обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговом кодексом. В случае, если решение по жалобе (апелляционной.

Налоговые споры и пути их разрешения

26.03.2018

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Сроки обжалования решений налогового органа,

действий или бездействия его должностных лиц

 

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Порядок обжалования решений налогового органа,

действий или бездействия его должностных лиц

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) могут быть обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Содержание, оформление и правила подачи жалобы

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

— лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

— по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

 

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, так и в Федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Апелляционная жалоба пишется так…

Заключение по жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа

0

Когда налоговая инспекция принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в
привлечении к такой ответственности, это решение в общем случае вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения такого решения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Но налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящий
налоговый орган, тем самым отсрочив вступление в силу ранее вынесенного решения. Как
подать апелляционную жалобу в налоговую, расскажем в нашей консультации и приведем

образец составления такой жалобы.

Куда и в какие сроки подается апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции подается в вышестоящий
налоговый орган. Но подать такую жалобу нужно через инспекцию, вынесшую решение.
И уже сама эта инспекция в течение 3 рабочих дней должна будет направить жалобу со
всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.l ст. 139.1 НК РФ).

Подать апелляционную жалобу можно лишь до дня вступления в силу обжалуемого
решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). То есть до истечения 1 месяца (п. 4 ст. 31, п. 9 ст. 101 НК РФ, пп. 27, 28 п. 1, п. 11 Приложения к Приказу ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]):

  • или со дня непосредственного вручения решения;
  • или со дня отправки квитанции о приеме (при передаче решения по ТКС);
  • или со дня, следующего за днем размещения решения в личном кабинете налогоплательщика;
  • или с 6-го рабочего дня, следующего за днем отправки решения по почте.

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Апелляционная жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки,
должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня
получения такой жалобы. И в этот же срок должно быть вынесено решение по жалобе.
Руководитель (замруководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, может
продлить срок рассмотрения не более чем на 1 месяц при предоставлении организацией,
подавшей жалобу, дополнительных документов, или для получения от нижестоящей
инспекции документов (информации) (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение налоговой инспекции, обжалованное в апелляционном порядке и не отмененное вышестоящим налоговым органом, вступает в силу со дня принятия по жалобе решения вышестоящим налоговым органом. Такой порядок применяется даже к той части решения, которая вовсе не обжаловалось.

Если решение инспекции было отменено вышестоящим налоговым органом, то со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом должно применяться именно это, последнее решение.

А вот если апелляционная жалоба будет оставлена без рассмотрения, то решение нижестоящей налоговой инспекции вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения оставить жалобу без рассмотрения, но не ранее истечения месячного срока, который давался на обжалование (ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба в налоговую: образец

Форма и содержание апелляционной жалобы в налоговую инспекцию (образец будет
приведен ниже) предусмотрены ст. 139.2 НК РФ.

Так, жалоба подается в письменном виде и подписывается лицом, ее подавшим, или его
представителем.

Апелляционная жалоба может быть передана лично, направлена по почте с описью
вложения и уведомлением о вручении, направлена через ТКС или через личный кабинет
налогоплательщика.

В апелляционной жалобе нужно указать:

  • Ф.И.О. и место жительства физлица, подающего жалобу, или наименование и адрес
    организации, подающей жалобу;
  • предмет обжалования (акт налогового органа ненормативного характера, действия или
    бездействие его должностных лиц);
  • наименование налогового органа, чье решение обжалуется (или действия или
    бездействие должностных лиц которого обжалуются);
  • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе (на бумаге, в электронной форме через ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Для оперативного рассмотрения жалобы в ней можно указать номера телефонов, факсов,
адреса электронной почты и иные сведения.

Если жалоба подается представителем, к ней прилагается доверенность.

Также к жалобе можно приложить любые иные документы, которые бы подтверждали
доводы лица, подающего жалобу.

Приведем пример апелляционной жалобы на решение налогового органа.

Скачать пример апелляционной жалобы на решение налогового органа (бланк) можно здесь.

Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

Скачать

Заключение по жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу.

Разъясняем порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган

Л.В. Кравчинский,
руководитель группы налоговой практики 

 

 

 

 

 

Н.А. Травкина,

старший юрист, канд. юрид. наук

Авторы – сотрудники юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
E-mail: [email protected] 

 

Вопрос участия налогоплательщика в решении своей участи стоит как никогда остро. Такое участие в рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом российским законодательством не предусмотрено, но и не запрещено

Суть проблемы

Министерство финансов РФ в письме от 24.06.2009 № 03-02-07/1-323 разъяснило, что привлечение налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом не обязательно, так как ни в Налоговом кодексе РФ, ни в каком-либо ином законодательном акте не содержится такого требования.

Мнение налоговых экспертов

Мы готовы согласиться со сделанными Минфином России выводами. Вместе с тем полагаем, что лишать налогоплательщика (его представителя) возможности участвовать в рассмотрении его жалобы, если он изъявил желание участвовать и письменно сообщил об этом в рассматривающий жалобу налоговый орган, незаконно.

В обоснование нашей точки зрения приведем следующие доводы.

По смыслу части 2 статьи 45 Конституции РФ ограничение права налогоплательщика может иметь вид только прямого законодательного запрета. Следовательно, простое неупоминание в законе определенного способа защиты права не лишает физических или юридических лиц возможности воспользоваться этим способом защиты.

 

Статья 45 Конситуции РФ
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, охватывают не только нормотворческую, но и правоприменительную деятельность, и в случаях, когда отношения субъектов права не урегулированы или недостаточно урегулированы положениями федеральных законов, законов субъектов РФ и (или) подзаконных актов, непосредственному применению подлежат конституционные нормы.
В главах 19 и 20 НК РФ закреплены положения о процедуре рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционных жалоб налогоплательщиков на решения, выносимые налоговыми инспекциями по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок в порядке статей 100–101 НК РФ.

Эти нормы не содержат детального описания порядка рассмотрения апелляционных жалоб, и границы правоприменения, установленные в них для вышестоящего налогового органа, состоят только в указании сроков, в течение которых жалоба должна быть рассмотрена, и в определении вариантов возможного решения по итогам ее рассмотрения (ст. 140 НК РФ).

В то же время в статьях 19 и 20 НК РФ не установлен законодательный запрет на участие налогоплательщика в процедуре рассмотрения жалобы.

Если законом не запрещено участие налогоплательщика в рассмотрении апелляционной жалобы, то в силу непосредственного действия статьи 45 Конституции РФ он вправе защищать свои права и свободы, участвуя в ее рассмотрении.

Позиция Конституционного Cуда РФ

В пункте 2.4 Определения от 12.07.2006 № 267-О Конституционный Суд РФ указал на право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами (закреплено в статье 45 Конституции РФ). Данное право предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и в случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции РФ право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика на стадии рассмотрения дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять свои возражения, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы Конституции РФ.

В развитие нормы части 2 статьи 45 Конституции РФ в Налоговом кодексе РФ установлено, что налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя (подп. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики также вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Учитывая, что законом прямо не запрещено участие налогоплательщика в рассмотрении апелляционной жалобы, и принимая во внимание все перечисленные выше положения законодательства РФ, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе просить налоговый орган об обеспечении его участия в рассмотрении апелляционной жалобы и вправе участвовать в ее рассмотрении, реализуя таким образом свои права заявлять возражения на претензии налогового органа, давать устные пояснения и представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого нижестоящим налоговым органом решения.

Соблюдение перечисленных прав налогоплательщика обеспечено установленной законодательством РФ обязанностью налогового органа вызвать его при наличии соответствующего ходатайства на рассмотрение апелляционной жалобы. Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены требования обеспечения государственным органом объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, а в случае необходимости – с участием направившего обращение гражданина (подп. 1 п. 1 ст. 10).

Права и обязанности налоговых органов их должностные лица обязаны реализовывать в пределах своей компетенции (подп. 2 ст. 33 НК РФ). Следовательно, права налогового органа – обязанность его должностных лиц.

Точка зрения Высшего Арбитражного Суда РФ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
В Республике Татарстан складывается прогрессивная практика рассмотрения апелляционных жалоб. Если налогоплательщик в апелляционной жалобе ходатайствует об уведомлении о дате и времени рассмотрения жалобы, налоговая служба удовлетворяет такое ходатайство, уведомляет налогоплательщика и при явке представителей налогоплательщика рассматривает апелляционную жалобу в их присутствии.
 

С 1 января 2009 г. вступил в силу пункт 5 статьи 101.2 НК РФ сноска 1, согласно которому обращение в вышестоящий налоговый орган с жалобой о признании недействительным решения нижестоящего налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности является обязательной досудебной стадией урегулирования спора. До этого времени обжалование налогоплательщиком в суд решения налогового органа было возможно без обращения в вышестоящий налоговый орган (ст. 137 и 138 НК РФ).

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.02.2008 № 12566/07, законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством. Одна из таких гарантий при судебном порядке взыскания сумм налоговых санкций – обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.

Таким образом, смысл обязательного досудебного рассмотрения жалоб налогоплательщика на решения налогового органа состоит не в том, чтобы, обратившись в вышестоящий налоговый орган, налогоплательщик получил очередную отписку, а в том, чтобы он мог представить по предъявленным налоговым органом претензиям свои возражения и подтверждающие их доказательства, а также рассчитывать на максимально благоприятные условия для их полного, всестороннего и объективного рассмотрения.

Это подтверждается и позицией Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении Президиума от 16.06.2009 № 391/09: «Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля».

Выводы

1. Рассмотрение вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика является стадией налогового контроля, поскольку, осуществляя проверку решения нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган одновременно проверяет, соблюдено ли законодательство о налогах и сборах налогоплательщиком. В связи с этим действия вышестоящего налогового органа по рассмотрению апелляционной жалобы вписываются в определение налогового контроля. В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сбора), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

На этом основании вывод Президиума ВАС РФ, изложенный в Постановлении № 391/09, несомненно, распространяется на процедуру рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика.

Реализовать права, установленные статьей 33, частью 2 статьи 45 Конституции РФ и подпунктами 6–7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщик может, обратившись в вышестоящий налоговый орган с ходатайством об обеспечении участия его представителей в рассмотрении апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа.
Право каждого обращаться в государственные органы (ст. 33 Конституции РФ) и защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ) предполагает не только право подать в государственный орган или должностному лицу соответствующее ходатайство, но и право получить на свое обращение адекватный ответ. В случае отказа в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении апелляционной жалобы решение по ней должно быть законным, обоснованным и мотивированным, что не предполагает его произвольности. Иное будет нарушением названных конституционных прав сноска 2.

2. Получив ходатайство налогоплательщика, вышестоящий налоговый орган обязан пригласить его на рассмотрение апелляционной жалобы (положения подп. 4 п. 1 ст. 31; подп. 2 ст. 33 НК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12566/07).

Если вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не извещенного о времени и месте рассмотрения налогоплательщика, при том что налогоплательщик просил обеспечить участие его представителей в ее рассмотрении, то этим вышестоящий налоговый орган нарушает перечисленные положения законодательства РФ и права налогоплательщика.

3. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (первый абзац п. 14 ст. 101 НК РФ). Данное положение относится не только к вынесению решения по результатам выездной налоговой проверки, но также и к утверждению этого решения вышестоящим налоговым органом (второй абзац п. 9 ст. 101 НК РФ). Это подтверждается формулировкой нормы п. 14 ст. 101 НК РФ: в ней идет речь о соблюдении должностными лицами налоговых органов всех требований, установленных НК РФ, а не только статьи 101 НК РФ «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки».

Применение судами изложенной позиции повлечет признание решения вышестоящего налогового органа, принятого без уведомления налогоплательщика (его представителя) о времени и месте рассмотрения его жалобы, нарушающим процедуру принятия решения, затрагивающим право налогоплательщика на защиту, а следовательно, недействительным сноска 3.

4. Пунктом 9 статьи 101 НК РФ установлено, что в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в его привлечении к ответственности вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 и 3 ст. 70 НК РФ).
При этом повторного рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом в НК РФ не предусмотрено. На наш взгляд, это означает, что решение налогового органа, на которое налогоплательщиком подана жалоба, никогда не вступит в законную силу и не повлечет за собой взыскание начисленных этим решением налогов, пеней и штрафов.

 

сноска 1 См.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

сноска 2 Такую позицию сформулировал КС РФ в определениях от 25.01.2005 № 42-О и от 19.06.2007 № 481-О-О.

сноска 3 Подобная судебная практика на сегодняшний день единична. – См.: Решение АС Волгоградской области от 22.08.2008; Постановление 12-го ААС от 24.10.2008; Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2009 и Определение ВАС РФ от 24.06.2009 № ВАС-6140/09 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ» – по делу № А12‑10757/2008.
 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как подать апелляционную жалобу, чтобы ее удовлетворили?

Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание.