках этой процедуры он может вручить вам повестку о явке для дачи объяснения, обязан вручить копию протокола, в самом протоколе вы можете (но не обязаны) дать письменное объяснение.

Рейд управляющей компании

Зачастую визит полицейского (участкового) связан с так называемыми «рейдами» управляющих компаний, которые «выявляют» незарегистрированных лиц, проживающих в квартире.  В таких ситуациях полицейский и представители управляющей компании вправе пройти к вам в жилище исключительно с вашего согласия, даже если ему необходимо проверить счетчики учета воды или электроэнергии.

Дружинники, сотрудники управляющих компаний, общественность и прочие вообще не могут заходить в чужой дом без согласия его владельца. В статье 3 Жилищного кодекса РФ сказано, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается только для спасения жизни граждан при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках и прочих чрезвычайных делах (http://www.openpolice.ru/news/vo-blago-ili-vo-vred-kontrolnyj-vizit-upravdoma-i-policejskogo-v-nashu-kvartiru/ )

Если же полицейский предполагает, что вы нарушили законодательство в сфере регистрации, он вправе составить протокол об административном правонарушении. Но для этого нет необходимости проникать в вашу квартиру, тем более вместе с представителями управляющей компании.

Что еще следует знать?

1.     Приведённый выше перечень оснований для вхождения (проникновения) сотрудника полиции в жилое помещение является исчерпывающим (см. п.3 ст. 15 ФЗ «О полиции») и в него не входит, к примеру, профилактика и выявление преступлений или правонарушений.

2.     При наличии оснований для посещения, перед тем как войти в жилое помещение полицейский обязан уведомить вас о них. Исключение составляют случаи, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия (пп.1 п.5 ст.15 ФЗ «О полиции»).

3.     Сотрудники ЧОП, ЖЭУ или народные дружинники не являются сотрудниками полиции, поэтому для них возможность войти в жилое помещение зависит от вас, а не от сотрудника полиции. Вы можете впустить сотрудника полиции, но закрыть дверь перед иными лицами. В случае если полицейский будет настаивать на том, чтобы вы впустили их в квартиру, вежливо откажите и сообщите, что проникновение против вашей воли будет расценено как совершение преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ – нарушение неприкосновенности жилища.

4.     При обходе квартир участковым он может войти в жилое помещение и получить информацию о происходящем в жилом помещении только с согласия лица, занимающего квартиру, в противном случае такие действия полицейского будут являться прямым нарушением ФЗ «О полиции» (см. п3. ст. 15 ФЗ «О полиции»).

5.     Аренда жилого помещения является элементом гражданско-правовых отношений, т. е. отношений между гражданами и/или юридическими лицами. Сотрудники полиции не вправе проверять законность гражданских сделок. Поэтому просьбы полицейского предоставить договор аренды помещения незаконны. Если же полицейский предполагает, что вы нарушили законодательство в сфере регистрации, он вправе составить протокол об административном правонарушении и начать процедуру привлечения вас к административной ответственности в порядке, предусмотренном законом (см. нашу инструкцию). В рамках этой процедуры он может вручить вам повестку о явке для дачи объяснения, обязан вручить копию протокола, в самом протоколе вы можете (но не обязаны) дать письменное объяснение, впускать для этого в квартиру не обязательно.

6.     После вхождения в жилое помещение против воли находящихся там граждан сотрудник полиции обязан в течение 24 часов:

·      представить рапорт о факте вхождения непосредственному начальнику (пп.4 п.5 ст.15 ФЗ «О полиции»);

·      проинформировать собственника этого помещения и (или) проживающих там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие (п.6 ст.15 ФЗ «О полиции»);

·      письменно уведомить прокурора (п.7 ст.15 ФЗ «О полиции»).

Скачать инструкцию (28,2 KБ)

Скачать инфографику для печати (2,2 MБ)

Вернуться в раздел помощь

3-ФЗ «О полиции» предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания.