Что делает ОБЭП — права и обязанности отдела. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не.

Содержание

Право. 10 класс

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 681-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Александра Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" и подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения"

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2017 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко"

4. Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 12 — 14 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона «О полиции»).

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N АПЛ16-567 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.08.2016, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 29.04.2015 N 495дсп.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что Инструкция, являющаяся ведомственным нормативным правовым актом и регламентирующая вопросы организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, в оспоренном пункте 11 не затрагивает процессуальных вопросов производства предварительного расследования, принята во исполнение в том числе требований Закона о полиции, устанавливающего основные направления деятельности полиции, согласно которым одной из задач полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (статьи 1, 2); федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2521-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романюка Валерия Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции", а также положениями приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации "Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных, оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации"

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 70-КГ16-13 Требование: Об оспаривании заключения по результатам служебной проверки, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула. Обстоятельства: Истец был уволен со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, подтверждается заключением служебной проверки. При этом порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения ответчиком соблюдены.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» определено, что одним из назначений полиции является противодействие преступности.

Пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Решение Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N АКПИ16-263 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 74.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2016 N 308-ЭС16-1611 по делу N А20-6805/2014 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о понуждении заключить государственный контракт на охрану административных зданий. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды пришли к выводу об обоснованности требований истца, так как у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Уставом Учреждения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» (далее — распоряжение N 1629-р), Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране», пунктом 2 Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2014 N 410, пришли к выводу об обоснованности требований Прокуратуры, поскольку у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N АПЛ16-51 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N АКПИ15-979, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185.

Федеральный закон о полиции, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13).

Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 333-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тогулева Олега Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 13, частями 1, 3 и 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции"

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 335-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лопатина Александра Валерьевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 13, частями 1, 3 и 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции"

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2017 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко"

4. Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 12 — 14 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона «О полиции»).

Решение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N АКПИ15-1051

Определяя с указанной даты перечень лиц, информация о которых подлежит внесению в банки данных полицией, федеральный законодатель в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 3-ФЗ) обеспечил и необходимую преемственность криминалистической регистрации, включая возможность использования сформированных до 1 марта 2011 г. банков учета лиц, предметов и фактов, соответствующих им информационных ресурсов, ведение которых осуществлялось на основании предшествующего правового регулирования, в том числе по нормам Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции».

Приказ МВД России от 11.10.2013 N 839 Об утверждении Инструкции об организации досмотра граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей (в том числе с применением технических средств) при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи

<2> В целях настоящей Инструкции согласно статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» под гражданами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича на нарушение их конституционных прав пунктом 43 статьи 5, статьями 144 и 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция, как орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1). С учетом этого на полицию в числе прочего возлагаются обязанности принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, обеспечивать сохранность следов преступления; в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно (пункты 1, 2 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).

Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зотова Максима Павловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 19.3 и частью 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1623-О-О "По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта "о" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» часть первая статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, которым к перечню обстоятельств, отягчающих наказание, отнесено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (пункт «о»). Осуществляя такое регулирование, федеральный законодатель исходил из того, что на органы внутренних дел возложены конституционно значимые функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности, что подтверждается как действовавшим на тот момент Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции» (часть первая статьи 1), так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (часть 1 статьи 1).

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Должен ли сотрудник полиции представляться ?

Деятельность полиции, направленная на ограничение прав и свобод здоровья могут выполнять возложенные на них функции. 3.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Полиция России 03 (RUSKÁ POLICIE 03)

Будущее казахстанской полиции: какими могут быть реформы МВД?

Памятка
для населения о порядке приема  и регистрации заявлений, сообщений граждан о происшествиях в органах внутренних дел

Порядок приема и регистрации заявлений, сообщений граждан о происшествиях в органах внутренних дел, регламентирован приказом МВД России № 140 от 01.03.2012г., которым утвержден соответствующий административный регламент.

Если в отношении вас совершено преступление или у вас имеется информация о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, а также об авариях, несчастных случаях, пожарах, исчезновениях людей и других происшествиях, вы можете обратиться в дежурные части органов внутренних дел МВД России. У вас обязаны принять заявление или сообщение о происшествии и зарегистрировать его в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел как лично от заявителя, так и нарочным, по почте, телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи, через Интернет-сайт.

Сотрудники органов внутренних дел обязаны круглосуточно принимать устные и письменные заявления граждан, сообщения общественных объединений, а также учреждений, предприятий организаций, должностных лиц о любом готовящемся или совершенном преступлении или происшествии, вне зависимости от времени и месте его совершения.

Если сообщение о происшествии поступило в дежурную часть при непосредственном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией  сообщения о происшествии в КУСП оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, время и дата приема заявления, подпись, инициалы и фамилия дежурного. Заявитель должен расписаться за получение талона-уведомления на талоне корешке, проставить дату и время его получения.

Не подлежат регистрации в КУСП заявления специального характера, связанные с выдачей и оформлением справок, лицензий, разрешений и иных документов.

Кроме того, установлен особый порядок рассмотрения анонимных сообщений, поступающих в орган внутренних дел.

При входе в здание отдела полиции должны быть размещены информационные стенды с выписками из положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях, а также служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия сотрудников полиции, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях.

Граждане могут оперативно и беспрепятственно сообщать о готовящихся  или совершенных преступлениях ( в том числе анонимно), а также нарушениях  их законных требований сотрудниками органов внутренних дел.

Заявитель имеет право обжаловать действия сотрудников полиции, связанные с нарушением порядка приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях  в органы прокуратуры республики, суд,  МВД по Республике Бурятия.

В случае противоправных действий сотрудников правоохранительных органов граждане вправе обратиться в органы прокуратуры по месту дислокации подразделения правоохранительного органа, а также обжаловать действия должностных лиц в прокуратуру республики, в судебном порядке, в МВД по Республике Бурятия.

Прокуратура Республики Бурятия

Адрес: 670000, г.Улан-Удэ, ул. Борсоева, 23а

Адрес электронной почты: [email protected]

Номер дежурного прокурора – 8(301-2)21-44-98

Номер телефона доверия МВД по Республике Бурятия –  8 (301-2)292-292

Мы надеемся, что разъяснение действующего законодательства поможет разрешить ваши проблемы, а также будет способствовать повышению уровня правовой культуры в нашем обществе.

Прокуратура Республики Бурятия

 

Куда пожаловаться на правоохранительные органы

В случае нарушения Ваших прав со стороны сотрудников правоохранительных органов Вы имеется  право обжаловать действия должностных лиц в органы прокуратуры.

Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

 Выделены 3 основных вида обращений граждан на действия должностных лиц правоохранительных органов.

1.  Отказ в приеме и регистрации заявления о преступлении.

2. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц.

3. Применение незаконных методов воздействия со стороны сотрудников полиции.

№ 1: Отказ в приеме и регистрации заявления о преступлении.

ПРИКАЗ МВД РФ от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги  по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об адм. правонарушениях, о происшествиях»

Пункт 13. При обращении заявителя по телефону уполномоченным сотрудником органов внутренних дел предоставляется информация:

О нормативных правовых актах, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (вид акта, регистрационные данные и наименование), за исключением нормативных правовых актов ограниченного распространения.

О месте нахождения соответствующего подразделения территориального органа МВД России.

О местах размещения в электронных информационных ресурсах необходимых справочных материалов.

О регистрационном номере, под которым в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии и дате регистрации.

О должностном лице органов внутренних дел (фамилия, имя, отчество, должность, служебный телефон), осуществляющем рассмотрение заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.

О принятии решения по конкретному заявлению или сообщению о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.

Пункт 24. Прием и регистрация заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях осуществляются круглосуточно.

Пункт 26. Заявление о преступлении, которое подается потерпевшим или его законным представителем по уголовному делу частного обвинения, заявление о преступлении, которое подписывается заявителем, заявление об административном правонарушении, заявление о происшествии составляется в произвольной форме.

При подаче заявления о преступлении, которое подается потерпевшим или его законным представителем по уголовному делу частного обвинения, заявление о преступлении, которое подписывается заявителем, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК.

Пункт 27. При предоставлении территориальным органом МВД России государственной услуги запрещено требовать от заявителя:

Представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов МВД России, иных органов государственной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Представления документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Пункт 28. Заявитель вправе приложить к заявлению о преступлении, об административном правонарушении либо о происшествии необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме.

Пункт 29. Заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии подлежат обязательному приему.

Пункт 33. Государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.

Пункт 34. Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут.

Пункт 35. Прием заявителей осуществляется в специально выделенном для этих целей помещении, расположенном на первом этаже здания территориального органа МВД России.

Пункт 36. Места ожидания (приема) оборудуются стульями, столами (стойками) для возможности составления заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии. Обеспечение писчей бумагой и ручками осуществляется по просьбе заявителя сотрудниками органов внутренних дел, принимающими заявления.

Пункт 99. Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Пункт 100. Информация о принятом решении по заявлению о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, поступившему в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по указанному адресу электронной почты, в письменной форме по указанному почтовому адресу, а по заявлению, поступившему через Единый портал, направляется с использованием информационной системы в личный кабинет заявителя, созданного на указанном портале.

Пункт 101. О передаче заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии по подведомственности, по подследственности, по подсудности в суд (по делам частного обвинения) или в иной территориальный орган МВД России по территориальности заявитель информируется письменно или получает сообщение в личный кабинет, расположенный на Едином портале, в течение 24 часов с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации  

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальный кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

 4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

 3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

 № 2:  Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц. 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Статья 123. Право обжалования

1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

2. При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

 3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

№ 3: Применение незаконных методов воздействия со стороны сотрудников полиции.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (ред. от 06.12.2011)

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Ответственность должностных лиц за нарушения законности при осуществлении служебных полномочий.

За неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, совершение противоправных действий виновные должностные лица правоохранительных органов привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок прохождения службы в правоохранительных органах.

За совершение действий, содержащих признаки уголовно-наказуемого деяния виновные должностные лица правоохранительных органов подлежат уголовному преследованию в соответствии с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Российской Федерации.

  Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В случае противоправных действий сотрудников правоохранительных органов граждане вправе обратиться в органы прокуратуры по месту дислокации подразделения правоохранительного органа, а также обжаловать действия должностных лиц в прокуратуру республики или в судебном порядке.

Прокуратура Республики Бурятия

Адрес: 670000, г.Улан-Удэ, ул. Борсоева, 23а
адрес электронной почты [email protected].ru

Написать обращение в Прокуратуру Республики Бурятия

 

В России вступила в силу амнистия по случаю 20-летия Конституции

Под действие амнистии не попадают те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступлений, связанные с убийством, насилием, наркоторговлей, терроризмом, взяточничеством и т.д.

Решение об амнистии, вступило в силу 18.12.2013г.,  согласно Постановлению «Об объявлении амнистии» освобождены от наказания: осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, а также в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавшие наказание в воспитательных колониях; осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывшие не менее половины назначенного срока наказания.

Освобождению от наказания подлежат осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях: 1) женщины, имеющие несовершеннолетних детей; 2) беременные женщины; 3) женщины старше 55 лет; 4) мужчины старше 60 лет; 5) лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 6) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иные лица, принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества; 7) инвалиды I и II группы. Указанные лица освобождаются от наказания лица по уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу акта об амнистии, если они ранее не отбывали наказание в исправительных учреждениях.

Также от наказания освобождаются лица, осужденные за преступления, предусмотренные ч. 2 и 3ст. 213 и ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Подлежат прекращение находящиеся в производстве органов расследования  и судов уголовные дела о преступлениях средней тяжести в отношении: лиц в возрасте до 16 лет, в возрасте от 16 до 18 лет, а также иных лиц ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных выше, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 212, ст. 213 и ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Особо следует отметить, что названная амнистия не распространяется: на осужденных за преступления, предусмотренные ст. 105, 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ст. 127.1, 127.2, ч. 2 ст. 128, ст. 131, 132, ч. 2 ст. 133, ст. 134, 135, 146, 147, ч. 3 и 4, ч. 3 и 4 ст. 158, ч. 3 и 4 ст. 159 – ч. 3 и 4 ст. 159.6, ч. 2 и 3 ст. 161, ст. 162, ч. 2 и 3 ст. 163, ст. 164, ч. 3 и 4 ст. 166, ст. 169 –200.1, 205 – 206, 208 – 211, ч. 1 ст. 212, ч. 3 ст. 215.2, ч. 3 ст. 215.3, ст. 221, 222, ч. 1-3 ст. 223, ст. 226 – 232, 234, 240, 241, 242.1, 242.2, ч. 2-6 ст. 264, ст. 275 – 279, 281, 282, 282.1, 282.2, ч. 3 ст. 286, ст. 290, 291, 291.1, 295, 296, 299, 300, ч. 2 и 3 ст. 301, ч. 2 ст. 305, ч. 3 ст. 306, ч. 4 ст. 309, ст. 313, 317, 318, 321, 322.1, 329, 333, 335, 353 – 360 УК РФ; осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные указанными выше статьями УК РФ; осужденных, признанных в соответствии с УК РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с УК РФ; лиц, освобождавшихся после 1993 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы; осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.

Постановления об амнистии действуют в течении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Если подозреваемый (обвиняемый), подсудимый или осужденный подпадают под вышеперечисленные признаки, то он вправе подать ходатайство об освобождении от наказания в связи с изданием акта об амнистии в орган предварительного расследования, суд или учреждение, исполняющее уголовное наказание.

 

Основные задачи, функции, права и обязанности Комитета. 12. Задача: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности,​.

Вы точно человек?

Закон Украины «О Национальной полиции»


Этот Закон определяет правовые основы организации и деятельности Национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения службы в Национальной полиции Украины.

Раздел I: Общие положения[править]

Статья 1. Национальная полиция Украины[править]

Национальная полиция Украины (далее — полиция) — это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка.

Деятельность полиции направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел Украины соответственно закону.

Статья 2. Задачи полиции[править]

Задачами полиции является предоставление полицейских услуг в сферах:

  1. обеспечения общественной безопасности и порядка;
  2. охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;
  3. противодействия преступности;
  4. оказания в пределах, определенных законом, услуг по помощи людям, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции[править]

В своей деятельности полиция руководствуется Конституцией Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, этим и другими законами Украины, актами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Кабинета Министров Украины, а также изданными в соответствии с ним актами Министерства внутренних дел Украины, другими нормативно-правовыми актами.

Статья 4. Международное сотрудничество полиции[править]

Взаимоотношения в сферах деятельности полиции с соответствующими органами других государств и международными организациями базируются на международных договорах, а также на учредительных актах и ​​правилах международных организаций, членом которых является Украина.

Полицейские могут направляться в международные организации, иностранные государства как представители полиции с целью обеспечения координации сотрудничества по вопросам, относящимся к полномочиям полиции.

Полицейские могут привлекаться к участию в международных операциях по поддержанию мира и безопасности.

Статья 5. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и органами местного самоуправления[править]

Полиция в процессе своей деятельности взаимодействует с органами правопорядка и другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления в соответствии с законом и другими нормативно-правовыми актами.

Раздел II: Принципы деятельности полиции[править]

Статья 6. Верховенство права[править]

Полиция в своей деятельности руководствуется принципом верховенства права, согласно которому человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направление деятельности государства.

Принцип верховенства права применяется с учетом практики Европейского суда по правам человека.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека[править]

При выполнении своих задач полиция обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и способствует их реализации.

Ограничение прав и свобод человека допускается только на основаниях и в порядке, определенных Конституцией и законами Украины, в случаях крайней необходимости и в объеме, необходимом для выполнения задач полиции.

Осуществление мер, ограничивающих права и свободы человека, должно быть немедленно прекращено, если цель применения таких мер достигнута или нет необходимости дальнейшего их применения.

Полицейским при любых обстоятельствах запрещено способствовать, осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любым формам пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В случае выявления таких действий каждый полицейский обязан немедленно принять все возможные меры по их пресечению и обязательно доложить непосредственному руководству о фактах пыток и намерения их применения. В случае сокрытия фактов пыток или других видов жестокого обращения полицейскими руководитель органа в течение суток с момента получения сведений о таких фактах обязан инициировать проведение служебного расследования и привлечения виновных к ответственности.

В случае выявления таких действий полицейский обязан уведомить об этом орган досудебного расследования, уполномоченный расследовать соответствующие преступления, совершенные полицейскими.

В деятельности полиции запрещаются любые привилегии или ограничения по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Статья 8. Законность[править]

Полиция действует исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины.

Полицейским запрещено выполнять преступные или явно незаконные распоряжения и приказы.

Приказы, распоряжения и поручения вышестоящих органов, руководителей, должностных и служебных лиц, служебная, политическая, экономическая или иная целесообразность не могут быть основанием для нарушения полицейским Конституции и законов Украины.

Статья 9. Открытость и прозрачность[править]

Полиция осуществляет свою деятельность на принципах открытости и прозрачности в пределах, определенных Конституцией и законами Украины.

Полиция обеспечивает постоянное информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности о своей деятельности в сфере охраны и защиты прав и свобод человека, противодействия преступности, обеспечения общественной безопасности и порядка.

Полиция обеспечивает доступ к публичной информации, владельцем которой она является, в порядке и в соответствии с требованиями, определенными законом.

Полиция может обнародовать (распространять) информацию с ограниченным доступом только в случаях и в порядке, определенных законом.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность полиции, обязательно публикуются на веб-портале центрального органа управления полиции. Нормативно-правовые акты с ограниченным доступом обнародуются в случаях и в порядке, определенных законом.

Проекты нормативно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, обязательно проходят общественное обсуждение в порядке, определенном Министром внутренних дел Украины.

Статья 10. Политическая нейтральность[править]

Полиция обеспечивает защиту прав и свобод человека независимо от политических убеждений и партийной принадлежности.

Полиция в своей деятельности не зависит от решений, заявлений или позиций политических партий и общественных объединений.

В органах и подразделениях полиции запрещено использовать любые предметы, на которых изображена символика политических партий, и осуществлять политическую деятельность.

Полицейским запрещено высказывать личное отношение к деятельности политических партий во время исполнения служебных обязанностей, а также использовать служебные полномочия в политических целях.

Статья 11. Взаимодействие с населением на принципах партнерства[править]

Деятельность полиции осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с населением, территориальными общинами и общественными объединениями на принципах партнерства и направлена ​​на удовлетворение их потребностей.

С целью определения причин и/или условий совершения правонарушений планирование служебной деятельности органов и подразделений полиции осуществляется с учетом специфики региона и проблем территориальных общин.

Уровень доверия населения к полиции является основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции.

Оценка уровня доверия населения к полиции проводится независимыми социологическими службами в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Статья 12. Непрерывность[править]

Полиция обеспечивает непрерывное и круглосуточное выполнение своих задач. Каждый имеет право в любое время обратиться за помощью в полицию или к полицейскому.

Полиция не имеет права отказать в рассмотрении или отложить рассмотрение обращения связанного с обеспечением прав и свобод человека, юридических лиц, интересов общества и государства от противоправных посягательств ссылаясь на выходной, праздничный или нерабочий день или окончания рабочего дня.

Раздел III: Система полиции и статус полицейских[править]

Статья 13. Общая система полиции[править]

Систему полиции составляют:

  1. Центральный орган управления полицией;
  2. Территориальные органы полиции.

В состав аппарата центрального органа управления полиции входят организационно объединены структурные подразделения, обеспечивающие деятельность руководителя полиции, а также выполнение возложенных на полицию задач.

В составе полиции функционируют:

  1. криминальная полиция;
  2. патрульная полиция;
  3. органы досудебного расследования;
  4. полиция охраны;
  5. специальная полиция;
  6. полиция особого назначения.

В системе полиции могут создаваться научно-исследовательские учреждения и учреждения обеспечения.

Статья 14. Центральный орган управления полиции[править]

Структуру центрального органа управления полиции утверждает руководитель полиции в согласовании с Министром внутренних дел Украины.

Штат полиции утверждает руководитель полиции.

Смету полиции утверждает руководитель полиции в согласовании с Министром внутренних дел Украины.

Статья 15. Территориальные органы полиции[править]

Территориальные органы полиции образуются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах как юридические лица публичного права в пределах предельной численности полиции и средств, определенных на ее содержание.

Территориальные органы полиции образует, ликвидирует и реорганизует Кабинет Министров Украины по представлению Министра внутренних дел Украины на основании предложений руководителя полиции.

Структуру территориальных органов полиции утверждает руководитель полиции в согласовании с Министром внутренних дел Украины.

Штат и смету территориальных органов полиции утверждает руководитель полиции.

Руководители территориальных органов полиции назначаются на должности и увольняются с должностей руководителем полиции в согласовании с Министром внутренних дел Украины.

Заместителей руководителей территориальных органов полиции назначает на должности и увольняет с должностей руководитель территориального органа полиции.

Руководителем, заместителем руководителя территориального органа полиции может быть назначен человек, который:

  1. соответствует общим условиям поступления на службу в полицию;
  2. имеет высшее полное юридическое образование;
  3. имеет стаж работы в области права не менее пяти лет;
  4. имеет опыт работы на руководящих должностях не менее одного года.

Статья 16. Полномочия Министра внутренних дел Украины в отношениях с полицией[править]

Министр внутренних дел Украины:

  1. обеспечивает формирование государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности и порядка, охраны и защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства, а также предоставления полицейских услуг и контролирует их реализацию полицией;
  2. обеспечивает нормативно-правовое регулирование деятельности полиции, согласовывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработанные полицией и Министерством внутренних дел Украины проекты законов, актов Кабинета Министров Украины по вопросам деятельности полиции;
  3. утверждает стратегические программы деятельности и определяет приоритетные направления работы полиции, способы выполнения возложенных на нее задач, утверждает планы ее работы;
  4. обеспечивает выполнение международных договоров Украины, принадлежащих к сферам деятельности полиции;
  5. обеспечивает ведение и использование баз (банков) данных, определяет порядок обмена информацией между Министерством внутренних дел Украины, полицией и другими центральными органами исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел Украины;
  6. принимает решение о распределении бюджетных средств, главным распорядителем которых является Министерство внутренних дел Украины;
  7. выполняет другие обязанности в соответствии с этим и другими законами Украины.

Статья 17. Полицейский[править]

Полицейским является гражданин Украины, который принял Присягу полицейского, проходит службу на соответствующей должности в полиции и которому присвоено специальное звание полиции.

У полицейского есть служебное удостоверение и специальный жетон. Образцы и порядок выдачи служебных удостоверений и специальных жетонов утверждает Министр внутренних дел Украины.

Статья 18. Основные обязанности полицейского[править]

Полицейский обязан:

  1. неуклонно придерживаться положений Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, и Присяги полицейского;
  2. профессионально выполнять свои служебные обязанности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, должностных (функциональных) обязанностей, приказов руководства;
  3. уважать и не нарушать права и свободы человека;
  4. оказывать неотложную, в частности домедицинскую и медицинскую, помощь людям, пострадавшим в результате правонарушений, несчастных случаев, а также людям, которые оказались в беспомощном состоянии или состоянии, опасном для их жизни или здоровья;
  5. хранить информацию с ограниченным доступом, которая стала ему известна в связи с выполнением служебных обязанностей;
  6. информировать непосредственного руководителя об обстоятельствах, которые делают невозможной его дальнейшую службу в полиции или пребывание на занимаемой должности.

Полицейский на всей территории Украины независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени суток в случае обращения к нему каких-либо людей с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, или в случае непосредственного обнаружения таких событий обязан принять необходимые меры для спасения людей, оказания помощи людям, нуждающимся в ней, и сообщить об этом в ближайший орган полиции.

Обращаясь к человеку, или в случае обращения человека к полицейскому, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по требованию служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией, не выпуская его из рук.

Дополнительные обязанности, связанные с прохождением полицейскими службы в полиции, могут быть возложены на них исключительно законом.

Статья 19. Виды ответственности полицейских[править]

В случае совершения противоправных деяний полицейские несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законом.

Основания и порядок привлечения полицейских к дисциплинарной ответственности, а также применение к полицейским поощрений определяются Дисциплинарным уставом Национальной полиции Украины, который утверждается законом.

Государство в соответствии с законом возмещает вред, причиненный физическому или юридическому лицу решениями, действиями или бездействием органа или подразделения полиции, полицейским при осуществлении ими своих полномочий.

Статья 20. Униформа полицейских[править]

Полицейские имеют единую униформу. Полицейский получает униформу бесплатно.

Образцы предметов униформы полицейских утверждает Кабинет Министров Украины.

На униформе полицейского размещается нагрудный знак с четким указанием его специального жетона.

Полицейском запрещено снимать с униформы или скрывать нагрудный знак, а также любым другим образом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств.

Полицейский, который выполняет функции в гражданской одежде, обязан иметь при себе нагрудный знак, предусмотренный этой частью, кроме случаев, когда наличие нагрудного знака препятствует проведению негласных следственных (розыскных) действий.

У полицейских из подразделений специального назначения номер нагрудного знака дополнительно указывается на униформе и на шлеме таким образом, чтобы его было возможно прочитать или зафиксировать с помощью технических средств, кроме случаев, когда такие полицейские в соответствии с решениями уполномоченных лиц полиции выполняют задачи в режиме секретности.

Правила ношения и нормы принадлежности униформы полицейских утверждает Министр внутренних дел Украины.

Использование специальных званий, наград, униформы и служебного удостоверения полицейского лицом, которое не является полицейским, запрещено и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Статья 21. Руководитель и заместители руководителя полиции[править]

Непосредственное руководство полицией осуществляет руководитель полиции.

Глава полиции назначается на должность и увольняется с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины в соответствии с предложениями министра внутренних дел Украины.

Руководитель полиции имеет первого заместителя и заместителей.

Первый заместитель и заместители руководителя полиции назначаются на должность и увольняются с должности Министром внутренних дел Украины по представлению руководителя полиции.

Руководителем и заместителями руководителя полиции может быть назначено лицо, которое:

  1. соответствует общим условиям поступления на службу в полицию;
  2. имеет высшее полное юридическое образование;
  3. имеет стаж работы в области права не менее семи лет;
  4. имеет опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

Статья 22. Основные полномочия руководителя полиции[править]

Глава полиции:

  1. возглавляет полицию и осуществляет руководство ее деятельностью, обеспечивает выполнение возложенных на нее задач;
  2. в пределах компетенции организовывает и контролирует выполнение полицией Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, приказов министерств, а также приказов и поручений Министра внутренних дел Украины по вопросам, относящимся к сфере деятельности полиции;
  3. вносит на рассмотрение Министра внутренних дел Украины предложения по обеспечению формирования государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности и порядка, охраны и защиты прав и свобод человека, а также интересов общества и государства, противодействия преступности, предоставления полицейских услуг;
  4. представляет в установленном порядке полицию в отношениях с другими органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, другими организациями в Украине и за рубежом;
  5. отчитывается перед Министром внутренних дел Украины о выполнении возложенных на полицию задач и полномочий;
  6. распределяет обязанности между своими заместителями;
  7. подписывает приказы полиции;
  8. отменяет полностью или в отдельной части акты территориальных органов полиции;
  9. в пределах полномочий выдаёт поручения, обязательные для выполнения полицейскими, государственными служащими и работниками полиции;
  10. утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях аппарата полиции;
  11. принимает на службу и увольняет со службы, назначает и увольняет с должностей полицейских в соответствии с положениями этого Закона;
  12. назначает на должности и увольняет с должностей в порядке, определенном законом и другими нормативно-правовыми актами о государственной службе, государственных служащих аппарата центрального органа управления полиции;
  13. принимает на работу и увольняет с работы в порядке, определенном законодательством о труде, работников центрального органа управления полиции;
  14. принимает в установленном порядке решения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности полицейских;
  15. принимает в установленном законодательством о государственной службе порядке решения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих аппарата центрального органа управления полиции;
  16. принимает в определенном трудовым законодательством порядке решения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников полиции;
  17. в установленном порядке вносит прошения о представлении полицейских, государственных служащим аппарата центрального органа управления полиции и сотрудников полиции к награждению государственными наградами Украины;
  18. присваивает специальные звания полиции в соответствии с этим Законом;
  19. присваивает ранги государственных служащих в соответствии с законодательством о государственной службе;
  20. вносит предложения Министру внутренних дел Украины об образовании территориальных органов полиции, которые являются юридическими лицами публичного права, в пределах предельной численности полицейских, государственных служащих и работников полиции и средств, определенных на их содержание, а также о их ликвидации, реорганизации Кабинетом Министров Украины;
  21. образует, ликвидирует, реорганизует предприятия и учреждения, утверждает их положения (уставы), в установленном порядке назначает на должности и увольняет с должностей их руководителей, осуществляет другие полномочия по управлению объектами права государственной собственности, которые принадлежат к сфере управления полицией;
  22. обеспечивает соблюдение определенного Министром внутренних дел Украины порядка обмена информацией между Министерством внутренних дел Украины и полицией;
  23. принимает в установленном порядке решения о распределении бюджетных средств, распорядителем которых является полиция;
  24. выполняет полномочия руководителя государственной службы в органе в соответствии с законодательством о государственной службе и осуществляет другие полномочия в соответствии с этим Законом.

Раздел IV: Полномочия полиции[править]

Статья 23. Основные полномочия полиции[править]

Полиция в соответствии с возложенными на нее задачами:

  1. осуществляет превентивную и профилактическую деятельность, направленную на предотвращение совершения правонарушений;
  2. выявляет причины и условия, способствующие совершению уголовных и административных правонарушений, принимает в пределах своей компетенции меры по их устранению;
  3. принимает меры с целью выявления криминальных, административных правонарушений; прекращает обнаруженные уголовные и административные правонарушения;
  4. принимает меры, направленные на устранение угроз жизни и здоровью физических лиц и общественной безопасности, возникших в результате совершения уголовного, административного правонарушения;
  5. осуществляет своевременное реагирование на заявления и сообщения об уголовных, административных правонарушениях или событиях;
  6. осуществляет досудебное расследование уголовных правонарушений в пределах определенной подследственности;
  7. разыскивает лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести, и других лиц в случаях, определенных законом;
  8. в случаях, определенных законом, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, принимает решения о применении административных взысканий и обеспечивает их выполнение;
  9. доставляет в случаях и порядке, определенных законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления и лиц, совершивших административное правонарушение;
  10. принимает меры для обеспечения общественной безопасности и порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на стадионах, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, других общественных местах;
  11. регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети;
  12. осуществляет сопровождение транспортных средств в случаях, определенных законом;
  13. выдает в соответствии с законом разрешения на движение отдельных категорий транспортных средств; в случаях, определенных законом, выдает и согласовывает разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения;
  14. принимает все возможные меры для оказания неотложной, в частности домедицинской и медицинской, помощи людям, пострадавшим в результате криминальных или административных правонарушений, несчастных случаев, а также людям, которые оказались в ситуации, опасной для их жизни или здоровья;
  15. принимает меры для определения личности людей, которые не способны по состоянию здоровья, возрасту или в следствии других обстоятельств сообщить информацию о себе; устанавливает личность по неопознанному трупу;
  16. обеспечивает безопасность взятых под защиту лиц на основаниях и в порядке, определенных законом;
  17. в пределах своей компетенции, определенной законом, осуществляет контроль за соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов об опеке, попечительству над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, принимает меры по предотвращению детской безнадзорности, правонарушений среди детей, а также осуществляет социальный патронаж в отношении детей, отбывавших наказание в виде лишения свободы;
  18. принимает меры по предотвращению и пресечению насилия в семье;
  19. осуществляет охрану объектов права государственной собственности в случаях и порядке, определенных законом и другими нормативно-правовыми актами, а также принимает участие в осуществлении государственной охраны;
  20. осуществляет на договорных основах охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности;
  21. осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами специальных правил и порядка хранения и использования оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел;
  22. осуществляет в установленном законом порядке приём, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ и устройств, наркотических средств или психотропных веществ;
  23. осуществляет контроль в пределах своей компетенции, определенной законом, за соблюдением требований режима радиационной безопасности в специально определенной зоне радиоактивного загрязнения;
  24. способствует обеспечению в соответствии с законом правового режима военного или чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности;
  25. выполняет в пределах компетенции запросы органов правопорядка (правоохранительных органов) других государств или международных организаций полиции в соответствии с законом и международными договорами Украины.

Статья 24. Дополнительные полномочия полиции[править]

Выполнение других (дополнительных) полномочий может быть возложено на полицию исключительно законом.

Статья 25. Полномочия полиции в сфере информационно-аналитического обеспечения[править]

Полиция осуществляет информационно-аналитическую деятельность исключительно для реализации своих полномочий, определенных настоящим Законом.

Полиция в рамках информационно-аналитической деятельности:

  1. формирует базы (банки) данных, входящих в единую информационную систему Министерства внутренних дел Украины;
  2. пользуется базами (банками) данных Министерства внутренних дел Украины и других органов государственной власти;
  3. осуществляет информационно-поисковую и информационно-аналитическую работу;
  4. осуществляет информационное взаимодействие с другими органами государственной власти Украины, органами правопорядка иностранных государств и международными организациями.

Полиция может создавать собственные базы данных, необходимые для обеспечения ежедневной деятельности органов (учреждений, организаций) полиции в сфере трудовых, финансовых, управленческих отношений, отношений документооборота, а также межведомственные информационно-аналитические системы, необходимые для выполнения возложенных на нее полномочий.

Деятельность полиции, связанная с защитой и обработкой персональных данных, осуществляется на основаниях, определенных Конституцией Украины, Законом Украины «О защите персональных данных», другими законами Украины.

Статья 26. Формирование информационных ресурсов полицией[править]

Полиция наполняет и поддерживает в актуальном состоянии базы (банки) данных, входящих в единую информационную систему Министерства внутренних дел Украины относительно:

  1. лиц, в отношении которых полицейские осуществляют профилактическую работу;
  2. выявленных криминальных и административных правонарушений, людей, их совершивших, движения уголовных производств; обвиняемых, обвинительные акты в отношении которых направлены в суд;
  3. розыска подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или приговора суда;
  4. розыска без вести пропавших;
  5. установления личности неопознанных трупов и людей, которые не могут предоставить о себе любую информацию в связи с болезнью или несовершеннолетним возрастом;
  6. зарегистрированных в органах внутренних дел уголовных или административных правонарушений, событий, угрожающих личной или общественной безопасности, чрезвычайных ситуаций;
  7. людей, задержанных по подозрению в совершении правонарушений (административное задержание, в согласовании с поручениями органов правопорядка, задержание лиц органами досудебного расследования, административный арест, домашний арест)
  8. людей, совершивших административные правонарушения, производство по делам по которым осуществляется полицией;
  9. зарегистрированных уголовных и административных коррупционных правонарушений, лиц, их совершивших, и результатов рассмотрения этих правонарушений в судах;
  10. иностранцев и лиц без гражданства, задержанных полицией за нарушение определенных правил пребывания в Украине;
  11. похищенных номерных вещей, ценностей и иного имущества, которые имеют характерные признаки для идентификации, или вещей, связанных с совершением правонарушений, согласно заявлениям граждан;
  12. похищенных (утраченных) документов по обращению граждан;
  13. найденных, изъятых предметов и вещей, в том числе запрещенных или ограниченных в обороте, а также документов с признаками подделки, которые имеют индивидуальные (заводские) номера;
  14. похищенных транспортных средств, разыскиваемых в связи с безвестным исчезновением лица, выявленных бесхозных транспортных средств, а также похищенных, утраченных номерных знаков;
  15. выданных разрешительных документов в сфере безопасности дорожного движения и разрешений на движение отдельных категорий транспортных средств;
  16. оружия, находящегося во владении и пользовании физических и юридических лиц, которым предоставлено разрешение на приобретение, хранение, ношение, перевозку оружия;
  17. похищенного, потерянного, изъятого, найденного оружия, а также добровольно сданного оружия из числа того, которое незаконно хранилось;
  18. баз данных, формируемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законом.

Во время заполнения баз (банков) данных, определенных в пункте 7 части первой этой статьи, полиция обеспечивает сбор, накопление мультимедийной информации (фото, видео, звукозапись) и биометрических данных (дактилокарты, образцы ДНК).

Статья 27. Использование полицией информационных ресурсов[править]

Полиция имеет непосредственный оперативный доступ к информации и информационным ресурсам других органов государственной власти с обязательным соблюдением Закона Украины «О защите персональных данных».

Информация о доступе к базе (банку) данных должна фиксироваться и храниться в автоматизированной системе обработки данных, включая информацию о полицейском, который получил доступ, и об объеме данных, доступ к которым был получен.

Каждое действие полицейского на получение информации из информационных ресурсов, предусмотренных статьями 26, 27 этого Закона, фиксируется в специальном электронном архиве, ведение которого возлагается на службу информационных технологий Министерства внутренних дел Украины.

В электронном архиве фиксируются фамилия, имя, отчество и номер специального жетона полицейского, вид полученной информации, реестр, из которого бралась информация, время получения информации и другие данные, необходимые для идентификации полицейского, который получал информацию из реестров.

Статья 28. Ответственность за противоправное использование информационных ресурсов[править]

Полиция принимает все меры для недопущения каких-либо нарушений прав и свобод человека, связанных с обработкой информации.

Полицейские несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за совершенные ими деяния, приведшие к нарушениям прав и свобод человека, связанных с обработкой информации.

Министерство внутренних дел Украины в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов при формировании и использовании полицейскими информационных баз (банков) данных в порядке, определенном в статьях 26, 27 этого Закона.

Раздел V: Полицейские меры[править]

Статья 29. Требования к полицейским мерам[

Однако это только первый шаг в понимании функций полиции, поскольку, во-​первых, этим занимаются все правоохранительные органы.