Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её Первым в мире законом, охраняющим коммерческую тайну, стал закон, 183 УК РФ и ст.15 Федерального закона от 20 февраля 1995 г.

Содержание

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)

Содержание

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Вадим Погуляев — Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный)

12 3 4 5

В. В. Погуляев

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный)

к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ

«О коммерческой тайне»

(в ред. федеральных законов от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ)

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

1. Развитие науки и техники, особенно в эпоху рыночных отношений, показывает, насколько важной может быть информация. Она всегда играла первостепенную роль не только в простом человеческом общении, но и во всех сферах жизнедеятельности общества. Но эта роль со временем обрела коммерческое содержание. Достоверность и оперативное получение информации сегодня являются залогом правильности и своевременности принятия любого решения. Это позволило услугам по доставке отдельных видов информации стать очень прибыльным бизнесом и, в определенной степени, привело к отождествлению таких, казалось бы, несовместимых по содержанию понятий, как «информация» и «товар».

Перефразируя слова выдающегося цивилиста В.А. Дозорцева, внесшего значительный вклад в развитие юриспруденции в России, отметим, что появление системы коммерческого распространения сведений, данных как таковых, опирающейся на появившуюся для удовлетворения общественных потребностей систему специализированных для этой деятельности организаций, которые образуют особую отрасль экономики (ее по праву можно называть «информационной индустрией»), привело к появлению особой ветви общественных отношений, получившей название «информационные отношения».

Объектом информационных отношений является нематериальный результат труда, сведения, знания как таковые, независимо от их использования. При этом, как отмечает В.А. Дозорцев, потребность в получении информации существует не только в отношении конфиденциальных сведений, но и в отношении сведений общедоступных, доступ к которым затруднен в силу фактических обстоятельств.

Обзоры рынка, новости политики и экономики, прогнозы погоды, сводки по пожарам, дорожно-транспортным и другим происшествиям, различные статистические показатели и многое другое – сегодня существует множество различных информационных продуктов и услуг. В сфере их создания (предоставления потребителям) уже заняты десятки миллионов людей, основная цель деятельности которых – обеспечить потребителю информации комфорт в ее получении.

Процесс формирования новых общественных отношений зачастую связан с необходимостью переосмысления действующих юридических норм. Это может привести к сужению или, наоборот, расширению сферы их применения, а также к возникновению новых правовых институтов. На определенной стадии развития общества сбор, обработка и предоставление информации становятся настолько важным элементом общественной жизни, что возникает необходимость предусмотреть специальные правовые меры, обеспечивающие интересы лиц, занятых в этой сфере. Тем более, что несоизмеримые объемы и разновидности потребляемой обществом информации обусловили не только возникновение новых видов деятельности и профессий, которые непосредственно связаны с поиском, сбором, обработкой и другими действиями в отношение информации. Постоянно растущая потребность общества в информации послужила причиной именовать современное общество информационным.

За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных правовых актов, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, потребления и использования различных видов информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами.

Существенный шаг в этом направлении сделан в связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания РФ 9 июля 2004 г. Федерального закона «О коммерческой тайне», который был одобрен Советом Федерации 15 июля и подписан Президентом РФ 29 июля 2004 г. (далее по тексту – Закон).

Этот Закон с нетерпением ждали и возлагали на него большие надежды как предприниматели, так и служащие государственных ведомств, представители силовых структур. Законопроект неоднократно возвращался на доработку, но тем не менее, после его принятия многие положения Закона остались недостаточно проработаны. Некоторое несоответствие в нормах Закона указывало на то, что законодатель больше заботился о «красивости» языка, о доступности положений Закона обывателям, нежели о последовательности в соблюдении утвержденной терминологии. Закон вступил в силу – это главное, так как он является системообразующим нормативным правовым актом и устраняет многие противоречия в своей области права.

С введением в действие 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ, полностью посвященной правам на различные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе ноу-хау), комментируемый Закон претерпел существенную трансформацию, затронувшую как концептуальные его положения (ради которых, собственно, Закон и принимался), так и формулировки отдельных норм.

В своей первоначальной версии комментируемый Закон содержал достаточное количество декларативных положений, которые не имели существенной роли для правоприменителя, но, вместе с тем, закладывали теоретические основы отрасли права, подчеркивали актуальность Закона для своего времени, его значимость в процессе регулирования определенных видов отношений в обществе.

Так, в уже не действующей редакции ч. 1 ст. 1 законодателем были четко обозначены три основные цели правового регулирования Закона:

обеспечение баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг;

предупреждение недобросовестной конкуренции;

определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Данный перечень целей, имея чисто декларативный характер, уже включал в себя краткое содержание Закона и являлся своеобразной шпаргалкой правоприменителю, указывая на принципиально важные для понимания моменты, в частности:

1) у информации (по крайней мере у определенного ее вида) есть обладатель;

2) отношения по поводу информации являются регулируемыми, т. е. должны строиться в соответствии с законом;

3) одним из обладателей информации является наше государство, интересы которого защищены законом и должны учитываться, равно как и интересы любого другого субъекта;

4) в свою очередь, государство не должно препятствовать другим обладателям информации осуществлению прав и законных интересов, а должно содействовать поддержанию баланса таких интересов;

5) недобросовестная конкуренция в информационных отношениях является недопустимой и преследуется по закону;

6) существует группа сведений, доступ к которым нельзя ограничивать (они перечислены в ст. 5).

Сферой регулирования Закона были первоначально названы отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (так называемый «Вводный закон») были переформулированы цели и сфера применения комментируемого Закона.

Теперь порядок правовой охраны секретов производства определяют положения гл. 75 ГК РФ. Как следствие, в комментируемом Законе упразднены вышеназванные цели принятия комментируемого Закона. Однако декларативный характер ч. 1 ст. 1 не изменился, в ней перечислены виды отношений, регулируемых Законом: отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2. Вид носителя, даже весьма специфический, на котором содержится информация, составляющая коммерческую тайну, не может служить препятствием для действия норм комментируемого Закона. Этот вывод четко следует из содержания п. 2 ст. 1. Положения Закона распространяются на указанную информацию независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Материалы / Законы СМИ — 2017 / Комментарии, литература / Комментарий к ФЗ О коммерч. тайне

«Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»(постатейный)(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Документ предоставлен КонсультантПлюсwww.consultant.ruДата сохранения: 14.02.2014

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 29 ИЮЛЯ 2004 Г. N 98-ФЗ

«О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 января 2006 года

М.В. ПРЕСНЯКОВ, С.Е. ЧАННОВ

Пресняков Михаил Вячеславович — доцент кафедры трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы.

Чаннов Сергей Евгеньевич — кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы.

29 июля 2004 года N 98-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Принят

Государственной Думой

9 июля 2004 года

Одобрен

Советом Федерации

15 июля 2004 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья в общем виде определяет цель принятия и сферу действия Закона.

Информация в настоящее время является одним из наиболее ценных товаров. В результате утечки конфиденциальной информации может быть причинен значительный экономический ущерб. Поэтому ограничение доступа к соответствующей информации является условием нормального функционирования коммерческой организации. Вместе с тем доступ к определенным сведениям, охраняемым предприятием, является условием нормального функционирования целого ряда государственных органов и учреждений, осуществляющих управленческие, правоохранительные и контрольные функции. Вот почему важной и сложной задачей законодателя является эффективное правовое регулирование, позволяющее установить оптимальный баланс интересов предпринимателей, государства и общества в данном вопросе.

В разные эпохи создавались специальные правовые нормы, защищавшие интересы производителей или целых государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде штрафа (равного удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн их хозяина. Уже в античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых была разновидностью коммерческой тайны.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть этого понятия и содержавшие ключевое слово «тайна». Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие в себя сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ; фабричной — не только предмет патента (который первыми ввели Англия, Франция и Германия), но и любая особенность производства, именуемая в наше время ноу-хау; торговую тайну составляли специфические знания индивидуального характера, например, знание мест выгодной закупки товаров, списки покупателей и иное.

В законах Российской империи содержались нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений.

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны в царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Декрета о рабочем контроле. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как о капиталистическом инструменте, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и для совершения иных правонарушений <*>.

<*> См.: Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве // Законодательство и экономика. 2002. N 11.

Появление коммерческой тайны в современной России связано с разрешением в конце 80-х годов предпринимательской деятельности, образованием коммерческих структур и, как следствие, конкуренцией между ними. Попытка регламентировать коммерческую тайну на законодательном уровне впервые была сделана в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР» (ст. 33), Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 28), Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (ст. 2). Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции.

Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в 1994 году, впервые указал на то, какая информация может быть отнесена к коммерческой тайне, и в общем виде установил режим коммерческой тайны.

В то же время в Российской Федерации долгое время отсутствовал специальный закон о коммерческой тайне, несмотря на то что попытки его принять шли почти в течение десяти лет. Первый раз проект Закона о коммерческой тайне был внесен в Федеральное Собрание РФ в 1996 г., но не прошел и первого чтения. Вторая редакция была отклонена прежним Президентом Российской Федерации в 1999 г. Лишь 9 июля 2004 года он был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года и подписан Президентом 29 июля 2004 года.

Исходя из действующего законодательства, информация, составляющая коммерческую тайну, является лишь частью конфиденциальной информации как информации с ограниченным доступом. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Перечень сведений конфиденциального характера определен Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. В соответствии с данным перечнем к конфиденциальной информации относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Таким образом, сведения, составляющие коммерческую тайну, являются лишь одним из видов сведений конфиденциального характера.

Комментируемый пункт устанавливает, что сфера действия Федерального закона «О коммерческой тайне» распространяется на все правоотношения, связанные с коммерческой тайной. Порядок отнесения информации к коммерческой тайне регулируется ст. 4 Закона; передача информации, составляющей коммерческую тайну, — ст. ст. 6 и 7 Закона; меры по охране конфиденциальности данной информации указаны в ст. ст. 10 — 13; перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, дан в ст. 5.

2. Информация может проявляться в различных формах. Основными формами информации являются:

— документированная;

— недокументированная.

Документированная информация — это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (документа) содержится в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и обозначает «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или другими способами.

Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования. Из этого исходит и Федеральный закон «О коммерческой тайне». Опираясь на комментируемый пункт, можно сделать вывод, что правовой охране в рамках института коммерческой тайны подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе.

Можно отметить, что в ранее рассматривавшемся проекте Федерального закона «О коммерческой тайне», внесенном депутатами ГД Финько О.А., Нестеровым Ю.М., Волковым Г.К., Габидулиным Р.Г., Цоем В.Е., Астафьевым Н.П., данная норма была сформулирована несколько иначе. Часть 3 ст. 1 законопроекта устанавливала, что «правовая охрана распространяется на коммерческую тайну независимо от вида носителя информации и формы ее представления (отображения)». Форму представления информации в юридической литературе определяют как «внешнее отображение информации, служащее целям ее идентификации, обособления от лица, обеспечения доступности для третьих лиц и обеспечения возможности ее использования и передачи. Форма представления информации может быть графической (чертежи, схемы, графики); физической (образец изделия, устройство, оборудование, агрегат или его составная часть, интегральная микросхема, программа для ЭВМ, в частности исходный текст и объектный код, звуко- и видеозапись); электронной (электронный документ); фотографической; письменной (рукопись, машинный текст) и устной (произнесение в виде консультации, сообщения в ходе переговоров, исполнение в виде показа или демонстрации, например, при исполнении договора передачи конфиденциальных коммерческих или производственных навыков (опыта))» <*>.

<*> Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну // Журнал российского права. 2004. N 9.

Документ представляет собой особую форму отображения информации, требующую обязательного наличия материального носителя. Понятие носителя информации содержится в ГОСТе Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения»: носитель информации — физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Однако из содержания комментируемого Закона (в частности, пп. 5 п. 1 ст. 10) можно сделать вывод, что под материальными носителями в нем понимаются только документы в различных формах.

Таким образом, принятый Закон в отличие от законопроекта вывел из сферы своего регулирования всю информацию, составляющую коммерческую тайну, помимо задокументированной. Между тем можно отметить, что в ряде стран мира признаются и защищаются права коммерческой тайны и на не зафиксированную на материальном носителе информацию, например, на технические и иные предложения, идеи, концепции, высказанные на переговорах, совещаниях и т.д. <*>.

<*> См.: Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну // Журнал российского права. 2004. N 9.

В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали широко использоваться машиночитаемые (электронные) носители информации: дискеты, CD- и DVD-диски, постоянная и оперативная память компьютеров, электромагнитные волны и т.п. Информация, зафиксированная на электронном носителе, представляет собой т.н. электронный документ.

Таким образом, в настоящее время информация, относимая к коммерческой тайне, может быть зафиксирована преимущественно на традиционных (бумажных) или электронных документах.

3. Комментируемый пункт четко отграничивает сферу действия законодательства о коммерческой тайне от законодательства о государственной тайне. Данное отграничение основывается на нормах Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», о чем уже указывалось выше.

Под государственной тайной в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

— о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

— о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

— о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

— о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

— о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

— об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

— о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

— об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

— о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

— о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

— о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

— об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

— о методах и средствах защиты секретной информации;

— об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

— о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

— о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

— о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Все эти сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне в силу прямого указания закона.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне

Комментарий к статье 2

Из содержания комментируемой статьи можно сделать два вывода:

1) правовое регулирование коммерческой тайны осуществляется только законодательными актами. Отсюда следует, что фактически не подлежат применению формально не отмененные подзаконные акты в этой сфере, в частности Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». В то же время продолжают действовать подзаконные акты, которые хотя и содержат отдельные нормы о коммерческой тайне, но в целом направлены на регулирование иного круга общественных отношений, например Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», регулирующий всю сферу информации, носящей конфиденциальный характер;

2) законодательство о коммерческой тайне относится к исключительному ведению Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации законы о коммерческой тайне приниматься не должны. Данное положение вполне логично: институт коммерческой тайны находится на стыке гражданского и информационного права, в соответствии же со ст. 71 Конституции Российской Федерации и гражданское законодательство, и информация относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Основным законодательным актом о коммерческой тайне, помимо комментируемого Закона, является Гражданский кодекс Российской Федерации. ГК РФ содержит статью 139, устанавливающую в общем виде режим служебной и коммерческой тайны, кроме того, коммерческая тайна упоминается также в ст. 727 «Конфиденциальность полученной сторонами информации».

Важное место в системе законодательных актов, регулирующих режим коммерческой тайны, занимает Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. Данный законодательный акт является базовым в сфере информации вообще и содержит в себе ряд дефиниций, имеющих значение и для информации, составляющей коммерческую тайну:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Кроме того, большое значение в охране коммерческой тайны имеют положения вышеуказанного Закона, содержащиеся в главе 5 «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации».

Помимо этого, отдельные нормы, определяющие режим коммерческой тайны, содержатся в Налоговом, Таможенном, Трудовом, Гражданском процессуальном кодексах, Федеральных законах «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», «О кредитных историях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья определяет основные термины, используемые в дальнейшем в Законе. Центральными из них являются понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну».

Авторы Закона определили коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

По-другому определяется коммерческая тайна в ст. 139 ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Таким образом, в ГК РФ под коммерческой тайной понимается определенного рода информация, в то время как в комментируемом Законе — конфиденциальность такой информации.

Ряд исследователей, например В.В. Погуляев, считают более правильным определение, которое предусмотрено в Законе о коммерческой тайне. По его мнению, «коммерческая тайна… представляет собой не разновидность информации, а определенное ее состояние — конфиденциальность» <*>. Противоположную позицию занимает, в частности, В.И. Еременко. Анализируя нормы Федерального закона «О коммерческой тайне» и ГК РФ, он отмечает, что «конфиденциальность (секретность, доверительность) — это лишь один из признаков (критериев) охраноспособности коммерческой тайны. Наряду с ним гражданское законодательство определяет и другие, например, такой, как «действительная или потенциальная коммерческая ценность» информации… Поэтому некорректно сводить коммерческую тайну только к конфиденциальности. Это более широкое понятие, которое включает в себя ряд признаков охраноспособности, указанных в п. 1 ст. 139 ГК РФ. Следует также помнить положение п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу» <**>.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Д. Голованов. Федеральный закон «О коммерческой тайне»: ничего нового, кроме проблем Правовое регулирование коммерческой тайны.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ О коммерческой тайне

Постатейный.
Часть 1

С.Н.Данилин

Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” в редакции последних изменений. Содержит анализ положений, определяющих понятия “коммерческая тайна” и “информация, составляющая коммерческую тайну”, предусматривающих право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, определяющих перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, регламентирующих установление режима коммерческой тайны и охрану конфиденциальности информации, устанавливающих ответственность за нарушение режима коммерческой тайны и др.

Положения Закона рассмотрены во взаимосвязи с положениями главы 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)” части четвертой ГК РФ, регламентирующими правовой режим секрета производства как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана.

Для обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, их работников и контрагентов, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления как получателей такой информации.

 

 

Введение

 

Принятие и вступление в силу Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” явились результатом довольно сложной законодательной деятельности.

Проект Федерального закона “О коммерческой тайне” был внесен в Государственную Думу группой ее депутатов еще в 1996 г. В 1999 г. законопроект был принят Государственной Думой, но в том же году отклонен Президентом РФ. Как отмечалось в письме Президента РФ от 23 февраля 1999 г. N Пр-244 “Об отклонении Федерального закона “О коммерческой тайне” <1>, основанием для отклонения явилось отсутствие достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений Закона Гражданскому кодексу РФ и иным законодательным актам РФ. В связи с этим в 1999 г. в Государственной Думе была создана специальная комиссия и в результате в том же году Закон был снят с рассмотрения.

——————————–

<1> СПС.

 

Позднее Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2002 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 1147-р <2>, была предусмотрена разработка нового проекта Федерального закона “О коммерческой тайне” (п. 18 разд. III названного Плана). В соответствии с этим Минпромнауки России совместно с Минатомом России, Гостехкомиссией России и Роспатентом исходя из результатов рассмотрения принятого Государственной Думой и отклоненного Президентом РФ Федерального закона “О коммерческой тайне” и анализа причин его отклонения подготовлен новый проект Федерального закона “О коммерческой тайне”, который был внесен Государственную Думу в 2003 г. Правительством РФ. Данный законопроект (ему был присвоен N 310378-3) был принят Государственной Думой, но отклонен в том же году Советом Федерации. В 2004 г. в Государственной Думе была создана согласительная комиссия для преодоления разногласий по данному Закону. Закон в редакции согласительной комиссии в том же году благополучно принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

——————————–

<2> СЗ РФ. 2002. N 34. Ст. 3363.

 

В Пояснительной записке к первоначальному проекту Федерального закона “О коммерческой тайне” (законопроект N 310378-3), внесенному в Государственную Думу, отмечалось следующее:

правовой институт “коммерческая тайна” в общем виде определен частью первой ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. Статьей 139 данного Кодекса установлены понятия, права и условия, при удовлетворении которых информация составляет коммерческую тайну ее обладателя. Статья 151 ОГЗ СССР в действующей части определяет понятие “секреты производства (ноу-хау)”;

несмотря на некоторые различия между существующими определениями коммерческой тайны и “секретов производства”, по существу, речь идет об одних и тех же правах, механизме их возникновения и объектах. Такой подход характерен и для мировой практики, когда термины “коммерческая тайна”, “секреты производства” в аспекте правовых категорий рассматриваются в основном как синонимы. Поэтому в законопроекте не предусматривается особый режим охраны секретов производства. Режим коммерческой тайны распространяется на научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, организационную и иную информацию;

большое количество действующих законов и иных правовых актов Российской Федерации содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны. В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ТрК РФ. Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создают возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике;

законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения действующего законодательства РФ и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, до настоящего времени нет. Его отсутствие способствует нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать эффективный действующий механизм хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности и благоприятный климат для предпринимательской деятельности. До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся: законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайной; разумной достаточности мер по охране коммерческой тайны; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; прав органов государственной власти, суда и прокуратуры на получение информации, составляющей коммерческую тайну ее обладателя; определения обладателя коммерческой тайны, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд; возникновения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” <3> с 1 января введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в том числе главу 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”. Положениями названной главы регламентированы права на такой результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, как секрет производства (обозначается также “ноу-хау” от англ. “know how” – “знаю как”).

——————————–

<3> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

 

Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве части четвертой ГК РФ, данная глава является новой для российского законодательства; эта категория объектов интеллектуальной собственности упоминается в некоторых законодательных актах, прежде всего, – в комментируемом Законе, но правовой режим этих объектов определен в них лишь фрагментарно, недостаточно и требует более подробного определения в законе; в названной главе определяются признаки секрета производства, содержание исключительного права на него, особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора (ст. ст. 1468 и 1469), а также взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства (ст. 1470).

Соответственно, указанным Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ внесен ряд изменений в комментируемый Закон в целях согласования его с названной выше главой 75 части четвертой ГК РФ. В пункте 57 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26 марта 2009 г. N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” <4> разъяснялось, что положения указанной главы данного Кодекса определяют порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау), но при этом предписано учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с комментируемым Законом.

——————————–

<4> РГ. 2009. 22 апреля. N 70.

 

Как в положения комментируемого Закона, так и в положения названной выше главы 75 части четвертой ГК РФ внесен ряд изменений Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ “О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” <5>.

——————————–

<5> www.pravo.gov.ru. 2014. 12 марта.

 

29 июля 2004 года N 98-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

 

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

 

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

  1. В части 1 статьи определены цели данного Закона. Однако положения этой части представляются в большей мере как определяющие предмет регулирования комментируемого Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В рамках определения предмета регулирования Закона в ч. 1 комментируемой статьи указано, что данный Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Данная часть изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ, которым одновременно также в новой редакции изложена статья 1465 части четвертой ГК РФ, определяющая понятие секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана. Согласно пункту 1 этой статьи в новой редакции секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

В прежней редакции ч. 1 комментируемой статьи предусматривалось, что комментируемый Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Соответственно, статья 1465 ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции определяла, что секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В свою очередь, часть 1 комментируемой статьи излагалась полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в том числе главу 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”. Первоначальная редакция рассматриваемой части устанавливала, что комментируемый Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в т.ч. государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В данной редакции приведенные положения были закреплены соответственно положениям ст. 139 части первой ГК РФ (статья признана утратившей силу упомянутым Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ), предусматривавшим, что: сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (п. 1); информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными данным Кодексом и другими законами (п. 2).

Следует также упомянуть, что определение предмета регулирования комментируемого Закона согласуется с положениями ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” <6>, в которых указано, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

——————————–

<6> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

 

  1. Часть 2 комментируемой статьи распространяет положения комментируемого Закона на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована. Соответственно, речь идет о документированной информации, понятие которой определено в п. 11 ст. 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” как зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Указанная статья 2 названного Закона также содержит пункт 11.1 (введен Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ <7>), определяющий понятие “электронный документ” – это документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

——————————–

<7> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

 

Необходимо также упомянуть, что в соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

  1. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи из сферы действия комментируемого Закона исключены сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства РФ о государственной тайне. Это изъятие согласуется с положениями ч. 3 ст. 9 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” о том, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” <8>, что и определено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ <9>). Как определено ст. 2 названного Закона, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.

——————————–

<8> РГ. 1993. 21 сентября. N 182.

<9> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

 

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне”, в т.ч.: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 в соответствии со ст. 4 названного Закона утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <10>.

——————————–

<10> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

Статья 2. Утратила силу с 1 октября 2014 года. – Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ.

 

Комментарий к статье 2

 

Статья 2 комментируемого Закона в прежней (первоначальной) редакции определяла состав законодательства РФ о коммерческой тайне, а именно – ГК РФ, комментируемый Закон и другие федеральные законы. Данная статья признана утратившей силу с 1 октября 2014 г. Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ, которым, как говорилось выше, изложена в новой редакции часть 1 ст. 1 комментируемого Закона, определяющая предмет регулирования данного Закона, и статья 1465 части четвертой ГК РФ, определяющая понятие секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана (см. коммент. к ст. 1 Закона). Соответственно, в новой редакции предметы регулирования данного Закона и главы 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)” данного Кодекса разделены.

Помимо прочего, утрата силы ст. 2 комментируемого Закона означает отрицание существования такой законодательной отрасли, как законодательство РФ о коммерческой тайне. Следует подчеркнуть, что в данной статье речь шла только о законодательных актах федерального уровня. Это было предопределено положением п. “о” ст. 71 Конституции РФ, относящим гражданское законодательство к вопросам исключительного ведения России.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 3

 

В статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов – редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Коммерческая тайна (п. 1). Информация, составляющая коммерческую тайну (п. 2).

Положения п. п. 1 – 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции определяли следующее содержание следующий понятий:

“коммерческая тайна” – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

“информация, составляющая коммерческую тайну” – это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в т.ч. составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

“режим коммерческой тайны” – это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ введена в действие часть четвертая ГК РФ, содержащая в т.ч. главу 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”. Названную главу открывает статья 1465, в первоначальной редакции которой понятие секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, определялось следующим образом: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Соответственно, Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в целях приведения комментируемого Закона в соответствие с частью четвертой ГК РФ приведенный пункт 3 комментируемой статьи, определявший понятие режима коммерческой тайны, признан утратившей силу, а пункты 1 и 2 данной статьи изложены в следующей редакции:

коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В свою очередь, упомянутая статья 1465 ГК РФ изложена Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ с 1 октября 2014 г. полностью в новой редакции, в п. 1 которой определено, что секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в т.ч. путем введения режима коммерческой тайны.

Как отмечалось авторами проекта изменений, тем самым уточнено определение секрета производства (ноу-хау), из которого исключена жесткая привязка к соблюдению режима коммерческой тайны; обладатель секрета производства должен лишь принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности, а режим коммерческой тайны как одну из таких мер он может выбрать по своему усмотрению; соответствующие изменения должны быть внесены также в комментируемый Закон, в результате чего применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.

Соответственно, Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ одновременно изложен полностью в новой редакции пункт 2 комментируемой статьи. В новой редакции данного пункта понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Следует также отметить, что в п. 1 ст. 139 части первой ГК РФ было определено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Понятие секрета производства (ноу-хау) было определено также в ч. 1 ст. 151 ОГЗ СССР, предусматривавшей, что обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что: 1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Эти положения в наибольшей степени соответствовали пункту 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) <11>, заключенного в г. Марракеше 15 апреля 1994 г., предусматривающему, что физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии что такая информация: a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной – лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией; b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность; и c) является предметом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

——————————–

<11> СЗ РФ. 2012. N 37 (ч. VI). Ст. 2818.

 

При этом согласно сноске к указанной статье для целей приведенных положений выражение “способ, противоречащий честной коммерческой практике” подразумевает как минимум такую практику, как расторжение договора, подрыв доверия или содействие подрыву доверия, и включает приобретение закрытой информации третьими лицами, которым было известно или не было известно в результате грубой небрежности, что приобретение такой информации подразумевает такую практику.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну (п. 4).

В рамках определения содержания данного понятия указано, что это лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Более общее понятие “обладатель информации” определено в п. 5 ст. 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” как лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Согласно части 3 ст. 4 комментируемого Закона полученной законным способом считается информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании. Установление режима коммерческой тайны регламентировано положениями ст. 10 данного Закона, в ч. 1 которой определен перечень мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем. Согласно части 2 указанной статьи лишь после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, таких мер режим коммерческой тайны считается установленным.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (п. 5).

Данное понятие определено как ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” использует более общее понятие “доступ к информации”, представляющее собой согласно п. 6 ст. 2 данного Закона возможность получения информации и ее использования. В пункте 7 указанной статьи 2 названного Закона определено понятие “конфиденциальность информации” – это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Передача информации, составляющей коммерческую тайну (п. 6). Контрагент (п. 7).

Определяя понятие “передача информации, составляющей коммерческую тайну”, пункт 6 комментируемой статьи указывает, что это передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.

Соответственно этому определению в п. 7 данной статьи определено понятие “контрагент” – это сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.

Общее понятие гражданско-правового договора определено в статье 420 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Как предусмотрено там же, в п. 1 ст. 1466 ГК РФ, обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом. Способами распоряжения исключительным правом на секрет производства (ноу-хау) как результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, являются в т.ч. заключение предусмотренных соответственно в ст. ст. 1468 и 1469 части четвертой ГК РФ договора об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства (см. коммент. к ст. 6.1 Закона).

Как говорилось выше, понятие “конфиденциальность информации” определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” – это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну (п. 8).

Данное понятие определено как передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций. В рамках определения более общего понятия “предоставление информации” в п. 8 ст. 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” указано, что это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

В положениях статьи 6 комментируемого Закона названы две группы субъектов, которым предоставляется информация, составляющая коммерческую тайну: 1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, т.е. те же субъекты, что и в рассматриваемом пункте; 2) суды, органы предварительного следствия, органы дознания (по делам, находящимся в их производстве).

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну (п. 9).

Определяя данное понятие, рассматриваемый пункт указывает, что это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в т.ч. с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” не упоминает формы доведения информации (устная, письменная, иная форма, в т.ч. с использованием технических средств), но использует понятие “электронное сообщение”, которое в п. 10 его ст. 2 определено как информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Понятие “информационно-телекоммуникационная сеть” определено в п. 4 указанной статьи – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Просмотров: 3472

Tags: Комментарий

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Какая информация относится к коммерческой тайне? Как установить режим коммерческой тайны?

Из этой статьи вы узнаете: Что регулирует федеральный.

Актуальные изменения и проблемы коммерческой тайны за последнее время

Закон о коммерческой тайне определяет основные требования к составу и мерам защиты конфиденциальной информации, образующейся в процессе предпринимательской деятельности. О структуре и содержании этого нормативного акта узнайте из нашего материала.

 

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)

Специфика терминологии закона № 98-ФЗ

Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)

Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)

Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)

Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)

Итоги

 

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) регулирует отношения, связанные с соблюдением (установлением, изменением и прекращением) режима коммерческой тайны — специального порядка работы с информацией, позволяющей ее обладателю:

  • увеличить доход при существующих или возможных обстоятельствах;
  • сократить или свести к минимуму неоправданные расходы;
  • сохранить свое положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • получить иную коммерческую выгоду.

Когда налоговая выгода признается необоснованной, узнайте из материалов:

Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне определяет алгоритмы работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (ИКТ).

ИКТ — это сведения любого характера (технические, производственные и иные), обладающие следующими свойствами:

  • коммерческой ценностью (действительной или потенциальной) в силу неизвестности их третьим лицам;
  • недоступностью для третьих лиц на законных основаниях.

Структура закона:

№ статьи

Содержание

1

сфера и цели применения закона

3

расшифровка примененных в законе терминов и определений

4

порядок отнесения информации в разряд ИКТ

5

перечень сведений, которые не могут помещаться под режим коммерческой тайны

6

алгоритм предоставления ИКТ

6.1

перечисление прав обладателя ИКТ

10–13

описание мероприятий, защищающих ИКТ:

  • в рамках трудовых отношений;
  • при ее предоставлении госорганам

14–15

детализация видов ответственности:

  • за нарушение закона № 98-ФЗ;
  • непредоставление ИКТ госорганам

Закон № 98-ФЗ о коммерческой тайнеприменяется к ИКТ вне независимости от того, на каком носителе она зафиксирована. Носителями ИКТ могут быть:

  • бумага;
  • компьютерные накопители (внешние и внутренние);
  • оптические носители (лазерные диски и др.).

На каких накопителях фиксируется информация, необходимая для расчета налоговых обязательств, — см. в материалах:

Специфика терминологии закона № 98-ФЗ

В федеральном законе о коммерческой тайне привычная для субъектов рыночных отношений терминология применяется в специфической трактовке.

К примеру, термин «контрагент» в контексте данного закона означает сторону договора, получившую ИКТ от ее обладателя. Обладателем ИКТ закон называет лицо:

  • владеющее ИКТ на законных основаниях;
  • ограничившее доступ к ИКТ;
  • установившее в отношении ИКТ режим коммерческой тайны.

Отдельно расшифрованы термины «передача» и «предоставление», относящиеся к ИКТ:

  • под передачей ИКТ понимается получение контрагентом информации от ее обладателя в объеме и на условиях, предусмотренных договором (важное специфическое условие договора — контрагенту необходимо обеспечить охрану конфиденциальности полученной информации);
  • предоставление ИКТ — это процесс ее передачи от обладателя госорганам для выполнения их функций.

Кроме того, в законе выделено 2 специфичных термина, неразрывно связанных с ИКТ:

1. Доступ к ИКТ — это ознакомление определенных лиц с информацией при соблюдении следующих условий:

  • наличие согласия обладателя ИКТ на такое ознакомление (или иного законного основания);
  • обязательное соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации.

2. Разглашение ИКТ — это доступ к ней третьих лиц:

  • без согласия обладателя ИКТ;
  • в нарушение условий договора (трудового или гражданско-правового).

Нюансы оформления и специфику применения различных договоров узнайте из наших материалов:

Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)

Вопрос законности или незаконности получения ИКТ зависит в первую очередь от того, какие сведения попали в разряд коммерческой тайны.

В список ИКТ в зависимости от производственно-организационной специфики работы предпринимателей может попадать информация следующего характера:

  • учетная (сведения из учетных регистров и отчетности);
  • информационная (клиентские базы, условия сделок);
  • методологическая (алгоритмы ценообразования, нормативы расходов);
  • техническая (описание разработанных или находящихся в стадии разработки технологий и способов, промышленные образцы и модели);
  • охранно-обеспечительная (о средствах и методах обеспечения охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Если информация не попала в перечень ИКТ, ее получение любым заинтересованным лицом не будет считаться незаконным.

Вторым важным аспектом законного или незаконного получения ИКТ является способ ее приобретения. ИКТ может быть получена заинтересованным в ней лицом двумя способами:

  1. С оформлением факта передачи договором с обладателем ИКТ (или на другом законном основании) — это путь законного получения ИКТ.
  2. Без оформления договора, при этом:
  • получение ИКТ было сопряжено с умышленным нарушением мер по охране ее конфиденциальности;
  • получатель информации знал о том, что приобретенные сведения относятся к ИКТ и передающее ее лицо не обладает полномочиями и законными основаниями для ее передачи.

Способ получения ИКТ «без оформления договора» является незаконным — за его использование предусмотрена ответственность (о ее видах читайте в одном из следующих разделов материала).

Законом № 98-ФЗ определен состав сведений, которые не могут быть определены как ИКТ вне зависимости от желания ее обладателя (см. далее).

Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к ИКТ, приведен в ст. 5 закона о коммерческой тайне. Их можно объединить в следующие группы:

  • регистрационно-учредительные (информация из учредительных документов юрлица; документов, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и ИП в госреестры; списки лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности);
  • разрешительные (сведения из документов, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности);
  • статистические (о численности и составе работников, о показателях деятельности НКО и др.);
  • социально-долговые (о долгах работодателей по зарплате и иным социальным выплатам);
  • административные (о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их нарушение);
  • отчетно-бюджетные (об использовании бюджетных средств госучреждениями, ГУПами и МУПами, а также о составе их имущества);
  • конкурсные (об условиях аукционов и конкурсов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности);
  • общебезопасные (о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности населения и производственных объектов);
  • ограничительно-обязательные (сведения, недопустимость ограничения доступа к которым или обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами).

Таким образом, статья 5 ФЗ о коммерческой тайне не позволяет обладателю коммерческой информации «засекретить» абсолютно все связанные с предпринимательской деятельностью сведения.

Как и когда предоставляются налоговикам сведения о численности работников и для чего они им нужны — узнайте из материала «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)

Привилегией по получению ИКТ обладают госорганы — в ст. 6 закона о коммерческой тайне определены условия и порядок такого предоставления ИКТ.

Обладатель ИКТ дает ее:

1. На безвозмездной основе.

2. По мотивированному требованию госоргана, содержащему:

  • указание цели и правовое основание затребования ИКТ;
  • срок предоставления ИКТ;
  • подпись уполномоченного лица госоргана.

Если госорган, оформивший указанное требование, не получит затребованную информацию от ее обладателя, он имеет право запросить ее через судебные органы.

В п. 3 ст. 6 ФЗ о коммерческой тайне установлена обязанность обладателя ИКТ (и госорганов, ее получивших) предоставить ее по запросу:

  • органов предварительного следствия;
  • органов дознания;
  • судов.

При предоставлении информации на документах, содержащих ИКТ, наносится гриф «Коммерческая тайна» с указанием реквизитов ее обладателя:

  • для ИП — Ф. И. О. и место жительства;
  • для юрлиц — полное название и адрес местонахождения.

О значении для налогообложения термина «адрес местонахождения» узнайте из размещенных на нашем портале сообщений:

Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)

Для сохранения конфиденциальности ИКТ ее обладателю необходимо (п. 1 ст. 10 закона о коммерческой тайне):

  • уточнить список сведений, относимых к коммерческой тайне;
  • разработать алгоритмы обращения с ИКТ и контроля за их соблюдением;
  • учитывать получивших доступ к ИКТ лиц;
  • регулировать процесс использования ИКТ (включать особые условия в трудовые договоры с работниками и договоры ГПХ с контрагентами);
  • снабжать носители ИКТ грифом «Коммерческая тайна» с расшифровкой реквизитов обладателя.

Предпринятые обладателем «охранные» меры признаются разумно достаточными, если:

  • без согласия обладателя доступ к ИКТ невозможен;
  • обеспечивается возможность использования ИКТ работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

За нарушение конфиденциальности полученной ИКТ предусмотрена ответственность 4 видов (ст. 14 закона № 98-ФЗ):

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Помимо ответственности за нарушение конфиденциальности, ст. 15 закона № 98-ФЗ предусматривает наказание:

  • за невыполнение обладателем ИКТ законных требований госорганов о предоставлении информации;
  • воспрепятствование получению ИКТ должностными лицами госорганов.

О наказании за разглашение банковской конфиденциальной информации см. «Ответственность за разглашение банковской тайны по УК РФ».

Итоги

Информация может попасть в разряд коммерческой тайны, если ее обладатель посчитает недопустимым ее распространение для широкого круга лиц (клиентские базы, новые технологии в стадии разработки и т. д.) и обеспечит ее охрану.

Знание требований закона о коммерческой тайне позволяет обладателям информации сохранить свои коммерческие секреты, а получателям сведений избежать ответственности за незаконное их разглашение.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

коммерческой тайны, регулируются Федеральным законом от 29.07.2004 Закон о коммерческой тайне допускает защиту не любой.